Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
19.06.2017
Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного.
Задачи:
учебные:
- закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные в начальной школе;
развивающие:
- развивать мышление, речь, умение сравнивать, классифицировать, оценивать свои результаты.
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, культуру поведения.
Ожидаемые результаты:
предметные:
- вспомнить морфологические признаки имен существительных;
- выработать умения находить существительное в предложении;
- выявлять синтаксическую роль в предложении;
метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письмен¬ного сообщения;
- овладение приёмами отбора и систематизации матери¬ала на определённую тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохране¬нию и передаче информации, полученной в результате чте¬ния;
- способность определять цели предстоящей учебной де¬ятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, ми¬мику в процессе речевого общения;
личностные:
- осознание роли имени существительного в русском языке;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к само¬оценке на основе наблюдения за собственной речью.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированныйЦель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного.
Задачи:
учебные:
- закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные в начальной школе;
развивающие:
- развивать мышление, речь, умение сравнивать, классифицировать, оценивать свои результаты.
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, культуру поведения.
Ожидаемые результаты:
предметные:
- вспомнить морфологические признаки имен существительных;
- выработать умения находить существительное в предложении;
- выявлять синтаксическую роль в предложении;
метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письмен¬ного сообщения;
- овладение приёмами отбора и систематизации матери¬ала на определённую тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохране¬нию и передаче информации, полученной в результате чте¬ния;
- способность определять цели предстоящей учебной де¬ятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, ми¬мику в процессе речевого общения;
личностные:
- осознание роли имени существительного в русском языке;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к само¬оценке на основе наблюдения за собственной речью.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный
конспект урока Щербак ЕВ.doc
МКОУ СОШ №4 с. Малые
Ягуры Туркменского района
Ставропольского края
Щербак Елены Владимировны
ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(5 класс)
Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом
богатстве имени существительного.
Задачи:
учебные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные в
начальной школе;
развивающие:
развивать мышление, речь, умение сравнивать, классифицировать,
оценивать свои результаты.
воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, культуру поведения.
Ожидаемые результаты:
предметные:
вспомнить морфологические признаки имен существительных;
выработать умения находить существительное в предложении;
выявлять синтаксическую роль в предложении;
метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
1 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
личностные:
осознание роли имени существительного в русском языке;
стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и
совместная учебная работа, исследовательская деятельность, контрольно –
оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего,
игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
прием рефлексивной деятельности;
метод конкретизации целей обучения;
метод исследования;
метод обсуждения новых знаний;
2 метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, посильных опыту
школьников.
Результаты: роли теоретика и практика позволили ученику перейти от
уровня « ученик» к уровню «исследователь».
Оборудование: карточки, презентация, путевые листы, раздаточный материал,
тест.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли
гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.
С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.
(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).
Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца
урока. (Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в
лучшую сторону).
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
Если вы готовы, начинаем урок.
2. Актуализация опорных знаний (слайд 2)
На слайде представлены слова. Найдите основание для классификации и
распределите их на группы. Посовещайтесь.
3 Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.
3. Мотивация учебной деятельности . Целеполагание
Сегодняшний урок я хочу начать с вопроса, ответ на него позволит вам
определить тему урока: о какой героине нашего урока идет речь? Вот что она
могла бы сказать о себе: «Я важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово
в нашей речи это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых
первых слов. Давно живу я в мире этом, даю названия предметам…» Как зовут
героиню? Почему вы так считаете?
— Правильно, это имя существительное. Прочитайте эпиграф урока: (слайд 3)
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
Как вы понимаете это высказывание?
— Объясните постановку тире.
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на
каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя
существительное как часть речи).
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте
попробуем сформулировать цели урока (ответ учащегося). Сегодня на уроке
вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением
имени существительного, выявите его морфологические признаки и
синтаксическую роль.
4. Работа по теме. (слайд 4)
А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить небольшое путешествие в
сказочную страну Морфологию, в гости к героине нашего урока. Чтобы не
заблудиться, каждый из вас получит путевой лист, (слайд 5) где будет
выставлять себе баллы. Отправляемся в путь!
Путевой лист
4 Станция
Количество
баллов
«Опознавательная»
«Теоретическая »
«Морфологическая»
«Синтаксическая»
«Проверочная»
ИТОГ:
5. Работа над темой урока
1 станция «Опознавательная»
Попробуем свои силы в первом испытании.
Можно ли написать порусски рассказ, состоящий из слов, которых нет в
русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала
писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена
существительные и доказать это. (Текст у каждого на парте)
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках
записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена
существительные.
Пуськи бятые
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
— (Имена существительные – это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата,
калушаточки)
5 Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное –
это часть речи, которая обозначает предмет)
Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное отвечает на вопросы
что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова — доброта, милосердие,
сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет»
употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей,
явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно
разделить на большие группы. Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт
имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание .
2 станция «Теоретическая»
Давайте поработаем с учебником. Откройте его на стр. 247, выполним
упражнение №694 в группах (работа с лингвистическим текстом).
Далее № 695. 1 группа 1, 2, 7, 2 группа – 3, 4, 7, 3 группа – 5, 6, 7
Физкультминутка
Игра на внимание “Хлопок – молчок” (игра проводится стоя). Девочки
хлопают, если услышат имена существительные женского рода, а мальчики –
мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь,
гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
3 станция «Морфологическая»
1 группа 1 ряд. Распределите существительные по родам и сделайте выводы.
Какие слова вам помогали при распределении?
Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.
2 группа – 2 ряд – распределите имена существительные на одушевленные и
неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
6 Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
3 группа – 3 ряд. Распределить слова в два столбика. По какому признаку
распределяли?
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел город Орел, доброта
4 станция «Синтаксическая» (слайд 6)
Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с
белоснежным стволом и ярко зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево.
Из за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Вывод: расскажите о синтаксической роли имени существительного.
Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что
узнали о существительном.
Конечная станция «Проверочная»
1) Работа с таблицей «Наведи порядок» (слайд 7)
Существительные из известных сказок перепутались. Подберите к
прилагательным нужные существительные. Запишите, правильно оформляя
названия сказок.
Имена прилагательные
Имена существительные
Красная
борода
Синяя
Белый
шапочка
цветочек
7 Храбрый
Голый
Аленький
клык
портняжка
король
2) тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в
предложении “Берёзы украшают леса”:
А) подлежащим; Б) дополнением; В) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самопроверка (слайд 8) Ответы
1. Б
2. А
3. Б
4. женский
5. неодушевленные
«5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
6.Выставление оценок.
7.Рефлексия. Прием «Незаконченные предложения»
Я отлично знаю…
Мне нужно повторить…
8 8. Объяснение домашнего задания: (слайд 9)
1)параграф 87 правило ( подготовить рассказ об имени существительном);
2) упр. 693 или составьте рассказ на основе текста «Пуски бятые»
9. « На закуску» (если осталось время на уроке)
Если использовать все продукты, которые предлагает С. Михалков, то какое
блюдо получится?
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
9 Ох!..
(Ответы учащихся) (И суп овощной оказался не плох!)
Спасибо за работу на уроке!
10
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Конспект урока русского языка ТЕМА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.