Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Оценка 4.8
Лекции
docx
история
10 кл—11 кл
03.02.2018
Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»
Чем дальше уходит от нас война, чем меньше остаётся живых её участников и свидетелей, тем дороже память, тем важнее доводить до осознания молодёжи всю важность великой Победы в Великой Отечественной войне, рассказывать о простых людях, которые по воле рока стали героями, отдав свои молодые жизни ради мирного будущего. Студенты должны хорошо знать историю своей страны, особенно, такую важную страницу, как вторая мировая война. Эту задачу помогают решать уроки истории. Тема “Вторая мировая и Великая Отечественная войны” занимает особое место в истории.
УРОК ПО ИСТОРИИ (ОТКР.).docx
Приложение 1. Заявка на участие в конкурсе  «Современный урок истории с использованием ИКТ .» 1 ФИО педагога – Агафонова Светлана Владимировна 2 Адрес, с индексом (Телефон, Email) – 442600, Пензенская область, г. Спасск,  ул. Коммунальная, д. 45, т. 89273840217( сертификат выслать обычным  письмом на указанный адрес) 3 ОУ (школа или другое ОУ) – ГБОУ СПО «Спасский колледж  профессиональных технологий и бизнеса» 4 Группа педагогов – преподаватели общеобразовательных дисциплин СПО,  НПО 5 Номинация­ Разработка урока 6 Класс обучающихся­ 2 курс НПО, СПО. 7 Тема методической разработки­«СССР в годы Великой Отечественной  войны» 8 Откуда вы узнали об «МАУНЕД»?­ из Интернета Методическая разработка урока по истории. Тема урока: «СССР в годы Великой Отечественной войны» Тип урока: комбинированный. Цель урока: обратить внимание студентов на периодизацию Великой  Отечественной войны, повторить основные события каждого периода. Задачи: 1)образовательные: проконтролировать степень усвоения студентами знаний  по теме, привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению  истории, познакомить  с героями Великой Отечественной войны. 2) развивающие: продолжить работу над развитием речи студентов, развивать  умение выступать с сообщением, продолжать формирование навыков  выполнения проблемного задания. 3) воспитательные: воспитание чувства гордости за свою Родину и народ,  воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, показать  величие духа  советских воинов в годы Великой Отечественной войны                                    План урока. I.Организационная часть ( проверка готовности к уроку,  сообщение целей  урока). II.  Основная часть. 1).Нападение Германии на СССР. План «Барбаросса». 2) Причины отступления Красной Армии в 1941 году. 3) Оборонительные бои Красной Армии. Потери. 4) План «Тайфун». Битва под Москвой. 5) Значение битвы под Москвой. 6) Сталинградская битва. 7) Значение Сталинградской битвы. 8) Битва на Курской дуге. Танковое сражение под Прохоровкой. 9) Значение Курской битвы  10)  Битва за Берлин. III. Закрепление материала, выполнение заданий. IV. Выводы, оценки.  V.Домашнее задание. Оборудование к уроку: презентация к уроку, карта « Великая Отечественная война». Пояснительная записка.  Чем дальше уходит от нас война, чем меньше остаётся живых её участников и  свидетелей, тем дороже память, тем важнее доводить до осознания молодёжи  всю важность великой Победы в Великой Отечественной войне, рассказывать  о простых людях, которые по воле рока стали героями, отдав свои молодые  жизни ради мирного будущего. Студенты должны хорошо знать историю  своей страны, особенно, такую важную страницу, как вторая мировая война.  Эту  задачу помогают решать уроки истории. Тема “Вторая мировая и  Великая Отечественная войны” занимает особое место в истории. Все дальше  уходят события этого периода, достоверность источников ставится под  сомнение, меньше становится и свидетелей тех лет. Появляются фильмы,  книги, статьи, высказывания, откровенно фальсифицирующие факты истории.  В них подвергаются ревизии итоги Второй мировой войны, значение победы  народов СССР и роль СССР в целом. Все это делает необходимым в курсе  истории обратить внимание студентов на особенно актуальные сегодня  вопросы мировоззренческого характера. В системе гражданско­ патриотического воспитания студентов эта тема дает возможность раскрыть  спорные, сложные и неоднозначные проблемы, связанные с темой войны. На  текущих уроках, в силу ограниченности времени, учитель не всегда успевает  углубиться в отдельные вопросы, интересующие студентов, так как они имеют свое представление о событиях войны, формирующееся из СМИ, общения в  семье и в кругу сверстников. Данный урок направлен на формирование  духовной культуры через деятельность по осмыслению жизни, воспитание  чувства патриотизма, приобщение к культуре и истории своего народа. Это  мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную  направленность, способствует формированию личностных качеств,  гражданской позиции, уважения к старшему поколению. Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой  Отечественной войны». ( слайд 1) Учитель: Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблёкли, Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, ( слайд 2) И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких­то пять минут осталось. ( слайд 3) Я не случайно начала урок с этих строк. Как вы уже поняли, тема нашего  сегодняшнего урока – Великая Отечественная война. Сегодня мы совершим  экскурсию по страницам Великой Отечественной войны. Наша задача –  повторить основные события Великой Отечественной войны, вспомнить о  героях, которые заплатили непомерную цену во имя нашей Победы. Итак,  вспомним, как всё начиналось. ( «Священная война») ( слайд 4) Студент: В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные наряды и  дозоры пограничников, которые охраняли западный государственный рубеж  Советской страны, заметили странное небесное явление. За пограничной  чертой, на западном крае чуть светлеющего предутреннего неба, вдруг  появились какие­ то новые, невиданные звёзды. Они усеяли собой весь  горизонт, и вместе с их появлением оттуда, с запада, донёсся рокот  множества моторов. Сотни германских самолётов с зажжёнными бортовыми  огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Фашистские войска принялись осуществлять так называемый план  «Барбаросса» ­ план молниеносной войны против Советского Союза.  Окружить и уничтожить основные силы советских войск ещё по правую  сторону Днепра, близ границы, ­ такова была задача, поставленная  гитлеровским генеральным штабом. 22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут  немецкая армия начала свое мощное вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая Отечественная война.  ( Голос Левитана о начале ВОВ)          Тот самый длинный день в году          С его безоблачной погодой          Нам выдал общую беду          На всех, на все четыре года.          Она такой вдавила след          И стольких в землю положила,          Что в двадцать лет, и в сорок лет          Живым не верится, что живы. Вражеская авиация нанесла первый удар по всей приграничной полосе на  глубину свыше 400 км. Воздушным бомбардировкам подверглись Мурманск,  Лиепая, Рига, Каунас, Смоленск, Киев, Житомир, Кронштадт, Измаил,  Севастополь. 22 июня созданы три фронта: Западный, Северо­западный и  Юго­западный. 23 июня созданы Северный и Южный фронты. В первый день  войны советская авиация потеряла около 1200 самолетов. 23 июня создана  Ставка Верховного Главнокомандования под председательством Тимошенко,  которая впоследствии была преобразована  в Ставку Верховного  Главнокомандования во  главе со Сталиным. К концу первого дня наши  войска отступили на 40 км, за два дня­ на 100 км. Самое тяжелое положение  сложилось на Западном фронте. К 9 июля немцы окружили и разгромили  войска Западного фронта. В немецком плену оказались 323 тысяч человек. На  Северо­западном фронте : немцы взяли Псков, возникла угроза прорыва к  Ленинграду. На Юго­западном фронте наши войска сорвали немецкий план по окружению советских войск в районе Львова. За три недели боев были  оставлены Латвия, Литва, Белоруссия, значительная часть Украины и  Молдавии. ( слайд 5) Учитель: В чём заключается причина неудач Красной Армии на начальном  этапе войны? Студент: Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и  командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск  фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось  уничтожить много наших самолётов. Многие командиры и политработники  совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. А  опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных  своей стране, Сталин объявил врагами народа и расстрелял. Огромный ущерб  обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей  войны. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же  бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату. Студент: В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники:  танков, самолётов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз  только приступил к перевооружению нашей армии и флота. Студент: Советские войска были атакованы внезапно. Войска,  переброшенные к границе, не были развёрнуты для боевых действий. Многие  части не были доукомплектованы до штатов военного времени. Не на  должном уровне находились транспортные средства и связь. Сказался урон,  понесённый в первые дни войны. На службу Германии была поставлена вся  экономика Европы. ( слайд 6) Учитель: Одно из первых сражений войны произошло у пограничной  Брестской крепости. Её защитники около месяца вели непрерывные бои. Летом 1944 года, во время мощного наступления наших войск в Белоруссии,  Брест был освобожден. 28 июля 1944 года советские воины впервые после  трех лет фашистской оккупации вошли в Брестскую крепость. Почти вся крепость лежала в развалинах. По одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости происходивших здесь боев. Эти  груды развалин были полны сурового величия, словно в них до сих пор жил  несломленный дух павших борцов 1941 года. "Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюбов, Михайлов, Селиванов В. Мы  приняли первый бой  22.VI.1941. Умрем, но не уйдем!" ­ было написано на  кирпичах наружной стены близ Тереспольских ворот.    В западной части казарм в одном из помещений была найдена такая надпись: "Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умрем как герои.  Июль. 1941".     Каждый день над крепостью на смену бомбардировщикам появлялись  маленькие трескучие самолеты, разбрасывавшие листовки. В этих листовках  говорилось о том, что германские войска заняли Москву, что дальнейшее  сопротивление бессмысленно. Потом стали сбрасывать листовки с  обращениями непосредственно к гарнизону крепости, где немецкое  командование предлагало защитникам крепости "почетную капитуляцию". Но  на все эти призывы крепость отвечала огнем.    День ото дня тон этих обращений становился все более угрожающим. Над  северными воротами крепости появилось полотнище, на котором было  написано: "Все умрем, но крепости не сдадим!"    При этом враг применял тяжелые фугасные бомбы, взрывов которых не  выдерживали самые мощные крепостные строения, а в глубоких подвалах, где укрывались бойцы, трескались бетонные полы, и у людей от сотрясения  воздуха шла кровь из носа и ушей. Особенно сильную бомбежку крепости предпринял противник в воскресенье,  29 июня.  В крепости горело все, что могло гореть. Эти пожары возникли на  рассвете 22 июня и не прекращались ни на час в течение более чем месяца.    Стояли жаркие летние дни, и с каждым днем становился все более  нестерпимым запах разложения.     По ночам защитники крепости выползали из укрытий, чтобы убрать трупы.  Но убитых было столько, что их не успевали даже слегка присыпать землей.    Не хватало пищи. Почти все продовольственные склады были разрушены  или сгорели в первые часы войны.     Не было медикаментов, не было перевязочных средств. Но самой жестокой мукой для раненых и для здоровых бойцов была  постоянная, сводящая с ума жажда. Водопровод вышел из строя в первые же  минуты немецкого обстрела. Колодцев внутри крепости не было, не оказалось и запасов воды. В первый день удавалось набирать воду из Буга и Мухавца,  но, как только противник вышел к берегу, он установил в прибрежных кустах  пулеметы, обстреливая все подступы к реке. И все же ночами бойцы порой  доставали воду. Прежде всего, воду надо залить для охлаждения в кожухи  станковых пулеметов "максим", которые без этого могут перегреться и выйти  из строя. Вся же остальная вода поступала в подвалы ­ для детей, раненых и  женщин, и эту драгоценную влагу, мутную и розоватую от крови, с  величайшей тщательностью делили между ними, отмеряя каждому один  скупой глоток в крышечку от немецкой фляги. В последние дни июня  особенно напряженная борьба шла на северном участке Центрального  острова, около трёхарочных ворот, где сражались бойцы Зубачева и Фомина ­  главное ядро осажденного гарнизона.      Немцам удалось занять несколько казарменных отсеков, примыкающих к  трёхарочным воротам с запада. Крайние помещения были  до половины окон  завалены убитыми гитлеровцами и телами советских бойцов, но и на этих  горах трупов по­прежнему яростно дрались гранатами, штыками, прикладами, и всякий раз противнику не удавалось закрепиться в этих ключевых комнатах. Тогда немецкое командование послало к воротам подрывников. Мощные  толовые заряды спускались по дымовым трубам в первые этажи, внезапные  взрывы обрушивали на головы бойцов потолки и стены, и здание постепенно,  метр за метром, превращалось в развалины, под которыми гибли последние  защитники этого рубежа. Не считаясь с потерями, враги продолжали наступать вглубь страны. Они  захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области  Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и  другим важным центрам страны. Беспримерный в истории по героизму и  стойкости стала 900­ дневная оборона Ленинграда. ( слайд 7) Студент: Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и  патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого  военно­морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941  года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения  Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования  этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём  обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха  сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении  хотя бы части населения этого большого города». Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование  бросило к Ленинграду огромные военные силы­ более 40 отборных дивизий,  более 1000 танков и 1500 самолётов. Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая  дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии,  Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В помощь советским воинам в  Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской  области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли  отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины. Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941  года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днём  фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с  самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики,  дети. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был  превращен в город­ крепость. Ленинградцы построили 35 километров  баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды  противовоздушной обороны, на заводах и фабриках­ отряды по их охране  организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. Учитель: В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение  населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта –  горючим, заводов и фабрик – сырьём и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днём. Постепенно  сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года  они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно­  технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а  служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 граммов в день! Муки в этом  хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Кто имел  дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941­1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и  электроэнергии. Истощённые голодом, обессилевшие и измученные  непрерывными  бомбёжками и обстрелами, ленинградцы жили в не  отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стёкла  были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замёрзли  водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на  набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду в быстро  замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять её домой. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам  приходилось ходить пешком по занесённым снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб  из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках  или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завёрнутых в простыни ( дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнурённые люди умирали прямо на улицах.  Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми перенесли  дети и подростки. Склонившись под мглой снеговою, Девчонка с ведёрком пустым Чуть движется…А за Невою  Клубится пожарища дым. А там, меж сугробов горбатых, Где трудно и взрослым шагать, На саночках узких ребята Везут свою мёртвую мать… На развороченном пути Стоит мальчишка лет пяти. В глазах расширенных истома, И щёки белые, как мел. « Где твоя мама, мальчик?» ­ «Дома.» ­ «А где твой дом, сынок?» ­ «Сгорел.» Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит. Он тоже знает: хлеба нет. ( слайд 8) Студент: Многие знают печальную историю 11­ летней ленинградской  школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на  Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её  сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник.  Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о  том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. ( экране – странички из записной книжки Тани Савичевой): «Женя умерла 28 дек. в 12.00час. утра 1941г.» «Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. Дня 1942 г.» «Лека умер 17 марта в 5 час. Утра 1942 г.» «Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. Ночи 1942 г.» «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.» «Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.» «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». Учитель: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же  возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее  истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре  умерла. Враги надеялись, что тяжёлые лишения пробудят в ленинградцах низменные,  животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали,  что голодающие, мёрзнущие люди перессорятся между собой из­ за куска  хлеба, из­за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут  его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем  сознательно. Ленинград выжрет самого себя». (слайд 9) « Белый снег ложился на город, погруженный в мерзлоту. Мороз такой, что если б были птицы, они бы замерзали на лету. И от домов, промерзших, от заводов, на кладбища все новые следы, Ведь людям без огня и без воды, еще трудней, чем сквозь огонь и воду. Но город жив! Он выйдет из бомбежек, из голода, из горя, из зимы. И выстоит! Иначе быть не может: ведь это говорю не я, а мы!» Полководец, руководитель 2 фронта Эйзенхауэр сказал сыну: “Том, если бы  это случилось у нас, ни один город не выдержал бы…” Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто  пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно  страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу. В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом…» есть  воспоминания Ольги Николаевны Полёвой и Зари Александровны  Малютиной, бывших в блокадные дни школьницами. «Помню, в булочной мне сделалось плохо,­ рассказывает Ольга Николаевна, ­  и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку  упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул». «А мне запомнилось,­ рассказывает Заря Александровна, ­ как в страшную  зиму сорок первого года стояла в уголке булочной на Социалистической  маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего  скудного пайка маленький кусочек хлеба – по 5­10 граммов. А ведь это был  для каждого из них кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнёт  жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а  дома осталась маленькая сестрёнка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб  для неё». Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли  в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и  топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского  озера. Но поздней осенью озеро замёрзло, и движение судов по нему  прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая  автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни. От неё  зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем  необходимым. 22 ноября 1941 года на ещё не окрепший лёд вышли первые  грузовики, вёзшие муку. И было так: на всём ходу Машина задняя осела. Шофёр вскочил, шофёр на льду. Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на 5 минут – пустяк. Поломка эта – не угроза, Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнёшь – опять сведёт. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб – 2 тонны? Он спасёт  16 тысяч ленинградцев. И вот в бензине руки он Смочил, поджёг их от мотора – И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофёра. Вперёд! Как ноют волдыри, Примёрзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне – до зари. 16 тысяч матерей Пайки получат на заре – 125 блокадных грамм  С огнём и кровью пополам. О, мы познали в декабре: Не зря «священным даром» назван Обычный хлеб, и тяжкий грех Хотя бы крошку бросить на земь. В январе 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград  получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы больше не  будут умирать от голода. Окончательный разгром фашистских войск под  Ленинградом был завершён через год. В честь выигранного сражения 27  января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют. За залпом залп. Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Ни утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом! ( слайд 10) Учитель: 6 сентября 1941 г. Гитлер издал директиву о наступлении на  Москву – операция «Тайфун». Немецкая группировка армий «Центр»  насчитывала свыше 1 млн. человек, 1700 танков, 950 самолетов. Наши войска: 770 танков, 364 самолета. Генеральное наступление на Москву началось 30  сентября 1941 г. Немцы прорвали оборону Западного фронта. В районе  Вязьмы в окружение попали 4 советские армии, в «котел» под Брянском  попали 3 армии. Студент:  Командование Западным фронтом возлагается на Жукова. Боеспособные  части перебрасывались с Дальнего Востока и из Средней Азии. Оборона  построена так, чтобы прикрыть самые уязвимые места : Волоколамский  укрепленный район ­16 армия Рокоссовского, Можайский район – 5 армия  Говорова, Малоярославецкий район – 43 армия Голубева, Калужский район –  49 армия Захаркина. 15 октября ГКО принимает постановление «Об  эвакуации столицы СССР города Москвы» в Куйбышев (ныне Самара). 19  октября в Москве введено осадное положение. В Германии уже были подготовлены газеты о взятии Москвы. 15­16 ноября­ второе наступление на Москву. Немцы пытались обойти  столицу с севера – через Клин и Солнечногорск, с юга – через Тулу и Каширу.  Завязались кровопролитные бои. В ночь на 28 ноября немцы форсировали  канал Москва­Волга в районе Яхромы, но дальнейшее их продвижение было  сорвано. ( слайд 11) Учитель: Не высыхали слёзы у России, Но жил в глазах неистребимый блеск. И слышать было нам невыносимо, Что гитлеровцам сдан уже  Смоленск. Как в прошлом веке, над столицей снова Захватчиков занесены мечи, Москва жила тревожно и сурово, Негромко говорили москвичи. И шли на запад тёмные составы, И надолбами обросла страна, Зубрили юноши военные уставы, Хотя не по уставам шла война. Вставали в строй всё новые солдаты И присягали: «Твой, Россия, сын!» Учило сердце так бросать гранаты, Чтоб их разрывы услыхал Берлин. Потери, и лишения, и беды­ Всё вытерпеть повелевала жизнь. Ну а к чему нам жизнь – то без победы?! Мы именем Отчизны поклялись. Военкоматские не запирались двери, От репродукторов не отходил народ. И никогда мы не теряли веры, Что будет май и сорок пятый год. Учитель: Хотя враг находился совсем близко, в Москве 6 ноября, как  обычно, состоялось торжественное заседание, посвящённое 24­ й годовщине  Великой Октябрьской социалистической революции. Необычным было только место его проведения – зал станции метро «Маяковская». 7 ноября на  Красной площади состоялся военный парад. Сразу же после парада воинские  подразделения уходили на фронт защищать Москву.  Защитники Москвы сражались за каждый оборонительный рубеж.  Бесчисленны примеры мужества и самоотверженности, проявленные ими на  подступах к Москве. ( слайд 12) Студент: 16 ноября 1941 года отряд из 28 стрелков дивизии под  командованием  генерала Панфилова занял оборону возле разъезда  Дубосеково. Утром, после сильной бомбардировки с самолётов, на них пошли цепи немецких автоматчиков, но герои­ панфиловцы отбили атаку. Тогда враг  бросил вперёд 20 танков. Но панфиловцы уничтожили 14 из них, остальные  повернули назад. Не успели воины перевязать раны, как на их окопы двинулись ещё 30 боевых машин. Тогда политрук Василий Клочков обратился к своим друзьям со словами: «Велика Россия, а отступать некуда – позади  Москва». Советские воины стояли насмерть. В одну из решающих минут боя  раненый политрук бросился со связкой гранат под танк и взорвал его. 18  танков и десятки автоматчиков потеряли немцы, но прорвать оборону на этом участке так и не смогли. За этот подвиг Василию Клочкову и другим  панфиловцам было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Студент: Записка  и письмо  партизанки Веры Поршневой матери.  29 ноября 1941 г. Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала!  Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо  мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья —  партизаны. Они уничтожат захватчиков.    Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть  не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят  оккупантов!    Наша победа недалека! 30 ноября 1941 г. Милая мамочка!    Пишу это письмо перед смертью. Ты его получишь, а меня уж не будет на  свете. Ты, мама, обо мне не плачь и не убивайся. Я смерти не боюсь...  Мамочка, ты у меня одна остаешься, не знаю, как ты будешь жить. Я думаю,  что Зоя тебя не бросит. Ладно, моя милая, доживай как­нибудь свой век.  Мама, я все же тебе немного завидую: ты хоть живешь пятый десяток, а мне  пришлось прожить 24 года, а как бы хотелось пожить и посмотреть, какая  будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты...    Писать кончаю, не могу больше писать: руки трясутся и голова не  соображает ничего — я уже вторые сутки не кушаю, с голодным желудком  умирать легче. Знаешь, мама, обидно умирать.    Ну ладно, прощай, моя милая старушка. Как хотелось бы посмотреть на вас, на тебя, на Зою, милого Женечку, если сохраните его, расскажите ему, какая  у него была тетя. Ну все. Целую вас всех и тебя, мою мамочку.    Твоя дочь Вера. Комсомолка Вера Поршнева одна из первых вступила в Молодотудский  партизанский отряд Калининской области. Ровесница Октября, она прошла  сложную и трудную школу жизни. Росла без отца, рано стала работать. До  войны была библиотекарем, литературным сотрудником районной газеты.  Много и упорно училась, охотно выполняла общественные поручения.    Когда враг захватил многие города и села западных районов Калининской  области, Вера окончила курсы пулеметчиц и добилась назначения в  партизанский отряд, где проявила себя находчивым и храбрым бойцом. По  заданию командования отряда партизанка проникла в немецкую комендатуру.  Она стала лучшей разведчицей отряда. При выполнении ответственного  задания в тылу врага Веру выдал предатель. Это произошло в небольшой деревушке Борисовке. Двенадцать дней гестаповцы истязали девушку,  допрашивали и глумились над нею.    Ничего не добившись, палачи пошли на хитрость: ее освободили. Используя  первую же представившуюся возможность, Вера решила скрыться и вернуться в отряд. Но за ней неотступно следили, и через два дня ее снова схватили и  бросили в каменный подвал одного из сараев.    Начались нечеловеческие пытки: загоняли раскаленные иглы под ногти,  выводили полуголую на мороз, не давали воды и еды. Но лишь ненавистью  наполнялись ее глаза, которые раньше, до войны, все называли добрыми.    Вера знала, что скоро наступит ее смерть, но ни о чем не жалела, была  уверена в победе над ненавистными фашистами. Ей было жаль свою мать. На  клочке серой бумаги Вера написала ей несколько строк — в них и боль  сердца, и разумное утешение, и уверенность в скорой победе. Но передать эту  записку незаметно не удалось. Незадолго до смерти она написала еще  небольшое письмецо, которое зашила под подкладку пальто.  Перед тем как  расстрелять ее, озверевшие гестаповцы на теле героини раскаленным железом  выжгли пятиконечную звезду. Вера Николаевна Поршнева погибла 21 декабря 1941 года.  Жители деревни похоронили ее за околицей, а когда пришла  Красная Армия, перенесли тело девушки в братскую могилу. И только тогда  была обнаружена под подкладкой ее пальто записка.    Первая записка в заверенной копии хранится в Центральном архиве ЦК  ВЛКСМ (папка по Калининской обл., л. 33—34). Письмо от 30 ноября 1941  года находится в Калининском областном краеведческом музее.  5­6 декабря 1941 года советские войска провели мощное контрнаступление  под Москвой. За 3 дня советские войска продвинулись на 40 км, а в  дальнейшем освободили Истру, Клин, Калинин, Волоколамск. К началу  января 1942 года враг был отброшен на 100­ 250 км от Москвы, было  освобождено 11 тысяч населённых пунктов. Какое значение имела победа советских войск под Москвой? ( слайд 13) Студент:  Московская битва­ это первая крупная наступательная операция Красной  Армии. Была ликвидирована угроза захвата Москвы. Был сорван план гитлеровского «блицкрига». В мире на СССР стали смотреть как на решающий фактор Второй мировой  войны. Учитель. С реализацией своих планов пришлось повременить Японии. После  разгрома немцев под Москвой Япония приняла решение «не нападать на  Россию» до весны 1942 года. Ты хочешь мира? Помни о войне! Забыть о ней хотелось бы и мне, Пока ещё таится под золой Огонь войны, неистовый и злой. Пока ещё оружие в цене, Почаще вспоминайте о войне. Долог и непосильно тяжел был путь к победе. Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. ( слайд 14) Студент: Крупнейший порт пяти морей ­ Балтийского, Белого, Каспийского,  Азовского и Черного, город с важнейшим железнодорожным узлом,  связывающим Поволжье с Москвой и Донбассом, с портами почти всех  вышеперечисленных морей, город ­металлург, выпускающий сталь и прокат,  алюминий и нефтепродукты, транспорт и суда, танки и орудия Сталинград  был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим  пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и  замыслов. К тому же фашисты мечтали взять реванш за разгром под Москвой,  поэтому сосредоточили на Сталинградском направлении всю свою силу и  мощь. Для нас сдача Сталинграда означала вступление в войну против  Советского Союза Японии и Турции. Так что у нас не было выбора. Вопрос  стоял так:"За Волгой для нас земли нет!"17 июля началась величайшая за всю  историю второй мировой войны Сталинградская битва. К 23 июля враг  сосредоточил против Сталинградского фронта 26 дивизий и достиг  превосходства над нашими войсками: в людях ­ в 1,4,в танках ­ в 2, в авиации  ­ в 3,5 раза.  Учитель: Открытые степному ветру,  Дома разбитые стоят. На шестьдесят два километра В длину раскинут Сталинград. Как будто он по Волге синей В цепь развернулся, принял бой, Встал фронтом поперек России – И всю ее прикрыл собой! Студент: С 12 сентября оборона Сталинграда возлагалась на 62­ю армию,  командование которой принял генерал В.И. Чуйков, и войска 64­й армии  генерала М.С. Шумилова. В этот же день немецкие войска после очередной  бомбардировки начали наступление на город со всех направлений. На севере  главной целью был Мамаев курган, с высоты которого хорошо  просматривалась переправа через Волгу, в центре немецкая пехота  пробивалась к железнодорожному вокзалу, на юге танки Гота при поддержке  пехоты постепенно продвигались к элеватору. 21 сентября на фронте от  Мамаева кургана немцы начали новое наступление силами пяти дивизий. Бои  в городе приняли затяжной характер. Войскам Паулюса недоставало сил,  чтобы окончательно сбросить защитников города в Волгу, а советским ­ чтобы выбить немцев с занимаемых позиций. Расстояние между противниками в  черте города составляло иногда несколько десятков метров. Борьба велась за  каждое здание, а иногда за часть здания, этаж или подвал. Учитель: Всему миру известен теперь дом сержанта Я.Ф. Павлова. Здесь  воевала13­я дивизия под командованием Родимцева. Гарнизон Павлова 58  дней оборонял дом. Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина­ защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена  защитников дома. На площади находится братская могила, в которой  похоронены воины 13 дивизии, погибшие в боях за Сталинград.  «Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом,  используя минометы, гранаты, пулеметы и штыки. Уже на третий день в  подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. «Линия фронта» проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из  соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идет  непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы  забрасываем друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма,  среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих  тел.Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в  таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных  боев. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами...» . Из письма  немецкого лейтенанта 24­й танковой дивизии ( слайд 15) Студент: 28 сентября Ставка образовала новый фронт ­ Донской. В его  состав вошли почти все армии Сталинградского фронта, кроме 62­й.  Командующим был назначен генерал К.К.Рокоссовский. Из состава Юго­ Восточного фронта, войска которого сражались в городе и южнее, был  образован Сталинградский фронт под командованием генерала А.И.  Еременко. Каждый фронт подчинялся непосредственно Ставке.  Учитель: Мы помним всех героев Сталинграда, Ушедших в вечность и живых. Их подвиг вечен, И потомкам надо Учиться доблести у них. Ведь в той войне во имя мирной жизни Они свершали подвиги свои. И защищали от врага Отчизну, Ведя жестокие бои. Пусть все колокола звонят во славу Солдатам – павшим и живым. А мы сполна, достойно и по праву Сыновний долг им отдадим! На подступах к Сталинграду героически сражался, стоял на смерть со своим  взводом наш земляк Василий Кочетков. 16 бойцов под его командованием  обороняли важную высоту – Казачий курган. Немцы бросили против храбрецов большой отряд итальянской пехоты. Гвардейцы встретили их  уничтожающим огнём. 4 раза итальянцы откатывали назад. Свыше 80 из них  нашли себе могилу у подножия высоты. Немцы бросили на кочетковцев своих  отборных автоматчиков. Гвардейцы достойно встретили их, немцы повернули  назад. На рассвете немецкое командование посылает 12 танков против 16  гвардейцев. Началась героическая битва. У защитников высоты не было  противотанковых ружей, но бойцы не дрогнули, в танки полетели связки  противотанковых гранат, головные танки остановились, объятые пламенем.  Затем бойцы подорвали ещё 2 танка, 6 танков повернули назад. Бойцы  бросились со связками гранат на вновь наступавшие на них танки,  преградившие им путь. В. Кочетков умер на кургане, политом своей кровью.  Так 16 русских сердец оказались сильнее сотен фашистов и прочнее немецкой брони. Студент: Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно  связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 года) и  наступательный (с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года). Наступление  советских войск получило название операция«Уран». Крупные группировки  войск Сталинградского и Юго­Западного фронтов прорвались на обоих  «румынских» флангах ­ на Дону и южнее Сталинграда ­ и начали охват группы армий«Б». Рокоссовский вспоминал: «Все попытки противника помешать  окружению оказались запоздалыми. Соединения гитлеровцев, танковые и  моторизованные, перебрасываемые из района Сталинграда к месту  образовавшегося прорыва, вводились в бой по частям и, попадая под удары  наших превосходящих сил, терпели поражение». 23 ноября войска Юго­ Западного и Сталинградского фронтов соединились восточнее Калача. Кольцо замкнулось. Началась более чем двухмесячная агония 6­й немецкой армии. 8  января 1943 года советское командование обратилось к Паулюсу с  ультиматумом: если он не согласится сдаться к 10часам утра следующего дня, все находящиеся в окружении будут уничтожены. Паулюс обратился с  запросом к Гитлеру, но тот категорически запретил капитуляцию. 10 января  началась последняя атака советских войск на 6­ю армию. Немецкие солдаты  сдавались в плен целыми ротами и батальонами. Зачистка «котла»  продолжалась до конца января, так как некоторые подразделения оказывали  сопротивление, иногда отчаянное. 30 января Паулюс отправил Гитлеру теплое поздравление по случаю 10­й годовщины прихода того к власти. В ответной  радиограмме, по­видимому, растроганный фюрер присвоил Паулюсу звание  генерал ­фельдмаршала и сообщил, что еще ни один германский фельдмаршал в плен не попадал. Паулюс все прекрасно понял, но стреляться не захотел и 1  февраля сдался со своим штабом на милость победителей. Последние  немецкие части сдались 2 февраля. Учитель: И наконец долгожданное сообщение Совинформбюро 2  февраля1943 года:“Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта закончили  ликвидацию немецко­фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда.  Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее  Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг  сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года  историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.” Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев,  по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот  момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной  территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков,  более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва  также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую.  Немецко­фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными  более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой  техники, оружия и снаряжения. В чём значение Сталинградской битвы? Студент: Эта битва положила начало коренному перелому в ходе Великой  Отечественной войны. После Сталинграда Красная Армия наращивала свою  наступательную мощь вплоть до Берлина. После Сталинградской битвы  началось наступление Закавказского фронта, и к весне 1943 года была  освобождена значительная часть Северного Кавказа. В январе 1943 года была  частично прорвана блокада Ленинграда. ( слайд 16) Учитель: Фашистское командование надеялось летом 1943 года взять реванш за поражение под Сталинградом. Гитлер подписал директиву о проведении на  Курском выступе наступательной операции «Цитадель». Для проведения  крупной наступательной операции фашисты избрали Курское направление.  Им казалось, что выдвинутый на запад Курский выступ создавал  благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и  перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на  внезапность танковых ударов на узких участках фронта. Советскому  командованию стало известно, что фашисты начнут наступление на рассвете 5 июля. Поэтому было решено нанести противнику упреждающий  артиллерийский удар. Это задержало наступление немцев на 3 часа.  12 июля  1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю  второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу во всей  Курской дуге . что отразилось на всём ходе дальнейшей войны. Проходило  оно на Прохоровском поле – третьем ратное поле России. В 2013 году вся  страна будет отмечать 70 лет этой великой битвы. Размах и напряжение противоборства СССР и нацистской Германии достигли  под Курском невиданного ранее масштаба и накала. В сражения с обеих  сторон в ходе битвы было последовательно вовлечено более четырёх  миллионов человек, около семидесяти тысяч орудий и миномётов, более  тринадцати тысяч танков и самоходных орудий и около двенадцати тысяч  боевых самолётов. ( слайд 17)   На Прохоровском направлении  Мертвые танки стоят. На Прохоровском направлении Не видно нигде солдат. Как будто в литавры – в железо Бьет ветер горячий с полей С той Курской дуги, что разрезана Стальною Россией моей. Земля здесь дымилась рекою И стала по праву равна Победной земле Куликова И мужеству Бородина. В знаменитом сражении под Прохоровкой отличился уроженец города  Спасска Иван Аляпкин. Студент: В Прохоровском сражении таран не был редкостью. Однако  танковый таран Аляпкина имел свой почерк. Действуя в группе прорыва,  экипаж « тридцатьчетвёртки» лейтенанта Тищенко, в котором старшина  Аляпкин был механиком – водителем, продвигался быстро, но осмотрительно. Пробившись в глубину обороны неприятеля, наши танкисты огнём и бронёй  разили гитлеровцев, наводя панику в их тыл. Проскочив далеко, 4  «тридцатьчетвёртки» натолкнулись на засаду 9 «тигров». В скоротечной  схватке наши подбили 5 чудовищ, одетых в броню. Те повредили 3 советские  машины. Остался один экипаж против четырёх вражеских. Старшина  Аляпкин, ловко маневрируя, кидал свою послушную «тридцатьчетвёрку» из  стороны в сторону, увёртываясь от снарядов « тигров». Бывалый водитель  выбирал удачно позиции, и его экипаж вёл прицельный пушечный огонь. 3  «тигра» получили повреждения и потеряли подвижность, но огонь всё же  вели. Один из снарядов попал в борт нашего танка: был убит командир,  тяжело ранен стрелок­ радист Кочеров. Второй снаряд заклинил башню.  Аляпкина контузило. Четвёртый «тигр» поспешил добить Т­34 с близкого  расстояния. Понял маневр врага Иван Аляпкин и, чуть выждав, пока тот  приблизится, рванулся ему навстречу. От сильного удара брони потерял  сознание и Аляпкин. А когда пришёл в себя, видит: обе машины горят.  Нашлись, однако, силы, выбрался. Огляделся и взялся за автомат…Не погиб  бесстрашный старшина, а немецкий экипаж отправил на тот свет. Пока  находился в госпитале, командир части сообщил родственникам Ивана  Аляпкина о том, что он в одном бою раздавил взвод противотанковых ружей  врага, в другом подбил 2 танка. Его бронемашина №601 прошла более  полутора тысяч километров, нанесла гитлеровцам громадный урон, оставаясь  непобедимой. Звание Героя Советского Союза И. М. Аляпкину присвоено,  когда ему шёл 22­й год. Учитель: Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось и спустя  месяц, 5 августа 1943 года, советские войска освободили Орел и Белгород. В  честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый  торжественный артиллерийский салют. 50 дней продолжалось Курская битва.  За эти дни фашистские войска потеряли более полмиллиона солдат и  офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно­воздушные силы. 23 августа Курская битва завершилась. Это победа и последовавший за ней  выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. ( слайд 18) К концу 1944 года вся территория Советского Союза, за исключением  небольшого плацдарма в Прибалтике, была освобождена от захватчиков.  Советские войска вышли к границам соседних государств – Польши,  Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Норвегии. В освобождении стран Центральной и Юго ­ Восточной Европы участвовало  8,5 млн. советских солдат. Ещё в начале 1944 года советское правительство  заявило, что главная задача Красной Армии состоит в том, чтобы разгромить  гитлеровскую Германию, наказать военных преступников, освободить народ  Европы от фашизма. К началу апреля 1945 года почти все оккупированные  страны Европы были освобождены, Германия лишилась всех своих союзников. Но впереди ещё был Берлин – логово фашизма. ( слайд 19) Студент: Последним шагом к Победе были бои за Берлин. До тех пор, пока  наши войска не разгромили врага в его же логове, о капитуляции не могло  быть и речи. И это хорошо понимали все наши бойцы – от рядового до  генерала. Очень тяжело складывались бои за Зееловские высоты. Они были  ключевыми позициями на пути к Берлину. Гитлеровцы зарылись в землю,  окопались и держались намертво. Казалось, никакая сила не заставит их  отойти назад. 800 наших бомбардировщиков нанесли по Зееловским высотам  сокрушительный удар, потом на них обрушилась артиллерия, затем пошла  пехота и танки. Было это 20 апреля 1945 года. Улицы Берлина были  пустынны. По сторонам безмолвно высились разбитые и сожжённые, а то и  целёхонькие, брошенные в бегстве гитлеровцами танки, самоходные орудия,  грузовые автомашины. Многие дома ещё горели, другие зияли огромными  пробоинами от снарядов. На стенах, а где и на крышах цвели маками красные, крохотные – со страничку – флажками, установленные советскими воинами, а с балконов и окон свешивались белые флаги, простыни, полотенца – знак  сдачи. 25 апреля Берлин был окончательно окружён. Занимая с боями дома,  проезды, перекрёстки, наступающие воины Красной Армии продвигались к  центру города. Чем ближе к центру, тем больше враг оказывал сопротивление. Дни и ночи гудела, содрогалась от выстрелов и разрывов берлинская земля. А  на занятых улицах и площадях уже шла другая, почти мирная жизнь.  Берлинцы, местные жители городских окраин читали развешанные на стенах,  театральных тумбах, заборах листовки, в которых советское командование  разъясняло, зачем и почему советский воин пришёл в Берлин: «Мы не мстим  германскому народу, обманутому фашистской пропагандой. Мы – добиваем  фашизм!» И жители Берлина постепенно привыкали видеть в советских  солдатах и офицерах защитников, а не завоевателей. Примером тому  послужили те факты, что сразу же в освобождённых кварталах для жителей  Берлина были организованы и открыты полевые кухни, выдача хлеба.   Учитель: Плющом от света отгорожены, Стоят дома старинной моды: Они из карт как будто сложены – Из красных карт одной колоды. Я на село смотрю и думаю: Здесь, может, тот фашист родился, С которым я в бою под Уманью За смерть ребёнка расплатился… Ко мне рука за хлебом тянется, И женщина с голодным взглядом Не устаёт шептать и кланяться… Я не могу её – прикладом! Пускай борьба до бесконечности Мне зло испытывает душу – Нигде закона человечности  В борьбе за правду не нарушу. Детей не брошу ради мщения В дыру колодезя сырую.. Не потому ль в конце сражения Я здесь победу торжествую? Битва за Берлин подходила к концу. В ночь с 30 апреля на 1 мая над куполом  рейхстага заалело Знамя Победы. А 2 мая вражеский гарнизон города  прекратил сопротивление и капитулировал. 8 мая в предместье Берлина  состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции  фашистской Германии. Церемонию, которая проходила в Большом зале  Военно­ инженерного училища, открыл Маршал Советского Союза  Г.К.Жуков. В мёртвой тишине был оглашён текст Акта… Студент: « Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени германского  верховного командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех  наших Вооружённых Сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил,  находящихся в настоящее время под немецким командованием,­ верховному  главнокомандованию Красной Армии и одновременно верховному  главнокомандованию союзных экспедиционных сил.» Учитель: Началась процедура подписания каждого экземпляра. Акт о  капитуляции был подписан и вступил в силу… Весь мир облегчённо вздохнул: «Победа!» ( слайд 20) С того рассвета в глубине России, Где женщины одни и тишина, Когда бежали, в окна голосили, Стучали в двери: «Кончилась война!» Вставало солнце под Берлином где­то, Солдаты обнимались все в слезах,  Стреляли в небо, салютуя свету,  Деревьям, травам и лугам в цветах. В Софии, в Праге или в Будапеште На улицах знамёна и сирень, А если даже и не в мае вешнем, Он всё равно там длится, этот день. (слайд 21)  Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1418 дней и ночей  продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Но даже в дни тяжелых испытаний – в  битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре – наши воины  верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом. (Левитан, окончание ВОВ). Студент: «Внимание! Говорит Москва!..» Слова эти прозвучали по радио в 2  часа 10 минут. Германия капитулировала безоговорочно и до конца. Победа!  Свершилось то, чего ждали, к чему стремились, что стоило крови, труда,  напряжений, титанических усилий. И первая мысль, первый порыв – идти  туда, где Кремль, где Мавзолей, ­ на Красную площадь. Часы на Спасской башне показывают 3.16. У Мавзолея, освещённого сверху  матовым пламенем ламп, стоят юноши, девушки, офицеры, рабочие. Многие  целуют друг друга, обнимают, плачут. Люди всё прибывают и прибывают. ­ Кто вы? – спросили мы подходившую на площадь новую колонну. ­ Народ! Мы­ народ! – ответил хор голосов. Нигде не спят сейчас, ни в одном доме. На Центральном телеграфе через  полчаса после известия о Победе собрались сотни людей. ­ С Победой! С праздником! – эти золотые слова летят в Свердловск и Омск,  в деревню Кольцовка и в Сарабуз, в Среднюю Азию и на Кавказ. И почти  каждый спрашивает, нельзя ли дать телеграмму в Берлин, просто в Берлин,  чтобы поздравить тех, кто довершил победу? Курсанты Высшей военной  школы ПВО Красной Армии, прослушав сообщение, достали гармонь.  Полились песни. Дежурный по гарнизону майор Иванов записывает в  ежедневном рапорте: «Докладываю, что во время моего дежурства произошло важное историческое событие: славной победой советского оружия  закончилась Великая Отечественная война». («День Победы») Учитель: Мы по дорогам пыльным с боем шли, От бомб земля дрожала, как живая. Мы каждый метр своей родной земли Отстаивали, кровью поливая. Когда от бомб, казалось, мир оглох, И друг мой пал из нашей роты первым, Я знал: нужны не слезы и не вздох, А мой свинец, мой шаг вперед и нервы. Мне смерть страшна, но в битвах не робел, В атаку шел – других не гнулся ниже, Шел смело в бой не потому, что смел, А потому, что трусость ненавижу. (Песня из к/ф «Офицеры») Война оставила след почти в каждой семье. 35 млн. своих сыновей и дочерей  не досчиталась наша страна. В руинах 1710 городов и посёлков, свыше 70  тысяч сёл и деревень. Взорвано, разрушено около 32 тысяч промышленных  предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то,  что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики,  затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы. Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту  последнее. («Журавли») Учитель: Для того, чтобы закрепить изученный материал, выполним  несколько заданий. – Определите, о каких сражениях идет речь в отрывках . 1. Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны  пехоты на машинах и танках врывались в город. По­видимому, гитлеровцы  считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее  достичь центра Волги,  центра города и там поживиться трофеями... Наши  бойцы... выползали из­под немецких танков, чаще всего раненые, на  следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали,  главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой. 2. Советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника,  не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных  планом Барбаросса. Под воздействием сокрушительных ударов план  Барбаросса рухнул, а его основа – теория молниеносной войны – потерпела  полный крах. 3. С первых же минут сражения две мощные лавины танков в глубоком  построении, поднимая тучи пыли и дыма, двинулись навстречу друг другу...  Сражение длилось до позднего вечера. Сцепившись в один гигантский клубок, танки уже не могли разойтись. Лобовые атаки сопровождались таранными  ударами в борт, огневыми поединками пушек и пулеметов. Земля стонала от  разрыва снарядов и стального грохота. Кругом горели танки и самоходные  орудия. Это было страшное, беспримерное танковое сражение. 4. Ранняя зима принесла тяжёлое испытание защитникам города – страшный  холод. Расчёт врага делался на начало в городе голодных бунтов. Однако  этого не произошло. Наоборот, страшные испытания ещё больше сплотили  людей. Самым тяжёлым временем в обороне города стала зима 1941­42 года.  Выдержать её защитники смогли лишь благодаря беспримерному мужеству и  тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни. Люди и подвиги. 1. Эти советские воины проявили чудеса храбрости и героизма в битве за  Москву. Свой подвиг они совершили у разъезда Дубосеково, в районе  Волоколамского шоссе. 2. С каким подвигом связано имя сержанта Якова Федотовича Павлова? 3.  Подвиги, которые совершили эти советские воины, приходятся на начало  Великой Отечественной войны. С ними связаны имена А.В.Лопатина,  П.М.Гаврилова, Е.М.Фомина, И.Н.Зубачёва, Н.И.Дементьева и многих тысяч  других героев. 4. Какой подвиг совершили ленинградские учёные­агрономы в период  блокады города? 5. В какой битве отличился уроженец Беднодемьяновска И.Аляпкин? 6. Кто из наших земляков повторил подвиг панфиловцев? ­ Какие события стоят за этими датами? 1. 22 июня 1941 г. 2. 27 января 1944 г. 3. 8 мая 1945 г. 4. 5 августа 1943 г. 5. 5­6 декабря 1941 г. 6. 2 февраля 1943 г. 7. 5 июля — 23 августа 1943 г. Цитаты и высказывания Что вам известно об этих высказываниях, кому они принадлежат? 1. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти слова  были сказаны одним из руководителей нашего государства во время  выступления по радио 22 июня 1941 г. 2. «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!». Эти слова  принадлежат одному из героев в период битвы за Москву. 3. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!», «Умрём, но из крепости не  уйдём!». Эти и другие надписи на стенах были сделаны пограничниками  одной из крепостей во время героической обороны. 4. «За Волгой для нас земли нет!». Слова принадлежат одному из героев  Сталинградской битвы, замечательному снайперу, который лично уничтожил  242 фашиста, а его ученики­снайперы уничтожили 1106 немецких солдат и  офицеров. Эти слова стали лозунгом защитников города. ( слайд 22) Учитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия по страницам военной  истории. Мы приоткрыли лишь некоторые из них. Но я рада, что вы были  активными участниками сегодняшнего урока. А закончить урок я хотела бы  словами А.Т.Твардовского:  Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки… Затем, чтоб этого забыть  Не смели поколенья. Затем, чтоб нам счастливей быть, А счастье – не в забвенье!

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Методическая разработка урока по истории «СССР в годы Великой Отечественной войны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2018