Методическая разработка урока по химии по теме "Кислоты" (8 класс, химия).

  • Разработки курсов
  • doc
  • 05.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по теме "Кислоты"
Иконка файла материала Разработка урока.doc
Пояснительная записка. Для повышения интереса учащихся к предмету и качества их знаний  предлагаю собственную разработку учебного занятия в 8 классе по теме  «Кислоты» с использованием технологии проблемного обучения. Основным при планировании урока является соответствие предлагаемого  материала к программным требованиям (место урока: в теме «Основные  классы неорганических соединений», урок №39). Методическая цель: использование различных методических приёмов и форм  обучения при изучении нового материала. При конструировании урока на разных этапах использовала следующие  методы и формы обучения:  Метод игрового обучения (загадки, крестики­нолики) ­  при  актуализации опорных знаний. Форма обучения – групповая (при  обсуждении вопросов) и парная. Игровой момент активизирует  познавательную деятельность, создаёт эмоциональный настрой для  повторения и закрепления  учащимися основных понятий ранее  изученных тем и поможет устранить пробелы в знаниях.   Виртуальная аннимация («Правила техники безопасности при работе с  кислотами») при объяснении новой темы с использование групповой  формы обучения. Это позволяет прямо на экране увидеть технику  безопасности в работе с опасными веществами, усиливает восприятие,  облегчает усвоение и запоминание правил, стимулирует учебную  активность.   Урок сопровождался использованием компьютерной презентации (в  программе Microsoft Power Point), что дает сделать урок более  эффектным. Зрелищно смотрелись слайды с представленными схемами  и ЦОРами. ЦОР подобран так, что его можно использовать на уроке,  доступен для понимания учащимися этого возраста. Опыт показал, что  использование ЦОРов – наиболее оптимальная форма обучения. При  представлении материала в схемах и картинках включаются механизмы  зрительной и ассоциативной памяти. Презентация органично  вписывается в структуру урока.  Лабораторная работа. Данный метод обучения закрепляет  лабораторные умения, практические навыки осторожного обращения с  химическими реактивами, умение делать выводы, объяснять  наблюдаемые явления.  Взаимопроверка — это особая форма контроля, которая была  использована в парах при закреплении знаний (индивидуальная  деятельность учащихся) при выполнении письменной работы в виде  тестовых заданий, когда ученик объективно оценивает  работу  одноклассника. Большое значение играет ее воспитательная функция:содействие в выработке таких качеств личности, как честность и  правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.  Также имеет значение развивающая функция взаимопроверки: она  служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить  недостатки в работе товарища легче, чем в собственной работе. И  наконец, взаимная проверка деятельности школьников в обучении  помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся.  Физкультминутка (здоровьесберегающая технология)­  элемент  современного урока, позволяющий восстановление умственной  работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают  эмоциональный уровень учащихся. Технологии: технология критического мышления, исследовательская работа,   коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность,  здоровьесберегающая технология. Использование различных методических приёмов и форм обучения позволит  выявить  высокую степень усвоения учебного материала, повышает  мотивацию учащихся к изучению химии.Сценарий учебного занятия. Предмет: Химия Класс: 8 УМК: Химия 8 Н.Е.Кузнецова  Москва «Вентана Граф» 2014 Тема:  Кислоты. Тип урока: урок усвоения новых знаний (с использованием презентации) Цель: формирование знаний о кислотах. Задачи  Учебные: обеспечить формирование представления об одном из  важнейших классов неорганических соединений – кислотах, знаний  обучающихся  о составе и номенклатуре кислот, умений обучающихся   классифицировать кислоты по различным признакам, практически  определять кислоты с помощью индикатора.  Развивающие:  продолжить развитие мыслительных умений учащихся:  сравнивать, анализировать, делать выводы;           продолжить развитие навыков экспериментальной  работы;            продолжить развитие общеучебных умений и навыков;           развивать интерес к предмету.  Воспитательные: воспитание культуры поведения и общения в процессе  учебной деятельности. Средства обучения 1. Аппаратное обеспечение (компьютер, проектор, экран) 2. Таблица Д.И.Менделеева 3. Таблица растворимости 3. Дидактический материал 4. Набор для лабораторной работы: жидкие  индикаторы (лакмус,   метилоранж, фенолфталеин), штатив, 3 пробирки с раствором соляной  кислоты 5.  Инструктивная карта к уроку 6. На столах учащихся листочки для выполнения теста. Методы обучения. 1. Химические загадки. 2. Виртуальная аннимация «Правила техники безопасности при работе с  кислотами»3. Лабораторная работа. « Действие кислот на индикаторы» 4. Работа со средствами наглядности: Периодической системой химических  элементов Д.И.Менделеева и таблицей растворимости. 5. Письменная работа в  виде тестовых заданий. 6. Компьютерная презентация. 7. Объяснение 8. Беседа. Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что­то новое». Структура урока. I. Организационный момент  Цель: обеспечить нормальную обстановку на уроке, создать эмоциональный  настрой учащимся.  Учитель: Добрый день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Желаю вам  приятного настроения во время работы на уроке. Друзья, мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс! И для меня уже награда сиянье ваших добрых глаз. И верю я, что час общенья для нас пройдёт совсем не зря! Сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки, написать на них свое имя и  нарисовать свое настроение  (  ) (слайд №1) II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на  уроке. Химическая разминка в виде игровых моментов: химических загадок  и  «крестики­нолики» по теме «Оксиды и основания». Учитель.  Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических  соединений. Вспомним, с какими классами веществ мы уже успели  познакомиться? Отгадайте загадки. Загадка 1. Если в паре элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … (оксид). ? Вопросы:  формулы каких веществ  вы видите на экране: СаО, SО2, Fе2О3,  Nа2О, Сl2О7   (Ответ: оксиды)  (слайд 2). ? Какие вещества называют  оксидами? Загадка 2. Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название Ведь эти вещества… (основания). ? Вопросы: к какому классу  принадлежат следующие   вещества   КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?  (Ответ: основания)? Какие вещества относят к  основаниям? Игра Крестики­нолики  по теме «Основания»  (слайд № 3) Задание. Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.    Игровое поле № 1                                                Игровое поле № 2 Са(ОН)2 Ва(ОН)3 NаН Н2О КОН СаСl2 СО2 НI LiОН Fе(ОН)2 Аl(ОН)3 Сu(ОН)2 СаН2 О2 КСl НNО3 СаСО3 Zn(ОН)2 ? Вопросы. Назовите эти основания. Задание на классификацию соединений. (Слайды 4,5) Работа в парах. Распределите  приведенные ниже формулы веществ по классам в таблицу.  HCl   HNO3  H2SO4  Ca(OH)2   K2O   Na2O  Al2O3  Zn(OH)2  Al(OH)3   (слайд 4) Таблица         ОСНОВАНИЯ        ОКСИДЫ       Учитель. Откройте свои тетради и выполните это задание в парах. Учитель. Назовите эти группы. Выберите формулы веществ, которые вам не  известны. Проверка правильности выполнения (слайды 5­6)       Оксиды Основания НСl,  НNО3, Н2SО4 Аl(ОН)3,  Fе (ОН)2,  NаОН СаО, СuО,  Н2О,  Сl2О7 ? Почему оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям?  (Ответ: оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям, так как  не соответствуют им по составу; это вещества других классов) Перед вами стоит проблема: что это за соединения? III. Организация восприятия и осознание нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание  изучаемого материала, развить умения находить ответы на проблемные  вопросы. План. 1.Состав кислот. Учитель. В третью группу вы поместили пока что незнакомые вам  вещества,  которые относятся к классу кислот. Именно с веществами этого класса мы ибудем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Кислоты». Запишите  тему урока в рабочую тетрадь (слайд 7).  ? Что же нам необходимо знать о кислотах? (ответ: состав, формулы,  названия, классификацию,  правила техники безопасности). Цель и  задачи урока. План урока (слайды 8­9). ? Почему они имеют такое название?  (Кислые на вкус) Учитель: вы видите на  экране формулы и названия некоторых кислот (слайд  № 10) ? Что общего в составе этих веществ? (Ответ: входит атом водорода) Учитель: давайте сформулируем определение кислот. Проверьте себя по  изображению на экране. Записывают в тетрадь определение (слайд 11) 2. Классификация кислот  (работа со слайдами презентации) ? Учитель: определите, по каким признакам  кислоты разделены на группы в  каждой классификации? Учитель: записываем в тетрадь (схематично) классификацию кислот. А) по наличию кислорода  (слайд 12) Б) по основности  (слайд 13) В) по растворимости в воде (слайд 14) Г) по устойчивости (слайд 15) Д) по происхождению  (слайд 16) Е) по агрегатному состоянию  (слайд 17) Физкультминутка (слайд № 18) Приложение 1 3. Физические свойства кислот (слайды 19, 20).Учитель демонстрирует  кислоты, находящиеся в кабинете. Учитель: при работе с кислотами нужно соблюдать правила техники  безопасности. Аннимация « Правила техники безопасности при работе с  кислотами»  4. Лабораторная  работа  « Действие кислот на индикаторы» ? Учитель: каким способом можно определить, что выданное вещество  является кислотой? (Ответ: с помощью индикатора).  Работа учащихся с инструктивной картой. (Выдается на парту) Инструктивная карта. (Слайд 21)  Приложение 2 Обсуждение результатов и формулирование выводов: ? Учитель: Как индикаторы  изменили свою окраску в кислоте? 5. Значение кислот в природе и жизни человека (слайды 22­29) Учитель:  поговорим о значении кислот (беседа с использованием  презентации) потому, что они играют большое значение в нашей жизни. IV. Этап первичной проверки понимания изученного. Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, а также выявить проблемы первичного осмысления изученного материала. Учитель: для закрепления знаний предлагаю вам выполнить тест (слайд 30) Выдаются карточки по вариантам.  Приложение 3Учащиеся выполныют задание, меняются попарно листочками и проверяют  выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии  оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки (слайд 31). V.Этап подведения итогов урока.   Цель: дать качественную оценку работы всего класса в целом и отдельным  учащимся. ? Учитель: итак, постарайтесь точно вспомнить то,  что вы слышали  на  уроке и ответьте на поставленные вопросы: 1. Какова  была тема урока?  2. Какая цель стояла перед вами? 3. Мы достигли этих целей? 4.Каков вывод  урока?  Благодарит ребят за внимание и активность на уроке. Учитель: нарисуйте  на листочках с  вашем настроением в начале урока свое  настроение в конце урока. Оно  изменилось? VI. Рефлексия. Учитель: в заключение урока предлагаю вам в паре составить стихотворение  — сиквейн, которое строится по правилу (слайд 32­33) Приложение 4 Обучающиеся: сочиняют сиквейн в паре, по желанию зачитывают свои  стихотворения. VII. Этап информации о домашнем задании (слайд 34) Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов  выполнения домашнего задания.  Домашнее задание: на доске §32, с. 141, выучить названия кислот и  карточка с домашним заданием (заранее, подготовленная на каждого  ученика), на которой  записаны подробные инструкции. Приложение 5                                                                                                    Приложение 1 Физкультминутка  1) выполнить приседания столько раз, сколько в системе периодов; 1) выполнить наклоны влево столько раз, сколько в системе групп; 2) наклоны вправо столько раз, сколько в системе рядов.                                                                                                 Приложение 2 Инструктивная карта 1. Форма работы: парная. 2. Время работы – 8­10 минут. 3. Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислоте. 4.  Оборудование и реактивы: 3 пробирки с соляной кислотой,  жидкие индикаторы: лакмус,  фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки. 5. Правила техники безопасности: Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можнополучить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо  смыть ее струей воды. 6. Порядок действий:  в пробирки с кислотой поочерёдно капнуть 2­3  капли индикатора: лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа. 7. Сделайте вывод на основании наблюдений. 8. Результаты наблюдений запишите в таблицу.                  Индикатор Окраска индикатора Окраска индикатора в  растворе соляной кислоты  (HCl) Желтая Бесцветная  Оранжевая  Лакмус Фенолфталеин Метилоранж                                                                                                                                                                                                                   Приложение 3 Тест   1 вариант   4 мин. 1.Выбери ряд формул, в котором все вещества – кислоты:  а). HCl, CaCl2, H2  SO4  б). HCl,  CuO, HNO3  в) HNO3, H2 SO4, H3 PO4  2. Найдите химическую формулу нерастворимой кислоты: а) H3PO4  б) H2SiO3  в) HNO2  3. Среди предложенных формул веществ найдите кислородсодержащую  двухосновную кислоту: а) KOH  б) H2 SO3  в)  H2 S  4.  Наличие водорода  ­ обязательная  часть всех кислот:  а) нет   б) иногда  в) да    5. Лакмус в кислотах: а) синий  б)  красный  в) жёлтый           Тест    2 вариант    4 мин. 1. В данном ряду к кислотам не относятся: а) H2S  б) NH3 в) HCl.   2. Наличие кислорода ­ обязательная  часть всех кислот:  а) нет б) иногда   в) да       3.Кислотному остатку РO4 соответствует кислота:   а)  серная  б)  угольная  в) фосфорная  4.Какое из веществ   изменяет окраску фиолетового лакмуса на красный ? а) H2SO3    б) H2O    в) NaOH.  5. Фенолфталеин  в кислотах: а) малиновый  б) жёлтый  в) бесцветный                                                                                                       Приложение 4               Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа,  которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти  нерифмованных строк: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым  словом). Примерные ответы: 1. 2. 3. 4. 5.                                                                                                                                                                  Приложение 5 Карточка с домашним заданием Кислота Кислая, жгучая, опасная Разъедает, реагирует, растворяет Класс неорганических веществ Вещество Перепишите в тетрадь все формулы Домашнее задание Инструкция: В приведенном списке:  HCl,  CaCO3,  CuO,  H2SO4,  FeCl3,    NaOH,  Ca(OH)2, H3PO4,  Na2O,  H2S,  Al(OH)3,  CuSO4,  Al2O3,  H2CO3,  CO2,  KOH,  Mg(NO3)2, HNO3 1. Обведите кружком формулы оксидов.  2. Подчеркните формулы оснований.  3. Вычеркните формулы кислот. 4. Оставшиеся формулы выпишите отдельно.Предметные знания,  общеучебные умения  знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на  индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами. Технологическая карта Планируемые результаты  уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать  кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью  индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности. Название  этапа урока 1 I.Организа ционный    момент 2 мин. Формы  организа ции  деятельнос ти  учащихся Индивидуа льная  Задача,  которая  должна быть  решена (в  рамках  достижения  планируемых   результатов  урока) Мотивация  учащихся к  учебной  деятельности Действия учителя Действия ученика Приветствует детей. Просит на листочках   написать на них свое имя и  нарисовать свое настроение  (  ) (слайд №1) Приветствуют  учителя. На  листочках рисуют  свое настроение. Диагностика достижения планируемых результатов урока Результат взаимодейст вия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока Хорошее  настроение. Листочки  настроения.2 II.Актуали зация знаний и постановка  учебной  проблемы  8 мин. Повторение и  закрепление   ранее  изученного  материала Групповая, парная. 3 III.Организа ция  восприятия и  осознание  нового  материала (24  мин) по плану: 1.Состав  кислот. 2.Классифика ция кислот Настроить  учащихся на  работу. Рассмотреть  состав кислот Фронталь ная,  групповая, индивидуа льная Групповая, индиви дуальная Рассмотреть  признаки,  лежащие в  основе  классификаци и кислот. Создает  проблемную  ситуацию. Проводит  химическую разминку. Задает вопросы и задания по определению ранее  изученных классов и  распределениепредложен­ ных формул по классам в  таблицу (слайды 2, 3, 4) Подводит учащихся к  определению темы, цели и  задач урока  (слайды 7­8).  Знакомит с планом урока  (слайд 9).Ставит  проблемную ситуацию об  установлении состава  веществ. Учитель просит  учащихся сформулировать  определения самим, а затем  поверить по изображению на  экране (слайды 10,11). Объясняет материал с  помощью слайдов  презентации и просит  определить признаки, по  которым кислоты делят на  группы (слайды 12­17). Отгадывают  химические загадки. Выполняют задание в  тетради. Проверяют  правильность  выполнения задания с помощью  слайдов 5­ 6 Знание  особенностей  изученных  ранее классов  неорганичес ких  соединений.     Записывают в тетрадь тему урока. Обсуждают   состав кислот Знание  определения  понятия  кислота.  Химическая  разминка в  виде игровых моментов. Постановка  вопросов Записывают признаки классификации в  тетрадь. Постановка  вопросов Умение  классифициро вать кислоты  на основе  признаков.3.Физические  свойства и  правила  техники  безопасности  при работе с  кислотами. 4.Лаборатор ная  работа   « Действие  кислот на  индикато ры» 5. Значение  кислот в  природе и  жизни  человека. 4 IV. Этап  первичной  проверки  понимания  изученного. 4 мин. Ознакомление  с физическими свойствами. Групповая Демонтрирует кислоты,  находящиеся в кабинете.  Предлагает просмотреть   слайды (19, 20) и аннимацию «Правила техники  безопасности при работе с  кислотами» Парная Выполнение  лабораторной  работы. Организует выполнение  работы. Координирует  работу учащихся. Знакомятся с ки с  кислотами и  просматривают аннимацию. Запоминание  материала Просмотр  наглядного  материала и  аннимации. Учащиеся выполняют экспериментальную  работу на основе  инструкционной  карты (слайд 21) Умение  исследовать  окраску  индикаторов в кислоте,  делать  выводы. Запоминание  материала Выполнениел аборатор ной работы. Просмотр  презентации. Оценка Выполнение  теста. Ознакомление  со значением  кислот. Групповая Беседа с использованием  презентации (слайд 22­29) Слушают объяснение  учителя иучаствуют в беседе. Выявление  степени  усвоения  учебного  материала. Индиви дуальная,  парная Предлагает выполнить тест  (слайд 30­31) Индивидуальное  выполнение заданий,  взаимопроверка и  взаимооце­ нивание.5 V. Этап  подведения  итогов урока 2 мин. 6 VI.Рефлексия 4 мин. 7 VII. Этап  информации о  домашнем  задании.1мин. Подведение   итогов урока. Индиви­ дуальная Объявляет о завершении  урока, подводит итоги,  благодарит за внимание и  активность на уроке. Осознание   степени  достижения  результата Сообщение  домашнего  задания. Парная Предлагает в паре составить  стихотворение —  сиквейн(слайд 32­33). Индиви­ дуальная Подробно объясняет  домашнее  задание (слайд 34) Рисуют  на листочках с  настроением в  начале урока   настроение в конце  урока.  Сочиняют сиквейн в  паре, по желанию  зачитывают свои  стихотворения. Осознают и  записывают задания. Заполнение  листочков  настроения Лист  настроения Выполнение  задания по  парам. Творческая  работа  учащихся Выполнение  домашнего  задания Запись в  дневниках.