Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
обществознание +1
11 кл +1
04.06.2017
Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"
Интегрированный урок (обществознание-физика) , предполагающий экскурс в историю и современное научное объяснеие явлению атогмного взрыва. Урок проходит с использованием элементов интерактива, имеет место работа с электронным учебником.На уроке применяется работа малыми группами по методике Эльконина-Давыдова. Современный ФГОС нацеливает нас на формирование умения у обучающихся работать в команде, применяемая форма работы преследует эту цель.Методическая разработка урока "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"
Панченков .docx
Цели:  Познакомить   обучающихся   с   основными   вопросами   повестки   дня международной конференции глав государств Великобритании, СССР и США в Потсдаме. На   основе   исторического   материала   помочь   осмыслить   историческое значение победы над фашизмом и милитаризмом.  Развивать способности сопоставлять исторические события и личности.           Изучить механизм  деления атомного ядра урана­235; ввести понятие критической массы; рассмотреть факторы, определяющие протекания цепной реакции. Обсудить энергетические и экологические проблемы использования ядерной энергии.            Развивать познавательный интерес, речевые и ораторские способности, побуждение к творческому поиску.  Формировать гуманистическое мировоззрение, экологическое мышление.             Воспитывать чувство сопричастности, ответственности за будущее. Основные   понятия: демилитаризация,   декартелизация,   денацификация, международно­правовые   нормы,   международные   военные   трибуналы, Организация   Объединенных   Наций,   принцип единогласия, право «вето».             Проблема: Нужна ли нам ядерная энергия? Использование ядерной энергии: насколько это хорошо или плохо? Что нас должно больше волновать: экологические или энергетические проблемы?            Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.            Форма урока: интегрированный урок (история­физика)                      Оборудование:  плакаты  «Ядерный реактор», «Цепная  ядерная реакция»,   «Оценка   стоимости   составляющих   ядерного   топливного   цикла», компьютер,   проектор,   видеосюжет   «Принцип   действия   атомной   бомбы», «Принцип действия ядерного реактора». Мультимедийный проектор; видеосюжеты по материалу урока; электронная карта   «Раздел   мира   по   решениям   Потсдамской   конференции   »;   бумажные журавлики; выставка военных плакатов, рисунков  и карикатур; выставка книг »Летопись мужества»; рабочие листы.                                  Совет   Безопасности, Содержание урока:            I Оргмомент.            II Сообщение темы и цели урока.       Преподаватель истории. 17 июля  1945 года, Потсдам, предместье Берлина, дворец Цецилиенхоф. В   этот   день   открылась   конференция   «Большой   тройки»­   представителей СССР, Великобритании, США. Демонстрация видеоролика «Потсдамская конференция» (3 мин) https://ok.ru/video/268899386724 (в аудиторию входят и садятся за стол переговоров «Иосиф Сталин», «Уинстон Черчилль», «Гарри Трумэн».)          Трумэн: я рад познакомиться  с Вами (Сталиным) и хотел бы установить «такие же дружественные отношения, какие у генералиссимуса Сталина были с президентом Рузвельтом. Я уверен в необходимости этого, так как считаю, что   судьба   мира   находится   в   руках   трёх   держав.   Я   хочу   быть   другом генералиссимуса Сталина.  Сталин: «со стороны Советского правительства имеется полная готовность идти вместе с США». Черчилль: Я полностью поддерживаю намерения  Президента США и хотел бы и дальше союзничать с Вами. ? Как Вы думаете, с какой целью собралась « Большая тройка»   после разгрома фашистской Германии? (с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы) Давайте вместе попытаемся определить тему нашего урока.  Темой нашего урока сегодня будет: »Итоги второй мировой войны» ЛЗ: «Каков главный итог II мировой войны?» Преподаватель истории: Встреча в Потсдаме стала последней для лидеров Большой тройки Сталина, Трумэна и Черчилля (которого в последние дни сменил К. Эттли). Сейчас Вам предстоит работа с учебником  История Отечества XX – начало XXI века, с 257­258 ( Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А.) Задание   группе   №1  (Власенко   А.):Определите   политику   союзников   в отношении СССР на июль 1945 года. ( с. 257) Задание группе № 2 (Чернов В.):Охарактеризуйте общие принципы политики « Большой тройки» в отношении Германии. 2 Задание  группе № 3:  Как   изменились   границы   послевоенного   устройства мира? Преподаватель: вырабатывают политику верховной власти в Германии.                     Ответы студентов и «глав государств»         Пока   работают   наши   эксперты,   главы   государств Обобщение преподавателем: На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции  Германии (датой чего Сталин считал только 8 мая) объявить войну Японии. Воюющие с Японией США, Великобритания   и   Китай   также   подписали   Потсдамскую   декларацию (опубликована   26   июля),   потребовавшую   от   Японии   безоговорочной капитуляции.   8   августа   (после   конференции)   к   декларации   присоединился СССР и объявил Японии войну. Во время заседаний Трумэн получил знаменитое известие о создании американского ядерного оружия: «Ребёнок родился» (англ. The baby is born). Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B­29 «Enola Gay», названный   так   по   имени   матери   (Энола   Гей   Хаггард)   командира   экипажа, полковника Пола Тиббетса, сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три   дня   спустя,   9   августа   1945,   атомная   бомба   «Fat   Man»   («Толстяк») эквивалентом   21   килотонна   тротила,   была   сброшена   на   город   Нагасаки пилотом Чарльзом Суини, командиром  бомбардировщика B­29 «Bockscar». Общее   количество   погибших   составило   от   90   до   166   тысяч   человек   в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки. Показ видео сюжета (3 мин. 04 сек) Атомный удар по Хиросиме. Архивные съемки https://www.youtube.com/watch?v=4nspz3ulMR8 Преподаватель истории:  Давайте посмотрим с точки зрения физики, чем объясняется такой поражающий фактор атомной бомбы.                           Преподаватель физики.    2 августа 1939 года Эйнштейн, которого называли   величайшим   физиком   20   столетия,   направил   письмо   президенту США Рузвельту. В этом письме Эйнштейн  сообщал, что идет интенсивная работа   по   изучению   колоссальной   энергии,   выделяемой   при   расщеплении атомного ядра . Эйнштейн тем самым предсказал появление атомной бомбы. Как свидетельствует письмо Эйнштейна, атомная бомба представляет собой « адское оружие».                      А теперь рассмотрим предысторию создания атомной бомбы, и выясним,   каким   образом   выделяется   такая   огромная   энергия.  В   атомной бомбе   протекают   неконтролируемые   цепные   реакции   с   расщеплением такого количество ядер, что за доли секунды выделяется огромное кол­во 3 вызвать     способное невероятные энергии Атомный взрыв   – неуправляемая цепная реакция деления ядер (cл. №1) И на этом уроке мы  должны изучить механизм  деление атомного ядра урана­235;   ввести   понятие   критической   массы;   рассмотреть   факторы, определяющие   протекания   цепной   реакции.   Обсудить   энергетические   и экологические проблемы использования ядерной энергии. (cл. №2­6) разрушения.     Мы продолжаем изучать атомную физику и чтобы достичь обозначенной цели, необходимо повторить некоторые понятия, определения, которые мы уже   знаем   и   которые   нам   помогут   лучше   разобраться   в   изучении   нового материала (сл.5) III Проверка пройденного материала. 1. Из каких частиц состоит ядро? 2. Какие силы удерживают нуклоны в ядре?       3.  Каковы особенности ядерных сил?      4. Что такое радиоактивность?      5. Чем радиоактивные элементы отличаются от не радиоактивных?       6. Назовите свойства радиоактивного излучения,  как оно воздействует на человека?      7.Что называют энергией связи атомных ядер?      8. Что такое ядерная реакция?      9. Какие ядерные реакции вы уже знаете? IV Изучение нового материала.              Преподаватель физики.  Мы продолжаем изучать ядерные реакции. В декабре   1939   года   Ото   Ганн   и   Фриц   Штрассман   из   института   кайзера Вильгельма в Германии открыли, что если воздействовать из вне нейтроном на ядра   урана,   представляющий   собой   самый   тяжелый   элемент,   который существует в природе в естественном состоянии, то урановое ядро мгновенно разделяется надвое.  Деление   атомных   ядер   –это   особый   вид   ядерных   реакций,   при котором ядро тяжелого элемента делится на две части с одновременным излучением   двух,   трех   нейтронов   и   выделением   энергии  (запись   в тетрадях). При   делении   ядер   урана   выделяется   большое   количество   энергии:   1 грамм урана при делении выделяет столько же тепла, сколько выделяется при сгорании 3т  каменного угля или 2,5 т нефти. Процесс  деления ядра урана    можно объяснить  на основе  капельной модели ядра. Нейтрон, попадая в ядро, поглощается им. Ядро возбуждается и начинает деформироваться подобно жидкой капле. Оно растягивается до тех пор,   пока   электрические   силы   отталкивания   не   начнут   преобладать   над 4 ядерными.   Ядро   разрывается   на   два   осколка   и   вылетают   два   или   три свободных нейтрона.  ДВЕ ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕЛЕНИЯ ЯДРА УРАНА (запись в тетрадях) Давайте пронаблюдаем деление   еще одного ядра  элемента плутония на интерактивной модели (используется электронный учебник). Кто сможет записать реакцию деления этого ядра? (запись на доске и в тетрадях)                                    Эти нейтроны могут столкнуться с другими ядрами урана или плутония, и они также будут делиться. На этом этапе реакции образуются уже шесть или девять свободных нейтронов и т.д., возникает цепная ядерная реакция (сл.№8, плакат) Цепная ядерная реакция – это реакция, в которой частицы  вызывающие ее, являются ее продуктом (запись в тетрадях)                             На практике такую реакцию осуществить не так просто. Природный уран состоит из смеси двух изотопов: урана с массовым числом  235 (его содержание составляет 0,7% от массы всего урана) и урана с  массовым числом 238 (его содержание – 99,3% от массы всего урана). Ядра  урана­235 лучше делятся под действием медленных нейтронов, я ядра урана­ 238 делятся под действием очень быстрых нейтронов (медленные просто  поглощаются ядром и превращаются в ядра других атомов)  Кто сможет записать эти реакции.  n → U­238 → U­239 ( β ) → Np­239 ( β ) → Pu­239  Ядро атома плутония с массовым числом 239 имеет период полураспада 24000   лет,   т.е.   он   почти   стабилен.   Поэтому   цепная   ядерная   реакция   в природных условиях невозможна. Для того, чтобы осуществит цепную ядерную реакцию нужно: выделить изотоп урана­235, но это сложный процесс или замедлить нейтроны, чтобы уменьшить поглощения их ядрами урана­238 и реакция будет проходить на уране­235 (сл. №9)   Для того, чтобы цепная ядерная реакция не привела к взрыву, нужно чтобы   число   освобождённых   нейтронов   при   делении   ядер   урана   было 5 постоянным.   Размножение   нейтронов   характеризуется   коэффициентом размножения – К. К = Ni / Ni­1 Если К>1, такая цепная реакция происходит в виде взрыва, если К<1­ эта цепная реакция прекращается. Если К=1­цепная реакция управляемая. Цепная ядерная реакция может развиваться только тогда, когда масса урана будет превышать так называемую критическую массу (сл.№10) КРИТИЧЕСКАЯ МАССА  ­ это минимальная масса, при которой цепная реакция может протекать самопроизвольно.    mк =50кг­критическая масса для природного урана (R=9 см).       mк  =250г­критическую   массу   снижают   применяя   замедлители   (графит, обычная и тяжелая вода), отражатели (бериллий).                  В атомной бомбе неконтролируемые цепные реакции протекают с расщеплением   такого   кол­во   ядер,   что   за   доли   секунды   выделяется огромное   кол­во   энергии   способное   вызвать   невероятные   разрушения. Взрывчатым веществом служит чистый  уран­235 или плутоний­239. Чтобы мог   произойти   взрыв,   размеры   делящегося   материала   должны   превышать критические.   Это   достигается   либо   путем   быстрого   соединения   двух кусков   делящегося   материала   с   докритическими   размерами,   либо   же   за счет резкого сжатия одного куска до определенных размеров, то и другое осуществляется с помощью обычных взрывчатых веществ.                   При   взрыве   атомной   бомбы   температура   достигает   десятков миллионов   градусов.   При   такой   высокой   температуре   очень   резко повышается давления и образуется  мощная взрывная волна. Одновременно возникает   мощное   излучение.   Продукты  цепной   реакции   при   взрыве атомной   бомбы   сверхрадиоактивны   и   опасны   для  жизни   живых организмов.      (видеосюжет)            Преподаватель истории. 6 В   феврале 1945 на Ялтинской   конференции Сталин дал   обещание союзникам объявить войну Японии через 2—3 месяца после окончания боевых действий   в   Европе   (хотя   пакт   о   нейтралитете   предусматривал,   что   его действие прекращается лишь спустя год после денонсации). На Потсдамской конференции в   июле   1945   США,   Великобритания   и   Китай   выступили с декларацией,   требуя   безоговорочной   капитуляции   Японии,   в   случае невыполнения условий Потсдамской декларации выпущенной 26 июля 1945 года, угрожали «снести Японию с лица земли». Тем   же   летом   Япония   пыталась   вести   переговоры   с   СССР   о посредничестве, но безуспешно.          Война была объявлена ровно через 3 месяца после победы в Европе, 8 августа 1945 (9 августа в Японии, при этом декларация об объявлении войны пришла на 7 часов позже после начала боевых действий), через два дня после первого   применения   США ядерного   оружия против   Японии   (Хиросима)   и накануне атомной бомбёжки Нагасаки. 1.Итоги II мировой войны:  показ видео 1 мин Советско­японская микро­война 1945 г. Японцы до сих пор в обиде :))) https://my.mail.ru/mail/vadjrachitta/video/Japan/1704.html? from=videoplayer 2.Итоги Второй мировой войны https://www.youtube.com/watch?v=5NnjwueY7y8 Преподаватель истории: Вам на дом были даны задания:  1 группа: Президентом РФ 2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ и тему Вы получили   соответствующую   актуальности   проблемы:   »   Экология   и   война» Приложения №1­5 2 группа: Виртуальная экскурсия в Парк и музей мира в Хиросиме ( Извеков   И. и Дворниченко А.) https://www.youtube.com/watch?v=MaEl1C5JOh4видео https://xmusik.me/q/l_a8z7Xt5c6QxorutvLm7FqD4KHmtvu89bf1pdqI6pPBGZ30t bKq3­nPmvyFxg/  2 трек                       0:08 Сегодня мы с Вами посетим мемориальный парк мира, находящийся в центре самой Хиросимы. 0:15 Парк занимает большую площадь и состоит из нескольких секторов: 0:19 7 Дом Ген баку или купол атомной бомбы, находящийся на северной окраине парка. 0:26 На   мосту,   площади   находятся   различные   памятники   и   залы,   посвященные атомной бомбардировке Хиросимы 0:33 А   также   там   есть   музей   с   множеством   экспонатов,   которые   подробно рассказывают о конце II мировой войны, о бомбежке Хиросимы и о ее последствиях. 0:45 Дом Ген баку является зданием, которое изначально служило промышленным центром префектуры города до Второй Мировой Войны. 0:55 Здание было спроектировано чешским архитектором  Яном Летзелем. Он был здесь, когда атомная бомба взорвалась. 1:06 В   ходе   уборки   участка   после   бомбежки,   здание   осталось   в   своем первоначальном состоянии. В память о тех, кто пострадал, в 1996 году ЮНЕСКО признало его в качестве мирового наследия. 1:34 Данный памятник является детским памятником мира. В основу его создания была положена история японской девочки Садако   Сасаки,   которая   заболела   лейкозом     в   результате   радиационного отравления и умерла спустя десять лет после бомбардировки. 1:53 Есть несколько других объектов в парке, в том числе три мирных колокола и Мемориал, где покоится прах 70,000 неизвестных жертв... 2:06 Огнь   Мира   и   Мемориал   Кенотаф   являются   центральными   монументами, которые связаны воедино с Домом атомной бомбы и мемориальным музеем. 2:16 Сейчас в этой  части музея ведутся ремонтные работы 2:20 И   некоторые   экспонаты     закрыты,   но   они   будут     скоро   доступны   для обозрения посетителей 2:33Это макеты местности Хиросимы и висящей над ней угрозы­ бомбы. 2:36 Экспонаты  позволяют   сделать   точную     детализацию   нарастания   войны, приведшей к бомбардировке Хиросимы 8 2.37 А это макет той самой атомной бомбы «Малыш» , которая испепелила Хиросиму. 2:42 Температура взрыва в эпицентре была такова, что от людей оставались только тени. 2:45 Особый интерес представляет большое   число личных вещей, которые были найдены в пепле после взрыва: вот,  что осталось от детского велосипеда… 2:49 Здесь Вы увидите и историю этих вещей: это когда­то было одеждой… часы, застывшие на 8 часов 15 минут ­ начало этого ужаса… 2.53  Об этом надо помнить! 2:55 Несомненно,     мемориальный   парк   мира   в   Хиросиме   является   одним   из наиболее значимых мест, которые Вы можете посетить в Японии. 3 группа:  Символ   мира  бумажный  журавлик  и  история  японской  девочки Садако Сасаки (Даньшин А. И Шубенков А.) История девочки, которая поверила в чудо или журавль как символ мира во всем мире. Вернувшись из Японии, пройдя немало верст, Бумажного журавлика товарищ мне привез. С ним связана история, история одна – Про девочку, которая была облучена Владимир Лазарев   6 августа 1945 г, город Хиросима. Американские войска сбросили атомную бомбу. Первая в мире атомная бомбардировка унесла жизни 80 000 людей в непосредственный день взрыва. Более 100 000 человек получили смертельную дозу облучения. В общей сложности атомное оружие унесло жизни более 200 000   ни   в   чем   не   повинных   людей.   Двухлетняя   японская   девочка   Садако Сасаки находилась в двух километрах от места падения бомбы. Взрывной волной ее выбросило из окна, она чудом осталось жива. 9 Ноябрь   1954   г. У   Садако   Сасаки   появились   первые   признаки   лучевой болезни, 21   февраля   1955   г. Садако   была   госпитализирована,   врачи   поставили страшный   диагноз   ­   лейкемия   –   рак   крови.   Двенадцатилетний   девочке осталось жить меньше года 3 августа 1955 г. Подруга Садако во время очередного визита принесла с собой бумагу для оригами, сделав бумажного журавлика из нее, она поведала старинную японскую легенду. Согласно легенде, если сложить из бумаги тысячу журавликов – «сенбазуру», то сбудется любое желание. Желание принесет в клюве журавль, который живет 1000 лет. Журавль «цуру» – птица   счастья   и   долголетия   в   Японии. И   маленькая   девочка,   которая толком не видела жизни, поверила в красивую сказку, как поверил бы каждый из   нас,   столкнувшись   лицом   к   лицу   с   обликом   смерти.   Стоит   только удивляться,  как   сильно   было   желание   жить   в  маленькой   девочке,   сколько силы воли и мужества было в ней, чтобы делать бумажных журавликов из последних сил каждую свободную от боли и мучений минуту. 25   октября   1955   г. Японская   девочка   Садако   Сасаки,   выжившая   после атомной   бомбардировки   в   городе   Хиросима,   умерла   от   лейкемии.   Она   не успела сделать 1000 бумажных журавлика, их было только 644… Но девочка не выжила и скоро умерла, И тысячу журавликов не сделала она. Последний журавленочек упал из мертвых рук — И девочка не выжила, как тысячи вокруг. Владимир Лазарев Друзья Садако Сасаки закончили работу за нее, и она была похоронена вместе с   1000   бумажных   журавлей,   которые   дарили   ей   надежду.   История мужественной девочки, надеявшейся до последнего на чудо, поразила многих, и на ее похороны прилетело более 1000 бумажных журавлей со всех уголков мира, как символ будущего без войны. 1958г.   Парк   Мира   в   городе   Хиросима. Установлен   памятник   Садако   с бумажным журавликом в руке, который носит название «Детский памятник Миру». Надпись на памятнике гласит «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире»                           10 Садако   Сасаки   сейчас   символ   неприятия   войны.   В   Парке   Мира   хранятся несколько ее журавликов, расположенные рядом с макетом атомной бомбы. Атомная бомба и журавль – две несовместимые вещи, как черное и белое, как жизнь и смерть Ее называют дитя мира. А для меня она пример того, как нужно бороться, даже когда исход ясен, как нужно ценить жизнь, как нужно верить в чудо и надеяться. Надеяться до последнего! P.S. уже после опубликования поста, купила бумагу для оригами и попросила коллег научить меня делать бумажных журавликов. И вот оно ­ мое первое оригами ­ на суд читателей yvision.kz                          На   импровизированный   «гриб»   атомного   взрыва   вешаем   бумажных журавликов, которые сделала 3 группа ­ мастер­класс Извеков И. под песню Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат»).  https://www.youtube.com/watch?v=gH9PdT9NLl8 11 Объявляется Минута молчания. Ответим   на   наше   логическое   задание:  ЛЗ:   «Каков   главный   итог   II мировой войны?» Итоги:   Вторая   мировая   война   оказала   огромное   влияние   на   судьбы человечества.   В   ней   участвовало  62  государства   (80  %   населения   земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50­55 млн чел. , из них убито на фронтах 27 млн чел. Миллионы человек, большинство   из   которых   ­   евреи,   уничтожены   в   результате   холокоста. Наибольшие   людские   потери   понесли   СССР,   Китай,   Германия,   Япония   и Польша.   Военные   расходы   и   военные   убытки   составили   4   триллиона   долларов. Материальные затраты достигли 60­70 % национального дохода воевавших государств.   Только   промышленность   СССР,   США,   Великобритании   и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных) , 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий,   свыше   4,8   млн   пулемётов   (без   Германии)   ,   53   млн   винтовок, карабинов   и   автоматов   и   огромное   количество   другого   вооружения   и снаряжения.   Война   сопровождалась   колоссальными   разрушениями, уничтожением   десятков   тысяч   городов   и   деревень,   неисчислимыми бедствиями   миллионов десятков людей.       В   результате   войны   ослабла   роль   Западной   Европы   в   общемировой политике.   Главными   державами   в   мире   стали   СССР   и   США. Великобритания   и   Франция,   несмотря   на   победу,   были   значительно ослаблены.  Война   показала   неспособность   их   и   других   западноевропейских   стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное  движение.  В   результате   войны   часть   стран смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия.  В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены  социалистические режимы.  Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых   Наций  (дата   вступления   Устава   в   силу   ­  24   октября  ­ отмечается   как День   Организации   Объединённых   Наций)  на   основе   для Антифашистской   коалиции,   сложившейся   в   ходе   войны, предотвращения будущем.   мировых войн в         12 В   некоторых   странах   сложившиеся   в   ходе   войны   партизанские   движения пытались продолжить свою деятельность и после окончания войны. В Греции конфликт   между   коммунистами   и   довоенным   правительством   перерос   в гражданскую   войну.   Антикоммунистические   вооружённые   отряды   ещё некоторое время после окончания войны действовали на Западной Украине, в Прибалтике, Польше. В Китае продолжилась гражданская война, длящаяся там   года. 1927 с       Фашистская   и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка   коммунистических   партий,   благодаря   их   активному   участию   в антифашистской   борьбе войны. ходе в         Европа   оказалась   разделена   на   два   лагеря:   западный капиталистический   и   восточный   социалистический.   Отношения между   двумя   блоками   резко   ухудшились.  Уже   через   пару   лет   после окончания   Холодная войны   началась война.               Преподаватель физики.   Деление  атомных  ядер  используются   и  в  мирных  целях –  это   в  атомных ректорах, где возможна управляемая цепная ядерная реакция. Ядерный реактор – это устройство, в котором происходит управляемая  цепная реакция деления ядер урана. Как   же   управляют   цепной   ядерной   реакцией,   каков   принцип действия реактора и каково его устройство?(плакат, видеосюжет, учебник ­ с.317, п. 109) Самостоятельная   работа:   прочитав   материал   из   учебника,   вы   можете ответить на  вопрос: из чего состоит реактор, а посмотрев видеосюжет, каков принцип действия реактора.                                   Человеку нужна энергия! Нужно ли использовать энергию, которая столь опасна. Использование ядерной энергии: на сколько это хорошо или плохо? Что нас должно больше волновать: экологические или энергетические проблемы? Перед вами таблицы «+» и «–» использования ядерной энергии, которые содержат некоторые исторические сведения использования атомной энергии, и которую частично нужно заполнить, указав положительные и отрицательные стороны   использования   атомной  энергии  и   высказать   свое  мнение   об  этих 13 проблемах. Вы разделены на несколько групп, каждой группе выданы листы с информацией,   содержащей   материал   о   применении   атомной   энергии   и последствиях этого применения.               Человечеству   нужна   энергия,   а   самой   универсальной   является электрическая,   которую   производят   на   электростанциях.   На   АЭС   роторы генераторов вращаются за счет энергии, выделяющейся при делении атомных ядер (работа по группам: читают информацию и делают выводы)            Очень важная сторона развития энергетики – это оценка затрат на все процессы,   составляющие   ядерный   топливный   цикл.   Но   не   менее   важная сторона   –   это   экологическая.   Ядерной   энергетике,   как   и   многим   другим отраслям промышленности, присущи вредные и опасные факторы воздействия на окружающую среду. Выводы 1 группы студентов и запись в таблицу: – Малый срок службы: 25–30 лет (демонтаж). – 1 кВт∙ч (АЭС) >1 кВт‧ч (ТЭС). – Не перегружают транспорт. – Не используют дефицитное топливо – Не сжигают O2. – Не выбрасывают СО2, СО, SO и др. ­  Твердые   и   жидкие   отходы,   возникающие   при   использовании   ядерного топлива, обладают очень высокой радиоактивностью Преподаватель   физики.  Действительно   хищническое   сжигание ископаемого   топлива  погубит   окружающую   среду,  неизбежно   приведет   к изменению климата и таянию ледников.   А другая сторона ­ радиоактивные отходы очень большая проблема атомной энергетики.   РИ   излучение   негативно   воздействует   на   живые   организмы.   Какое   же воздействие оказывает РИ?  Выводы 2 группы студентов: ­ Под действием радиации поражаются клетки живых тканей, прежде всего их ядра, нарушается способность клеток к делению и обмен веществ в них.  ­   Наиболее  чувствительны   к   радиационному   воздействию   кроветворные органы   (костный   мозг,  селезенка,   лимфатические   железы,   кишечник, щитовидка). ­  В результате действия РИ на организм человека возникают тяжелейшие заболевание:   лучевая   болезнь,   злокачественные   опухоли,   приводящие нередко к смертельному исходу. Облучение оказывает сильное влияние на генетический   аппарат,  приводя   к   появлению   потомства   с   уродливыми отклонениями или врожденными тяжелыми заболеваниями организма. 14 Преподаватель физики  .  Радиоактивные излучения – это самая главная опасность ядерной энергетики и в этом ее самый большой минус (запись в таблицу под знаком «–» Радиоактивное излучение).           Сторонники ядерной энергетики утверждают, что при безупречном использовании  АЭС   они  меньше  приносят  вреда   окружающей   среде. Но как показывает  практика, избежать аварий   на АЭС   невозможно. И тому доказательство: крупнейшая авария ЧАЭС, которая произошла   в апреле 1986г   и   авария   на   АЭС   «Фукусима», произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами Выводы 3 группы студентов: ­  За   1   с   радиоактивность   реактора   возросла   в   100   раз,   а   через   3   с радиоактивность увеличилась в 440 раз ­   3,5%   продуктов   деления   в   реакторе   (это   63   кг)   было   выброшено   в атмосферу (в результате взрыве атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, образовалось всего 0,74 кг радиоактивных «отходов») ­ образовалось огромное радиоактивное облако высотой 2 км   ­ Произошло заражение водоемов и почвы. ­  погибло 8 тыс. человек. Преподаватель. Эти сведения наводят на печальные мысли. Какой   из   этого  следует   сделать   вывод.   Дадим   его   в   интерпретации известного   ученого   –   эколога   Яблокова:   «С   позиции   экологической безопасности страны радиоактивное загрязнение – одна из самых главных угроз. И доля атомных энергетических установок в создании этой угрозы очень   значительна.   Возможно,   мы   преувеличиваем,   но   только  один Чернобыль полностью оправдывает это наше мнение». (запись в таблице «–»: аварийные ситуации).   Преподаватель. Где еще применяют атомную энергию? Студенты изучают материал и отвечают:  – это атомоходы.  ­ первый в мире ледокол с ядерной энергетической установкой был пущен в нашей стране в 1959 г. ­ ледокол «Ленин» –   Атомные подводные лодки (1954 г., первая АПЛ – «Наутилус», США) Преподаватель  .  Применение   ядерного   оружия   может   привести человечество к гибели, поэтому народы всего мира настойчиво борются за 15 запрещение  ядерного  оружия. Подписаны  между ведущими странами  ряд договоров о прекращении ядерных испытаний и ядерных разоружений. Услышанные здесь опасности ядерной энергетики не должны заслонять от нас  ее   преимущества.   Органическое   топливо   не   восполняется,   а   его сжигание ведет к глобальным изменениям на Земле. Будущее все­таки за ядерной энергией, а точнее  за термоядерной. И действительно это самый экологически чистый вид энергии, а  запасы дейтерия (тяжелый водород) практически   безграничны:   130   г.   дейтерия   могут   заменить   700   вагонов угля.   Но,   к   сожалению,   управляемый   термоядерный   синтез   не   получен, только неуправляемый (водородная бомба). Много ученых работают в этом направлении   и     наступит   тот   день,   когда   будет   получена   управляемая термоядерная реакция и мы станем жить лучше. Сразу решаться две самые важные проблемы: это энергетическая и экологическая. И последняя запись в таблице – синквейн  «за» и «против» ядерной  энергии. IV Рефлексия : синквейн  Преподаватель   истории:  Анализ   сегодняшней   политической   ситуации     в мире и перспективы на будущее. В настоящее время в ведущих странах мира наблюдается очередная волна дискуссии  о   новом   мировом   порядке.  Активно   проталкивается   следующая идея: сначала США договариваются с Европой, а затем привлекают на своих условиях Китай. Никакие другие страны, в том числе и Россия, в расчет не принимаются. За такую схему в США выступают многие, например, Генри Киссинджер. О   том,   что   такая   концепция   –   не   просто   разговоры,   свидетельствуют последние   события.   Это,   в   частности,   подписание   в   2015   г.   между Соединенными   Штатами   и   11­ю   азиатскими   государствами   соглашения   о Транстихоокеанском   партнерстве   (ТТП),   а   также   продолжающиеся переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) между США и Европой. Тексты данных документов не афишируются, однако   можно   говорить   о   том,   что   этими   соглашениями   образуются соответственно зоны свободной торговли между США и странами бассейна Тихого океана (пока без Китая), а также между США и Европой. При этом урезаются   суверенитеты   стран­участниц,   но   получают   большую   свободу транснациональные корпорации, штаб­квартиры 60% из которых расположены в Соединенных Штатах. Хотя Дональд Трамп и обещал в ходе предвыборной  кампании, что США выйдут   из   ТТП,   тем   не   менее   это   маловероятно   и   мало   что   изменит, 16 поскольку Вашингтон уже имеет необходимые двусторонние договоренности практически со всеми участниками подписанного соглашения. В то же время в 2017   г.   Соединенным   Штатам   вряд   ли   удастся   принудить   Европу   к подписанию   ТТИП.   Этот   год,   скорее   всего,   будет   неким   переходным   для США и их внешней политики. К   основным   факторам,   оказывающим   все   большее   влияние   на   военно­ политическую   обстановку   в   мире,   следует   отнести   прежде   всего   то обстоятельство,   что   экономические   интересы   становятся   главными   в политике. В связи с этим будет обостряться борьба за природные ресурсы – минеральные, водные и т.д. На Западе все громче говорят о том, что ресурсы некоторых   стран,   в   том   числе   и   России,   должны   принадлежать   всему мировому   сообществу.   Допускается   даже   принудительное   (включая использование военной силы) перераспределение национальных богатств. В архитектуре глобальной безопасности по­прежнему доминируют механизмы и структуры, созданные в эпоху «холодной войны». Примеры внеблокового подхода к обеспечению международной безопасности пока немногочисленны. К   их   числу   можно,   в   частности,   отнести   шестисторонние   переговоры   по ракетно­ядерным   программам   Ирана   и   Северной   Кореи.   Способность существующих   структур   и   механизмов   обеспечивать   международную безопасность будет, по­видимому, снижаться по мере формирования новых центров силы и развития полицентризма, который усложняет поиск баланса национальных интересов. Постепенно центр тяжести мировой политики и экономики перемещается из Европы   в   Азиатско­Тихоокеанский   регион   (АТР).   Осью   новой геополитической   игры   становятся   американо­китайские   взаимоотношения, которые уже сейчас заметно влияют на характер международных отношений в целом. В то время как Соединенные Штаты видят в Китае угрозу, европейцы рассматривают его во многом в качестве дополнительного огромного рынка. По оценкам Фонда Карнеги, ВВП КНР в 2035 г. составит $82 трлн., а США – $44 трлн. Подъем   КНР   представляет   большой   риск   для   глобальных   интересов Соединенных Штатов. В американском обществе нет единства по поводу того, что   лучше   для   США:   богатый,   мирный,   сотрудничающий   с   другими государствами   Китай   или   распадающийся   и   пребывающий   в   хаосе.   Что касается   Дональда   Трампа,   то   он   готов   начать   с   КНР   гонку   вооружений, которая, по­видимому, ударит больше всего по самим Соединенным Штатам. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ Постепенно   завершается   период   однополярного   мироустройства   с несомненным   военно­политическим   доминированием   США.   Соединенные Штаты пока остаются самым влиятельным мировым игроком, но все больше вынуждены   полагаться   на   ключевых   союзников   и   партнеров   в   проведении своей политики. Последнее особенно хорошо просматривается в доктринах и 17 инструкциях   американских   Вооруженных   Сил,   предполагающих   все   более широкое использование союзников и партнеров при проведении операций. В отношениях с Россией администрация Дональда Трампа стоит на перепутье: либо продолжать политику санкций, имеющих целью смену власти в Кремле, с постепенным их усилением, либо начать их регулируемое смягчение (темпы которого будут определяться поведением Москвы) для «оттягивания» России от Китая. Снижение конфронтации с РФ позволило бы США перенаправить усилия в АТР. До последнего времени все шло по первому сценарию и, по­ видимому, так продолжится до президентских выборов в России 2018 г., по результатам   которых   и   состоится   пересмотр   Вашингтоном   политики   на российском направлении. Учитывая расклад сил, вероятно, именно от России будет зависеть результат главной мировой битвы ХХI века между США и Китаем. Соединенные Штаты и при Трампе не будут отказываться от идеи глобального лидерства,   веры   в   моральную   непогрешимость   и   необходимости   нести демократию в собственной трактовке другим странам. Нынешний президент Трамп   будет   продолжать   линию   на   глобальное   лидерство   США,   однако   с большим   прагматизмом   и   без   иллюзий   –   в   стиле   своего   кумира   Рональда Рейгана. Ждать   снижения   темпов   военного   строительства   в   США   не   приходится, наоборот,   они   будут   повышаться,   поскольку   Дональд   Трамп   попытается реализовать   свой   предвыборный   лозунг   «К   миру   через   силу».   Пусть   с ограничениями, вызванными не лучшим состоянием американской экономики и бюджета, но все же такая попытка будет предпринята. Обещал же президент многое:   увеличить   расходы   на   кибербезопасность,   нарастить   численность Сухопутных войск с 480 до 540 тысяч, Корпуса морской пехоты – со 180 до 200   тысяч   военнослужащих,   число   кораблей   ВМС   с   275   до   350,   создать космический   эшелон   ПРО   по   образцу   рейгановских   «звездных   войн», ускорить модернизацию ядерного арсенала (что будет стоить около $1 трлн.), выражал готовность вернуть призывной принцип комплектования ВС США и т.д.   По   оценкам   американских   специалистов,   для   выполнения   всего обещанного может потребоваться увеличение ежегодного бюджета Пентагона в течение ближайших 10 лет до $900 млрд. В   основу   современной   военной   стратегии   Вашингтона   положены   три принципа: – защита территории Соединенных Штатов; – построение системы глобальной безопасности под руководством США; – проецирование силы и достижение решительной победы. Мир   опять   стоит   у   порога   новой   мировой   войны.   Вот,   что   об   этом думают наши дети, их мысли в их стихах. Стих собственного сочинения  читает Прохоров Сергей.                                     18 V Домашнее задание: Физика: п. 107­110, реферат «Перспективы развития ядерной энергии.  Термоядерный синтез»  История: проанализировать  п. 27 и сформулировать уроки II мировой войны. VI Подведение итогов и выставление оценок.                  19 Приложение Применение атомной энергии I АЭС  Общая мировая ситуация в атомной энергетике на начало XXI в. может быть охарактеризована при помощи следующих главных показателей. В 31 стране на 250 АЭС  вырабатывают 18 % всей производимой в мире электроэнергии.  Россия получила в наследство от Советского Союза 9 АЭС (из 16 во всех странах СНГ) с 29 энергоблоками. Их общая мощность составляет 20 млн кВт, а доля в суммарной выработке электроэнергии – 14 %. 1954 год – первая в мире АЭС (Россия, г. Обнинск) И.В. Курчатов; АЭС в России:  Курская АЭС, Ленинградская АЭС, Нововоронежская АЭС, Волгодонская;   Ростовская   АЭС,   Белоярская   АЭС,   Билибинская   АЭС,  Калининская АЭС,  Кольская АЭС.  «+» – Не перегружают транспорт. – Не используют дефицитное топливо – Не сжигают O2. – Не выбрасывают СО2, СО, SO и др. «­» –   Малый   срок   службы:   25–30   лет (демонтаж). – 1 кВт∙ч (АЭС) >1 кВт‧ч (ТЭС). ­ радиоактивные отходы ­ радиоактивное излучение ­ аварии на АЭС (ЧАЭС,  «Фукусима») 20 II  Атомоходы:  АПЛ   имеет   ядерную   энергетическую   установку,   которая обеспечивает   возможность   непрерывно   находится   под   водой   в   течении всего похода. Запас ядерного горючего  в реакторах  позволяет ПЛ иметь практически неограниченную дальность плавания и скорость под водой до 35 ударов (66 км/ч) 1954 г. – первая в мире атомная ПЛ в США «Наутилус». 1958г. – К­3– в СССР 1961 г. –  К­19 – «Северный полюс»              12 августа 2000 года в Баренцевом море потерпел аварию один из наиболее   совершенных   кораблей   российского   военно­морского   флота   – атомная подводная лодка К­141 «Курск». Эта катастрофа привела к гибели всего экипажа лодки, в скорбном списке погибших 118 человек. Средний срок   службы   составлял   25   лет.  После   окончания Холодной войны значительная   их   часть   была   выведена   из   состава   флота   и   требует утилизации.  Процесс   утилизации   —   дорогостоящее,   опасное   и   долгое мероприятие.   В   России   флотские   хранилища   переполнены,   и   значительное число списанных АПЛ ожидают выгрузки в течение нескольких лет. Атомный   ледокол —   морское судно с ядерной   силовой   установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. В   1959 года   ­   атомного   ледокола «Ленин» —   первый   в   мире     с ядерной силовой установкой. «+» «­» ­ возможность непрерывно  находится под водой и на воде ­ плавания   неограниченную   дальность – Малый срок службы ­ радиоактивные отходы ­ радиоактивное излучение ­ аварии на АПЛ III Синквейн «за» «против» 21 1.  2. 3. 4.       о котором  тема   синквейна, 5.    заключает   в   себе   одно   слово 1   строка (обычно существительное или местоимение),  которое  обозначает  объект  или предмет, речь. 2.   Строка   ­   два   слова   (чаще   всего прилагательные или причастия),   они дают описание   признаков   и   свойств выбранного   в  синквейне   предмета   или объекта. тремя глаголами или деепричастиями, 3   описывающими характерные действия объекта. 4   строка   ­   фраза   из   четырёх   слов,   выражающая личное   отношение автора синквейна объекту. 5 строка ­ одно слово­резюме, характеризующее суть предмета или объекта.   описываемому предмету пойдет строка   ­   образована     или   к                            22 Экономические и экологические проблемы использования атомной энергии.                         АЭС имеют ограниченный временной ресурс работы: 25­30 лет. Такой короткий срок службы АЭС объясняется тем, что со временем, несмотря на все   меры  защиты,   оборудование   станции   становится   опасным   в радиационном   отношении.   Наблюдаются   также   явление   «охрупчивание», когда   под   влиянием   нейтронного   облучения   металлические   конструкции теряют прочность и становятся хрупкими. Поэтому   в   стоимость   производимой   АЭС   энергии   необходимо включать не  только затраты на строительство станции, но и расходы на ее демонтаж,   стоимость  которого,   по   экспортным   оценкам,   сравнима   со стоимостью самого сооружения.          В настоящие время по далеко неполным и малонадежным подсчетам стоимость   1   кВт∙ч   электроэнергии,   выработанной   на   АЭС   оказывается наибольшей по сравнению со стоимостью электроэнергии, произведенной на электростанциях др. типов.                    Атомные   станции   не   требуют   такого   количества   дефицитного ископаемого   органического   топлива   как   ТЭС,   они   не   вызывают   загрузки перевозками   угля   железнодорожный  транспорт   (в   нашей   стране   эти перевозки составляют 40% грузооборота железных дорог).              Производство электроэнергии на АЭС не связано с процессами  горения и следовательно, с потреблением атмосферного кислорода, столь  необходимого биосфере. Не   сжигая   ископаемое   органическое   топливо   и   поэтому,   не выбрасывая в атмосферу сотни  миллионов тонн углекислого газа, оксидов серы   и   азота,   АЭС   стали  единственным   крупным   производителем электрической энергии, которые не способствуют ни усилению парникового эффекта, ни выпадению кислотных осадков.             Сравним количество топлива, потребляемого обычными тепловыми станциями   и   АЭС.   Атомные   станции   не   требуют   такого   количества дефицитного    ископаемого   органического   топлива   как   ТЭС,   они   не вызывают загрузки перевозками угля железнодорожный транспорт (в нашей стране эти перевозки составляют 40% грузооборота железных дорог). Твердые и жидкие отходы, возникающие при использовании ядерного топлива, обладают очень высокой радиоактивностью и требуют специальной переработки  и   специального   захоронения   в   целях   обеспечения безопасности. 23 Радиоактивные излучения (РИ) РИ – самая главная опасность атомной энергетики, существующая, как следует из вышесказанного, на всех этапах топливного цикла и работы АЭС. РИ оказывают пагубное воздействие на все живые организмы. Под действием радиации поражаются клетки живых тканей, прежде всего их ядра, нарушается способность клеток к делению и обмен веществ в них. Наиболее  чувствительны к радиационному воздействию кроветворные органы   (костный   мозг,  селезенка,   лимфатические   железы,   кишечник, щитовидка). В   результате   действия   РИ   на   организм   человека   возникают тяжелейшие   заболевание:   лучевая   болезнь,   злокачественные   опухоли, приводящие нередко к смертельному исходу. Облучение оказывает сильное влияние   на   генетический   аппарат,  приводя   к   появлению   потомства   с уродливыми   отклонениями   или   врожденными  тяжелыми   заболеваниями организма. Степень   биологического   воздействия   радиации   зависит   от   вида излучения, его интенсивности и продолжительности облучения организма. Специфическая   особенность   радиоактивных   излучений:   они   не воспринимаются органами чувств человека не вызывают болевых ощущений в момент облучения: в этом их «коварство». 24 Аварийные ситуации. Взрыв   четвертого   энергоблока   Чернобыльской   АЭС   (ЧАЭС) произошел   26  апреля   1986г.   и   вызвал,   прежде   всего   механическое разрушение   верхней   защитной  плиты   реактора   (массой   2   тыс.   тонн), топливных кассет и взрывной выброс значительного количества ядерного топлива, содержащего более 100 различных радионуклидов. За   1   с   радиоактивность   реактора   возросла   в   100   раз,   а   через   3   с радиоактивность увеличилась в 440 раз. Горение реактора продолжалось до 10 мая. Как   установили   эксперты,   при   аварии   на   ЧАЭС   3,5%   продуктов деления   в   реакторе   (это   63   кг)   было   выброшено   в   атмосферу;   для сравнения: в результате взрыве атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, образовалось всего 0,74 кг радиоактивных «отходов». В результате взрыва образовалось огромное облако (высотой 2 км  облако радиоактивностью в десятки   миллионов   кюри,   состоящие   из   топлива,   смешанных   с радиоактивными   газами.   По   оси   перемещения   этого   облака   уже   через несколько   дней  после  взрыва  стала  появляться  пятикилометровая  полоса умирающего леса, где кроны деревьев получили дозы в 10 000 радиан, что на прядок выше летальных  доз  для  растительности; она заняла  площадь  38 км2, в этом лесу погибли все мелкие млекопитающие. Произошло заражение водоемов и почвы. Подводя   печальный   итог   Чернобыльской   катастрофы,   нужно, отметить,   что   погибло   8   тыс.   человек.   Чернобыль   принес   убытки, сравнимые с бюджетами целых государств, а последствия катастрофы не удается преодолеть в обозримое время.                       25 Приложение 1 Апокалипсис в масштабах Европы Т.Н. Борисов, вице­адмирал, Герой Социалистического Труда 27 декабря 1947 г. завершилась одна из самых секретных операций в истории.   Военно­морские   силы   союзников   по   антигитлеровской   коалиции (США,   Великобритании   и   СССР)  отправили   на   дно   Балтийского   моря запасы   химического   оружия   поверженной   Германии.   Это   было   сделано   в рамках тройственного договора 1945 г., с которого до сих пор не снят гриф секретности. Как выяснилось впоследствии, было затоплено 302 875 т боеприпасов, содержащих 14 типов отравляющих веществ (ОВ) — от широко известного еще с первой мировой войны иприта (горчичного газа) до новейших по тем временам, разработанных в гитлеровской Германии. В среднем ОВ составляют около   20%   от   массы   боеприпасов.   Так  что   на   дно   Балтийского   моря, проливов Скагеррак и Каттегат попало свыше 60 тыс. т ОВ в чистом виде.  Принимая решение об уничтожении химического оружия (о затоплении его вместе с судами на больших глубинах), союзники искренне полагали, что таким образом проблема будет решена раз и навсегда. С точки зрения науки тех   лет,   это   был   простой,   быстрый   и   надежный   способ   избавиться   от страшного   наследия   войны.   Считалось,   что   даже   при   одновременной разгерметизации всех боеприпасов и попадания ОВ в воду за счет размывания, перемешивания,   разноса   течениями   концентрация   их   уже   через   несколько часов (в крайнем случае – дней) упадет ниже предельно допустимой. Только спустя много лет английский генетик Шарлотта Ауэрбах откроет сильнейшие мутагенные свойства иприта и других ОВ. Увы, ПДК для них не установлены и по сей день: даже в ничтожных количествах (несколько молекул на литр воды)   иприт   сохраняет   все   свои   коварные   качества.   Пройдя   по   пищевым 26 цепочкам и попав в организм человека, он вначале никак не проявляется и лишь   спустя   месяцы,   а   то   и   годы,   реализуется   в   виде   злокачественных новообразований, язв или (спустя два, три, четыре поколения) приводит к появлению на свет физически и психически неполноценных детей. Руководство   СССР   в   условиях   жесточайшей   разрухи   после   второй мировой   войны   решило   не   жертвовать   даже   самыми   старыми   судами   и затопить нашу долю химического оружия фашистской Германии (35 тыс. т — 12%   общего   количества   боеприпасов)   россыпью.   Заручившись   согласием союзников,   руководство   СССР   претворило   эти   планы   в   жизнь:   5   тыс.   т боеприпасов затопили в 70 милях (около 130 км) юго­западнее порта Лиепая, оставшиеся   30   тыс.   т   –   у   острова   Борнхольм   (Дания).   Всюду   глубины составляли 101–105 м. До лета 2001 г. считалось, что это — единственные захоронения   химического   оружия   в   акватории   Балтийского   моря.   Правда, бывший   военнопленный   Петер   Гюнтер   в   свое   время   утверждал,   что   у Борнхольма ВМС Великобритании также затопили шесть судов с химическим оружием на борту, однако эти свидетельства более ничем не подтверждались. Англичане   и   американцы,   со   своей   стороны,   тоже   отошли   от намеченного   плана   и   затопили   суда   с   258   750   т   химического   оружия   в проливах Скагеррак и Каттегат. По разным данным, на дне этих проливов лежат от 42 до 65 судов со страшным грузом. По   данным   генерал­майора   авиации   в   отставке   Б.Т.   Сурикова, английский журналист  Найтли, впервые рассказавший в открытой печати (журнал «Санди таймс», май 1992 г.) о захоронениях химического оружия в  сумел  в   1992   г.   добиться   признания Балтийском   море   и   проливах, правительства   Великобритании,   что   еще   120   тыс.   т   устаревшего химического   оружия   британского   производства   было   затоплено   в   27 точках на дне Северного моря. Других сведений об этом нет. Итого: на морском дне 422 875 т химического оружия (не считая 35 тыс.   т   «россыпных»   захоронений);   85   тыс.   т   «чистых»   ОВ.                                                                                                     27 Приложение 2 Последствия ядерного взрыва Ядерная атака на японские города Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945   года   имела   ужасающие   последствия:  в   Хиросиме   погибло   200 000 человек, в Нагасаки – 80 000. Уровень смертности населения от лейкемии, возникшей   в   результате   радиационного   облучения   к   концу   1970­х   годов повысился на 95%. Заметно участились случаи генетических отклонений у рожденных после атомного взрыва. Температура в эпицентре взрыва достигала нескольких миллионов градусов. Согласно отчету префектуры Нагасаки «все люди и животные в радиусе 1 км. погибали почти мгновенно». Тепловое излучение было такой мощности, что все живое буквально испарялось. Точную оценку степени радиационного загрязнения в пострадавших от взрыва   регионах   дать   сложно   из­за   недостатка   информации.  Известно,  что сброшенная на Хиросиму бомба «Малыш» содержала 64 кг урана, из которых только в 700  г происходила  ядерная реакция. По  мнению  исследователей, уровень радиационного загрязнения местности не был значительным, хотя и представлял серьезную опасность для населения. Для сравнения, в момент аварии   на   Чернобыльской   АЭС   в   активной   зоне   реактора   находилось несколько   тонн   радиоактивных   веществ,   приведших   к   экологической   и гуманитарной катастрофе. Предотвратить   серьезные   последствия   для   окружающей   среды   и,   в частности, для почвы позволил тот факт, что бомбы взрывались на высоте нескольких   сот   метров.  Основными   поражающими   факторами   были ударная волна, а также световое и тепловое излучение. Ученые считают, что уже в считанные месяцы радиационный фон в Хиросиме и Нагасаки был безопасным,   о   чем   свидетельствуют   посещения   этих   мест   зарубежными комиссиями.                                                                                                        28 Приложение 3 Маргелов М. Экология войны «Тотальный обмен ядерными ударами затмит все экологические катаклизмы   прошлого.   Будущие   поколения   получат   в   наследство нарушенную   биосферу   на   отравленной   радиоактивностью   планете.  Долгосрочные   экологические   последствия   ядерных   взрывов   будут настигать нарождающиеся поколения. В самом деле, если учесть все, что известно,   а   еще   важнее   –   все,   что   пока   неизвестно   о   последствиях ядерных   взрывов,   существует   опасность,   что   человеческая   жизнь   на нашей планете перестанет существовать».  Война обычно не имеет в качестве непосредственной  цели нанесение ущерба окружающей среде. Он является лишь следствием, хотя неизбежным и зачастую   весьма   ощутимым,   военных   операций.   Эта   сторона   войн   обычно ускользала   от   внимания   исследователей,   и   лишь   в   последние   годы экологический   ущерб   от   этих   войн   стал   предметом   серьезного   анализа.  В ходе второй мировой войны цель нанесения экологического ущерба носила периферийный характер, хотя некоторые примененные на ней методы можно рассматривать в ракурсе специального подрыва экосистем и использования природных сил (например, разрушение гитлеровцами дамб в Голландии в 1944   года,   нанесшее   значительный   урон   населению   приморских низменностей – было затоплено 200 тыс. га, а также вырубка ими лесов в Польше).  Уничтожение   природной  среды   в   оборонительных   целях   при отступлении войск также применялось во время второй мировой войны. При бомбардировке союзниками Гамбурга и Дрездена были попытки вызвать огненные бури.  Такие бури иногда возникают при лесных пожарах, и они гораздо   опаснее   последних.   Горение   происходит   столь   интенсивно,   что   в процессе засасывания кислорода атмосферы создаются ветры огромной силы, направленные   в   центр   пожара   и   дующие   со   скоростью   более   45  метров   в секунду.  Не   случайно  спустя   20   лет   американская   армия   попыталась воссоздать   огненные   «бури»   во   Вьетнаме,  учитывая   их   потенциальные возможности   как   одного   из   видов   экологического   оружия.  Вторая мировая война с особой силой продемонстрировала, что не только 29 люди и созданные ими ценности погибают в результате военных действий: уничтожается и окружающая среда.  Экологический   ущерб   от   второй   мировой   войны: уничтожение сельскохозяйственных угодий, посевов и лесов в широком масштабе в СССР,   Польше,   Норвегии   и   других   европейских   странах;   затопление низменностей   (в   Голландии   затоплено   морской   водой   17%   пашни); радиоактивное   заражение   Хиросимы   и   Нагасаки;   разрушение экосистем многих островов в Тихом океане; повышенное потребление природных ресурсов.                                                                                                   30 Приложение 4 Опасное море а время Второй мировой войны было потоплено более 10 тыс. судов, большая   часть   из   которых   имела   нефтяное   отопление.   Как   результат   – нефтяные пятна, постепенно распространявшиеся  по  поверхности  воды  и отравлявшие придонную фауну. Но есть место, понесшее ни с чем не сравнимый экологический ущерб – Балтийское море. 27 декабря 1947 года завершилась одна из самых секретных операций в истории. Военно­морские силы союзников (СССР, США и Великобритании) отправили   на   дно   Балтийского   моря   запасы   химического   оружия поверженной Германии. Затоплению подверглись 302 875 тонн боеприпасов, содержащих 14 типов отравляющих веществ, в том числе опаснейший иприт. Масса отравляющих веществ в чистом виде составила примерно 60 тыс. тонн. По   новым   подсчетам   специалистов   на   дне   Балтийского   моря   лежит 422 875   тонн   химического   оружия   и   85   тыс.   тонн   «чистых»   отравляющих веществ. Причем глубина их залегания зачастую не превышает 100 метров. Те, кто принимал решение по затоплению химического оружия наивно полагали, что проблема будет решена раз и навсегда. Действительно, с точки зрения науки тех лет это самый простой и надежный способ избавиться от опасного наследия. Считалось, что даже при одновременной разгерметизации всех   боеприпасов   концентрация   отравляющих   веществ   благодаря   их перемешиванию с морской водой снизится до безопасного уровня уже через несколько часов. Только спустя годы британский генетик Шарлота Ауэрбах откроет  страшные мутагенные свойства иприта: даже несколько молекул на литр воды этого отравляющего вещества сохраняют свои опасные свойства. Пройдя   по   пищевой   цепочке,   иприт   может   отозваться   в   человеке   спустя месяцы и годы страшными болезнями. А через поколения, по мнению врачей, возрастает   риск   рождения   психически   и   физически   неполноценных детей. Специалисты подсчитали, что скорость коррозии оболочек боеприпасов составляет   примерно   0,1­0,15   мм/год.   Известно,   что   толщина   оболочек   в среднем   5­6   мм.   Последняя   экспедиция,   проводившаяся   в   2016   году подтвердила процесс поступления широкого спектра отравляющих веществ в воду.  В ближайшие годы в Балтийском регионе ученые не исключают возможности экологической катастрофы. 31 Приложение 5 Удар по экосистеме В период  Второй мировой войны по разным данным погибло от 50 до 70 млн. человек, а зона боевых действий охватила площадь около 3,3 млн. квадратных километров. Если   условно   собрать   разрозненные   территории   воедино,   то   мы получим выжженные, разрушенные и опустелые земли размером с такую страну как Индия. Последствия   Второй   мировой   войны   не   привели   к   глобальной природной   катастрофе,   но   причинили   серьезный   урон   хрупким экосистемам,   в   частности,   Тихоокеанского   региона.   Причем   это   был   не побочный   эффект   военных   действий,   а   целенаправленные   акции   по уничтожению ресурсных баз отдельных регионов. Так, нацисты отметились массовой вырубкой польских лесов, а также разрушением  в 1944 году дамб  в  Голландии,   из­за чего   было   затоплено более   200   тыс.   га   приморских   низменностей.   Серьезные   последствия   для окружающей  среды имела  тактика «выжженной земли», применявшаяся вермахтом  при  отступлении.  Не   гнушались   подобными   мерами   и   другие участники войны. При бомбардировке союзной авиацией Гамбурга и Дрездена был вызван эффект «огненных бурь»,  которые  уничтожали  на  своем  пути  не  только очаги человеческой культуры, но и окружающую природу. Ощутимые   последствия   для   природы   имело  строительство оборонительных   сооружений:   образовывавшиеся   в   результате   работ искусственные   овраги   и   отвалы   серьезно   изменяли   рельеф,   вместе   с   этим перемещался  грунт,  уничтожался  растительный  покров,  а поверхностные  и подземные воды загрязнялись горюче­смазочными материалами и стоками. Кроме   этого   изменяли   ландшафт   и   уничтожали   почву  маневры большого числа бронетехники. Ученые отмечают, что крупные сражения с участием   бронетанковых   войск,   артиллерии   и   авиации   по   сути   «изымали громадные территории из сферы полезной для человека деятельности». 32 Приложение 6 Задание группе №1. Определите политику союзников в отношении СССР на июль 1945 года. ( с. 257) Задание группе №2. Охарактеризуйте общие принципы политики « Большой тройки» в отношении Германии. Задание   группе   №3.  Как   изменились   границы   послевоенного   устройства мира? Преподаватель:   Пока   работают   наши   эксперты,   главы   государств вырабатывают политику верховной власти в Германии.   33

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"

Методическая разработка урока на тему: "Глобальные проблемы современности: истоки и причины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017