Мастер-класс «Сила кислот» от наставника наноквантума.
Тема: Сила кислот (Опыты и эксперименты для детей)
Педагог д/0: Дружинина С.Н.
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме экспериментирования.
Задачи мастер-класса:
1.Формировать представление об опасности.
2. Изучить технику безопасного проведения опыта .
3.Познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей для познания окружающего мира;
4.Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих обучающихся с разными свойствами предметов;
5. Развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
6. Воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
7. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Оборудование и материалы: каждый набор включает-4 стакана стеклянных 250мл, 4 мерных ложки, емкость с водой(кувшин)200мл, красители, пищевая сода, яблочная кислота(тв), салициловая кислота(тв), лимонная кислота(тв), уксусная кислота(ж), маркер.
Планируемый результат: в конце мастер-класса педагоги-участники анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека, приобретают новые знания , умение проводить эксперимент, соблюдая технику безопасности. Повышение интереса педагогов к экспериментальной деятельности детей.
Мастер –класс включает в себя 4 части:
-организационную -5 мин
-теоретическую-10 мин
-практическую-20 мин
-заключительную-5 мин
Ход мастер-класса:
1.Организационная
Здравствуйте. Я рада всех приветствовать на нашем мастер-классе. Меня зовут Светлана Николаевна. Я являюсь наставником наноквантума детского технопарка «Кванториум».
Все педагоги стремятся вызвать у детей интерес к образовательной деятельности., чтобы ребенок мог не только воспроизвести изученный материал, но и понимал картину мира с точки зрения происходящих в ней процессах. С первого класса в школе детей обучают исследовательской и проектной деятельности. Так вот, химический эксперимент является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения, и поэтому, одним из способов развития исследовательских навыков.
В связи с чем, сегодня я вас познакомлю с рядом увлекательных экспериментов, которые можно проводить с детьми начальных классов на уроках без специфического оборудования.
В повседневной жизни нас окружает множество различных веществ. Какую роль они играют непосредственно в жизни человека и как можно уберечь себя от их вредного воздействия.
2. Теоретическая.
Сегодня я предлагаю вам представить себя не учениками и учителем, а сотрудниками научно-исследовательского университета, учеными-исследователями –химиками.
Свои исследования мы будем проводить в лаборатории.
В лаборатории всегда тихо и чисто. Я буду заведующая лабораторией. Уважаемые ученые! Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории:
- Итак, начнем наши эксперименты.
3. Практическая часть.
1эап эксперимента
У вас на столах в чашечках разложены вещества. Это различные кислоты. Рассмотрите внимательно их внешний вид и прочитайте названия.(лимонная, уксусная, яблочная, салициловая)
Ответьте на вопрос: что объединяет все эти вещества? (их использует человек в своей жизни: а именно на кухне-уксусная в качестве консерванта и придания вкуса блюдам, лимонная-в производстве напитков и кондитерских изделий, яблочная- в производстве желе, пастилы, мармелада, молочных продуктов, майонеза, мороженого, салициловая для консервации различных продуктов)
2этап эксперимента
Мы рассмотрели, что кислоты отличаются по внешнему виду, имеют различное применение в пищевой промышленности, а чем еще они отличаются? Верно, своей активностью или силой. А как вы думаете, какая кислота будет самой сильной, а какая самой слабой? Давайте с помощью эксперимента проверим наши предположения.
В первый стакан нужно налить 50 мл уксусной кислоты, во второй , третий и четвертый по 50 мл воды. Теперь подкрасим кислоты с помощью красителей, чтобы результат был виден более отчетливо, а опыт был более красочным. Для этого смешаем краситель с порошком кислоты. Для каждой кислоты свой цвет.
В стаканы с водой положить по одной мерной ложки кислоты и размешать. Теперь все кислоты в виде растворов одинакового объема и концентрации. Все кислоты активно реагируют с пищевой содой, но чем активнее кислота, тем более бурно протекает реакция. Мы увидим это по высоте поднимающейся пены. Необходимо поочередно в каждый стакан с кислотой положить по одной мерной ложке соды и маркером отметить высоту пены.
3 этап эксперимента
Наблюдаем за опытом и сравниваем результаты. Делаем выводы.
Там, где получилась самая большая пена-самая сильная кислота. Это уксусная кислота. Самая слабая-яблочная. Работая с кислотами, нужно проявлять осторожность, мы видим, что это довольно активные вещества. Также не стоит употреблять часто пищу, содержащую кислоты. Это может привести к гастриту, изжоге. Кислота может вызвать и ожоги, как кожи, при попадании на нее, так и внутренних органов, при попадании внутрь.
Наши эксперименты подошли к концу.
4.Заключительная часть.
- Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
-В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.
Рефлексия- «Яблоня». На доске нарисовано дерево. Участникам предлагается прикрепить на веточки яблоки определенного цвета.
- Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал в своей работе прикрепите яблоко розового цвета;
Если вам было все знакомо и вы уже используете этот материал в своей работе прикрепите яблоко оранжевого цвета;
Если вы считаете, что было много непонятных моментов, поэтому в использовании будут сложности, прикрепите яблоко зеленого цвета.
Большое спасибо за внимание!
Приложение 1.
Технологическая карта лабораторного эксперимента
Инструменты и материалы |
Этапы выполнения операции |
Комментарии Рекомендации |
Технологический этап. Подготовка инструментов и материалов. |
||
- 4 стакана стеклянных 250мл, 4 мерных ложки, емкость с водой(кувшин)200мл, красители, пищевая сода, яблочная кислота(тв), салициловая кислота(тв), лимонная кислота(тв), уксусная кислота(ж), маркер.
|
Перед проведением эксперимента участники мастер-класса повторяют правила техники безопасности в лаборатории. |
Все необходимые материалы раздает педагог. Необходимо проверить все ли у вас имеется.
|
Этап 1
|
||
|
1 Рассмотрите внимательно внешний вид кислот и прочитайте названия.(лимонная, уксусная, яблочная, салициловая) Опишите свои наблюдения.
|
Перед началом работы разложи нужные предметы на столе. Ответьте на вопрос: что объединяет все эти вещества? их использует человек в своей жизни: а именно на кухне-уксусная в качестве консерванта и придания вкуса блюдам, лимонная-в производстве напитков и кондитерских изделий, яблочная- в производстве желе, пастилы, мармелада, молочных продуктов, майонеза, мороженого, салициловая для консервации различных продуктов)
|
Этап 2
|
||
- 4 стакана стеклянных 250мл, 4 мерных ложки, емкость с водой(кувшин)200мл, красители, пищевая сода, яблочная кислота(тв), салициловая кислота(тв), лимонная кислота(тв), уксусная кислота(ж), маркер |
1. В первый стакан нужно налить 50 мл уксусной кислоты, во второй , третий и четвертый по 50 мл воды. Теперь подкрасим кислоты с помощью красителей, чтобы результат был виден более отчетливо, а опыт был более красочным. Для этого смешаем краситель с порошком кислоты. Для каждой кислоты свой цвет. В стаканы с водой положить по одной мерной ложки кислоты и размешать. Теперь все кислоты в виде растворов одинакового объема и концентрации. 2 Необходимо поочередно в каждый стакан с кислотой положить по одной мерной ложке соды и маркером отметить высоту пены маркером.
|
Все кислоты активно реагируют с пищевой содой, но чем активнее кислота, тем более бурно протекает реакция. Мы увидим это по высоте поднимающейся пены.
|
Этап 3
|
||
-маркер, линейка
|
Наблюдаем за опытом и сравниваем результаты. Делаем выводы. Там, где получилась самая большая пена-самая сильная кислота. Это уксусная кислота. Самая слабая-яблочная.
|
. Работая с кислотами, нужно проявлять осторожность, мы видим, что это довольно активные вещества. Также не стоит употреблять часто пищу, содержащую кислоты. Это может привести к гастриту, изжоге. Кислота может вызвать и ожоги, как кожи, при попадании на нее, так и внутренних органов, при попадании внутрь.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.