Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Оценка 4.7

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
религиоведение
4 кл
04.03.2018
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве. Задачи урока: • Образовательные: o познакомить с понятием «храм»; o дать представление о назначении и устройстве православного храма; o познакомить обучающихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, иконостас, царские врата, алтарь, канон, священнослужитель, каждение. • Развивающие: o развивать интерес к новым знаниям и расширять кругозор знаний о православной культуре; o развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, схемами; o Обогащать, активизировать словарь учащихся. • Воспитательные: o воспитывать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей страны, истокам и традициям православной культуры; o формировать у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.
Храм.doc
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4­й класс  Цель урока: сформировать у  обучающихся представление о православном храме, его внутреннем и  внешнем устройстве. Задачи урока:  Образовательные:  o познакомить с понятием «храм»; o дать представление  о назначении и устройстве православного храма;  o познакомить  обучающихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, иконостас,  царские врата, алтарь, канон, священнослужитель, каждение.  Развивающие:  o развивать интерес к новым знаниям  и расширять кругозор   знаний о православной   культуре;  o развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, схемами; o Обогащать, активизировать словарь учащихся.  Воспитательные:  o воспитывать у детей ценностное  отношение к духовному, историческому и  культурному наследию нашей страны, истокам и традициям православной культуры;  o формировать у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме. Предварительная подготовка к уроку: выучить стихи и подготовить сообщения.  Оборудование: 1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5  классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012. 2. Электронное  приложение к учебнику А. В. Кураева 3.  Мультимедийное оборудование: презентация урока; аудиозапись колокольного звона;  видеоматериал «виртуальный тур по Храму», видеозапись – выпуск передачи «Купелька» от 13 мая  2013 г. на сайте телеканала «Союз» 4. Толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для работы.  ХОД УРОКА I. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры».  Посмотрите друг на друга, пожелаем друг другу хорошего настроения.  Желаю всем успешной работы. II. Актуализация усвоения знаний обучающихся Учитель:  Рассмотрите предлагаемые иллюстрации (слайд 1). Покажите, какие архитектурные  постройки отличаются от обыкновенного здания? Знаете ли вы, как они называются? (Храмы, церкви,  соборы)    «Храм» – такова тема нашего урока. Планирование деятельности Учитель: На какие вопросы о храме вы хотели бы знать ответ? (Под руководством учителя на  доске составляется план.) Учитель: Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? (Из  книги, словаря, в беседе с учителем, обратиться к СМИ и т.д.) Ребята на карточках записывают варианты, затем они вывешиваются на доску. III. Изучение нового материала Учитель: Что такое храм? (Учащиеся на основе своего опыта, полученных знаний в ходе изучения  модуля, работая в паре,  дают ответ) Учитель:  Найдем значение слова «храм» в  толковом словаре С. И. Ожегова. (Ученики  работают со словарём  С.И. Ожегова) Ученик зачитывает:храм –  здание для богослужения, церковь [2]. Учитель:  Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречётся». Храм – дом  Божий, где незримым образом находится сам Господь. Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обычных зданий. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV  века.  Ученик (1) читает стихотворение (слайд 2) : «Над виноградными холмами» Над виноградными холмами Плывут  златые облака. Внизу зелёными волнами Шумит померкшая река. Взор постепенно из долины, Подъемлясь, всходит к высотам И   видит  на краю вершины Круглообразный светлый храм. Там, в горнем неземном жилище, Где смертной жизни места нет, И легче и пустынно­чище Струя воздушная течет. Туда взлетая, звук немеет, Лишь жизнь природы там слышна, И нечто праздничное веет, Как дней воскресных тишина.                                        (Фёдор Тютчев) 1) Виды храмов (На  слайде  3  изображения  православных храмов) Учитель: Рассмотрите храмы внимательно. Какие слова вы бы подобрали к их описанию: Величественные                                     Устремленные ввысь Обычные                                                Прекрасные Мрачные                                                 Великолепные… Праздничные                                          Радостные Запишите их на листе бумаги. Учитель: На Руси издавна строили храмы (слайд 4).  Но было время, когда храмы разрушались.  Теперь православные традиции возрождаются: восстанавливаются, реставрируются, разрушенные  храмы, строятся новые.  Ученик (2) читает стихотворение Диво дивное,  чудо чудное: Пусть для Родины  время трудное, – Но не сказкою,  не былинами Белый храм встает  над руинами. Божий храм встает  в волю вольную, Ах, и песнь поет –  колокольную!.. До небес плывет  песня плавная – Оживает Русь  Православная!                                          (Евгений Санин) Учитель: Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились? Ученик: храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов и дома строили деревянными,  позже стали строить  каменные дома, храмы) (Из знаний ребят об истории возникновения Руси) Учитель: Храмы строили на месте будущих поселений в красивых местах, т.к. христиане старались  посвящать Богу самое лучшее. Учитель:  Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности? ( Предположения детей –  чтобы хорошо было видно издали, устремлены ввысь, к небу) Учитель: В России всегда было много храмов(слайд 5 ). Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы? (Ребята рассматривают изображения различных храмов, сравнивают) Ученики:купола, кресты, колокольня присутствуют на всех изображениях храмов. Учитель: Куда устремлен храм?(вверх, к небу – Царству небесному)  Учитель: Чем внешне отличаются эти храмы? Ученики: Формой, цветом, размером. 2) Внешнее строение храма. (Обучающиеся рассматривают изображения храмов разной формы, по  порядку следования сообщений (слайды 6,7,8)       Ученик (3). «Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых  величественных сооружений того времени… Это здание продолговатой формой напоминало корабль  — один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море  земных скорбей к пристани спасения. Впоследствии… появился другой тип храма  – крестово­ купольный. Основание храма в виде креста,  напоминает о том, что спасение человечества совершено  через Крест, что Крест Христов является основой церкви. Иногда храм устраивается в виде круга,  который является символом вечности. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы  звезды,  означающей, что Церковь  подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и  вечному блаженству. [1]         Ученик (4).     Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. «Здание храма завершается  сверху куполом, изображающим собою небесный свод. Купол заканчивается вверху главою, на  которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а  несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;  три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов,  семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских,  тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов». [1]        В русской архитектуре храмы строились с куполами различной формы – шлемовидные,  луковичные,  шатровые. Луковичные купола — как пламя горящей свечи, обозначающей молитвенное горение, стремление к  небесам. Шлемовидные купола делают храмы похожими на воинов, русских богатырей, защитников от сил  зла и тьмы. Шатровые купола указывают человеку, что нужно стремиться  ввысь, к совершенству, к небу.  Ученик (5). При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм или  рядом с храмом обычно строится колокольня или звонница. Колокольня – это образ высоты,  непоколебимости, крепости. Сначала колокола не имели  определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить  специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко. Колокола появились с приходом христианства на Русь, а распространение получили в ХIV веке.  Колокольный звон звучал  в дни торжеств, и когда приходила беда: созывал воинов на битву, был  призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.  В зависимости от характера служб звоны могут меняться. Колокольный звон, при котором ритмично  ударяют в один колокол, называется «благовест». Удары в несколько колоколов одновременно  означают  «звон». Если в разные колокола ударяют попеременно – это «перезвон», а «трезвоном»  называют радостный звон одновременно во все колокола. А во времена бедствий звучит «набат» – звон большого колокола. Звонить в колокола может только  звонарь. И только на первой неделе после Пасхи разрешается всем желающим подниматься на  колокольню и звонить в колокола. Учитель: Вам приходилось бывать  в храме? (Ответы детей) Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей)  Учитель: А меняется ли поведение в храме?   Люди ведут себя в храме по­особенному. Давайте  познакомимся с правилами, которые нужно соблюдать в храме. Есть отдельные правила поведения  для мужчин и для женщин (мальчиков и девочек). Ученик (6): В храм следует приходить в приличной, чистой одежде. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор  перед входом в храм. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга  принято поклоном. 3)Внутреннее устройство храма Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по храму,  находящемся в нашем районе. Но прежде чем отправится, рассмотрим, из каких частей состоит храм (слайд 9). Православный христианский храм разделяется на три части: –  притвор,  –  средняя часть храма, где стоят молящиеся прихожане,  –  алтарь. 1. Алтарь         2. Средняя часть        3. Притвор              4. Иконостас 5. Престол       6. Жертвенник            7. Горнее место      8. Ризница 9. Солея          10. Амвон                   11. Клиросы                          Обучающиеся слушают в записи колокольный звон.  Учитель:     Колокольный звон приглашает нас в Храм.   4) Виртуальная экскурсия. (На слайде 10  храм, в который совершается экскурсия). Ученик (7) рассказывает о храме Учитель: Собираясь в храм, нужно прочитать  молитвы. Подойдя к храму, остановиться,  перекреститься на икону, которая видна  и на сам  храм: это место селения Божия. Все это  пространство, все это место посвящено Богу. Теперь давайте представим, что мы уже на ступенях  нашего храма. Перед тем, как войти в храм, следует трижды перекреститься и прочитать краткую  молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Можно другую краткую молитву: «Господи,  помилуй». При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека или  на предмет, значит, он благословляет его во имя Христа.  БЛАГОСЛОВЕНИЕ – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том,  чтобы это добро осуществилось. При этом обычно говорят: «Во имя Христа…», «Именем Христа…». (Далее работа ведется параллельно со схемой храма, показывая на ней в какой части мы находимся)   Входим в храм через притвор. Притвор – это  небольшое пространство между дверью и самим  храмом. Раньше  в притворе стояли те люди, которые еще не были крещены, и те, кто  нарушил какую­ либо христианскую заповедь. Над притвором обычно строится колокольня.  Проходим дальше. И вот мы во второй части храма, самой большой. В этой части храма находятся  прихожане. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много и других икон. Перед иконами горят лампады и свечи. Свечи ставят на подсвечники.  Перед иконой мы можем помолиться о здравии родных и близких, поблагодарить Господа.  Что же такое икона? Найдем ответ в словаре. (Ребята работают со словарем) Икона  – «У верующих: предмет поклонения  – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ» [2]. «Через изображенный на ней образ молящиеся возносятся к первообразу, т.е. к  тому лицу, которое изображено на иконе –  Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или  святым». [1]. Мы находимся  в  храме, расписанном  фресками.  Обратимся к словарю С.И. Ожегова. «Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке» [2]. В этом пространстве вы видите образ Спасителя, святых апостолов, святых угодников Божиих. Здесь  можно прочитать историю церкви. Художник­иконописец Филипп Давыдов так сказал о значении  фрески. «Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить.»  Мы перед алтарем. Алтарь означает « Царство Небесное». «Христиане в молитвах всегда обращаются на восток, и православные храмы строятся алтарем на  восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле. Восток всегда  признавался символом добра, в противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых духов. Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании сравнивается с востоком:  «Восток имя ему», (Зах. 6.12; Пс. 67.34), «Восток с высоты» (Лук. 1.78), а св. пророк Малахия  называет Его «Солнцем правды» (Мал. 4.2). Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом — преградой, состоящей из нескольких  рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам  Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии).  [1]        Справа от Царских врат всегда расположена икона Христа, а слева – икона Божией Матери. «Слово  «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас,  называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.  Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон  произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие».  [1]        Иконостас отделяет среднюю часть храма от алтаря.  Наш храм имеет не один алтарь, а несколько,  которые образуют приделы.  Каждый храм освящен в чью­либо честь и носит соответствующее имя. Приделы храма также  посвящены кому­либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье  имя освящен главный, центральный  престол.  Алтарь (просмотр передачи) Во святое святых, никому не разрешается входить, кроме священнослужителей. А что находится в  алтаре?  Сегодня у вас есть удивительная возможность увидеть своими глазами то,  находится за иконостасом.  А расскажет нам об этом  священник Олег Чабанов. (Выпуск передачи « Купелька» от 13 мая 2013 г.  телеканала «Союз») Учитель: Когда  вы бывали в храме, кто встречает вас в храме? (священнослужители)  Работа с материалом учебника. Учитель: Прочитайте в учебнике (стр.48­49) беседу ребят со священнослужителем. Учитель (после прочтения): На какие вопросы вы получили ответы? ( что такое «кадило», что  значит кадить, панихидный столик, что свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с  изображением Распятия). IV. Закрепление 1. «Блиц­опрос»  Ступеньки, ведущие в Храм…  Созывает на службу верующих...  Он похож на пламя горящей свечи… Главная часть храма, означающая «Царство небесное»...   Перегородка, отделяющая среднюю часть храма от алтаря…  Изображение лика Спасителя, Богородицы, святых…  Главный символ христианства… 2. Работа в тетради (работа в парах) Задания 2, 3,5 стр.52­54 3.  Синквейн к слову ХРАМ (зачитываются некоторые работы) Храм Православный, священный Объединяет, волнует, воодушевляет Место соединения с Богом Дом Божий V. Рефлексия Я знаю… Я узнал… Я был заинтересован тем, что… Я хочу рассказать родителям.. VI. Домашнее задание по выбору  Выполнить задание в тетради.  Подготовить сообщение об одном из храмов  Творческая работа: составить кроссворд или филворд по изучаемой теме.

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018