Методическая разработка урока по истории
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по истории

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
история
Взрослым
11.05.2018
Методическая разработка урока по истории
Публикация является частью публикации:
Смутное время в России. Модульный урок с ответами.docx
Смутное время в России.     Цели урока: Образовательная: сформировать знания о периоде Смуты в России, определить причины   Смуты,   охарактеризовать   политику   Бориса   Годунова,   Лжедмитрия   I, Василия Шуйского, осветить ход борьбы с польско­литовской интервенцией. Развивающая:  продолжить   формирование   умения   самостоятельной образовательной   деятельности,   умения   выделять   причинно­следственные   связи, работать   с   источниками,   выделять   главное,   делать   вывод,   давать   оценку историческим событиям и историческим личностям. Воспитательная:  способствовать   утверждению   ценности   знаний,   мысли, ценности образованного, мыслящего, а также воспитанного и высоконравственного человека,   способствовать   воспитанию   патриотизма,   формирование   навыков совместной образовательной деятельности. Тип урока: изучение нового материала по модульной технологии.   Основные понятия:  самозванчество, семибоярщина, интервенция, гражданская война. Оборудование урока: проектор, экран, презентация, рабочий лист Ход урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний. (выполнение заданий в шаге первом) 3. Изучение нового материала 4. Закрепление полученных знаний. 5. Подведение итогов работы обучающихся. 6. Домашнее задание. Дорогой друг, сегодня тебе, в паре с товарищем, предстоит поработать над темой,  изучающей один из мятежных моментов истории России.  В твоём распоряжении учебник, рабочая тетрадь.  Часть  заданий направлена на работу в паре с товарищем. Если нетрудно, помоги  товарищу или сам при необходимости обратись к нему за помощью. Цель твоего сегодняшнего путешествия: 1  самостоятельно сформировать представления о Смутном времени в России, выяснить   причины,   ход   и   последствия   данного   исторического   события, пополнить понятийные знания.  Научиться давать собственную оценку историческим событиям.      Сегодня ты работаешь самостоятельно. Цель поставлена. Вперёд!  Но сначала проверим полученные знания по теме « Правление Ивана Грозного» Шаг первый­ тестирование по теме « Правление Ивана Грозного" I. Найдите соответствие. 1) Правление Елены Глинской 2) Боярское правление 3).Венчание  Ивана IV  на царство Ответ: 1­в, 2­ а, 3 ­ б а) 1538 – 1547 гг.  б) 1547 г. в) 1533­1538 гг. II. Какие из перечисленных событий произошли в 1550 г.? 1. Принят новый Судебник.  2. Организовано стрелецкое войско.  3. Организовано местничество. Ответ:1 III. Найдите соответствие: 1) 1552 г 2) 1556 г. 3) 1558 г. а) взятие Астрахани б) взятие Казани в) начало Ливонской войны Ответ: 1­б, 2 – а, 3­в IV. Отметьте, каковы были цели опричнины? а) замена боярских вотчин поместьями; б) ликвидация последнего удельного княжества; в) укрепление царского войска; г) подчинение церкви царской власти; д) стремление ускорить ход Ливонской войны; е) установление неограниченной царской власти; ж) борьба с предполагаемой боярской изменой. Ответ: б, е, ж. 2 V. Кто из приближённых Ивана Грозного бежал в Литву? а) Алексей Адашев; б) Сильвестр; в) Андрей Курбский. Ответ: в. VI. Как звали первую русскую царицу? а) Анастасия б) Мария в) Екатерина г) Елизавета Ответ: а. VII. Как звали убитого Иваном Грозным собственного сына? а) Дмитрий б) Иван в) Фёдор г) Алексей. Ответ: б. VIII. Найдите соответствие. 1. Кучум 2. Болховский 3. Темрюк Идаров 4. Ермак Ответ:1­б, 2­ в, 3­ г, 4 – а. а) казак б) сибирский хан в) русский князь г) кабардинский  князь IX. Отметьте последствия взятия Иваном IV Казани и Астрахани а) расширение торговых связей России; б) набеги покорённых народов на Россию; в) укрепление обороноспособности Руси; г) увеличение числа нерусских народов в составе России; д) строительство засечных черт для обороны России е) поместные раздачи земель; ж) улучшение отношений с Крымским ханством. Ответ: а, в, г, д, е. 3 X. Что означают эти понятия? Земский собор, Кормление, Местничество,  Пожилое. Пример ответа. Земский собор – это представительный орган при царе Кормление – это вид пожалования великих и удельных князей своим  должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась  за счёт местного населения в течение периода службы. В 1555 был издан указ  Ивана IV об отмене кормлений Местничество – это порядок распределения служебных мест с учётом  происхождения и служебного положения предков лица, существовавшая в  Русском государстве..  Пожилое – это определенная сумма, которую крестьянин должен был  уплатить при переходе от одного хозяина к другому. Шаг второй. Составьте три вопроса к тексту « Борис Годунов» ( стр.245­246),  которые начинались бы со слов «кто» и «почему». Пример выполнения задания. 1. Кто являлся практическим правителем при царе Фёдоре? 1. Почему боярство было недовольно избранием Б. Годунова царём? 2. Кто был инициатором избрания Бориса Годунова царём? 2. Почему современники Б. Годунова отзывались о нём как положительно,  так и резко отрицательно? Шаг третий.  Работа в паре. Обменяйтесь тетрадями. Ответьте на вопросы  товарища.  При необходимости помогите друг другу. Пример ответа. 1.Борис Годунов. 1. Потому что. Многие бояре считали себя более достойными, помнили о его  гонениях и опалах, ширились слухи о его причастности к гибели царевича  Дмитрия. 2. Патриарх Иов. 2. Потому что, он провёл ряд экономических реформ, улучшивших социально­ экономическое положение народа и обстановку в стране, но одновременно  опричная школа. Которую он прошёл, отложила на него отпечаток деспота:  применял опалу, пострижения в монахи неугодных, ссылки. Шаг четвёртый.  4 Используя материал учебника « Голодные бунты» ( стр. 246­247) ответьте на  вопросы. 1. Каковы причины восстания Хлопка? 2. Когда проходило восстание Хлопка? 3. Каковы последствия восстания Хлопка? Пример ответа. 1. 1601 – 1603 гг. гибель зерновых из­за ливней и затем морозов, начался  страшный голод. Бояре выгоняли холопов, чтобы не кормить. Спекуляция  боярами хлебом и мукой. Массовая смерть от голода, только в Москве умерло  127 тыс. человек. 2. 1603 г. 3. Армия Хлопка была разбита армией, сам схвачен и казнён. Восстание Хлопка стало кульминацией « голодных бунтов» и в дальнейшем переросло в движения времени самозванчества. Шаг пятый.  Используя текст учебника «Первый самозванец» ( стр.247­248),  отметьте, что способствовало поддержке и возвышению Лжедмитрия за границей?  1) Надежды польского короля, феодалов и шляхты на новые русские земли и  богатства. 2) Вера простого народа в чудесное спасение царевича Дмитрия. 3) Желание русского боярства управлять страной через Лжедмитрия. 4) Надежды русского народа на улучшение жизни. 5) Сходство Лжедмитрия I c царевичем Дмитрием. 6) Надежды Рима на введение католичества в России. Ответ.  1, 6. Шаг шестой. Используя текст учебника  « Первый самозванец» (стр 249)  выпишите реформы и нововведения Лжедмитрия I. Шаг седьмой. Работа в паре. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу товарища на шестом шаге. При необходимости помогите друг другу. Пример ответа.  Крестьян и холопов, поддержавших его, и попавших в  голодные годы в кабальные холопы – освободил, на 10 лет освободил от налогов жителей Комарницкой области, но увеличил срок «урочных лет» с 5 до 5,5 – 6  лет, дворяне жаловались новыми землями и крестьянами, из армии были  уволены крестьяне, холопы, посадские люди, распустил казачье войско. Шаг восьмой. Используя текст учебника « Восстание Болотникова» (стр. 249 –  251), дайте определение понятию « гражданская война» и докажите, что данное  восстание можно назвать гражданской войной. 5 Подсказка.        определенной части территории страны.          организацией». Стороны восстания должны обладать частью национальной территории. Восставшие гражданские власти должны де­факто обладать властью над населением в   Повстанцы должны иметь некоторое признание в качестве воюющей стороны. Правительство «обязано прибегнуть к регулярной военной силе против повстанцев с военной  Пример ответа. Гражданская война — крупномасштабное вооруженное противостояние  между организованными группами внутри государства.     Восстание Болотникова можно считать гражданской войной, потому что в  неё включились все социальные группы и сословия, как в лагере восставших, так  и в лагере правительства, проходила на большой территории, на захваченных  территориях повстанцами, население присягала на верность Болотникову. Шаг девятый.  Приведите в соответствие даты и события 1) 1598­1605 гг. 2) 1601­1603 гг. 3) 1603 г. 4) 20 июля 1605 г. 5) 17 мая 1606 г. 6) 19 мая 1606 г. 7) октябрь 1607 г. 8) 1605­1606 гг. Ответ.1 –в, 2 – а,3 – з, 4 – г, 5 –д, 6 – ж, 7 –е, 8 – б. а) голодные бунты б) правление Лжедмитрия II в) правление Б. Годунова г) венчание Лжедмитрия I д) убийство Лжедмитрия I е)капитуляция армии Болотникова ж) избрание царём Василия Шуйского з) восстание Хлопка Шаг десятый.  Используя текст «Первый самозванец» ( стр. 247­249), ответьте на вопрос. Почему против царя Лжедмитрия I стало нарастать недовольство? Пример ответа.  Расхищение казны Лжедмитрием и его сторонниками, польские войска вели  себя как захватчики. Унижение религиозных чувств москвичей, женитьба  Лжедмитрия на католичке  Марине Мнишек по католическому обряду. Шаг одиннадцатый.  Допишите предложение. Смутное время – это…, потому что…. Пример ответа. Смутное время – это  период  в истории России с 1598 по 1613 годы, потому  что страна переживала тяжелейший государственно­политический и  6 социально­экономический кризис, ознаменованный стихийными бедствиями,  польско­шведской интервенцией, что способствовало появлению борьбы  между боярами и царской властью,  самозванства и польско­шведской  интервенции. Шаг двенадцатый. Используя текст учебника, ответьте на вопросы. 1. Годы правления В. Шуйского? 2. Каковы условия вступления на престол,  и каким документом подтверждалось? 3. Почему Василия Шуйского свергли с престола и кто этому способствовал? Пример ответа. 1. 1606 — 1610 гг. Царствование Василия Шуйского. 2.Был избран на красной площади после казни Лжедмитрия. Вступая на  престо, подписал «крестоцеловальную запись», где впервые вводится понятие о судебном расследовании перед наказанием, частично ограничивал свою власть. 3.Москва была окружена войсками Лжедмитрия II, польскими войсками,  семибоярщина( «седьмочисленные бояре»)  во главе с князем Ф.И.  Мстиславским свергли царя Шуйского и захватили власть в свои руки, в  последствии предложили московский трон королевичу Владиславу, в надежде  руководить вместо него.   Шаг тринадцатый. Ответьте на вопросы. 1. Какую роль сыграли  « седьмочисленные бояре»   в судьбе Москвы и России?  2. Кем можно их считать: спасителями или изменниками России? Пример ответа. 1. Свергли В. Шуйского, ускорили процесс завоевания Москвы и части  территории России польскими и шведскими интервентами,  возвели на престол королевича Владислава, фактически Россия потеряла свою независимость. 2. на основании вышеизложенного  можно считать изменниками России Шаг четырнадцатый. Отметьте, чему способствовало появление Лжедмитрия II? а) окончанию гражданской войны; б) объединению вокруг самозванца жителей юго­запада России, болотниковцев,  польских отрядов; в) повышению авторитета В. Шуйского; г) восстанию русских людей против завоевателей России; д) надеждам боярства на свержение В. Шуйского; 7 е) возрождению планов Рима и польского короля. Ответ. б, г, д, е. Шаг пятнадцатый. По тексту учебника « Открытая интервенция Польши и  Швеции» ( стр. 254­256) составьте тест. Пример ответа. 1. Василия Шуйского свергли с престола: А) Лжедмитрий II Б) Королевич Владислав В) «Семибоярщина» во главе с князем Мстиславским. 2. Кто способствовал гибели лидера    А) Князь Мстиславский и поляки Б) Москвичи, недовольные сожжением Москвы поляками В) Казаки и дворяне, недовольные приговором от 30 июня 1611 г, поляки, лидер  казаков Заруцкий.  I   ополчения П. Ляпунова? Шаг четырнадцатый. Работа в паре. Обменяйтесь тетрадями и ответьте на тест  товарища. При необходимости помогите друг другу. Шаг четырнадцатый. Работа в паре. Обменяйтесь тетрадями и ответьте на тест  товарища. При необходимости помогите друг другу. Ответ. 1­в, 2 – в. Шаг шестнадцатый. Работа в паре. Прочитайте текст учебника «Открытая  интервенция Польши и Швеции». Первое ополчение ( стр.254­255) и заполните  таблицу. I ополчение 1611 г II ополчение1612 г. Лидеры Участники События Результат Пример ответа. Лидеры I ополчение 1611 г. П. Ляпунов,  Д. Трубецкой,  И. Заруцкий II ополчение1612 г. Кузьма Минин и князь Д.  Пожарский ( участник  восстания военного гарнизона в  Москве). 8 Участники Дворяне, посадские люди и  События казаки южных уездов России,  остатки казачьих отрядов  Лжедмитрия II­ во главе с  Заруцким и Трубецким Рязанские жители призвали  русских людей выступить  против польской интервенции.  Создание « Совета всея Руси».  Восстание в Москве русского  гарнизона во главе Гонсевского  и Андронова. Гибель семи  тысяч москвичей в битве с  поляками и сожжение  Москвы. Осада Москвы  ополчением. Восстановление  власти по стране. Издание  приговора от 30 июля 1611 г.,  который создавал приказы  трактовал сословные права.  Противостояние в «Совете»,  убийство Ляпунова на  казацком кругу.  Результат Ополчение распалось, многие  отряды разошлись по домам,  под Москвой остались отряды  Трубецкого и Заруцкого. Посадские люди, дворяне  крестьяне  Н. Новгорода,  Поморья, Поволжья,  башкирские и татарские  отряды. Нижний Новгород стал  организатором ополчения. В марте выдвинулось к  Костроме, обрастая новыми  отрядами. В апреле в Ярославле  создан представительный орган  из дворянства, посадских людей,  духовенства и представителей  Боярской Думы « Совет всея  земли» во главе с Мининым и  Пожарским. Стали работать приказы. В июле августе  подошло к  Москве. С 22 августа по октябрь  битва с польским войском  Ходкевича, пытавшегося  прорваться к осаждённым  полякам. Ходкеви вынужден был уйти в Польшу.  22 октября ( 4 ноября)1612 г.  ополченцы вошли в  Китай­город. Поляки заперлись в Кремле.  Видя безнадежность своего  положения, они вступили в  переговоры и 26 октября сдались на милость победителей. Москва была освобождена  полностью. В воскресенье 1  ноября русские войска вошли в  Кремль. Историческая заслуга  нижегородского ополчения,  ставшего поистине всенародным, состоит в том, что оно  сконцентрировало в себе  патриотические силы русского  народа, сняло нависшую над  страной угрозу порабощения. 9 Шаг семнадцатый.   Дайте определение понятиям: Интервенция, Народное  ополчение. Пример ответа. Интервенция – это военное, политическое или экономическое вмешательство  одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны,  нарушающее её суверенитет. Народное ополчение – это военное формирование, состоящие из граждан  различных сословий или социальных групп и создаваемое на добровольных  началах на средства граждан для защиты или освобождения своего  Отечества. Шаг восемнадцатый.  Используя текст учебника « Конец Смуты» (стр. 257­258)  составьте вопросы, которые бы начинались со слов « кто», «почему», « какие». Пример выполнения задания. 1. Кто был избран  на Земском соборе царём? 2. Почему считается, что гражданская война продолжалась до1617­1618  гг? 3. Какие проблемы молодому царю необходимо было решить в первую  очередь? 1. Кто спас молодого царя от польского отряда? 2. Почему считается, Смутное время сильно ослабило Россию, но  одновременно усилило русский народ? 3. Какие методы применял молодой царь против восставших отрядов по  стране? Шаг девятнадцатый.  Работа в паре. Ответьте на вопросы товарища. Помоги ему, если  он не справляется. Пример ответа. 1. Михаил Романов. Родственник по женской линии Ивана Грозного и  Фёдора Ивановича. 2.Потому что, на многих территориях России, продолжали боевые  действия отряды казаков, крестьяне за власть. 3. Прекратить разбой, вооружённые столкновения в России. Прекратить попытки интервенции, заключить мирные соглашения с соседними  государствами. 1. Иван Сусанин. 2. Потому что, в годы Смутного времени Россия понесла  территориальные, экономические, людские потери. Но в результате  10 Смутного времени произошло формирование единой русской нации,  формирование единого общества. 3. Применяли военную силу, мирные способы – назначение восставших   казацких атаманов на службу, награждали поместьями с крестьянами. Шаг двадцатый. Работа в паре. Используя параграф 31( стр 253­258), заполните  таблицу. Дата лето 1608 г. – январь 1610 г. сентябрь 1609 г. февраль 1609 г. осень 1609 г. июнь 1610 г. 3 июня 1611 г. конец октября 1612 г. январь 1613 г. Пример ответа. Дата лето 1608 г. – январь  1610 г. сентябрь 1609 г. февраль 1609 г. осень 1609 г. июнь 1610 г. 3 июня 1611 г. октябрь 1612 г. январь 1613 г. 27 февраля 1617 г. осень 1618 г. 1 декабря 1618 г. Событие Событие Безуспешная осада  Троицко­ Сергиевского  монастыря отрядами Лжедмитрия II  « Тушинского вора». Армия Сигизмунда  III  под Смоленском. Договор В. Шуйского со шведским королём о помощи против « Тушинского вора». Поражение русской армии в Смоленской губернии  от польской армии. К Москве снова подошёл Лжедмитрий II  « Тушинский вор». Семибоярщина свергла В. Шуйского. Освобождение Москвы от поляков II ополчением. Избрание Михаила Романова царём России.  Столбовецкий мирный договор между Россией и  Швецией. Россия теряла часть земель и выход к  Балтийскому морю. Разгром русской армией польской армии во главе с  королевичем Владиславом. Заключение перемирия на 14,5 лет с Польшей, с  потерей части западных земель России. 11 Закрепление  знаний.  Каковы причины и последствия Смуты? Пример ответа. Причины Смуты: 1. Пресечение династии Рюриковичей (1591­гибель царевича Дмитрия в  Угличе) 2. Разорение страны к концу правления Ивана Грозного 3. Стремление различных социальных групп улучшить своё социальное  положение. Последствия Смуты: 1. Экономическая разруха и обнищание народа 2. Воцарение династии Романовых (1613 – 1917) 3. Территориальные потери (Смоленские и Северские земли отошли к  Польше, побережье Балтийского моря – Швеции) 4. Усиление роли Боярской думы и Земского собора Домашнее задание. Сахаров А.В.  История России с древнейших времён до конца  XVII века, параграфы 30 ­31. 12

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории

Методическая разработка урока по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018