Методическая разработка урока по химии « Кислородосодержащие соединения»
Оценка 4.9
Интерактивная доска +2
doc
химия
10 кл—11 кл +1
19.02.2018
Методическая разработка
урока по химии « Кислородосодержащие соединения» можно провести при закреплении и обобщении материала по органической химии на темы: спирты,альдегиды,карбоновые кислоты,сложные эфиры,жиры.Урок проводится в виде эстафеты,класс делится на две группы.Урок проходит оживленно, с элементами викторины, на эрудицию, с применением лабораторного опыта
урок кислородосодержащие соединения.doc
Министерство образования и науки РК
ГККП « Высшая Техническая Школа ,город Кокшетау»
при акимате Акмолинской области
Методическая разработка
урока по химии « Кислородосодержащие соединения»
для студентов очного обучения
на базе основного среднего образования.
Составитель: преподаватель химии
Жакиенова Э.Б. Составитель:Жакиенова Э.Б.,преподаватель химии,ГККП «Высшая техническая школа, город
Кокшетау» при акимате Акмолинской области
Методическая разработка составлена для студентов очного отделения на базе основного среднего
образования.
Рассмотрена и одобрена на заседании учебнометодического объединения естественно
математических дисциплин
протокол № от 20 года
Председатель УМО: ________________ Е.П. Гаврилова
Рецензенты: Сыздыкова АС., преподаватель химии и биологии кафедры ЕМЦ , ОИПК и ПРО при
Управлении образования Акмолинской области. Организационный момент:
Приветствие, положительный настрой на занятие.
Тема и цели урока:
Сегодня мы проводим обобщающий урок по кислородосодержащим соединениям. Она включает в
себя следующие разделы:
Спирты
Альдегиды
Карбоновые кислоты
Сложные эфиры и жиры
«Разминка»
1. Какие соединения называют кислородосодержащими, и перечислите их
функциональные группы?
Ответ: Кислородосодержащими называются соединения, состоящие из трех химических
элементов: углерода, водорода и кислорода. В состав этих соединений входят функциональные
группы:
ОНгидроксильная,
С = О – карбонильная,
СООН карбоксильная,
СОН – альдегидная.
2. Дайте определение спиртам, их общая формула?
Ответ: Спирты это органические соединения, в молекулах которых содержится одна или
несколько гидроксильных групп, соединенных с углеродным радикалом. Общая формула
СnН2n+1ОН
3. Какие вещества называют «антифризами»
Ответ: Антифризы – вещества, добавляемые к воде для предупреждения ее от замерзания, в их
состав входит этиленгликоль многоатомный спирт.
4. Назовите соединение, используя историческую и систематическую номенклатуру
СН3СН2СН2CОН
Ответ: по исторической – масляный альдегид
По систематической – бутаналь.
5. В пробирку налили 2 мл уксусной кислоты и добавили 2 гранулы цинка. Пробирку
нагрели. Будет ли происходить взаимодействие?
Ответ: Металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, будут взаимодействовать с уксусной
кислотой с образование соли и выделением водорода. 2СН3СOOН+Zn (СН→
3COO)2 Zn+H2↑
6. Как называют реакцию образования сложных эфиров? Ответ: Реакцию образования сложных эфиров из кислоты и спирта называются реакцией
этерификации.
7. Дайте определение жирам. Примеры.
Ответ: Жиры это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот.
Общее название триглицериды.
Например: триолеат, тристеарат.
8. Какие кислоты содержит человеческий жир?
Ответ: 70% олеиновой кислоты, 25% пальмитиновой кислоты.
9. Чем отличаются твердые мыла от жидких?
Ответ: твердые – натриевые соли, жидкие – калиевые соли. С17Н31СООNa С17Н35СООK
10. В чём преимущество твёрдых жиров по сравнению с жидкими?
Ответ: Твердые жиры удобны для употребления в пищу, мыла, получаемые из них
обладают ценными техническими свойствами, менее портятся, жидкие, содержащие двойные связи
легко окисляются «прогорают».
«Химики эрудиты»
Задание: необходимо найти соответствующие формулы и их названиям.
Iвариант
1.С2Н5 ОН 1.этилацетат.
2.С3 Н5 (ОН)3 2.стеариновая кислота.
3.НСООН 3.метаналь.
4.СН3СООС2Н5 4. этанол
5. С17Н35СООН 5.муравьиная кислота
6. НСОН 6. глицерин
II — вариант
1. пальмитиновая кислота 1. СН3ОН
2. пропаналь 2. СН3 СООН
3 стеарат натрия. 3. СН3СН2СОН
4. уксусная кислота 4. С2Н4 (ОН)2
5. этиленгликоль 5. С17Н35СООNa
6. метанол 6. С15Н31СООН
Ответы:
Iвариант II — вариант
1 – 4 1 – 6
2 – 6 2 – 3
3 – 5 3 – 5
4 – 1 4 – 2
5 – 2 5 – 4
6 – 3 6 – 1
Химический диктант.
Задание: Изобразите структурно
I вариант
1. пропаналь
2. стеарат калия
3. бутанол
4. масляная кислота 5. метилформиат
II вариант
1. метилацетат
2. пропанол
3. олеиновая кислота
4. этаналь
5. пропановая кислота.
Ответы:
I вариант
1. СН3 СН2 – СОН
2. С17Н35СООК
3. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН
4. СН3 – СН2 – СН2 –СООН
5.НСООСН3
II вариант
1. СН3СООСН3
2. СН3 – СН2 – СН2 – ОН
3. С17Н33СООН
4. СН3 –СОН
5. СН3 – СН2 –СООН
Лабораторный опыт: «Угадай вещество».
Опыт №1. Получение глицерата меди.
Опыт №2. Получение уксусного этилового эфира.
Опыт №3. Действие уксусной кислоты на металлы.
Реши задачи.
I – вариант.
А. Чему равна массовая доля углерода в метилацетате?
1. 23,5% 2. 48,6% 3. 42,3% 4. 54,3% 5. 35,2%
В. При взаимодействии 22,3 г муравьиной кислоты с метиловым спиртом образуется
метиловый эфир муравьиной кислоты массой.
1. 23г 2. 27 г 3. 29 г 4. 15 г 5. 35 г
С. Вычислите массу мыла (т), которую можно получить действием гидроксида натрия на
тристеарат массой 222,5 т:
1. 213,4 т 2. 229,5 т 3. 222,5 т 4. 211,3 т 5. 305,4 т
II – вариант.
А. Чему равна массовая доля углерода в этаноле?
1. 35,3% 2. 31,2% 3. 52,1% 4. 1,25% 5. 4,7%
В. Найдите массу сложного эфира, который образуется при взаимодействии 12,3 г метанола с
муравьиной кислотой?
1. 35 г 2. 27 г 3. 23 г 4. 42 г 5. 37 г С. Определите массу мыла (кг), которая образуется привзаимодействием триглицерида
пальмитиновой кислоты с гидроксидом калия массой 238 кг
1. 1101,2 кг 2. 1249,5 кг 3. 1262, 2 кг 4. 1284,6 кг 5. 1299,3 кг
Ответы:
I – вариант.
А. – 2 В. – 3 С. – 2
II – вариант.
А. – 3 В. – 3 С. – 2
Определив класс соединения, расшифруйте фразу.
Шифрограмма «А»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Формулы
кислородосодержащих
соединений
СН3СН2СН2ОН
НСОН
СН3СН2СН2СН2СООН
СН3СН2СОН
С15Н31СООН
СН3СН2СН2СОН
С3Н5(ОН)3
СН3СООН
С17Н35СООН
СН3 –СН2СН2 – СН2СОН
С2Н5ОН
Шифрограмма «В»
Альдегиды
Спирты
Карбоновые
кислоты
КА
РО
ЗА
РАС
СВЕ
СТИ
КЕ
ХИ
ЖЕ
МИ
ЯС
ШИ
ЛИ
ЧЕ
ВЕ
ТО
ЗО
РА
ВА
МА
НО
Я
ПРО
АЛ
КО
ТА
ПРО
МЕ
МО
ЕТ
ХИ
ПА
ВО
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Формулы кислородосодержащих
соединений
СН3 СОН
СН3СН2СН2СН2СООН
СН3СН2СН2ОН
С17Н31СООН
СН3СН2СН2СОН
НСОН
СН3СН2СН2СН2СООН
НСООН
СН3СН2ОН
СН3СН2СН2СН2СН2СООН
Спирты
Альдегиды
ЕС
НО
СВО
НИ
ФИ
КРО
РАС
ГРЕ
ЛО
ДО
РУ
ХИ
ОТ
ЗОВ
В
ДЕ
Ш
КО
МЕН
ГА
Карбоновые
кислоты
ЛО
КИ
ЛАМ
И
ЯД
КРЕ
ЛА
ЧЕ
КА
ВЕ 11
12
СН3СН2СНСОН
СН3СН2СН2СН2СН2ОН
ЗА
КИЕ
ЧЕС
Е
ПРО
ЛА
Подведение итогов.Награждение команд.
Методическая разработка урока по химии « Кислородосодержащие соединения»
Методическая разработка урока по химии « Кислородосодержащие соединения»
Методическая разработка урока по химии « Кислородосодержащие соединения»
Методическая разработка урока по химии « Кислородосодержащие соединения»
Методическая разработка урока по химии « Кислородосодержащие соединения»
Методическая разработка урока по химии « Кислородосодержащие соединения»
Методическая разработка урока по химии « Кислородосодержащие соединения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.