Пояснительная записка.
Для повышения интереса учащихся к предмету и качества их знаний
предлагаю собственную разработку учебного занятия в 8 классе по теме
«Кислоты» с использованием технологии проблемного обучения.
Основным при планировании урока является соответствие предлагаемого
материала к программным требованиям (место урока: в теме «Основные
классы неорганических соединений», урок №39).
Методическая цель: использование различных методических приёмов и форм
обучения при изучении нового материала.
При конструировании урока на разных этапах использовала следующие
методы и формы обучения:
Метод игрового обучения (загадки, крестикинолики) при
актуализации опорных знаний. Форма обучения – групповая (при
обсуждении вопросов) и парная. Игровой момент активизирует
познавательную деятельность, создаёт эмоциональный настрой для
повторения и закрепления учащимися основных понятий ранее
изученных тем и поможет устранить пробелы в знаниях.
Виртуальная аннимация («Правила техники безопасности при работе с
кислотами») при объяснении новой темы с использование групповой
формы обучения. Это позволяет прямо на экране увидеть технику
безопасности в работе с опасными веществами, усиливает восприятие,
облегчает усвоение и запоминание правил, стимулирует учебную
активность.
Урок сопровождался использованием компьютерной презентации (в
программе Microsoft Power Point), что дает сделать урок более
эффектным. Зрелищно смотрелись слайды с представленными схемами
и ЦОРами. ЦОР подобран так, что его можно использовать на уроке,
доступен для понимания учащимися этого возраста. Опыт показал, что
использование ЦОРов – наиболее оптимальная форма обучения. При
представлении материала в схемах и картинках включаются механизмы
зрительной и ассоциативной памяти. Презентация органично
вписывается в структуру урока.
Лабораторная работа. Данный метод обучения закрепляет
лабораторные умения, практические навыки осторожного обращения с
химическими реактивами, умение делать выводы, объяснять
наблюдаемые явления.
Взаимопроверка — это особая форма контроля, которая была
использована в парах при закреплении знаний (индивидуальная
деятельность учащихся) при выполнении письменной работы в виде
тестовых заданий, когда ученик объективно оценивает работу
одноклассника. Большое значение играет ее воспитательная функция:содействие в выработке таких качеств личности, как честность и
правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.
Также имеет значение развивающая функция взаимопроверки: она
служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить
недостатки в работе товарища легче, чем в собственной работе. И
наконец, взаимная проверка деятельности школьников в обучении
помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся.
Физкультминутка (здоровьесберегающая технология) элемент
современного урока, позволяющий восстановление умственной
работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают
эмоциональный уровень учащихся.
Технологии: технология критического мышления, исследовательская работа,
коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность,
здоровьесберегающая технология.
Использование различных методических приёмов и форм обучения позволит
выявить высокую степень усвоения учебного материала, повышает
мотивацию учащихся к изучению химии.Сценарий учебного занятия.
Предмет: Химия
Класс: 8
УМК: Химия 8 Н.Е.Кузнецова Москва «Вентана Граф» 2014
Тема: Кислоты.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (с использованием презентации)
Цель: формирование знаний о кислотах.
Задачи
Учебные: обеспечить формирование представления об одном из
важнейших классов неорганических соединений – кислотах, знаний
обучающихся о составе и номенклатуре кислот, умений обучающихся
классифицировать кислоты по различным признакам, практически
определять кислоты с помощью индикатора.
Развивающие: продолжить развитие мыслительных умений учащихся:
сравнивать, анализировать, делать выводы;
продолжить развитие навыков экспериментальной работы;
продолжить развитие общеучебных умений и навыков;
развивать интерес к предмету.
Воспитательные: воспитание культуры поведения и общения в процессе
учебной деятельности.
Средства обучения
1. Аппаратное обеспечение (компьютер, проектор, экран)
2. Таблица Д.И.Менделеева
3. Таблица растворимости
3. Дидактический материал
4. Набор для лабораторной работы: жидкие индикаторы (лакмус,
метилоранж, фенолфталеин), штатив, 3 пробирки с раствором соляной
кислоты
5. Инструктивная карта к уроку
6. На столах учащихся листочки для выполнения теста.
Методы обучения.
1. Химические загадки.
2. Виртуальная аннимация «Правила техники безопасности при работе с
кислотами»3. Лабораторная работа. « Действие кислот на индикаторы»
4. Работа со средствами наглядности: Периодической системой химических
элементов Д.И.Менделеева и таблицей растворимости.
5. Письменная работа в виде тестовых заданий.
6. Компьютерная презентация.
7. Объяснение
8. Беседа.
Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал чтото новое».
Структура урока.
I. Организационный момент
Цель: обеспечить нормальную обстановку на уроке, создать эмоциональный
настрой учащимся.
Учитель: Добрый день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Желаю вам
приятного настроения во время работы на уроке.
Друзья, мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда сиянье ваших добрых глаз.
И верю я, что час общенья для нас пройдёт совсем не зря!
Сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки, написать на них свое имя и
нарисовать свое настроение ( ) (слайд №1)
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на
уроке.
Химическая разминка в виде игровых моментов: химических загадок и
«крестикинолики» по теме «Оксиды и основания».
Учитель. Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических
соединений. Вспомним, с какими классами веществ мы уже успели
познакомиться? Отгадайте загадки.
Загадка 1.
Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид).
? Вопросы: формулы каких веществ
вы видите на экране: СаО, SО2, Fе2О3,
Nа2О, Сl2О7 (Ответ: оксиды)
(слайд 2).
? Какие вещества называют
оксидами?
Загадка 2.
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название
Ведь эти вещества… (основания).
? Вопросы: к какому классу
принадлежат следующие вещества
КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?
(Ответ: основания)? Какие вещества относят к
основаниям?
Игра Крестикинолики по теме «Основания» (слайд № 3)
Задание. Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.
Игровое поле № 1 Игровое поле № 2
Са(ОН)2
Ва(ОН)3
NаН
Н2О
КОН
СаСl2
СО2
НI
LiОН
Fе(ОН)2 Аl(ОН)3 Сu(ОН)2
СаН2
О2
КСl
НNО3
СаСО3
Zn(ОН)2
? Вопросы. Назовите эти основания.
Задание на классификацию соединений. (Слайды 4,5) Работа в парах.
Распределите приведенные ниже формулы веществ по классам в таблицу.
HCl HNO3 H2SO4 Ca(OH)2 K2O Na2O Al2O3 Zn(OH)2 Al(OH)3 (слайд 4)
Таблица
ОСНОВАНИЯ
ОКСИДЫ
Учитель. Откройте свои тетради и выполните это задание в парах.
Учитель. Назовите эти группы. Выберите формулы веществ, которые вам не
известны. Проверка правильности выполнения (слайды 56)
Оксиды
Основания
НСl, НNО3, Н2SО4
Аl(ОН)3, Fе (ОН)2,
NаОН
СаО, СuО, Н2О,
Сl2О7
? Почему оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям?
(Ответ: оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям, так как
не соответствуют им по составу; это вещества других классов)
Перед вами стоит проблема: что это за соединения?
III. Организация восприятия и осознание нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание
изучаемого материала, развить умения находить ответы на проблемные
вопросы.
План.
1.Состав кислот.
Учитель. В третью группу вы поместили пока что незнакомые вам вещества,
которые относятся к классу кислот. Именно с веществами этого класса мы ибудем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Кислоты». Запишите
тему урока в рабочую тетрадь (слайд 7).
? Что же нам необходимо знать о кислотах? (ответ: состав, формулы,
названия, классификацию, правила техники безопасности).
Цель и задачи урока. План урока (слайды 89).
? Почему они имеют такое название? (Кислые на вкус)
Учитель: вы видите на экране формулы и названия некоторых кислот (слайд
№ 10)
? Что общего в составе этих веществ? (Ответ: входит атом водорода)
Учитель: давайте сформулируем определение кислот. Проверьте себя по
изображению на экране. Записывают в тетрадь определение (слайд 11)
2. Классификация кислот (работа со слайдами презентации)
? Учитель: определите, по каким признакам кислоты разделены на группы в
каждой классификации?
Учитель: записываем в тетрадь (схематично) классификацию кислот.
А) по наличию кислорода (слайд 12) Б) по основности (слайд 13)
В) по растворимости в воде (слайд 14) Г) по устойчивости (слайд 15)
Д) по происхождению (слайд 16) Е) по агрегатному состоянию (слайд 17)
Физкультминутка (слайд № 18) Приложение 1
3. Физические свойства кислот (слайды 19, 20).Учитель демонстрирует
кислоты, находящиеся в кабинете.
Учитель: при работе с кислотами нужно соблюдать правила техники
безопасности. Аннимация « Правила техники безопасности при работе с
кислотами»
4. Лабораторная работа « Действие кислот на индикаторы»
? Учитель: каким способом можно определить, что выданное вещество
является кислотой? (Ответ: с помощью индикатора).
Работа учащихся с инструктивной картой. (Выдается на парту)
Инструктивная карта. (Слайд 21) Приложение 2
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
? Учитель: Как индикаторы изменили свою окраску в кислоте?
5. Значение кислот в природе и жизни человека (слайды 2229)
Учитель: поговорим о значении кислот (беседа с использованием
презентации) потому, что они играют большое значение в нашей жизни.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, а также
выявить проблемы первичного осмысления изученного материала.
Учитель: для закрепления знаний предлагаю вам выполнить тест (слайд 30)
Выдаются карточки по вариантам. Приложение 3Учащиеся выполныют задание, меняются попарно листочками и проверяют
выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии
оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки (слайд 31).
V.Этап подведения итогов урока.
Цель: дать качественную оценку работы всего класса в целом и отдельным
учащимся.
? Учитель: итак, постарайтесь точно вспомнить то, что вы слышали на уроке
и ответьте на поставленные вопросы: 1. Какова была тема урока?
2. Какая цель стояла перед вами? 3. Мы достигли этих целей? 4.Каков вывод
урока? Благодарит ребят за внимание и активность на уроке.
Учитель: нарисуйте на листочках с вашем настроением в начале урока свое
настроение в конце урока. Оно изменилось?
VI. Рефлексия.
Учитель: в заключение урока предлагаю вам в паре составить стихотворение
— сиквейн, которое строится по правилу (слайд 3233) Приложение 4
Обучающиеся: сочиняют сиквейн в паре, по желанию зачитывают свои
стихотворения.
VII. Этап информации о домашнем задании (слайд 34)
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов
выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: на доске §32, с. 141, выучить названия кислот
и карточка с домашним заданием (заранее, подготовленная на каждого
ученика), на которой записаны подробные инструкции. Приложение 5
Приложение 1
Физкультминутка
1) выполнить приседания столько раз, сколько в системе периодов;
1) выполнить наклоны влево столько раз, сколько в системе групп;
2) наклоны вправо столько раз, сколько в системе рядов.
Приложение 2
Инструктивная карта
1. Форма работы: парная.
2. Время работы – 810 минут.
3. Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислоте.
4.
Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной кислотой, жидкие индикаторы: лакмус,
фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
5. Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можнополучить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо
смыть ее струей воды.
6. Порядок действий: в пробирки с кислотой поочерёдно капнуть 23
капли индикатора: лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа.
7. Сделайте вывод на основании наблюдений.
8. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Индикатор
Окраска индикатора Окраска индикатора в
растворе соляной кислоты
(HCl)
Желтая
Бесцветная
Оранжевая
Лакмус
Фенолфталеин
Метилоранж
Приложение 3
Тест 1 вариант 4 мин.
1.Выбери ряд формул, в котором все вещества – кислоты: а). HCl, CaCl2, H2
SO4 б). HCl, CuO, HNO3 в) HNO3, H2 SO4, H3 PO4
2. Найдите химическую формулу нерастворимой кислоты:
а) H3PO4 б) H2SiO3 в) HNO2
3. Среди предложенных формул веществ найдите кислородсодержащую
двухосновную кислоту: а) KOH б) H2 SO3 в) H2 S
4. Наличие водорода обязательная часть всех кислот: а) нет б) иногда
в) да
5. Лакмус в кислотах:
а) синий б) красный в) жёлтый
Тест 2 вариант 4 мин.
1. В данном ряду к кислотам не относятся: а) H2S б) NH3 в) HCl.
2. Наличие кислорода обязательная часть всех кислот: а) нет б) иногда
в) да
3.Кислотному остатку РO4 соответствует кислота:
а) серная б) угольная в) фосфорная
4.Какое из веществ изменяет окраску фиолетового лакмуса на красный ?
а) H2SO3 б) H2O в) NaOH.
5. Фенолфталеин в кислотах:
а) малиновый б) жёлтый в) бесцветный
Приложение 4
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа,
которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти
нерифмованных строк:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым
словом).
Примерные ответы:
1.
2.
3.
4.
5.
Приложение 5
Карточка с домашним заданием
Кислота
Кислая, жгучая, опасная
Разъедает, реагирует, растворяет
Класс неорганических веществ
Вещество
Перепишите в тетрадь все формулы
Домашнее задание
Инструкция:
В приведенном списке: HCl, CaCO3, CuO, H2SO4, FeCl3, NaOH, Ca(OH)2,
H3PO4, Na2O, H2S, Al(OH)3, CuSO4, Al2O3, H2CO3, CO2, KOH, Mg(NO3)2,
HNO3
1. Обведите кружком формулы оксидов.
2. Подчеркните формулы оснований.
3. Вычеркните формулы кислот.
4. Оставшиеся формулы выпишите отдельно.Предметные знания,
общеучебные умения
знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на
индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами.
Технологическая карта
Планируемые результаты
уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать
кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью
индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
Название
этапа урока
1 I.Организа
ционный
момент
2 мин.
Формы
организа
ции
деятельнос
ти
учащихся
Индивидуа
льная
Задача,
которая
должна быть
решена (в
рамках
достижения
планируемых
результатов
урока)
Мотивация
учащихся к
учебной
деятельности
Действия учителя
Действия ученика
Приветствует детей.
Просит на листочках
написать на них свое имя и
нарисовать свое настроение
( ) (слайд №1)
Приветствуют
учителя. На
листочках рисуют
свое настроение.
Диагностика
достижения
планируемых
результатов
урока
Результат
взаимодейст
вия учителя и
учащихся по
достижению
планируемых
результатов
урока
Хорошее
настроение.
Листочки
настроения.2 II.Актуали
зация знаний и
постановка
учебной
проблемы
8 мин.
Повторение и
закрепление
ранее
изученного
материала
Групповая,
парная.
3 III.Организа
ция
восприятия и
осознание
нового
материала (24
мин)
по плану:
1.Состав
кислот.
2.Классифика
ция кислот
Настроить
учащихся на
работу.
Рассмотреть
состав кислот
Фронталь
ная,
групповая,
индивидуа
льная
Групповая,
индиви
дуальная
Рассмотреть
признаки,
лежащие в
основе
классификаци
и кислот.
Создает проблемную
ситуацию. Проводит
химическую разминку.
Задает вопросы и задания по
определению ранее
изученных классов и
распределениепредложен
ных формул по классам в
таблицу (слайды 2, 3, 4)
Подводит учащихся к
определению темы, цели и
задач урока (слайды 78).
Знакомит с планом урока
(слайд 9).Ставит
проблемную ситуацию об
установлении состава
веществ. Учитель просит
учащихся сформулировать
определения самим, а затем
поверить по изображению на
экране (слайды 10,11).
Объясняет материал с
помощью слайдов
презентации и просит
определить признаки, по
которым кислоты делят на
группы (слайды 1217).
Отгадывают
химические загадки.
Выполняют задание в
тетради. Проверяют
правильность
выполнения задания с
помощью слайдов 5
6
Знание
особенностей
изученных
ранее классов
неорганичес
ких
соединений.
Записывают в тетрадь
тему урока.
Обсуждают состав
кислот
Знание
определения
понятия
кислота.
Химическая
разминка в
виде игровых
моментов.
Постановка
вопросов
Записывают признаки
классификации в
тетрадь.
Постановка
вопросов
Умение
классифициро
вать кислоты
на основе
признаков.3.Физические
свойства и
правила
техники
безопасности
при работе с
кислотами.
4.Лаборатор
ная работа
« Действие
кислот на
индикато
ры»
5. Значение
кислот в
природе и
жизни
человека.
4 IV. Этап
первичной
проверки
понимания
изученного.
4 мин.
Ознакомление
с физическими
свойствами.
Групповая Демонтрирует кислоты,
находящиеся в кабинете.
Предлагает просмотреть
слайды (19, 20) и аннимацию
«Правила техники
безопасности при работе с
кислотами»
Парная
Выполнение
лабораторной
работы.
Организует выполнение
работы. Координирует
работу учащихся.
Знакомятся с ки с
кислотами и
просматривают
аннимацию.
Запоминание
материала
Просмотр
наглядного
материала и
аннимации.
Учащиеся выполняют
экспериментальную
работу на основе
инструкционной
карты (слайд 21)
Умение
исследовать
окраску
индикаторов в
кислоте,
делать
выводы.
Запоминание
материала
Выполнениел
аборатор
ной работы.
Просмотр
презентации.
Оценка
Выполнение
теста.
Ознакомление
со значением
кислот.
Групповая Беседа с использованием
презентации (слайд 2229)
Слушают объяснение
учителя иучаствуют в
беседе.
Выявление
степени
усвоения
учебного
материала.
Индиви
дуальная,
парная
Предлагает выполнить тест
(слайд 3031)
Индивидуальное
выполнение заданий,
взаимопроверка и
взаимооце
нивание.5 V. Этап
подведения
итогов урока
2 мин.
6 VI.Рефлексия
4 мин.
7 VII. Этап
информации о
домашнем
задании.1мин.
Подведение
итогов урока.
Индиви
дуальная
Объявляет о завершении
урока, подводит итоги,
благодарит за внимание и
активность на уроке.
Осознание
степени
достижения
результата
Сообщение
домашнего
задания.
Парная
Предлагает в паре составить
стихотворение —
сиквейн(слайд 3233).
Индиви
дуальная
Подробно объясняет
домашнее задание
(слайд 34)
Рисуют на листочках
с настроением в
начале урока
настроение в конце
урока.
Сочиняют сиквейн в
паре, по желанию
зачитывают свои
стихотворения.
Осознают и
записывают задания.
Заполнение
листочков
настроения
Лист
настроения
Выполнение
задания по
парам.
Творческая
работа
учащихся
Выполнение
домашнего
задания
Запись в
дневниках.