Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
06.06.2019
Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)
Конспект.docx
МИНОБРНАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южноуральский энергетический техникум» ГБПОУ ЮЭТ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА  ФИЗИКА  ТЕМА: ВОЛНОВЫЕ СВОЙСТВА СВЕТА                                                             Преподаватель: Коледа В.В. 2019 АННОТАЦИЯ Данное занятие разработано в соответствии с программой и КТП, учитывая возрастные   особенности     обучающихся.   На   занятии     используется   ИКТ,   как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы   и   самопроверки   обучающихся.   Использование   ИКТ   наиболее   полно   обучающихся,   увеличить   объем позволяет   развивать   речевые   способности   предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает интеллектуальные творческие   способности;   обеспечивает   личностно­ориентированный   подход. Визуальный   материал  способствует  лучшему  закреплению  и усвоению  знаний  и повышает мотивацию  обучающихся к учебной дисциплине «Физика». Компоненты занятия: 1.План ­ конспект 2.Презентация к занятию. СОДЕРЖАНИЕ План занятия Конспект  Библиографический список  Приложение 4 5 12 13 ПЛАН ЗАНЯТИЯ ТЕМА: Волновые свойства света Учебная дисциплина: Физика Группа: № 2 А  Дата проведения: 25.03.2019г.  Курс: II Профессия:  35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Количество часов:  2 ч. Место проведения:  кабинет № 2.3 агропромышленное отделение  Методическая цель урока: интенсификация репродуктивной деятельности  обучающихся с использованием принципа сотрудничества. Цели:  1. Образовательная: формирование знаний о волновых свойствах света:  интерференции, дифракции, дисперсии и поляризации. 2. Развивающая: развитие  внимания, умения анализировать и объяснять  оптические явления, выделять главное, устанавливать причинно­следственные  связи, приводить примеры из повседневной жизни. 3. Воспитательная: создание условия для воспитания познавательного интереса к  учебной дисциплине  и окружающим явлениям; коммуникативных умений, умения  работать в коллективе. Тип занятия: комбинированный Форма учебной деятельности:  индивидуальная, работа в группах Методы проведения урока: словесный, наглядный, объяснительно –  иллюстративный, методы контроля и взаимоконтроля, рефлексия. Дидактическое оснащение урока: мульмедийный проектор, презентация урока в  программе Microsoft Office Power Paint, карточки,  дифракционная решётка,  поляроид.   Межпредметные связи: математика, химия, инженерная графика, устройство  автомобилей. Функция преподавателя: 1) Носитель информации. 2) Организатор. 3) Консультант.  Позиция обучающихся: 1) Активность. 2) Наличие мотива (получение текущих баллов и выставление оценки). КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ­ Уважаемые студенты, прошу взять 1 жетон и сесть за стол, где лежит папка такого же цвета.  ­ Здравствуйте! Садитесь.  ­ Староста, скажите,  группа готова к занятию? (да, группа к занятию готова) ­ Сегодня мы проводим открытое занятие   по учебной дисциплине «Физика», на котором присутствуют гости из числа администрации и преподавателей. Будьте, пожалуйста,  внимательны и активны на занятии.  ­ На прошлых занятиях мы с вами познакомились с природой света.   ­ Природа не устает нас удивлять, демонстрируя нам свои тайны и загадки. Многое из   того,   что   устрашало   людей   в   прошлом,   казалось   им   загадочным,   мы, обладающие   знанием   и   опытом,   воспринимаем   естественно   и   спокойно. Человеческое познание многих явлений происходит от незнания к знанию, через преодоление неизвестного и раскрытие его природной сути. ­ Прежде, чем перейти к изучению новой темы прошу ответить на вопросы по ранее изученным темам (слайд1), (приложение 1):  ­ Первый вопрос 1. Свет – это …… (электромагнитная волна) (слайд2) 2.   Назовите   законы   распространения   света  …..(отражения,   преломления) (слайд3) 3.   В   каких   деталях   трактора,   автомобиля   применяют   законы   отражения, преломления ….. (фары, зеркало) (слайд4) 4. Показатель преломления – это …. (физическая величина, равная отношению  скорости света в вакууме к скорости света в данной среде) (слайд5) 5.  Линза ... (прозрачное тело ограниченное сферическими поверхностями)    (слайд 6) ­ Молодцы.  ­ Сейчас вы решите тест. ­ В центре стола лежат листы с тестовым заданием на 6 вариантов. На решение теста   дается   5   минут.   За   каждый   правильный   ответ   ­1   балл.(приложение   2) (слайд7) ­ Время пошло. ­ Сдаем листы. Я проверю их и оценю, когда вы будете выполнять задание. ­ Предлагаю вам посмотреть видеоролик и подумать о каком явлении идет речь. (ВИДЕОРОЛИК) (слайд8) ­ Вы уже, наверное, догадались, о каком интересном и удивительном физическом явлении пойдёт сегодня речь на занятии? Это, конечно же….. (свет). ­ Правильно, молодцы, о свете, а точнее о его особых, волновых свойствах.  ­ Запишите дату и тему занятия: «Волновые свойства света». Эпиграфом занятия будет пословица: «Ученье ­ свет, неученье – тьма». (слайд 9) ­ Как  вы думаете, какова цель занятия? …..  ­ Правильно…….. (слайд 10) ­   Мы   узнаем,   какими   волновыми   свойствами   обладает   свет,     проанализируем причины возникновения многих природных явлений с помощью законов волновой оптики,  узнаем,  как   на  основе   этих   законов   были   созданы   приборы,  нашедшие применение   в   разных   областях   человеческой   деятельности   обобщим   и систематизируем знания о волновых свойствах света.  ­   Для   этого   у   нас   созданы   творческие   группы,   в  которые   вы   определились   по цветам жетонов. На одном из жетонов нарисована звездочка. Студент в руках, у которого такой жетон, будет руководителем мини – проекта. (слайд 11)    ­ Предлагаю вам в течение 8 минут разработать, а затем   в течение 2 минут защитить мини ­ проект об использовании света и его значении. (Работа в группах, сидящих за одним рабочим столом.) (слайд 12) ­ На столах для каждого студента лежит сводная таблица, информация по теме, учебник физике. Необходимо  рассказать об одном направлении.  В папках лежит задание, и справочный материал по одному из свойств света.  После  выполнения, выступите  с защитой своего мини ­ проекта и мы вместе сформулируем  вывод. (слайд 13) ­ Чтобы работа в группах была эффективной, необходимо соблюдать следующие обязательные правила (слайд 14):  говори тихо и спокойно  уважай своих товарищей  внимательно слушай партнера  старайся не перебивать товарища,  выслушивай его до конца  в случае, когда проблему решить не удается, обратись к преподавателю ­   Руководитель   минипроекта,   переверните,   пожалуйста,   папку   и   прочитайте   о каком волновом свойстве света, вы должны подготовить мини – проект в виде таблицы волновых свойств (слайд 15). 1 группа: Интерференция 2 группа: Дифракция  3 группа: Дисперсия 4 группа: Поляризация ­ Время пошло! Всем удачи! (Выполнение работы (8 мин, часы) Защита (по 2 мин на выступление)) ­ Время вышло, Я вижу, что все проекты выполнены и отчёты готовы.  ­ Даём слово руководителю первой группы, которая исследовала световое явление  Интерференция (слайд 16,17,18). На выступление отводится около 2 минут,  просьба, придерживаться регламента и таблицы вашего отчёта.  ­ Все остальные слушают и заполняют в своих листах  соответствующие строки. В  конце защиты у вас получится заполненная таблица, которая останется у вас в  конспекте. ­ Даём слово руководителю второй группы, которая исследовала световое явление  Дифракция(слайд 19,20, 21). ­ Даём слово руководителю третей группы, которая исследовала световое явление  Дисперсия (слайд 22,23). ­ Даём слово руководителю четвертой группы, которая исследовала световое  явление Поляризация  (слайд 24). ­ Молодцы! Вы справились с работой и сделали правильные выводы! И теперь мы сможем точно сказать, что свет – это волна. Ваши проекты доказывают волновую природу света!  ­   Посмотрите   на   слайд,   где   вы   видите   полностью   заполненную   таблицу   и внимательно сравните ее со своей. Если есть какие­то недочеты, исправьте.  (слайд 25). ­ Свою таблицу вложите в конспект.  ­ Давайте подведём итоги (слайд 26):  При помощи совместной работы  мы познакомились со свойствами света – …интерференция,… дифракция, ...дисперсия  и…поляризация.   При помощи этих свойств мы подтвердили волновую природу света.   В ходе работы мы выяснили, что световые волны – это поперечные волны. ­ Мы рассмотрели практическое применение этих явлений в повседневной жизни и пришли  к следующему выводу: свет имеет огромное значение в жизни человека и живой природы. ­   Мы   рассмотрели   свет   с   физической   точки   зрения,   а   есть   еще   философское понятие. Вспомните эпиграф нашего урока (слайд 27): «Ученье ­ свет, неученье – тьма» В  данной поговорке слово "свет" имеет  следующее значение  СВЕТ ­ ЭТО ИСТИНА, ЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ, ЧИСТОТА. ­ Может у кого­то возникли  вопросы, задавайте, пожалуйста. (ответы на вопросы) ­ Если вопросов нет, переходим к следующему этапу занятия. ­ Для закрепления материала решим задачи (слайд 28): ­ Каждый  решает  задачи самостоятельно, а затем решение проверяем у доски.   ­  Прежде  чем  приступить  к  решению  задач,  давайте   повторим  основные  этапы решения (слайд 29): 1) внимательно прочитать условие задачи 2) записать краткое условие 3) проверить соразмерность единиц измерения, если необходимо сделать перевод в СИ 4) записать формулу и провести вычисления 5) записать ответ. ­ На ваших столах лежат карточки с номерами задачи из сборника задач по физике. ­   Если   возникнут   вопросы,   поднимите   руку   и   обратитесь   за   помощью   к преподавателю. ­ На решение даётся 10 минут.  ­ Время пошло! Всем удачи!               ­ Время вышло.  Я вижу, что задачи в группах решены. Представители от групп  выходят к доске и записывают решения, а вы записываете решения в тетрадь.  Номера задач вы видите на слайде (слайд 30). ­ У кого возникли вопросы,  задавайте. (ответы на вопросы) ­ Мы  рассмотрели все волновые свойства света, решили задачи, ответили на  возникшие вопросы и для лучшего закрепления выполните задание на соответствие терминов. (слайд 31). ­ Задание лежат  у вас на столах, подпишите фамилию, имя и номер группы,  выберите на ваш взгляд правильный ответ и отметьте его кружочком. На решение  даётся 3 минуты. Затем сравниваем ответы с эталоном. Проведем самопроверку.  Если ответ верный, ставим «1», если нет – «0». Подсчитываем количество баллов   и ставим оценку. На проверку даётся 1 минута.  ­ Передаем задание преподавателю. Задание на соответствие терминов «Волновые свойства света» (приложение 4) Домашнее задание (1мин.)  (слайд 32) ­ Записываем домашнее задание: прочитать параграфы 37­ 42,  выучить формулы. Указания по выполнению:  ­ Прочитайте внимательно  параграф, выучить формулы. Рекомендуемая литература: Физика. 11кл., Касьянов В.А., М., Дрофа, 2013 Подведение итогов работы на занятии (5 мин.) Чудный дар природы вечной Дар бесценный и святой. В нем источник бесконечный  Наслажденья красотой. Солнце, небо, звезд сиянье, Море в блеске голубом, Всю природу и созданья Мы лишь в свете познаем. ­ Сегодня хорошо потрудились, изучили тему. ­ но к сожалению есть и не большие ошибки …… ­ За занятие получили оценки. (с комментариями, анализ допущенных ошибок) Рефлексия (1мин.) (приложение 5) (видеоролик 2) (слайд 33) ­ Ребята, мне  очень важно знать, как прошло занятие  для вас. На столах лежат  листочки с таблицей (приложение 5). ­ Прочитайте внимательно вопросы в левом столбике, а в правом подчеркните  ответ больше всего соответствующий вашему мнению о занятие. ­ Заполните,  и передайте на первую парту. ­ Занятие закончено. Спасибо за работу. До свидания. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основные источники:  1. Касьянов, В.А. Физика: 11класс /   В.А. Касьянов // Дрофа. ­  2013. – С. 416  2. Рымкевич, А.П. Задачник по физике: 10 – 11 класс/А.П.Рымкевич//  Просвещение. ­ 2014. – С.191 Дополнительные источники: 1. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического  профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. Образования/  В.Ф.Дмитриева// Дрофа. ­  2014. – С. 384 2. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического            профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений      сред. проф. образования. В.Ф.Дмитриева// Дрофа. ­  2014. – С. 386 Вопросы для фронтального опроса: Приложение 1 1. Свет – это …… (электромагнитная волна) 2. Назовите законы распространения света …..(отражения, преломления) 3.   В   каких   деталях   трактора,   автомобиля   применяют   законы   отражения, преломления ….. (фары) 4. Показатель преломления – это …. (физическая величина, равная отношению  скорости света в вакууме к скорости света в данной среде) 5.  Линза ... (прозрачное тело ограниченное сферическими поверхностями) Тест  Приложение 2 «__________»    группа №____             ______________________        (Дата)                                                         (фамилия, имя) Инструкция  1) прочитайте внимательно вопрос 2) продумайте ответ 3) обведите в кружок ответ, который вы считаете правильным (исправления не  допустимы!!!) 1. Свет — излучение, которое... а) ...делает видимым различные тела б) ...воспринимается глазом человека в) ...нагревает освещенные предметы г) ...испускает нагретое тело 2. Источники света бывают... а) ...только естественные б) ...только искусственные в) ...смешанные г) ...естественные или искусственные   3. Какую линию называют световым лучом? а) Линию, которая исходит из источника света б) Линию, вдоль которой распространяется энергия от источника света в) Линию, по которой свет от источника попадает в глаз человека  г)Среди ответов нет правильного  4. Как свет распространяется в однородной среде? а)Прямолинейно  б) Криволинейно  в) По дуге окружности, проходящей через источник света и глаз человека  г) По любой линии, соединяющий источник света и освещаемый предмет 5. Какой источник света называют точечным? а) Светящееся тело очень маленького размера  б) Источник, находящийся на очень большом расстоянии от наблюдателя в) Источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него  г) Очень слабо светящееся тело Эталон  1 б 2 г 3 б 4 a Критерии оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл количество баллов оценка 1,2 2 3 3 4 4 5 в 5 5 Волновые свойства света Определение Условия наблюдения Теория, объясняющая явление Формулы Приложение 3  Проявления в природе, использование в технике                 Явление, связанное со светом Интерференция  Дифракция Дисперсия Поляризация Задачи Приложение 4 1. № 1078  Какие частоты колебаний соответствуют крайним красным (0,76мкм) и  крайним фиолетовым (0,4мкм) лучам видимой части спектра? 2. № 1081  Для данного света длина волны в воде 0,46мкм. Какова длина волны в  воздухе? 3. № 1100  Определить угол отклонения лучей зеленого света 0,55мкм в спектре первого  порядка, полученном с помощью дифракционной решетки, период которой  равен 0,02мм. 4. № 1102 Для определения периода дифракционной решетки на нее направили световой пучок через красный светофильтр, пропускающий лучи с длиной волны  0,76мкм. Каков период решетки, если на экране, отстоящем от решетки на 1м, расстояние между спектрами первого порядка равно 15,2см? Приложение 5 Задание на соответствие по теме «Волновые свойства света» «__________»    группа №____             ______________________        (Дата)                                                                                                (фамилия, имя) Инструкция  1) прочитайте внимательно вопрос слева 2) продумайте ответ 3) проведите линию к соответствию, которое вы считаете правильным  (исправления не допустимы!!!) 4) заполнив бланк ответов, сравните ваши ответы с эталоном 5) оцените свои знания в соответствии с критерии оценивания  1. После того, как белый свет  пройдет через призму, он…  2. Самая большая скорость во  Вселенной 3. При сложении в пространстве  когерентных волн, будет получена 4. Ньютон рассматривал свет, как 5. Световой луч распространяется  прямолинейно 6. Х.Гюйгенс полагал, что свет ­ это 7. При прохождении света через  плоскопараллельную пластину луч 8. При поляризации света из  световой волны вырезаются 9. Дифракция 10. Когерентные волны 1. Смещается относительно своего  первоначального направления  2. Поток частиц  3. Разложится на спектральные  составляющие  4. Электромагнитная волна 5. Имеющие одинаковую частоту и  разность фаз 6. Определенные колебания   7. Интерференционная картина  8. Скорость света 9. В однородной среде 10.Огибание волнами препятствий Бланк ответов вопрос ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Эталон ответов вопрос ответ 1 3 2 8 3 7 4 2 5 9 6 4 7 1 8 6 9 10 10 5 Критерии оценивания: Правильный ответ – 0,5 балла Максимальное количество баллов – 5 10­9 правильных ответов – оценка – 5 8­7 правильных ответов –оценка – 4 6­5 правильных ответов –оценка – 3 менее 5 –оценка – 2 Рефлексия Приложение 6 1) Прочитайте внимательно вопросы в левом столбике, а в правом  подчеркните ответ больше всего соответствующий вашему мнению об уроке. 2) Заполните,  и передайте на первую парту. На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен /  не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным  / не интересным

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

Методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2019