Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
21.06.2017
Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)
Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс). Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО. Урок включает в себя разные формы и виды работ. Предусмотрена работа по группам. Требуется наглядность и использование ИКТ. По результатам урока каждый обучающийся имеет возможность произвести самооценку.
Урок литературы в 9 классе мой.docx
Урок литературы в 9 классе на тему «Модернистские направления в литературе начала 20 века. Всеобщая тяга к культуре». Тип урока: вводное занятие Форма проведения: работа в творческих группах Цели:  Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы начала 20 века, познакомить с понятием «модернизм», направлениями  модернизма (символизм, акмеизм, футуризм)  и их художественными  особенностями.  Развивать навыки смыслового чтения; понимание текста и создание его  читательской интерпретации.  применение материала в различных ситуациях, включение его в другую,  более масштабную деятельность.  Развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать, воспитывать  внимание к психологизму, художественной детали произведения.  Воспитывать у учащихся интерес к культуре и истории своей страны,  эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство,  выраженное в стихотворении. Оборудование:  репродукции картин художников­модернистов,  плакаты с высказываниями модернистов,  портреты поэтов,  задания для групп,  таблица­конструктор. Ход урока «Мятежный, богоищущий серебряный век». С.Маковский «Для нас дороже всего свобода исканий». В.Брюсов «Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда». О.Мандельштам. «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». А.Ахматова. «Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, несмотря ни на что». Д.Мережковский. «Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!..» А.Блок «Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!» Ф.Ницше. 1. Мотивация учебной деятельности. И всегда в темноте морозной, Предвоенной, блудной и грозной,  Жил какой­то будущий гул, Но тогда он был слышен глуше,  Он почти не тревожил души И в сугробах невских тонул. Словно в зеркале страшной ночи И беснуется, и не хочет Узнавать себя человек, А по набережной легендарной Приближался не календарный –  Настоящий Двадцатый Век. Так   в   «Поэме   без   героя   Анна   Андреевна   Ахматова   описывает   свое пророческое предчувствие грядущего. ­ Как вы думаете, о каком периоде времени мы будем говорить сегодня на уроке? На слайде слова­термины:  модернизм  символизм  акмеизм  футуризм ­ Как вы думаете, что общего между этими терминами? (общее строение с т.з. русского языка, они обозначают направления в искусстве) ­ Какое из направлений имеет более широкий смысл? ­ Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. ­ А какова наша цель на сегодняшнем уроке? (познакомиться с модернистскими направлениями в литературе в начале 20 века) Для   России   начало   20   века   это   время,   ознаменованное   тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед,   оказавших   влияние   на   мировую   историю,   и   едва   ли   не   меньшим количеством трагедий, принесших народу неисчислимые страдания. Главное на сегодняшнем уроке почувствовать  дух времени, увидеть лицо грядущего века.  Это было время, когда менялись люди, менялись кумиры. Кумиром   новой   эпохи   стал   немецкий   философ   Фридрих   Ницше, который выдвинул идею сверхчеловека. (зачитать высказывание) Ему противоречит русский философ Вл.Соловьев : «Истинная цель, чтобы каждый стал подобен Христу, т.е. стал Богочеловеком.» «Поэт есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!» ­ восклицал М.Горький. 2. Работа в группах Мы остановим свое внимание на 3х поэтических направлениях:  символизме, акмеизме, футуризме. Каждая группа будет работать с текстом.  Задание напечатано после текста о направлении. 1 группа: текст о символизме. Задание:  1. Сформулировать определение понятия «символизм» на основе данного текста; 2. Перечислить характерные черты символизма; 3. Назвать поэтов­символистов. 2 группа: текст об акмеизме. Задание: 1. Сформулировать   определение   понятия   «акмеизм»   на   основе   данного текста; 2. Перечислить характерные черты акмеизма; 3. Назвать поэтов­акмеистов. 3 группа: текст о футуризме. Задание: 1. Сформулировать определение понятия «футуризм» на основе данного текста; 2. Перечислить характерные черты футуризма; 3. Назвать поэтов­футуристов. 3.Работа с конструктором Группам предлагается заполнить таблицу. Все элементы таблицы  находятся в разрезанном виде. Критерии для  сопоставления Символизм 1890 — 1910 Акмеизм 1910­1912 Мир не познаваем Мир познаваем Футуризм 1912­1914 Мир надо  переделать 1. Отношение к  миру 2. Роль поэта Поэт­пророк  разгадывает тайны  бытия, слова Поэт возвращает слову  ясность, простоту Поэт разрушает  старое 3. Отношение к  слову Слово многозначно и символично Четкая определенность  слова Свобода в  обращении со  словом 4. Особенности  формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажений слов 5. Близкий род  искусства Музыка Живопись,  архитектура,  скульптура Живопись 4. Практикум «Определи направление по характерным признакам» Ребята, а сейчас вы прослушаете стихотворения и попытаетесь  определить его принадлежность к какому­либо направлению по тем  характерным чертам, которые вы выявляли. 1. Чтение стихотворения А.Блока «Девушка пела в церковном  хоре». Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,­ плакал ребенок О том, что никто не придет назад. (Ребята высказывают предположения и определяют, к какому  направлению оно относится, называют слова­символы) Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. Написал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое публичное выступление он заканчивал чтением именно этого стихотворения.   Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей.   Это   прекрасное   пение   вселяет   в   душу   надежду,   веру   в   будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздействием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь. Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту,   музыку,   песню   и   реальную   жизнь.   Образ   плачущего   ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт развертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаголит истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю. 2. Чтение стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи» Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!» Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно­желтым огнем. (Ребята высказывают предположения и определяют, к какому  направлению оно относится, называют детали, через которые мы чувствуем  состояние души лирического героя.) Совсем   еще   молодая   поэтесса   А.   Ахматова,   обратившись   к традиционной   в   поэзии   теме,   смогла   развить   ее   своеобразно.   Всего   лишь описав   недлинный   путь   героини,   расставшейся   с   любовью   и   вышедшей   из дома, в котором оставался, еще совсем недавно родной, человек, а вместе с ним   и   минуты   счастья,   Анна   Ахматова   сумела   передать   драматичность ситуации.   Именно   эта   способность   делать   язык   поэзии   простым   и воспринимаемым   без   усилий   заставляет   нас   сегодня   грустить,   читая   эти строки. 3. Чтение стихотворения В.Маяковского «Послушайте!» Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому­нибудь нужно? Значит — кто­то хочет, чтобы они были? Значит — кто­то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому­то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому­нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! (Ребята высказывают предположения и определяют, к какому  направлению оно относится, говорят о своеобразии ритмики стихотворения.) Стихотворение   публицистично   по   своей   форме:   оно   построено   как обращение,   очень   эмоциональное   и   сильное.   По   сути,  это   крик   души лирического героя. К кому он обращен? Я думаю, ко всему миру – к людям, к   самому   Господу   Богу.  Так   кричит   человек   в   большом   отчаянии,   не находя ответы на свои вопросы, пытаясь найти помощь:      Послушайте!      Ведь, если звезды зажигают ­      значит ­ это кому­нибудь нужно?      Значит ­ кто­то хочет, чтобы они были? Значит ­ кто­то называет эти плевочки       жемчужиной?          В   этом   своеобразном   вступлении   поэт   начинает   раскрывать метафору, на которой построено все стихотворение. Маяковский обращается к «детскому» вопросу: «Кто зажигает звезды на небе?» и пытается понять – действительно,   кто?   И   если   этот   кто­то   их   зажигает,   значит,   в   этом   есть смысл.   Значит,   есть   смысл   в   существовании   планеты,   над   которой   горят звезды, и в существовании людей, населяющих эту планету. И   в   противовес   этому   жизнеутверждающему   стихотворению­призыву послушайте стихотворение Анатолия Мариенгофа Пятнышко, как от раздавленной клюквы, Тише. Не хлопайте дверью. Человек... Простенькие четыре буквы:     – умер. Поэзия всегда многолика, многогранна, поэтому каждый из нас видит в произведении что­то свое. Итог работы учащихся по группам: А теперь каждая группа подведет итоги своей работы, оцените себя сами. (выступает один представитель, зачитывает оценки, объясняет) Рефлексия: У каждого из вас есть специальные листочки, продолжите  предложения. Я узнал…. Я открыл для себя…. Домашнее задание (на слайде): Творческое задание на выбор: написать письмо поэту серебряного века или составить 2 синквейна по теме нашего урока. Всем спасибо за урок!!!

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)

Разработка урока по литературе "Модернистские направления в литературе начала 20 века"(9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017