Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Оценка 4.7
Мероприятия
doc
религиоведение
4 кл
04.03.2018
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.
Задачи урока:
• Образовательные:
o познакомить с понятием «храм»;
o дать представление о назначении и устройстве православного храма;
o познакомить обучающихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, иконостас, царские врата, алтарь, канон, священнослужитель, каждение.
• Развивающие:
o развивать интерес к новым знаниям и расширять кругозор знаний о православной культуре;
o развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, схемами;
o Обогащать, активизировать словарь учащихся.
• Воспитательные:
o воспитывать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей страны, истокам и традициям православной культуры;
o формировать у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.
Храм.doc
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4й класс
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о православном храме, его внутреннем и
внешнем устройстве.
Задачи урока:
Образовательные:
o познакомить с понятием «храм»;
o дать представление о назначении и устройстве православного храма;
o познакомить обучающихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, иконостас,
царские врата, алтарь, канон, священнослужитель, каждение.
Развивающие:
o развивать интерес к новым знаниям и расширять кругозор знаний о православной
культуре;
o развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, схемами;
o Обогащать, активизировать словарь учащихся.
Воспитательные:
o воспитывать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и
культурному наследию нашей страны, истокам и традициям православной культуры;
o формировать у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.
Предварительная подготовка к уроку: выучить стихи и подготовить сообщения.
Оборудование:
1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5
классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.
2. Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева
3. Мультимедийное оборудование: презентация урока; аудиозапись колокольного звона;
видеоматериал «виртуальный тур по Храму», видеозапись – выпуск передачи «Купелька» от 13 мая
2013 г. на сайте телеканала «Союз»
4. Толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры».
Посмотрите друг на друга, пожелаем друг другу хорошего настроения.
Желаю всем успешной работы.
II. Актуализация усвоения знаний обучающихся
Учитель: Рассмотрите предлагаемые иллюстрации (слайд 1). Покажите, какие архитектурные
постройки отличаются от обыкновенного здания? Знаете ли вы, как они называются? (Храмы, церкви,
соборы)
«Храм» – такова тема нашего урока.
Планирование деятельности
Учитель: На какие вопросы о храме вы хотели бы знать ответ? (Под руководством учителя на
доске составляется план.)
Учитель: Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? (Из
книги, словаря, в беседе с учителем, обратиться к СМИ и т.д.)
Ребята на карточках записывают варианты, затем они вывешиваются на доску.
III. Изучение нового материала
Учитель: Что такое храм? (Учащиеся на основе своего опыта, полученных знаний в ходе изучения
модуля, работая в паре, дают ответ)
Учитель: Найдем значение слова «храм» в толковом словаре С. И. Ожегова.
(Ученики работают со словарём С.И. Ожегова)
Ученик зачитывает:храм – здание для богослужения, церковь [2].
Учитель: Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречётся». Храм – дом
Божий, где незримым образом находится сам Господь. Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу).
Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обычных
зданий. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV
века.
Ученик (1) читает стихотворение (слайд 2) :
«Над виноградными холмами»
Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелёными волнами
Шумит померкшая река.
Взор постепенно из долины,
Подъемлясь, всходит к высотам
И видит на краю вершины
Круглообразный светлый храм.
Там, в горнем неземном жилище,
Где смертной жизни места нет,
И легче и пустынночище
Струя воздушная течет.
Туда взлетая, звук немеет,
Лишь жизнь природы там слышна,
И нечто праздничное веет,
Как дней воскресных тишина.
(Фёдор Тютчев)
1) Виды храмов (На слайде 3 изображения православных храмов)
Учитель: Рассмотрите храмы внимательно. Какие слова вы бы подобрали к их описанию:
Величественные Устремленные ввысь
Обычные Прекрасные
Мрачные Великолепные…
Праздничные Радостные
Запишите их на листе бумаги.
Учитель: На Руси издавна строили храмы (слайд 4). Но было время, когда храмы разрушались.
Теперь православные традиции возрождаются: восстанавливаются, реставрируются, разрушенные
храмы, строятся новые.
Ученик (2) читает стихотворение
Диво дивное, чудо чудное:
Пусть для Родины время трудное, –
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встает над руинами.
Божий храм встает в волю вольную,
Ах, и песнь поет – колокольную!..
До небес плывет песня плавная –
Оживает Русь Православная!
(Евгений Санин)
Учитель: Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
Ученик: храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов и дома строили деревянными,
позже стали строить каменные дома, храмы) (Из знаний ребят об истории возникновения Руси)
Учитель: Храмы строили на месте будущих поселений в красивых местах, т.к. христиане старались
посвящать Богу самое лучшее.
Учитель: Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности? ( Предположения детей –
чтобы хорошо было видно издали, устремлены ввысь, к небу)
Учитель: В России всегда было много храмов(слайд 5 ).
Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы? (Ребята рассматривают изображения различных храмов, сравнивают)
Ученики:купола, кресты, колокольня присутствуют на всех изображениях храмов.
Учитель: Куда устремлен храм?(вверх, к небу – Царству небесному)
Учитель: Чем внешне отличаются эти храмы?
Ученики: Формой, цветом, размером.
2) Внешнее строение храма. (Обучающиеся рассматривают изображения храмов разной формы, по
порядку следования сообщений (слайды 6,7,8)
Ученик (3). «Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых
величественных сооружений того времени… Это здание продолговатой формой напоминало корабль
— один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море
земных скорбей к пристани спасения. Впоследствии… появился другой тип храма – крестово
купольный. Основание храма в виде креста, напоминает о том, что спасение человечества совершено
через Крест, что Крест Христов является основой церкви. Иногда храм устраивается в виде круга,
который является символом вечности. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы
звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и
вечному блаженству. [1]
Ученик (4). Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. «Здание храма завершается
сверху куполом, изображающим собою небесный свод. Купол заканчивается вверху главою, на
которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а
несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов,
семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских,
тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов». [1]
В русской архитектуре храмы строились с куполами различной формы – шлемовидные, луковичные,
шатровые.
Луковичные купола — как пламя горящей свечи, обозначающей молитвенное горение, стремление к
небесам.
Шлемовидные купола делают храмы похожими на воинов, русских богатырей, защитников от сил
зла и тьмы.
Шатровые купола указывают человеку, что нужно стремиться ввысь, к совершенству, к небу.
Ученик (5). При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм
или рядом с храмом обычно строится колокольня или звонница. Колокольня – это образ высоты,
непоколебимости, крепости. Сначала колокола не имели
определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить
специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко.
Колокола появились с приходом христианства на Русь, а распространение получили в ХIV веке.
Колокольный звон звучал в дни торжеств, и когда приходила беда: созывал воинов на битву, был
призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники
веселье и торжественность.
В зависимости от характера служб звоны могут меняться. Колокольный звон, при котором ритмично
ударяют в один колокол, называется «благовест». Удары в несколько колоколов одновременно
означают «звон». Если в разные колокола ударяют попеременно – это «перезвон», а «трезвоном»
называют радостный звон одновременно во все колокола.
А во времена бедствий звучит «набат» – звон большого колокола. Звонить в колокола может только
звонарь. И только на первой неделе после Пасхи разрешается всем желающим подниматься на
колокольню и звонить в колокола.
Учитель: Вам приходилось бывать в храме? (Ответы детей)
Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей)
Учитель: А меняется ли поведение в храме? Люди ведут себя в храме поособенному. Давайте
познакомимся с правилами, которые нужно соблюдать в храме. Есть отдельные правила поведения
для мужчин и для женщин (мальчиков и девочек). Ученик (6):
В храм следует приходить в приличной, чистой одежде.
Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор
перед входом в храм.
В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга
принято поклоном.
3)Внутреннее устройство храма
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по храму,
находящемся в нашем районе.
Но прежде чем отправится, рассмотрим, из каких частей состоит храм (слайд 9).
Православный христианский храм разделяется на три части:
– притвор,
– средняя часть храма, где стоят молящиеся прихожане,
– алтарь.
1. Алтарь 2. Средняя часть 3. Притвор 4. Иконостас
5. Престол 6. Жертвенник 7. Горнее место 8. Ризница
9. Солея 10. Амвон 11. Клиросы
Обучающиеся слушают в записи колокольный звон.
Учитель: Колокольный звон приглашает нас в Храм.
4) Виртуальная экскурсия.
(На слайде 10 храм, в который совершается экскурсия).
Ученик (7) рассказывает о храме
Учитель: Собираясь в храм, нужно прочитать молитвы. Подойдя к храму, остановиться,
перекреститься на икону, которая видна и на сам храм: это место селения Божия. Все это
пространство, все это место посвящено Богу. Теперь давайте представим, что мы уже на ступенях
нашего храма. Перед тем, как войти в храм, следует трижды перекреститься и прочитать краткую
молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Можно другую краткую молитву: «Господи,
помилуй». При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек
– христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека или
на предмет, значит, он благословляет его во имя Христа.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том,
чтобы это добро осуществилось. При этом обычно говорят: «Во имя Христа…», «Именем Христа…».
(Далее работа ведется параллельно со схемой храма, показывая на ней в какой части мы находимся)
Входим в храм через притвор. Притвор – это небольшое пространство между дверью и самим
храмом. Раньше в притворе стояли те люди, которые еще не были крещены, и те, кто нарушил какую
либо христианскую заповедь. Над притвором обычно строится колокольня.
Проходим дальше. И вот мы во второй части храма, самой большой. В этой части храма находятся
прихожане. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много и других икон. Перед иконами горят лампады и свечи. Свечи ставят на подсвечники.
Перед иконой мы можем помолиться о здравии родных и близких, поблагодарить Господа.
Что же такое икона? Найдем ответ в словаре. (Ребята работают со словарем)
Икона – «У верующих: предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета
в красках, образ» [2]. «Через изображенный на ней образ молящиеся возносятся к первообразу, т.е. к
тому лицу, которое изображено на иконе – Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или
святым». [1].
Мы находимся в храме, расписанном фресками.
Обратимся к словарю С.И. Ожегова. «Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей,
сырой штукатурке» [2].
В этом пространстве вы видите образ Спасителя, святых апостолов, святых угодников Божиих. Здесь
можно прочитать историю церкви. Художникиконописец Филипп Давыдов так сказал о значении
фрески. «Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить.»
Мы перед алтарем. Алтарь означает « Царство Небесное».
«Христиане в молитвах всегда обращаются на восток, и православные храмы строятся алтарем на
восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле. Восток всегда
признавался символом добра, в противоположность западу, который считался символом зла, областью
нечистых духов. Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании сравнивается с востоком:
«Восток имя ему», (Зах. 6.12; Пс. 67.34), «Восток с высоты» (Лук. 1.78), а св. пророк Малахия
называет Его «Солнцем правды» (Мал. 4.2).
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом — преградой, состоящей из нескольких
рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам
Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии).
[1]
Справа от Царских врат всегда расположена икона Христа, а слева – икона Божией Матери. «Слово
«алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас,
называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон
произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие».
[1]
Иконостас отделяет среднюю часть храма от алтаря. Наш храм имеет не один алтарь, а несколько,
которые образуют приделы.
Каждый храм освящен в чьюлибо честь и носит соответствующее имя. Приделы храма также
посвящены комулибо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье
имя освящен главный, центральный престол.
Алтарь (просмотр передачи)
Во святое святых, никому не разрешается входить, кроме священнослужителей. А что находится в
алтаре?
Сегодня у вас есть удивительная возможность увидеть своими глазами то, находится за иконостасом.
А расскажет нам об этом священник Олег Чабанов. (Выпуск передачи « Купелька» от 13 мая 2013 г.
телеканала «Союз»)
Учитель: Когда вы бывали в храме, кто встречает вас в храме? (священнослужители)
Работа с материалом учебника.
Учитель: Прочитайте в учебнике (стр.4849) беседу ребят со священнослужителем.
Учитель (после прочтения): На какие вопросы вы получили ответы? ( что такое «кадило», что
значит кадить, панихидный столик, что свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с
изображением Распятия).
IV. Закрепление
1. «Блицопрос»
Ступеньки, ведущие в Храм…
Созывает на службу верующих...
Он похож на пламя горящей свечи… Главная часть храма, означающая «Царство небесное»...
Перегородка, отделяющая среднюю часть храма от алтаря…
Изображение лика Спасителя, Богородицы, святых…
Главный символ христианства…
2. Работа в тетради (работа в парах)
Задания 2, 3,5 стр.5254
3. Синквейн к слову ХРАМ (зачитываются некоторые работы)
Храм
Православный, священный
Объединяет, волнует, воодушевляет
Место соединения с Богом
Дом Божий
V. Рефлексия
Я знаю…
Я узнал…
Я был заинтересован тем, что…
Я хочу рассказать родителям..
VI. Домашнее задание по выбору
Выполнить задание в тетради.
Подготовить сообщение об одном из храмов
Творческая работа: составить кроссворд или филворд по изучаемой теме.
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.