Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
русский язык
5 кл
23.08.2017
Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»
Данный материал содержит шаблон урока для учителя русского языка, работающего с обучающимися с нарушениями зрения. Он состоит из полного конспекта урока и обоснования выбранных форм организации деятельности указанной выше категории учащихся. Сам урок прошел апробацию в классе. где обучаются дети с с нарушениями зрения.
Бутенко И. Аурок русского языка в 5 классе по ФГОС.doc
Методическая разработка урока по русскому языку в       соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен  существительных и их употребление в речи»                                                    Выполнила: Бутенко Ирина Анатольевна,                                              учитель русского языка и литературы  МОУ                                                                «Гимназия №8 Красноармейского района                                                               Волгограда»                                                                                                                                                                                                                                                                           Волгоград,2016 СОДЕРЖАНИЕ                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                              КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ                                                              СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И                              ЛИТЕРАТУРЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Нравственно­ педагогическая идея:* корректировка  внимания, *коррекция  и развитие связной устной и письменной речи   Цель:  формирование   общеучебных   навыков   и   умений   для   успешного овладения предметными знаниями, умениями и навыками    Задачи: образовательные:  углубить   знания   учащихся   о   значении   имен существительных, об особенностях употребления имен существительных в речи; развивающие:       развивать умения работать в парах и в группах, *составлять кластер, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля ; воспитательные: воспитывать потребность в изучении русского языка, *приучение к порядку, *формирование вкуса к русскому языку         УУД:   формирование учебно – организационных действий: организовывать своё рабочее место; планировать текущую работу; понимать учебную   задачу   и   нацеливать   себя   на   её   выполнение;   соблюдать последовательность выполнения учебных заданий  в определённых временных рамках; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;                    формирование учебно – информационных действий: пользоваться учебником и ноутбуком;               формирование коммуникативных действий: развивать умение слушать; понимать сказанное однократно Тип урока: урок открытия нового знания Формы работы учащихся: самостоятельная работа, в паре, работа с ресурсами, творческая работа Необходимое техническое оборудование: стол, стул для обучающегося с ОВЗ, ноутбук,   дидактический   материал(карточки),   *модифицированный   учебник русского языка( данный знак  ( *) указывает на работу учителя с детьми  с ОВЗ). Использованные технологии: здоровьесберегающая технология, ИКТ, игровые технологии                                                                                                            2                                                         Конспект  урока I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности  Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. Организационный момент.  *Всё ль на месте, всё ль в порядке          Книжки, ручки и тетрадки? ( поднимают предметы и показывают учителю)    У кого всё это есть,     Может тихо – тихо сесть. ( руки на сиденья стульев) Я   рада   видеть   ваши   лица,   ваши   улыбки,   и   думаю,   что   сегодняшний   урок принесёт всем нам радость общения. Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте   его:   «Знания   должны   увеличиваться   с   добротой»(Фазиль Искандер)   (*  на   партах   распечатка   эпиграфа)  .   Как   вы   понимаете   эти слова? Мотивационная установка, планирование работы.  Цель: создание условий для развития регулятивных УУД  через планирование этапов урока. Составим план нашего урока. *С чего начнем?( на столах листы с этапами урока в беспорядке — работа в парах: раскладывают последовательно). *А   теперь   посмотрим   на   экран.   Я  тоже   составила   план   урока,   давайте сравним, что у нас общего, а в чем вы ошиблись. II. Этап актуализации и пробного учебного действия  Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной   речи   учащихся;   познавательных   УУД   через   проверку   знаний учащихся   о   существительном   как   части   речи;   выявить   пробелы   в   знаниях   и умениях;   тренировать   в   нахождении   имен   существительных;   развитие личностных   УУД   через   развитие   орфографической   зоркости,   внимания, мышления, воображения, языкового чутья. Работа в парах:* дается деформированный текст «Морфологический разбор имени   существительного»,   вставить   недостающие   слова   и   проверить   по образцу   на   ноутбуках.,   разобрать   слова     самостоятельно   и   проверить   по эталону на печатной основе. *Пальчиковая гимнастика III.Этап освоения нового  знания Изучение нового учебного материала. Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний об имени существительном; развитие познавательных УУД через   знакомство   с   понятиями   «   конкретное   и   отвлеченное   значение»   имён существительных; формирование регулятивных УУД через самоконтроль.                                                                 3 ­Как вы считаете, каких частей речи в русском языке больше? ­Посмотрите на текст и попробуйте его прочитать. Доброта­это божий дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот божий дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята! Начинайте себя   и   помните:   добрые   поступки   легко   совершать,  когда   привычка   творить добро войдёт в каждый день жизни. Определите тему текста (доброта) Как бы вы определили значение этого слова? (Работа со словарем) К какой части речи относится это слово ?(Имена существительные) Вы   узнали   о   том,   что   существительное   обозначает   предмет   в   широком смысле,   как   вы   думаете,   какое   из   перечисленных   значений   имеет   слово доброта? (Отвлеченное понятие) Работа в группах: На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы. 1.   Прочитайте   слова:  ребенок,   дружба   ,   девочка,   юноша,   пожар,   радость, беседа, сочувствие, спектакль 2.   Обсудите   в   паре   и   выпишите   в   тетрадь   только   те   слова,   которые обозначают   указанные   названия.   Работайте   дружно,*   обсуждайте шепотом. 1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша) 2 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа) 3 группа названия отвлеченные понятия (дружба, радость, сочувствие) Этап локализации индивидуальных затруднений Цель: осознание   места   и   причины   собственных   затруднений   в   выполнении изученных способов действий. Можно ли написать  расссказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Оказывается можно.Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская. Сейчас   вы   познакомитесь   с   текстом   и   попробуете   узнать   в   тексте   имена   и существительные и доказать это. Поработаем в парах. Маркерами  выделим  существительные (Текст размножен). Прочитайте текст.Читают текст. Пуськи бятые.  Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:  — Калушата, калушаточки! Бутявка!  Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.  А калуша волит:  — Оее, оее! Бутявка – то некузявая!  Калушата бутявку вычучили.  Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:  4 — Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!       Имена существительные – это пуськи,  калуша, напушка, бутявка,  калушата, калушаточки.  Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? и др. Как же доказать, что это существительные с особыми значениями? Как   вы   это   поняли?   (Автор   употребляет   слова   с   уменьшительно­ ласкательными суффиксами: собачка, колясочка). Выпишите   из   текста   существительные,   обозначающие   отвлеченные понятия *Динамичная пауза  IV.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе ­ выбор способа и средств их реализации. Где мы можем получить ответ на поставленный вопрос? Предлагаю построить алгоритм действия. Продолжим работу в парах. Учебник поможет нам ответить на вопросы. В парах выстраивают схему проекта выхода из затруднения. Действия, которые необходимо предпринять Поознакомиться с теорией учебника. Составить план прочитанного. Выписать ключевые слова. Составить таблицу, схему или конспект. Обсуждение в паре. Рассказать изученный материал соседу по парте. Рассказать изученный материал одноклассникам. Выполнить упражнения по теме.  V.Этап реализации построенного проекта. Цель: осмысленная   коррекция   учащимися   своих   ошибок   в   самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Работать будем в группах по 4 человека (записи оформляем в тетради и один из группы на компьютере). Давайте   применим   полученный   алгоритм,   познакомимся   с   теоретическим материалом   учебника   на   стр.  58,   составим   кластер   по   теоретическому материалу , выполнив задание на карточках, дополним кластер примерами. Составляют кластер: 5 имена существительные называют предметы явления чувства, состояния человека действия отвлеченные понятия признаки вещества совокупность предметов и лиц общее значение предмета в широком смысле слова Пример одной из четырех карточек: Обсудите и выпишите только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом. Тетрадь,   сомнение,   стрельба,   тоска,   грусть,   свежесть,   белизна,   прыжок, крикливость, стол, крупа, толпа, мука. 1.Название предметов. 2.Чувства и состояния человека. 3.Действия. 4.Признаки. 5.Отвлеченные понятия. 6.Вещества. 7.Совокупность предметов и лиц. *Физминутка – музыкальная пауза «Поделись улыбкою своей!» Вслед за учителем,   стоя,   под   музыку   инсценируют   «Песенку   крошки   Енота»   сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского. Улыбаются друг другу. Рисуют руками форму радуги и трут глаза. Улыбаются друг другу. Берутся за руки. Делают танцевальные движения. Изображают пиликание на скрипке. Изображают руками движение волн ручейка и реки. Улыбаются друг другу и хлопают в ладоши.                                                                 6       Назовите имена существительные из «Песенки крошки Енота» по цепочке и *напишите волшебной палочкой в воздухе.Что вы чувствовали, произнося эти слова?  (Улыбка, день, небо, радуга, облако, кузнечик, скрипка, ручеек, река, дружба,   улыбка.Радость   на  душе.  А   теперь   давайте   расскажем   материал,над которым   вы   работали,   скорректируем   выводы,   проверим   правильность выполнения. Проговаривают теоретический материал. Показывают составленные кластеры и *обводят формы написанного. Зачитывают примеры из карточек* по буквам. Ребята из других групп оценивают правильность выполнения. Построение   речевого   высказывания   в   устной   форме   (*  на   партах   клише высказывания). VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация   способов   действий, затруднения, самопроверка   их   усвоения   индивидуальная   рефлексия   достижения   цели   и создание (по возможности) ситуации успеха.   вызвавших    Учитель организует работу над упр.526 (продолжаем работу в группах): просит прочитать задание, приступить к его выполнению; дополнить кластер примерами из данного упр.  Учитель организует работу над упр.529 (продолжаем работу в группах):просит прочитать   задание;   определить  суффиксы,   которые   служат   для   образования существительных с отвлеченным значением.   Запоминают   их   написание(*  прорисовывают   зеленым   карандашом   на заготовленных карточках); продолжают собственными примерами перечень слов с указанными суффиксами: ­изн(а) ­от(а) ­ость( ) ­ни(е); сверяют результаты работы с другими группами.   VII. Сообщение домашнего задания, инструктаж. Цель:   сообщить   учащимся   о   домашнем   задании,   разъяснить   методику   его выполнения.  VIII.Итог урока. Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили?                                                               7            Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть­чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?          Добрым человек не рождается, а им становится. Каждый должен воспитывать   в   себе   такое   нравственное   качество   ,   как   доброта.  На карточках   с   картинками   подпишите   название,   в   котором   есть   слово доброта( иллюстрации из мультфильма «Крошка Енот»).          А   закончить   наш   сегодняшний   разговор   о   доброте   мне   хотелось   бы хорошим   стихотворением  М.Лисянского:(*   изображают   в   воздухе   добрые слова): Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами. А может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас На дне души, до времени хранимы. Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. 8                        СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И                        ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бершадский М.С., Гузеев В.В. Дидактические и психологические обоснования образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.  2. Герасимов А. В. Итоговый практико­значимый проект«Универсальные учебные действия   –   формирование   и   развитие   на   уроке»   по  курсу   инвариантного академического   учебного   модуля«Образование   и   общество.   Актуальные проблемы психолого­педагогической науки» // Социальная сеть работников http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie­tekhnologii образования /library/universalnye­uchebnye­deystviya­formirovanie­i   –   [Дата   обращения   05.11.2013]  3. Львова С.И.Русский язык.5 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.1/Львова С.И., Львов В.В.­М.: Мнемозина, 2010. 4. Михеева Ю. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Учительская газета. Независимое педагогическое издание.– 2012. –http   ://   www   .  ug   .  ru   /  method    _  article  /260    5. Фролова Т.Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным действиям// Русский язык в школе, 2003 № 5.  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад.            наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В.     Козлова, А. М. Кондакова.        — 4е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011. — 79 с.  (Стандарты второго            поколения)

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Методическая разработка урока по русскому языку в      соответствии с требованиями ФГОС по теме «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2017