Методическая разработка урока
Тема урока: «Нравственные уроки М.Е. Салтыкова- Щедрина» (урок- исследование по сказке М.Е. Щедрина «Премудрый пескарь»)
Ломовцева Л.А, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Марьевка муниципального района Пестравский , Самарской области.
Пояснительная записка:
Художественная литература – один из видов искусства, которое является средством познания жизни, отражая и осмысляя действительность посредством образов.
Как любой вид искусства, литература имеет свои художественные законы, но в то же время имеет определенные черты, объединяющие ее со всеми другими видами искусства:
1) образность, лежащая в основе любого искусства;
2) коммуникативность – обращенность к читателю, зрителю, слушателю;
3) эмоциональность – воздействие на чувства адресата;
4) идейность – произведение искусства всегда отмечено печатью индивидуальности творца: мировосприятие, мироотношение и мировоззрение автора и есть тот материал, из которого строятся художественные образы, транслируя авторскую идею.
Урок- исследование по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
является одним из этапов изучения творчества сатирика. Организованная подготовительная и исследовательская деятельность на уроке позволяет постичь идейно-художественную глубину сказочного наследия Щедрина. Работа по содержанию произведений имеет важное в воспитательном плане значение. Тема актуальна во все времена.
На уроке используются элементы презентации деятельности творческих групп, дискуссии. Основная часть посвящена исследованию имманентной (языковой) ткани сказки, работе над содержанием произведения. Деятельность творческих групп отражена в презентации собственных наработок, выводов. Драматургия урока связана с созданием учебных ситуаций, решать которые приходится «здесь и сейчас».
Урок предназначен для преподавателей литературы общеобразовательных учреждений всех типов.
Длительность урока: 40 мин.
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
-формирование ключевых компетенций: исследовательской, критической, информационной, коммуникативной, речевой –через работу с художественным текстом;
-воспитание гражданских чувств, Я-концепции через осмысление нравственных уроков М.Е.Салтыкова- Щедрина и собственной системы мнений о себе.
Задачи урока:
1. Образовательная:
-выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пескарь», идейно-художественное своеобразие произведения, уточнить представления учащихся о мировоззрении писателя;
-формировать представления обучающихся о специфике авторской, сатирической сказки как явления искусства, о своеобразии таланта М.Е.Салтыкова- Щедрина;
-формировать навык работы с художественным текстом, проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа;
-рассмотреть произведение в контексте литературной традиции, диалога культур;
-формирование умения работать со словарями, дополнительной литературой.
2. Воспитательная:
-осмыслить на новом для обучающихся уровне понятия «честь» в сопоставлении с собственными представлениями и представлениями литературных героев.
- формирование коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и микроколлективе, представлять (презентовать) свою работу.
3. Развивающая:
-развивать информационную, технологическую компетенции;
-формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы «здесь и сейчас»;
-развивать диалогическую и монологическую речь;
-развивать читательские способности, интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус;
-формировать нравственные и профессиональные качества обучающихся: ответственность за выбор жизненной позиции.
Оборудование урока: тексты сказки, выставка книг, М.Е. Салтыков-Щедрин в портретах, иллюстрациях, документах (Л.: Просвещение, 1968.- С. 238-241), карточки с заданиями по группам, плакаты с наработками творческих групп, опорные схемы, слова, таблицы, эпиграф, знак противоречия, раздатка с пословицами для учащихся, словари синонимов и антонимов, сборник пословиц В.Даля, словарь русского языка С. Ожегова, заготовка шаблона таблицы о заветах.
Предварительная работа: На предыдущем уроке были созданы творческие группы исследователей, которые получили задание проработать материал и кратко представить его, создав опорную схему к темам:
1. Сказочный жанр 80-х гг. XIX в.- жанр, отвечающий времени (см. Приложение № 3)
2. История создания цикла сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (см. Приложение № 4)
3. 80-е гг. XIX века: «страшная эпоха» (см. Приложение № 5)
Остальным обучающимся предлагается написать сочинение-миниатюру «Смысл жизни. В чем он? Для чего появился человек на земле?». Выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера позволяют оптимизировать предстоящий урок, опираясь на домашние наработки. Художественный текст произведения должен быть прочитан дома. Во время урока обучающиеся поделены на 5 микрогрупп.
План работы: I. Организационный момент. Вступительное слово учителя (3 мин.).
II. Подготовка к усвоению новых знаний (3 мин.).
III. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени (проверка домашнего задания по творческим группам) (7 мин.).
IV. Самостоятельный анализ художественного текста сказки по группам (10 мин.).
V. Представление выполнения задания (15 мин.: по 3 минуты на каждую группу).
VI.Фронтальная беседа по выявлению идейного понимания художественного текста (4 мин.).
VII. Итог работы, рефлексия (3 мин.).
Ход урока:
Описание этапов урока |
Методический комментарий |
||||||||||
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя, мотивация обучающихся к обсуждаемым проблемам: Сегодня мы с вами попытаемся проникнуть в творческую лабораторию Михаила Евграфовича Салтыкова- Щедрина, чье творчество относят к числу особо сложных. Знакомы ли Вам произведения писателя, интересно ли его творчество? (Учитель выслушивает 2-3 высказывания обучающихся.) Не секрет, что за именем скрывается противоречие. Учитель обращает внимание обучающихся на эпиграфы, которые размещены на доске: Опорные слова № 1: Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья. Н.А. Некрасов Я литератор действующий! М.Е. Щедрин Опорная схема № 2: знак противоречия I Среди современных молодых людей бытует живучее представление о нем как о писателе трудном, сложном, «запутанном», но и (самое невероятное из заблуждений!) скучным, однообразным. С другой стороны, события, происходящие в нашей стране, городе, все больше и больше побуждают нас вспомнить жгучую сатиру Щедрина, образы его сказок всплывают в памяти постоянно. И слова самого Щедрина: «Я литератор действующий!»- подтверждаются настоящим временем. Итак, сегодня каждый из присутствующих сможет сформировать собственное представление о великом мастере слова.
|
Вступительное слово учителя позволяет подчеркнуть значение изучаемой темы для современного читателя, актуализировать «диалогическую» цель, состоящую в разрешении противоречия «отчуждение- отождествление» творчества писателя самими обучающимися и противоречивости самого творчества и мировоззрения сатирика
Опора на наглядность на доске: портрет, выставка книг, высказывания, знак противоречия.
Диалог учителя, обучающихся, современников писателя можно продолжить и примером- ассоциацией, реминисценцией: Невежа также в ослепленье Бранит науки и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. И. Крылов
Выдвинутая проблема не предполагает однозначного решения
|
||||||||||
II. Подготовка к усвоению новых знаний. Работа с названиями сказок. Перечислите название сказок Салтыкова- Щедрина, которые вы читали. Предполагаемые ответы: «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», «Либерал», «Самоотверженный заяц». Какую особенность вы заметили в названии сказок? О чем она говорит? Предполагаемые ответы: Много политических терминов, то есть эти сказки связаны с политикой, жизнью общества, вопросами этики, морали человеческого общежития. Резюме (см. приложение № 1).
Опорная схема № 2: знак противоречия
УНТ I авторская сказка «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок», - эти слова А.С.Пушкина знакомы нам с детства. А какие уроки дает нам в своих сказках Щедрин? (Учитель выслушивает высказывания обучающихся)
|
Формирование коммуникативной, речевой компетенции
Актуализация знаний обучающихся может пройти по другому варианту: викторина «Определи сказку по именам героев». (Подготовка викторины на 2-3 минуты- индивидуальное домашнее задание, которое позволяет осуществлять формирование информационной, технологической, коммуникативной компетенции у конкретных обучающихся).
Организация диалога «обучающиеся- обучающиеся».
Учитель представляет резюме в виде опорной таблицы. Обучающиеся сверяют собственные умозаключения, выводы.
|
||||||||||
III. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени. 1)Что такое сказка? Что побудило Салтыкова-Щедрина создавать жанр сказки? Предполагаемый ответ: Сказка была понятна и близка простому народу. К ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры, ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции. Каждая сказка Салтыкова-Щедрина посвящена определенному общественному явлению. Ответы может дополнить творческая группа исследователей №1- дополнение по опорной таблице (см. Приложение 2, 3).
Когда написаны сказки Салтыковым-Щедриным? 2) Сообщения группы № 2. История создания цикла сказок. Домашнее задание: Кратко раскрыть историю создания цикла сказок. (см. Приложение4). 3) Сообщения группы № 3. 80-е гг. XIX века: «страшная эпоха» (см. Приложение 5). «Уж очень худое время наступает», — замечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 года. В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются «борцами с изменой». Прочитайте, как характеризовал это время Салтыков-Щедрин в сатирических очерках «Письма к тетеньке»: «Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, света нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых встают какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут — они сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и народ — куда хочешь. Всем как-то все равно». 4) Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель-сатирик берется напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой. Эти категории вечны. Разговор о них актуален и в настоящий момент. В ту же эпоху Алексей Николаевич Плещеев писал (выразительное чтение стихотворения): На сердце злоба накипела От заученных этих фраз! Слова! Слова! А чуть до дела, Ни сил, ни воли нет у нас! Как мы сочувствуем народу, Как об его скорбим нуждах! За правду мы в огонь и в воду. Идти готовы… на словах! И фразы нам всего дороже! Нас убаюкали оне… Когда сознаем мы, о Боже. Что нет спасенья в болтовне?
|
Фронтальная работа Организация диалога учителя и обучающихся.
Презентация выполнения группового домашнего задания: сообщение представителей обучающихся по самостоятельно изученной проблеме и составленным опорным таблицам (см. Приложение 2-5).
Возможна работа по уточнению понимания термина «цикл».
Самостоятельный анализ критической, литературоведческой литературы, отбор необходимой информации.
Развитие речи, расширение словарного запаса обучающихся через эффективный диалог
Опора на наглядность на доске
Обучающийся зачитывает отрывок.
Анализ критической литературы по изучаемому произведению и формирование собственного критического мышления
Опора на наглядность на доске Формирование Я- концепции, моральной идентичности
Художественное прочтение стихотворения
Формирование информационной компетенции через работу с литературными источниками.
Формирование эстетического вкуса, нравственных ценностей через образцы художественной литературы. |
||||||||||
IV. Самостоятельный анализ художественного текста сказки по группам. Чем вызвана к жизни сказка «Премудрый пескарь»? (Сказка написана в 1881—1882 годах, после покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года). Какие эпизоды затронули Вас, показались интересны или, наоборот, возмутили? Прослушивание отрывков сказки «Премудрый пескарь». Каждый из Вас находится в микрогруппе, которой предстоит попытаться разгадать тайны художественного слова Щедрина. Группа обращается к заданиям (см. приложение № 6 ) |
Групповая форма работы Смысл создания сказок! Все сказки Щедрина- это реакция писателя на какое- либо общественное явление, событие.
Выявление первичного восприятия художественного текста
Организация работы в микрогруппах позволяет активизировать участие каждого «здесь и сейчас», что позволяет повысить эффективность образовательного процесса на уроке
|
||||||||||
V. Представление выполнения задания. Группа №1. Смысл заглавия сказки. -В чем смысл заглавия сказки, значение эпитета «премудрый». -Подберите синонимы к этому слову. (Умный, мудрый, башковитый, толковый и т.п.) -А какие антонимы? (Глупый, бестолковый, несообразительный, дурак.) - Салтыков-Щедрин называет своего героя «премудрым», но какой смысл вкладывает в это слово? (Иронический, насмешливый, язвительный.) Группа №2. Нравственные проблемы, поднимаемые Щедриным. Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить. Вспомните, в каких? Какие заветы? Обучающиеся заполняют шаблон таблицы, который затем демонстрируется.
Группа №3. Жизненная позиция премудрого пескаря. А какой наказ дали пескарю? («Гляди в оба...») К какому из этих наказов ближе всего наставление старого пескаря? В завете пескаря меньше агрессивности, хищной наступательности. Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря? Итак, главный мотив пескариного завета — предостерегающий от массы жизненных опасностей и невзгод, призывающий заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии. Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? (Безразличных, равнодушных людей.) Каков их главный порок? (Равнодушие.) Группа №4. Определение отличий авторской сказки от фольклорной. Группа №5. Связь сказок Щедрина с традиционным сказочным стилем.
|
Формирование информационной, технологической компетенции Словарная работа с эпитетом «премудрый». Работа со словарями синонимов и антонимов
Словарная работа с термином «ирония». Уточнение понимания литературного термина.
Словарная работа с терминами «заветы», «заповеди». Уточнение понимания значения слов.
Организация работы по формулированию вывода: жизненная позиция пескаря ничего не имеет общего с благородным и честным заветом героя «Капитанской дочки». Не полностью совпадает с молчалинской, откровенно карьеристской; ни с чичиковской, жадно приобретательской. В завете пескаря меньше агрессивности, хищной наступательности.
Эту работу можно организовать и другим образом. После выступления групп обучающиеся работают с раздаточным материалом по парам, выбирая нужные по их мнению пословицы. (см. Приложение 7).
Работа по сборнику Даля Пословицы: «Хочешь жить — умей вертеться», «моя хата с краю», «знай сверчок свой шесток», «по рогожке следует протягивать ножки», «уши выше лба не растут», «с сильным не борись» и др.
|
||||||||||
VI. Фронтальная беседа по выявлению идейного понимания художественного текста. В книге Б. Ясенского «Заговор равнодушных» есть слова: «Не опасайся друга — он может только предать. Не бойся врага — он может только убить. А бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и убийства». Что вы скажете об этой мысли? -Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте! Так можем ли мы согласиться с тем, что «премудрые пескари» безвредны?
|
Опора на наглядность- высказывания на доске Обмен мнениями, организация диалога: собственное мнение обучающегося- мнение писателей (диалог культур) |
||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия. Какой нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста. Предполагаемый ответ: Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле. Можно ли назвать такое жалкое прозябание жизнью? А Вы живете «действительною жизнью»? С каким настроением Вы сегодня уходите с урока? Стал ли близок вам Салтыков- Щедрин, понятна ли Вам его жизненная позиция? Пожелание студентам: Б. Пастернак Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней. До сердцевины. |
Опора на наглядность на доске: Примерные выводы: - трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему кроме своей персоны лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. - «Действительно живет только тот, кто пользуется благами жизни открыто…, а не тот, кто урывками… крадет выбрасываемые на дорогу крохи…»
Формирование навыков саморефлесии.
Эмоциональный настрой после рефлексии позволяет логически завершить урок, завершить диалог «обучающийся- автор- художественный текст- преподаватель» |
Список литературы:
1. Русская литература 20 в. В 2-х ч. Под. ред. Ю.В.Лебедева. М.: Просвещение, 2004.
2. Поурочные разработки по русской литературе 19в / Под ред. И.В. Золотаревой, Т.И.Михайловой. М.: ВАКО, 2002.
3. Коровин В.И., Вершинина Н.Л. Методические рекомендации к учебнику В.И. Коровина и др. «Русская литература XIX века». - М.: Просвещение, 2004. - 86 с.
4. Русские писатели. Библиографический словарь. Ч.2. М-Я/ Под ред. П.А. Николаева.- М.: Просвещение, 1990.- С. 208-218.
5. Салтыков- Щедрин М.Е. Сказки. М.: Дрофа, 2005.-64 с.
Приложение № 1
связаны с
политикой
|
жизнью общества
|
вопросами этики
|
морали человеческого общежития
|
Приложение № 2
СКАЗКА в 80 – е гг. XIX века-
Л.Н. Толстой |
В.Г. Короленко |
В.М. Гаршин |
М.Е. Салтыков-Щедрин |
Приложение № 3
Дополнительный материал в помощь обучающимся
Сказочный жанр 80-х гг. XIX в.- жанр, отвечающий времени
В 80-е гг.- сказочный жанр был широко распространен в русской литературе. В это время появляются народные рассказы Льва Толстого, сказки-аллегории В.М. Гаршина, легенды В.Г. Короленко. Этот жанр привлекает внимание и других, менее известных авторов.
Создавая свои произведения, писатели 80-х гг. преследуют различные цели, по-разному используют возможности, заложенные в сказочной манере повествования. Общим остается одно: в исторической обстановке тех лет наиболее целесообразным они считают обращение именно к сказочному жанру.
Их интерес к сказке в эти годы был вызван не только тем, что сказочная манера изложения позволяла им, несмотря на усилившуюся в годы в годы реакции деятельность цензуры, затрагивать в своих произведениях самые острые в политическом отношении темы.
Форма сказки с ее мудрой простотой давала писателям возможность в сжатом, обобщенном виде изложить
свою точку зрения на самые важные проблемы современности, выразить свое
отношение к ним.
Сказки любил простой народ.
Поэтому писатели 80-х гг. уделяют особое внимание cсозданию литературы для широких масс, литературы, в которой можно было бы разъяснить народу стоящие перед ним задачи, пропагандировать свои взгляды. В 70-х гг. народники-пропагандисты часто обращались к сказке. Используя своеобразие ее фантастики, ее занимательность, простоту языка, установившуюся систему сюжетов и образов, традиционные приемы сказочного стиля, они в сказочной форме излагают народу свои социальные теории. В «Сказке-говорухе» С. М. Степняк-Кравчинский прямо объясняет, почему он прибегает к сказочной манере повествования: «Знал я, что коли стану я говорить тебе правду попросту, без затей, так не прочитаешь ты такой книжки и до половины. Вот почему, друг, я рассказал тебе правду не просто, а притчей».
Сказка оказалась наиболее удобным средством общения с народом и для писателей 80-х гг. И это было одной из главных причин, обусловивших распространение сказочного жанра в литературе того времени.
Термины:
· народники
· сказка
· притча
· социальные теории
Приложение № 4
Дополнительный материал в помощь обучающимся
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Сказки» принадлежат к числу лучших произведений Щедрина. Как и все его творчество они проникнуты современностью, посвящены основным вопросам русской жизни.
Почему обратился к жанру сказки?
|
|
|
Жанр сказки издавна привлекал Щедрина. Более, чем кто-либо из современников, он понимал все преимущества сказочной манеры повествования, и его обращение к сказке было вызвано не только условиями общественно-политической жизни России тех лет. Оно было подготовлено всем предшествующим творчеством сатирика.
Уже в ранних своих произведениях он неоднократно использует сказочные приемы, мотивы, образы. В ряде случаев он включает сказки в текст отдельных произведений. Так, например, он вводит их в «Современную идиллию» и в цикл очерков «За рубежом».
Как самостоятельный жанр сказка впервые появляется в его творчестве в 1869 г. ( «Повесть о том, как одни мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик»). В 1880 г. в «Отечественных записках» были напечатаны «Игрушечного дела людишки». И, наконец, в период 1882-1886 гг. создаются все остальные сказки (28 из 32). В эти же годы у Щедрина возникает замысел объединить их в особый сказочный цикл. В сентябре 1886 г. выходит сборник «23 сказки М.Е.Салтыкова (Щедрина)», в 1887 г. было выпущено второе издание этого сборника, и до последних месяцев жизни Щедрин, несмотря на цензурные препятствия, продолжает работать над подготовкой полного свода своих сказок.
Своеобразным синтезом всего щедринского творчества явились его сказки. Щедрин как бы подводит здесь итог тому, что было им создано ранее. В сжатой, лаконичной форме сказки повторяют основную тематику всех его произведений. В них говорится о русском народе и о тех, кто его угнетает, о его врагах и друзьях, о путях и методах борьбы с самодержавным строем и об исторических судьбах России. Щедрин выступает в своих сказках как революционный демократ, как писатель, зовущий к коренной переделке русской действительности, к революционному преобразованию ее. И в этом заключается принципиальное отличие сказок Щедрина от народных рассказов Льва Толстого, от сказок-аллегорий Гаршина.
Задача, которую ставил перед собой Щедрин. Он проводил в своих сказках мысль о необходимости и неизбежности революционной борьбы угнетенных с угнетателями, борьбы за то, чтобы «исправить» мир. И в этом плане сказки Щедрина были близки к народнической пропагандистской литературе 70-х гг. Но щедринская сказка вырастала на основе передового для того времени мировоззрения революционных демократов, и это обусловило ее политическую остроту, широту обобщений, меткость сатиры.
Приложение № 5
Дополнительный материал в помощь обучающимся
80-е гг. XIX века: «страшная эпоха»
Большая часть сказок была создана Щедриным в «Страшную эпоху» - так он сам называл 80-е гг. XIX в. Первого марта 1881 г. народовольцами был убит Александр II. Разгром революционного движения, правительственные репрессии, перерождение революционного народничества в либеральное - таковы были характерные «признаки времени», наступившего после убийства Александра II.
Одной из главных своих задач в эти годы правительство считало борьбу с революционными идеями и настроениями, «искоренение крамолы». Особенное внимание уделялось борьбе с «крамольной» печатью. Исключительно трудным было положение Щедрина. «В настоящую минуту нет писателя, более ненавидимого, нежели я», - писал он в одном из своих писем.
Но именно в этот период Щедрин находит весьма действенный способ борьбы с самодержавием: он создает свою политическую сказку-сатиру. Действенность этого способа борьбы сразу же оценили как его друзья, так и враги.
«То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, - с возмущением сообщал один из цензоров цензурному комитету, - его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства».
Автору этих строк нельзя отказать в проницательности. Ему удалось довольно метко охарактеризовать сущность щедринской сказки.
Да, действительно, блестящие миниатюры Щедрина представляли собой беспощадную сатиру на самодержавный строй, на реакционную правительственную политику 80-х гг. Свою сатиру Щедрин облек в лаконичную форму сказки с четко и ясно выраженной моралью, и от этого сила ее еще более возросла.
«Крамольность» щедринских сказок была очевидна. Но они продолжали появляться в печати, несмотря на все препятствия, чинимые со стороны цензурного ведомства, настолько оригинальны они были по форме, настолько искусно Щедрин пользовался в них своеобразной - «сказочной» - манерой повествования.
В условиях русской жизни 80-х гг. этот жанр имел и ряд других преимуществ. В первые десятилетия после реформы 1861 г. шла «быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «уставов» старой России».
Это также имело 80-х гг., гибель деятелей «Народной воли», не поддержанных массами, говорили о том, что без участия народа невозможны коренные социальные и политические преобразования в русской жизни.
Наиболее чуткие художники слова понимали, что близится время, когда народному терпению придет конец. Щедрин в эти годы пишет о нарастающем «подземном гудении» масс. «Мы едва держимся в своей лодочке над бушующим и уже поглощающим нас морем, - утверждает в трактате «Так что же нам делать?» Лев Толстой. - Рабочая революция с ужасами разрушения и убийств не только грозит нам, но мы на ней живем уже лет 30 и только пока, кое-как, разными хитростями на время отсрочиваем ее взрыв».
В 1884 г. по инициативе Толстого было организовано издательство «Посредник», которое должно было издавать книги, доступные для народа.
Приложение № 6
Групповая форма работы
Задания группам
1 группа
Задание: Определить смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь».
Ответьте на вопросы:
1. В чем заключается значение эпитета «премудрый»? Воспользуйтесь словарем С. Ожегова (с. 581): проработайте значение слов «премудрость», «премудрый».
2. Подберите синонимы к слову «премудрый», воспользовавшись словарем синонимов.
3. Подберите антонимы к этому слову, воспользовавшись словарем антонимов.
4. Салтыков-Щедрин называет своего героя «премудрым», но какой смысл вкладывает в это слово?
2 группа
Задание: Определите нравственные проблемы, поднимаемые Щедриным.
Ответьте на вопросы:
1. Вспомните, в каких художественных произведениях мы сталкиваемся с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить.
2. Какие заветы?
3. Какой наказ дали пескарю?
4. К какому из этих наказов ближе всего наставление старого пескаря? Проведите сравнительную работу.
3 группа
Задание: Определите жизненную позицию премудрого пескаря.
Ответьте на вопросы:
1. Какими пословицами можно выразить позицию пескаря? Подберите пословицы по сборнику Даля.
2. В чем заключается главный мотив пескариного завета?
3. Кого высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке?
4. Каков их главный порок?
5. Можно ли согласиться с тем, что «премудрые пескари» безвредны?
4 группа
Задание: Определите связь сказки Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством. Выделите сказочный план – мир условий.
Ответьте на вопросы:
1. Докажите, что между Щедриным и фольклором есть «глубокая взаимосвязь».
2. Найдите в тексте
1) традиционный сказочный зачин;
2) сказочные формулы;
3) повтор, рефрены;
4) народные поговорки.
5 группа
Задание: Определите реальный план – мир достоверней в сказке Салтыкова-Щедрина. Найдите отступление от традиций сказочного стиля. Найдите примеры конкретно-исторического времени.
Ответьте на вопросы:
1. Найдите признаки, раскрывающие связь сказки с политической ситуацией, с современными историческими условиями.
2. Найдите черты в образе пескаря, имеющие определенную социальную окраску.
3. Обратите внимание на финал сказки. Меняется ли к концу сказки общий эмоциональный тон повествования, общее настроение? Чем эти перемены, по вашему мнению, вызваны? Что за мысли посещают пескаря перед смертью? Как, по предположению автора, кончает свою жизнь пескарь?
4. Проследите отражение авторской интонации.
Приложение № 7
Задание:
Определите, какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря
1. Хочешь жить – умей вертеться
2. Моя хата с краю
3. Живи для людей, поживут люди для тебя
4. Всяк своего счастья кузнец
5. С сильным не борись
6. Знай сверчок свой шесток
7. Уши выше лба не растут
8. Кто кому надобен, тот тому и памятен
9. По рогожке следует протягивать ножки
10. Два века не изживешь, две молодости не перейдешь
11. Не узнав горя, не узнаешь и радости.
12. И в раю жить тошно одному
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.