Методическая разработка урока по физике (8 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Джоуля – Ленца»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала САМОАНАЛИЗ УРОКА.doc
Емелюкова Светлана Ивановна САМОАНАЛИЗ УРОКА  Урок «Экспериментальная проверка закона Джоуля – Ленца» (№ 25) в системе уроков в разделе «Электрические явления» курса физики 8 класса. Тип урока: Интегрированный урок  Главная дидактическая цель урока: Интеграция   знаний   о   «Законе   Джоуля   –   Ленца»,   получаемая   средствами применения   ИКТ:   новейших   физических   приборов,   компьютерных технологий. Углубление   знаний   о   «Законе   Джоуля   –   Ленца»   за   счёт   реализации межпредметных знаний физики и информатики. Цель урока – получить практические навыки решения физических задач с использованием ИКТ. К обучающим задачам урока мы относим: сформировать практические навыки и умения решать задачи на закон Джоуля – Ленца с использованием ИКТ. К  воспитательным  –  продолжить   работу   по   воспитанию самостоятельности   и   внимания   учеников,   умения   работать   в   парах   с электронными таблицами и компьютерными программами. Урок   был   также   призван  способствовать   развитию  у   учащихся логического   и   творческого   мышления,   умения   анализировать   и   принимать решения в нестандартной ситуации. Класс у меня имеет средний уровень воспитанности, подготовка класса средняя.   В   классе   преобладает   нейтральное   отношение   к   учёбе.   Уровень навыков   учебного   труда   средний,   поэтому   выбираю   средний   темп   урока. Взаимоотношения с детьми хорошие. В данном классе 23 ученика, из них 9 сильных   учеников,   14   учеников   с   удовлетворительными   способностями, поэтому   мной   были   использованы   различные   инновационные   методы     и способы активизации познавательной деятельности учащихся.  Характер содержания урока экспериментальный. Новизна материала частичная. Тип данного урока ­ интегрированный, он включает в себя 6 этапов:  1 этап:  Оргмомент.  Вводная беседа.   Постановка задач урока, запись Д/З.  2  этап:  Повторение   пройденного   изученного     материала   с   помощью компьютерной презентации. Постановка проблемного вопроса. 3   этап:  Постановка   цели   эксперимента.   Постановка   эксперимента. Учитель формулирует  задание ученикам. 4 этап:  Практическая часть. Учитель предлагает ученикам перейти в класс       информатики для работы в парах на компьютерах. 5 этап: Подведение итогов, выводы по уроку. 6 этап: Рефлексия 1Емелюкова Светлана Ивановна Основным   этапом   был   4   этап,   цель   подготовительного     3   этапа   – исследовать   на   опыте   зависимость   количества   теплоты,  выделяющегося   на втором   проводнике   от   сопротивления   проводника   и   силы   тока   в   нём,   а основного   4   этапа   –  рассчитать   по   формуле   закона   Джоуля   ­   Ленца количество   теплоты,   выделяющееся   на   проводнике   за   время   5с   и   сделать соответствующие выводы. На данном этапе проверялось умение работать на компьютере,   с   применением   специальной   программы.   Умение   работать   в коллективе (работа в парах). При проведении урока мы ориентировались на принципы обучения:  1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.  2.   Принцип   максимального   разнообразия   предоставляемых   видов деятельности. 3.   Принцип   усиления   внимания   к   проблеме   межпредметных   связей   в индивидуальной работе с учеником. 4.   Принцип   создания   условий   для   совместной   работы   обучающихся   при минимальной роли учителя. Чтобы   решить   основную   дидактическую   цель   урока,   мной   были подобраны на 4 этапе урока вопросы: 1. Как зависит количество теплоты, выделяющееся на проводнике от его сопротивления? 2. Как зависит количество теплоты, выделяющееся на проводнике от силы тока в нём? 3. Рассчитать мощность проводника. 4. Рассчитать работу тока за 5с. 5. Рассчитать  количество теплоты, выделяющееся на проводнике за время 5с. 6. Построить график зависимости I=I(U).  7. Сделать выводы. Материал урока оказался сложным, но интересным для учащихся.  На   этапе   1   этапе   урока   были   использованы   словесные   методы   для обеспечения   активизации   мотивации   и   принятия   учащимися   цели   учебно­ познавательной деятельности.  На   2   этапе   урока   мы   использовали   метод   фронтального   опроса   для повторения   пройденного   изученного     материала   с   помощью   компьютерной презентации,   потому   что   большинство   учеников   лучше   запоминают зрительную   информацию.   А   также,   использование   мультимедийной презентации   позволяет   экономить   время   на   уроке.   Мной   были   подобраны следующие проблемные вопросы: 1. Назовите три основные характеристики электрического тока. 2. Какая физическая величина называется силой тока? 3. Какая физическая величина называется напряжением? 4. От каких физических величин зависит работа тока? 2Емелюкова Светлана Ивановна 5. Какая физическая величина называется мощностью тока? 6. Какие величины входят в формулу закона Джоуля­Ленца? После   этого   мною   была   поставлена   задача   перед   учениками:   для проведения эксперимента нам нужно вспомнить законы последовательного и параллельного соединения проводников. Повторение   данных   вопросов   необходимо   для   успешной   реализации цели   основного   этапа   урока   и   активизации   мыслительной   деятельности учащихся.  В ходе урока на 2 этапе была организована фронтальная, а на 3 этапе коллективная работа учащихся. Для   подготовки   к   основному   4   этапу   мы   использовали   на подготовительном   3   этапе   экспериментальный   метод   обучения,   с использованием  набора   «Электричество­1»,   выпрямителя   электрического тока   ВУП­24,   потому   что   живой   эксперимент   является   лучшим   методом познания. Мной   была   собрана   электрическая   цепь,   используя   набор «Электричество­1» и выпрямитель ВУП­24. Напряжение поддерживалось 4 В.  Цель эксперимента: Исследовать на опыте зависимость количества теплоты, выделяющегося на втором проводнике от сопротивления проводника и силы тока в нём.  Вначале   экспериментальной   части   мной   было   предложено   ученикам выполнить следующее задание: начертите схему электрической цепи, которая перед вами собрана на доске. Меня порадовали несколько учеников, которые без ошибок самостоятельно справились с поставленной задачей. В ходе эксперимента я использовала индивидуальный метод обучения: Мной   был   вызван   один   ученик   к   доске   в   качестве   лаборанта   для   записи результатов эксперимента в таблицу, заранее подготовленную на доске. В  ходе   эксперимента   мы   меняли  проводники,  брали   проводники   с  разным сопротивлением. 1. R=1 Ом; 2.  R=2 Ом; 3. R=3 Ом; 4. R=4 Ом; 5. R=5 Ом. В наборе нет проводника с сопротивлением 4 Ом и 5 Ом, поэтому ученикам был задан вопрос:  Какие проводники нам нужно взять и как мы их должны соединить, чтобы получить сопротивление 4 Ома и 5 Ом? Предполагаемый ответ:  1. Нужно взять проводники с R=1 Ом и R=3 Ом; 2. Нужно взять проводники с R=2 Ом и R=3 Ом; Как мы должны их соединить? (ответ: последовательно) Руководство учителя при выполнении  этих заданий было пооперационным.   Задания   4   этапа   были   ориентированы   на   развитие   творческого мышления,   умения   анализировать   и   принимать   решения   в   нестандартной ситуации учащихся.  3Емелюкова Светлана Ивановна Руководство   учителя   при   выполнении   заданий   4   этапа   было инструктирующим,   потому   что   школьники   работали   по   специальным компьютерным программам в кабинете информатики. Учащиеся имели возможность выбора партнёра для работы в парах на компьютере. Удачным   считаю   постановку   задачи,   которая   была   предложена ученикам   на   дом,   так   как   она   содержит   практическую   направленность   и развивает смекалку. Мне   удалось   уложиться   по   времени.   Распределение   времени   было рациональным и продуманным. Темп   урока   соответствовал   возможностям   класса.   В   целом,   можно сказать, что основная дидактическая цель урока была достигнута. 4