Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)
Оценка 4.8

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
09.06.2017
Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)
Данный урок рассматривается в рамках раздела «Тип Хордовые» относительно темы: «Среда обитания и внешнее строение птиц». На этом уроке можно выстроить межпредметные связи между биологией и химией. Учащиеся получают новые знания, осмысливают их, проводят опыт и осознают, что для решения задач необходимы комплексные знанияВ файле представлен урок (его структура, цель, задачи, технологическая карта урока, продукт урока)
Савина НВ Проект урока Птицы.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9» г.Перми ПАСПОРТ ПРОЕКТА УРОКА БИОЛОГИИ «Путешествие в мир птиц»  7 класс Савина Наталья Васильевна МАОУ «Лицей №9» г.Перми  учитель биологии 2017г. Предмет: Биология.  Раздел: Тип Хордовые, Класс Птицы. Лабораторная работа № 19 «Внешнее строение птиц. Строение перьев». Учебник В.Б.Захаров, Н.И.Сонин Биология. Многообразие живых организмов. Класс: 7   Комментарии к уроку:    Данный урок рассматривается в рамках раздела «Тип Хордовые»   относительно темы: «Среда   обитания   и   внешнее   строение   птиц».   На   этом   уроке   можно   выстроить межпредметные   связи   между   биологией   и   химией.   Учащиеся   получают   новые   знания, осмысливают   их,   проводят   опыт   и   осознают,   что   для   решения   задач   необходимы комплексные знания. Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Методы обучения: проблемно­поисковый, иллюстративный, наглядный, исследовательский Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Оборудование, средства:  Раздаточный материал (набор перьев, лупы ручные, нефть в чашках Петри, стакан с чистой водой, пинцеты), схема «Питание птиц», чучела птиц, компьютер у учителя, проектор,  видеоролик «Полет птицы», презентация Power Point «Внешнее строение птицы»,  презентация «Многообразие птиц», компьютеры у учащихся (с выходом в интернет). Цель урока: Определить, полет птиц ­ это закономерность или случайность? Ожидаемый результат:   Учащиеся будут знать внешнее строение изученных птиц и среду их обитания;  особенности  в  строении клювов связанных с  питанием; о губительном влиянии нефти при попадании на перьевой покров птиц. Задачи урока: I.Мировоззренческие: Осознать, что все в мире подчиняется единым законам природы. II. Предметные: 1.Определить значимость знаний о внешнем строении птиц для человека. 2.Рассмотреть места обитания птиц. 3.Расскрыть и понять связь между строением перьев и выполняемыми функциями. 4.Определить влияние экономической катастрофы на жизнедеятельность птиц. III.Метапредметные Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные УУД 1.   Формировать   научное   мировоззрение   при   решении   задач   во   взаимосвязи   биологии   и химии. 2. Производить поиск информации, анализировать. Коммуникативные УУД 1. Аргументировать свою точку зрения. 2. Понимать точку зрения другого. Личностные УУД Формировать навыки умения сотрудничать в группе.   Этапы урока 1этап Организация  целевого  пространства. Время 5 мин 2.1 10 мин 2 этап Организация  поисково­ исследовательского пространства. Деятельность ученика После просмотра  видеоролика учащиеся высказывают свои  предположения.  Выстраиваются  партнерские равные  отношения с учителем. После просмотра  презентации, учитель  наводящими  вопросами  узнает о  степени  усвоения  материала, учащиеся  задают интересующие  их вопросы по  внешнему строению  птицы. Структура и ход урока: Деятельность учителя Приветствие учителя. Сегодня мы начинаем изучать самых  красивых обитателей нашей планеты­ птиц. Тема нашего урока: «Строение  птиц­это закономерность или  случайность?».  Просмотр видеоролика «Полет  птицы». https://www.youtube.com/watch? v=Wasj96URFhw  Просмотр презентации «Внешнее  строение птиц».  Приложение №1  После просмотра презентации, на  чучеле птицы учитель  еще раз  заостряет внимание на особенностях  строения птиц и проводит  сравнительный анализ с внешним  строением пресмыкающихся. Из  просмотренного и прослушанного  материала учащиеся узнают, что ­тело птицы состоит из головы, шеи,  туловища, конечностей. ­тело покрыто перьями. ­птицы теплокровные. ­цевка­сросшиеся кости стопы. ­копчиковая железа ­ в ней  накапливается маслянистая жидкость, которой птицы смазывают  перья. ­органы чувств (зрение, обоняние,  осязание, вкус, слух). Лабораторная работа №1 «Внешнее строение птиц. Строение перьев».  На каждой парте набор перьев,  учащимся предлагается изучить  строение разных перьев под лупой,  сравнить с рисунком учебника,  нарисовать в тетради перо,  подписать его части. Во время лабораторной работы  учитель просит обратить внимание  на строение пуховых перьев, их  значение для птиц.        Рассказывает  о роли разных перьев в жизни птиц. По итогам лабораторной работы  учащиеся узнают  что, ­перо состоит из стержня и  расположенного по бокам опахала.  ­опахало образовано бородками I и II порядка. ­пуховые перья не имеют бородок II  порядка Лабораторная работа №2 «Влияние нефти на перьевой  покров».  Учитель предлагает смочить перо в  нефти и рассмотреть его под  микроскопом. Во время  лабораторной работы учитель  рассказывает о нефти и ее свойствах. Проводится демонстрационный  опыт «Горение нефти».  По итогам лабораторной работы  учащиеся ­узнают о свойствах нефти ­о губительном влиянии нефти на  птиц, так как нефть не смывается  водой, у птиц нарушается процесс  теплорегуляции, что приводит к их  2.2 10 мин 2.3 10мин 2.4 Учащиеся работают с  перьями, изучают их  строение,  зарисовывают в  тетради, подписывают  части пера, работают с учебником, сравнивая  свои перья с рисунком. Учащиеся проводят  лабораторные  исследования: смачивают перья  нефтью,  рассматривают под  лупой, пытаются  смыть нефть в стакане  с чистой водой. 5 мин 3 мин гибели.  Приводится информация о гибели  тысяч птиц погибших при  разливе  нефти в экологической катастрофе.  Учитель обращает внимание о  взаимосвязи знаний по химии и  биологии. Разбор схемы «Питание птиц». Приложение №2  На каждой парте  есть схема  питания птиц, по которой учащиеся  работают. Учитель обращает  внимание на многообразие птиц и  разные типы питания. Просмотр музыкальной  презентации «Многообразие  птиц». Приложение №3 Учитель предлагает в интернете  найти представителей птиц,  различающихся по типу питания,  записать названия птиц в  маршрутном листе и сравнить  строение их клювов. Учащиеся обращают  внимание на  многообразие птиц,  связанных с питанием.  Выписывают в тетрадь  классификацию по  типу питания ­хищные (орнитофаги,  миофаги, ихтиофаги) ­насекомоядные ­растительноядные ­всеядные Учащиеся зрительно  знакомятся с  многообразием птиц.  Учащиеся   рассуждают. В конце урока обобщаются знания и делаются   выводы   по   изученному материалу. ­используя к  лючевые слова: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ­ СЛУЧАЙНОСТЬ­ попробуйте ответить на вопрос,  который был поставлен в начале  урока «Полет птиц ­ это  закономерность или случайность?».  Обобщая материал, учитель  подводит к выводным знаниям: Все в природе целесообразно и  закономерно, подчиняется единым  законам природы. Рожденный ползать — летат ь не может (М. Горький).  И наоборот, рожденный  летать, никогда не поползет! На   третьем   этапе   проводится рефлексия,  и   учащиеся  рассуждают о   том,   как   можно   применить полученные знания и опыт в жизни, понимая,   что   они   ответственны   за все живое на Земле. Дорогие ребята! Мы заканчиваем  путешествие в страну  птиц! Вы сегодня  хорошо выполняли все задания. Спасибо вам  за отличную работу. 3 этап Рефлексия. 2 мин Домашнее задание (стр. 208­210) Продукт урока­проекта.   Продуктом урока будет являться виртуальный  сборник многообразия птиц,  различающихся по внешнему строению и  типу питания. Технологическая карта урока «Путешествие в мир птиц»  Учитель:                        Савина Наталья Васильевна Учебное учреждение:  МАОУ «Лицей №9» Предмет                         Биология Класс                             7б Автор УМК                   В.Б.Захаров, Н.И.Сонин   « Биология. Многообразие живых организмов». Тема урока                    «Путешествие в мир птиц», «Внешнее строение птиц, строение перьев». Тип урока                      Изучение нового материала. Деятельность обучающихся После просмотра  видеоролика учащиеся  высказывают свои  предположения.  Выстраиваются  партнерские равные  отношения с учителем. Деятельность учителя Приветствие учителя. Сегодня мы начинаем  изучать самых красивых  обитателей нашей планеты­ птиц. Тема нашего урока:  «Строение птиц­это  закономерность или  случайность?».  Просмотр видеоролика  «Полет птицы». https://www.youtube.com/wat ch?v=Wasj96URFhw Этапы урока I.Организац ия целевого  пространст ва. Цели: Содержание учебного материала 1.Создание рабочей атмосферы в  классе, музыкальная аранжировка,  расположение ТСО 2.Название темы и определение цели. 3.Вопрос к классу­ постановка  проблемного вопроса «Строение птиц­ это закономерность или случайность?» 4.Видеоролик «Полет птицы» 5.Для достижения цели все получают   наглядный материал. I.Мировоззренческие:  Осознать, что все в мире  подчиняется единым  законам. II. Предметные: 1.Определить значимость знаний о внешнем  строении птиц для  человека. 2.Осмыслить взаимосвязь между полетом птиц и  законами аэродинамики. 3.Рассмотреть место  обитания птиц. 4.Расскрыть и понять  связь между строением  перьев и выполняемыми  функциями. 5.Увидеть сходство и  различие во внешнем  строении птиц и  пресмыкающихся  обусловленных  эволюционным  Формируемые УУД версии   проблемы,   конечный Метапредметные Регулятивные УУД 1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. 2.Выдвигать решения   осознавать результат. Познавательные УУД 1.Формировать   научное мировоззрение при решении   задач   во взаимосвязи   биологии   и химии. 2.Производить информации, анализировать. Коммуникативные УУД 1.Аргументировать свою точку зрения. 2.Понимать   зрения другого.   поиск     точку прогрессом. 6.Определить влияние  экономической  катастрофы на  жизнедеятельность птиц. II.Организац ия  поисково­ исследоват ельского  пространст ва. Личностные УУД Формировать   навыки умения   сотрудничать   в группе. После просмотра  презентации, на чучеле  птицы учитель  еще раз   заостряет внимание на  особенностях строения птиц и проводит сравнительный  анализ с внешним строением  пресмыкающихся. Просмотр презентации №1 «Внешнее строение птиц».  Приложение №1  Просмотр презентации.  Из  просмотренного и прослушанного  материала учащиеся узнают, что ­тело птицы состоит из головы, шеи,  туловища, конечностей. ­тело покрыто перьями. ­птицы теплокровные. ­цевка­сросшиеся кости стопы. ­копчиковая железа ­ в ней  накапливается маслянистая жидкость,  которой птицы смазывают  перья. ­органы чувств (зрение, обоняние,  осязание, вкус, слух). Лабораторная работа №1 «Внешнее строение птиц. Строение  перьев». Приложение №1  На каждой парте набор перьев,  учащимся предлагается изучить  строение разных перьев под лупой,  сравнить с рисунком учебника,  нарисовать в тетради перо, подписать  его части. Во время лабораторной работы  учитель просит обратить внимание на  строение пуховых перьев, их значение  для птиц.        Рассказывает о роли  разных перьев в жизни птиц. Учащиеся выполняют  лабораторные работы. По итогам лабораторной работы  учащиеся узнают  что, ­перо состоит из стержня и  расположенного по бокам опахала.  ­опахало образовано бородками I и II  порядка. ­пуховые перья не имеют бородок II  порядка Лабораторная работа №2 «Влияние нефти на перьевой  покров».  Учитель предлагает смочить перо в  нефти и рассмотреть его под  микроскопом. Во время лабораторной  работы учитель рассказывает о нефти  и ее свойствах. Проводится  демонстрационный опыт «Горение  нефти».  По итогам лабораторной работы  учащиеся ­узнают о свойствах нефти ­о губительном влиянии нефти на  птиц, так как нефть не смывается  водой, у птиц нарушается процесс  теплорегуляции, что приводит к их  гибели.  Приводится информация о гибели  тысяч птиц погибших при  разливе  нефти в экологической катастрофе.  Учитель обращает внимание о  взаимосвязи знаний по химии и  биологии. Разбор схемы «Питание птиц». Приложение №2  На каждой парте  есть схема питания  птиц, по которой учащиеся работают.  Учитель обращает внимание на  многообразие птиц и разные типы  Учитель предлагает найти в  интернете представителей  разных видов птиц,  записать названия птиц в маршрутном листе (Приложение №3) и к какой категории по типу  Учащиеся находят в  интернете  птиц и  соотносят их с типом  питания, заполняя  маршрутный лист. питания относятся  представители. питания. Просмотр музыкальной  презентации №2 «Многообразие птиц». В   конце   урока   обобщаются   знания   и делаются   выводы   по   изученному материалу. ­используя ключевые слова: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ­ СЛУЧАЙНОСТЬ­ попробуйте ответить на вопрос,  который был поставлен в начале урока «Полет птиц ­ это закономерность или  случайность?». Обобщая материал,  учитель подводит к выводным  знаниям:   Все в природе целесообразно и  закономерно, подчиняется единым  законам природы. 1.Чего вы достигли, работая  по карточкам? 2.Что осознали, проведя  лабораторную работу с  нефтью? 3.Какие выводы сделали для себя? 4.Какие были затруднения? III.Рефлекси вное  пространст во ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Инструкция к выполнению  Лабораторной работы №1 Тема:  «Внешнее строение птиц. Строение перьев». Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных  видов птиц. Ход работы 1. Рассмотрите чучело птицы и напишите,  какую форму имеет тело птицы? 2. Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова? 3. Что представляет собой хвост птицы, его значение? 4. Есть ли у птицы зубы? Если нет (да), то почему? 5. Заполните схему (используйте рисунок и текст учебника). Виды перьев                                                                                           6. Опишите физические свойства нефти. 7. Чем опасна нефть для птиц? ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ПИТАНИЕ ПТИЦ 1.Хищные                                       2.Насекомоядные                          3.Растительноядные                      4.Всеядные Сова,  канюк, пустельга,  филин 1. Орнитофаги  (птицееды) 2. Миофаги  (питаются мелкими млекопитающими) 3. Ихтиофаги  (добывают рыбу) 4. Энтомофаги  (питание исключительно одной пищей) Ястреб,  сокол,  сапсан, чеглок,  дербник,  перепелятник Полет у этих птиц  быстрый, так что они  могут схватывать на  лету птиц или быстро  бегущих зверей или  планирующих­эти  птицы летают  кругами на высоте,  высматривая добычу  внизу. Живут парами, которые у дневных  хищников  сохраняются на всю  жизнь. Гнездятся на  деревьях или скалах.  Это гнездовые птицы. С наступлением ночи, когда затихают  голоса дневных птиц,  вылетают ночные  хищные птицы­совы,  филины. У этих птиц  крепкие загнутые  клювы, острые когти  и мягкое рыхлое  оперение,  позволяющее  бесшумно летать­в  ночной тишине.  Бесшумный полет  помогает совам  хорошо слушать и  внезапно появляться  над жертвою. Живут  в гнездах, дуплах. Чайки, гагары,  цапли, утки, крачки, зимородки Осоед, золотистая  щурка Синицы, воробьи,  соловьи, дятлы,  стрижи Рябчики, тетерева,  куропатки, глухари,  перепел Вся их жизнь связана  с водоемами. Они  прекрасно плавают и  ныряют. На суше  чувствуют себя  неуверенно и  выглядят неуклюже.  Гнезда устраивают на  берегу, на сырых  кочках из водорослей  и мха. Осоед и золотистая  щурка питается  насекомыми на  первый взгляд  несъедобными осами  и шмелями, может  охотиться на пчел. За  что ее не любят  пасечники. С  приходом зимы  улетают в теплые  края, из­за отсутствия пищи. У синицы клюв  тонкий и острый,  позволяющий им  легко склевывать  даже мелких личинок  насекомых. Летом  синицы держатся в  лесу, гнездятся в  дуплах. Зимой же  многие скапливаются  в населенных  пунктах­их то мы, и  видим на кормушках.  У зерноядных клюв  короткий, но  крепкий,  позволяющий им  раскусывать семена и  зерна. Таковы,   Рябчик, глухарь,  тетерев гнездятся на  земле. Здесь же часто  разыскивают пищу.  Эти птицы едят все  ягоды: чернику,  бруснику, плоды  шиповника, срывают  зеленые части  травянистых  растений. Вместе с  тем они много  времени проводят на  деревьях, поедая  почки и сережки  березы, ольхи.  Ночуют обычно так  же высоко, среди  густых ветвей, но  Грифы, орлан­ белохвост, серая  ворона, сорока Питаются грифы  падалью, которую  высматривают с  большой высоты.  Когти у них слабые  (ведь добыча уже  мертва). Зато клюв  очень мощный­они  могут разорвать  кожу,  даже у крупно­ копытных. Сорока строит  шаровидное огромное гнездо с боковым  входом, но прячет его так искусно в гуще  ветвей, что его  трудно заметить. зимой зарываются в  рыхлый снег, где  проводят не только  всю ночь, но в  большие морозы и  часть дня. Места обитания птиц связаны не только с питанием, но и с удобными местами гнездования. например, всем  известные воробьи. ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Тема: Питание птиц. Оборудование: компьютер с выходом в интернет. Задание №1.  МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1. Найти в интернете по одному представителю птиц относящихся к категориям Хищные________________________ Насекомоядные__________________ Растительноядные________________ Всеядные_______________________ Задание №2 2. Сравнить строение клювов у представителей всех четырех категорий птиц, записать  отличительные особенности. Хищные Насекомоядные Растительноядные Всеядные

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)

Методическая разработка урока-проекта "Путешествие в мир птиц" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017