Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)
Оценка 4.9

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
биология +1
6 кл
20.02.2018
Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)
На данном уроке использовалась групповая форма работы. Виды работы на уроке: анализ поэтических текстов, изучение промыслов человека, рассмотрение влияния деятельности человека на животный мир, промыслы как древние виды воздействия человека на природу; работа с понятиями «добро» и «зло». Оборудование: толковые и энциклопедические словари, Красная Книга животных ХМАО-Югры, тексты стихотворений .
Бинарный урок 6В.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2 Бинарный урок по литературе и биологии  для 6 класса      Тема: «Добро и Зло идут по жизни рядом…»                                  Подготовили:      Орлова Н.Т., учитель биологии,                                                                    Сахарова О.Л., учитель русского                                                                     языка и литературы г. Сургут, 2018 Тема урока: «Добро и Зло идут по жизни рядом…» Метапредметная категория: добро и зло. Цели урока:        личностные: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы;        метапредметные: умение работать с разными источниками информации, устанавливать причинно­следственные связи, обобщать, делать выводы;        предметные: анализ поэтических текстов, изучение промыслов человека, рассмотрение влияния деятельности человека на животный мир, промыслы как   древние   виды   воздействия   человека   на   природу;   работа   с   понятиями «добро» и «зло». Оборудование:  толковые и энциклопедические словари, Красная Книга  животных ХМАО­Югры, тексты стихотворений . Ход урока. . 1.Оргмомент 2. Эмоциональный вход. ­ Звучит музыка   П.И.Чайковского «Времена года». Учитель биологии:  Вслушайтесь в музыку великого русского композитора. Постарайтесь представить тот радостный мир природы, который вы создадите силой своего воображения.  Представьте, как порхают бабочки над цветком, представьте грациозный танец журавлей или весёлые игры дельфинов среди волн… (Музыка заканчивается) 3. Формулирование темы урока. Учитель литературы: Многие поэты, писатели, художники посвящали свои произведения  красоте природы, пейзажной лирике..  Нет   на   земле   ничего   прекраснее   и   нежнее   цветов,   растущих   на   лугу, просыпающегося солнца, его первого лучика – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее этого мира.  Но этот мир может измениться. ­ А что такое зло и добро? И какое отношение эти понятия имеют к природе? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить. Тема нашего урока «Добро и Зло идут по жизни рядом…» 4.Работа со словарями в группах (две группы со словарями №1,3 две другие ­ №2,4 ) Учитель литературы  Давайте воспользуемся справочниками и словарями и определим значение слов ДОБРО и ЗЛО.                                1) Словарь Ожегова.   Добро ­ все положительное, хорошее полезное   Зло ­ беда, несчастье, неприятность 2) Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой Зло ­ 1) Нечто плохое, дурное (противоп.: добро). 2) перен. Несчастье, беда, неприятность. Добро  ­     1)   Все   хорошее,   положительное,   все,   что   приносит   счастье, благополучие, пользу (противоп.: зло). 2) Хорошее дело, поступок. 3) разг. Личное имущество, вещи, пожитки. 3) Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля    Зло  ­   ср. худое, лихое, худо, лихо; противопол. добро. Духовное начало двояко:   умственное   и   нравственное;   первое   относится   к   истине,   а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде, зло олицетворяется духом тьмы. Сделать что на зло другому, в досаду, в противность, в обиду. Зло злом губится.    Добро  ­     ср.   веществственно,   все   доброе   ср.   имущество   или   достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах. | В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят. 4) Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова      Зло ­ зла, мн. только р. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; противоп. добро. Причинить Зло. Сделать Зло. Большое Зло. Платить злом за добро.   Полковые   командиры   смотрели   на   меня,   как   на   необходимое   Зло. Пушкин.   2.   Беда,   напасть,   несчастье   (книжн.   устар.).   Это   Зло   еще   не   так большой руки. Крылов. Из двух зол выбирать меньшее. 3. только ед. Злость, злое чувство, досада, преимущ. в выражениях: со зла; Зло берет, взяло или разбирает кого (разг.). Добро ­  добра, мн. нет, ср. Старинное название буквы ''д''. , нареч. в знач. утвердительной частицы (обл.). 1. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте. 2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. Нет худа без добра. Пословица. От добра добра не ищут. Пословица.  Учитель литературы:   Скажите, пожалуйста, а сам человек это добро или зло? 5. Изучение нового материала Учитель биологии: С древних времён жизнь человека зависит от природы. А животные всегда представляли материальную и эстетическую ценность для человека. Уже на ранних стадиях развития цивилизации вырубка и сжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны   опустошали   целые   регионы,   приводили   к   разрушению   природных сообществ,   истреблению   отдельных   видов   животных.   Глобальные   сдвиги   в биосферных   процессах   начались   в   20   веке   в   результате   очередной промышленной   революции.   Бурное   развитие   энергетики,   машиностроения, химии,   транспорта   привело   к   тому,   что   человеческая   деятельность   стала сравнима     по   масштабам   с   естественными   процессами,   происходящими   в биосфере.   В.   И.   Вернадский   писал:   «Человек   становится   геологической силой, способной изменить лик Земли».                 Красная книга ХМАО    Причины сокращения видового разнообразия  Природа ХМАО поражает своим разнообразием. Но, к сожалению, ежегодно популяции животных сокращаются. Исчезают  и растения/ Из­за нарушений условий обитания в ареалах на протяжении нескольких веков безвозвратно исчезли приблизительно 15% всех видов, существовавших на этой территории. По оценке специалистов уже в 20 веке это количество приблизилось к 72%. Основная причина этих процессов – это варварское разрушение, уничтожение и загрязнение территорий. Кроме того, не последнюю роль играет чрезмерное изъятие   и   неконтролируемое   истребление   растений     и   животных.   Перед учеными   автономного   округа   остро   встал   вопрос   о   сохранении   таких популяций. При этом необходимо сберечь не только животных и растения, но и места их обитания. Именно эти проблемы и стали предвестниками создания Красной книги Югры.  Красная книга – это в первую очередь официальный документ. В ней собраны все данные и сведения о распределении и состоянии редких видов животного и   растительного   мира.   Также   в   этом   документе   отображены   все   меры, предпринимаемые   для   охраны   популяций   и   ареалов   их   обитания.   Красная книга   ХМАО   дает   сведения   о   млекопитающих,   птицах,   насекомых, рептилиях,   амфибиях,   рыбах,   высших   растениях,   мхах,   папоротниках   и грибах,   которые   находятся   под   угрозой   полного   исчезновения.  На   момент издания   на   руках   ученых   не   было   точных   данных   о   состоянии   природы региона.   Изученность   биоразнообразия   автономного   округа   была   очень слабой.   Сведения,   что   были,   тщательно   собирались   по   крупицам.   Так,   в первое издание книги, опубликованной в 2003 году, вошли 140 растений, 71 животное,   16   видов   грибов.   Но   это   был   далеко   не   точный   и   не   полный перечень. Кроме того, помимо основного раздела, в этом документе имелось и приложение.  В 2013 году вышла Красная книга ХМАО в новом издании.   В   нее   вошло   большее   количество   исчезающих   видов.   Были   добавлены млекопитающие,   папоротникообразные   растения,   мхи,   лишайники   и   грибы, ранее неизвестные виды цветковых растений.   Охраняемые животные Ханты­Мансийского автономного округа В Красную книгу   Ханты­Мансийского   автономного   округа   включены   редкие   виды млекопитающих,   птиц,   растений   и   даже   грибов.   Под   охрану   попал западносибирский   речной   бобр,   обитающий   по   берегам   водоемов   этого региона. Но действительно большое разнообразие в ХМАО краснокнижных птиц. Они относятся к разным отрядам и занимают различные биологические ниши.  Это и крупные  хищные птицы, такие  как скопа,  орлан ­ белохвост, кречет, сапсан, филин, обыкновенный осоед, беркут. Также под охрану взяты такие   прекрасные   создания,   как   белый   и   серый   журавль,   кулик­сорока, чернозобик, короткохвостый поморник, уральская оляпка. Всем этим видам в настоящее время грозит полное исчезновение.  Также   в   Красную   книгу   были   включены   редкие   виды   амфибий   и пресмыкающихся   –   прыткая   ящерица,   обыкновенный   тритон,   сибирская   и травяная лягушка. Не обошли ученые и представителей рыб. Под строжайший запрет попала даже любительская рыбная ловля тайменя и сибирского осетра. Растительный   мир   ХМАО   отличается   обилием   редких   видов   цветковых, папоротников, мхов. Всего в Красной книге этого региона насчитывается 156 представителей, из которых 16 видов ­ грибы. Но необходимо отметить, что работы по изучению флоры и фауны региона ведутся и по сегодняшний день. Будущее краснокнижных видов.    За   последние   десятилетия   отмечается   четкая   тенденция   увеличения популяции особей редких и исчезающих видов. Например, такие животные ХМАО,   как   лось,   соболь,   выдра,   волк,   красная   лисица,   уже   не   вызывают тревожных опасений. Их количество пусть медленно, но все же растет. Еще радужней дела обстоят с бурым медведем и рысью. Их популяция выросла более чем в пять раз. Многие виды на сегодняшний день уже исключены из Красной   книги   региона.   Яркий   пример   тому   ­   барсук,   тетерев,   белая куропатка.   Но,   к   сожалению,   не   у   всех   животных   столь   радужные перспективы.  Из  года   в  год  популяция   дикого  северного  оленя  неуклонно снижается. Многие ученые уже сегодня отмечают, что в ближайшем будущем этот вид может и вовсе исчезнуть.  Воздействие человека на животный мир складывается из прямого влияния и косвенного. Составляют   схему   «Виды   влияния   деятельности   человека   на   животных». (работа в группах)  Проверяют правильность составления схемы. Прямое – уничтожаются особи вида. ­ охота ­ рыбалка ­ коллекционирование ­ отлов Косвенное  влияние­   животные   не   истребляются,   но   изменяется   среда, вызывающая гибель животных или их миграцию: ­ распашка земель ­ вырубка лесов ­ осушение болот ­орошение ­ транспортные магистрали ­ линии электропередач ­ загрязнение окружающей среды.           К сожалению, деятельность человека пагубно сказывается на природу – животный мир нашей планеты серьёзно пострадал от прогресса человеческого общества. Но ещё в древние времена, до принятия законов, люди соблюдали правила охоты, бережно относились к богатствам природы. И человечество двадцать   первого   века,   решает   проблемы   охраны   окружающей   среды   и рационального использования природных ресурсов Земли. И сейчас мы с вами попытаемся   выделить   среди   деятельности   человека   «Положительное»   и «Отрицательное» его влияние на Природу. Определим, какое «добро» творит человек и какое «зло» он совершает по отношению к братьям своим меньшим ­ животным ? (в процессе обсуждения учащимися создается кластер).   Добро или зло? ­браконьерство; ­ бездумное коллекционирование редких видов; ­ гибель животных из­за загрязнения воздуха; ­ применение химикатов в сельском хозяйстве; ­ отравление водоёмов промышленными отходами; ­ испытания ядерного и химического оружия; ­ лесные и степные пожары; ­мониторинг численности видов; ­ принятие законов об охране Природы; ­   создание   охраняемых   территорий   (заповедники,   заказники,   национальные парки). ­   А   кем   вы   себя   считаете   по   отношению   к   природе:   всемогущим   царём, который… или добрым защитником ….. ­ А лично вы, ученики 6 класса, гимназии №2», какие добрые дела можете сделать для охраны животных? (постройка   скворечников   весной,   изготовление   кормушек   для   птиц, подкормка диких животных, экологическая пропаганда). ­ Скажите, а от каких «злых» дел мы должны останавливать окружающих? (НЕ шуметь в лесу; НЕ загрязнять места отдыха; НЕ разорять птичьи гнёзда;   НЕ   выбрасывать   мусор   в   речку;   НЕ   убивать   бабочек,   жуков, стрекоз). Учитель   литературы:  Скажите,   ребята,   всегда   ли   человек   способен оценивать свои поступки, всегда ли он может знать, к добру или злу приведут они его и других людей?                     Сравнительный анализ стихотворений (работа в группах). 1 группа   А. Майков «Пейзаж» Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеею Идешь ­ и нет конца пути... Кругом пестреет лес зеленый; Уже румянит осень клены, А ельник зелен и тенист;­ Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу... Идешь, как будто по водам,­ Нога шумит... а ухо внемлет Малейший шорох в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет, А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные, спят... Уж солнца луч ложится косо... Вдали проглянула река... На тряской мельнице колеса Уже шумят издалека... ­Выразительное прочитайте стихотворение. ­Какое время года описано в нем? ­Какие изменения в жизни растений наблюдаются в это время и с чем они связаны? ­Какие средства художественной выразительности нашли вы в  стихотворении? ­Определите стихотворный размер. 2 группа «Листья» Тютчев Ф.И. Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!. ­Какое время года описано в стихотворении? ­Что такое листопад? Какое значение он имеет в жизни растений? Какие  растения называются листопадными, а какие вечнозелеными? ­Найдите средства художественной выразительности в этом  стихотворении. ­Определите стихотворный размер. 4 группа «Встреча зимы « И.С. Никитин Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над, землею туман Облаками вставал. Веял холод в лицо От угрюмых небес, И, бог знает о чем, Плакал сумрачный лес. В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нища облачка. Воздух легок и чист, И замерзла река. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем.! ­Как растения переживают зиму? Какую роль в этом играет снежный  покров? ­Найдите средства художественной выразительности в этом  стихотворении. ­Определите стихотворный размер. 3 группа «Весна, весна! как воздух чист!…» Евгений Баратынский Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поет Заздравный гимн весне. Какие признаки весеннего пробуждения природы можно найти в  стихотворении? Какие изменения в жизни растений происходят весной? ­Какими средствами выразительности пользуется поэт? ­Каким стихотворным размером написано стихотворение? Вывод: ребята, в этих стихотворениях русские поэты­классики нарисовали  живую картину природы нашей Родины. Красота русского пейзажа помогает  нам понять, что ее, эту красоту, нужно беречь, охранять, любить.  Учитель биологии: В природе всё взаимосвязано. Нельзя человеку бездумно нарушать   равновесие   в   природе.   Давайте   докажем,   что   каждый   живой организм   играет   важную   роль   в   жизни   нашей   планеты.   Каждое   звено   в круговороте   веществ   незаменимо   и   его   уничтожение   скажется   на   общем состоянии биосферы. Проведём игру « Кто кого съест?». Выбирайте таблички с названиями живых существ (орел, подорожник, кузнечик, ящерица) и возьмитесь  за руки так, чтобы составилась цепь питания биоценоза «Степь» Подорожник­ кузнечик­ящерица­орёл.               Беседа по вопросам: ­ Какие последствия вызовет уничтожение насекомых ядохимикатами? ­ К чему может привести массовая охота на волков? ­ Почему в природе не бывает « неполезных» животных? Вывод:  «От малых причин бывают великие последствия». Козьма Прутков                        Итак, мы рассмотрели с вами и положительное и отрицательное влияние   человека   на   природу.   Увидели,   что,   к   сожалению,   бездумное потребительское отношение к животным доминирует в делах человека…        А теперь, давайте выясним каково место Человека в природе. По своей биологической сущности, человек относится к Царству животные, но высшая нервная   деятельность   –   это   мышление,   речь,   письменность,   культура   ­ отличает его  от зверей. Как  вы считаете,  на современном этапе   эволюции Человек оправдывает своё название вида Человек разумный или учитывая его бездумное отношение к природе мы переименуем его в биологический вид Человек самоуничтожающийся?                    Сейчас мы предлагаем вам принять важное решение: сделать свой выбор и определить   для   себя,   кем   вы   считаете   современного   человека:   разумным существом или самоуничтожающимся? ( ответы учащихся)         6. Рефлексия. Учитель биологии:  Сегодня мы с вами много говорили о влиянии человека на природу, выяснили отрицательную и положительную его роль на Земле. И вам, людям будущего, выбирать путь для развития человечества…  Учитель литературы:  У вас на партах лежат листочки двух цветов: желтые и коричневые, если вам  урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока, возьмите желтый  листок, если что­то не получилось и есть над чем поработать – коричневый  листок. Предлагаю украсить осеннее дерево листьями. Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку в осенний и зимний лес,  анализируя стихотворения известных поэтов. Я видела, что и осенний, и  зимний пейзажи тронул ваши души, восхитили ваше воображение. В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и  оставить красивый и памятный след на земле Учитель биологии: Пусть это будет след любви и доброго отношения к  природе. Ведь «Нет ничего изобретательнее, чем природа», ­ говорил  Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться. Хочется   надеяться,   что,   после   сегодняшней   встречи   вы   будете   любить природу, охранять ее и беречь. Учитель литературы. ­ Так что же такое добро и зло? (ответы учащихся) ­ А человек – это царь природы или ее покровитель? Учащиеся на каждую букву придумывают понятия, характеризующие тему урока.  З – зависть                                Д – дружелюбие Л­ ложь                                     О – окружающий мир О­  обман                                   Б­ бережливость                                                     Р – радушие                                                     О – общение Учитель литературы: Добро и Зло идут по жизни рядом. Известно, что нет худа без добра. Как хорошо, когда на смену злобе Приходят к нам улыбка, доброта. Когда в глазах людей, в их добром слове Почувствуешь божественный тот свет, То наполняешься огромным счастьем, Способным оградить от разных бед. О люди, улыбайтесь чаще, Тепло души дарите каждый миг И никогда не осушайте Тот чистый, сказочный родник! 7. Домашнее  задание:  написать   эссе   «Охранять   природу­значит   охранять Родину».

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)

Бинарный урок литературы и биологии  "Добро и зло идут по жизни рядом..." (6 класс)
Скачать файл