Емелюкова Светлана Ивановна
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок «Экспериментальная проверка закона Джоуля – Ленца» (№ 25) в
системе уроков в разделе «Электрические явления» курса физики 8 класса.
Тип урока: Интегрированный урок
Главная дидактическая цель урока:
Интеграция знаний о «Законе Джоуля – Ленца», получаемая средствами
применения ИКТ: новейших физических приборов,
компьютерных
технологий.
Углубление знаний о «Законе Джоуля – Ленца» за счёт реализации
межпредметных знаний физики и информатики.
Цель урока – получить практические навыки решения физических задач
с использованием ИКТ.
К обучающим задачам урока мы относим: сформировать практические
навыки и умения решать задачи на закон Джоуля – Ленца с использованием
ИКТ.
К воспитательным –
продолжить работу по воспитанию
самостоятельности и внимания учеников, умения работать в парах с
электронными таблицами и компьютерными программами.
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся
логического и творческого мышления, умения анализировать и принимать
решения в нестандартной ситуации.
Класс у меня имеет средний уровень воспитанности, подготовка класса
средняя. В классе преобладает нейтральное отношение к учёбе. Уровень
навыков учебного труда средний, поэтому выбираю средний темп урока.
Взаимоотношения с детьми хорошие. В данном классе 23 ученика, из них 9
сильных учеников, 14 учеников с удовлетворительными способностями,
поэтому мной были использованы различные инновационные методы и
способы активизации познавательной деятельности учащихся.
Характер содержания урока экспериментальный.
Новизна материала частичная.
Тип данного урока интегрированный, он включает в себя 6 этапов:
1 этап: Оргмомент. Вводная беседа. Постановка задач урока, запись
Д/З.
2 этап: Повторение пройденного изученного материала с помощью
компьютерной презентации. Постановка проблемного вопроса.
3 этап: Постановка цели эксперимента. Постановка эксперимента.
Учитель формулирует задание ученикам.
4 этап: Практическая часть. Учитель предлагает ученикам перейти в
класс информатики для работы в парах на компьютерах.
5 этап: Подведение итогов, выводы по уроку.
6 этап: Рефлексия
1 Емелюкова Светлана Ивановна
Основным этапом был 4 этап, цель подготовительного 3 этапа –
исследовать на опыте зависимость количества теплоты, выделяющегося на
втором проводнике от сопротивления проводника и силы тока в нём, а
основного 4 этапа – рассчитать по формуле закона Джоуля Ленца
количество теплоты, выделяющееся на проводнике за время 5с и сделать
соответствующие выводы. На данном этапе проверялось умение работать на
компьютере, с применением специальной программы. Умение работать в
коллективе (работа в парах).
При проведении урока мы ориентировались на принципы обучения:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых видов
деятельности.
3. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в
индивидуальной работе с учеником.
4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при
минимальной роли учителя.
Чтобы решить основную дидактическую цель урока, мной были
подобраны на 4 этапе урока вопросы:
1. Как зависит количество теплоты, выделяющееся на проводнике от его
сопротивления?
2. Как зависит количество теплоты, выделяющееся на проводнике от
силы тока в нём?
3. Рассчитать мощность проводника.
4. Рассчитать работу тока за 5с.
5. Рассчитать количество теплоты, выделяющееся на проводнике за время
5с.
6. Построить график зависимости I=I(U).
7. Сделать выводы.
Материал урока оказался сложным, но интересным для учащихся.
На этапе 1 этапе урока были использованы словесные методы для
обеспечения активизации мотивации и принятия учащимися цели учебно
познавательной деятельности.
На 2 этапе урока мы использовали метод фронтального опроса для
повторения пройденного изученного материала с помощью компьютерной
презентации, потому что большинство учеников лучше запоминают
зрительную информацию. А также, использование мультимедийной
презентации позволяет экономить время на уроке. Мной были подобраны
следующие проблемные вопросы:
1. Назовите три основные характеристики электрического тока.
2. Какая физическая величина называется силой тока?
3. Какая физическая величина называется напряжением?
4. От каких физических величин зависит работа тока?
2 Емелюкова Светлана Ивановна
5. Какая физическая величина называется мощностью тока?
6. Какие величины входят в формулу закона ДжоуляЛенца?
После этого мною была поставлена задача перед учениками: для
проведения эксперимента нам нужно вспомнить законы последовательного и
параллельного соединения проводников.
Повторение данных вопросов необходимо для успешной реализации
цели основного этапа урока и активизации мыслительной деятельности
учащихся.
В ходе урока на 2 этапе была организована фронтальная, а на 3 этапе
коллективная работа учащихся.
Для подготовки к основному 4 этапу мы использовали на
подготовительном 3 этапе экспериментальный метод обучения, с
использованием набора «Электричество1», выпрямителя электрического
тока ВУП24, потому что живой эксперимент является лучшим методом
познания.
Мной была собрана электрическая цепь,
используя набор
«Электричество1» и выпрямитель ВУП24. Напряжение поддерживалось 4 В.
Цель эксперимента: Исследовать на опыте зависимость количества теплоты,
выделяющегося на втором проводнике от сопротивления проводника и силы
тока в нём.
Вначале экспериментальной части мной было предложено ученикам
выполнить следующее задание: начертите схему электрической цепи, которая
перед вами собрана на доске. Меня порадовали несколько учеников, которые
без ошибок самостоятельно справились с поставленной задачей.
В ходе эксперимента я использовала индивидуальный метод обучения:
Мной был вызван один ученик к доске в качестве лаборанта для записи
результатов эксперимента в таблицу, заранее подготовленную на доске.
В ходе эксперимента мы меняли проводники, брали проводники с разным
сопротивлением.
1. R=1 Ом; 2. R=2 Ом; 3. R=3 Ом; 4. R=4 Ом; 5. R=5 Ом.
В наборе нет проводника с сопротивлением 4 Ом и 5 Ом, поэтому ученикам
был задан вопрос:
Какие проводники нам нужно взять и как мы их должны соединить, чтобы
получить сопротивление 4 Ома и 5 Ом?
Предполагаемый ответ:
1. Нужно взять проводники с R=1 Ом и R=3 Ом;
2. Нужно взять проводники с R=2 Ом и R=3 Ом;
Как мы должны их соединить? (ответ: последовательно)
Руководство учителя при выполнении этих заданий было пооперационным.
Задания 4 этапа были ориентированы на развитие творческого
мышления, умения анализировать и принимать решения в нестандартной
ситуации учащихся.
3 Емелюкова Светлана Ивановна
Руководство учителя при выполнении заданий 4 этапа было
инструктирующим, потому что школьники работали по специальным
компьютерным программам в кабинете информатики.
Учащиеся имели возможность выбора партнёра для работы в парах на
компьютере.
Удачным считаю постановку задачи, которая была предложена
ученикам на дом, так как она содержит практическую направленность и
развивает смекалку.
Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени было
рациональным и продуманным.
Темп урока соответствовал возможностям класса. В целом, можно
сказать, что основная дидактическая цель урока была достигнута.
4
Методическая разработка урока по физике (8 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Джоуля – Ленца»
Методическая разработка урока по физике (8 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Джоуля – Ленца»
Методическая разработка урока по физике (8 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Джоуля – Ленца»
Методическая разработка урока по физике (8 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Джоуля – Ленца»