Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
18.11.2018
Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».
Разработка урока по физике для 8 класса. Тема урока Теплопроводность. В разработке представлены цели урока, необходимое оборудование и структура урока с указанием времени на каждый этап урока. В подробном конспекте урока представлены все вопросы учителя и все задания, а также примерные ответы обучающихся.
002.docx
Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность». Класс: 8 Учебник: Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений /  А.В.Перышкин. – М.:Дрофа, 2013. – 237.  Тема урока: Теплопроводность Тема предыдущего урока: Способы изменения внутренней энергии тела. Тема следующего урока: Конвекция. Цели урока:  Образовательные: сформировать знания обучающихся о теплопроводности;  сформулировать определение понятия теплопроводность; выяснить как  происходит передача энергии по металлической проволоке; выяснить какие из веществ обладают большей, а какие меньшей теплопроводностью; объяснить  почему пух, мех и перья обладают плохой теплопроводностью; объяснить  практическое применение полученных знаний (теплопроводность в жизни). Развивающие: развитие памяти, логического мышления, умения сравнивать,  обобщать, самостоятельно делать выводы; развитие речевой деятельности;  умений работать самостоятельно Воспитательные: воспитывать аккуратность и точность при выполнении  заданий; самостоятельность и самоконтроль; формирование культуры  учебного труда; продолжить формирование устойчивого познавательного  интереса к предмету.  Тип урока: комбинированный Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  презентация (приложение на диске). Оборудование для проведения опытов: пробирки, спиртовка, штатив,  проволока, спички, пластилин, лед Структура урока: I. Актуализация знаний. 1. Мобилизующее начало урока (30 сек) 2. Индивидуальный опрос с целью проверки домашнего задания (5 мин) 3. Выполнение теста с целью определения уровня усвоения темы (7 мин) 4. Постановка проблемы, с целью проведения мотивации к изучению  новой темы (1 мин 30 сек) Формирование новых знаний и способов действий II. 1. Эвристическая беседа с целью формулировки определения понятия  теплопроводности;(5 мин)  2. Проведение опытов с целью выяснения особенностей явления  теплопроводности в твердых телах (6 мин)  3. Физкультминутка (1 мин) 4. Проведение опытов с целью выяснения особенностей явления  теплопроводности в жидкостях, газах; (5 мин) 5. Рассказ учителя с целью выяснения особенностей явления  теплопроводности в вакууме (2 мин) 6. Постановка целей на следующий этап урока (1 мин) III. Формирование умений и навыков 1. Выполнение упражнения с целью применения знаний, полученных на  уроке (5 мин) 2. Постановка домашнего задания (2 мин) 3. Подведение итогов урока (4мин) Описание хода проведения урока  (в приложение – технологическая карта урока, даны примерные ответы  обучающихся) I. Актуализация знаний. 1.Мобилизующее начало урока (30 сек) Приветствие класса. Проверка готовности обучающихся к занятию. 2. Индивидуальный опрос с целью проверки домашнего задания (5 мин) ­ Давайте вспомним что мы с вами изучали на прошлом уроке? ­ Что такое внутренняя энергия? ­ От чего зависит внутренняя энергия? От чего она не зависит?  ­ Внутренняя энергия тела — это величина постоянная? ­ Каким образом можно изменить внутреннюю энергию?  ­ Какими способами можно изменить скорость движения молекул? ­ Опишите опыт, показывающий, что внутренняя энергия увеличивается.  ­ Пример опыта, подтверждающего   уменьшение внутренней энергии? ­ Какими еще способами можно изменить внутреннюю энергию тела? ­ Что такое теплопередача?  ­ Что мы ещё узнали о теплопередаче?  3. Выполнение теста с целью определения уровня усвоения темы (8 мин) После того, как мы повторили с вами теоретический материал, я хочу вам  предложить выполнить тест по теме «Внутренняя энергия и способы её  изменения». Обучающиеся берут нетбуки (ими оснащен кабинет физики) и  приступают к выполнению теста. Тест (№6) выполняет в интерактивном  приложении к учебнику (Физика.8 класс. Дрофа) Время выполнения теста – 6 мин. Критерии оценивания теста. 6 правильных ответов –  отметка «5», 5  правильных ответов – отметка «4», 4 правильных ответа – отметка «3».  Отметки за тест учащиеся выставляют себе в оценочных листах.  4.Постановка проблемы, с целью проведения мотивации к изучению новой  темы (1 мин 30 сек) Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? Что мы будем изучать? Вы правы, мы перейдем к изучению способов теплопередачи, а именно мы  познакомимся с теплопроводностью.  Какая тема сегодняшнего урока? Что мы должны будем сделать на уроке, какие цели нашего урока? II. Формирование новых знаний и способов действий 1.Эвристическая беседа с целью формулировки определения понятия  теплопроводности;(5 мин)  Запишите тему урока «Теплопроводность». Давайте вспомним, на прошлом уроке мы с вами рассмотрели опыт. При  опускании металлической спицы в стакан с горячей воды очень скоро конец  спицы становится тоже горячим.  О чем свидетельствует этот опыт? Приведите ещё один пример, при котором внутренняя энергия передается от  одной части тела к другой.  Явление, которое рассмотрено в этих опытах и есть теплопроводность.  Давайте попробуем сформулировать определение теплопроводности.  Вы правы. Давайте запишем определение. Теплопроводность – явление  передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его  части к другой. 2.Проведение опытов с целью выяснения особенностей явления  теплопроводности в твердых телах (6 мин)  Запишите тему урока «Теплопроводность». Давайте вспомним, на прошлом уроке мы с вами рассмотрели опыт. При  опускании металлической спицы в стакан горячей воды очень скоро конец  спицы становится тоже горячим.  О чем свидетельствует этот опыт? Приведите ещё один пример, при котором внутренняя энергия передается от  одной части тела к другой.  Явление, которое рассмотрено в этих опытах и есть теплопроводность.  Давайте попробуем сформулировать определение теплопроводности.  Вы правы. Давайте запишем определение. Теплопроводность – явление  передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его  части к другой. Давайте теперь рассмотрим и проведем ряд опытов.  1)Стеклянную палочку держим над пламенем спиртовки.  Что произойдет?  (проводит обучающийся) 2) Если таким же образом нагреть металлический стержень. Быстрее он  нагреется или нет? 3) Возьмем три различные металлических спицы. К спицам прикрепим на  пластилине спички. Начнем нагревать конец спиц, что мы наблюдаем.  Почему спички начали падать? (опыт помогает проводить обучающийся) Если мы держим над пламенем спиртовки деревянную и стеклянную палочку,  металлическую спицу.  Наша рука почувствует, что спица или палочка  нагрелись одновременно или нет? Это значит, что дерево и стекло обладают плохой теплопроводностью.  А  металл обладает хорошей теплопроводностью.  Самая большая  теплопроводность у серебра и меди.  Разберемся теперь как происходит передача энергии по проволоке? В той  части проволоки, которая ближе к спиртовке, скорость колебательного  движения частиц металла увеличивается. Частицы постоянно  взаимодействуют друг с другом, увеличивается скорость движения соседних  частиц.  Постепенно растет температура следующей части проволоки и т.д.  При теплопроводности не происходит перенос вещества от одного конца тела  к другому.  3.Физкультминутка (1 мин) Отложите ручки в сторону, положите руки на парту. Поверните голову  вправо, влево, повторите упражнение 10 раз. Наклоните голову вперед, назад,  повторите 10 раз. 4.Проведение опытов с целью выяснения особенностей явления  теплопроводности в жидкостях, газах; (5 мин) Давайте теперь рассмотрим, как происходит теплопроводность жидкостей. Пробирка с водой.  Положим в неё кусочек льда. Начнем нагревать верхнюю  часть пробирки. (опыт помогает проводить обучающийся) Что мы наблюдаем? Если лед не растаял, о чем это свидетельствует? Правильно, вода обладает плохой теплопроводностью.  Следовательно, и  жидкости обладают плохой теплопроводностью, за исключением ртути и  расплавленных металлов. Связано это с тем, что в жидкостях молекулы расположены на больших  расстояниях друг от друга, чем в твердых телах.   Мы с вами рассмотрели теплопроводность твердых тел и жидкостей. Что ещё  нам осталось сделать?  5)Сухую пробирку надеваем на палец и нагреваем в пламени спиртовки  донышком вверх. Палец не чувствует тепла.  О чем свидетельствует данный опыт? С чем это связано?  5.Рассказ учителя с целью выяснения особенностей явления  теплопроводности в вакууме (2 мин) Давайте теперь рассмотрим, как происходит теплопроводность жидкостей. Пробирка с водой.  Положим в неё кусочек льда. Начнем нагревать верхнюю  часть пробирки.  Что мы наблюдаем? Если лед не растаял, о чем это свидетельствует?  Правильно, вода обладает плохой теплопроводностью.  Следовательно, и  жидкости обладают плохой теплопроводностью, за исключением ртути и  расплавленных металлов. Связано это с тем, что в жидкостях молекулы расположены на больших  расстояниях друг от друга, чем в твердых телах.   Мы с вами рассмотрели теплопроводность твердых тел и жидкостей. Что ещё  нам осталось сделать?  5)Сухую пробирку надеваем на палец и нагреваем в пламени спиртовки  донышком вверх. Палец не чувствует тепла.  О чем свидетельствует данный опыт? С чем это связано? У разных веществ теплопроводность различна.  Плохой теплопроводностью обладают шерсть, волосы, перья птиц, бумага,  пробка и другие пористые тела. Связано это с тем, что между волокнами этих  веществ содержится воздух.  Самой низкой теплопроводностью обладает вакуум. Связано это с тем, что  теплопроводность – перенос энергии от одной части тела к другой, который  происходит при взаимодействии молекул или других частиц.  В пространстве,  где нет частиц, теплопроводность осуществляться не может.  Чтобы предохранить тело от охлаждения или нагревания, необходимо  применять вещества с малой теплопроводностью.  Например, для кастрюль и сковородок ручки изготавливают из пластмассы.  Дома строят из бревен или кирпича, так как они обладают плохой  теплопроводностью, следовательно, предохраняют помещение от охлаждения 6.Постановка целей на следующий этап урока (1 мин) Мы с вами сегодня хорошо поработали, изучили явление теплопроводности.  Что нам еще осталось сделать?  Вы правы, давайте попробуем применить полученные сегодня знания. III.Формирование умений и навыков 1.Выполнение упражнения с целью применения знаний, полученных на уроке  (5 мин) Откройте свои учебники на странице 14. Давайте выполним упражнение 3.  Прочитайте первое задание.  Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания? Теплопроводность сосновых досок в 3,7 раза больше, чем сосновых опилок.   Чем объясняется эта разница?  Почему вода не замерзает под толстым слоем льда?  Почему шуба не греет?  2.Постановка домашнего задания (2мин) Откройте дневники запишите домашнее задание: п.4, ответить на вопросы  устно, задание после параграфа. Рабочая тетрадь – задание 4,2;4,3 Подготовить небольшое сообщение по теме «Использование явления  теплопроводности в различных областях человеческой деятельности».  3.Подведение итогов урока (4мин) Давайте вспомним, какова была цель урока, чему мы должны были научиться  за урок, всех ли целей мы достигли? Что такое теплопроводность?  Как протекает теплопроводность в газах, жидкостях и твердых телах? Методические рекомендации по проведению урока Разработанный урок по теме «Теплопроводность» предназначен для  проведения в 8 классе. Уровень изучения физики – базовый (2 часа в неделю).  В ходе урока учитель подводит обучающихся к проблемным ситуациям,  сталкиваясь с которыми дети понимают необходимость изучения темы и  отдельных моментов тем. Первая проблемная ситуация – перейдем к изучить  способ теплопередачи, а именно теплопроводность; вторая – научиться  применять свои знания при решении заданий.  В ходе урока предполагается самостоятельная работа обучающихся с  дальнейшим самооцениванием. Обучающиеся выполняют работу на нетбуках.  Кабинет физики оборудован нетбуками, их количества достаточна для того  чтобы каждый ребенок работал за своим компьютером. В таком режиме  работать привыкли, поэтому не тратиться времени на инструктаж. Нетбуки  включены заранее на перемене, обучающиеся выбирают только номер  необходимого теста и начинают работу.  При выставлении отметок учитывается работа обучающихся на протяжении  всего урока, а именно устные ответы на вопросы учителя, помощь учителю при проведении опытов, самостоятельная работа с дальнейшей  самопроверкой, решение заданий на закрепление материала. Отметка может  выводиться как среднее арифметическое всех отметок, полученных на  каждом этапе урока. В ходе урока обучающиеся заполняют листы  самооценивания. С листом самооценивания обучающиеся работают  практически на каждом уроке.  Приложением к разработанному уроку является технологическая карта. Список литературы:   1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике:8класс. – 3 –е изд., перераб.  и доп. – М.:ВАКО,2009.­368с. 2. Гутник Е.М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к  учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс»/ Е.М.Гутник, Е.В. Рыбакова,  Е.В. Шаронина: под ред. Е.М.Гутник.­ 3­е изд., стереотип._М.: Дрофа,  2005.­95с. 3. Марон Е.А. Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В.Перышкин «Физика. 8  класс». ­ СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009. ­ 96 4. Перышкин  А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений /  А.В.Перышкин. – М.:Дрофа, 2013. – 237. 5. Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина  «Физика. 8 кл.»/­8­е изд., перераб. и доп.­М.:Издательство  «Экзамен»,2014.­222 с.

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».

Методическая разработка урока по теме «Теплопроводность».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018