Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
химия
10 кл
11.11.2019
Основная цель сегодняшнего урока будет заключаться в том , чтобы выяснить зависимость химических свойств аминокислот от их строения и состава.По ходу урока Вашему вниманию будут представлены творческие задания и после коллективного обсуждения результатов поиска решения творческих задач, будут сделаны выводы по теме урока.
Изучение нового материала.
Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и запишите тему урока.
Слайд №1. Тема урока.«Аминокислоты».
АК являются активными участниками важнейших процессов в организме. От них зависит не только рост силы и массы мышц, но и восстановление физического и психического тонуса после тренировок, катаболизм подкожного жира и даже интеллектуальная деятельность мозга.В природе АК встречаются в составе белков, витаминов группы В. Некоторые АК применяются в сельском хозяйстве для подкормки животных, для получения синтетического шелка, волокон капрона и энанта.
конспект аминокисл.doc
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Организационный этап.
Здравствуйте, дорогие друзья ! Староста , сообщите пожалуйста фамилии отсутствующих….
Спасибо! Садитесь.
Сегодня нам на уроке для работы необходимы будут учебник по органической химии 10 класса,
рабочая тетрадь , мультимедийная установка и ваша активность на протяжении всего занятия.
Формулировка цели урока находится у Вас на столах на красных листах.
Итак, друзья, мы начинаем наш урок по изучению нового материала.
Этап подготовки учащихся усвоению новых знаний.
Основная цель сегодняшнего урока будет заключаться в том , чтобы выяснить зависимость
химических свойств аминокислот от их строения и состава.По ходу урока Вашему вниманию
будут представлены творческие задания и после коллективного обсуждения результатов поиска
решения творческих задач, будут сделаны выводы по теме урока.
Изучение нового материала.
Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и запишите тему урока.
Слайд №1. Тема урока.«Аминокислоты».
АК являются активными участниками важнейших процессов в организме. От них зависит не
только рост силы и массы мышц, но и восстановление физического и психического тонуса после
тренировок, катаболизм подкожного жира и даже интеллектуальная деятельность мозга.В природе
АК встречаются в составе белков, витаминов группы В. Некоторые АК применяются в сельском
хозяйстве для подкормки животных, для получения синтетического шелка, волокон капрона и
энанта.
По происхождению АК делят на природные и синтетические. Природные (их около 150 ) были
обнаружены в живых организмах, причем 20 из них входят в состав белков и 8 из них –
незаменимые : они не синтезируются в организме и должны поступать с пищей. Синтетические
получают искусственным путем.
Исходя из цели урока и 2го положения теории Бутлерова предложите , пожалуйста ,
последовательность изучения новой темы.
Слайд №3. Последовательность изучения новой темы.
СОСТАВ СТРОЕНИЕ СВОЙСТВА
слово «Аминокислоты » с точки зрения
И я предлагаю Вам первое творческое задание для всего класса.
Слайд №45.
Творческое задание №1.Рассмотрите
словообразования(фронтальное).
Предлагайте свои решения………….Какое предположение можно сделать на основании этого по
теме урока.
Направление поиска. Необходимо разобрать слово по составу.
Ответ. С точки зрения словообразования можно выделить два корня «амин» и «кислот»,
возможно эти соединения имеют не только сложное с точки зрения русского языка название, но и
строение ,а значит и свойства исходя из второго положения теории строения органических
соединений А.М.Бутлерова.
И сразу же второе творческое задание.
Слайд №6.
Творческое задание №2. Предложите общую формулу для аминокислот (АК) , исходя из
морфемики этого слова.
Направление поиска. Определить атомы каких элементов входят в состав молекул аминокислот
как органических веществ и последовательность их соединения. Необходимо вспомнить строение
аминов и карбоновых кислот.
1 Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Организационный этап.
Здравствуйте, дорогие друзья ! Староста , сообщите пожалуйста фамилии отсутствующих….
Спасибо! Садитесь.
Сегодня нам на уроке для работы необходимы будут учебник по органической химии 10 класса,
рабочая тетрадь , мультимедийная установка и ваша активность на протяжении всего занятия.
Формулировка цели урока находится у Вас на столах на красных листах.
Итак, друзья, мы начинаем наш урок по изучению нового материала.
Этап подготовки учащихся усвоению новых знаний.
Основная цель сегодняшнего урока будет заключаться в том , чтобы выяснить зависимость
химических свойств аминокислот от их строения и состава.По ходу урока Вашему вниманию
будут представлены творческие задания и после коллективного обсуждения результатов поиска
решения творческих задач, будут сделаны выводы по теме урока.
Изучение нового материала.
Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и запишите тему урока.
Слайд №1. Тема урока.«Аминокислоты».
АК являются активными участниками важнейших процессов в организме. От них зависит не
только рост силы и массы мышц, но и восстановление физического и психического тонуса после
тренировок, катаболизм подкожного жира и даже интеллектуальная деятельность мозга.В природе
АК встречаются в составе белков, витаминов группы В. Некоторые АК применяются в сельском
хозяйстве для подкормки животных, для получения синтетического шелка, волокон капрона и
энанта.
По происхождению АК делят на природные и синтетические. Природные (их около 150 ) были
обнаружены в живых организмах, причем 20 из них входят в состав белков и 8 из них –
незаменимые : они не синтезируются в организме и должны поступать с пищей. Синтетические
получают искусственным путем.
Исходя из цели урока и 2го положения теории Бутлерова предложите , пожалуйста ,
последовательность изучения новой темы.
Слайд №3. Последовательность изучения новой темы.
СОСТАВ СТРОЕНИЕ СВОЙСТВА
слово «Аминокислоты » с точки зрения
И я предлагаю Вам первое творческое задание для всего класса.
Слайд №45.
Творческое задание №1.Рассмотрите
словообразования(фронтальное).
Предлагайте свои решения………….Какое предположение можно сделать на основании этого по
теме урока.
Направление поиска. Необходимо разобрать слово по составу.
Ответ. С точки зрения словообразования можно выделить два корня «амин» и «кислот»,
возможно эти соединения имеют не только сложное с точки зрения русского языка название, но и
строение ,а значит и свойства исходя из второго положения теории строения органических
соединений А.М.Бутлерова.
И сразу же второе творческое задание.
Слайд №6.
Творческое задание №2. Предложите общую формулу для аминокислот (АК) , исходя из
морфемики этого слова.
Направление поиска. Определить атомы каких элементов входят в состав молекул аминокислот
как органических веществ и последовательность их соединения. Необходимо вспомнить строение
аминов и карбоновых кислот.
1 На название какого неорганического вещества похож корень «амин» ?
Какой вид имеет функциональная группа отвечающая за принадлежность веществ к классу
карбоновых кислот в органической химии?
Ответ: В состав молекул АК входят атомы углерода, водорода, азота и кислорода. Родство АК с
аминами и карбоновыми кислотами вытекает из самого названия. На основе знания строения
аминов в молекуле АК должны присутствовать аминогруппа (NH2) и карбоксильная группа (
СООН), а так как это органическое соединение , то еще и УВрадикал.
Слайд №7. Общая формула АК.
NH2 CH COOH
R Запишите общую формулу АК к себе в тетрадь.
Слайд №8. Определение АК.
Аминокислоты –гетерофункциональные соединения , которые обязательно содержат две
функциональные группы: аминогруппу NH2 карбоксильную группу –СООН , связанные с
углеводородным радикалом.
Это определение есть у вас в учебнике на странице 220.
Я предлагаю Вам познакомиться с основными правилами номенклатуры.
АК можно рассматривать как карбоновые кислоты , в молекулах которых атом водорода в
радикале замещен на аминогруппу, причем она может присоединятся к разным атомам углерода.
Слайд №9.Международная номенклатура АК.
По международной номенклатуре названия аминокислот составляются из названия
соответствующей карбоновой кислоты и приставки АМИНО с указанием положения аминогруппы:
Пример : Аминоуксусная и 3аминопропионоваякислота.
Кроме международной заместительной номенклатуры названия АК можно давать , используя
буквы греческого алфавита. В этом случае первой буквой обозначается атом углерода ,
следующий за карбоксильной группой.
Слайд №10. Номенклатура АК с использованием букв греческого алфавита.
2аминобутановая кислота и 2амино2метилпропановая кислота
Данная номенклатура чаще всего используется обозначения изомеров по аминогруппе.
Слайд № 11.
Также кроме этих двух видом номенклатур в химической и практике используются тривиальные
(исторические ) названия АК. (таблица №8 в вашем учебнике на странице 225.)
Альфа аминопропионовая кислота это АЛАНИН
Аминоуксусная кислота это ГЛИЦИН.
Следующий момент в новой теме – это ИЗОМЕРИЯ.
Вопросы к классу:
1. Что такое изомерия?
2. Что такое изомеры?
3. Какие виды изомерии можно предложить для АК?
2аминобутановая кислота и 2амино2метилпропановая кислота
(Изомерия – это явление существования изомеров. Изомеры – это вещества одинакового
качественного и количественного состава , но разного строения. Изомерия углеродного скелета,
положения аминогруппы.)
Слайд №12.Изомерия углеродного скелета аминокислот. Записать.
Слайд №13. Изомерия положения аминогруппы. Записать.
2аминобутановая кислота и 3аминобутановая кислота.
Первичное закрепление материала.
И вновь творческое задание. Это задание выполняется по группам из двух человек и каждый из
группы составляет формулу только двух АК и затем обменивается с соседом. ….результат
записываем у на доске для проверки.
2 На название какого неорганического вещества похож корень «амин» ?
Какой вид имеет функциональная группа отвечающая за принадлежность веществ к классу
карбоновых кислот в органической химии?
Ответ: В состав молекул АК входят атомы углерода, водорода, азота и кислорода. Родство АК с
аминами и карбоновыми кислотами вытекает из самого названия. На основе знания строения
аминов в молекуле АК должны присутствовать аминогруппа (NH2) и карбоксильная группа (
СООН), а так как это органическое соединение , то еще и УВрадикал.
Слайд №7. Общая формула АК.
NH2 CH COOH
R Запишите общую формулу АК к себе в тетрадь.
Слайд №8. Определение АК.
Аминокислоты –гетерофункциональные соединения , которые обязательно содержат две
функциональные группы: аминогруппу NH2 карбоксильную группу –СООН , связанные с
углеводородным радикалом.
Это определение есть у вас в учебнике на странице 220.
Я предлагаю Вам познакомиться с основными правилами номенклатуры.
АК можно рассматривать как карбоновые кислоты , в молекулах которых атом водорода в
радикале замещен на аминогруппу, причем она может присоединятся к разным атомам углерода.
Слайд №9.Международная номенклатура АК.
По международной номенклатуре названия аминокислот составляются из названия
соответствующей карбоновой кислоты и приставки АМИНО с указанием положения аминогруппы:
Пример : Аминоуксусная и 3аминопропионоваякислота.
Кроме международной заместительной номенклатуры названия АК можно давать , используя
буквы греческого алфавита. В этом случае первой буквой обозначается атом углерода ,
следующий за карбоксильной группой.
Слайд №10. Номенклатура АК с использованием букв греческого алфавита.
2аминобутановая кислота и 2амино2метилпропановая кислота
Данная номенклатура чаще всего используется обозначения изомеров по аминогруппе.
Слайд № 11.
Также кроме этих двух видом номенклатур в химической и практике используются тривиальные
(исторические ) названия АК. (таблица №8 в вашем учебнике на странице 225.)
Альфа аминопропионовая кислота это АЛАНИН
Аминоуксусная кислота это ГЛИЦИН.
Следующий момент в новой теме – это ИЗОМЕРИЯ.
Вопросы к классу:
1. Что такое изомерия?
2. Что такое изомеры?
3. Какие виды изомерии можно предложить для АК?
2аминобутановая кислота и 2амино2метилпропановая кислота
(Изомерия – это явление существования изомеров. Изомеры – это вещества одинакового
качественного и количественного состава , но разного строения. Изомерия углеродного скелета,
положения аминогруппы.)
Слайд №12.Изомерия углеродного скелета аминокислот. Записать.
Слайд №13. Изомерия положения аминогруппы. Записать.
2аминобутановая кислота и 3аминобутановая кислота.
Первичное закрепление материала.
И вновь творческое задание. Это задание выполняется по группам из двух человек и каждый из
группы составляет формулу только двух АК и затем обменивается с соседом. ….результат
записываем у на доске для проверки.
2 Слайд №14.
Творческое задание №3.
Зная общую формулу аминокислот, составьте формулы аланина , фенилаланина , лейцина,
изолейцина .
Направление поиска. Необходимо воспользоваться общей формулой для АК и материалом
таблицы слайда №15.
Ответ. Формулы аланина , фенилаланина , лейцина, изолейцина записываются на доске для
проверки учениками.
Слайд №15.
Я предлагаю вам познакомиться с важнейшими радикалами АК. Они представлены в таблице , где
указаны тривиальные названия АК.
радикал
аминокислота
Н
ГЛИЦИН
СН3
АЛАНИН
НSCH2
ЦИСТЕИН
(СН2)СН СН2 ЛЕЙЦИН
С 6Н5СН2
ФЕНИЛАЛАНИН
НОСН2
СЕРИН
С3 Н7СН2
ИЗОЛЕЙЦИН
И вновь мы обращаемся к изучению нового материала. Рассмотрим физические свойства АК.
Слайд №16.
Бесцветные кристаллические вещества ;
•
• Хорошо растворимы в воде;
• В зависимости от радикала могут иметь сладкий, горький или соленый вкус;
• Не растворяются в эфире;
• Плавятся с разложением при температуре 200ºС.
Каков же основной способ получения АК?
Это замещение галогена на аминогруппу в соответствующих галогензамещенных кислотах.
Слайд №17.
Получение аминокислот.
P (красный)
СН3 СООН + Сl2 = Сl СН2 СООН Н Сl
3 Слайд №14.
Творческое задание №3.
Зная общую формулу аминокислот, составьте формулы аланина , фенилаланина , лейцина,
изолейцина .
Направление поиска. Необходимо воспользоваться общей формулой для АК и материалом
таблицы слайда №15.
Ответ. Формулы аланина , фенилаланина , лейцина, изолейцина записываются на доске для
проверки учениками.
Слайд №15.
Я предлагаю вам познакомиться с важнейшими радикалами АК. Они представлены в таблице , где
указаны тривиальные названия АК.
радикал
аминокислота
Н
ГЛИЦИН
СН3
АЛАНИН
НSCH2
ЦИСТЕИН
(СН2)СН СН2 ЛЕЙЦИН
С 6Н5СН2
ФЕНИЛАЛАНИН
НОСН2
СЕРИН
С3 Н7СН2
ИЗОЛЕЙЦИН
И вновь мы обращаемся к изучению нового материала. Рассмотрим физические свойства АК.
Слайд №16.
Бесцветные кристаллические вещества ;
•
• Хорошо растворимы в воде;
• В зависимости от радикала могут иметь сладкий, горький или соленый вкус;
• Не растворяются в эфире;
• Плавятся с разложением при температуре 200ºС.
Каков же основной способ получения АК?
Это замещение галогена на аминогруппу в соответствующих галогензамещенных кислотах.
Слайд №17.
Получение аминокислот.
P (красный)
СН3 СООН + Сl2 = Сl СН2 СООН Н Сl
3 Сl СН2 СООН + 2 NН3 = NН2 СН2 СООН + NН4 Сl
Первичное закрепление материала.
Необходимо вспомнить кислотноосновной характер аминогруппы и
И вновь творческое задание. Это задание выполняется фронтально.
Слайд №18 19
Творческое задание № 4. Учитывая особенности состава и строения аминокислот, попытайтесь
охарактеризовать их кислотноосновные свойства.
Какое действие окажет глицин на универсальный индикатор?
Направление поиска.
карбоксильной группы.
Ответ: Гетерофункциональная природа АК проявляется в том , что наличие карбоксильной
группы , обеспечивающей кислотные свойства , и аминогруппы , придающей соединению основные
свойства , определяет амфотерный характер их химических свойств. При этом действие на
индикатор одной функциональной группы нейтрализуется противоположным действием другой, а
значит раствор глицина имеет нейтральный характер.
Амфотерность (от гречесого « амфютерис» и означает «и тот и другой» способность некоторых
веществ проявлять в зависимости от условий либо кислотные, либо амфотерные свойства.)
Первичное закрепление материала.
Определите реакцию раствора глутаминовой кислоты и лизина .
. Предложите химические реакции с помощью которых можно доказать :
Слайд №20.
Творческое задание № 5.
Направление поиска: Посчитать количество функциональных групп.
Ответ. Раствор глутаминовой кислоты будет иметь кислый характер среды , т.к. 2е
карбоксильные группы в молекуле и только 1а аминогруппа. В молекуле лизина все наоборот и
реакция раствора – щелочная. А значит , действие АК на индикатор будет зависит от
преобладания в их составе карбоксилов или аминокислот.
Слайд №21,22,23,24.
Творческое задание №6
А) кислотный характер АК; Б) основной характер АК;
Направление поиска.
А) за кислотные свойства отвечает карбоксильная группа, необходимо вспомнить реакции ,
которые возможно осуществить для этой функциональной группы.
Б) за основные свойства отвечает аминогруппа, необходимо вспомнить реакции , которые
возможно осуществить для этой функциональной группы.
Ответ.
А) кислотные свойства характеризуются реакциями со щелочами и основными оксидами с
образованием солей.
Б) проявляя основные свойства АК реагируют с неорганическими кислотами с образованием
солей.
Слайд №25
Творческое задание № 7
соединяться друг с другом ? Если да , то каким образом ?
Направление поиска .
Ответ.
это реакция конденсации.
Схема образования пептидов. Чтобы научиться составлять такие уравнения , очень важно
запомнить , что формулы АК имеют единый план записи: слева записывается аминогруппа, справа
карбоксил.
Слайд №27.
Горение АК.
Две АК могут взаимодействовать друг с другом с отщеплением одной молекулы воды , т.е
. Зная структурную формулу аминокислот , подумайте , могут ли они
Основная группааминогруппа,кислотная карбоксильная группа.
4 Сl СН2 СООН + 2 NН3 = NН2 СН2 СООН + NН4 Сl
Первичное закрепление материала.
Необходимо вспомнить кислотноосновной характер аминогруппы и
И вновь творческое задание. Это задание выполняется фронтально.
Слайд №18 19
Творческое задание № 4. Учитывая особенности состава и строения аминокислот, попытайтесь
охарактеризовать их кислотноосновные свойства.
Какое действие окажет глицин на универсальный индикатор?
Направление поиска.
карбоксильной группы.
Ответ: Гетерофункциональная природа АК проявляется в том , что наличие карбоксильной
группы , обеспечивающей кислотные свойства , и аминогруппы , придающей соединению основные
свойства , определяет амфотерный характер их химических свойств. При этом действие на
индикатор одной функциональной группы нейтрализуется противоположным действием другой, а
значит раствор глицина имеет нейтральный характер.
Амфотерность (от гречесого « амфютерис» и означает «и тот и другой» способность некоторых
веществ проявлять в зависимости от условий либо кислотные, либо амфотерные свойства.)
Первичное закрепление материала.
Определите реакцию раствора глутаминовой кислоты и лизина .
. Предложите химические реакции с помощью которых можно доказать :
Слайд №20.
Творческое задание № 5.
Направление поиска: Посчитать количество функциональных групп.
Ответ. Раствор глутаминовой кислоты будет иметь кислый характер среды , т.к. 2е
карбоксильные группы в молекуле и только 1а аминогруппа. В молекуле лизина все наоборот и
реакция раствора – щелочная. А значит , действие АК на индикатор будет зависит от
преобладания в их составе карбоксилов или аминокислот.
Слайд №21,22,23,24.
Творческое задание №6
А) кислотный характер АК; Б) основной характер АК;
Направление поиска.
А) за кислотные свойства отвечает карбоксильная группа, необходимо вспомнить реакции ,
которые возможно осуществить для этой функциональной группы.
Б) за основные свойства отвечает аминогруппа, необходимо вспомнить реакции , которые
возможно осуществить для этой функциональной группы.
Ответ.
А) кислотные свойства характеризуются реакциями со щелочами и основными оксидами с
образованием солей.
Б) проявляя основные свойства АК реагируют с неорганическими кислотами с образованием
солей.
Слайд №25
Творческое задание № 7
соединяться друг с другом ? Если да , то каким образом ?
Направление поиска .
Ответ.
это реакция конденсации.
Схема образования пептидов. Чтобы научиться составлять такие уравнения , очень важно
запомнить , что формулы АК имеют единый план записи: слева записывается аминогруппа, справа
карбоксил.
Слайд №27.
Горение АК.
Две АК могут взаимодействовать друг с другом с отщеплением одной молекулы воды , т.е
. Зная структурную формулу аминокислот , подумайте , могут ли они
Основная группааминогруппа,кислотная карбоксильная группа.
4 При взаимодействии органических кислот со спиртами образуются сложные эфиры и вода. Такого
рода реакции называют реакциями этерификации.
Слайд № 28.
Реакция этерификации АК.
NH2CH2COOH + C2H5OH
слайд №29.выводы по теме урока.
= NH2CH2COOC2H5 + H2O
• Аминокислоты – это бифункциональные органические соединения ;
• Для аминокислот возможны изомерия углеродного скелета и положения аминогруппы.
• Аминокислоты – амфотерны;
• Аминокислоты –горят, вступают в реакции с неорганическими кислотами и основаниями, в
реакцию этерификации и образуют пептиды .
Слайд № 29.
Домашнее задание
Обязательная часть:
§26 стр.220225 ;
упр.1, 6. на стр.225226;
индивидуальная часть: на основе результатов рефлексивного этапа составить перечень вопросов
для работы дома.
5 При взаимодействии органических кислот со спиртами образуются сложные эфиры и вода. Такого
рода реакции называют реакциями этерификации.
Слайд № 28.
Реакция этерификации АК.
NH2CH2COOH + C2H5OH
слайд №29.выводы по теме урока.
= NH2CH2COOC2H5 + H2O
• Аминокислоты – это бифункциональные органические соединения ;
• Для аминокислот возможны изомерия углеродного скелета и положения аминогруппы.
• Аминокислоты – амфотерны;
• Аминокислоты –горят, вступают в реакции с неорганическими кислотами и основаниями, в
реакцию этерификации и образуют пептиды .
Слайд № 29.
Домашнее задание
Обязательная часть:
§26 стр.220225 ;
упр.1, 6. на стр.225226;
индивидуальная часть: на основе результатов рефлексивного этапа составить перечень вопросов
для работы дома.
5
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Методическая разработка урока по химии на тему:”Аминокислоты “ (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.