Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы (от латинского futurum - будущее): Д. Бурлюк, В.Хлебников, А. Крученых, В. Каменский, В.Маяковский и др. Они не принимали буржуазно – дворянского искусства, выступали против символизма и акмеизма и ставили своей задачей совершить “революцию в искусстве”. Но бунт футуристов против буржуазно – дворянской культуры был несостоятельным: они выступали за аполитичное, “свободное искусство”. Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их и другое – стремлению к новаторству формы, насаждение формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической литературы. Своеобразной визитной карточкой футуристов стало короткое стихотворение В.Хлебникова “Заклятие смехом». Бомбой, брошенной футуристами в читателя, стала небольшая книжечка с дерзким заглавием “Пощечина общественному вкусу”, вышедшая в свет в 1912г. Атмосфера скандала сопровождала многочисленные публичные выступления участников этого движения. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. В своей основе русский футуризм был всё же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. И течение оказалось более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.
Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Основные признаки футуризма: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка; культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа.
Задание:
1. Сформулировать определение понятия «футуризм» на основе данного текста;
2. Перечислить характерные черты футуризма;
3. Назвать поэтов-футуристов.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.