Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
20.01.2017
Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)
Пример классического урока, однако позволяет развивать предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия. В структуре урока 7 этапов. Задания урока разнообразны хорошо позволяют изучить материал закрепить его. На уроке несколько фундаментальных понятий биологии и экологии, например, "растительное сообщество", "симбиоз", "паразитизм".Методическая разработка урока биологии по теме "Растительные сообщества" 6 класс.
Методическая разработка урока Растительные сообщества 6 класс.doc
Методическая разработка урока по биологии в 6 классе Тема: Растительные сообщества. Дата проведения: 22.04.2016 г. Тип урока: усвоение новых знаний. Технология здоровьесберегающие, проектная деятельность (групповая). Цель: изучить состав и структуру растительных сообществ. Задачи:  информационно урока:     –   коммуникационные, ­   формировать  знания   учащихся   о   взаимосвязи   растений   с   окружающей средой, о растительных сообществах на примере леса, луга, болота;  ­   ознакомить  с   характерными   особенностями   приспособления   растений   к условиям окружающей среды и жизни в сообществах; ­   развивать  творческие   способности,   анализировать,   находить   причинно­ следственные связи, навыки дискутировать, аргументировать, делать выводы; ­   воспитывать  бережное   отношение   к   флоре   России,   Камчатского   края, чувство ответственности за свои поступки. Планируемые образовательные результаты:  Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): изучат типы   и   ярусность   растительных   сообществ,   сезонные   изменения   в растительном   сообществе,   смена   растительных   сообществ;   научатся приводить   примеры   взаимосвязей   между   растениями   и   окружающими факторами среды; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группах, используя представленную информацию для работы над проектом; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   Метапредметные: (компоненты опыта/приобретенная   компетентность):   использовать   различные   способы культурно­компетентностного   поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути   её   достижения;   уметь   договариваться   о   распределении   функций   и ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в совместной   деятельности;   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и поведение окружающих. Личностные: формирование   целостного,   социально   ориентированного взгляда на  растительный  мир  в  его органичном  единстве  и  разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, развитие   мотивов   учебной   деятельности   и   личностного   смысла   учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам растений; готовность слушать собеседника   и   вести   диалог,   признавать   возможность   существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. [1] Основные   термины   и   понятия:  растительное   сообщество   (фитоценоз), растительность,   типы   растительности,  экологические   факторы,  ярусность, растения полупаразиты, смена растительных сообществ. Оборудование: таблицы­слайды, ИКТ (медиапроектор, интерактивная доска), презентация,  учебник, гербарные образцы растений леса, луга, степи, болота и др., раздаточный материал (рисунки различных растений леса, луга, степи), атлас – определитель « От Земли до неба», магниты, доска, мел. План урока: 1. Организационный момент (1 минута). 2. Актуализация   знаний     и   мотивация   учебной   деятельности  (2 минуты). 3. Изучение нового материала по плану (27 минут): 1)   Типы   растительных   сообществ.   Составление   схемы   в   тетради.   (5 минут). 2) Взаимосвязи в растительных сообществах (1 минута). 3)Наземная   ярусность   в   растительном   сообществе.   Составление таблицы  4)   Подземная   ярусность   в   растительном   сообществе.   «Надземные   и подземные ярусы леса», используя текст и рисунок параграфа 31 (стр. 190­193) (6 минут). 5)   Сезонные   изменения   в   растительном   сообществе.   Беседа   по вопросам.   Записи   в   тетради   –   виды   приспособленности   растений   к жизни в лесу  (5 минут). 4. Физкультминутка (2 минуты). Продолжение этапа № 3 Изучение нового материала. 6)   Сожительство   организмов   в   растительном   сообществе.   Рассказ учителя, ответы учащихся на вопросы (3 минуты). 7) Смена растительных сообществ (4 минуты). 8) Типы растительности (3 минуты). 5. Закрепление изученного материала (5 минут). 6. Домашнее задание (1 минута) параграф 31, вопросы и задания на стр. 196­ 197, заполнить таблицу в тетради. 7. Рефлексия (2 минуты) СТРУКТУРА И ХОД УРОКА І. Организационный этап урока ­ Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Настроение у нас отличное,      А улыбки – дело привычное.      Пожелаем друг другу добра,      Ведь урок нам начинать пора. Слайд № 1 ІІ. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности (2 минуты) Беседа.  1) Докажите, что растение живой организм. 2) Какие условия необходимы растениям для жизни? 3) Какую роль играют растения в природном сообществе? III. Изучение нового материала (27 минут) ­   Сегодня   мы   поговорим   о   растительных   сообществах.   Познакомимся   с такими типами растительных сообществ как лес, поле, луг.  1)   Типы   растительных   сообществ.   Работа   с   учебником   §31и дополнительными источниками информации.            Но сначала найдем в учебнике определение: «что такое растительное сообщество?»        В природе разные виды растений растут не изолировано одно от другого, а совместно,   образуя   естественные   заросли,   скопления,   группировки, называемые   растительными   сообществами  или  фитоценозами  –   это определенный   комплекс   видов   растений,   взаимосвязанных   процессами жизнедеятельности,   обитающих   на   однородном   по   условиям   участке местности.  Вопрос   учащимся:  Расскажите,   какие   растительные   сообщества   вам известны? Примерные ответы учащихся: лес, поле, луг, сад, огород, болото.    Существуют   различные   типы   растительных   сообществ:   лес,   степь,   луг, болото, пустыня, тундра и т. д. Лес – наиболее сложное (вследствие большого количества разнообразных видов) растительное сообщество. Начинаем   заполнять   схему   «Типы   сухопутных   растительных   сообществ»   в тетради.  Перед   выполнением   схемы   учитель   задает   вопросы,   на   которые   учащиеся должны найти ответы в ходе работы [5] Слайд №: 2 1. Почему на Земле наблюдается многообразие растительных сообществ? 2. Почему сообщества имеют специфический видовой состав растений? 3. Почему   существуют   разные   лесные   сообщества?   Назовите   видовой состав разных лесов. Карточка № 1    Задание   1.   В   тексте   параграфа   31   (стр.   188­189)   найдите   типы   лесных сообществ, их видовой состав, растения тундры. В атласе­определителе «От Земли до неба» стр. 44­61 и стр. 70­73, найдите и запишите в схеме виды растений луга, болота. После   работы   с   текстом   и   рисунками   параграфа   31,   атласа­определителя, самостоятельно дописывают схему в тетради. Типы сухопутных растительных сообществ                           Лес                     Луг        Сообщество тундры     Болото Под   названием   каждого   сообщества   учащиеся   подписывают   4­5   примеров растений.  Лес:   ель,   сосна,   дуб,   липа,   клён,   вяз,   мох,   лишайник,   жимолость   лесная, бересклет. Луг: лютик едкий, первоцвет, Иван­чай, вьюнок полевой, клевер луговой. Сообщество   тундры:   багульник   болотный,   берёза   карликовая,   ива травянистая, лисохвост альпийский. Болото: мох сфагнум, ряска, росянка, кувшинка, камыш. [5,6] 2) Взаимосвязи в растительных сообществах (1 минута).       Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и   структура,   которые   образовались   с   учётом   возможности   совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями   сообщества   существует   сложная   взаимосвязь.   Растительное сообщество   образует   органические   вещества,   необходимые   для   питания гетеротрофных   организмов   и   человека   и   выделяет   во   внешнюю   среду продукты   обмена  (кислород   и   углекислый   газ).  Оставляя   в  почве   и   на   её поверхности   отмершие   органы,   растения   способствуют   формированию почвенного   покрова,   надземная   их   часть   участвует   в   формировании микроклимата. Рассказ учителя. Ответы учащихся на вопросы. ­ Сколько лет необходимо для формирования растительного сообщества? (Примерные ответы: несколько десятков, несколько сотен, тысяч, несколько миллионов лет). ­ Почему растительное сообщество может формироваться в течение многих тысячелетий? (Примерные   ответы:   растения   долго   приспосабливаются   к   совместному обитанию). ­ Какие жизненные формы растений вам известны? ­ Почему в растительных сообществах заметны различия в высоте надземных органов? (Примерные ответы: дерево, трава, кусты. Если все растения будут одинаковой   высоты,   им   не   хватит   пространства,   поэтому   растения   имеют различную высоту). [5] 3) Наземная ярусность в растительном сообществе.       Во всех растительных сообществах (за редким исключением), даже там, где нет   четкого   расчленения   на   ярусы,   всегда   заметны   различия   в   высоте надземных органов растений и горизонты, различающиеся по насыщенности листовой   поверхности.   Этим   обусловливается   более   полное   использование солнечной энергии.    Ярусность   наиболее   хорошо   выражена,   в   сообществах,   образованных   растениями,   относящимися   к   разным   жизненным   формам,   имеющим различную   форму   роста.   Например,   это   бывает   в   лесах   при   совместном произрастании   деревьев,   кустарников,   трав   и   других   растений.   Ярусность слабо   выражена   или   вовсе   не   выражена   в   сообществах,   где   все   растения относятся   к   одной   жизненной   форме,   например   во   многих   травяных сообществах   (степях,   лугах).   Так,   в   елово­пихтово­липовом   лесу   можно выделить семь ярусов: два древесных, один кустарниковый, три травянистых (злаки   –   верхний,   осоки,   медуницы   и   живучка   ползучая   –   средний, почвопокровные – нижний) и один моховой. [2,6]  4)   Подземная   ярусность   в   растительном   сообществе.  «Надземные   и подземные ярусы леса», используя текст и рисунок параграфа 31 (стр. 190­ 193) (6 минут). Слайд № 3 Учащиеся в тетради оформляют рисунок ­ схему «Надземные и подземные ярусы леса» Карточка № 2   Задание 2 Составьте в тетради рисунок­схему «Надземные и подземные ярусы леса», используя текст и рисунок 141 параграфа 31 стр. 192­192. Объясните что такое   «зеркальная»   ярусность.   Слайд   №   4   Приложение   1   (Примерный рисунок) 5) Сезонные изменения в растительном сообществе.  В   растительных   сообществах   постоянно   происходят   разные   изменения.   В связи в чередованием времен года наблюдаются сезонные изменения. Осенью отмирают   травянистые   растения   или   их   надземные   части,   происходит листопад.  В весенний период растения вырастают из их подземных частей или семян, распускаются почки, цветы и т.д. Слайд № 5   Задание   3  Работа   с   текстом   параграфа   31   стр.   193.   Записи   в   тетради (самостоятельно)   –   виды   приспособленности   растений   к   жизни   в   лесу     (5 минут). Виды приспособленности растений к жизни в лесу: ­ неодинаковы ритмы развития (раннее цветение кустарников); ­ различные приспособления к опылению; ­ различные приспособления к распространению плодов и семян. 5)  Физкультминутка (1 минута). На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания ­ руки в стороны) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания ­ руки вверх) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Махи руками) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны) А потом опять встают И по­прежнему цветут.[4] 6)   Сожительство   организмов   в   растительном   сообществе.   Рассказ учителя, ответы учащихся на вопросы (3 минуты). Вопросы учащимся: ­ Объясните понятия «симбиоз», «паразитизм». (Примерные   ответы:   симбиоз   –   это   совместное   существование   двух живых организмов, паразитизм – это существование одного организма за счет другого).    В   растительных   сообществах   часто   встречаются   эти   два   типа взаимодействий живых организмов.     Задание   4  Найдите   в   тексте   параграфа   на   стр.   194   примеры   тиках биологических видов.  Объясните как эти растения приспособлены к своему образу   жизни?(Ответы:   растения   паразиты   –   петров   крест,   заразиха; растения   полупаразиты   –   погремок   большой,   иван­да­   марья,   омела. Растения паразиты присасываются к корням других растений, с помощью специальных   присосок,   прорастаю   в   стебли   других   растений,   образуют огромное количество семян). [5,7] Слайд № 6 7) Смена растительных сообществ (4 минуты). Рассказ учителя, работа с текстом параграфа 31 стр. 194­195.    Каждое растительное сообщество находится в постоянном развитии. В нём, как в живом организме можно выделить периоды. Вопрос учащимся: назовите периоды развития растительного сообщества? (Примерные ответы зарождение, расцвет, старость). В   зависимости   от   различных   факторов,   в   т.   ч.   антропогенных,   может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.).   Естественная   смена   растительных   сообществ   может   быть   вызвана различными причинами. [7] Вопрос   учащимся:   назовите   причины   естественной   смены   растительных сообществ.  (Примерные ответы: климат, изменилась погода, изменились почвы, исчезли некоторые виды). Слайд № 7 Экологические факторы Работа с рисунком 144 на стр. 195. Задание   5  Назовите   типы   растительных   сообществ   на   каждом   рисунке, объясните   какие   процессы   приводят   к   исчезновению   одного   типа растительного сообщества и появлению следующего.   В настоящее время человек на огромной площади (свыше 1,4 млрд. га) создал искусственные   сообщества   путем   посева   и   посадки   растений   в   целях получения   зерна,   овощей,   фруктов,   корма   для   скота,   сырья   для промышленности и т. д. В посевах и посадках, созданных человеком, есть основные   признаки,   характерные   для   природных   растительных   сообществ: влияние растений друг на друга и на среду, создание особой, свойственной этим сообществам фитосреды.    Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из   фитоценозов  (природные   сообщества),   но   и   агроценозов  (искусственные сообщества). [5,8] IV. Закрепление изученного материала (5 минут). Учащиеся делятся  на 4 группы  и  выполняют  задание на магнитной доске. Доска разделена на 4 части. Задание   6  Из   предложенных   гербарных   образцов   и   рисунков,   выберите растения и составьте на доске растительное сообщество: 1­я группа ­ хвойный лес; 2­я группа – смешанный лес; 3­я – луг; 4­я группа – болото.   С   помощью   мела   можете   дополнить   свой   проект   различными рисунками. Например, изобразить холмы, водную гладь, растения, которых нет   среди   образцов.   Ваша   задача   правильно   подобрать   видовой   состав растений и обозначить ландшафт. Отметки за данное задание предлагается ребятам выставить самостоятельно.    Вопросы для закрепления: ­ Как влияют друг на друга растения в сообществе? ­   Какое   влияние   на   растения   в   сообществе   оказывают   животные   и микроорганизмы? ­   Почему   различающиеся   своими   биологическими   особенностями   растения могут расти в одном сообществе? ­   Как   меняется   внешний   вид   растительного   сообщества   в   разные   времена года? ­ Чем объяснить быстрый рост и раннее цветение пролесков? ­ Каковы причины смены растительных сообществ? [5,3] Слайд № 8 Выводы   1. Различные   виды   растений   произрастают   не   сами   по   себе,   а   в определенных растительных сообществах. Благодаря растительным сообществам различные виды растений могут 2. существовать вместе и эффективно использовать влагу, свет и другие ресурсы среды произрастания, имеющиеся на определенной территории. 3. Для   каждого   растительного   сообщества   характерен   свой   состав   и структура, определяемые условия среды и взаимодействием растений между Искусственные   растительные   сообщества   существуют   благодаря собой. 4. человеку. V. Домашнее задание  выучить параграф 31, заполнить таблицу в тетради «Видовой состав дубравы и хвойного леса» Слайд № 9 ­   Преобладающими   видами   растений   называют   растения,   которые   сильнее всех влияют на другие растения и определяют их условия жизни. Растения, на которые   оказывают   влияние   преобладающие   виды, сопутствующими. Задание. Заполнить таблицу (привести 10­15 примеров преобладающих видов   называют растений в сообществе дубравы и хвойного леса) [5,6,3] Преобладающе виды растений на примере хвойного леса и дубравы Хвойный лес Дубрава дуб липа ясень клен вяз лещина бересклет крушина ландыш медуница чистец мать­и­мачеха пролесок ветреница ель сосна черемуха брусника кислица прострел майник тимофеевка ястребинка клюква маслята мхи лишайники VI. Рефлексия ­ Я довольна вами, вы порадовали меня своей работой на уроке, желанием  охранять природу, заботиться о ней. Кто теперь может сказать: ­ Теперь я знаю, что …. ­ Я понял, что ……… ­ Я научился … Продолжите любое из этих предложений. ­ Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире растений, но это далеко не всё, мы и дальше буем знакомиться с мировой     флорой на уроках и внеклассных мероприятиях. Источники: 1. Воронина Г.А., Иванова Т.В., Калинова Г.С. Биология. Планируемые  результаты. Система знаний. 5­9 классы: пособие для учителей  общеобразоват. учреждений под ред. Г.С. Ковалёвой.­М.: Просвещение,  2013.­160с. 2. Иванова А. М. План­конспект открытого урока на тему: «Растительные  сообщества» 6 класс. 3. Лисов Н.Д., Вербицкий О.В. Сборник задач и упражнений по биологии:  7 кл.­ Мн.: Аверсэв, 2004.­192с.: ил. 4. Новикова Т.Г.  План ­ конспект урока биологии Тема:  Многообразие  растений в природных сообществах, Лихославль , 2014 5. Пасечник В.В.  Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6  кл.:учебник. – М.: Дрофа, 2014.­207,[1]с. 6. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас­определитель:пособие для  учащихся общеобразоват. учреждений.­М.:Просвещение, 2012.­222с.:  ил. 7. http://beaplanet.ru/zhiznedeyatelnost_rasteniy/rastitelnye_soobshestva.html 8. http://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st005.shtml Приложение 1 Примерный рисунок к заданию № 2

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии на тему "Растительные сообщества" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017