План урока по химии. Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
09.03.2018
Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
Цель урока: продолжить работать с понятиями электроотрицательность элементов, предсказывать и объяснять тип химической связи в соединении; сформировать у учащихся знания о ковалентной химической связи. Научить школьников записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул.
Задачи урока:
Образовательные:
• изучить виды ковалентной связи (полярная и неполярная)
• изучить механизм образования ковалентной химической связи
• научиться составлять электронные формулы молекул бинарных соединений;
• сформировать понятие об атомной и молекулярной кристаллической решетках, свойствах веществ с этим типом кристаллической решетки;
• систематизировать и обобщить знания учащихся о ковалентной химической связи
• продолжить формирование интереса к химии;
Развивающие:
• создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных умений.
• закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
• формировать умения определять вид ковалентной связи
• формировать умения написания электронных формул бинарных соединений;
• развивать навыки аналитического мышления;
• развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.
Воспитательные:
• воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
• создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.
• воспитывать культуру научного труда; повышать интерес к проблемам современной науки.
• формирование эстетического чувства при аккуратном заполнение тетрадей;
Основные термины и понятия: металлы и неметаллы, электроотрицательность, ион, атом, химическая связь: ковалентная полярная и неполярная, структурная формула, σ-связь, π-связь.
Планируемые результаты: учащиеся должны
Знать
• важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ковалентная связь, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь,
• понимать механизм образования ковалентной неполярной, ковалентной полярной;
• особенности строения и свойств атомов металлов и неметаллов;
Уметь
• пользоваться таблицей электроотрицательностей химических элементов;
• прогнозировать свойства атома на основании его строения;
• определять тип химической связи в соединениях,
• приводить примеры веществ с различным типом хим. связи;
• характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;
Оборудование: таблица «Химическая связь», периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Основные виды химической связи.doc
План урока по химии 8 класс
Джабраилова Х.Д.
Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
Цель урока: продолжить работать с понятиями электроотрицательность элементов,
предсказывать и объяснять тип химической связи в соединении; сформировать у
учащихся знания о ковалентной химической связи. Научить школьников записывать
схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул.
Задачи урока:
Образовательные:
• изучить виды ковалентной связи (полярная и неполярная)
изучить механизм образования ковалентной химической связи
• научиться составлять электронные формулы молекул бинарных
соединений;
• сформировать понятие об атомной и молекулярной
кристаллической решетках, свойствах веществ с этим типом
кристаллической решетки;
• систематизировать и обобщить знания учащихся о ковалентной
химической связи
продолжить формирование интереса к химии;
Развивающие:
создание условий для развития приемов мышления (анализ,
синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных
умений.
• закрепить знания учащихся о распределении электронов в
атоме;
• формировать умения определять вид ковалентной связи
формировать умения написания электронных формул бинарных
соединений;
• развивать навыки аналитического мышления;
• развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического
мышления, умения анализировать и систематизировать,
самостоятельно делать выводы посредством обобщений.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать
взаимовыручку и взаимопомощь.
создание условий для воспитания активности и
самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.
воспитывать культуру научного труда; повышать интерес к
проблемам современной науки.
формирование эстетического чувства при аккуратном заполнение
тетрадей;
Основные термины и понятия: металлы и неметаллы, электроотрицательность, ион,
атом, химическая связь: ковалентная полярная и неполярная, структурная формула, σ-связь, π-связь.
Планируемые результаты: учащиеся должны
Знать
важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов,
химическая связь, ковалентная связь, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная
связь,
понимать механизм образования ковалентной неполярной, ковалентной полярной;
особенности строения и свойств атомов металлов и неметаллов;
Уметь
пользоваться таблицей электроотрицательностей химических элементов;
прогнозировать свойства атома на основании его строения;
определять тип химической связи в соединениях,
приводить примеры веществ с различным типом хим. связи;
характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;
Оборудование: таблица «Химическая связь», периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева;
1. Организационный момент.
Ход урока.
Приветствие :здравствуйте ребята , мы продолжаем изучение темы строение вещества и
сегодня мы рассмотрим какие же существую химические связи, каким образом они
образуются, но для начала повторим то что мы с вами изучали на предыдущем уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
1 вариант:
1.По данным о распределении валентных электронов назовите элемент:
а) 2s1
б) 2s22p4
в) 3s23p6
г) 3d104s1
2.Изобразите строение атома азота
2 вариант:
По данным о распределении валентных электронов найдите элемент:
а) 4s24p5
б) 2s22p6
в) 3s23p4
г) 4s24p3
2.определ какой химический элемент имеет более выраженные металлические и
неметаллические свойства в парах:
Li и Cs, Na и Al, P и Cl, В и F.
Проверка домашнего задания1 с.193 Цезий, калий, литий, кальций, магний, алюминий, кремний, бор, водород, фосфор, углерод,
сера, кислород, фтор
Тесты. С. 193
12 уменьшается 2.1 увеличивается
3. Изучение нового материала.
Вспомните что же представляет собой химическая связь?
химическая связь - это такое взаимодействие атомов, которое
связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы
Какова же причина образования химической связи? Почему
атомы образуют химические связи?
Причина в стремлении атомов к стабильной электронной
конфигурации.
-Атомы каких химических элементов практически не образуют
химических связей?
Инертные газы, так как они имеют стабильную электронную
конфигурацию.
- Сегодня мы продолжаем изучение строение веществ. На
сегодняшнем уроке мы с вами должны расширить знаний о
химических связях и их типах.
Рассказ учителя. В образовании химической связи участвуют только
валентные электроны. У элементов главных подгрупп это электроны внешнего
энергетического уровня. Они расположены дальше от ядра и менее прочно связаны
с ним. В зависимости от способа образования завершённых электронных структур
атомов различают несколько видов химической связи.
Различают три случая образования химической связи.
а) Между атомами элементов, электроотрицательность которых одинакова;
б) Между атомами в металле, электроотрицательность которых также одинакова.
2. Между атомами элементов, электроотрицательность которых отличается, но не
сильно.
3. Между атомами элементов, электроотрицательность которых резко отличается.
Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар,
называют ковалентной связью.
Н + Н Н : Н
ss связь sp связь pp связь связь
Ковалентная химическая связь бывает полярной и неполярной
Н + CI H : CI H CI
Химическую связь, возникающую между ионами в результате действия электростатических сил притяжения, называют ионной связью
Связь, образованная между двумя неметаллами, называется ковалентной. Она
осуществляется за счет образования общих электронных пар между двумя атомами
неметаллов.
КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ - это связь, возникающая между атомами за
счет образования общих электронных пар (Например: H2, HCl, H2O).
По степени смещённости общих электронных пар к одному из
связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и
неполярной.
Вспомним что такое электроотрицательность?
Электроотрицательность (ЭО) - это свойство атомов одного элемента
притягивать к себе электроны от атомов других элементов.
Какой самый электроотрицательный химический элемент?
Самый электроотрицательный элемент – фтор F
Электроотрицательность можно выразить количественно и выстроить
элементы в ряд по ее возрастанию. Наиболее часто используют ряд
электроотрицательности элементов, предложенный американским
химиком Л. Полингом.
Как меняются значения электроотрицательности в периодической
системе по периоду и подгруппе?
(вывод: Металлы имеют более низкое значение
электроотрицательности, чем неметаллы. И между ними она сильно
отличается.)
Таблица. Электроотрицательности (ЭО) некоторых элементов
(приведены в порядке возрастания ЭО).
Составим схемы образования ковалентной связи.
Если связь образуется между двумя одинаковыми атомами или между
атомами с одинаковым значением ЭО, то смещения общей
электронной пары нет и такая связь носит название неполярной.
КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ(КНС) - образуют атомы
одного и того же химического элемента - неметалла (Например: H2,
O2, О3).
Механизм образования связи.
(Составление электронных формул молекул простых веществ
неметаллов)
Число неспаренных электронов =8 – номер группы элемента
Например, у серы число неспаренных электронов равно 8 – 6 =
2.
Ковалентная связь – это химическая связь между атомами,
осуществляемая при помощи общих электронных пар. .
Электронная пара принадлежит в равной мере обоим атомам.
Рассмотрим механизм образования молекулы хлора:Cl2 – кнс.
Электронная схема образования молекулы Cl2:
Структурная формула молекулы Cl2:.
σ
Cl – Cl , σ (p – p) - одинарная связь Образование молекулы водорода
Атомы образуют связь, осуществляемую общей для них электронной
парой, для достижения наиболее стабильной электронной
конфигурации, которая может быть представлена следующим образом
(электроны обозначены точками):
Электронную пару можно обозначить черточкой:
Связь между двумя атомами образуется тогда, когда они
приближаются друг к другу на расстояние, достаточное для того,
чтобы электроны каждого из них оказались в пределах
взаимодействия с ядром другого атома.
Предположим, что связь образуют два неметалла с различными
значениями электроотрицательности. (Учитель берет за руку ученика,
имитируя образование химической связи). Неспаренные электроны
одного атома соединяются с неспаренными электронами другого
атома, образуется общая электронная пара, которая принадлежит
каждому из атомов. Если сила атомов различная, их ЭО различная, то
связь смещается в сторону более сильного атома, т.е. атома с
большим значением ЭО. Такая связь называется полярной.
КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ (КПС) - образуют атомы
разных неметаллов, отличающихся по значениям
электроотрицательности (Например: HCl, H2O).
Механизм образования связи.
Каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому
свои наружные не спаренные электроны. Образуются общие
электронные пары. Общая электронная пара смещена к более
электроотрицательному элементу.
Рассмотрим механизм образования молекулы хлороводорода:
кпс.
Электронная схема образования молекулы НCl:
НCl –
Общая электронная пара смещена к хлору, как более
электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она
образована атомами, электроотрицательности которых несильно
отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь.
Структурная формула молекулы НCl:
σ Н → Cl ,
σ (s – p)
- одинарная связь σ, смещение электронной плотности в сторону
более электроотрицательного атома хлора (→)
Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды
:
электронная формула молекулы йодоводорода,
••
H •• J ••
•• структурная формула молекулы йодоводорода.
H → J
электронная формула молекулы воды,
••
H •• O ••
••
H структурная формула молекулы воды. Н
→О
↑
Н
По степени смещенности общих электронных пар к одному из
связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и
неполярной. При этом особую актуальность приобретает такое
понятие как электроотрицательность. Вещества с ковалентной
связью характеризуются кристаллической решеткой 2-х типов
(демонстрирую модели кристаллических решеток алмаза, графита,
иода): атомной (алмаз, графит), молекулярная (хлор, иод и др.)
4.Закрепление
Выполнение тестовых заданий
В1 5 баллов
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные
вещества, указать полярная или неполярная связь:
А) K2O, Na2S, LiCl Б) MgO, H2O, H2S В) H2SO4, CO2, Cl2
2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим
элементом (в основном состоянии):
1) N а) 1
2) S б) 3
3) F в) 2
3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н2S
В2
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные
вещества, указать полярная или неполярная связь:
А) F2, Fe , HCl Б) N2, HCl, P2O5 В) NaCl, CaO, K3PO4 2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим
элементом (в основном состоянии):
1) Cl а) 1
2) O б) 4
3) C в) 2
3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н2O
В34 балла
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные
вещества: А) H2S, NH3 ,O2 Б) K, HCl, HF, В) NaF, K2SO4 ,Ca2N3
2. Что такое ковалентная неполярная связь?
3. Напишите схему образования ковалентной связи в молекуле Н2
В4 – 3 балла
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью:
А) F2, Fe; Б) N2, HCl; В) NaCl, CaO
2. Ковалентная связь образуется за счет:
А) притяжения ионов; Б) общей электронной пары; В) обмена ионов.
3. Дополнить схему образования ковалентной связи в молекуле F2:
5.Домашнее задание
П.11, прочитать стр. 42
6. Рефлексия
Сегодня на уроке мы рассмотрели………………
Вывод: ковалентная связь – это химическая связь между атомами,
осуществляемая при помощи общих электронных пар.
КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ - образуют атомы разных
неметаллов, отличающихся по значениям электроотрицательности.
(Например: HCl, H2O).
План урока по химии. Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
План урока по химии. Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
План урока по химии. Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
План урока по химии. Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
План урока по химии. Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
План урока по химии. Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
План урока по химии. Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.