Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Оценка 5
Лекции
docx
история
Взрослым
28.04.2017
Данная разработка поможет преподавателю правильно выстроить урок и достичь поставленных целей, так как в разработке охвачена самостоятельная, групповая работа и работа с документами, благодаря которым обучающиеся самостоятельно их анализируют делают соответствующие выводы. Так же в конце занятия обучающиеся должны написать эссе, которое тоже говорит о самостоятельности усвоения компетенций.
накануне мировой войны.docx
Тема: «Накануне мировой войны».
Специальность: 19.02.10 (Технология продукции общественного
питания)
Учебная дисциплина: История
Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. Тема
13.1. Накануне мировой войны.
Тип учебного занятия: Урок изучение и первичное закрепление новых
знаний.
Цель учебного занятия:
систематизация знаний по истории
международных отношений накануне второй войны.
Обучающий компонент: выяснить политическую и экономическую
ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины,
условия и значение заключения пакта МолотоваРиббентропа, выяснить роль
Советского Союза и Германии в развязывании войны;
Развивающий компонент:
продолжить формировать умение
анализировать исторические документы, аргументировано отстаивать свою
точку зрения, умение организовывать свою работу в группе,
Воспитательный компонент:
неприятия тоталитарных режимов.
воспитывать чувство патриотизма,
Методы обучения:
обзорное
повествование преподавателя с элементами самостоятельной работы
обучающихся с текстом учебника, документами.
изучение нового материала,
Педагогические технологии: личностноориентированного обучения,
исследовательские.
Формы работы: беседа, учебный диалог, выполнение,
анализ
информации, работа с текстом, работа с документами, составление беседа,
логические рассуждения, работа с терминами, составление синквейна.
Ресурсное обеспечение учебного занятия:
Артемов В.В, Лубченков В.В. История часть 2 (для профессий и
специальностей технического, естественнонаучного, социально
экономического профилей). М.:ИЦ «Академия», 2014. 304 с.
Технические средства: компьютер, мультимидийная установка,
Раздаточный материал: учебник, карточки. (Приложение 1).
Прогнозируемый результат:
По итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие
личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные (ПР) результаты и
общие компетенции(ОК):
ЛР4.
сформированность
соответствующего
современному уровню
развития исторической науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
мировоззрения, ЛР 6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
МР4. готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и
интерпретировать.
МР6. владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
ПР 3. сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.
ПР 5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике
ОК 2. организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 4. осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
План
1.Мир в конце 30х годов XX века..
2. Германо советский договор.
3.Военно – политические планы сторон.
Ход учебного занятия
I Организационный момент
приветствие
проверка готовности к учебному занятию
целеполагание
II Повторение изученного материала.
Преподаватель предлагает проверить полученные знания на прошлом
занятии с помощью карточек. Приложение 1
Изучение нового материала.
III
Актуализация субъектного опыта обучающихся.
Преподаватель организует работу обучающихся с терминами в рамках
изучаемой темы, используя прием «Ассоциативный ряд»
?!Что такое «блицкриг»?
?!Какие ассоциации у вас возникают с понятием «пакт о ненаподении»?
1.Мир в конце 30 годов XX века.
!! Под диктовку преподавателя обучающиеся записывают в тетрадь. Еще при заключении Версальского договора наиболее дальновидные политики
говорили, что это не мир, а перемирие. Германия не могла смириться с
условиями договора и сохраняла потенциал для попыток его пересмотра.
Были и другие силы, готовые развязать войну. В период экономического
кризиса 19291933 гг. попытки решить проблемы с помощью войн и захватов
чужих земель усилились. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, в 1935
г. Италия Эфиопию. После прихода к власти в Германии Гитлера в 1933 г.
эта страна стала главным источником военной опасности. Гитлер не скрывал
своих намерений завоевать «жизненное пространство» на Востоке.
!!! Самостоятельно с помощью учебника стр.192193 выписать в тетрадь
Агрессивные государства блоки.
Агрессивные государства Германия, Италия и Япония с зависимыми от них
странами составляли первый центр силы. Вторым центром силы являлись
демократические страны Великобритания, Франция и США. Они
стремились сохранить свое господствующее положение в мире, удержать
власть над колониями, противодействовать усилению агрессивных стран.
Однако они не желали открыто портить отношения со странамиагрессорами
и по существу потворствовали им. При этом Великобритания, Франция и
США надеялись направить агрессоров на другие страны СССР, Китай.
Третьим центром силы являлся Советский Союз. СССР стремился в 30е
гг. ХХ в. сблизиться с Францией и Англией для совместного противодействия
Германии. Однако западные державы рассматривали Германию в качестве
противовеса СССР и коммунистическому движению, которое считали для
себя опасностью номер один. Так, заместитель премьерминистра
Великобритании Э. Галифакс в беседе с Гитлером в ноябре 1937 г. назвал
Германию «бастионом Запада против большевизма».
В этих условиях Германия в 1938 г. перешла к решительным действиям,
захватив Австрию и Судейскую область Чехословакии. Вскоре Германия
предъявила Польше требования о передаче ей Данцига и путей через
Польский коридор
?! Что такое «Польский коридор»?
(земли между основной частью Германии и Восточной Пруссией).
2.Германосоветский договор.
В 1939 г. правительства Великобритании и Франции начали в Москве
переговоры с Советским Союзом о заключении договора о взаимопомощи в
случае германской агрессии. Но достигнуть соглашения не удалось. На
переговоры западные державы послали второстепенных чиновников, не
имевших полномочий для заключения договора. Главным препятствием,
однако, стала позиция Польши: советские войска могли вступить в борьбу с
германской армией, лишь пройдя через территорию Польши, на что польское
правительство категорически не соглашалось, а западные страны не
предприняли ничего. Для изменения этой позиции. Переговоры были сорваны. В этих условиях СССР принял предложение Германии о переговорах. 22
августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностранных дел Германии И.
Риббентроп. Он в кратчайший срок согласовал с наркомом иностранных дел
В. М. Молотовым все детали соглашения. 23 августа договор, получивший
неофициальное название «пакт Молотова Риббентропа», был подписан.
!! Сообщение на тему: «Пакт Молотова Риббентропа».
Обе стороны обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и не
поддерживать ни в какой форме третью державу, напавшую на страну,
подписавшую соглашение. Согласно секретному протоколу к договору
стороны разграничивали сферы своих интересов в Европе. К сфере интересов
СССР относились Финляндия, Эстония, Латвия, часть Польши, Бессарабия, к
сфере интересов Германии часть Польши и Литва. Позже Литва была
отнесена к сфере интересов СССР, а Финляндия Германии.
3.Военнополитические возможности и планы сторон.
Руководство Германии еще в 1937 1938 гг. взяло курс на развязывание
большой войны. Однако представители генералитета и промышленников не
имели единства по вопросу военной стратегии. Одни считали необходимым
напасть на Советский Союз, заблаговременно заручившись поддержкой
Запада. Другие считали ближайшей целью полную отмену положений
Версальского договора, для чего нужно было нанести удар на Западе.
Нацисты понимали, что для Германии война на два фронта неизбежно
закончится поражением. Было необходимо как можно быстрее разбить
противника на одном направлении. Эта необходимость, а также нехватка
ресурсов породили идею блицкрига молниеносной войны. Гитлер принял
решение готовиться вначале к ревизии Версальского мира. Однако в своей
пропаганде гитлеровцы выдвинули на первый план лозунг («Дранг нах Остен»
«Натиск на Восток»), учитывая стремление западных держав направить
германскую агрессию против СССР.
К началу Второй мировой войны Германия приобрела мощный военно
экономический потенциал. По уровню промышленного производства
Германия в 1938 г. вышла на первое место в Европе и второе в мире, уступая
лишь США. С 1935 по 1939 г. в Германии было подготовлено 5,5 млн. солдат.
Ее сухопутная армия достигла численности более 2,5 млн. человек. Были
созданы ВВС. Летний состав прошел подготовку в Испании.
!!! Работа с документами по группам.
IV
Преподаватель предлагает закрепить полученные знания с помощью
устного опроса:
1.Какова была расстановка сил на кануне мировой войны?
2.Что препятствовало обузданию стран – агрессоров?
3. Как был заключен советско – германский договор?
4. Каковы были его условия?
.Закрепление: 5. Каковы были его последствия?
6. Охарактеризуйте военно – политические планы сторон на кануне войны.
7. историки спорят о том, какая сторона больше выиграла от заключения
советско – германского договора 23 августа 1939г. Аргументированно
выскажите свою точку зрения.
V. Домашнее задание
Написать эссе на тему: «молниеносная война».
Индивидуальное задание подготовить информацию «План Барбаросса».
VI. Подведение итогов.
Подведение итогов на основе составления синквейна (министихотворения).
Блицкриг
.
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол.
Предложение
Вывод.
оценивание учебных способов деятельности обучающихся.
выставление оценок.
VII. Рефлексия
предложение»:
Что было на уроке самым полезным для меня было… …
Что было на уроке самым интересным для меня было…
. Используется методический прием «Незаконченное Приложение 1.
Карточка №1.
1.Что значит «искусство плаката»?
2. Перечислите фамилии приверженцев модернистских течений.
3. Что такое «конструктивизм»?
4. Что такое «культурная революция»?
Карточка №2.
1 Что такое «футуризм»?
2 Как проявил себя в советскую эпоху В.В. Маяковский?
3 Что такое «социалистический реализм»?
4 Кто снял фильм «Путевка в жизнь»?
Карточка №3.
1. Перечислите фамилии приверженцев модернистских течений.
2. Что такое «конструктивизм»?
3. Какие цели решали большевики в сфере культуры?
4. Какие достижения имела советская наука в 2030 годы?
Карточка №4.
1. Перечислите фамилии приверженцев традиционного направления?
2. Кто написал «Дихий Дон»?
3. Какие цели решали большевики в сфере культуры?
4. Что значит «искусство плаката»? Приложение 2
Первая группа должна привести доказательства того, что нападение Германии
было превентивной (упреждающей) мерой.
Документ 1.
“с февраля 1941 г. началось сосредоточение и развертывание вермахта у границ
СССР... Всего с февраля по 21 июня на Восток было переброшено 89 дивизий. К 18 июня
завершилось сосредоточение большей части ВВС, которые дислоцировались в 200
километровой приграничной полосе. Всего для войны с Советским Союзом Германия
выделила из имевшихся 209 дивизий 155 (74.5%) , которые насчитывали 4 миллиона
человек, 43.8 тыс. орудий и минометов, 4.2 тыс. танков и штурмовых орудий и 3.9 тыс.
самолетов. Кроме того, союзники Германии развернули у границ СССР 37 дивизий, в
которых насчитывалось 715 тыс., человек, 5.5 тыс. орудий и минометов, 262 танка и
937 самолетов... СССР для войны с Германией из имевшихся в Красной Армии 303
дивизий было выделено 247 (81.5%) , которые после мобилизации насчитывали бы
свыше 6 миллионов человек, 62 тыс. орудий и минометов, 14.2 тыс. танков и 9.9 тыс.
самолетов”. Кроме того, “с апреля 1940 г. началась разработка мобилизационного
плана, который 12 февраля 1941 г. был утвержден правительством...
Вторая группа должна привести доказательства того, что Германия внезапно
нарушила пакт о ненападении.
Документ 2.
“Начиная с октября 1939 г. Генеральный штаб Красной Армии начал планировать
боевые действия против Германии,” пишет кандидат исторических наук, полковник в
отставке Валерий Данилов. Для Сталина не был секретом ни план “Барбаросса” (28
декабря 1940 г., на десятый день после его утверждения основные положения этого
документа уже находились в руках советской разведки), ни систематически
проводимые вермахтом мероприятия по наращиванию сил и средств в полосе
советской западной границы. В последней предвоенной разведывательной сводке по Западу от 5 июня говорилось: “Общее количество германских войск на нашей западной
границе с Германией и Румынией на 1 июня достигает 120122 дивизий...” (В. Данилов
“Сталин опоздал...” (Ж. “Родина”, 1995N7, с. 70) .
Третья группа находит выгоду СССР в подписанном пакте Молотова
Риббентропа.
Документ 3.
Документ составлен заместителем начальника Оперативного управления Генштаба
генералмайором А.М. Василевским. Рукопись уточнена и исправлена первым
заместителем начальника Генштаба генераллейтенантом Н.Ф. Ватутиным.
Документ адресован Председателю Совета Народных Комиссаров СССР И.В.
Сталину. Работа над "Соображениями" была завершена между 7 и 15 мая 1941 г. К
документу прилагаются: план стратегического развертывания вооруженных сил
СССР; план боевых действий на случай войны с Германией; схемы развертывания на
карте; схемы развертывания на прикрытие на трех картах; схема соотношения сил;
три карты базирования ВВС на западе.
Четвертая группа готовит сообщение о Финской войне: причины, ход, значение.
Документ 4.
Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной
с развернутыми тылами, она имеет возможность предупредить нас в развертывании и
нанести внезапный удар. Чтобы предотвратить это и разгромить немецкую армию,
считаю ни в коем случае не давать инициативы действий германскому командованию,
упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент,
когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать
фронт и взаимодействие родов войск...”.
Оперативные задачи фронтам ставились, также исходя из идеи упреждающего удара:
главный удар наносил ЮгоЗападный фронт, отрезая Германию от ее союзников
(Италия, Румыния, Венгрия) и, что самое главное, перерезая “нефтяную аорту”
Германии потоки нефти из Румынии, на которой держалась вся техника вермахта.
Многие современные военные и историки высказываются в пользу такого плана. К тому
времени (июнь 1941 г.) на границе сложилась ситуация, в которой сторона, первая
начавшая боевые действия, автоматически получала стратегические преимущества
над противником. Германия просто не располагала силами, способными отразить
внезапный удар Красной Армии. Это признавал после войны начальник штаба
верховного командования вермахта фельдмаршал В. Кейтель, который считал, что
советское нападение на Германию в 1941 г. могло “поставить нас в стратегическом и
экономическом отношениях в исключительно критическое положение... В первые
недели, нападение со стороны России, поставило бы Германию в крайне невыгодные
условия”.
Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Методическая разработка урока "Накануне мировой войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.