Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.
Оценка 4.7

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
МХК +1
9 кл
01.07.2017
Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.
Цель урока:сопоставить образ Демона в творчестве поэта и художника: найти как общее, так и различия.Учащиеся сначала анализируют поэму, потом работают с картинами. В конце урока сделать свой вывод о герое поэтического и художественного произведений.В сценарии урока присутсутвует элемент метапредметности, когда ученики после своего понятия слова"демон" знакомятся со словарной статьёй Ожегова.
Образ Демона.docx
Тема: «Демон в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля».  Интегрированный    урок             литературы и МХК 9 класс Цели:   1. Расширить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова. 2. Дать сравнительный анализ: выявить сходство и различие в создании  3. образа.  Совершенствовать  умение  анализировать картины и выразительно  читать стихотворный текст. 4. Нравственное и эстетическое воспитание. Оборудование:  Иллюстрации картин М.А. Врубеля «Демон поверженный», «Демон  сидящий»  Текст поэмы «Демон»  Аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий»  Мультимедийная презентация, иллюстрации картин  М. Врубеля  Портреты М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля                                          Ход  урока. О, вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия! Ф.И.Тютчев  Учитель литературы.  I. Вступление.  Ребята, тема сегодняшнего урока непроста: «Образ Демона  в творчестве  Лермонтова и Врубеля». В мировом искусстве есть сквозные  образы,   волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают вовсе. Все новые и новые  поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы  разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.  II. Вхождение в урок Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий». – Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите  вслух. Выделите общее. Чтение словарной статьи Ожегова.) СЛАЙД 4. – В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии,  Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания,  изгнанничества, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с  окружающим миром. –  Вашему вниманию было предложено 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.),  «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.). –  Прочитав их, вы должны были сделать вывод о лирическом герое этих  стихотворений.  «Мой демон» (1829г.) унылый и мрачный зло – его стихия и т. д. «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.) всесильный – бог я – грешник, теснота мира и т. д. «Я не для ангелов и рая…» (1831г.) я – чужой для мира (земли) и небес я – зла избранник и т. д. «Ангел» (1831г.) соединение души с телом разочарование души на земле – печальные песни и т. д. Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через  все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и  заканчивая поэмой «Демон».  Итак, что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? III. Анализ поэмы Сообщение учеников о поэме «Демон» 1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14­летнем возрасте, во время  пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание  которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот  первый набросок содержал 92 стиха. На протяжении последующих 10 лет  были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные  переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в  1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался  миф о падшем ангеле, восставшем против бога. 2. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к  горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и  очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и  поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона,  тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на  стремление охарактеризовать героя как исключительную личность.  – Каким же вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова? Кем он был в  прошлом? (1 строфа)     Демон не всегда был злым духом. Каким мы находим Демона  после изгнания с небес? (строфа 2) На основе прочитанного  подберите эпитеты, характеризующие  образ  Демона? Запись: (Отверженный, безжалостный   властитель, бесчувственный, скучающий, одинокий, душа опустошена.) В поэме мы находим   замечательные картины Кавказа! Докажите текстом,  что Кавказ красив (строфа 3, 4). СЛ 10 А как Демон относится к красотам Кавказа?    Строфа  (Равнодушен  к красоте природы, презрение и ненависть ко всему) «Против»:  отрицательное ­ лукав и коварен ­ все благородное бесславил ­ все прекрасное хулил и т. д. Из прошлого и настоящего мы можем назвать положительное и  отрицательное, относящиеся к характеристике Демона.  «За»:  положительное ­ он сеял зло без наслажденья ­ зло наскучило ему ­ и входит он, любить готовый и т.д. – Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного  начала, добра или зла  заложено в характере, поступках героя? Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом.  Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в  разных обстоятельствах. Образ Тамары. – С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее  портретную характеристику, рассказ о ее судьбе. 1 группа – портретная характеристика: И ни единый царь земной Не целовал такого ока… …фонтан…своей жемчужною росою  Не омывал подобный стан!... …рука земная…таких волос не расплела;… И влажный взор ее блестит  Из­под завистливой ресницы; То черной бровью поведет… Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине  применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее  очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою,  изгнанному из рая. 2 группа – судьба героини: Увы! заутра ожидала Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне, И незнакомая семья. А мне не быть ничьей женой! Я гибну, сжалься надо мной! Отдай в священную обитель Дочь безрассудную свою… и др. Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой­рабыней, войдет в  чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы.  После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать  происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там  обрести покой. – Есть что­то тайно­скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем  самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия. Любовь героев Да, Тамара хороша.  Так хороша, что даже дух изгнания обратил на нее  внимание.  Как об этом сказано в поэме? (строфа 9). СЛ 12 – Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару. Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на  мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг  заговорило» . Таким ли мы видели  его в начале поэмы? Он изменился? (да) ДАВАЙТЕ ПОДБЕРЁМ ЭПИТЕТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ГЕРОЯ: /Влюбленный,  мечтающий,  чувствующий  силы, чувственный,    преображенный, сильный,   окрыленный/ Любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине  слышится призыв изменить ее жизнь… – Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало  красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть  между ними что­то общее?  Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно  «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре  родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания. Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные. Для Демона это подходящая минута  для осуществления  его  планов. Он  невидимый, утешает. Строфа 16 (стр.447)  и 6 стр.450……СЛ 14 Ей часто слышалася речь. Под сводом сумрачного храма  Знакомый образ иногда  Скользил…Манил и звал он…но – куда?... Тоской и трепетом полна, Тамара часто у окна Сидит в раздумье одиноком… Все чувства в ней кипели вдруг; Душа рвала свои оковы! … – Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару? Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к  мировой гармонии: Меня добру и небесам Ты возвратить могла бы словом Твоей любви святым покровом  Одетый, я предстал бы там, Как новый ангел в блеске новом… Что добавим из  II части о Демоне. Каков он?   /Открытый для добра,  душевный,  готовый  к  новой  жизни, плачущий   даже/ – Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?    стр.460 И вечность дам тебе за миг;… И будешь ты царица мира, Подруга первая моя;… Я дам тебе все, все земное – Люби меня!.. Итак, два любящих сердца!  Они должны быть счастливы! Как любит Тамара? (чисто, искренне, самозабвенно, жертвуя собой, ничего не требуя взамен) Как любит Демон? ( Только для себя, он любит себя в этой любви) /Эгоистичен в любви /       Строфа 11 стр.461 Люби меня……. Могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее… Во мраке ночи Над нею прямо он сверкал, Неотразимый, как кинжал…. Увы! злой дух торжествовал!.... «Она моя! – сказал он грозно… Может ли Демон обрести гармонию? Почему?  Любовь Демона эгоистична. Вместо того, чтобы очистить свою душу, он  готов погубить душу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не  радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста  жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?        Грозный, гордится собой, своей победой над Тамарой. Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина  поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии  благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели, не осуществилось.  Что разозлило Демона, всколыхнуло его темные силы? (явление ангела) Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа  усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка»,  который смывает слезами ангел: …И сладкой речью упованья Ее сомненья разгонял, И след проступка и страданья С нее слезами он смывал. Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном,  героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту,  Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт: Злое начало вновь проступило в Демоне: И проклял Демон побеждённый Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный. Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!...        Надменность, зло, ненависть ко всем и всему. Давайте перечитаем наши записи о характере Демона. К какому выводу вы  пришли?  Правильно, автор использует круговое завершение образа. Что означает  символ круга? Бесконечность, из которой невозможно вырваться. Почему так закончилась поэма? Тамара ­  человек, Демон ­  бессмертный дух,  в своей основе  разрушитель,  способный погубить даже чистую душу.    Никто  не может перестать быть самим собой. Демон остается мятежным  мучеником,  одиноким скитальцем  с  раздвоенной душой. А человек  должен во что – то верить,  в чем­ то видеть идеал,  на что – то  надеяться. И союза здесь быть не может. Это главный вывод из поэмы.   Учитель  МХК: Прошло полвека… За это время не нашлось художника, который  достойно   воплотил  бы могучий  и  загадочный  образ,  владевший воображением   Лермонтова. Только  Михаил  Александрович  Врубель  нашел  ему  равновеликое   выражение. Демон  жил  где­ то  в  сокровенных  тайниках  его  души  еще  с   юности. К  нашей  сегодняшней  теме  относятся  несколько  работ  художника.  Все   мы  не сможем  рассмотреть.  Давайте выберем,  на  чем  остановиться.                            Это  картина   «Демон сидящий» (1890 год)                               В какой жизненный момент мы застаем Демона? (молодой   юноша – гигант   присел отдохнуть  после  какого – то   тяжелого  и страшного  пути,  его  одолевают  тяжелые  мысли  о  том,  что  впереди  его  ждут не  менее  тяжкие  дела, нет  просвета в  его   жизни). /Одинокий,   безрадостный,   задумчивый,   с   безысходностью в  глазах, растерянный. Давит  тяжелый  груз,   как  сбросить,  не  знает./ Каким  внешне  изображен  Демон? (атлетически  сложен,  силен,  об  этом  нам  говорит  обнаженный   торс,  крепко сцеплены  пальцы  сильных  рук,  находится  в   застывшем  состоянии). Обратите  внимание  на  то,   как  напряжены  бугры  лба,   вопросительно   подняты брови,  опущены уголки рта.  О чем это говорит? Могучий титан бессилен?                   (Мощь и бессилие души,  опустошение;  Воля и безволие) Посмотрите на второй план картины. Что там?  (багрово­красная  уходящая,  тающая  заря) Это холодный или теплый цвет?  (тёплый) Ребристые  лепестки  огромных  цветов? (холодный) В  чём  особенность  техники  выполнения  картины? (крупными  мазками, напоминает крупную настенную мозаику,  мы   видим самородки   или  неведомые  горные  породы,  художник  увлекался   минералами,  подолгу  изучая  игру  граней  драгоценных  камней) Итак,  какова  цветовая  гамма  картины? (тлеющие  багровые,  фиолетовые,  пурпурно ­  золотые тона и  тут  же  серые, пепельные,  сизые,  мертвые краски) Что  является  лейтмотивом  картины? (Ни  непомерные  по  мощи  объемы  торса,  ни  вздутые  в   страшном  напряжении  мышцы  рук,  ни  саженный  разлет  плеч –  ничто  не   может   скрыть бессилия,  тоски,  горечи  юного  титана.  У  зрителя   возникает  сочувственный вопрос:  «Куда  идешь  ты,  мученик?») (Тоскующий,  бессильный,  сокрушённый,  страшный)                             Сообщение  учащегося  о  картине  «Демон  поверженный».  (1902 год) Художник  пытался  заглянуть  за  грань  земного  бытия.  В  1902  году Врубель  создаёт  самое  трагическое  произведение  «Демон   поверженный».  Как  изменился  герой  картины!  Всего  12  лет   отделяет  цветущего,  полного  сил  юношу  от  смятенного,   истерзанного  облика.  Лишь  в  глазах  Демона  сохранилась  с  тех   лет   та  же  тоска  и  сила  прозрения.  Страшнее  сдвинуты  брови.   Глубокие  морщины  прорезали  лоб.  С  невероятной  высоты  упал   Демон,  бессильно  распластаны  крылья,  в  безумной  тоске   заломлены  руки.  Никаких  богатств  красок,  никакие  узоры   орнаментов  не  скрывают  трагедии  сломленной  личности.  Чего   стоил  такой  Демон  Врубелю?  Художник  работал  по  20  часов  в   сутки,  боролся  со  сном.  Он  никак  не  мог  закончить  полотно,  ему  не  нравилось,  что  на  холсте.  Эта  дикая  борьба  изнуряла   художника  до  предела.  Даже  когда  картина  была  на  выставке  в   Москве,  Врубель  на  глазах  публики  продолжал  что – то  изменять,   особенно  в  лице  Демона.  Зачем  он  искал  до  потери  ясного   сознания  то,   что  было  давно  найдено.  «Демон  поверженный»  был  скорбной  вехой  в  биографии  Врубеля.  Картина  была  ещё  на   выставке,  а  её  автора  пришлось  положить  в  одну  из  московских больниц.  В  течение  полугода  у  него  было  настолько  тяжёлое   состояние,  что  к  нему  никого  не  пускали.  Затем  начал  выходить   из  этого  состояния,  трагедия  в  семье,  умер  сын  Савва,  у   художника  начались  снова  признаки  болезни.  Он  был  грустен,   слаб,  беспомощен,  ничего  не  ел,  хотел  уморить  себя  голодом.   Затем  кризис  миновал,  он  вышел  из  больницы  совершенно   здоровым  человеком/ Что  же  связывает  Демона  Лермонтова  и  Демона  Врубеля? (Они  очень  близки  по  настроению  и  по  краскам,  но  Демон   Врубеля    не иллюстрация  к  поэме) Учитель  МХК:                                            Сходство 1. Одиноки,  недовольны  жизнью. 2. Мечтатели,  рвущиеся  к  идеалу,  но  терпящие  поражение. 3. Титаны  с  ураганной  мощью,  но  она  не  реализуется,  не  нужна   никому или несет  зло.                  Учитель литературы:                                                                Различие У  Лермонтова   коварен,  более  жесток.  У  Врубеля – вызывает  сочувствие,  потому  что   бессилен. Демон  Врубеля  много  может  сделать.  Демон  Лермонтова  тоже  летает   между  небом и  землей, но  не  в  состоянии  ничего  воплотить  ни  на  небе,    ни  на  земле. Демоны  близки  духовному  миру  своих  авторов.  И  Лермонтов,  и  Врубель  рано почувствовали  свою  избранность.   При  жизни  их  творчество  не    принималось. Лермонтов  не  считал  себя  поэтом  профессиональным,  но в   стихах  была  его   душа. Врубель  мужественно  и  невероятно  ясно  ощущал  грядущий  финал   бесконечно тяжелой  и полной  разочарований  судьбы,  уже  в  1901  году  у    Врубеля  началась тяжелая  душевная  болезнь,  а  в  1905  году  он  ослеп. Так зачем  же  они  создали  образ  Демона? Вероятно,  хотели,  чтобы  мы  задумались  о  судьбе  человеческой  души,   показали страдания  человека,  совершившего  зло,   опасность, которую   несет  зло  тем,  кто  его  совершил.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.

Интегрированный урок по литературе и МХК  "Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М.Врубеля" в 9 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017