Для подготовки детей к экзамену по литературе в 11 классе я предложила им начать заниматься ещё в 10. Ребята с удовольствием занимались, очень многое сумели повторить. Разбирали вопросы по подготовке к экзамену параллельно с изучением текста Это очень удобно и детям, и учителю.
pr_elektiv_liter-10_klass_0.doc
Рабочая программа элективного курса
«Литературные герои. Обзор жанров, идейных
и тематических направлений русской литературы»
1 Курс рассчитан на 34 часа (одно занятие в неделю).
Срок реализации программы один год. Программа соответствует
требованиям к структуре программ, заявленных в ФГОС.
Цель курса – обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им
овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки анализа
текста, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи,
выражения авторской позиции.
Планируемые результаты обучения:
Требования к результатам освоения элективного курса «Литературные герои.
Обзор жанров, идейных и тематических направлений русской литературы»на
уровне основного общего образования определяются ключевыми задачами
общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности и включают личностные, метапредметные и
предметные результаты обучения.
Изучение элективного курса даёт возможность достичь следующих
результатов:
личностных:
воспитание любви и уважения к русской литературе и культуре, усвоение
традиционных ценностей российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
осознанного выбора в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом познавательных интересов;
формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждение,
анализировать, делать выводы);
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве
со сверстниками и младшими школьниками;
2 принятие гуманистических ценностей, осознанное , уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению.
Метапредметные:
владение умениями работать с учебной и дополнительной информацией
( анализировать ,обобщать факты. Составлять простой и развёрнутый план,
конспект, тезисы, обосновывать информацию и делать выводы);
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
способность представлять результаты своей деятельности в различных
формах (эссе, анализ стихотворного, прозаического произведения ,
сообщение, презентация).
Предметные:
овладение представлениями об особенностях литературного процесса ;
способность применять понятийный аппарат литературного знания и приёмы
идейнотематического , лингвостилистического и композиционного анализа в
прозаическом и стихотворном произведении;
умение изучать и систематизировать информацию из различных
литературных и критических источников, раскрывая её познавательную
ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деятельности народов в истории и отражение этого в литературе.
1. Знание литературных направлений и их отличительных признаков.
2. Знание определений «жанр» и «род» литературы, особенностей родов
художественной литературы, понятий «художественный метод» и
«стиль».
3. Работа с литературными текстами, критическими статьями.
4. Анализировать эпизод произведения в его связи содержанием
произведения. .
5. Учащиеся получат представление о жанрах устной и письменной речи, о
правилах конспектирования критической статьи, об анализе
художественных произведений разных жанров, расширят и углубят
знания о специфике развития, проблематике и поэтике литературы 19
20вв., разовьют навыки комплексного анализа лирических и
прозаических произведений разных жанров.
Выпускник научится:
3 работать с критической литературой;
критически анализировать литературные произведения разных жанров и
направлений;
сравнивать различные литературные произведения, давать им
характеристику;
определять тему, проблему, идею прозаического и стихотворного
произведения;
анализировать лексический и синтаксический строй произведения,
распознавать тропы и стилистические фигуры;
анализировать эпизод произведения в его связи с содержанием произведения.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить отбор необходимой информации при анализе литературного
произведения;
демонстрировать умение сравнивать и обобщать литературные события
России и мира, выделять их общие черты и различия, понимать роль русской
литературы для читателя;
представлять литературоведческую информацию в виде таблиц, схем,
графиков;
соотносить исторические события с литературными произведениями;
приводить аргументы в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе литературного произведения.
Содержание элективного курса
Теоретический блок
1.Литературные направления. Античная литература. Древнерусская
литература. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм.
Особенности литературных направлений.
2. Жанры и роды литературы. Понятие о художественном методе и
стиле .Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры русской литературы:
4 роман, повесть. Рассказ, стихотворение, поэма, трагедия, драма, комедия и
др.Художественный метод и стиль русских писателей и поэтов 19 века.
3. Идейнотематический анализ произведения. Тема, проблема, конфликт,
пафос, идея произведения.
4.Композиционный анализ произведения. Особенности композиции
прозаических и лирических произведений. Композиция. Внекомпозиционные
элементы: пейзаж, портретная характеристика, описание местности,
интерьера, диалог, собственноавторская характеристика, речь героев, диалог.
5.Лингвостилистический анализ текста. Понятие о лингвостилистическом
анализе текста. Лингвостилистический анализ: определение семантики
устаревших слов и оборотов, диалектизмов, профессионализмов , терминов,
авторских слов. Стилистический анализ: определение словесных средств
художественной изобразительности: тропов стилистических фигур, звуковых
средств художественной изобразительности.
6. Элементы стихосложения. Ритм. Ритмика. Стопа. Размер. Рифма.
Рифмовка. Строфа.
7.Структура простого и сложного плана. Структура сочинения.
Вступительная часть сочинения. Виды вступлений: историческое, историко
литературное, аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое. Основная часть. Заключение.
Правила составления тезисов. Конспектирование как вид письменной работы.
Конспект. Тезисы.
8. Конспект критической статьи. Основные правила конспектирования
критической статьи. Составление плана критической статьи. Н.Добролюбов
«Что такое обломовщина?» , «Луч света в тёмном царстве». Д.Писарев
«Базаров».
9. План развернутого ответа на вопрос. Составление плана развёрнутого
ответа на вопросы по роману А.Гончарова : «Что мне нравится в Ольге
Ильинской?» «Почему Ольге Ильинской не удалось перевоспитать
Обломова?»
10. План анализа эпизода. Требования к выполнению работы по анализу
эпизода. План анализа эпизода. Анализ эпизодов пьесы А. Островского
«Прощание Катерины с Тихоном», «Финальная сцена драмы». Анализ романа
А. Гончарова «Обломов»: «Приезд Штольца к Обломову». Анализ эпизодов
романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: «Раскольников
5 раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи Раскольникова с Порфирием
Петровичем» и др. Анализ эпизодов романа Л, Толстого «Война и мир»:
«Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле»,
«Первый бал Наташи Ростовой» и др. Анализ эпизодов пьесы А.П.
Чехова «Вишневый сад»: «Приезд Раневской в имение», «Финальная сцена
комедии».
11. План комплексного анализа прозаического и лирического
произведений. Структура плана комплексного анализа художественного
произведения: идейнотематический анализ, композиционный анализ,
языковой анализ, стихосложение (для лирических).
12. Идейнотематический анализ произведения. Определение темы и
проблематики произведения. Конфликт произведения: общественный,
идеологический, социальный, межличностный, внутренний. Пафос
произведения: героический, революционный, патриотический. Идея
произведения. Смысл заглавия. Идейнотематический анализ произведения на
материале рассказов И. С. Тургенева. Идейнотематический анализ лирики на
материале произведений Ф.И. Тютчева и А. Фета. Проблемный анализ
произведения: «Идейнонравственные поиски героев Толстого».
13. Композиционный анализ произведения. Композиция повествования.
Композиция рассуждения, Композиция описания. Анализ композиции
лирического произведения. Роль внекомпозиционных элементов: пейзажа,
портретной характеристики, описания местности, интерьера, собственно
авторской характеристики, диалога, речевой характеристики героев.
Композиционный анализ стихотворений в прозе И. С. Тургенева « Мы еще
повоюем!», «Щи», «Богач» и др. Композиционный анализ лирических
произведений на материале лирики Ф.И. Тютчева и А. Фета. Роль детали в
художественном произведении ( на материале романа Ф. Достоевского
«Преступление и наказание»). Роль пейзажа в произведении ( на материале
романа «Война и мир»).
14. Лингвостилистический анализ текста. Анализ изобразительно
выразительных средств языка на материале произведений А. Фета, Ф.
Тютчева, Н. Некрасова. Приемы сатирического изображения ( на материале
произведения Салтыкова Щедрина «История одного города»).
16. Сравнительный и сопоставительный анализ лирических
произведений. План сравнительного анализа произведений. Сравнительный и
сопоставительный анализ произведений на материале стихотворений поэтов
XIX века.
6 17. План характеристики литературного героя. Характеристика
литературного героя (на материале повести Н. Лескова «Очарованный
странник»).
18. Комплексный анализ прозаического текста. Комплексный анализ
прозаического текста ( на материале сказок СЩедрина). Комплексный анализ
рассказа ( на материале произведений А. П. Чехова). Комплексный анализ
лирического произведения ( на материале лирики поэтов XIX века).
Практический блок
19.План комплексного анализа прозаического и лирического произведений.
20. Идейнотематический анализ произведения.
21.Композиционный анализ произведения. Композиция повествования.
Композиция рассуждения. Композиция описания. Роль детали в
художественном произведении. Роль пейзажа в произведении.
22.Лингвостилистический анализ текста. Анализ ИВС языка на материале
произведений А.Фета, Ф.Тютчева, Н.Некрасова.
23. Сравнительный и сопоставительный анализ лирических произведений на
материале стихотворений поэтов 19 века.
24.План характеристики литературного героя.(на материале повести
Н.Лескова «Очарованный странник»)
25.Комплексный анализ прозаического текста ( на материале сказок С.
Щедрина), рассказа (на материале произведений А.П.Чехова), лирического
произведения (на материале лирики поэтов 19 века)
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
7 №
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Литературные направления.
Жанры и роды литературы.
Идейнотематический анализ
произведения.
Композиционный анализ
произведения.
Лингвостилистический анализ
текста.
Элементы стихосложения.
Структура простого и сложного
плана. Конспект. Тезисы.
Конспект критической статьи
Н.Добролюбова «Луч света в
тёмном царстве», «Что такое
обломовщина?»
План развёрнутого ответа на
вопрос. Монологическое устное
высказывание «Что мне нравится в
Ольге Ильинской?», «Почему
Ольге Ильинской не удалось
перевоспитать Обломова?»
План анализа эпизода. Анализ
эпизодов пьесы А.Островского
«Прощание Катерины с Тихоном»,
«Финальная сцена драмы»
План комплексного анализа
прозаического текста
Идейнотематический анализ
произведения на материале
рассказов И.С.Тургенева .
Композиционный анализ
стихотворений в прозе «Мы ещё
повоюем!», «Щи», «Богач» и др.
Составление тезисов статьи
Д.Писарева «Базаров»
План анализа лирического
произведения
Идейнотематический анализ
лирики на материале лирики
Ф.Тютчева и А.Фета.
Колво
часов
2 часа
1 час
1 час
Формы учебной
деятельности
Виды
контроля
Лекция с элементами
беседы
Лекция
Сравнительный анализ Промежуто
1 час
Лекция. Практикум
чный
Текущий
1 час
Практикум
Текущий
1 час
1 час
Сравнительный анализ Итоговый
Лекция , практикум.
1 час
Практическое занятие Текущий
1 час
Практическое занятие Текущий
1 час
Практическое занятие Текущий
1 час
Практическое занятие
1 час
Практическое занятие
1 час
Практическое занятие Промежуто
чный
1 час
Практическое занятие
1 час
Беседа
Текущий
1 час
Практическое занятие Текущий
8 17
18
19
20
21
22
23,
24
25
26
27
28,
29
30
31,
32
33
Композиционный анализ
произведений на материале
произведений Ф.Тютчева и А.Фета
Анализ ИВС языка на материале
произведений А.Фета и Ф.
Тютчева.
План сравнительного анализа
лирических произведений на
материале стихотворений поэтов
19 века
Приёмы сатирического
изображения(на материале
произведений С.Щедрина)
Комплексный анализ
прозаического текста (на
материале сказок С.Щедрина)
Роль детали в художественном
произведении(на материале
романа Ф.Достоевского
«Преступление и наказание»
Анализ эпизода «Раскольников
раскрывает тайну убийства Соне»,
«встречи Раскольникова с
Порфирием Петровичем»
Своеобразие психологического
стиля Ф.М.Достоевского .Три
портрета Родиона Раскольникова.
План характеристики
литературного героя (на
материале произведения
Н.Лескова)
Роль пейзажа в произведении (на
материале романа Л.Н.Толстого
«Война и мир»)
Анализ эпизода «Ночь в
Отрадном», «Князь Андрей
Болконский на Аустерлицком
поле», «Первый бал Наташи
Ростовой» и др.
Проблемный анализ произведения
«Идейнонравственные поиски
героев Л.Н.Толстого.»
Комплексный анализ рассказа (На
материале произведений А.
П.Чехова)
Анализ эпизода «Приезд
Раневской в имение», «Финальная
1 час
Практикум
Текущий
1 час
Практикум
Текущий
1 час
Практическое занятие
1 час
Практическое занятие Текущий
1 час
Практикум
Промежуто
чный
1 час
Практическое занятие
2 часа
Практикум
1 час
Комплексный анализ
1 час
Практическое занятие
1 час
Практическое занятие
1 час
Практическое занятие
1 час
Практическое занятие
2 часа
Практическое занятие
1 час
Практическое занятие
9 сцена комедии»
Итоговый урок по курсу
34
1 час
Практическое занятие Итоговый
контроль
10
Программа элективного курса по литературе
Программа элективного курса по литературе
Программа элективного курса по литературе
Программа элективного курса по литературе
Программа элективного курса по литературе
Программа элективного курса по литературе
Программа элективного курса по литературе
Программа элективного курса по литературе
Программа элективного курса по литературе
Программа элективного курса по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.