Пояснительная записка.
Для повышения интереса учащихся к предмету и качества их знаний
предлагаю собственную разработку учебного занятия в 8 классе по теме
«Кислоты» с использованием технологии проблемного обучения.
Основным при планировании урока является соответствие предлагаемого
материала к программным требованиям (место урока: в теме «Основные
классы неорганических соединений», урок №39).
Методическая цель: использование различных методических приёмов и форм
обучения при изучении нового материала.
При конструировании урока на разных этапах использовала следующие
методы и формы обучения:
Метод игрового обучения (загадки, крестикинолики) при
актуализации опорных знаний. Форма обучения – групповая (при
обсуждении вопросов) и парная. Игровой момент активизирует
познавательную деятельность, создаёт эмоциональный настрой для
повторения и закрепления учащимися основных понятий ранее
изученных тем и поможет устранить пробелы в знаниях.
Виртуальная аннимация («Правила техники безопасности при работе с
кислотами») при объяснении новой темы с использование групповой
формы обучения. Это позволяет прямо на экране увидеть технику
безопасности в работе с опасными веществами, усиливает восприятие,
облегчает усвоение и запоминание правил, стимулирует учебную
активность.
Урок сопровождался использованием компьютерной презентации (в
программе Microsoft Power Point), что дает сделать урок более
эффектным. Зрелищно смотрелись слайды с представленными схемами
и ЦОРами. ЦОР подобран так, что его можно использовать на уроке,
доступен для понимания учащимися этого возраста. Опыт показал, что
использование ЦОРов – наиболее оптимальная форма обучения. При
представлении материала в схемах и картинках включаются механизмы
зрительной и ассоциативной памяти. Презентация органично
вписывается в структуру урока.
Лабораторная работа. Данный метод обучения закрепляет
лабораторные умения, практические навыки осторожного обращения с
химическими реактивами, умение делать выводы, объяснять
наблюдаемые явления.
Взаимопроверка — это особая форма контроля, которая была
использована в парах при закреплении знаний (индивидуальная
деятельность учащихся) при выполнении письменной работы в виде
тестовых заданий, когда ученик объективно оценивает работу
одноклассника. Большое значение играет ее воспитательная функция: содействие в выработке таких качеств личности, как честность и
правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.
Также имеет значение развивающая функция взаимопроверки: она
служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить
недостатки в работе товарища легче, чем в собственной работе. И
наконец, взаимная проверка деятельности школьников в обучении
помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся.
Физкультминутка (здоровьесберегающая технология) элемент
современного урока, позволяющий восстановление умственной
работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают
эмоциональный уровень учащихся.
Технологии: технология критического мышления, исследовательская работа,
коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность,
здоровьесберегающая технология.
Использование различных методических приёмов и форм обучения позволит
выявить высокую степень усвоения учебного материала, повышает
мотивацию учащихся к изучению химии. Сценарий учебного занятия.
Предмет: Химия
Класс: 8
УМК: Химия 8 Н.Е.Кузнецова Москва «Вентана Граф» 2014
Тема: Кислоты.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (с использованием презентации)
Цель: формирование знаний о кислотах.
Задачи
Учебные: обеспечить формирование представления об одном из
важнейших классов неорганических соединений – кислотах, знаний
обучающихся о составе и номенклатуре кислот, умений обучающихся
классифицировать кислоты по различным признакам, практически
определять кислоты с помощью индикатора.
Развивающие: продолжить развитие мыслительных умений учащихся:
сравнивать, анализировать, делать выводы;
продолжить развитие навыков экспериментальной работы;
продолжить развитие общеучебных умений и навыков;
развивать интерес к предмету.
Воспитательные: воспитание культуры поведения и общения в процессе
учебной деятельности.
Средства обучения
1. Аппаратное обеспечение (компьютер, проектор, экран)
2. Таблица Д.И.Менделеева
3. Таблица растворимости
3. Дидактический материал
4. Набор для лабораторной работы: жидкие индикаторы (лакмус,
метилоранж, фенолфталеин), штатив, 3 пробирки с раствором соляной
кислоты
5. Инструктивная карта к уроку
6. На столах учащихся листочки для выполнения теста.
Методы обучения.
1. Химические загадки.
2. Виртуальная аннимация «Правила техники безопасности при работе с
кислотами» 3. Лабораторная работа. « Действие кислот на индикаторы»
4. Работа со средствами наглядности: Периодической системой химических
элементов Д.И.Менделеева и таблицей растворимости.
5. Письменная работа в виде тестовых заданий.
6. Компьютерная презентация.
7. Объяснение
8. Беседа.
Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал чтото новое».
Структура урока.
I. Организационный момент
Цель: обеспечить нормальную обстановку на уроке, создать эмоциональный
настрой учащимся.
Учитель: Добрый день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Желаю вам
приятного настроения во время работы на уроке.
Друзья, мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда сиянье ваших добрых глаз.
И верю я, что час общенья для нас пройдёт совсем не зря!
Сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки, написать на них свое имя и
нарисовать свое настроение ( ) (слайд №1)
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на
уроке.
Химическая разминка в виде игровых моментов: химических загадок и
«крестикинолики» по теме «Оксиды и основания».
Учитель. Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических
соединений. Вспомним, с какими классами веществ мы уже успели
познакомиться? Отгадайте загадки.
Загадка 1.
Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид).
? Вопросы: формулы каких веществ
вы видите на экране: СаО, SО2, Fе2О3,
Nа2О, Сl2О7 (Ответ: оксиды)
(слайд 2).
? Какие вещества называют
оксидами?
Загадка 2.
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название
Ведь эти вещества… (основания).
? Вопросы: к какому классу
принадлежат следующие вещества
КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?
(Ответ: основания) ? Какие вещества относят к
основаниям?
Игра Крестикинолики по теме «Основания» (слайд № 3)
Задание. Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.
Игровое поле № 1 Игровое поле № 2
Са(ОН)2
Ва(ОН)3
NаН
Н2О
КОН
СаСl2
СО2
НI
LiОН
Fе(ОН)2 Аl(ОН)3 Сu(ОН)2
СаН2
О2
КСl
НNО3
СаСО3
Zn(ОН)2
? Вопросы. Назовите эти основания.
Задание на классификацию соединений. (Слайды 4,5) Работа в парах.
Распределите приведенные ниже формулы веществ по классам в таблицу.
HCl HNO3 H2SO4 Ca(OH)2 K2O Na2O Al2O3 Zn(OH)2 Al(OH)3 (слайд 4)
Таблица
ОСНОВАНИЯ
ОКСИДЫ
Учитель. Откройте свои тетради и выполните это задание в парах.
Учитель. Назовите эти группы. Выберите формулы веществ, которые вам не
известны. Проверка правильности выполнения (слайды 56)
Оксиды
Основания
НСl, НNО3, Н2SО4
Аl(ОН)3, Fе (ОН)2,
NаОН
СаО, СuО, Н2О,
Сl2О7
? Почему оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям?
(Ответ: оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям, так как
не соответствуют им по составу; это вещества других классов)
Перед вами стоит проблема: что это за соединения?
III. Организация восприятия и осознание нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание
изучаемого материала, развить умения находить ответы на проблемные
вопросы.
План.
1.Состав кислот.
Учитель. В третью группу вы поместили пока что незнакомые вам вещества,
которые относятся к классу кислот. Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Кислоты». Запишите
тему урока в рабочую тетрадь (слайд 7).
? Что же нам необходимо знать о кислотах? (ответ: состав, формулы,
названия, классификацию, правила техники безопасности).
Цель и задачи урока. План урока (слайды 89).
? Почему они имеют такое название? (Кислые на вкус)
Учитель: вы видите на экране формулы и названия некоторых кислот (слайд
№ 10)
? Что общего в составе этих веществ? (Ответ: входит атом водорода)
Учитель: давайте сформулируем определение кислот. Проверьте себя по
изображению на экране. Записывают в тетрадь определение (слайд 11)
2. Классификация кислот (работа со слайдами презентации)
? Учитель: определите, по каким признакам кислоты разделены на группы в
каждой классификации?
Учитель: записываем в тетрадь (схематично) классификацию кислот.
А) по наличию кислорода (слайд 12) Б) по основности (слайд 13)
В) по растворимости в воде (слайд 14) Г) по устойчивости (слайд 15)
Д) по происхождению (слайд 16) Е) по агрегатному состоянию (слайд 17)
Физкультминутка (слайд № 18) Приложение 1
3. Физические свойства кислот (слайды 19, 20).Учитель демонстрирует
кислоты, находящиеся в кабинете.
Учитель: при работе с кислотами нужно соблюдать правила техники
безопасности. Аннимация « Правила техники безопасности при работе с
кислотами»
4. Лабораторная работа « Действие кислот на индикаторы»
? Учитель: каким способом можно определить, что выданное вещество
является кислотой? (Ответ: с помощью индикатора).
Работа учащихся с инструктивной картой. (Выдается на парту)
Инструктивная карта. (Слайд 21) Приложение 2
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
? Учитель: Как индикаторы изменили свою окраску в кислоте?
5. Значение кислот в природе и жизни человека (слайды 2229)
Учитель: поговорим о значении кислот (беседа с использованием
презентации) потому, что они играют большое значение в нашей жизни.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, а также
выявить проблемы первичного осмысления изученного материала.
Учитель: для закрепления знаний предлагаю вам выполнить тест (слайд 30)
Выдаются карточки по вариантам. Приложение 3 Учащиеся выполныют задание, меняются попарно листочками и проверяют
выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии
оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки (слайд 31).
V.Этап подведения итогов урока.
Цель: дать качественную оценку работы всего класса в целом и отдельным
учащимся.
? Учитель: итак, постарайтесь точно вспомнить то, что вы слышали на уроке
и ответьте на поставленные вопросы: 1. Какова была тема урока?
2. Какая цель стояла перед вами? 3. Мы достигли этих целей? 4.Каков вывод
урока? Благодарит ребят за внимание и активность на уроке.
Учитель: нарисуйте на листочках с вашем настроением в начале урока свое
настроение в конце урока. Оно изменилось?
VI. Рефлексия.
Учитель: в заключение урока предлагаю вам в паре составить стихотворение
— сиквейн, которое строится по правилу (слайд 3233) Приложение 4
Обучающиеся: сочиняют сиквейн в паре, по желанию зачитывают свои
стихотворения.
VII. Этап информации о домашнем задании (слайд 34)
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов
выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: на доске §32, с. 141, выучить названия кислот
и карточка с домашним заданием (заранее, подготовленная на каждого
ученика), на которой записаны подробные инструкции. Приложение 5
Приложение 1
Физкультминутка
1) выполнить приседания столько раз, сколько в системе периодов;
1) выполнить наклоны влево столько раз, сколько в системе групп;
2) наклоны вправо столько раз, сколько в системе рядов.
Приложение 2
Инструктивная карта
1. Форма работы: парная.
2. Время работы – 810 минут.
3. Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислоте.
4.
Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной кислотой, жидкие индикаторы: лакмус,
фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
5. Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо
смыть ее струей воды.
6. Порядок действий: в пробирки с кислотой поочерёдно капнуть 23
капли индикатора: лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа.
7. Сделайте вывод на основании наблюдений.
8. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Индикатор
Окраска индикатора Окраска индикатора в
растворе соляной кислоты
(HCl)
Желтая
Бесцветная
Оранжевая
Лакмус
Фенолфталеин
Метилоранж
Приложение 3
Тест 1 вариант 4 мин.
1.Выбери ряд формул, в котором все вещества – кислоты: а). HCl, CaCl2, H2
SO4 б). HCl, CuO, HNO3 в) HNO3, H2 SO4, H3 PO4
2. Найдите химическую формулу нерастворимой кислоты:
а) H3PO4 б) H2SiO3 в) HNO2
3. Среди предложенных формул веществ найдите кислородсодержащую
двухосновную кислоту: а) KOH б) H2 SO3 в) H2 S
4. Наличие водорода обязательная часть всех кислот: а) нет б) иногда
в) да
5. Лакмус в кислотах:
а) синий б) красный в) жёлтый
Тест 2 вариант 4 мин.
1. В данном ряду к кислотам не относятся: а) H2S б) NH3 в) HCl.
2. Наличие кислорода обязательная часть всех кислот: а) нет б) иногда
в) да
3.Кислотному остатку РO4 соответствует кислота:
а) серная б) угольная в) фосфорная
4.Какое из веществ изменяет окраску фиолетового лакмуса на красный ?
а) H2SO3 б) H2O в) NaOH.
5. Фенолфталеин в кислотах:
а) малиновый б) жёлтый в) бесцветный
Приложение 4
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа,
которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти
нерифмованных строк:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым
словом).
Примерные ответы:
1.
2.
3.
4.
5.
Приложение 5
Карточка с домашним заданием
Кислота
Кислая, жгучая, опасная
Разъедает, реагирует, растворяет
Класс неорганических веществ
Вещество
Перепишите в тетрадь все формулы
Домашнее задание
Инструкция:
В приведенном списке: HCl, CaCO3, CuO, H2SO4, FeCl3, NaOH, Ca(OH)2,
H3PO4, Na2O, H2S, Al(OH)3, CuSO4, Al2O3, H2CO3, CO2, KOH, Mg(NO3)2,
HNO3
1. Обведите кружком формулы оксидов.
2. Подчеркните формулы оснований.
3. Вычеркните формулы кислот.
4. Оставшиеся формулы выпишите отдельно. Предметные знания,
общеучебные умения
знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на
индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами.
Технологическая карта
Планируемые результаты
уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать
кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью
индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
Название
этапа урока
1 I.Организа
ционный
момент
2 мин.
Формы
организа
ции
деятельнос
ти
учащихся
Индивидуа
льная
Задача,
которая
должна быть
решена (в
рамках
достижения
планируемых
результатов
урока)
Мотивация
учащихся к
учебной
деятельности
Действия учителя
Действия ученика
Приветствует детей.
Просит на листочках
написать на них свое имя и
нарисовать свое настроение
( ) (слайд №1)
Приветствуют
учителя. На
листочках рисуют
свое настроение.
Диагностика
достижения
планируемых
результатов
урока
Результат
взаимодейст
вия учителя и
учащихся по
достижению
планируемых
результатов
урока
Хорошее
настроение.
Листочки
настроения. 2 II.Актуали
зация знаний и
постановка
учебной
проблемы
8 мин.
Повторение и
закрепление
ранее
изученного
материала
Групповая,
парная.
3 III.Организа
ция
восприятия и
осознание
нового
материала (24
мин)
по плану:
1.Состав
кислот.
2.Классифика
ция кислот
Настроить
учащихся на
работу.
Рассмотреть
состав кислот
Фронталь
ная,
групповая,
индивидуа
льная
Групповая,
индиви
дуальная
Рассмотреть
признаки,
лежащие в
основе
классификаци
и кислот.
Создает проблемную
ситуацию. Проводит
химическую разминку.
Задает вопросы и задания по
определению ранее
изученных классов и
распределениепредложен
ных формул по классам в
таблицу (слайды 2, 3, 4)
Подводит учащихся к
определению темы, цели и
задач урока (слайды 78).
Знакомит с планом урока
(слайд 9).Ставит
проблемную ситуацию об
установлении состава
веществ. Учитель просит
учащихся сформулировать
определения самим, а затем
поверить по изображению на
экране (слайды 10,11).
Объясняет материал с
помощью слайдов
презентации и просит
определить признаки, по
которым кислоты делят на
группы (слайды 1217).
Отгадывают
химические загадки.
Выполняют задание в
тетради. Проверяют
правильность
выполнения задания с
помощью слайдов 5
6
Знание
особенностей
изученных
ранее классов
неорганичес
ких
соединений.
Записывают в тетрадь
тему урока.
Обсуждают состав
кислот
Знание
определения
понятия
кислота.
Химическая
разминка в
виде игровых
моментов.
Постановка
вопросов
Записывают признаки
классификации в
тетрадь.
Постановка
вопросов
Умение
классифициро
вать кислоты
на основе
признаков. 3.Физические
свойства и
правила
техники
безопасности
при работе с
кислотами.
4.Лаборатор
ная работа
« Действие
кислот на
индикато
ры»
5. Значение
кислот в
природе и
жизни
человека.
4 IV. Этап
первичной
проверки
понимания
изученного.
4 мин.
Ознакомление
с физическими
свойствами.
Групповая Демонтрирует кислоты,
находящиеся в кабинете.
Предлагает просмотреть
слайды (19, 20) и аннимацию
«Правила техники
безопасности при работе с
кислотами»
Парная
Выполнение
лабораторной
работы.
Организует выполнение
работы. Координирует
работу учащихся.
Знакомятся с ки с
кислотами и
просматривают
аннимацию.
Запоминание
материала
Просмотр
наглядного
материала и
аннимации.
Учащиеся выполняют
экспериментальную
работу на основе
инструкционной
карты (слайд 21)
Умение
исследовать
окраску
индикаторов в
кислоте,
делать
выводы.
Запоминание
материала
Выполнениел
аборатор
ной работы.
Просмотр
презентации.
Оценка
Выполнение
теста.
Ознакомление
со значением
кислот.
Групповая Беседа с использованием
презентации (слайд 2229)
Слушают объяснение
учителя иучаствуют в
беседе.
Выявление
степени
усвоения
учебного
материала.
Индиви
дуальная,
парная
Предлагает выполнить тест
(слайд 3031)
Индивидуальное
выполнение заданий,
взаимопроверка и
взаимооце
нивание. 5 V. Этап
подведения
итогов урока
2 мин.
6 VI.Рефлексия
4 мин.
7 VII. Этап
информации о
домашнем
задании.1мин.
Подведение
итогов урока.
Индиви
дуальная
Объявляет о завершении
урока, подводит итоги,
благодарит за внимание и
активность на уроке.
Осознание
степени
достижения
результата
Сообщение
домашнего
задания.
Парная
Предлагает в паре составить
стихотворение —
сиквейн(слайд 3233).
Индиви
дуальная
Подробно объясняет
домашнее задание
(слайд 34)
Рисуют на листочках
с настроением в
начале урока
настроение в конце
урока.
Сочиняют сиквейн в
паре, по желанию
зачитывают свои
стихотворения.
Осознают и
записывают задания.
Заполнение
листочков
настроения
Лист
настроения
Выполнение
задания по
парам.
Творческая
работа
учащихся
Выполнение
домашнего
задания
Запись в
дневниках.
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.