Методическая разработка урока по истории Казахстана ": «Хан Тауке "
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
7 кл
06.11.2018
Цель урока: научить обучающихся находить доказательства уникальности и значимости деятельности хана Тауке в масштабах государства, давать развёрнутую характеристику историческому лицу, определять приоритеты развития государства в реальных исторических условиях. Развивать умение работать с алгоритмом характеристики исторической личности, приёмом «Джигсо», «ТРИЗ» коммуникативную компетенцию при взаимодействии в группе. Воспитывать уважение к деятельности тех людей, которые способны думать масштабно, в соответствии с интересами народа и государства.
Методы: исследовательская беседа, «Джигсо», «ТРИЗ»
Ключевая идея: Без людей нет истории. Без выдающихся правителей – нет великого государства. Без летописцев – нет достоверных сведений об историческом пролом и настоящем.
Форма: «учёный кворум»
Приёмы: групповая работа, «Джигсо», «ТРИЗ»
Дети знают:
• Время правления Тауке (1680-1715(8)гг)
• Сын Салкам Жангира, внук Есим хана.
• Жети Жаргы – законы Тауеке.
• Тауке создал ханский совет и совет биев.
• Провёл реформы (наделил судебной властью хана и биев, исполнительная власть была у биев)
• Объединил жузы.
• Заключил союз с кыргызами и каракалпаками.
• 1710г –курултай в Каракорумах.
• Столица – Туркестан
Дети умеют: составлять портретную характеристику исторической личности, доказывать свои знания, владеют приёмами работы, анализировать историческую и современную действительность, работать в группах, составляют постер, «ТРИЗ»
• Новые подходы в преподавании и обучении: Ученики самостоятельно добывают знания из предложенных ресурсов, учатся «учиться». Исследовательская беседа.
• Развитие критического мышления: поиск аргументов. Размышление в действии.
• Оценивание для обучения и оценивание обучения: Формативное оценивание используется при постановке целей, организации работы групп, выполнении заданий и их представлении. Предварительная оценка работы лидера группы своих участников. Сумативная оценка учителя на основании работы в группе, презентации работы и участия в каждом задании урока. Учитель по ходу урока ведёт дневник наблюдения.
• Использование ИКТ: по окончании обсуждения аргументов, предлагается презентация о деятельности хана Тауке под запись в тетрадь.
• Развитие таланта и одарённости обучающихся: «Джигсо», ТРИЗ.
• Учёт возрастных особенностей обучающихся: распределение ролей в группах для участия каждого ребёнка в работе группы и достижения общего результата.
• Управление и лидерство в обучении: Учитель управляет учебным процессом. Время выступления учителя – 7-9 минут за урок. Учитель по ходу урока ведёт дневник наблюдения, комментирует ответы учеников, оценки.Цель урока: научить обучающихся находить доказательства уникальности и значимости деятельности хана Тауке в масштабах государства, давать развёрнутую характеристику историческому лицу, определять приоритеты развития государства в реальных исторических условиях. Развивать умение работать с алгоритмом характеристики исторической личности, приёмом «Джигсо», «ТРИЗ» коммуникативную компетенцию при взаимодействии в группе. Воспитывать уважение к деятельности тех людей, которые способны думать масштабно, в соответствии с интересами народа и государства.
Методы: исследовательская беседа, «Джигсо», «ТРИЗ»
Ключевая идея: Без людей нет истории. Без выдающихся правителей – нет великого государства. Без летописцев – нет достоверных сведений об историческом пролом и настоящем.
Форма: «учёный кворум»
Приёмы: групповая работа, «Джигсо», «ТРИЗ»
Дети знают:
• Время правления Тауке (1680-1715(8)гг)
• Сын Салкам Жангира, внук Есим хана.
• Жети Жаргы – законы Тауеке.
• Тауке создал ханский совет и совет биев.
• Провёл реформы (наделил судебной властью хана и биев, исполнительная власть была у биев)
• Объединил жузы.
• Заключил союз с кыргызами и каракалпаками.
• 1710г –курултай в Каракорумах.
• Столица – Туркестан
Дети умеют: составлять портретную характеристику исторической личности, доказывать свои знания, владеют приёмами работы, анализировать историческую и современную действительность, работать в группах, составляют постер, «ТРИЗ»
• Новые подходы в преподавании и обучении: Ученики самостоятельно добывают знания из предложенных ресурсов, учатся «учиться». Исследовательская беседа.
• Развитие критического мышления: поиск аргументов. Размышление в действии.
• Оценивание для обучения и оценивание обучения: Формативное оценивание используется при постановке целей, организации работы групп, выполнении заданий и их представлении. Предварительная оценка работы лидера группы своих участников. Сумативная оценка учителя на основании работы в группе, презентации работы и участия в каждом задании урока. Учитель по ходу урока ведёт дневник наблюдения.
• Использование ИКТ: по окончании обсуждения аргументов, предлагается презентация о деятельности хана Тауке под запись в тетрадь.
• Развитие таланта и одарённости обучающихся: «Джигсо», ТРИЗ.
• Учёт возрастных особенностей обучающихся: распределение ролей в группах для участия каждого ребёнка в работе группы и достижения общего результата.
• Управление и лидерство в обучении: Учитель управляет учебным процессом. Время выступления учителя – 7-9 минут за урок. Учитель по ходу урока ведёт дневник наблюдения, комментирует ответы учеников, оценки.
Тауке лесон стади.docx
Тема: «Хан Тауке – выдающийся государственный деятель Казахского государства».
Цель урока: научить обучающихся находить доказательства уникальности и значимости деятельности хана Тауке в масштабах государства, давать
развёрнутую характеристику историческому лицу, определять приоритеты развития государства в реальных исторических условиях. Развивать умение
работать с алгоритмом характеристики исторической личности, приёмом «Джигсо», «ТРИЗ» коммуникативную компетенцию при взаимодействии в
группе. Воспитывать уважение к деятельности тех людей, которые способны думать масштабно, в соответствии с интересами народа и государства.
Методы: исследовательская беседа, «Джигсо», «ТРИЗ»
Ключевая идея: Без людей нет истории. Без выдающихся правителей – нет великого государства. Без летописцев – нет достоверных сведений об
историческом пролом и настоящем.
Форма: «учёный кворум»
Приёмы: групповая работа, «Джигсо», «ТРИЗ»
Дети знают:
Дети умеют: составлять портретную характеристику исторической личности, доказывать свои знания, владеют приёмами работы, анализировать
историческую и современную действительность, работать в группах, составляют постер, «ТРИЗ»
Время правления Тауке (16801715(8)гг)
Сын Салкам Жангира, внук Есим хана.
Жети Жаргы – законы Тауеке.
Тауке создал ханский совет и совет биев.
Провёл реформы (наделил судебной властью хана и биев, исполнительная власть была у биев)
Объединил жузы.
Заключил союз с кыргызами и каракалпаками.
1710г –курултай в Каракорумах.
Столица – Туркестан
Новые подходы в преподавании и обучении: Ученики самостоятельно добывают знания из предложенных ресурсов, учатся «учиться».
Исследовательская беседа.
Развитие критического мышления: поиск аргументов. Размышление в действии.
Оценивание для обучения и оценивание обучения: Формативное оценивание используется при постановке целей, организации работы
групп, выполнении заданий и их представлении. Предварительная оценка работы лидера группы своих участников. Сумативная оценка учителя на
основании работы в группе, презентации работы и участия в каждом задании урока. Учитель по ходу урока ведёт дневник наблюдения.
Использование ИКТ: по окончании обсуждения аргументов, предлагается презентация о деятельности хана Тауке под запись в тетрадь.
Развитие таланта и одарённости обучающихся: «Джигсо», ТРИЗ.
Учёт возрастных особенностей обучающихся: распределение ролей в группах для участия каждого ребёнка в работе группы и
достижения общего результата.
Управление и лидерство в обучении: Учитель управляет учебным процессом. Время выступления учителя – 79 минут за урок. Учитель
по ходу урока ведёт дневник наблюдения, комментирует ответы учеников, оценки. Дата: 11.03.16г.
Время:
1.Орг. момент
1 мин.
2.Опрос
3.Вступительное
слово учителя
4.Целеполагание
5.Работа в
группах
Метод
«Джигсо»
6.Выступления
групп
Действия учителя
Действия ученика
ресурсы
Проверить готовность класса к уроку.
Психологический настрой
Тесты
Историю творят люди. Ни одно историческое событие
не происходит без людей. «Великий человек придаёт
событиям печать своей индивидуальности, но не в
этом его главное значение. Он велик тем, что у него
есть особенности, делающие его наиболее способным
для служения великим общественным нуждам своего
времени, возникшим под влиянием общих и особенных
причин». Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность
хана Тауке.
Как вы думаете, почему тема стоит под знаком
вопроса?
Почему период правления хана Тауке назван
«золотым веком» Казахского ханства.
1 гр. Определить причины ослабления Казахского
ханства (внутреннее положение)
2 гр. Выяснить влияние внешних факторов на
ослабление Казахского ханства.
3 гр. Выяснить причины укрепления верховной власти
при Тауке хане. Жетыжаргы.
4 гр. Определить причины укрепления
международного положения Казахского ханства при
хане Тауке.
По ходу выступления групп учитель комментирует
выступления учащихся.
Психологический настрой.
Решают тесты
Раздаточный материал
Учащиеся делают свои предположения и
высказывают своё мнение.
Составляют постеры на заданные темы.
Учебник «История
Казахстана» 7 класс,
маркеры, ватман.
Учащиеся выступают с постерами. По ходу
выступления групп учащиеся слушая новый
материал составляют «ТРИЗ»
было
стало
Раздаточный материал 7.Рефлексия
Приём
«Чемодан,
корзина,
мясорубка»
8.Домашняя
работа
Предлагается три больших листа, на одном из
которых нарисован огромный чемодан, на втором
мусорная корзина и на третьем мясорубка. На
желтом листочке, который затем приклеивается к
плакату с изображением чемодана, необходимо
зафиксировать наиболее важный момент, который он
вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать
с собой и использовать в своей деятельности.
На синем листочке то, что оказалось ненужным,
бесполезным и что можно отправить в «мусорную
корзип, . т. е. прикрепить ко второму плакату.
Серый листок это то. что оказалось интересным, но
пока не готовым к употреблению в своей работе. Что
нужно еще додумать, доработать, «докрутить»,
отправляется на лист «мясорубка»
Параграф № 41. Написать эссе «Хан Тауке –
выдающийся государственный деятель Казахского
государства».
Листочки пишутся анонимно и по мере
готовности приклеиваются участниками
самостоятельно.
Изображение чемодана,
корзины, мясорубки,
стикеры.
Записывают домашнее задание в дневники.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Деятельность хана Тауке:
1.Тауке вступил на престол в 1680 году.
2.С его именем связано укрепление государственности казахов,
3. утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в ЦентральноАзиатском регионе.
4.Особое место в реформаторской деятельности хана Тауке занимала проблема создания правовой системы Казахстана.
5.Тауке успокоил племена после гибельных междоусобий,
6.он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими.
7.Он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе, он соединил слабые роды воедино для сопротивления сильным, а сильных усмирил и
дал всем вообще законы...
8.Тауке хан всемерно укреплял дружеские отношения с соседями. Были установлены дипломатические отношения с Бухарой
9.В период между 16861693 годами Тауке хан отправляет послов в Россию, с целью укрепления торговых отношений между странами.
10. Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов
11. Тауке проводил ежегодные консультации с биями (Совет биев)
12. Свод законов под названием "Жет i Жар ғ ы" (Семь установлений)
Земельный закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
Семейнобрачный закон, устанавливавший порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные
права членов семьи.
∙ Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военноначальников.
∙ Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
∙ Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
∙ Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
∙ Закон о вдовах (Жес i р дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к
ним общины и родственников умершего.
13.Через законы Тауке были установлены лозунги всех племен, родов и отличительные знаки всего материального богатства, применялись меры для
укрепления авторитета ханской власти.
14. Наряду с этим в практику была введена новая система налогов.
15. На курултае 1710 года объединил казахов для борьбы с джунгарами.
Приложение №2
Внешняя политика:
Создание военного союза казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на некоторое время натиск джунгар на казахские земли. Именно поэтому во
многих источниках Тауке хана называют “ханом казахов, киргизов и каракалпаков”.
Для организации отпора джунгарам, в 1710 году хан Тауке проводил курултай казахских жузов, где было создано объединенные войско во главе
Богенбай батыром.
С 1686 по 1693 гг. Тауке хан направил пять посольств в Сибирь, с целью создания военного союза против джунгар и установления казахскорусских
торговых отношений.
Внутренняя политика:
Нормализовал политическую ситуацию, ликвидировал раздробленность казахских земель и подчинил её к централизованной власти.
Совет биев превратил в важнейший орган, в задачи которого входило решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики ханства.
Совет биев созывался с участием наиболее влиятельных биев из казахских жузов: от Старшего – Толе бия, от Среднего – Казбек бия, от Младшего –
Айтеке бия.
При нем был составлен свод норм обычного права “Жеты Жаргы” (Семь установлений) определивши основные принципы правопорядка и
государственного устройства.
Время правления хана Тауке отличалось относительным спокойствием и названа в историй годами, когда “жаворонки клали яйца на овцах”.
В конце XVII века нормы обычного права были дополнены при хане Тауке в виде единого свода под названием “Жеты Жаргы” (Семь
установлений). При составлении “Жеты Жаргы” участвовали представители всех трех жузов. Это свод законов “Жеты Жаргы” содержит:
а) нормы административного, уголовного, гражданского права;
б) положения о налогах и религиозных воззрениях;
в) порядок управления ханством;
г) узаконивание различных сборов в пользу хана и биев; д) наказания за совершенные преступления.
Административное устройства.
Хан – титул правителя обладавшего гражданской, административной, судебной и военной властью. Ханом избирали только из Чингизидов. Личная
охрана ханов – толенгуты.
Ханский Совет состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен.
Курултай собрания представителей трех жузов, один раз в год созывался для решения общих вопросов общественной жизни ханства, особенно
военных, дипломатических, решения территориальных споров и т.д.
Городская верхушка – это чиновники местной администрации: везири, вакили, хакимы, даруга, мустауфи,назначавшиеся ханами или удельными
правителями.
Казахское ханство изза патриархальнофеодальных отношений не сложилось в централизованное государство.
Существовала улусная система. Во главе улусов – султаны, Чингизиды из ханского рода. Территория улуса называлось юртом. По свидетельству Ибн
Рузбихана, в начале XVI века казахское ханство состояло – десять улусов. Каждый улус состоял примерно из 10 тыс. семей. Несколько семей
составляли колено, определенное количество колен составляло – род или племя.
Казахское общество в эпоху средневековья по развитию социальноэкономических отношений находилась на уровне патриархальнофеодальных
отношений, а сложившаяся казахская государственность была феодальной.
В 1718 году после смерти хана Тауке в Туркестане усилились джунгарские нашествия и политическая раздробленность казахских земель.
“Жеты Жаргы” юридический закрепляли нормы средневекового казахского общества. В них были самым тщательным образом изложены нормы
административного, уголовного, гражданского права, а также положение о налогах, религиозных воззрениях, семейных отношениях, то есть
охватывали практически все стороны жизни казахского общества.
Приложение №3
ТРИЗ «Анализ достижений хана Тауке»
Стало
Было
1.Раздробленность ханства
казахов
2.Войны за пастбищные угодья.
3.Сбор налогов в пользу
удельных ханов, а не великого
хана
4.Война ханов за власть.
5.Опустошительные набеги
джунгар.
6.Власть ханов без опоры на биев.
7.Вражда с Бухарой
Приложение №4
Вариант 1 Тест на тему: «Хан Есим»
1. В 1598 году Сибирское ханство попало под власть
A) Астраханского ханства B) Казахского ханства C) Могульского ханства D) Русского государства E) Крымского ханства
2. Изменение во внутриполитическом положении Казахского государства усиление феодальных междоусобиц наблюдается с
A) начала XVI в. B) конца XVIII в. C) начала X VII в. D) конца XV в. E) начала XV в.
3. Проходившая в годы правления хана Есима казахскобухарская война длилась более 20 лет и закончилась тем, что
A) хан признал свое поражение B) казахи изгнаны за Сырдарью C) казахи изгнаны из Семиречья D) бухарский хан одержал победу
E) казахи признали свое поражение
4. В результате успешной внешней политики хана Есима в состав Казахского ханства вошел город
A) Хива B) Самарканд C) Бухара D) Ташкент E) Сайрам
5. Главной причиной воин между казахскими ханами и Шайбанидами в регионе Сырдарьи является борьба за
1) водопои 2) зимние пастбища 3) власть в Мавераннахре 4) влияние на кочевые племена 5) города 6) торговые пути 7) утверждение ислама
8) влияние на Могулистан
6. В 15981628 гг. Казахским государством правил хан___________
7. Границы Русского государства придвинулись к Казахскому ханству в связи с распадом_____________
8. После смерти хана Тауекеля ханский титул перешел к его младшему брату Есиму, который правил в ____________гг.
Вариант 2
Тест на тему: «Хан Есим»
1. В начале XVII в. во внутриполитическом положении Казахского государства происходят изменения
A) усилились феодальные междоусобицы B) концентрируется власть C) Чингизиды отстраняются от власти D) начинается классовая борьба
E) «кара суеки» допускаются к власти
2. В годы правления Есима бухарский хан, расторгнув договор, начал новые походы с целью изгнать казахов
A) за Сырдарью B) за Амударью C) из Семиречья D) из Мангышлака E) из Сыгнака
3. Правовые вопросы, нормы взаимоотношений между людьми и пользования пастбищами нашли отражение в документе конца XVI начала XVII вв. A)
«Исконный путь хана Есима.» B) «Жеты Жаргы» C) «Прямой путь Касыма» D) «Реформа Аблая» E) «Устав об оренбургских киргизах»
4. В годы правления хана Есима в 15981628 гг.
1) город Ташкент вошел в состав Казахского ханства 2) казахи были изгнаны за Сырдарью 3) бухарский хан, расторгнув договор, начал новые походы 4) казахи
были изгнаны из Семиречья 5) хивинский хан, расторгнув договор, начал новые походы 6) город Бухара вошел в состав Казахского ханства 7) город Хива вошел в
состав Казахского ханства 8) Чингизиды отстраняются от власти
5. Внешне политическое положение Казахского ханства первой половине XVII в. характеризуется тем, что
1) с образованием Джунгарского ханства возросла опасность потери земель на востоке 2) возросла опасность со стороны Китая 3) возросла опасность со стороны
Могулистана 4) возросла опасность проникновения в Западную Сибирь России 5) 20летняя война закончилась поражением бухарского хана 6) заключен союз с
Джунгарией и Китаем 7) 20летняя война закончилась поражением казахов 8) заключен союз с Россией против Китая
7. В15821598 гг. правителем Казахского ханства был____________
8. В годы правления Есима бухарский хан, расторгнув договор, начал новые походы, начавшаяся казахскобухарская война длилась более___________лет
Дескрипторная карта для оценивания деятельности групп
критерии
выступающие от групп выступления
1. ф.и. учка
2. ф.и. учка
3. ф.и. учка
4. ф.и. учка
5. ф.и. учка
продуман план
выступления
грамотность
содержательность
доступность
внимательно
слушают
выступление
других групп
качество ответов
на вопросы
общее количество
баллов
оценка
Минимальный балл 1, максимальный балл 5
Дескрипторная карта для оценивания деятельности участника группы
ФИ ученика
участие в
обсуждении,
приводит
доказательства
, факты, идеи
участвует в
обобщении,
выдвижении
общего
решения от
группы
помогае
т другим
членам
группы
умеет
выражать
свои
мысли,
выступает
от имени
группы
итог
о
оценка
максимальный балл
3
3
2
2
10
«отлично» «5»
1.
2.
3.
4.
5.
6. Если по итогам оценивания ученик набрал:
от 04 – «2»
от 56 – «3»
от 78 – «4»
от 910 – «5»
Методическая разработка урока по истории Казахстана ": «Хан Тауке "
Методическая разработка урока по истории Казахстана ": «Хан Тауке "
Методическая разработка урока по истории Казахстана ": «Хан Тауке "
Методическая разработка урока по истории Казахстана ": «Хан Тауке "
Методическая разработка урока по истории Казахстана ": «Хан Тауке "
Методическая разработка урока по истории Казахстана ": «Хан Тауке "
Методическая разработка урока по истории Казахстана ": «Хан Тауке "
Методическая разработка урока по истории Казахстана ": «Хан Тауке "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.