Технологическая карта урока русского языка. "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка. "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
22.06.2017
Технологическая карта урока русского языка. "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
Презентация урока
конспект урока одушевленные и неодушевленные существительные.doc

Технологическая карта урока русского языка

 

Общая часть

Предмет

Русский язык

 

 

Тема урока

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Тип урока

Комбинированный урок

Цели

совершенствование и закрепление навыка по различению одушевленных и неодушевленных существительных с учетом современных научных достижений лингвистики;

-дальнейшее формирование речевых умений и обогащение словарного запаса школьников.

-развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся средствами родного языка и метапредметных связей.

- развитие интеллектуальной сферы (навыков логического мышления, тренировки памяти и самоконтроля).

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знать морфологические признаки существительных, их синтаксическую роль в предложении;  знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, уметь их распознавать.

 

Способность извлекать информацию из различных источников, находить, преобразовывать  и передавать информацию.

Стремление к речевому самосовершенствованию. Развитие творческих способностей.

Основные понятия и термины

Грамматические категории, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

 презентация, фрагменты из творческих проектов учащихся, « словарь трудных случаев употребления одушевленных и неодушевленных существительных», раздаточный материал, тестовые задания.

Методы обучения

наблюдения над языком, эвристический метод, беседа

Организационная структура урока

Этапы урока. 

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

1.Мотивация  к учебной деятельности.

Приветствие и вступительное слово.

Мы   начали изучать имя существительное. Часть речи, которая до сих пор хранит немало тайн и загадок и открывает их только самым настойчивым и любознательным. Немало интересного. А может быть, даже неожиданного ждет вас на нашем уроке, посвященном одушевленным и неодушевленным существительным.

Слушают и участвуют в диалоге.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Слайд 2,3   одуш. + неодуш. сущ.  Повторение изученного.

Вам что-нибудь известно об этом.     Работа с учебником М.Т. Баранова (с. 195).

Слайд4. «Текст В.Бианки   «Лесной оркестр». (по вариантам: одни учащиеся записывают неодушевленные существительные. А другие - одушевленные).   Проверка текста. Да. Действительно. Ответ на этот вопрос вроде бы лежит на поверхности. И может быть. Нечего нам голову ломать?                        

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

 3.Выявление  места и причины затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Слайд №5. А как бы вы прокомментировали то, что здесь изображено?

Какой вывод из этого следует?

Да, действительно, смысловое, лексическое значение слова, попавшего в определенный контекст, позволяет нам определить его одушевленность или неодушевленность. Но и здесь все оказывается не так все просто. Подобное деление далеко не всегда совпадает с делением всего, что есть в природе на живое и неживое. Оно не всегда соответствует научному представлению  об окружающем мире.

Обдумывают ответы и высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют элементарные физические упражнения.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний;

Личностные: осознают трудности и стараются их преодолеть, проявляют способность к самооценке.

Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание

Беседа, обсуждение результатов наблюдения.

 Слайд 6. Живая и неживая природа.

Вот к примеру названия растений (роза, липа, сосна, береза, жимолость) Куда их отнести?

А между тем, все названия растений – в русском языке неодушевленные существительные. Почему вы так думаете?

Слайд 7. Названия растений

Человек не воспринимал растения ка живые существа и относил их к неподвижной части окружающего мира. Ведь он не мог зримо наблюдать их самостоятельное , активное передвижение  в пространстве, не мог видеть происходящие внутри них жизненные процессы. Это сейчас мы с вами вооружаемся микроскопом и наблюдаем за тем, как ведут себя эти живые организмы. Но в языке подобные замены происходят гораздо медленнее, чем в жизни.

Существуют не только смысловые, но и грамматические способы определения принадлежности существительных к одушевленным и неодушевленным.  

 

Слайд8. Как отличить одушевленный предмет от неодушевленного?

Посмотрите внимательно на это изображение , не подскажет ли оно вам ответ на интересующий нас вопрос?

Работа с учебником С.И.Львовой. (с.75)

Слайд 9. Таблица.

Воспользуемся и мы этим правилом при определении одушевленности и неодушевленности существительных.

Интересно, а почему все-таки при определении одушевленности и неодушевленности, речь идет о совпадении или несовпадении падежей? Ответить на этот вопрос нам поможет наука об  истории языка. Я попросила двух учеников заранее провести лингвистический эксперимент. Они готовы поделиться вами своими находками.

Индивидуальное задание (для 2 учеников)

Формулируют  цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное  и устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Личностные: адекватно рассуждают о причинах своего успеха, связывая успехи с трудолюбием.

Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану.

5.Творческая практическая деятельность

1 ученик. Да, конечно, в наши дни особого труда не составляет определение одушевленных и неодушевленных существительных. Совпадают во множественном числе окончания в В, и Р. падежах- значит, существительное одушевленное, а не совпадают… Но раньше все было совсем по-другому…

2 ученик Например, в 11 веке никакой разницы между одушевленными и неодушевленными существительными не было. Винительный падеж всегда совпадал с именительным.

1 ученик.  Тогда, например, говорили: Повеле оседлати конь. А как сегодня мы произнесем эту фразу? ( Прикажите оседлать коня.)

 2 ученик. Но постепенно у некоторых слов винительный падеж начал совпадать  с родительным. Однако старые формы в русском языке продолжали сохраняться довольно долго. Это явление, прежде всего, коснулось тех существительных, которые человек  издавна привык наделять качествами живых существ.

1 ученик. Так, например, у писателей в 19 веке можно встретить винительный, сходный с именительным. В «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина  мы читаем:

Медлить нечего: «Скорее!»

Люди на конь! Эй, живее!»

2 ученик. Есть еще и такая старинная загадка: «Кто такое Иван Пятаков? Сел на конь и поехал в огонь»

1 ученик. Да. Процесс замены в языке происходил очень медленно. Не все слова одинаково легко и одновременно поддались изменению. Сначала форму родительного падежа усвоили имена собственные, затем распространилась на слова мужского рода, обозначающие лиц:  князь, господин, царь, отец, а впоследствии названия животных. Уже в те времена писали: «Поищем себе князя (вместо устаревшего князь)

2й ученик. А некоторые слова до сих пор сохраняют 2 привычки «старины глубокой». К ним относятся, например, имена мифологических героев и сказочных персонажей. Но об этом мы предлагаем вам подумать при выполнении домашнего задания.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем делают выводы о способах различия одушевлённых и неодушевлённых существительных в трудных случаях.

Познавательные: извлекают нужную информацию из объяснения учителя  и из учебника.

Личностные: приобретают новые знания и совершенствуют их.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают ошибки и стараются их исправить, используют решение задач с помощью правила.

Коммуникативные:  с помощью учителя осуществляют учебную 2 ученикдеятельность, задают вопросы для уточнения работы.

6. Первичное закрепление с комментированием

Итак, какие существительные относятся к одушевленным?  Давайте посмотрим.

Слайд 10. Названия игрушек и механизмов , похожих на человека.

Слайд 11. Индивидуальное задание  Названия детских игрушек.

 Издавна игрушки наделялись свехъестественной магической силой. У некоторых народов они сохранялись вплоть до 20 века.  Считалось ,что детские игры могут вызвать урожай, богатство или, наоборот , принести несчастье. В народе замечали, что если дети небрежно обращаются с игрушками -быть беде. Верили, что игрушки охраняют покой и как оберег  клали их рядом с кроватью ребенка.  Важную роль отводили кукле , так как она была символом продолжения рода. Кукол купали, расчесывали, кормили, укладывали спать.. Игра в куклы особенно поощрялась. Наряд для них изготавливался из самых красивых материалов и шился точно также, как праздничная одежда для человека. Слайд 12. Почему куклам не рисовали глаза?

Слайд 13, 14, 15. Матрешка, Петрушка, Куклы-марионетки.

Слайд 16. Из истории слово Робот

Слайд 17-18.  Как быть с роботом?

Слайд19. Сказочные персонажи. 

Слайд 20. Герои народных сказок.

Слайд 21. Имена мифологических героев. Слайд22. названия шахматных фигур. 

Слайд 23. Привидения.

Привидения – призрак человека , отсутствующего или умершего. Обычно представляются людям с больным воображением или мистически настроенным . Конечно, мы с вами понимаем, что привидений на самом деле нет, но слово-то в языке есть. Как тут быть?

Но в сказках  и фильмах мы их боимся, как живых.

Слайд 25. Дитя? ДетворА?

Слайд 27. Названия небесных светил

Слайд 28. А что говорят ученые?

 Рабтают с презентацией , отвечают на вопросы.

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные: осваивают новые виды действия, участвуют в творческом процессе.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Распределите существительные на две группы, обозначьте окончания В. П. (учитель читает словосочетания, а ученики записывают их в тетради.

Детвора на площадке,

Снеговик перед домом,

Верить в свой народ, приснилось привидение, табун лошадей,

Пожертвовать ферзя,

Жареный гусь,

Толпа на площади,

Планета Юпитер,

Римский бог войны Марс,

там леший бродит, русалка на ветвях, сидит,

вооружать армию, крутится волчок, шахматная фигура слон, лежать как труп, приснился покойник, царь Кащей над златом чахнет, обратиться к человечеству, рой пчел .

 Одушевленные

 неодушевленные

  снеговик

детвора

Привидение 

 народ

Ферзь

табун

Марс

гусь

Леший

толпа

Русалка

Юпитер

 Слон

армия

покойник

труп

 Царь Кащей

 Человечество

Проверка

 

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

 

Отвечают на вопросы и вместе с учителем подводят итог усвоения материала.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Личностные: понимают, в чём значение знаний.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки и объясняют их.

 Работа над олицетворением

Вы знаете, что в русском языке, особенно в произведениях художественной литературы слова используются в переносном значении. Предметы неодушевленные наделяются чертами и признаками одушевленных предметов. В литературном произведении по воле автора способны «оживать» даже неодушевленные предметы…

Как называется такой языковой и одушевленный прием?

Слайд 30. Строфа из стих. С.Есенина

Особенно часто с олицетворением мы встречаемся  в поэтической речи, в стихотворениях поэтов. В этом случае предметы неживой природы могут вести себя как люди .Они разговаривают, радуются, смеются и плачут… Например:

Сайд 32. Найди лишнее слово в строек (устно у доски)

Задание классу: Найдите лишнее слово в строке.

 

 

 

 Итоговое задание: тест

1.            Найдите ошибку в определении одушевленных существительных

1) отвечают на вопрос КТО?

2)  обозначают предметы живой и неживой природы

3) могут быть выражены существительными, называющими совокупность живых существ.

4) могут называть неживые предметы , наделенные признакам живых существ.

2.            В какой строке все существительные одушевленные?

1) пароход, лошадь, кино, кнопка;

2) лес окно, табун, стекло;

3) кукла, лисица, студент, Снегурочка

4) полк, грязнуля, мгновение, береза;

 

3.            В какой строке все существительные неодушевленные?

1) армия, листва, тюльпан, урок;

2) стадо, иволга, веретено, медведь;

3) ученик, карандаш, рассвет, год;

4)  водяной, кузнечик, народ, джип;

4. В какой строке все существительные одушевленные?

1) бригада, молодежь, рой  (пчел), человечество;

2) матрешка, Нептун, лентяй, ферзь;

3) князь, толпа (людей) стая (птиц), тополь;

4) тополь, щавель, свекла, мудрец;

 5. Из данного предложения выпишите одушевленные существительные:

Когда мне говорят мои близкие и друзья, что России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными (И.Тургенев) сейчас.

 

 

9.Рефлексия

 

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и дают оценку своей работе.

Записывают домашнее задание.

Параграф 49 Упр. 479 письменно  устно на выбор: упр.770 из учебника С.Львовой: сочините небольшой рассказ «Говорящие вещи»

Из  отрывков «У лукоморья дуб зеленый А.Пушкина – назвать одушевленные и неодушевленные существительные

Познавательные:

Устанавливают взаимосвязь между приобретёнными знаниями и умениями на уроке, навыками исследовательских умений.

 

 


Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

А может быть, даже неожиданного ждет вас на нашем уроке, посвященном одушевленным и неодушевленным существительным

А может быть, даже неожиданного ждет вас на нашем уроке, посвященном одушевленным и неодушевленным существительным

Слайд 7. Названия растений Человек не воспринимал растения ка живые существа и относил их к неподвижной части окружающего мира

Слайд 7. Названия растений Человек не воспринимал растения ка живые существа и относил их к неподвижной части окружающего мира

В, и Р. падежах- значит, существительное одушевленное, а не совпадают…

В, и Р. падежах- значит, существительное одушевленное, а не совпадают…

Но об этом мы предлагаем вам подумать при выполнении домашнего задания

Но об этом мы предлагаем вам подумать при выполнении домашнего задания

Конечно, мы с вами понимаем, что привидений на самом деле нет, но слово-то в языке есть

Конечно, мы с вами понимаем, что привидений на самом деле нет, но слово-то в языке есть

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Снегурочка 4) полк, грязнуля, мгновение, береза; 2

Снегурочка 4) полк, грязнуля, мгновение, береза; 2

Рефлексия Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и дают оценку своей работе

Рефлексия Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и дают оценку своей работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017