Методическая разработка урока по физике (9 класс) по теме:
«За какими электростанциями будущее?»,
МОУ Лицей № 33, г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края
Целевая аудитория: подростки 15-16 лет.
Урок-семинар
по теме: «За какими электростанциями будущее?»
Цель работы данного семинара – рассмотреть основные типы электростанций в России и других странах, их достоинства и недостатки и найти ответ на поставленный вопрос.
Задачи:
1) Общеобразовательные задачи: ознакомление с идеями, законами и принципами, положенными в устройство различных типов электростанций, выработка умений объяснять физические явления, лежащие в основе их работы.
2) Воспитательные задачи: воспитание идейно-патриотических чувств путём показа огромных достижений науки и техники, перспектив развития этих направлений техники; формирование диалектико-материалистического мировоззрения школьников при изучении тепловых, электрических и магнитных свойств вещества; политехническое образование и трудовое воспитание школьников осуществляется путём показа роли физики в совершенствовании технологии производства и обработки материалов для придания им требуемых свойств, показа роли знаний основ теплотехнического и электротехнического производства.
3) Развивающие задачи: развить способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их; воспитание любознательности, развивать критическое мышление; воспитание умения работать в коллективе.
Метод обучения: проблемный, исследовательский, с применением ИКТ.
Форма организации: групповая, первичный контроль
План урока: «За какими электростанциями будущее?»
№ п/п |
Этап урока, деятельность учителя |
Время, мин |
Приемы и методы, деятельность учащегося |
1. |
Оргмомент Эпиграф Постановка задач урока, запись Д/З. Вводная беседа. |
2 мин |
Подготовка уч-ся к уроку Мотивация знаний Тема урока Цель урока Записи в тетрадях и в дневниках Слайд 1-3 |
2. |
Постановка проблемного вопроса с помощью компьютерной презентации. |
2 мин |
Активизация мыслительной деятельности. Слайд |
3. |
Выступления групп учащихся по заранее подготовленным темам, с использованием компьютерной презентации.
|
26 мин |
Учащиеся заполняют таблицу по заданным вопросам, используя информацию из докладов одноклассников Работа в парах |
4. |
Подведение итогов, выводы по уроку
|
9 мин |
Беседа, подведение итогов. |
5. |
Рефлексия |
1 мин |
Что узнали? Чему научились? |
Средства обучения:
Презентация в MS Power Point;
Таблицы - листы с индивидуальным заданием и с заданием для работы в парах.
Ход урока:
Учебный элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Деятельность учащихся |
УЭ1 Введение Слайд |
Цель: Постановка основного проблемного вопроса урока-семинара. Активизация мыслительной деятельности и познавательной мотивации. Побуждение к поиску альтернативных решений. Учитель использует компьютерную презентацию, где наглядно показаны цифры и факты по проблеме. Постановка проблемных вопросов:
Учитель: Для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос нам нужно заслушать доклады, подготовленные отдельными группами. Пояснение к заданию: У вас на партах лежат Таблицы - листы, по которым вы сейчас будете работать, отвечать на вопросы, использую информацию из докладов одноклассников. В конце урока эти таблицы вы мне сдадите на проверку.
|
|
УЭ2
Слайд
|
Цель: Развитие информационно-методологической компетентности у учащихся: уметь работать с источником информации, уметь отбирать, преобразовывать и передавать информацию. Рассмотреть основные типы электростанций в России и других странах, их достоинства и недостатки и найти ответ на поставленный вопрос.
|
Ученики работают на специальных карточках-листах, которые им выданы на парты-это таблицы. Записи в таблицу. Работа в парах.
|
УЭ3
|
Цель: Развитие аналитико-оценочной компетентности и эколого - валеологической компетентности у учащихся: умение анализировать, иметь собственную позицию, мнение и умение их отстаивать. Я- влияю на природу, она -на меня. Учитель сообщает ученикам дополнительные факты по вопросу семинара с помощью презентации (для регулирования и коррекции знаний учащихся). Ученики делают вывод, который является ответом по вопросу семинара. Учитель дарит школьникам на память буклеты с информацией по теме: «Атомная энергетика». |
Анализ полученной информации. Дискуссия, обсуждение, беседа. |
УЭ 4 Д/З |
Цель: Развитие адаптационно-коммуникативной и эколого - валеологической компетентности у учащихся: знание об организации среды, умение выявить её законы и изменить себя в соответствии с ними. Я – часть природы, я – влияю на природу, она на меня. Д/З: Ответить на вопросы, которые находятся на листах., выданных заранее на парты по теме: «Атомные электростанции». Вклеить в рабочую тетрадь. |
Запись в рабочую тетрадь: ответить на вопросы в тетради, вклеить вопросы -листы в тетрадь |
Рефлексия: Что узнали? Чему научились? Что понравилось? Что было сложным?
Заранее учитель выдаёт группам ребят опережающее задание:
План создания презентации:
1. Тип электростанции.
2. Какие преобразования энергии в ней происходят?
3. Где и когда создана первая электростанция такого типа?
4. Принцип действия, устройство.
5. Достоинства и недостатки.
6. Самые крупные электростанции такого типа в России.
7. Доля производимой ими энергии.
8. Перспектива на будущее.
Задание:
Составить пять вопросов по своему докладу (со ссылкой на материал слайдов в презентации). Сдать 12.05.14.
Раздаточный материал:
Вопросы на дом.
1.Какие электростанции
называют тепловыми?
2.Когда и где появились ТЭС, работающие на угле?
3.Назовите основные виды топлива, на которых работают ТЭС.
4.Назовите две самые крупные ТЭС в России.
5.Какой на ваш взгляд самый важный недостаток ТЭС?
Проблемный вопрос: «Почему у данного типа электростанций нет будущего?»
Тип электростанции |
Гидроэлектростанции |
Теплоэлектростанции |
АЭС |
Альтернативные виды электростанций |
Какие преобразования энергии в ней происходят?
|
|
|
|
|
Примеры электростанций такого типа
|
|
|
|
|
Принцип действия
|
|
|
|
|
Достоинства и недостатки
|
|
|
|
|
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок-семинар
по теме: «За какими электростанциями будущее?»
(№ 14) в системе уроков в разделе «Строение атома и атомного ядра» курса физики 9 класса. Раздел «Строение атома и атомного ядра» является заключительным в курсе физики 9 класса. В течение предыдущих уроков школьники изучили необходимые знания и сведения для применения их на данном уроке. Также, ученики в процессе изучения курса физики 7-9 класса, получили достаточный объём знаний, чтобы провести анализ по теме данного урока-семинара и сделать соответствующие выводы.
Тип урока: урок-семинар
Цель работы данного семинара – рассмотреть основные типы электростанций в России и других странах, их достоинства и недостатки и найти ответ на поставленный вопрос.
К обучающим задачам урока мы относим: ознакомление с идеями, законами и принципами, положенными в устройство различных типов электростанций, выработка умений объяснять физические явления, лежащие в основе их работы.
К воспитательным – воспитание идейно-патриотических чувств путём показа огромных достижений науки и техники, перспектив развития этих направлений техники; формирование диалектико-материалистического мировоззрения школьников при изучении тепловых, электрических и магнитных свойств вещества; политехническое образование и трудовое воспитание школьников осуществляется путём показа роли физики в совершенствовании технологии производства и обработки материалов для придания им требуемых свойств, показа роли знаний основ теплотехнического и электротехнического производства.
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся способности и умения учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их; воспитание любознательности, развивать критическое мышление; воспитание умения работать в коллективе.
Класс у меня имеет высокий уровень воспитанности, подготовка класса высокая. В классе преобладает положительное отношение к учёбе. Уровень навыков учебного труда высокий, поэтому выбираю тип урока - семинар. Взаимоотношения с детьми хорошие. В данном классе 26 учеников, из них 20 сильных учеников, 6 учеников с удовлетворительными способностями, поэтому мной были использованы различные инновационные методы и способы активизации познавательной деятельности учащихся.
Характер содержания урока теоретический.
Новизна материала частичная.
Для подготовки к уроку-семинару ученики разделились на 4 группы. Каждой группе было выдано опережающее задание по теме и план создания сопровождающей их доклад презентации:
План создания презентации:
1. Тип электростанции.
2. Какие преобразования энергии в ней происходят?
3. Где и когда создана первая электростанция такого типа?
4. Принцип действия, устройство.
5. Достоинства и недостатки.
6. Самые крупные электростанции такого типа в России.
7. Доля производимой ими энергии.
8. Перспектива на будущее.
Задание:
Составить пять вопросов по своему докладу (со ссылкой на материал слайдов в презентации). Сдать 12.05.14.
Группы учеников выбрали тему, по которой готовили доклад.
Темы для докладов:
1) Гидроэлектростанции.
2) Теплоэлектростанции.
3) Альтернативные источники энергии (Ветряные электростанции, Приливные, Солнечные батареи).
4) Атомные электростанции.
Урок включает в себя 5 этапов:
1 этап: Оргмомент. Вводная беседа. Постановка задач урока, запись Д/З.
2 этап: Постановка проблемного вопроса с помощью компьютерной презентации.
3 этап: Выступления 4-х групп учащихся с докладами.
4 этап: Подведение итогов, выводы по уроку.
5 этап: Рефлексия
Основным этапом был 4 этап, цель подготовительного 3 этапа – рассмотреть основные типы электростанций в России и других странах, их достоинства и недостатки, а основного 4 этапа – найти ответ на поставленный вопрос урока-семинара «За какими электростанциями будущее?» и сделать соответствующие выводы. Умение работать в коллективе (работа в парах).
При проведении урока мы ориентировались на принципы обучения:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
2. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учеником.
3. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли учителя.
Для усиления мотивационной и стимулирующей деятельности учащихся мной были использованы следующие методы:
· Познавательные:
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- опора на жизненный опыт;
-выполнение творческих заданий.
· Социальные:
- развитие желания быть полезным стране;
- заинтересованность результатами коллективной деятельности.
Чтобы решить основную дидактическую цель урока, мной были подобраны на 4 этапе урока вопросы:
Материал урока оказался сложным, но интересным для учащихся.
На этапе 1 этапе урока были использованы словесные методы для обеспечения активизации мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
На этапе 2 этапе урока: с помощью мультимедийной презентации мы рассмотрели цифры и факты, подтверждающие актуальность поставленного вопроса урока-семинара «За какими электростанциями будущее?». Это стимулировало побуждение к поиску альтернативных решений. После этого мной было дано пояснение к заданию: У вас на партах лежат Таблицы - листы, по которым вы сейчас будете работать, отвечать на вопросы, используя информацию из докладов одноклассников. В конце урока эти таблицы вы мне сдадите на проверку.
На 3 этапе урока мной была поставлена цель: Развитие информационно-методологической компетентности у учащихся: уметь работать с источником информации, уметь отбирать, преобразовывать и передавать информацию.
В ходе этого этапа ученики, работающие в группах, представили классу информацию по своей теме. Рассмотреть данные вопросы необходимо для успешной реализации цели основного этапа урока и активизации мыслительной деятельности учащихся. Информация, представленная на данном этапе, является фундаментом для решающего умозаключения на основном этапе урока.
На 4 этапе урока мной была поставлена цель: Развитие аналитико-оценочной компетентности и эколого - валеологической компетентности у учащихся: умение анализировать, иметь собственную позицию, мнение и умение их отстаивать. Я - влияю на природу, она -на меня.
Для регулирования и коррекции знаний учащихся мной были сообщены ученикам дополнительные факты по вопросу семинара с помощью презентации и на память об уроке-семинаре подарены буклеты с информацией по теме: «Атомная энергетика».
Ученики делают вывод, который является ответом по вопросу семинара.
В ходе урока на 4 этапе была организована коллективная работа учащихся.
Задания 4 этапа были ориентированы на развитие творческого мышления, умения анализировать и принимать решения в нестандартной ситуации учащимися.
Руководство учителя при выполнении заданий 4 этапа было инструктирующим, потому что школьники работали, используя информацию, которую внесли в таблицы в ходе 3 этапа.
Учащиеся имели возможность выбора темы доклада и состава одноклассников для работы в группах.
Удачным считаю выбор типа урока. В ходе урока-семинара каждая группа успешно справилась с поставленной перед ними задачей и донесла до одноклассников нужную информацию. Информация, представленная в докладах, содержит практическую направленность и способствует профессиональной ориентации школьников.
Меня порадовали выступающие с докладами ученики: Чесноков Илья, Стародубов Максим и Савкин Михаил, Лебедев Григорий и Пятавин Павел, Тырышкин Александр и Ратканова Полина. Они продемонстрировали высокий уровень подготовки и понимания сущности излагаемого вопроса.
На 5 этапе урока мной была поставлена цель: Развитие адаптационно-коммуникативной и эколого - валеологической компетентности у учащихся: знание об организации среды, умение выявить её законы и изменить себя в соответствии с ними. Я – часть природы, я – влияю на природу, она на меня.
Удачным считаю постановку домашнего проблемного вопроса. Д/З: Ответить на вопросы, которые находятся на листах, выданных заранее на парты по теме: «Тепловые электростанции». Вклеить в рабочую тетрадь.
Вопросы на дом.
1.Какие электростанции
называют тепловыми?
2.Когда и где появились ТЭС, работающие на угле?
3.Назовите основные виды топлива, на которых работают ТЭС.
4.Назовите две самые крупные ТЭС в России.
5.Какой на ваш взгляд самый важный недостаток ТЭС?
Проблемный вопрос: «Почему у данного типа электростанций нет будущего?»
Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени было рациональным и продуманным.
Темп урока соответствовал возможностям класса. В целом, можно сказать, что основная дидактическая цель урока была достигнута.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.