Представлен урок развития речи в 7 классе на тему "Урок письма" Программа и УМК под редакцией М.М. Разумовской
Цель: побуждение школьников к написанию письма
Задачи:
Образовательные (предметные):
знать основные понятия эпистолярного жанра (деловое письмо, письмо личного характера, жанр, структура, содержание, правила написания письма);
уметь опознавать жанр письма, анализировать т... текст письма, учиться писать письмо личного характера,
объяснять знаки препинания при обращении, правописание этикетных слов
Развивающие (метапредметные):
ставить и формулировать учебные задачи,
осуществлять самоконтроль,
оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
слушать речь других, формулировать собственное мнение и позицию,
извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизниЦель: побуждение школьников к написанию письма
Государственное общеобразовательное учреждение
«Центр образования» для детейинвалидов Забайкальского края
672000 Забайкальский край г. Чита, ул. Дошкольная, 2
Телефон: (3022) 326986
Email: zabcdo@bk.ru
Сайт: www.zabcdo.ru, www.chitacenter.ru
Конспект урока развития речи
в 7 классе
на тему
«Урок письма»
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Подготовила
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Центр образования» для детейинвалидов
Забайкальского края
г.Чита, Забайкальский крайКонспект урока развития речи
Комментарий к уроку:
разработка урока была написана для 2 конкурсов. 1 Конкурс «Учитель года»
(муниципальный этап), урок проводился в незнакомом классе.
2 конкурс «Урок Письма», проводимый почтой России.
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Тема урока: «Урок письма»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: побуждение школьников к написанию письма
Задачи:
Образовательные (предметные):
знать основные понятия эпистолярного жанра (деловое письмо, письмо
личного характера, жанр, структура, содержание, правила написания письма);
уметь опознавать жанр письма, анализировать текст письма, учиться писать
письмо личного характера,
объяснять знаки препинания при обращении, правописание этикетных слов
Развивающие (метапредметные):
ставить и формулировать учебные задачи,
осуществлять самоконтроль,
оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
слушать речь других, формулировать собственное мнение и позицию,
извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать
полученные на уроке знания в жизниВоспитательные (личностные):
формировать навыки самостоятельной работы,
формировать позитивное отношение к возрождению традиций эпистолярного
жанра,
воспитывать уважительное отношение к родному языку, бережное,
ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи.
Межпредметные связи: Литература
Ресурсы: мультимедийный проектор, таблицы, выставка книг А.П. Чехова,
презентация, индивидуальные карточки письма с дидактическими заданиями
Технологии обучения: технология диалогового обучения и воспитания,
технология рефлексивного обучения,
технология личностно
ориентированного обучения и воспитания, технология на основе
информационнокоммуникативных средств
Организация пространства: работа фронтальная Ф, индивидуальная И
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель начинает урок. Заходит почтальон, приносит почту.
Вступительное слово
Учитель раскрывает первый конверт, читает письмо:
«Здравствуйте, уважаемые дети! Извините, но сегодня урок у вас будет
вести другая учительница, её зовут (называется имя и отчество). Прошу
вас заниматься прилежно, отвечать грамотно и красиво. Я знаю: вы очень
ребята, умные
хорошие
и
дисциплинированные. Я верю в вас, я надеюсь на вас. Ваша учительница
и трудолюбивые,
отзывчивые
русского языка и ли тературы».
Для каждого из вас сегодня пришло письмо. Откройте, прочитайте. Содер
жание письма«Здравствуй, добрый человек.
Думаю: ты удивлён
Получить письмо притом,
Что наступает новый век.
Век, в котором мы забыли,
Как писать, кому писать,
Разучились и мечтать,
А ведь раньше так любили.
Как объятые томленьем,
Воздыхатели в ночи
Упивались сочиненьем
Писем с лирикой любви.
Получить письмо приятно,
Ожидать его вдвойне.
Мчит письмо по необъятной
Нашей дорогой стране.
Прозой напиши, стихами, суеты замедляя бег.
А начни его словами:
«Здравствуй, добрый человек».
Здравствуй, добрый человек. Меня зовут Галина Георгиевна. Мы с то
бой пока не знакомы, но я надеюсь, что этот урок тебе понравится. Он будет
немножко необычным. Я рассчитываю на твою поддержку. Желаю удачи на
уроке, хороших знаний и оценок».
Вы догадались, ребята, какая у нас тема урока.
Называется тема. Запись темы урока.
У меня в руках большой конверт. Интересно, что в нём находится?
Открываем, читаем:
Что такое письмо?Какие бывают письма?
Что такое эпистолярный жанр?
Что значит выражение «письма личного характера»?
Ребята, помогите разобраться, что это за вопросы – письмо?
Постановка учебных задач
(Табличка вопросы вывешивается на доску).
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного вос
приятия нового материала
К нам пришло ещё одно письмо. От кого? От информационного
издательства. Хотите узнать, какая информация содержится в нём?
Открываем, читаем: ( Письмо читает ученик)
«Уважаемая публика! Довожу до вашего сведения информацию. В
древности писали на пергаменте, который стоил очень дорого. Бумага –
дешёвый писчий материал распространяется на Руси с 14 века. Известно, что
до появления бумаги на Руси использовался другой дешёвый материал –
береста. Также писали на папирусе. Письма передавали через знакомых,
точный адрес не писали, называли по имени, отчеству.»
Какую историческую информацию вы узнали? (Ответы учащихся)
Есть ещё один конверт. Читаем письмо – извещение.
«Педагоги! Ребята! Извещаю вас о том, что слово «эпистолярный» пришло к
нам из французского языка и означает: 1. относящийся к частной переписке, к
письмам. 2 имеющий форму письма, переписки».
И ещё один конвертик. На нём написано напоминание. Что хотят напо
мнить?
«Учащиеся 8 класса! Позвольте напомнить вам забытые факты, просьба
– главное записать в тетрадь. 1 письмо – знаковая система фиксации речи,
позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять речь во вре
мени и передавать её на расстоянии. Сведения взяты из «Энциклопедического словаря». 2 Письмо – это обращённое наименование различных по содер
жанию документов, служащих средством общения между учреждениями,
частными лицами»
Проверка записи учащихся
Мы прочитали 3 письма. Это жанры.
Скажите, как называются такие письма? (Деловые)
Вывешивается табличка на доску
Деловые
Информационные
Напоминание
Извещение
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего
усвоения материала. Организация обратной связи
Когда вы получаете письма, то какие испытываете чувства? Как называются
такие письма? Письма личного характера. ( Табличка). Сегодня о них мы
будем говорить. Почему они так называются? Ответ прозвучит в конце уро
ка, в течение урока готовимся к нему.
Интересно знать ваше мнение: популярно ли сейчас письмо? (Ответы уча
щихся) Мы возрождаем лучшие традиции эпистолярного жанра.
Трудно или легко писать письма? (Ответы) Будем учиться писать письма
личного характера.
Практикум. Применение знаний и умений в новой ситуации
Письмо для нас – это сочинение. Структура та же, что и в сочинении. 3 разде
ла, назовите их.
Слайд 1
вступление, основная часть, заключение.
Письмо начинается с… приветствия. Если обращаемся к другу, то каким
может быть приветствие. Если к взрослому человеку….Напишите эти слова,
проверьте самостоятельно.Слайд 2
Здравствуйте здравствуй привет
Что означает слово «здравствуйте»?
Как пишется местоимение Вы, Вам, обращённое к взрослому человеку?
Как выделяется на письме обращение?
Напишите приветствие – обращение 1 ряд – к маме, к папе, к бабушке.
2 ряд к подруге, к другу, к ровеснику.
3 ряд – к взрослому человеку, к учителю.
Читаются обращения.
– Какой можно сделать вывод?
По обращению можно судить о том, какой писал человек, каков адресат и
адресант. Обращением можно выразить ласку, заботу, доброжелательность…
Можно написать этикетные слова
Слайд 3
этикетные слова
уважаемый
многоуважаемый
дорогой
Далее идёт вступление. Напишите не банальное, а интересное вступление.
Зачитываются работы.
Вывод: Каким может быть вступление? (Вопросы, отражающие интерес к
жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания….)
Какое отличие от деловых писем вы заметили?
Основная часть. – О чём можно написать в основной части?
Каким должно быть письмо по содержанию?
Какой человек может написать интересное письмо?
Ответы учащихся подтверждаются слайдами 4 , 5
Слайд 4Сообщение
Размышление
Информация
Слайд 5
чувства
эмоции
смысл
И заключение. Каким оно может быть? Напишите формулы прощания.
Проверьте по слайду
Слайд 6
До свидания
До скорого свидания
До скорой встречи
Всего 3 абзаца, но в основной части ещё могут быть абзацы, микротемы,
связанные одной общей темой.
Мы поговорили о структуре, о содержании письма, но существуют и опре
делённые правила написания письма. –Какие? ( Писать разборчивым
почерком, по возможности красивым, тем самым выказывая уважение к
адресату)
Теперь поговорим о жанрах. Читаем письмо обращение
Слайд 7
« Дорогие ребята! Знаете ли вы о том, что письма личного характера
имеют несколько жанров. Это размышление, исповедь, воспоминание, рассказ,
послание, обращение.( В это время вывешиваются таблички с на
званиями жанров). Обращаюсь к вам с просьбой: назвать жанр этого письма. «
Привет, Серёга! Вот сидел, думал и решил написать тебе письмо. Я, оказывается, философ. Думал и понял, что когда ничего не делаешь, то время не
идёт, а плетётся со скоростью улитки. А вот когда чем – то занят, то часы
пря
мо – таки бегут. Да, время летит рекордно быстро! У нас не хватает времени
даже на то, чтобы подумать о себе, о своей личной жизни… «Некогда» стало
достаточно частым словом в нашем лексиконе. Создаётся впечатление, что
время стало неуправляемым, кажется, что в часах Вселенной лопнула пружи
на, и стрелки помчались с бешеной скоростью…У меня не хватает времени,
чтобы рассказать о себе, только вкратце: учусь, готовлюсь к экзаменам,
консультации, презентации, конференции…В общем, жизнь кипит, и время
летит. Пока. Желаю тебе неспешной жизни. Андрей».
Назовите жанр. О чём размышляет автор?
Каким представляется человек?
Сравните с другим письмом.
« Здорово, Зуев. Как дела, Зуев? Как живёшь, Зуев? У меня всё нормально.
Вчера ходил на концерт, нормально. Погода у нас нормальная: то пасмурно,
то солнце. В классе дела идут нормально. У меня есть друзья: Леха П., Сашка
В., Костя Л. Чем ты занимаешься? Я ничем, хожу на улицу, угараю. Ладно,
заканчиваю писать. Миха. Жду ответа, как соловей лета»
Вывод: по письму судят о человеке.
Письмо можно написать не только прозой, но и стихами. Читаю письмо
послание в стихотворной форме. – Докажите, что это письмо личного
характера.
« Привет, мой друг, пишу тебе я.
И день за днём
Я фотографию лелею,
Где мы с тобой стоим вдвоём.
Ещё там люди есть,
Но им не уделю вниманья,Ведь храбрость, доблесть, ум и честь
Вот все твои старанья.
И учишься ты хорошо,
И выступаешь «браво»,
И многое тебе дано.
Да только росту мало.
Тебя все в классе уважают.
Не сомневайся в этом ты,
И все вокруг с тобой мечтают
Сидеть за партой у стены.
Когда идёт к доске мой друг,
Он не боится с двойкой встреч.
И замирают все вокруг,
Сейчас польётся его речь.
Когда же захвораешь вдруг,
Заболеешь бедный ты,
То люди хмурятся вокруг,
И вянут на полях цветы.
Рассказ закончить я хочу,
Конец уже готов.
А человек, кому пишу
То…Димка Калачёв».
Докажите, что это письмо личного характера.
Посланий было много у А. С. Пушкина. Вам предлагается небольшая ли
тературная викторина.
–Кому адресовано послание? – Как подана информация? –Каковы чувства ,
настроение? Что можно сказать о поэте?
Слайд 8«Любезный именинник,
О…(Пущин) дорогой!
Прибрёл к тебе пустынник
С открытою душой»
Слайд 9
Забудь, любезный мой…(Каверин).
Минутой резвости нескромные стихи.
Люблю я первый, будь уверен,
Твои счастливые грехи».
Учитель: Русские писатели часто рисовали героев, пишущих письма. Но ведь
писали и сами. Писали много. Эпистолярное наследие классиков теперь тща
тельно собирается, хранится, изучается. Для многих переписка стала настоя
щей школой творчества. Я для нас читателей – это живые уроки « слога».
Если хотите глубоко постичь личность писателя, поэта – читайте его письма.
Если хотите научиться грамотно, красиво писать – читайте письма классиков.
Чем мы сейчас и займёмся. Читаем отрывок из письма А. П. Чехова, адресо
ванное Чеховым.
Слайд 9
« от 23 июня 1890 г. от ст. Покровское до Благовещенска.
Проплыл я уже по Амуру 1000 вёрст и увидел миллион роскошнейших пей
зажей! Голова кружится от восторга! Удивительная природа! А как жарко!
Какими впечатлениями делится Чехов?
Как выражены чувства?
Как вырисовывается личность писателя?
Читая письма классиков, приходим к выводу, что…письмо – это настоящее
искусство.
Сегодня мы постигали азы этого искусства, азы письма личного характера.
Почему они так называются?Слайд 10
Письмо – это форма человеческого общения, соединяющая людей, помо
гающая их взаимопониманию.
Рефлексия учебной деятельности
Мне недавно пришло 2 письма. Одно по электронной почте, другое,
написанное от руки.
Каким письмам вы отдаёте предпочтение?
Дороги оба письма, но написанное от руки теплее, ближе. Хотя мы ждём
с нетерпением и электронное послание, и традиционный почтовый кон
верт. Прошлое, настоящее, будущее – рядом в нашей жизни.
Я прошу продолжить написание письма. Я попрошу высказать своё мнение
об уроке, что вы узнали нового, полезного.( Зачитывают отзывы)
Итог урока: учитель благодарит детей за работу на уроке. Мне хотелось бы
продолжить знакомство. Прошу вас написать письмо мне. Адрес на кон
верте письма, которое вы получили в начале урока.
« Прозой напиши, стихами,
Суеты замедляя бег.
А начни его словами:
«Здравствуй, добрый человек».