Класс 8 Изменения, происходящие с веществами Дата
Тема урока: Признаки химических реакций и условия их протекания
Цели. Изучить признаки химических реакций.
Формируемые предметные результаты: изучить сущность химических реакций; научиться отличать физические явления от химических по определенным признакам; изучить классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения энергии
Формируемые метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль познавательной деятельности в процессе достижения результата.
Регулятивные универсальные учебные действия: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
Познавательные универсальные учебные действия: сформировать умения строить логические рассуждения, объяснять явления, анализировать, сравнивать, обобщать.
Оборудование и реактивы: пробирки, пробирка Оствальда, весы с разновесами, бумага для уравнивания весов, спиртовка, спички, стаканы, раствор сульфата меди (II) CuSO4, раствор гидроксида натрия NaOH, сахар, парафин, магнитная лента, раствор нитрата аммония NH4NO3, твердый дихромат аммония (NH4)2Cr2O7.
Для лабораторных опытов: Вариант 1. Раствор сульфата меди (II) CuSO4, раствор гидроксида натрия NaOH, гранулы цинка Zn, раствор соляной кислоты HCl, картофель, раствор йода.
Вариант 2. Раствор хлорида бария BaCl2, раствор серной кислоты H2SO4, кусочек мела CaCO3, раствор соляной кислоты HCl, картофель, раствор йода.
Ход урока
I. Организационный момент (+ Д.з. 3 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня мы начинаем изучать новую тему “Признаки химических реакций и условия их протекания”. Этот раздел также включает в себя составление уравнений химических реакций на основе законов сохранения массы и энергии и выполнение расчетов по химическим уравнениям.
II. Домашнее задание
Дифференцированное задание
Сообщение: 1) Открытие М.В.Ломоносовым закона сохранения вещества.
2) А.Л.Лавуазье. Закон сохранения массы вещества
Индивидуальные задания по вариантам (написаны на доске): Вариант 1. приведите примеры химических реакций, которые встречаются в быту, в природе.
Вариант 2. Нарисовать или подобрать рисунки, иллюстрирующие химические реакции, происходящие в окружающем мире.
III. Сообщение темы, цели урока
Тема нашего урока «Признаки химических реакций и условия их протекания». Сегодня на уроке мы должны изучить сущность химических реакций, научиться отличать физические явления от химических по определенным признакам, изучить классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения энергии.
(На доске:
Цель урока: изучить сущность химических реакций.
IV. Актуализация знаний (7 мин)
В этом году мы с вами начали изучать очень интересный предмет - химию.
(Фронтальный опрос)
1. С какими науками связана химия? (физика, биология, география)
2.Что изучает химия? (вещества, их свойства, превращения веществ и способы управления этими превращениями)
В природе, на производстве, в быту с веществами происходят различные изменения. Изменения еще называют явлениями.
3. Какие явления, происходящие с веществами, вы знаете? (Физические и химические явления).
4. Какие явления называются физическими? Приведите примеры физических явлений. (Физическими явления – изменения, при которых новые вещества не образуются. Вода – в пар, медь – в проволоку).
5. Какие изменения происходят с веществами при физических явлениях? (При физических явлениях происходит изменение агрегатного состояния вещества, формы, размера тел.)
6. Какие явления называются химическими? Приведите примеры химических явлений. (Химические явления, при которых исходные вещества превращаются в другие вещества. Ржавление железа, скисание молока, гниение листьев).
7. Как по-другому называются химические явления? (Химические реакции).
(Параллельно – индивидуальный опрос по карточкам).
- по практической работе
- решить задачу
- назвать вещества или составить формулы по названиям
- вопросы из домашнего параграфа.
V. Изучение нового материала 28 мин
Тема сегодняшнего урока «Признаки химических реакций и условия их протекания». Девизом урока могут стать слова Леонардо да Винчи: «Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок». Эти слова раскрывают задачи нашего урока: с помощью эксперимента изучить сущность и признаки химических реакций, изучить классификацию реакций по принципу выделения или поглощения теплоты.
У.: Судить о протекания химических реакций можно по определенным признакам. Для того чтобы сделать вывод о том, по каким признакам мы будем отличать химические явления от физических, проведем несколько опытов.
Но сначала повторим основные правила по ТБ.
1. Работа со спиртовкой. Зажигать спиртовку горящей спичкой, ни в коем случае не зажигать от другой спиртовки. Переносить горящую спиртовку с одного стола на другой запрещается. Тушить пламя можно, только накрывая его колпачком.
2. Работа с едкими веществами. Работать с едкими веществами нужно осторожно, избегая их попадания в глаза, на кожу и одежду.
3. Как наливать реактив, держать бутылочку?
Опыт |
Признаки реакции |
Условия реакции |
1. раствор NaOH + фенолфталеин + раствор HCl
|
Изменение цвета |
Соприкосновение веществ, растворимость веществ
|
2. разложение бихромата аммония (NH4)2Cr2O7 |
Изменение цвета |
Нагревание |
3. Mg (лента) тигельными щипцами внести в пламя спиртовки. До реакции – порошок магния серебристого цвета с металлически блеском. |
Пламя ослепительно яркое, искра => выделение тепла. Белый цвет – твердый продукт реакции (изменение цвета) |
Нагревание вещества до температуры воспламенения, соприкосновение с О2 воздуха
|
4. FeCl3 + KSCN |
Изменение цвета |
Соприкосновение веществ, растворимость веществ
|
Физкультминутка: Снятие напряжения с глаз (2 мин.)
По итогам проведенных опытов сделаем вывод о признаках химических реакций и условиях их протекания, запишем их в тетради.
Признаки химических реакций
1. Выделение газа
2. Изменение цвета
3. Образование осадка
4. Растворение осадка
5. Выделение света (иногда)
6. Появление запаха
7. Выделение или поглощение теплоты
Условия их протекания
1. Соприкосновение
2. Перемешивание
3. Нагревание
У.: Еще Д.И.Менделеев указывал, что наиболее существенным признаком всех химических реакций является изменение энергии. Энергия затрачивается на разрушение одних веществ и выделяется при образовании других веществ. Количество теплоты, которое выделяется или поглощается в результате реакции, называется тепловым эффектом реакции. Реакции бывают экзотермические и эндотермические.
Найдите в учебнике определения, какие реакции называются экзотермическими и какие эндотермическими. Прочитать. Дома эти определения выучите. Рассмотрим в общем виде схему, поясняющую сущность экзо- и эндотермических реакций.
Экзотермические реакции: Исходные вещества → продукты реакции + Q
Эндотермические реакции: Исходные вещества → продукты реакции - Q
|
У.: На данной схеме буквой Q обозначено количество теплоты, которое поглощается или выделяется в реакции, т.е. тепловой эффект реакции. Тепловой эффект реакции записывается в правой части уравнения со знаком «+», если теплота выделяется, и со знаком «-», если она поглощается. Тепловой эффект выражается в килоджоулях (кДж) и часто относится к одному моль вещества.
Область химической науки, занимающаяся изучением тепловых эффектов химических реакций, называется термохимией. Соответственно химические уравнения с указанием теплового эффекта называют термохимическими.
У.: Для того чтобы закрепить признаки химических реакций самостоятельно проделайте ряд опытов. У вас на столах по вариантам выданы реактивы и инструкционные карточки с описанием опытов, которые необходимо осуществить. На выполнение работы отводится 5 минут. Результаты работы запишите в тетрадь, составив аналогичную таблицу.
Инструкционные карточки
Вариант 1.
Опыт 1. «Взаимодействие раствора сульфата меди с раствором гидросида натрия»
В пробирку налить 2 мл сульфата меди, а зетам к нему добавить 2 мл гидроксида натрия. Результата наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.
Опыт 2. «Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты»
В пробирку положить 1 гранулу цинка, затем прилить 2 мл соляной кислоты. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.
Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»
На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.
Вариант 2.
Опыт 1. «Взаимодействие раствора хлорида бария с раствором серной кислоты»
В пробирку налить 2 мл хлорида бария, а зетам к нему добавить 2 мл серной кислоты. Результата наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.
Опыт 2. «Взаимодействие мела СаСО3 с раствором соляной кислоты»
В пробирку положить 1 кусочек мела, затем прилить 2 мл соляной кислоты. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.
Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»
На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.
Закон сохранения массы веществ
У.: Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции? Проделаем опыт.
Опыт: В пробирку Оствальда поместить: в одно колено раствор CuSO4 1-2 мл, в другое, наклонив пробирку в другую сторону – 1-2 мл раствора NaOH. Закрыв пробирку пробкой, взвесить ее на весах. Перелить содержимое из одного колена в другое, не открывая пробку. Снова взвесить прибор.
Масса исходных веществ равна массе продуктов реакции, т.к. в результате химической реакции атомы не исчезают, не возникают, а происходит их перегруппировка, т.к. число атомов до реакции и после остается неизменным, то не изменяется и их общая масса.
Вывод – формулировка закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым, подтвердит А.Л.Лавуазье
Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате ее.
IV. Закрепление изученного материала (5 мин)
Ребята, наш урок подходит к завершению. В начале урока пере вами были поставлены задачи: изучить сущность химических реакций, научиться классифицировать реакции по признаку выделение или поглощения теплоты; научиться анализировать, сравнивать, делать выводы.
Выполнили ли мы на уроке все задачи?
Что нового вы узнали на уроке?
Каковы признаки реакций?
Каковы условия их протекания?
Какие реакции называются экзотермическими? Какие – эндотермическими?
О чем гласит закон сохранения массы веществ?
(Работа с дидактическими карточками)
Дидактические карточки
Задание 1. Из списка условий протекания и признаков химических реакций выберите признаки:
а) соприкосновение веществ
б) образование нерастворимого вещества (осадка)
в) облучение светом
г) нагревание
д) изменение цвета вещества
Задание 2. Укажите, где идет речь о физических явлениях, а где – о химических:
а) порошок серы всплывает в воде, т.к. не смачивается ею
б) при нагревании сера начинает плавиться и превращается в красноватую вязкую жидкость
в) сера горит синеватым пламенем
г) расплавленная сера соединяется с водородом, образуя ядовитый газ – сероводород
Задание 3. Подберите синонимические выражения к понятию «химические явления»:
а) явления, при которых вещество не меняется
б) химические реакции
в) явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества
г) явления, при которых изменяется цвет вещества, образуется осадок или газ
д) явления, при которых изменяется агрегатное состояние веществ.
Задание 4. Из списка условий протекания и признаков химических реакций выберите условия:
а) облучение светом
б) образование нерастворимого вещества (осадка)
в) изменение цвета вещества
г) нагревание
д) соприкосновение веществ
е) выделение газа
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.