Методическая разработка урока развития речи в 7 классе на тему "Урок письма"

  • Рабочие тетради
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен урок развития речи в 7 классе на тему "Урок письма" Программа и УМК под редакцией М.М. Разумовской Цель: побуждение школьников к написанию письма Задачи: Образовательные (предметные): знать основные понятия эпистолярного жанра (деловое письмо, письмо личного характера, жанр, структура, содержание, правила написания письма); уметь опознавать жанр письма, анализировать т... текст письма, учиться писать письмо личного характера, объяснять знаки препинания при обращении, правописание этикетных слов Развивающие (метапредметные): ставить и формулировать учебные задачи, осуществлять самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать речь других, формулировать собственное мнение и позицию, извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизниЦель: побуждение школьников к написанию письма
Иконка файла материала attachment_1231621854.doc
Государственное общеобразовательное учреждение «Центр образования» для детей­инвалидов Забайкальского края 672000  Забайкальский край  г. Чита, ул. Дошкольная, 2 Телефон: (3022) 326986    E­mail: zabcdo@bk.ru Сайт: www.zabcdo.ru, www.chita­center.ru Конспект урока развития речи в 7 классе на тему «Урок письма»           Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Подготовила  Борискина Галина Георгиевна,  учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории   ГОУ «Центр образования» для детей­инвалидов  Забайкальского края г.Чита, Забайкальский крайКонспект урока развития речи   Комментарий к уроку:  разработка урока была написана для 2 конкурсов. 1 Конкурс «Учитель года» (муниципальный этап),  урок проводился в незнакомом классе.  2 конкурс «Урок Письма», проводимый почтой России.  Предмет: Русский язык  Класс: 7 Тема урока: «Урок письма» Тип урока: урок «открытия» новых знаний  Цель:  побуждение школьников к написанию  письма Задачи: Образовательные (предметные):  знать   основные   понятия   эпистолярного   жанра     (деловое   письмо,      письмо личного характера, жанр, структура, содержание, правила  написания письма); уметь опознавать жанр письма, анализировать текст письма, учиться писать письмо личного характера,  объяснять  знаки препинания при обращении, правописание этикетных слов Развивающие (метапредметные):  ставить и формулировать учебные задачи,  осуществлять самоконтроль,   оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать  речь других, формулировать собственное мнение и позицию,   извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизниВоспитательные (личностные): формировать навыки самостоятельной работы,  формировать позитивное отношение к возрождению традиций эпистолярного жанра,  воспитывать   уважительное   отношение   к   родному   языку,   бережное, ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи. Межпредметные связи: Литература Ресурсы: мультимедийный проектор,  таблицы, выставка   книг А.П. Чехова, презентация, индивидуальные карточки ­ письма с дидактическими заданиями Технологии   обучения:   технология   диалогового   обучения   и   воспитания, технология   рефлексивного   обучения, технология   личностно­   ориентированного   обучения   и   воспитания,   технология   на   основе информационно­коммуникативных средств Организация пространства: работа фронтальная Ф, индивидуальная И  ХОД УРОКА Организационный момент Учитель начинает  урок.  Заходит почтальон, приносит почту. Вступительное слово Учитель раскрывает первый  конверт, читает  письмо:     «Здравствуйте, уважаемые   дети! Извините, но сегодня урок   у вас   будет    вести другая   учительница,  её  зовут (называется  имя  и  отчество). Прошу вас   заниматься прилежно, отвечать грамотно и красиво. Я   знаю: вы  очень   ребята,   умные   хорошие     и дисциплинированные.  Я  верю  в  вас, я надеюсь на  вас. Ваша  учительница   и   трудолюбивые,     отзывчивые   русского языка  и ли­  тературы». ­Для каждого из  вас сегодня пришло  письмо. Откройте,  прочитайте.  Содер­ жание  письма«Здравствуй, добрый человек. Думаю:  ты удивлён Получить письмо притом, Что наступает новый  век. Век, в котором мы забыли, Как писать, кому писать, Разучились и мечтать, А ведь раньше так любили. Как  объятые томленьем, Воздыхатели в ночи Упивались сочиненьем Писем с лирикой любви. Получить письмо приятно, Ожидать его вдвойне. Мчит письмо по необъятной Нашей дорогой стране. Прозой  напиши, стихами, суеты замедляя бег. А  начни его словами: «Здравствуй, добрый человек». Здравствуй, добрый человек. Меня зовут Галина  Георгиевна. Мы с то­ бой  пока не знакомы, но я надеюсь, что этот урок тебе понравится. Он будет  немножко необычным. Я рассчитываю на твою поддержку. Желаю удачи на  уроке, хороших  знаний и оценок». ­ Вы  догадались, ребята, какая у нас  тема урока. Называется тема.  Запись темы урока.  ­ У меня в руках большой конверт. Интересно, что в нём находится? Открываем, читаем:  ­Что такое письмо?­Какие бывают письма? ­Что такое эпистолярный жанр? ­Что значит выражение «письма личного характера»? Ребята, помогите разобраться, что это за вопросы – письмо? Постановка учебных задач (Табличка ­ вопросы  вывешивается на доску).  Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного вос приятия нового материала К нам пришло ещё  одно письмо. От кого? От информационного  издательства. Хотите узнать, какая информация содержится в нём?  Открываем, читаем: ( Письмо читает ученик)  «Уважаемая   публика!   Довожу   до   вашего   сведения   информацию.   В древности   писали   на   пергаменте,   который   стоил   очень   дорого.   Бумага   – дешёвый писчий материал распространяется на Руси с  14 века. Известно, что до   появления   бумаги   на   Руси   использовался   другой   дешёвый   материал   – береста.   Также   писали   на   папирусе.   Письма   передавали     через   знакомых, точный адрес не писали, называли по имени, отчеству.» ­Какую историческую информацию вы узнали? (Ответы учащихся) ­Есть ещё один конверт. Читаем письмо – извещение. «Педагоги! Ребята! Извещаю вас о том, что  слово «эпистолярный» пришло к  нам из французского языка и означает: 1. относящийся к частной переписке, к  письмам. 2 имеющий  форму письма, переписки». И  ещё один конвертик. На нём написано напоминание. Что хотят напо­ мнить? «Учащиеся 8 класса! Позвольте напомнить вам забытые факты, просьба – главное записать в тетрадь. 1 письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять речь во  вре­ мени и передавать её на расстоянии. Сведения взяты из  «Энциклопедическо­го словаря». 2 Письмо – это обращённое наименование различных по содер­ жанию   документов,   служащих   средством   общения   между   учреждениями, частными лицами»  Проверка записи учащихся Мы  прочитали 3 письма. Это жанры. Скажите, как называются такие письма? (Деловые) Вывешивается табличка  на доску Деловые Информационные Напоминание Извещение Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения   материала. Организация обратной связи ­Когда  вы получаете письма, то какие испытываете чувства? Как называются такие письма? Письма   личного характера. ( Табличка). Сегодня   о них мы будем говорить. ­ Почему они так называются?  Ответ прозвучит в конце уро­ ка, в течение урока готовимся к нему. ­Интересно знать ваше мнение: популярно ли сейчас письмо? (Ответы уча­ щихся) Мы  возрождаем лучшие традиции эпистолярного жанра. ­Трудно или легко писать письма? (Ответы)   Будем учиться писать письма личного характера. Практикум. Применение знаний и умений в новой ситуации Письмо для нас – это сочинение. Структура та же, что и в сочинении. 3 разде­ ла, назовите их. Слайд 1 вступление, основная часть, заключение. Письмо начинается с… приветствия. Если обращаемся к другу, то каким  может быть приветствие. Если к взрослому человеку….Напишите  эти слова,  проверьте самостоятельно.Слайд  2 Здравствуйте             здравствуй              привет ­Что означает слово «здравствуйте»? ­Как пишется местоимение Вы, Вам, обращённое к взрослому человеку? ­Как выделяется на письме обращение? Напишите приветствие – обращение   1 ряд – к маме,  к папе, к бабушке. 2 ряд ­ к подруге, к другу, к ровеснику. 3 ряд – к взрослому человеку, к учителю. Читаются обращения.  – Какой можно сделать вывод? По обращению можно  судить о том, какой писал  человек, каков  адресат и  адресант. Обращением можно выразить ласку, заботу, доброжелательность…  Можно написать  этикетные слова Слайд  3 этикетные слова уважаемый многоуважаемый дорогой Далее идёт вступление. Напишите не банальное, а интересное вступление. Зачитываются работы. Вывод: Каким  может быть вступление? (Вопросы, отражающие интерес к  жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания….) ­Какое отличие  от деловых писем вы заметили? Основная часть. – О чём можно написать в основной части?  ­Каким должно быть письмо по содержанию?  ­Какой человек может написать интересное письмо? Ответы учащихся подтверждаются слайдами  4 , 5                                                             Слайд 4Сообщение Размышление Информация Слайд 5                                                     чувства                                                      эмоции                                                       смысл И  заключение.­  Каким оно может быть? Напишите  формулы прощания. Проверьте по слайду  Слайд 6  До свидания До скорого  свидания До скорой встречи Всего 3 абзаца, но в основной части ещё могут быть абзацы, микроте­мы, связанные одной общей темой.    Мы поговорили о структуре, о содержании письма, но существуют и опре­ делённые   правила   написания   письма.   –Какие?   (   Писать   разборчивым почерком,   по   возможности   красивым,   тем     самым   выказывая   уважение   к адреса­ту)    Теперь поговорим о жанрах. Читаем письмо  ­  обращение                                                        Слайд  7 « Дорогие ребята! Знаете ли вы о том, что письма личного характера имеют несколько жанров. Это размышление, исповедь, воспоминание, рассказ, послание, обращение.( В это время  вывешиваются таблички  с на­ званиями жанров). Обращаюсь к вам  с просьбой: назвать жанр этого письма. « Привет, Серёга! Вот сидел, думал и решил написать тебе письмо. Я, оказы­вается, философ. Думал  и понял, что когда ничего не делаешь, то время не идёт, а плетётся со скоростью улитки. А вот когда чем – то занят, то часы пря­ мо – таки бегут. Да, время летит рекордно быстро! У нас не хватает времени даже на то, чтобы подумать о себе, о своей личной жизни… «Некогда» стало достаточно частым словом в нашем лексиконе. Создаётся впечатление, что время стало неуправляемым, кажется, что в часах Вселенной лопнула пружи­ на, и стрелки помчались с бешеной скоростью…У меня не хватает времени, чтобы   рассказать   о   себе,   только   вкратце:   учусь,   готовлюсь   к   экзаменам, консультации,  презентации,  конференции…В  общем, жизнь   кипит, и  время летит. Пока. Желаю тебе неспешной жизни. Андрей». ­Назовите жанр. ­ О чём размышляет автор?   ­Каким представляется человек? Сравните с другим письмом. « Здорово, Зуев. Как дела, Зуев? Как живёшь, Зуев? У меня всё нормально. Вчера ходил на концерт, нормально. Погода у нас  нормальная:  то пасмурно, то солнце. В классе дела идут нормально. У меня есть друзья: Леха П., Сашка В., Костя Л. Чем ты  занимаешься? Я ничем, хожу  на  улицу, угараю. Ладно, заканчиваю писать. Миха. Жду ответа, как соловей лета» Вывод:  по письму  судят о человеке.  Письмо можно написать не только прозой, но и стихами. Читаю письмо ­ послание   в   стихотворной     форме.   –   Докажите,   что   это   письмо   личного характера.                                      « Привет, мой друг, пишу тебе я. И день за днём Я фотографию лелею, Где мы с тобой стоим вдвоём. Ещё там люди есть, Но им не уделю вниманья,Ведь храбрость, доблесть, ум и честь­ Вот все твои старанья. И учишься ты хорошо, И выступаешь  «браво», И многое тебе дано. Да только росту мало. Тебя все в классе уважают. Не сомневайся в этом ты, И все вокруг с тобой мечтают Сидеть за партой у стены. Когда идёт к доске мой друг, Он не боится с двойкой встреч. И замирают  все  вокруг, Сейчас  польётся его речь. Когда же захвораешь вдруг, Заболеешь бедный ты, То люди хмурятся вокруг, И вянут на полях  цветы. Рассказ закончить я хочу, Конец уже готов. А человек, кому пишу­ То…Димка  Калачёв». ­Докажите, что это письмо личного характера.  Посланий было много у  А. С. Пушкина. Вам предлагается небольшая ли­ тературная викторина.  –Кому  адресовано послание? – Как подана информация? –Каковы чувства ,  настроение?­ Что можно сказать о поэте? Слайд  8«Любезный именинник, О…(Пущин)  дорогой! Прибрёл к тебе  пустынник С открытою душой» Слайд  9   Забудь, любезный мой…(Каверин). Минутой резвости нескромные стихи. Люблю я первый, будь уверен, Твои счастливые грехи». Учитель: Русские писатели часто рисовали  героев, пишущих письма. Но ведь  писали и сами. Писали много. Эпистолярное наследие классиков  теперь тща­ тельно собирается, хранится, изучается. Для многих переписка стала настоя­ щей школой творчества. Я для нас читателей – это живые уроки « слога». Если хотите глубоко постичь личность писателя, поэта – читайте его письма. Если хотите научиться грамотно, красиво писать – читайте письма классиков.  Чем мы сейчас и займёмся. Читаем отрывок из письма А. П. Чехова, адресо­ ванное  Чеховым. Слайд  9 « от 23 июня 1890 г. от ст. Покровское до Благовещенска. Проплыл я уже по Амуру 1000 вёрст и увидел  миллион роскошнейших пей­ зажей! Голова кружится от восторга! Удивительная  природа! А  как жарко! ­Какими  впечатлениями  делится  Чехов? ­Как  выражены чувства?  ­Как вырисовывается личность писателя?   Читая письма классиков, приходим к выводу,  что…письмо – это настоящее искусство. Сегодня  мы постигали азы этого искусства, азы письма личного характера. ­Почему они так называются?Слайд  10   Письмо – это форма человеческого общения, соединяющая людей, помо­ гающая их взаимопониманию. Рефлексия учебной деятельности Мне   недавно   пришло   2     письма.   Одно   по   электронной     почте,     другое, написанное от руки. ­Каким письмам вы отдаёте предпочтение?  Дороги оба письма, но написанное от руки теплее, ближе. Хотя мы ждём с нетерпением и электронное послание, и традиционный почтовый кон­ верт. Прошлое, настоящее, будущее – рядом в нашей жизни.    Я прошу продолжить написание письма. Я попрошу высказать своё мнение об уроке, что вы узнали нового, полезного.( Зачитывают отзывы)  Итог урока: учитель благодарит детей за работу на уроке.   Мне  хотелось бы продолжить   знакомство. Прошу вас написать письмо мне. Адрес на кон­ верте письма, которое вы получили в начале урока. « Прозой напиши, стихами, Суеты замедляя бег. А начни его словами: «Здравствуй, добрый человек».