Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)
Оценка 4.9

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
19.06.2017
Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)
Цель урока: обучить правильному написанию адреса и письма; дать обучающимся понятие о различных видах писем, их стилевых особенностях; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме; прививать навык написания письма по образцу; воспитывать уважительное отношение к адресатам. Задачи: учебные: - познакомить с правильным написанием письма и адреса, дать понятие о видах писем, их стилевых особенностях; развивающие: -развивать мышление, речь, умение сравнивать, классифицировать, оценивать свои результаты. поведения. Тип урока: комбинированный урок.Цель урока: обучить правильному написанию адреса и письма; дать обучающимся понятие о различных видах писем, их стилевых особенностях; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме; прививать навык написания письма по образцу; воспитывать уважительное отношение к адресатам. Задачи: учебные: - познакомить с правильным написанием письма и адреса, дать понятие о видах писем, их стилевых особенностях; развивающие: -развивать мышление, речь, умение сравнивать, классифицировать, оценивать свои результаты. поведения. Тип урока: комбинированный урок.
Урок письма Щербак Е.В..doc
МКОУ СОШ №4 с. Малые  Ягуры Туркменского  района Ставропольского края Щербак Елены Владимировны ТЕМА:  РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО (5 класс) Цель   урока: обучить   правильному   написанию   адреса   и   письма;   дать обучающимся понятие о различных видах писем, их стилевых особенностях; содействовать   развитию   грамматически   правильной   речи,   использованию формул этикета, принятых в письме;  прививать навык написания письма по образцу; воспитывать уважительное отношение к адресатам. Задачи: учебные:   ­ познакомить с правильным написанием письма и адреса, дать понятие о видах писем, их стилевых особенностях; развивающие:   ­развивать   мышление,   речь,   умение   сравнивать,   классифицировать, оценивать свои результаты. воспитательные:  ­  воспитывать интерес к предмету,  культуру поведения. Тип урока: комбинированный урок.                                                                         Планируемые результаты:                                                                                      Предметные: знают определение слов письмо, адрес, адресат, адресант;   различают виды писем по цели общения, правильно расставляют знаки  препинания при обращении; знают и правильно употребляют прописную букву в именах собственных; умеют составлять текст, опираясь на знание структуры 1 письма.                                                                                                          Личностные: понимают роль такого вида общения между людьми,  как  письмо; осознают чувства ответственности по отношению к слову; адекватно  судят о причинах своего успеха или неуспеха с другими людьми; проявляют  познавательный интерес к учебному материалу.                                                     Метапредметные УУД:                                                                                           ­ познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме;  строят речевые высказывания; умеют анализировать языковой материал,  делать выводы; развивают логическое и критическое мышление  у учащихся  при составлении письма;                                                                                            ­ регулятивные: правильно воспринимают и решают учебную задачу,  планируют своё действие; адекватно используют свою деятельность на уроке   ­ коммуникативные: умеют конструктивно взаимодействовать в групповой  работе; слушают друг друга.                                                                        Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и  совместная учебная работа, исследовательская  деятельность,  контрольно –  оценочная и рефлексивная деятельность. Технология: элементы технологии развивающего, проблемного,  опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.  Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:   ­ прием рефлексивной деятельности;   ­ метод конкретизации целей обучения;   ­ метод исследования;  ­ метод  обсуждения новых знаний;   ­ метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, посильных  опыту школьников.  Образовательные ресурсы:                                                                                     1. учебник «Русский язык 5 класс». Автор: М.М. Разумовская и др.(изд­во  2 «Дрофа», 2012 стр. 179);                                                                                            2. карточки для групповой работы;                                                                           3. кроссворд;                                                                                                                4. фрагменты из художественных произведений;                                                    5. презентация к уроку.                                                                                              Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки,  рабочая тетрадь,  тетрадь­справочник  (для опорных конспектов).                                                                                                             Ход  урока 1. Организационный  момент  (слайд 1) ­ Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли  гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.  ­  С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках. (Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками). ­ Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до  конца урока.  (Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение  урока в лучшую сторону). А теперь проверь, дружок,  Ты готов начать урок? Все ль на месте,  Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать, Думать и запоминать? ­ Если вы готовы, начинаем урок.  3 2.Мотивация к учебной деятельности.      (слайд 2)                                             (Стук в дверь)                                                                                                              ­ Ребята,  почтальон Печкин что­то нам принёс. Давайте посмотрим.  (Развернуть конверт, зачитать письмо)     (слайд 3)                                                 Здравствуйте, ребятишки:                                                                                          девчонки и мальчишки!                                                                                              Я – ваш Дедушка Мороз.                                                                                            Нагрузил подарков воз,                                                                                              Но не знаю: как же быть                                                                                             И кому мне их дарить.                                                                                                Адресата нет, имен,                                                                                                    Нет фамилии сластен…                                                                                              И в Устюге тишина…                                                                                                 Я жду писем, детвора!                                                                                                Дед Мороз       28 декабря 2015г. 3. Целеполагание.                                                                                                      ­ Что это? Правильно! Это письмо. Ваш ответ  – тема нашего урока. Что мы  сегодня узнаем на уроке? (Какие бывают письма, какие части включает  письмо, какую роль играет обращение в письме, как доставить радость  близким и родным людям.) (слайд 4) Запишем в тетради сегодняшнее число,  классная работа, тему урока. 4. Составление кластера.  ­ Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «письмо»? (слайд 5)   4 5. Словарно­лексическая работа.                                                                           ­ Что такое письмо?  (слайд 6)                                                                                   Письмо – 1.написанный текст, посылаемый для сообщения чего­нибудь кому­ нибудь; 2.умение писать; 3.система графических знаков для передачи,  запечатления речи; 4. манера художественного изображения.                               ­ Что вы заметили? Это слово однозначное или многозначное?                             6. Изучение нового материала.                                                                               1)Слово учителя.          (слайд 7)                                                                              ­  Письмо – наидревнейший вид письменного текста. Люди начали писать друг другу задолго до появления письменности. Использовали они для этого  условные знаки или рисунки. Так было положено начало развитию  эпистолярного жанра, важнейшему виду общения. Письмо – особый вид  письменного текста. По форме – это монолог, сохраняющий самую тесную  связь с диалогом, потому что любое письмо предполагает собеседника –  адресата. Письмо поэтому следует писать так, как мы говорим. В разговорной речи мы часто делаем оговорки, дополнения, пояснения, повторения, которые  не следует мысли должны короче, точно, думаете, зачем делать в письме. Все  быть выражены  ясно. Ребята, как вы  пишут письма?  Почему в наше являются ценностью? Какие виды писем вы знаете? (слайд 8) время письма  5 Пункт   назначения   письма,   местонахождение   лица,   которому   адресовано письмо,     называется   адресом.   Тот,   кто   пишет   письмо   ­   адресант.   Как называется   бумажный   пакет,   сохраняющий   тайну   послания?   Правильно, конверт. На конверте указываем цифровое условное обозначение населенного пункта.     Что   это?   Правильно,   индекс.   Тот,   кому   адресовано   письмо, называется адресат. А кто разносит   письма, посылки, телеграммы? Верно, почтальон.   Я   предлагаю   вам   совершить   экскурсию   в   прошлое. (слайд 9) Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы   в   Индию,   морские   путешественники   оставляли   письма   в   большом каменном   ящике   на   мысе   Доброй   Надежды,   а   возвращавшиеся   корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала  чётко в течение нескольких  столетий. В  настоящее  время  этот  камень,  служивший  первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт­ Петербурге. Его образец можно увидеть   в   Центральном   музее   связи   имени   А.   С.   Попова.   Он   сделан   из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают   1   декабря   1848   года.   Конструкция   его   оказалась   неудобной:   без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришёл ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись   к   стенам   домов.   В   1910   году   конструктор   П.   Н.   Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня. А как осуществлялась перевозка писем? В XVI­ XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к селению, громко свистели. Пётр I решил сломать эту традицию и сделать так, как в 6 Европе. При нём для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок. В XIX веке   рожок   всё   же   стал   символом   российской   почты,   его   изображения появились   на   почтовом   флаге,   вывесках,   печатях,   но   по   своему   прямому назначению он практически не использовался. С 70­х годов XVIII века для подачи   звукового   сигнала   стали   использовать   колокольчик.   С   развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые тройки в России. (слайд 10)   Как   выглядел   раньше   конверт?   Чтобы   отправить   письмо   по   почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел тогда ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчётом, чтобы оставалось   свободное   место   для   адреса.   Изготовили     небольшую   партию мешочков. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был столь велик, что их стали изготавливать специальные предприятия. Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.  В красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда   процветавшее   в   России   эпистолярное   искусство,   то   есть   умение писать письма. Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…» Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как   если   бы   он   бесхитростно   объявил:   «Я,   знаете   ли,   прочитать   этого   не сумею: грамоты не одолел…» Это факт: утрачено искусство писать письма, никто не занят обучением этому искусству. А ведь писание писем, к которому человек приобщается с детства – прекрасная  школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили 7 писать письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства и сам процесс писания письма. Что ни письмо, то маленькое художественное произведение нового жанра: элегическое раздумье, озорной анекдот, сценка, пародия, мистификация. Я предлагаю вам, ребята, научиться писать письмо.                                                                                     2)Работа с учебником.                                                                                                 ­ Откройте учебник на странице 179. Давайте прочтем лингвистический текст, обсудим его и запишем в тетрадь­справочник. 3)Коллективный   анализ   писем  из   сценария   мультфильма   «Трое   из Простоквашина» с целью определения вида письма и закрепления правил пунктуации. (слайд 11) Письмо1.            Здравствуй, дорогой дядя Федор! Поздравляем   тебя   с   Новым   годом.   Расти   веселым,   здоровым,   упорным   в труде. Кот Матроскин и пес Шарик ­ Прочитайте первое письмо. С какой целью оно написано? Как бы вы его назвали? (Это письмо­поздравление.)  По какому  поводу  посылают  письмо­ поздравление?  Кому   мы   отправляем   такие   письма?  Как  мы   обращаемся   к родным и близким? (слайд 12) Письмо2.          Дорогие мама и папа! Получили Ваше письмо. Живем мы хорошо, просто замечательно. Пришлите, пожалуйста, для Шарика фоторужье. Это и охота и зверей убивать не надо. Дядя Федор ­ Прочитайте второе письмо. Как обращается дядя Федор к родителям? Фраза «Получили   Ваше   письмо»   говорит   о   состоянии   переписки.   А   что   можно написать   о   состоянии   переписки,   когда   писем   долго   нет?   Что   содержит 8 основная часть? С какой целью написано это письмо? Как его можно назвать? (Это письмо­просьба.) Верно, это письмо­просьба. О чем могут просить люди в своих письмах? (слайд 13) Письмо 3.     Здравствуй, дядя Федор! Давненько не было от тебя писем. Погода у нас хорошая. Снегу намело по колено.  Шарик   с  Матроскиным   поссорились.  Начинают   раздел   имущества. Скоро печку делить начнут, а потом избу. Приезжай поскорее. Почтальон Печкин ­ Прочитайте третье письмо. Что содержится в начале письма? Какая фраза говорит о состоянии переписки? Что сообщается в основной части письма? Как можно назвать это письмо? (Это письмо­информация.) Чем заканчивается письмо?   Итак,   с   какими   видами   писем   вы   познакомились?   Какие   знаки препинания нужно поставить? 4)Физкультминутка. ­   Давайте   на   минуту   представим,   что   мы   люди   из   первобытного   племени, которые   могут   общаться   только   с   помощью   мимики   и   жестов. Как мы объясним своим соплеменникам, что увидели мамонта? … А зайца? … А   динозавра?   А   как   мы   поделимся   со   своими   соплеменниками   хорошим настроением?   Вот   с   таким   хорошим   настроением   продолжаем   наш   урок знакомства с письмом. 5) Работа с планом письма и правилами заполнения конверта. (слайд 14)      ­ Познакомьтесь с планом письма и запишите его в тетрадь­ справочник.           1.Вступление: приветствие или обращение – имя того, кому предназначено  письмо.                                                                                                                         2.Основная часть: изложение информации.                                                             3.Заключение: выражение уважения, любви к адресату, благодарность,  9 уверенность в дружбе, просьба писать, прощание.                                                  4.Подпись. Дата написания письма.                                                                          5.P. S. (та информация, которую позабыли написать в письме)                             Правила заполнения конверта  (слайд 15) От кого Ломонос Олеси Откуда  Ставропольский   край   Туркменский   район   с.   Малые   Ягуры     ул. Шоссейная, 49 Индекс 356546 Кому Щербак Елене Владимировне Куда  Ставропольский   край   Туркменский   район   с.   Малые   Ягуры     ул. Колхозная, 9 Индекс 356546 6) Работа в группах (парах). ­   Написать   интересное   письмо­   настоящее   искусство.   Сегодня   вы   будете учиться писать письма личного характера. Для этой работы наш класс должен разделиться   на   8   групп.   Каждая   группа   выбирает   задание   со   словами   ­ подсказками. Работу нужно выполнять в рабочую тетрадь. Темы   написания   писем:   «Письмо   президенту»,   «Письмо   моей   семье», «Письмо первой учительнице», «Письмо другу  о своём родном крае». 1. Напишите письмо­ поздравление первой учительнице. Слова­подсказки:   Поздравляю…   Разрешите   поздравить…   Позвольте пожелать… Дорогая… Уважаемая… От всей души… От всего сердца… Сердечно… 10 2. Напишите письмо своей семье с благодарностью за присланный подарок. Слова­подсказки:   Сердечно…   От   всего   сердца…От   всей   души…Я   очень благодарен…Большое (огромное) спасибо… Благодарю вас за то, что… 3. Напишите другу письмо­рассказ о своём родном крае. Слова­подсказки:   Дорогой…   Хочу   рассказать   тебе   о…   Я   очень   хочу поделиться с тобой мыслями о… Мне интересно узнать…Напиши мне о… Очень скучаю без тебя…С нетерпением жду ответа… 4. Напишите письмо президенту Слова­подсказки:   Уважаемый…Хочу   спросить   Вас   о…Хотелось   бы   знать Ваше мнение о…У меня к Вам большая просьба…Ваше мнение о проблеме… Я обращаюсь к Вам…Я не могу сказать… Я прошу… Согласен  с Вами… Разделяю Вашу точку зрения… (Чтение   и   обсуждение   писем   с   разными   заданиями) 7. Закрепление полученных знаний 1)Кроссворд.(слайд 16) ­Разгадайте кроссворд, запишите отгаданные слова, обозначьте орфограммы. 1 2 3 4 5 1. Сообщение,   поздравление,   просьба,   написанное   на   бумаге, предназначенное для отправки на расстояние. (письмо) 2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (конверт) 3. Пункт   назначения   письма,   местонахождение   лица,   которому   оно предназначено. (адрес) 11 4. Цифровое условное обозначение населённого пункта. (индекс) 5. Человек, разносящий письма, газеты, журналы. (почтальон) 2) Игра «Отгадай адресанта»                                                                                 Предлагаю вам игру «Отгадай адресанта» Кто такой адресант?  Кто такой  адресат?  Эти слова в русском языке называются паронимы. (слайд 17)  (Учитель читает отрывки из произведений, в которых использованы тексты  писем. Учащиеся должны назвать героя – отправителя, произведение и автора, оформить запись в тетради) (слайд 18) Первое письмо              «Мои папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили… Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где   я   живу.   А   то   вы   меня   заберете…   А   днем   я   люблю   на   крышу вскарабкаться.   И   там   глаз   вытаращу,   усы   расправлю   и   загораю   как ненормальный.   На   солнышке   облизываюсь   и   сохну.   А   на   днях   я   линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растет – чистая, шелковистая!.. Дорогие папа и мама, вы меня теперь   просто   не   узнаете.   Хвост   у   меня   крючком,   уши   торчком,   нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать… Так что вы за меня не переживайте…»                                       (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот») (слайд 19) Второе письмо «Шлет с письмом она гонца,                                                                                   Чтоб обрадовать отца.                                                                                           Но злобные сестрицы                                                                                                Сами шлют гонца другого                                                                                        12 Вот с чем от слова до слова:                                                                                  «Родила царица в ночь                                                                                               Не то сына, не то дочь;                                                                                            Не мышонка, не лягушку,                                                                                         А неведому зверюшку». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 8. Рефлексия. Итог урока.                                                                                       Физкультминутка для пальцев                                                                               ­ Покажите на пальчиках: сколько стилей речи вы знаете? Сколько типов  речи? Из скольких частей состоит письмо? Сколько писем вы написали в  своей  жизни?                                                                                                               Прием «Градусник»                                                                                                   ­ На градуснике 36.6 – это нормальная температура тела человека. Какова  ваша температура усвоения сегодняшнего материала урока? Все поняли,  получилось – 36.6. Не все в порядке – температура ниже. Запишите вашу  температуру на полях тетради. 9. Домашнее задание.    (слайд 20)                                                                          §62 правило. Напишите письмо мне, раскройте  в нем свою тайну: кем вы  хотите стать.   (слайд 21) 13

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)

Урок русского языка по теме: " РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017