Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Оценка 4.9

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
27.06.2017
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Конспект уроков по Астафьеву.doc
Материалы для проведения уроков и внеклассных мероприятий Бережное отношение к природе и животным в рассказах В.П.Астафьева         Если ты умертвил жука, зверя и птицу,         Почему тебе и людей не убить?                                                     Н.К. Рерих                      Виктор Петрович Астафьев – известный современный писатель, заслуживший признание   как   взрослой,   так   и   детской   читательской     аудитории.   Много   интересных рассказов   написано   Астафьевым   для   юных   читателей.   «   Для   детей   я   всегда   пишу   со светлой радостью, ­ говорил Виктор Петрович, ­ и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».         Следует отметить, что  рассказы В.П.Астафьева на уроках литературы в начальных классах   и   среднем   звене     ­   нечастые   гости.   Это   объясняется   прежде   всего   тем,   что произведения писателя включены не во все  программы и учебники. Поэтому традиционно для чтения и обсуждения в 5 – 6 классах учитель выбирает такие рассказы писателя, как «Конь с розовой гривой» и   «Фотография, на которой меня нет». Это произведения о жизни сибирской деревни 30 – х годов, скудной достатком, но сильной трудовой спайкой, сердечностью   и   людской   добротой,   о   нелёгком   детстве   деревенских   ребятишек,   о нравственных уроках, которые они  проходят.           А ведь у В.П.Астафьева есть произведения и о бережном отношении к животным и природе.  На мой взгляд, именно эти рассказы  звучат сегодня  очень современно,  даже злободневно. Хочется выделить прежде всего такие произведения известного писателя, как «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Зорькина песня» и другие. К сожалению, эти рассказы Астафьева известны не всем     педагогам младшего и среднего звена да и интересных конспектов уроков и внеклассных мероприятий   по   данным произведениям недостаточно. Поэтому вот уже много лет   в 1 – 6 –х классах традиционно изучаются рассказы о животных и природе В.Бианки, В.Чаплиной, И.Соколова – Микитова, Г.Снегирёва, М.Пришвина, Е.Чарушина, К.Паустовского, Э.Сетона – Томпсона…Авторы этих удивительных произведений, внушая добрые чувства, показывают, как люди помогают животным, и какой любовью платят им за это звери, призывают к сохранению животного и растительного мира нашей родины и всей земли.          Рассказы Астафьева, на мой взгляд, также заслуживают пристального внимания, так как   учат   состраданию   к   «братьям   нашим   меньшим»,   бережному   отношению   ко   всему живому.                 Человек   и   природа…   Этот   вопрос   приобрёл   в   наше   время   исключительную актуальность   и   остроту.   Рассказы   В.П.Астафьева,   по   моему   мнению,   в   детской природоведческой литературе занимают особое место. Он словно принял эстафету добра у  передовых писателей – натуралистов, продолжил лучшие традиции русской и зарубежной классики.            Анализ произведений современного писателя позволяет сделать вывод, что тема человека и природы, их взаимосвязи необычайно волновала мастера слова. Всем своим творчеством Виктор Петрович настойчиво призывал к гармонии человека с природой, её животного и растительного мира, пробуждал «чувства добрые».                    Сказка – один из любимых жанров на уроках литературы в начальной школе и среднем   звене.   Учащиеся   младших   и   средних   классов   вот   уже   много   десятилетий     с удовольствием   читают   повести­сказки   о   природе   и   животных,   например:   «Маугли» Р.Киплинга,   «Чудесное   путешествие   Нильса   с     дикими   гусями»   С.Лагерлёф,   сказки Г.Х.Андерсена и многие другие.   «Мир огромен, прекрасен и многообразен, и человек должен беречь его!» ­ вот основная мысль сказок разных народов о природе и животных. Сказки   народов   Пермского   края   и   фольклор   севера     заставляют   нас,   читателей, задуматься   о   «братьях   наших   меньших»,   присмотреться   к   ним,   полюбить   их.   Коми   – пермяцкие, башкирские, татарские, удмуртские, русские сказки сохраняют представления народа о красоте природы, об изобилии животного и растительного мира, и, прежде всего, об ответственности человека за этот удивительный мир. Следует отметить, что в своих произведениях     о   «братьях   наших   меньших»   Астафьев   продолжает   лучшие   традиции народных и авторских сказок о животных. Так, например, «Стрижонок Скрип» по форме, по жанру – натуралистическая сказка в духе В.Бианки. Но, читая, как папу стрижонка убили   из   рогатки   озорные   мальчишки,   мы   невольно   вспомним   тот   эпизод   из   рассказа «Конь с розовой гривой», в котором говорится, как Санька с Васькой подбили камнем стрижа и он, захлёбываясь кровью, умер у них в руках.                Хочется надеяться, что рассказы  В.П.Астафьева в современной  школе  займут достойное место как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях. Ведь они не просто повествуют о бережном отношении к природе и животным, но и учат любить нас огромный и прекрасный мир, призывают  сохранить его для потомков.                  Рассказы   удивительного   писателя   ненавязчиво   учат   юных  читателей:   природа сторицей   платит   человеку   за   добро   и   наказывает   за   причинённое   зло.   Трогательную дружбу человека и природы, стремление жить в мире и согласии – вот что внушает  нам, живущим в  XXI  , передовой писатель и, несомненно, гуманный человек   В.П.Астафьев. «Ты в ответе за родной край, за малую родину, за мир, в котором живёшь» ­ эта мысль пронизывает все произведения замечательного автора о природе и животных.            Рассказы Виктора Петровича Астафьева учитывают возрастные и психологические особенности школьников младшего и среднего звена, находят живой отклик в детских сердцах. Поэтому задача библиотекаря, родителей и, прежде всего, учителя словесности продумать для детей систему чтения произведений о бережном отношении к «братьям нашим меньшим». На мой взгляд, рассказы Астафьева следует активнее включать в списки произведений     для   самостоятельного   чтения     в   летние   каникулы   с   последующим обсуждением  в классе и дома.                  Появление   на   уроках   внеклассного   чтения   имени   писателя   –   гуманиста В.П.Астафьева не случайно. Проблема защиты животных и охраны среды  их обитания в настоящее   время   стоит   особенно   остро,   и   её   решение   немыслимо   без   воспитания   у подрастающего поколения любви ко всему живому, к меньшим нашим братьям.         Для изучения творчества Астафьева в 5–6 – х классах вот уже много лет  использую нестандартные формы занятия, так как они, по моему мнению, как нельзя лучше передают основную мысль писателя:                                                                         Берегите,   Берегите Землю!                      Жаворонка в голубом зените,                       Бабочку на листьях повилики,                            На тропинках солнечные блики…                  Для уроков внеклассного чтения по рассказам «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Капалуха»… использую  разнообразные  формы: беседу, урок   –   взгляд,   урок   ­     размышление.   Уместно,   по   ­моему,   провести   дебаты   по произведениям Виктора Петровича Астафьева, так как  к подобному занятию гимназисты 6 – х классов уже   готовы. Опыт работы показывает, что уроки внеклассного чтения в подобной форме проходят живо и интересно, отличаются особой  активностью учащихся, надолго остаются в их душах.          Дебаты, урок – взгляд, урок – размышление, безусловно,  предполагают, что учитель владеет   такими     современными   технологиями,   как   диалоговое,   личностно   – ориентированное  и проблемное обучение, а также умеет организовать  групповую работу с учащимися на занятии.                   Пожалуй, одними из наиболее интересных, применимых на всех этапах изучения материала, являются уроки   ­ путешествия. Наибольшей популярность они пользуются именно у школьников 5 – 6 классов, так как отвечают их возрастным потребностям. Свежи воспоминания начальной школы, и важная роль в процессе обучения всё ещё  отводится игре, а всё новое, необычное и яркое усваивается быстрее. Урок – путешествие на тему «SOS…Спасите «братьев наших меньших» по рассказам В.Астафьева целесообразно провести в качестве итогового занятия, например,   по теме «Рассказы о животных» по учебнику «В мире литературы»  под редакцией  А.Г.Кутузова и группы авторов (после изучения темы «Рассказ и его жанровые особенности»).   Можно провести читательскую   конференцию «Бережное отношение к природе и животным в творчестве писателей XX – XXI века», где рассказы Астафьева займут достойное место.              Если программа по литературе или учебный план не предусматривают подробное изучение   рассказов   В.Астафьева   о   «братьях   наших   меньших»,   то   для   знакомства   с произведениями   современного   писателя   можно   использовать   уроки   развития   речи «Говори!». Например,   «Мой любимый рассказ В.П.Астафьева о природе и животных», «Если читать, то….»(урок – реклама с созданием презентации), «Я – читатель!», «Моя первая встреча с рассказами В.П.Астафьева»  и другие.             Важно помнить: нужна активизация познавательной деятельности пятиклассников (шестиклассников), каждый из них должен участвовать в решении той проблемы, которая вынесена на обсуждение. Поэтому одновременно с докладчиками, чтецами – актёрами, художниками к занятию по творчеству Астафьева готовятся и оппоненты. Столкновение различных   точек   зрения,   попытка   взглянуть   на   проблему   с   разных   сторон,   умение аргументировать ответ, отстоять своё мнение, уважая позицию другого, ­ вот что должен помнить учитель, готовясь к урокам литературы и внеклассным мероприятиям.                     Необходимо   отметить,   что   многие   рассказы   В.П.Астафьева   являются автобиографическими («Гуси в полынье», «Зачем я убил коростеля?», «Конь с розовой гривой» и другие), поэтому учащиеся должны быть знакомы и  с биографией писателя.          Применение ИКТ на занятиях и внеклассных мероприятиях по  рассказам Астафьева, несомненно,   помогут     сделать   их   ярким   и   запоминающимся.   Интегрированные   уроки, вести которые могут, например, преподаватели литературы, зоологии и  изобразительного искусства,   помогут   учащимся   глубже   понять   не   только   своеобразие   таланта   Виктора Петровича Астафьева, но и мотивы и цели его творчества.                     Рассказы   замечательного   писателя   призывают   всмотреться,   вслушаться, вчувствоваться в огромный и прекрасный  мир,  полюбить  его,  но ни в коем  случае  не вторгаться в него, дабы не нарушить существующей  гармонии.                     Творчество удивительного мастера слова, нашего современника,   призывает к ответственности  за родной край, воспитывает «чувства добрые». «Хочу, чтоб загорелись ребята интересом к слову, чтоб учились читать, чтоб не про­ходили литературу, а про – чувствовали,   про­думывали.   Чтоб     не   складывали   свои   школьные   сочинения   из штампованных наборов деталей – «типичный представитель», «положительный герой», а писали пусть и коряво, но зато по – своему!» ­ неоднократно восклицал писатель. Считаю, что   учитель,   готовясь   к   урокам   и   мероприятиям     по   рассказам   известного   прозаика, должен всегда помнить  эти слова В.П.Астафьева.                      Хочу привести некоторые вопросы и задания, которые предлагаю учащимся на уроках при обсуждении рассказов «Белогрудка» и «Зачем я убил коростеля?». Урок – дебаты по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»  ­ От какого лица идёт повествование в рассказе? Почему автор прибегает к такой форме?  ­ Каким настроением пронизано произведение? Ответ обоснуй.  «Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой       чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок».  ­ Обратите внимание на глаголы в этом отрывке. Выпишите их. Как они характеризуют    состояние птицы?     Что заставило героя рассказа броситься за коростелем? Ответ аргументируй.  ­ Как вы понимаете слова «берегись тогда живая душа»?  ­ Найди в тексте описание убитой птицы. Какие детали помогают понять трагедию слу­   чившегося?! Ответ аргументируй. ­ Что поразило героя рассказа,  когда он разглядывал мёртвую птицу? ­ Как В.П.Астафьев передаёт состояние  мальчика?  ­ Можно ли оправдать его поступок? Ответ обоснуй. ­ «Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без     надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето я жду домой, в рус –    ские края, коростелей». Как  вы понимаете эти слова? ­  Что происходило с рассказчиком все эти годы?  ­ Исчезло ли с годами чувство вины перед убитой птицей? Почему?!  ­ Какой вопрос все это время мучает героя? ­ Можно ли считать рассказ «Зачем я убил коростеля?» признанием взрослого человека в      давнем детском проступке? Ответ аргументируй. ­ Герой рассказа понял всю бессмысленную жестокость своего поступка и пусть с опозда­     нием ужаснулся: «Зачем я убил коростеля? Зачем?!» Этот запоздалый вопрос преследует   его всю дальнейшую жизнь. Этот мучительный вопрос вынесен и в заглавие рассказа.   А как бы на него ответили вы!? ­ Согласны ли вы с мнением, что настоящий охотник никогда не поднимет руку на  глухариную самку, если та кормит и согревает своих ещё не оперившихся птенцов и  живот у неё выщипан догола, потому что, высиживая яйца, она должна дать им больше  тепла, а перья этому мешают?  Ответ построй в форме рассуждения. Урок – размышление по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка» ­ От какого лица ведётся повествование в рассказе? ­ Что узнаём о Белогрудке? Какой она была матерью? Ответ обоснуй примерами из  текста. ­ Что рассказывает писатель о вереинских мальчишках? Для чего они похитили котят? ­ Как автор передаёт состояние  обезумевшей от горя матери?  ­ Как взрослые отнеслись к поступку детей? ­ Какой эпизод рассказа можно считать кульминационным и почему? ­ Почему мстила людям Белогрудка? Ответ построй в форме рассуждения. ­ Продолжи высказывание: Нравственный урок рассказа В.П.Астафьева состоит в….. «До сих пор помнят  в Вереино и Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают  ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц». Как ты думаешь, почему? ­ В каких предложениях заключена основная мысль рассказа? ­ Согласен ли ты с мнением, что не против добычи куньего меха, а  против глупого  равнодушия и жестокости к природе обращён рассказ В.Астафьева «Белогрудка»? ­ В каких ещё рассказах писатель призывает к бережному отношению к «братьям нашим  меньшим»?       По сути все рассказы В.П.Астафьева – это негромкая, но уверенно и сильно  звучащая  песнь о любви ко всему живому, о торжестве человеческого разума, об огромном и  прекрасном мире, который мы должны беречь и ценить.       Тема, к которой обращается в своих произведениях писатель, является необычайно  актуальной. «Природа – чудо из чудес, ­ писал Д.Лихачёв. – Сохранить это чудо для  потомков – наш  святой долг. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания,  обязан помогать животным, птицам, растениям… Помогать, не ожидая немедленной  награды ». Не разоряйте птичьего гнезда – Так счастлива в  своём жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится. Храните дерево от топора; Оно, высокое и вековое, Даёт нам тень, когда стоит жара, Оно чарует всё живое.            Сегодня, когда экологические проблемы носят вселенский характер, когда вновь заговорили   о   гармоничных   отношениях   между   человеком   и   природой,   когда   люди пытаются сохранить для потомков красоту и многообразие окружающего мира, рассказы В.П.Астафьева   о   бережном   отношении   к   животным   и   природе   звучат   необычайно злободневно. Хочется верить, что произведения писателя о «братьях наших меньших» займут   достойное   место   на   уроках   литературы   и   внеклассных   мероприятиях   как   в начальной школе, так и в среднем звене. Конкурсная работа  «Бережное отношение к природе и животным в рассказах В.П.Астафьева» для сетевой библиотеки и всероссийского сборника в рамках участия во Всероссийских Астафьевских чтениях «Время «Весёлого солдата»: мифы и реальность» (28 – 30 ноября). Организаторы – Министерство культуры и массовых  коммуникаций Пермского края, Комитет по культуре г. Перми, Международное  историко ­ просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»   и др.                                                   Автор: учитель русского языка и  литературы   высшей категории  МОУ  «Гимназия №8» г. Перми  Шелепаева Е.Н.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017