Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"
Оценка 4.7

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
24.06.2017
Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"
Присутствующие на пресс-конференции узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны; познакомятся с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышат их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи; выяснят, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.
poeziya_opalennaya_voynoy.docx
Поэзия, опаленная войной. Урок пресс – конференция. (11 класс). ( 2 часа). Оформление урока: выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне;  записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов­  современников, пишущих о войне; газета  со стихотворениями и фрагментами сочинений учащихся  на военную тему, мультимедийный проектор. Учащиеся распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.  1­Я ГРУППА учащихся («специалисты­исследователи»)                       Изучает поэзию военного и послевоенного времени, готовит сообщение                       ( краткое) о Константине Симонове, Александре Твардовском, Алексее Суркове,                        Ольге Берггольц. 2­Я ГРУППА учащихся знакомится с творчеством молодых лириков, отдавших свои жизни за                        Родину (Муса Джалиль, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров). 3­Я ГРУППА учащихся изучает творчество Юлии Друниной, Эдуарда Асадова, Владимира                       Высоцкого или Роберта Рождественского. ОФОРМЛЕНИЕ. Ученики выпускают газеты, подбирают  записи песен о войне,                              делают  фотомонтаж из портретов и фотографий  (поэтов­фронтовиков), готовят                                презентации. «ЖУРНАЛИСТЫ» (два ученика) освещают ход пресс­конференции: пишут небольшие статьи,                              которые в конце пресс­конференции зачитываются.   «БИБЛИОТЕКАРИ» (два ученика) готовят обзор книг о Великой Отечественной войне. КОНТРОЛЬ  за пресс­конференцией осуществляет один ученик. В конце урока он рецензирует и  оценивает работу каждого участника пресс­конференции. 1 В центре класса или зала за столом – ведущий (учитель) и несколько учащихся («корреспонденты»), которые подготовили интересные вопросы по данной теме урока. Вопросы «корреспондентов»  заранее просматриваются ведущим (учителем), даются рекомендации.        Ведущий адресует вопросы (в зависимости от содержания) разным группам учащихся. ЭПИГРАФ  (на экране):                                        Прошла война, прошла страда,                                        Но боль взывает к людям:                                        Давайте, люди, никогда                                        Об этом не забудем!                                                                          А.Т.Твардовский. (Приложение. Слайды 1­4) Учитель.       Мы проводим пресс­конференцию на тему «Поэзия, опаленная войной»,         на которой присутствуют корреспонденты (имена),          а также гости.         На вопросы, интересующие корреспондентов,  ответят специалисты­ исследователи поэзии          Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Они сидят за столиком № 1.        Разрешите представить сидящих за столиком № 2 исследователей творчества молодых поэтов,         погибших во время войны.        Стол № 3.  Поклонники и исследователи творчества Ю Друниной, Э.Асадова, В.Высоцкого,        Р.Рождественского.       Стол № 4. Художники и оформители сегодняшней пресс­конференции.       Стол №5. Журналисты, освещающие ход пресс­конференции.       Стол №6. Представители библиотеки. Выступят с обзором литературы по теме.       Стол №7. Контроль за пресс­конференцией осуществляет (имя). ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ПРЕСС ­ КОНФЕРЕНЦИИ. Присутствующие на пресс­конференции узнают о значении литературы в годы Великой  Отечественной войны; познакомятся с творчеством молодых поэтов­фронтовиков, услышат их  2 страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи; выяснят, в чём причина  постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны. Тихо звучит песня на слова В.Лебедева­Кумача «Священная война», затем громче… После припева музыка смолкает. Говорит учитель. УЧИТЕЛЬ. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.         Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.         Священная  Российская  земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов,  отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на  Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках  написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это  «голос героической души русского народа».          Время войны – время, спрессованное по преимуществу. Год его приравнивался к десятилетию  мирной жизни. Закономерно, что и поэзия, глубоко выразившая то время, ­ это поэзия  насыщенности, особой спрессованности. Спрессованности не столько специфически батального,  сколько человеческого – и в смысле деяния, и в смысле раздумий и переживаний.    (  Продолжает звучать песня на слова В.Лебедева­Кумача «Священная война»).    Эта песня заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это  испытание для нашей литературы.    Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам, защищавшим родную землю пером и автоматом,  поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни. ВОПРОСЫ сидящих рядом с ведущим    «корреспондентов», на которые отвечают учащиеся 1­й  и   2­й  групп.  КОРРЕСПОНДЕНТЫ: 1)  (Вопросы для исследователей, сидящих за столом № 1) ­    Сколько же писателей и поэтов  было на фронте? Назовите их имена.          (Ответ: В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев заявил:  «Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут  сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».  3 Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину,  разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат. Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин,  Аркадий Гайдар, молодые поэты – Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. «Они  ушли не долюбив, не докурив последней папиросы…»  ).                                           ­    Какую роль играла в те суровые военные годы  поэзия? (Ответ: Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Стихи А.Твардовского, А.Суркова, О.Берггольц, Н.Тихонова, А.Ахматовой и их товарищей были  рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о  Родине, о прошлом, настоящем и будущем её. Поэзия не льстила современнику, не изображала его усеянным розами даже в дни побед, но и не  чернила его. Она говорила правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была  победа, и была скорбной, где была скорбь. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла  веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить! Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия!  ). ­     Расскажите о К. Симонове, А. Суркове, А. Твардовском, О. Берггольц . Какие стихи о войне  взволновали вас? Прочтите их. (Вопросы «адресуются» учащимся 1­й группы, которые рассказывают о поэтах, читают наизусть  стихи. Желательно, чтобы прозвучали произведения К.Симонова «Жди меня», «Ты помнишь,  Алёша дороги Смоленщины…», «Дом друзей»,   А.Суркова «Шестой», «Наедине с тобой»,  «Присягаем победой», песни «Бьётся в тесной печурке огонь…», «Песня смелых», отрывки из  поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин», стихотворение О.Берггольц «Я говорю с тобой под  свист снарядов…» и другие.)    1. КОНСТАНТИН  МИХАЙЛОВИЧ  СИМОНОВ.(1915 – 1979) (Приложение. Слайды 5­11) Константин (Кирилл) Симонов родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не  увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который  преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Всё детство  Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Особого достатка в семье  никогда не было, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично­ заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу. Знаний у Симонова было недостаточно с  его семилетним образованием, но он считался представителем рабочего класса, а это было самой  лучшей рекомендацией. 4 В 1938 году Симонов оканчивает Литературный институт. В том же году принят в Союз писателей  СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории,философии,литературы).В 1941 году (в  течение года) учится на курсах военных корреспондентов при Военно­политической академии,  получает воинское звание интенданта второго ранга. Начало войны  наложило отпечаток на всё последующее творчество Константина Симонова.  Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал  корреспондентом газеты «Красная звезда».Ради нескольких строчек Симонов переезжает с фронта  на фронт.   Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по  землям Румынии, Болгарии,  Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Всё, что он опубликовал в годы войны, позже вошло в его книги:  «От Чёрного до Баренцева моря», «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии». В военные годы Константин Симонов пишет  пьесы «Жди меня», «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи». Выходят два его  сборника стихов «С тобой и без тебя» и  «Война». О войне он знал ни с чьих­то рассказов – он  бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые  командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. В послевоенные годы  появляется его трилогия «Живые и мёртвые», которая повествует о героических событиях войны. В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году – звание  подполковника, а после войны – полковника. Перед смертью в 1979 году  Константин Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель  хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле  неподалёку от Бобруйска. (Умер он 28 августа 1979г в Москве). Согласно завещанию, прах  К.Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.  Стихи Симонова  «Жди меня»,  «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»,  «Дом друзей». (Стихи читаются наизусть). Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать 5 В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, — Просто ты умела ждать, Как никто другой. А. Суркову Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! — И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась, Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих. Ты знаешь, наверное, все-таки Родина - Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил. Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела. Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, 6 Весь в белом, как на смерть одетый, старик. Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые, Покуда идите, мы вас подождем. «Мы вас подождем!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождем!» — говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла. 1941 2. АЛЕКСАНДР  ТРИФОНОВИЧ  ТВАРДОВСКИЙ.(1910 – 1971) (Приложение. Слайды 12­18) Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня (21 н.с.) 1910 года  в деревне Загорье  Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьём доме книга  не была редкостью. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В 14 лет будущий  поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны.  В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной  Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности  спецкорреспондента военной газеты. Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи  Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки  спустя – направлен в штаб Юго­Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой  газете «Красная Армия».  Трифонов вспоминает: «В 1941 году под Киевом едва вышел из  окружения. Редакция газеты Юго­Западного фронта, в которой работал, размещалась в Киеве.  Приказано было не покидать город до последнего часа. Армейские части уже отошли за Днепр, а  редакция всё ещё работала. Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой  комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение, но на этот раз под Каневом, из которого опять­ таки вышел «чудом». В середине 1942 года был перемещён на Западный фронт, и теперь до самого  7 конца войны его родным домом стала газета «Красноармейская правда». Правда она стала родным  домом и легендарного Тёркина. Во время Великой Отечественной войны была создана поэма «Василий Тёркин» (1941­45) – яркое  воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию  Твардовского,  « «Тёркин» был…моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением,  анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Почти одновременно с «Тёркиным» и стихами «Фронтовой хроники» поэт начал законченную уже  после войны поэму «Дом у дороги» (1946). Многие годы Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. 18 декабря 1971 года Твардовский скончался после тяжёлой болезни. Стихи Твардовского: отрывки из поэмы «Василий Тёркин»,  «В тот день, когда окончилась война». В тот день, когда окончилась война И все стволы палили в счет салюта, В тот час на торжестве была одна Особая для наших душ минута. В конце пути, в далекой стороне, Под гром пальбы прощались мы впервые Со всеми, что погибли на войне, Как с мертвыми прощаются живые. До той поры в душевной глубине Мы не прощались так бесповоротно. Мы были с ними как бы наравне, И разделял нас только лист учетный. Мы с ними шли дорогою войны В едином братстве воинском до срока, Суровой славой их озарены, От их судьбы всегда неподалеку. И только здесь, в особый этот миг, Исполненный величья и печали, Мы отделялись навсегда от них: Нас эти залпы с ними разлучали. Внушала нам стволов ревущих сталь, Что нам уже не числиться в потерях. И, кроясь дымкой, он уходит вдаль, Заполненный товарищами берег. И, чуя там сквозь толщу дней и лет, Как нас уносят этих залпов волны, Они рукой махнуть не смеют вслед, Не смеют слова вымолвить. Безмолвны. 8 Вот так, судьбой своею смущены, Прощались мы на празднике с друзьями. И с теми, что в последний день войны Еще в строю стояли вместе с нами; И с теми, что ее великий путь Пройти смогли едва наполовину; И с теми, чьи могилы где-нибудь Еще у Волги обтекали глиной; И с теми, что под самою Москвой В снегах глубоких заняли постели, В ее предместьях на передовой Зимою сорок первого; и с теми, Что, умирая, даже не могли Рассчитывать на святость их покоя Последнего, под холмиком земли, Насыпанном нечуждою рукою. Со всеми — пусть не равен их удел, — Кто перед смертью вышел в генералы, А кто в сержанты выйти не успел - Такой был срок ему отпущен малый. Со всеми, отошедшими от нас, Причастными одной великой сени Знамен, склоненных, как велит приказ, — Со всеми, до единого со всеми. Простились мы. И смолкнул гул пальбы, И время шло. И с той поры над ними Березы, вербы, клены и дубы В который раз листву свою сменили. Но вновь и вновь появится листва, И наши дети вырастут и внуки, А гром пальбы в любые торжества Напомнит нам о той большой разлуке. И не за тем, что уговор храним, Что память полагается такая, И не за тем, нет, не за тем одним, Что ветры войн шумят не утихая. И нам уроки мужества даны В бессмертье тех, что стали горсткой пыли. Нет, даже если б жертвы той войны Последними на этом свете были, — Смогли б ли мы, оставив их вдали, Прожить без них в своем отдельном счастье, Глазами их не видеть их земли И слухом их не слышать мир отчасти? 9 И, жизнь пройдя по выпавшей тропе, В конце концов у смертного порога, В себе самих не угадать себе Их одобренья или их упрека! Что ж, мы трава? Что ж, и они трава? Нет. Не избыть нам связи обоюдной. Не мертвых власть, а власть того родства, Что даже смерти стало неподсудно. К вам, павшие в той битве мировой За наше счастье на земле суровой, К вам, наравне с живыми, голос свой Я обращаю в каждой песне новой. Вам не услышать их и не прочесть. Строка в строку они лежат немыми. Но вы — мои, вы были с нами здесь, Вы слышали меня и знали имя. В безгласный край, в глухой покой земли, Откуда нет пришедших из разведки, Вы часть меня с собою унесли С листка армейской маленькой газетки. Я ваш, друзья, — и я у вас в долгу, Как у живых, — я так же вам обязан. И если я, по слабости, солгу, Вступлю в тот след, который мне заказан, Скажу слова, что нету веры в них, То, не успев их выдать повсеместно, Еще не зная отклика живых, — Я ваш укор услышу бессловесный. Суда живых — не меньше павших суд. И пусть в душе до дней моих скончанья Живет, гремит торжественный салют Победы и великого прощанья. 1948 3. ОЛЬГА  ФЁДОРОВНА  БЕРГГОЛЬЦ. (1910 – 1975) ( Приложение. Слайды 19­24) Ольга Берггольц родилась  16 мая (3 по ст.стилю) 1910 года в Петербурге в семье врача. Детские  годы прошли на окраине Невской заставы. Окончив в 1930 году филологический факультет  Ленинградского университета, уезжает в Казахстан, работает  корреспондентом газеты «Советская  степь». Она начала свой поэтический путь с горя. В 1937 году пропал во время репрессий её первый муж –  талантливый поэт Борис Корнилов. После 1937 года о нём можно было лишь шептаться. Сама  Ольга  Берггольц также была арестована по ложному доносу, и только в 1939 году  10 реабилитирована. Две её дочери умерли ещё до её ареста, а третий ребёнок, которого ждала  поэтесса, так и не родился: его убила тюрьма. Во время войны О.Берггольц жила в своём любимом городе, в Ленинграде. Ей, кого называют  блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни. Её второй муж,  Николай Молчанов, умер от голода, а сама Ольга Фёдоровна, по свидетельству сестры, «умирала  там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно  в эти годы рождаются лучшие стихи и поэмы,  посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942),  «Ленинградскую поэму».  Произведения Ольги Берггольц звучали по радио в осаждённом городе, поднимая дух людей,  вселяя веру в победу. Стихи Ольги Фёдоровны рассказывали и о пережитом ужасе страшных  голодных дней. В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время  человек остаётся человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет  людей жертвовать собственными жизнями.  Умерла Ольга Берггольц 13 ноября 1975года в Ленинграде. Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти  Ольги Берггольц её архив был конфискован властями. Фрагменты дневников и некоторые  стихотворения появились в 1980 году в израильском журнале «Время и мы». Большинство не  опубликовавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3­й том собраний её сочинений (1990). Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт­Петербурга. На улице  Рубинштейна,д.7, где она жила, открыта мемориальная доска. Ещё один бронзовый барельеф её  памяти установлен при входе в Дом радио. А сама она похоронена на Литераторских мостках  Волковского кладбища. Стихи О.Берггольц: «Я говорю с тобой под свист снарядов…» Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна… Кронштадтский злой, неукротимый ветер В моё лицо закинутое бьёт. В бомбоубежищах уснули дети, Ночная стража встала у ворот. Над Ленинградом – смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слёзы, Что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикады,­ Мы не покинем наших баррикад.                …….. Мы будем драться с беззаветной силой Мы одолеем бешеных зверей, Мы победим, клянусь тебе, Россия, От имени российских матерей. 11 4. АЛЕКСЕЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  СУРКОВ.(1899 – 1983) ( Приложение. Слайды 25­29) Алексей Александрович Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнёво Рыбинского уезда Ярославской области. С 12 лет служил «в людях» в Петербурге. После Октябрьской  революции ушёл в Красную Армию политбойцом, участник Гражданской войны и Польского  похода. По окончании Гражданской войны вернулся в деревню. В 1925 году вступил в ВКП(б),  с1926 по 1928 год редактировал губернскую газету «Северный комсомолец» ( ныне ярославская  областная газета «Юность» ). В 1939 – 45 годах Сурков ­   военный корреспондент, участник освободительного похода в  Западную Белоруссию, войны с Финляндией, затем – Великой Отечественной войны.(«На четвёртой войне, с восемнадцати лет я солдатскую лямку тяну!» ). Сурков смог проникновенно выразить общенародные чувства гнева, ненависти, горя, порыв к  победе и солдатскую тоску по дому. Особенную популярность приобрели его песни «Бьётся в  тесной печурке огонь»,  «Песня смелых» (1941г). и ряд стихотворений, отмеченных в  1946 году  Сталинской премией. Суровость тона, скупость красок сплавлены в них с высоким лиризмом. Во время Великой Отечественной войны советские бойцы, отдыхая в землянках в перерывах между боями, вспоминали своих близких, с которыми их разлучила война. Сидя на промёрзлой земле, они  грелись у огня и тихонько напевали «Бьётся в тесной землянке огонь». Эта песня была верной  спутницей солдат в течение всей войны и, обойдя все фронты, стала поистине народной. Далеко не  все, певшие её, знали, кто был автором слов… Даже если бы Алексей Сурков не написал больше ничего, он, благодаря этому стихотворению,  положенному на музыку, всё равно вошёл бы в историю поэзии – как автор текста одной из самых  известных военных песен. Но кроме неё его перу принадлежит ещё множество замечательных  стихов.             (    Звучит песня  «Бьётся в тесной печурке огонь»  ). Во время Великой Отечественной войны он был на передовой. Он отшагал километры фронтовых  дорог, наравне с солдатами испытывал на себе все тяготы и лишения. Это ему посвятил Константин Симонов одно из своих стихотворений «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»            (звучит стихотворение Симонова  «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»  ). В 1946 году  поэт был удостоен Сталинской премии. Нельзя не признать, что наряду с подлинно  патриотическими произведениями поэт писал и откровенно пропагандистские стихи,  прославляющие Сталина (за что, по­видимому, и был обласкан властью). Алексей Сурков прожил долгую жизнь и скончался 14 июня 1983 года в Москве.  Стихотворения А. Суркова: «Шестой»,  «Наедине с тобой»,  «Присягаем победой»,  песни   «Бьётся в тесной печурке огонь…»,  «Песня смелых». 12 ПЕСНЯ СМЕЛЫХ Стелются черные тучи, Молнии в небе снуют. В облаке пыли летучей Трубы тревогу поют. С бандой фашистов сразиться Смелых Отчизна зовет. Смелого пуля боится, Смелого штык не берет. Ринулись ввысь самолеты, Двинулся танковый строй. С песней пехотные роты Вышли за Родину в бой. Песня ­ крылатая птица ­ Смелых скликает в поход. Смелого пуля боится, Смелого штык не берет. Славой бессмертной покроем В битвах свои имена. Только отважным героям Радость победы дана. Смелый к победе стремится, Смелым дорога вперед. Смелого пуля боится, Смелого штык не берет. 22 июня 1941 © Алексей Александрович Сурков 2)   ( Вопросы для исследователей, сидящих за столом № 2 ). ­­     Какая же тема поэзии военных лет, по­вашему, стала центральной?         Кто главный герой этой поэзии?       ( Ответ: Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема  любви к Родине, призыв к её защите. Герои поэзии военных лет – это  и русские воины­ освободители, и простые труженики тыла, это и  дети, т.е. все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и  тяжёлые испытания, выпавшие на их долю. Учитель:   Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые  недели войны, уже звучала уверенность в победе. 13 Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие именитые  писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от  фашистов.      ( Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал» ).   ­  Хотелось бы узнать о молодых  лириках огненных лет, о тех, у которых всё ещё было впереди…          (Приложение. Слайд 30)    ( Ответ: Павел Коган, Михаил Кульчицкий,  Николай Майоров, Муса Джалиль…  Это были  молодые, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о творческом труде, горячей и чистой любви, светлой жизни на земле. Без колебаний они вступили в борьбу с фашизмом. 1.  ПАВЕЛ  ДАВЫДОВИЧ  КОГАН. (1918­ 1842) ( Приложение. Слайды 31­35) Павел Коган родился 4 июля 1918 года в Киеве. В 1922 году вместе с родителями переехал в  Москву, где и прошли детские годы.  Коган торопился жить. Ещё школьником    дважды исходил пешком центральную Россию.  В 1936 году поступил в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), а с  1939 года занимался в Литературном институте им. М.Горького на отделении поэзии. Побывал в геологической экспедиции в Армении, где его и застала война – 22 июня 1941 года. Хотя по состоянию здоровья он имел броню, оканчивает курсы переводчиков, «подтягивая» немецкий  язык, добивается того, чтобы его отправили на фронт. Стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта.  Павел Коган писал в 1942 году: « Только здесь, на Фронте, я понял, какая ослепительная, какая  обаятельная вещь – жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю,  верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!»  Он писал:                           Я патриот. Я воздух русский,                           Я землю русскую люблю,                           Я верю, что нигде на свете                           Второй такой не отыскать!                              Павел и возглавляемая им разведгруппа, проводя разведку, внезапно наткнулись на крупную группу гитлеровцев на сопке Сахарная Голова под Новороссийском. Коган успел крикнуть товарищам,  чтобы они отходили, а сам взялся  их прикрывать. Они отошли, а выстрелы его пистолета вскоре  затихли.               ( Звучат куплеты из песни В.Высоцкого «А сыновья уходят в бой» ). 14 Имя Павла Когана в то время не было известно широкому кругу людей. И только В литературном  институте им. Горького хорошо помнили этого угловатого, сухощавого юношу, который в моменты  споров преображался до неузнаваемости – энергия так и била из него. И попасться на острый  язычок Павла многие начинающие литераторы мечтали меньше всего. Ибо он так хорошо владел  словом, находил такие сравнения, что коллега тут же понимал, что явно сморозил что­то не то… Самое удивительное то,  что Павел за время своей короткой жизни не увидел в печати ни одного  стихотворения, подписанного его именем. Они появились после войны, когда начали  «подсчитывать потери» и решили включить стихи Когана во многие сборники.      Стихи П.Когана:   Мы сами не заметили, как сразу Сукном армейским начинался год, Как на лету обугливалась фраза И черствая романтика работ. Когда кончается твое искусство, Романтики падучая звезда, По всем канонам письменно и устно Тебе тоскою принято воздать. Еще и строчки пахнут сукровицей, Еще и вдохновляться нам дано, Еще ночами нам, как прежде, снится До осязанья явное Оно. О, пафос дней, не ведавших причалов, Когда, еще не выдумав судьбы, Мы сами, не распутавшись в началах, Вершили скоротечные суды! 1937 СЕМЕН  ВЕНЦИМЕРОВ      « ПАМЯТИ  ПАВЛА  КОГАНА». (к 65­летию гибели поэта) Шесть с половиною декад Промчалось над страной. На сопке Сахарной отряд Вступил в неравный бой. И Павел Коган, лейтенант Товарищей прикрыл. И жизнь и песенный талант За други положил. Сентябрь, и год войны второй. Патроны он берег. Свистели пули над горой, Он бился, сколько мог. 15 Поэту было двадцать три – И вот: поэта нет. И небо в пламени зари Не воспоет поэт. И не узнает дальних стран, Не уплывет в моря. Вздохнет усталый капитан: ­­ Был добровольцем... Зря... – Но у поэтов свой резон – Такими создал Бог. Поэт глядел за горизонт – И пообочь не мог Остаться, если вся страна Пошла в смертельный бой. Была священная война – И, жертвуя собой, Он защищал свою страну И звонкую строку... Идут поэты на войну – На кратком их веку, Успеют только написать Про тайную любовь... Но эту песню распевать Мы будем вновь и вновь: «Надоело говорить и спорить И любить усталые глаза. В флибустьерском дальнем синем море Бригантина подымает паруса...» 2. МИХАИЛ  ВАЛЕНТИНОВИЧ  КУЛЬЧИЦКИЙ.(1919­1943) ( Приложение. Слайды 36­41) Михаил Кульчицкий родился 19 августа 1919 года в Харькове в семье адвоката. Окончив 10­летнюю школу №30, работал плотником, чертёжником на харьковском тракторном  заводе. В 1937 году поступил в Харьковский университет, через год перевелся на 2­й курс  Литературного института им. Горького. Учась, давал уроки в одной из московских школ. Писать и печататься Кульчицкий начал рано. Первое стихотворение было опубликовано в 1935 году в журнале «Пионер». В Литературном институте сразу обратил на себя внимание масштабностью  16 таланта, поэтической зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи  видели в Кульчицком сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды. Кульчицкий – убеждённый интернационалист. Он ждал того времени, когда  люди не будут  делиться на нации и расы, мечтал о единении всего человечества в строительстве  коммунистического общества. В 1941 году Михаил Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года  окончил пехотно­миномётное училище, получил звание младшего лейтенанта. Есть у него, с самого начала войны добровольно ушедшего в действующую армию на передовую,  произведения на фронтовые темы. В написанном в 1942 году стихотворении «Мечтатель, фантазёр,  лентяй­завистник!» война предстаёт как тяжёлая работа, трудное испытание, о ней говорится без  лишнего пафоса.  Военные мотивы находят своё выражение и в грустном лиризме стихотворения «О войне» (1940),  «Баллада о комиссаре» (1940). 19 января 1943 года Кульчицкий погиб под населённым пунктом Трембачёво Луганской области в  битве на Волге при отражении прорыва танкового корпуса манштейна на Сталинград. Стихотворения, созданные Кульчицким в армии, о которых он упоминает в письмах, не  сохранились. Имя поэта выбито золотом на 10­м знамени в Пантеоне Славы Волгограда. Стихотворения Кульчицкого:        «МЕЧТАТЕЛЬ, ФАНТАЗЁР, ЛЕНТЯЙ – ЗАВИСТНИК». Мечтатель, фантазер, лентяй­завистник! Что? Пули в каску безопасней капель? И всадники проносятся со свистом вертящихся пропеллерами сабель. Я раньше думал: "лейтенант" звучит вот так: "Налейте нам!" И, зная топографию, он топает по гравию. Война ­ совсем не фейерверк, а просто ­ трудная работа, когда,      черна от пота,                   вверх скользит по пахоте пехота. Марш! И глина в чавкающем топоте до мозга костей промерзших ног  17 наворачивается на чeботы весом хлеба в месячный паек. На бойцах и пуговицы вроде чешуи тяжелых орденов. Не до ордена. Была бы Родина с ежедневными Бородино. 3. НИКОЛАЙ  ПЕТРОВИЧ  МАЙОРОВ. (1919­1942) ( Приложение. Слайды 42­46) Николай Майоров родился 20 мая 1919 года в  приволжской деревне Дуровка Сызранского уезда  Симбирской губернии.  В 1937 году поступил на исторический факультет Московского  университета. С1939 года занимался в Литературном институте, На семинарах П. Антокольского,  несколько его стихотворений появились в студенческой газете «Московский университет». В 1939  – 1940 написал две большие поэмы, но они не сохранились. Однокурсники и учителя поэта  свидетельствуют, что непосредственно перед войной Майоров считался одним из крупнейших  лирических дарований. Несколько его рукописей исчезло вместе с чемоданом, который поэт отдал  на хранение вначале войны. Часть сохранившихся произведений составила изданный в 1962 году  сборник «Мы». Лирика Майорова предметна, его язык, по большей части жесткий и лексически  скудный, очень богат  и выразителен интонационно. Отчетливо звучащие во многих стихотворениях сожаления о том, чего не пришлось испытать, и мотивы ранней солдатской смерти  свидетельствуют, что поэт как бы предчувствовал собственную судьбу. В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106 –го  стрелкового полка  331­й  дивизии. Разведчик Николай Майоров погиб 8 февраля 1942 года   у деревни Баранцево под Смоленском, не  дописав начатого перед боем стихотворения, не дождавшись книги своей лирики, не окончив  университета. Но он успел создать своего рода реквием мужественному и прекрасному поколению,  к которому принадлежал. Стихотворения Н. Майорова:                                             «Нам не дано спокойно сгнить в могиле».    Нам не дано спокойно сгнить в могиле –  Лежать на вытяжку, ­ и, приоткрыв гробы, Мы слышим гром предутренней пальбы, Призыв охрипшей полковой трубы С больших дорог, которыми ходили.   Мы все уставы знаем наизусть. Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могиле мы построились в отряд. И ждем приказа нового. И пусть 18 Не думают, что мертвые не слышат, Когда о них потомки говорят. 4. МУСА  ДЖАЛИЛЬ.( 1906­ 1944) ( Приложение. Слайды 47­51) Муса Мустафович Залилов родился 2 (15) февраля 1906 года в татарской деревне Мустафино  Оренбургской губернии в крестьянской семье. . В 1919 году вступил в комсомол.  Участник Гражданской войны. В 1927 году поступил на литературное отделение МГУ.   В 1931—1932 годах был редактором татарских детских журналов.  Был завотделом литературы и  искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве.  В 1932 году жил и работал в городе Серов.В 1934 году вышли два его сборника: «Орденоносные  миллионы», на комсомольскую тему и «Стихи и поэмы». Работал с молодежью. В 1939—1941 годах был ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, работал заведующим  литературной частью Татарского оперного театра. 23 июня 1941 года, на второй день войны Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой  направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы  политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». В первые недели Отечественной войны Джалиль написал цикл стихотворений «Против врага», куда  вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи, построенные как взволнованный  поэтический монолог. Февраль 1942 года. Старший политрук Муса Джалиль ­ фронтовой корреспондент армейской  газеты "Отвага" на Волховском фронте. На фронте он написал более тридцати стихотворений. В июне 1942 года в составе Волховского фронта попал в окружение. Тяжелораненый, оказался в  плену (под Мясным Бором). Гитлеровцы сформировали националистический легион  ("Волга­Урал") из военноплленных татар,  башкир и лиц другой национальностей Поволжья. Узнав, что Муса Гумеров (так назвал себя в плену Муса Джалиль) ­ известный поэт, немцы  включили его в состав комитета. Однако Джалиль, согласившись, стал сколачивать подпольную  группу, задачей которой стала противостояние планам гитлеровцев. Первый же легион, отправленный во фронт, восстал и перешел на сторону партизан. Аналогичное  произошло и с другими легионами. Фашисты вынуждены были отказаться от идеи использования  легионов на восточном фронте. Фашисты бросили Мусу Джалиля в Моабитскую тюрьму. Там (1942­1944) были созданы всемирно  известный цикл стихов ­ "Моабитские тетради".  Первая моабитская самодельная записная книжка содержит 60 стихотворений. Вторая ­ 50  стихотворений. Эти тетради хранятся в Государственном объединенном музее Республики  Татарстан. До сих пор точно не известно, сколько же было всего тетрадей. Муса Джалиль вместе с десятью соратниками был казнен в Моабитской тюрьме 26 августа 1944  года.                                                                                                                                 У нас в стране его  считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких  записных книжечках, густо исписанных мелким почерком.Это стихотворения, написанные в  заточении, Муса Джалиль мечтал их напечатать. 19 Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним  из самых сильных является стихотворение «Мои песни». Это как ключ ко всем другим стихам  моабитских тетрадей, их обобщение: Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за Родину в бой, Вот и последнюю песню пишу я, Видя топор палача над собой. Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит.          Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют всё  сильнее. Стихотворения М.Джалиля: «Прости, Родина!»,  «Варварство» и др.    ПРОСТИ, РОДИНА! Июль 1942 г. Прости меня, твоего рядового, Самую малую часть твою. Прости за то, что я не умер Смертью солдата в жарком бою. Кто посмеет сказать, что я тебя предал? Кто хоть в чем­нибудь бросит упрек? Волхов ­­ свидетель: я не струсил, Пылинку жизни моей не берег. В содрогающемся под бомбами, Обреченном на гибель кольце, Видя раны и смерть товарищей, Я не изменился в лице. Слезинки не выронил, понимая: Дороги отрезаны. Слышал я: Беспощадная смерть считала Секунды моего бытия. Я не ждал ни спасенья, ни чуда. К смерти взывал: ­­ Приди! Добей!..­­ Просил: ­­ Избавь от жестокого рабства! ­­ Молил медлительную: ­­ Скорей!.. Не я ли писал спутнику жизни: 'Не беспокойся,­­ писал,­­ жена. 20 Последняя капля крови капнет ­­ На клятве моей не будет пятна'. Не я ли стихом присягал и клялся, Идя на кровавую войну: 'Смерть улыбку мою увидит, Когда последним дыханьем вздохну'. О том, что твоя любовь, подруга, Смертный огонь гасила во мне, Что родину и тебя люблю я, Кровью моей напишу на земле. Еще о том, что буду спокоен, Если за родину смерть приму. Живой водой эта клятва будет Сердцу смолкающему моему. Судьба посмеялась надо мной: Смерть обошла ­­ прошла стороной. Последний миг ­­ и выстрела нет! Мне изменил мой пистолет... Скорпион себя убивает жалом, Орел разбивается о скалу. Разве орлом я не был, чтобы Умереть, как подобает орлу? Поверь мне, родина, был орлом я, Горела во мне орлиная страсть! Уж я и крылья сложил, готовый Камнем в бездну смерти упасть. Что делать? Отказался от слова, От последнего слова друг­пистолет. Враг мне сковал полумертвые руки, Пыль занесла мой кровавый след... ...Я вижу зарю над колючим забором. Я жив, и поэзия не умерла: Пламенем ненависти исходит Раненое сердце орла. Вновь заря над колючим забором, Будто подняли знамя друзья! Кровавой ненавистью рдеет Душа полоненная моя! Только одна у меня надежда: Будет август. Во мгле ночной Гнев мой к врагу и любовь к отчизне Выйдут из плена вместе со мной. 21 Есть одна у меня надежда ­­ Сердце стремится к одному: В ваших рядах идти на битву. Дайте, товарищи, место ему!  Учитель:   … Сталинград  был центром ожесточённых боёв. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны. В Сталинградском сражении приняло участие около двухсот писателей и поэтов. Они создали  свыше пяти тысяч литературных произведений. В нашей литературе существует целый пласт  «сталинградской поэзии». Какой заряд эмоциональности живёт в этих произведениях! Главное, чем волнуют эти  стихотворения, ­ правда, редкая, почти рискованная простота рассказа, однако выливающаяся в  интонацию, которая добирается до самой души.       3)          КОРРЕСПОНДЕНТЫ:  Прошло много лет после окончания войны.  Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь  большой интерес нашей литературы к этой теме? (На данные вопросы отвечают «исследователи современной поэзии о войне.) (Приложение. Слайд 52) ( Ответ:         ­  В отечественной литературе немало произведений о войне 1941 – 1945 годов. Война  раскрывается в них с различных точек зрения, в зависимости от авторской позиции. Но есть один  фактор, объединяющий писателей – фронтовиков: каждый из них пропустил войну через себя,  каждый воочию видел весь ад войны. ­    А.Твардовский писал:   Война – жесточе нету слова,                                             Война – печальней нету слова,                                             Война – святее нету слова,                                             В тоске и славе этих лет. ­   Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дают Поэты и писатели в  своей лирике. Говорят, у войны «не женское   лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были  медсёстрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и лётчицами.  Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна.  Анна Ахматова, Ольга Берггольц,  Вероника Тушнова, Юлия Друнина… В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье. Сейчас хочется рассказать о Юлии Друниной. 1.  ЮЛИЯ  ВЛАДИМИРОВНА  ДРУНИНА. (1924 – 1991) ( Приложение. Слайды 53­60) 22 Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. Детство  прошло в Москве, училась в школе, где работал её отец.  В 11 лет начала писать стихи. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. Когда началась Отечественная война, в 16­ти летнем возрасте записалась в добровольную  санитарную дружину, при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работала санитаркой в  глазном госпитале. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском,  попадает под бомбёжку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного  полка. Воевала, была тяжело ранена – осколок едва не перерезал сонную артерию прошёл в 2­х  миллиметрах от неё. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС ), после окончания  которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке – Батальонным  Санинструктором. Всеми силами рвётся на фронт. Получив сообщение  о смерти отца, едет на  похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в главное  управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда и едет на Запад. В  Гомеле получает направление в 218­ую стрелковую дивизию. Снова бала ранена. После  выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но её постигла неудача.  Возвращается в самоходный артполк. Звание – старшина медслужбы. Воюет в Белорусском  Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 22 ноября 1944 года получает документ «…негоден к  несению военной службы». Печатается как поэт с 1940 года. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка  стихов Друниной. В марте 1947 года участвует в 1­ом Всесоюзном совещании      молодых писателей, была принята в  Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжить свою творческую  деятельность. В 1948 году напечатан сборник стихов «В солдатской шинели». После этого сборника выпущена  книга стихов под названием «Стихи» (1952).  Закончила в 1952 году Литературный институт, несколько лет учёбы пропустила из­за замужества и рождения дочери. Стихов не писала. Юлия Друнина подписала себе приговор. Но прежде, чем привести его в исполнение, она должна  была закончить свои дела – дописать сборник «Судный час», который был посвящён Каплеру (её  мужу). Когда сборник был закончен, она уехала на дачу, где 20 ноября 1991 года написала всем  близким письма. Ни в чём никого не винила. Она не вписывалась в наступавшее прагматическое  время, она стала старомодной со своим романтическим характером. На входной двери дачи (где в  гараже отравилась выхлопными газами автомобиля, приняв снотворное) Юлия Владимировна  оставила записку, обращённую к зятю: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию, и вскройте гараж». Всё было благородно, красиво и романтично. Её главное желание – быть похороненной в одной могиле с Алексеем Каплером – исполнилось. Крымские астрономы Юлия и Николай Черных 8 октября 1969 года назвали одну из далёких  планет Галактики (под № 3804)  именем Юлии Друниной. И это стало лучшим подарком памяти  Ю.Друниной: свет далёкой звезды, свет, пронзающий время и расстояния, негасимый свет… Вечная ей память. 23 Стихи Юлии Друниной: Убивали молодость мою Из винтовки снайперской, В бою, При бомбежке И при артобстреле... Возвратилась с фронта я домой Раненой, но сильной и прямой ­ Пусть душа Едва держалась в теле. И опять летели пули вслед: Страшен быт Послевоенных лет ­ Мне передохнуть Хотя бы малость!.. Не убили Молодость мою, Удержалась где­то на краю, Снова не согнулась, Не сломалась. А потом ­ Беды безмерной гнет: Смерть твоя... А смерть любого гнет. Только я себя не потеряла. Сердце не состарилось Ничуть, Так же сильно Ударяет в грудь, Ну, а душу я В тиски зажала. И теперь веду Последний бой С годами, С обидами, С судьбой ­ Не желаю Ничему сдаваться! Почему? Наверно, потому, Что и ныне Сердцу моему Восемнадцать, Только восемнадцать! « Я ушла из детства в грязную теплушку…» 24 2. ЭДУАРД  АРКАДЬЕВИЧ  АСАДОВ. (1923 – 2004) ( Приложение. Слайды 61­66) Эдуард Аркадьевич Асадов родился  7 сентября 1923 года в туркменском городе   Мерв (ныне  Мары). Детство и отроческие годы провёл в Свердловске. Первые стихи написал в 8­летнем  возрасте. Школу закончил в Москве(14 июня 1941 года).  Когда началась война, не дожидаясь призыва, пришёл в райком комсомола с просьбой отправить  его добровольцем на фронт. Был направлен под Москву. Его назначили наводчиком орудия в 3­й  дивизион  4­го  гвардейского артиллерийского миномётного полка. Сражался на самых трудных   участках Волховского фронта. Жгучие 30 – 40 градусные морозы, сотни километров туда и  обратно вдоль линии фронта. Всего за зиму 41 – 42 года орудие Асадова дало 318 залпов по  неприятельским позициям.  Весной 1942 года в одном из боёв в районе деревни Новая был тяжело ранен командир орудия  сержант М.М.Кудрявцев.  Асадов взял на себя   командование боевой установкой, одновременно  выполняя обязанности наводчика. Когда загорелась боевая машина, Асадову очень сильно обожгло  руки. Отказавшись от госпитализации, он продолжал боевую задачу. В коротких перерывах между  боями продолжал писать стихи. («Письмо с фронта», «На исходный рубеж», «В землянке» и др.  вошли в 1­ю книгу стихов). Осенью 1942 года Асадов был срочно командирован во 2­е Омское гвардейское артминомётное  училище. За 6 месяцев  прошёл 2­х летний курс обучения. Занимались днём и ночью по 15 – 16  часов в сутки. В мае 1943 года он получил звание лейтенанта и грамоту за отличные успехи. У похода к Севастополю ( деревня Бельбек) местность насквозь просматривалась противником.  Главный удар с земли и с воздуха пришёлся на батарею Асадова, которая к утру 3 мая 1944 года  была практически разбита. Лейтенант Асадов был тяжело ранен и навсегда потерял зрение. За этот подвиг гвардии лейтенант Асадов был награждён орденом Красной Звезды, а 18 ноября  1998 года было  присвоено звание  Героя Советского Союза. Также удостоен звания почётного  гражданина города – героя Севастополя. В госпитале между операциями продолжал писать стихи.  Осенью 1946 года поступил в Литературный институт имени Горького. Закончил с красным  дипломом. Много ездил по стране. С начала 60­х годов поэзия Асадова приобрела широчайшее  звучание. Одна из основных тем в творчестве Асадова ­  это тема Родины, верности, мужества и патриотизма. ( «Дым Отечества», «Двадцатый век» и др.)  Э. Асадов – поэт жизнеутверждающий: всякая даже самая драматическая его строка несёт в себе  заряд горячей любви к жизни. Умер Эдуард Асадов 21 апреля 2004 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. А вот  сердце своё он завещал захоронить на Сапун­горе в Севастополе, где 4 мая 1944 года он был ранен  и потерял зрение. 25 Стихи Эдуарда Асадова. «То ли с укором, то ли с сожаленьем». То ли с укором, то ли с сожаленьем Звучит твоя задумчивая речь, Неужто впрямь не смог я уберечь Себя когда­то в боевых сраженьях?      Мог или нет – да разве в этом дело?! Ведь в час, когда я подымался в бой, Я чувствовал всё время за спиной Мою страну, что на меня глядела. И где бы мне беда ни угрожала – Не уступал ни смерти, ни огню. Ведь Родина мне верила и знала, Что я её собою заслоню. И если сердце честное дано, Ну как, скажи, иначе поступить. Себя упрятать – Родину открыть! Вот то­то, дорогая, и оно… 3. ВЛАДИМИР  ВЛАДИМИРОВИЧ  ВЫСОЦКИЙ. (1938 – 1980) ( Приложение. Слайды 67­73) Владимир Владимирович Высоцкий родился  25 января 1938 года в семье военного, поэтому они  много переезжали, но свою юность он провёл в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать. 26 Высоцкий не сразу определил, что хочет стать актёром. После окончания школы поступает в  московский инженерно­строительный институт, но проучившись в нём полгода, бросает его. Это  решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата  Окуджавы, которого Высоцкий считал своим учителем.  Первое своё стихотворение он написал в  1961 году. Высоцкий начал писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой  дворовой компании, поэтому первые песни были уличные и даже немного хулиганские. Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский. Надо было  прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях.  Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил всё то, о чём писал в песнях. Люди, слушавшие его песни с «криминальным  уклоном», были уверены, что он сидел.  Моряки, альпинисты, шофёры­дальнобойщики – все считали его своим. В каждой песне была  правда жизни.  Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «Во­первых, нельзя об этом  забывать.  Война всегда будет нас волновать, это такая великая беда, которая за  4 года покрыла нашу землю,  и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой0то  степени владеет пером…   Мы дети военных лет – для нас  это вообще никогда не забудется. Один  человек метко заметил, что мы «довоёвываем» в своих песнях. У всех  у нас совесть болит из­за  того, что мы не приняли в этом участия. Я вам отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это  почётная задача – писать о людях, которые воевали». Много песен о войне Высоцкий писал и для кино. Он сам снимался в картинах, но по общему  признанию судьба киноактёра у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его  возможностей. Половина сыгранных ролей – эпизодические. В фильме «Служили два товарища»  роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была  задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с  фильмами и с песнями для них. По­настоящему, хозяином он был только на концертах, На  концертах он всегда работал в полную силу. 25 июля 1980 года у Владимира Семёновича остановилось сердце «на фоне инфаркта». Похоронен  на Ваганьковском кладбище в Москве. «Кому сказать Спасибо, что – живой!» ­ писал Высоцкий в своём известном стихотворении.  Высоцкий жив и сегодня,  благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его  стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями… Стихи Владимира Высоцкого. «Он не вернулся из боя» (1969) Почему всё не так? Вроде – всё как всегда: То же небо – опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода… Только – он не вернулся из боя. Мне теперь не понять, кто же прав был из нас 27 В наших спорах без сна и покоя. Мне не стало хватать его только сейчас – Когда он не вернулся из боя. Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал,- А вчера не вернулся из боя. То, что пусто теперь,- не про то разговор: Вдруг заметил я – нас было двое… Для меня – будто ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя. Нынче вырвалась, словно из плена, весна. По ошибке окликнул его я: «Друг, оставь покурить!» - а в ответ – тишина… Он вчера не вернулся из боя. Наши мёртвые нас не оставят в беде, Наши павшие – как часовые… Отражается небо в лесу, как в воде,- И деревья стоят голубые. Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло – для обоих… Всё теперь – одному,- только кажется мне – Это я не вернулся из боя. Стих. « На братских могилах» (1964г.) На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче – гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы – Все судьбы в единую слиты. А в Вечном огне виден вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата. У братских могил нет заплаканных вдов – Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче? 4.РОБЕРТ  РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. ( 1932 – 1994) 28 (Приложение. Слайды 74­79) Роберт Иванович Рождественский ( настоящая фамилия – Петкевич ) родился 20 июня 1932 года в  селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. В годы войны воспитывался в детском  доме – родители ушли на фронт. В своей автобиографии Рождественский напишет: « Даже профессиональные военные были  убеждены, что  «это» скоро кончится. А что касается нас, мальчишек, так мы были просто в этом  уверены. Во всяком случае, я написал тогда стихи, в которых,­ помню,­ последними словами ругал  фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти. Стихи были неожиданно  напечатаны в областной газете (их туда отвёз наш воспитатель). Свой первый гонорар (что­то около 13­ти рублей) я торжественно принёс  1­го сентября в школу и отдал в фонд Обороны. (Наверное,  это тоже повлияло на благоприятный исход войны). Клятву насчёт вырасти было выполнить  сложно. Вырасталось медленно. Медленнее, чем хотелось. Война затягивалась. Да и росла она  вместе с нами. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с  фронта, в лепёшках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку. А потом – уже в конце – она была ещё и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали  возвращения родителей. Мои – вернулись. Точнее – взяли меня к себе». Роберту Рождественскому около  2­х лет пришлось провести в детских домах и военно­ музыкальном училище. Таким образом, его характер формировали острая смена жизненных  впечатлений, знакомства с самыми разными людьми. Это в дальнейшем сказалось и на тематике  поэзии Рождественского, и на манере общения с читателями. Отсюда в его творчестве обилие  «путевых  стихов».  Учился в Третьем  московском военном училище по классу тромбона, в Петрозаводском  университете, где начал писать стихи ( первые напечатаны в 1950 году), который не закончил ради  обучения в Литературном институте имени М.Горького (окончил в 1956 году). Творчество Рождественского отличала не только искренность и свежесть поэтического языка, но и  ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность  изображения в сочетании с известной рационалистичностью. Обращаясь к актуальным поэтическим  темам ( борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки  Второй мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты  человеческих отношений,  трудностей и радостей повседневной жизни, Рождественский со своим энергичным, пафосным,  «боевым» письмом выступал продолжателем традиций В.Маяковского. Рождественский писал стихи и поэмы. Сам поэт говорил: « Одна из поэм «Реквием» ­ особо дорога  мне. Посвящена памяти погибших, памяти братьев моей матери ( из шестерых вернулся только  один).Примерно такое же положение в каждой семье. Нет таких весов, на которых можно было бы  взвесить горе матерей. Взвесить и определить, ­ чьё тяжелее.  Я писал «Реквием» и для этих  шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед  ними. И ещё что­то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы не только в том, что поздно  родились  и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны за себя и за них». С годами Рождественский создал много текстов популярных песен. Переводил зарубежных и  советских поэтов. В 1979 году – присуждена Государственная премия СССР. 29 В последние годы жизни популярность Рождественского пошла на убыль. Умер Роберт Иванович 19 августа 1994 года в Москве. Похоронен в Переделкине. В этом же году ( после смерти) вышел  последний сборник  под названием «Последние стихи Роберта Рождественского». Стихи Роберта Рождественского. «Баллада о красках». Был он рыжим, Как из рыжиков рагу. Рыжим, словно апельсины на снегу. Мать шутила, Мать весёлою была: «Я от солнышка сыночка родила…» А другой был чёрным – чёрным у неё. Чёрным, будто обгоревшее смольё. Хохотала над расспросами она, Говорила: «Слишком ночь была черна…» В сорок первом, В сорок памятном году Прокричали репродукторы беду. Оба сына, оба – двое, соль Земли – Поклонились маме в пояс и ушли… Довелось в бою почуять молодым Рыжий бешеный огонь и чёрный дым, Злую зелень застоявшихся полей, Серый цвет прифронтовых госпиталей. Оба сына, оба – двое, два крыла Воевали до Победы. Мать ждала. Не гневила, не кляла она судьбу. Похоронка обошла её избу. Повезло ей, привалило счастье вдруг. Повезло одной на три села вокруг. Повезло ей, повезло ей, повезло! – Оба сына воротилися в село: Оба сына, оба – двое, плоть и стать… Золотистых орденов не сосчитать. Сыновья сидят рядком – к плечу плечо. Ноги целы, руки целы – что ещё? Пьют зелёное вино, как повелось… У обоих изменился цвет волос. Стали волосы – смертельной белизны… Видно, много белой краски у войны. УЧИТЕЛЬ: Спасибо всем творческим группам, подготовившим сообщения о поэтах Великой Отечественной войны. ( Приложение. Слайд 80) 30 Тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем. - Расскажите о литературе по данной теме. ( Обзор литературы по данной теме делают «библиотекари», сидящие за столом № 6 ) - Слово «журналистам», освещавшим ход пресс – конференции. ( Читаются небольшие заметки-статьи, написанные учащимися – «журналистами» ). ---- ПЕРВАЯ СТАТЬЯ: 22 июня 1941 года открылась новая, военная страница отечественной поэзии. Как и великие события прошлого, на века запечатлённые в поэтических произведениях, так и Великая Отечественная война не могла не найти в поэзии своего отражения, осмысления, переживания, участия. Отечественная война… Решалась судьба Родины. Все усилия были направлены на её спасение и на победу. Считалось, что, когда разговаривают пушки, музы молчат. Советская, русская поэзия стала духовным оружием грядущей Победы. С первых дней войны газета «Правда» щедро отдавала свои полосы стихам, песням, поэмам. Свой первый удар по врагу советская поэзия нанесла песнями: «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Песня смелых» А.Суркова и «До свидания, города и хаты» М. Исаковского. Поэзия была нужна стране, армии наравне с оружием. Болеть чужою болью, жалеть до слёз, сполна отразиться в другой судьбе,- вот чему присягали поэты. И обещанное исполняли в стихах, берущих за душу, в стихах, изваянных из правды, из будней, просто, даже будто и не ново. В суровое четырёхлетие Отечественной войны было написано много значительных поэм, стихотворных повестей и очерков. Война наделила поэтов такими событиями и переживаниями, которые потребовали своего осмысления в более сложных литературных формах. На сегодняшнем нашем мероприятии, посвященном поэзии Великой Отечественной войны, мы в этом убедились. ­­­­­  ВТОРАЯ   СТАТЬЯ: В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб,  наш народ встал во весь рост на защиту Отечества.  В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература: ее прозаики, поэты, драматурги, критики. В самые трудные для народа дни войны громко звучали  голоса советских поэтов.  Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным  грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные  человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному 31 Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное  кровью сердца, бессмертно.  Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как  “Синий платочек”, “Темная ночь”, “Бьется в тесной печурке огонь...”, “В лесу прифронтовом”,  “Огонек”, были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на  холодном ветру суровой военной жизни. УЧИТЕЛЬ: Спасибо нашим журналистам. Мне бы хотелось подвести итог нашему мероприятию. Поэзия Великой Отечественной войны. Явление почти необозримое. Небывалое в истории  человечества напряжение родило поэзию ­этот интеллектуальный и эмоциональный документ  переживание всего многонационального советского народа, ­и в первую очередь русского народа.  Экстремальные условия создали такой душевный напор, который тотчас смог выразиться только в  таком непосредственном жанре, как стихи. В войне против немецко­фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия  стояла в авангарде всех литературных жанров. Все виды поэтического оружия: и пламенная  призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие  формы лирической и лирико­эпической поэмы – нашли своё выражение в коллективном опыте  военных лет. Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу; эта бронза ­ высокая стихотворная мощь,  поэзия, полная пафоса и боли, ненависти и грусти. Война родила многих поэтов ­одни из них  погибли в боях, другие вернулись живыми, но не долго прожили, ибо ранения сократили им жизнь,  другие живут до сих пор ­ их осталось мало.  32 33

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"

Урок пресс – конференция "Поэзия, опаленная войной"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017
Посмотрите также: