Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
8 кл
17.12.2018
Данная методическая разработка посвящена проблеме инклюзивного образования в процессе обучения детей ОВЗ на уроках математики. В представленном конспекте рассмотрен первый урок в курсе алгебра "Квадратные уравнения", просматривается не только образовательные, развивающие и воспитательные задачи, но и здоровьесберегающие и коррекционно- развивающие.
В работе продемонстрированы дидактические принципы инклюзивного образования : принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования ,индивидуального подхода. Методическая разработка урока построена с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития, учитывая индивидуальные особенности (создание ситуации успеха).
Данная методическая разработка урока рекомендована учителям образовательных учреждений ведущих свою деятельность в условиях инклюзивного образования.
Метод разработка.docx
Методическая разработка урока математики:
«Неполные квадратные уравнения»
Выполнила:
Фомина Анна Юрьевна,
учитель математики
МКОУ ООШ № 28
г.Миасса
г. Миасс, 2018 год
1 СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………………….4
Конспект урок……………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованных источников и литературы………………………….17
Приложения…………………………………………………………………….18
2 Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме инклюзивного
образования в процессе обучения детей ОВЗ на уроках математики. В
представленном конспекте рассмотрен первый урок в курсе алгебра
«Квадратные уравнения»», просматривается не только образовательные,
развивающие и воспитательные задачи, но и здоровьесберегающие и
коррекционноразвивающие.
Здесь продемонстрированы дидактические принципы инклюзивного
образования: принцип коррекционнокомпенсирующей направленности
образования, индивидуального подхода. Методическая разработка урока
построена с использованием сохранных анализаторов, функций и систем
организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития,
учитывая индивидуальные особенности (создание ситуации успеха).
Данная методическая разработка урока рекомендована учителям
образовательных учреждений ведущих свою деятельность в условиях
инклюзивного образования.
3 Пояснительная записка
В современном мире все чаще встает вопрос об искусственно созданной
обществом замкнутой среде, ограничивающей деятельность и возможности
человека со спецификой природы недостатка развития. Человека, имеющего
такие же права, как и у остальных членов социума, отраженных в
Конституции Российской Федерации и защищающих его честь и достоинства
как гражданина РФ.
В преодолении барьера на пути реализации своих способностей и
возможностей, своего права на достойную жизнь в обществе, человек
сталкивается с проблемами, начиная с ранних этапов своей жизни. Одна из
проблем – это создание индивидуальной, замкнутой среды в процессе
получения образования для детей со спецификой недостатка развития,
лишения их полноценного общения со сверстниками и получения социального
опыта для дальнейшего становления личности и успешной акклиматизации в
обществе. В решении этой проблемы, в рамках государственной программы
Российской Федерации «Доступная среда» утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181р (далее –
Программа), реализуются мероприятия, позволяющие детям со спецификой
недостатка развития обучаться в образовательных учреждениях наравне со
сверстниками, не имеющими нарушений развития, в условиях инклюзивного
образования.
На современном этапе развития общества, образование учащихся с ОВЗ
является одним из приоритетных направлений деятельности системы
образования Российской Федерации. Такая постановка и решение проблемы
4 педагога при разработке
накладывает дополнительные функции для
конспекта урока, дидактического материала. Педагог несет ответственность
за культурное развитие личности ребенка и сохранение его здоровья на всех
этапах урока. Предлагаемая к рассмотрению разработка отвечает
требованиям ведения урока современной системы образования в условиях
инклюзивного обучения. Данный конспект урока и дидактический материал
по теме курса алгебры «Неполные квадратные уравнения» позволяют
учащимся ОВЗ почувствовать себя успешными при выполнении поставленных
перед ними учебных задач.
Цели урока:
Обучающие:
1. Формировать знания учащихся о способах решения неполных квадратных
уравнений в зависимости от вида неполного квадратного уравнения.
2. Систематизировать и обобщать изученный материал.
3. Контролировать усвоение знаний.
Развивающие:
1. Формирование познавательного интереса у учащихся.
2. Развитие умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать и
формулировать выводы.
3. Развивать умение соотносить теоретические знания с практическим
применением.
4. Развитие интереса к предмету, математической речи.
Воспитывающие:
1. Воспитание положительного эмоционального отношения к предмету.
2. Воспитание умения общения в коллективе класса.
5 3. Расширение кругозора учащихся.
4. Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов
при решении неполных квадратных уравнений.
5.Воспитание и формирование у ученика бережного отношения к своему
здоровью.
Коррекционные:
1. Развитие памяти и внимания учащихся.
2. Формирование навыков самоконтроля.
3. Осуществление индивидуального подхода к детям.
4. Предотвращение наступления утомляемости.
5. В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.
6. Во время работы с детьми ОВЗ учитель должен проявлять особый
педагогический такт.
7. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребенку,
развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран, проектор. Задания для самоконтроля
(карточки), раздаточный материал (таблица), раздаточный игровой материал
домино; разноуровневые карточки.
Использование здоровьесберегающей технологии на моём уроке
предполагает:
увеличение двигательной активности на уроке (динамические паузы,
физкультминутки);
6 различные виды учебной деятельности: опрос учащихся, чтение,
слушание, рассказ, ответы на вопрос, решение примеров, задач… Норма
смены видов деятельности 48 за урок;
наличие на уроке вопросов, связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни, формирование отношения к человеку и его здоровью как
ценности;
работа по профилактике стрессов, работа в парах;
разноуровневые задания;
расширение кругозора учащихся (стремление больше узнать
интересного).
Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать
большое количество использования наглядности для упрощения восприятия
материала. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при
восприятии материала опираются на сохраненное у них нагляднообразное
мышление. Такие дети не могут в полном объеме использовать свое
мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.
Структура урока:
1.Организационный момент. Мотивационная беседа с последующей
постановкой цели (объяснение игрового замысла).
2.Актуализация знаний.
3.Основная часть урока. Игровые действия, в процессе которых,
раскрывается познавательное содержание, решаются проблемные задачи;
проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение
для выполнения практических заданий.
7 4.Разноуровневая самостоятельная работа
5.Рефлексия.
6.Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему урока, формулирует цели урока, напоминает о
правильной осанке.
Сегодня тема нашего урока «Неполные квадратные уравнения», запишем её
в тетради. Формулировка темы и целей урока (Слайд 1,2). Постановка
домашнего задания. (Слайд 3)
Но урок у нас с вами не совсем обычный. Какие у вас ассоциации со
словом поезд? (скорость, время, путь, красивый вид из окна, рельсы….)
Мы с вами сегодня отправимся в путешествие по железной дороге. Кому
то дорога покажется лёгкой и ровной, а комуто извилистой и тяжёлой.
(Слайд 4). Первый город, в который мы с вами отправимся – Москва. И
поедем мы на поезде «Сапсан». Учитель рассказывает об этом поезде (просит
вычислить скорость поезда) и показывает его фотографии. (Слайд 5,6).
8 II Актуализация знаний
Учитель
Ученик
Так как поезд «Сапсан» скоростной, то мы
с вами точно также быстро справимся с
Ученики по очереди называют ответы на
заданные примеры
устным счетом. (Слайд №7)
Вернёмся к теме нашего урока (Слайд
№8). Она состоит из 3 слов.
Какое уравнение называется квадратным?
Сначала учитель задает вопрос и только
после ответа ученика появляется на
слайде определение (Слайд №9)
Как называются коэффициенты а, b, с?
(Слайд №10)
Уравнение вида ax2+bx+c = 0
называется квадратным,
заданные числа, а≠0
где а,b,с
х неизвестное.
a первый (старший) коэффициент
b второй коэффициент
с свободный член
Какие уравнения называются неполными
квадратными уравнениями? (Слайд №11)
Квадратное уравнение ax2+bx+c = 0
называют неполным, если хотя бы один из
коэффициентов
в или с равен нулю.
Давайте вспомним виды неполных
квадратных уравнений. Какое уравнение
получится, если оба коэффициента b и
с равны нулю?
А если только коэффициент b=0?
Коэффициент c =0?
(Слайд №12)
Один из учеников выходит к доске и в 3
столбика записывает виды неполных
квадратных уравнений.
1) ax2 = 0
2) ax2+c = 0 , где с≠0
3) ax2+bx = 0 , где b≠0
9 III. Основная часть урока
Ребята, вы знаете, что товарные поезда перевозят различные товары,
вещества, (нефть, уголь и др.) (Слайд №13)
И точно также мы с вами сейчас разделим данные наши уравнения по
разным вагонам в зависимости от типа неполного квадратного уравнения.
Детям выдаются карточки, в которых они выполняют задание и дети с ОВЗ
(приложение 1) (Слайд №14).
А один из учеников у доски выписывает уравнения по 3 столбикам,
записанным ранее. Когда все ученики справятся, идёт самопроверка. Каждый
ученик проверяет, правильно ли он выполнил задание, а также исправляет
10 ошибки, если они есть. (Слайд №15).
Следующий город, в который мы с вами отправимся это столица
Финляндии Хельсинки. И поедем мы на поезде «Аллегро». Учитель
рассказывает об этом поезде (просит вычислить скорость поезда)
и
показывает его фотографии. (Слайды №16, 17, 18).
Задание с раздаточным материалом (приложение 2).Дети с ОВЗ (приложение
3) Каждому ученику выдаётся карточка. Заполните таблицу, выписав
коэффициенты квадратного уравнения, и подчеркните неполные квадратные
уравнения.
После выполнения этого задания дети в парах меняются карточками, и
происходит взаимопроверка. Ошибки исправляются. (Слайд № 20)
Динамическая пауза.
11 1) Отдых для глаз. Включается медленная музыка со звуком движущегося
поезда. Дети мысленно, закрыв глаза, едут в приятное для них место. Ведь
каждому ребёнку хочется кудато мысленно перенестись. (Слайд № 21)
2) Игра с движением домино (приложение 4) . Ученикам случайным образом
выдаются каточки. Начинает тот, у кого оказывается уравнение Х2=49.
Далее выходит ученик, у которого есть ответы на это уравнение. Дети по
очереди выстраиваются у доски, показывая свои уравнения и ответы.
X2=49
X2=100
X2=144
a2=25
4X2=9
X2=225
y2=81
X2= 25
X2= 0
X2=
1
36
±7
±10
±12
±5
±
3
2
±15
±9
Решений нет
0
±
1
6
Следующее задание. Ученики возвращаются к карточкам, в которых
подчеркивали неполные квадратные уравнения (приложение 2 и 3). И все
решают неполные квадратные уравнения. На каждое уравнение учитель
вызывает к доске по одному ученику. А все остальные решают в тетрадях и
проверяют.
Далее к доске вызывается более сильный ученик из класса (ученик 3 уровня)
и решает уравнение посложнее (Слайд №22).
x(x15)= 3(10+5x)
12 Беседа учителя с классом:
Учитель
Какое событие произошло в нашей стране в 2014
году (произошло в феврале 2014)? (Слайд №23)
Ученик
Олимпиада в Сочи
ии
— крупнейшие
грыии
Олимп йские
международные комплексные
спортивные соревнования, которые проводятся раз
в четыре года. Обычно после Олимпийских игр
проходят Паралимпийские игры.
ии
Паралимп йские
международные спортивные соревнования для
игры —
людей с ограниченными возможностями здоровья.
Рассказ учителя о двухэтажном поезде в Адлер
(Слайд №24). Разговор с учителем о том, на что
следует обратить внимание, отправляясь в
длительное путешествие на поезде.
соблюдение санитарии (частое мытьё рук,
использование антибактериальных салфеток,
одноразовой посуды)
употребление свежих продуктов и чистой
питьевой воды.
избегать сквозняков
Кто знает символов олимпиады? (Слайд №25)
Мишка, леопард, зайка
13 Задача (Слайд №26). К доске вызывается более сильный ученик (3 уровня) и
решает задачу на составление уравнения. Остальные решают в тетради.
Задача: Леопард задумал число, квадрат которого равен удвоенному этому
числу. Помогите Мишке найти это число, которое задумал леопард.
IV Разноуровневая самостоятельная работа по карточкам (3 уровня).
Решение уравнений в тетради. (Приложение 5). Дети с ОВЗ (Приложение 6)
Решить уравнения:
Вариант 1
x2=4
3x23=0
X211x=0
V. Рефлексия (Слайд №28)
Вариант 2
25x24=0
3x25x=0
8x225=3x2
Вариант 3
3x2=
5
1
3
3x25x=0
5x(x4)=3x(x+4)
Выберите утверждение, которое соответствовало вашему настроению на
уроке:
1)
2)
3)
4)
Трудна была моя дорога…
Ах, как я устал от этой суеты…
Ну наконецто я понял…
Урок понравился, недаром потрачено время…
VI Подведение итогов урока, выставление оценок.
14 Заключение
В этой работе показано, что коррекционноразвивающая цель урока
должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов,
эмоциональноволевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию
15 имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими
приемами.
Таким образом, коррекционная работа на рассматриваемом уроке
велась в следующих направлениях:
а) осуществление индивидуального подхода к детям;
б) предотвращение наступления утомления;
в) в процессе обучения использовались методы, с помощью которых
максимально активизировалась познавательная деятельность детей;
г) во время работы с детьми с ОВЗ учитель проявлял особый педагогический
такт. При работе с детьми с ОВЗ подмечались и поощрялись успехи детей,
была оказана помощь каждому ребёнку, в нем развивалась вера в собственные
силы и возможности;
На уроке в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными
было использовано большое количество
возможностями здоровья,
наглядности для упрощения восприятия материала, поскольку такие дети при
восприятии материала опираются на сохранное у них нагляднообразное
мышление.
В начале каждого урока проводятся ежедневные упражнения,
рекомендованные психологами. Это помогает сконцентрировать внимание
учащихся после перемены или предыдущего урока.
В своей работе, на различных этапах урока включаю упражнения для
развития устной и письменной речи, мышления, пространственного
воображения.
Системный контроль выполнения домашних заданий, самопроверка,
взаимопроверка дают возможность овладевать основным учебным материалом
на уровне не ниже уровня обязательных требований программы, что позволяет
детям продемонстрировать свои знания в ходе проверочных работ.
16 Обязательно проводится анализ выполненных работ, индивидуальные
занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
При объяснении нового материала термин ввожу не через определение
понятия, а через образ. Новые правила, ученики пытаются выразить своими
словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая
формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания,
там, где это возможно, использую приём перевода математических правил на
язык образов. В процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием
умения работать с учебником, справочной литературой. На уроках
математики мною применяются приемы, позволяющие развивать внимание,
память, мышление школьников.
Список использованных литературы и интернет ресурсов.
1. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
URL:http://fgosovz.herzen.spb.ru/
17 2. «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» ШалкинаС.В.
http://festival.1september.ru/articles/311946/
3. «Здоровьесберегающие технологии» Данилова Т.В.
http://neshki.ru/upload/Docs/Metodiki/Danilova/Zdoro_Sber_na_yrokah_matemat.
pdf
4. «Физкультминутки на уроках математики» Филиппова Р.Ф.
filippovarf.ucoz.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/fizkultminutki_na_uro
kakh_matematiki/3106
5. «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» А.Г.Жирнова
http://kronnmc.ru/journal/1858/1859/2281
6. http://ru.wikipedia.org/ (информация о поездах)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
18 X27x=0 X2=0
5X2=0 25x16X2=0
3X2=27 3X2=5x
4X2169=0
19 Заполни таблицу и подчеркни неполные квадратные уравнения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уравнения
1) 2x23x+6=0
2) x210x=0
3) x2+5x4=0
4) y236=0
5) 25x216=0
6)
7)
a
b
c
2
3
3
0
4
27
20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Заполни таблицу по образцу
Уравнения
a
1) 2x2+3x+6=0
8х2+10х+5=0
2) 3 x210x=0
5х2+15х=0
3) x2+5x4=0
х2+4х+13=0
4) y236=0
у2−25=0
2
3
1
1
5) 25x216=0
25
4у2−9=0
b
3
10
5
0
0
c
6
0
4
36
16
21 Карточки для игры в домино (разрезать и найти верный ответ к каждому
уравнению.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
±7
±10
±12
±5
±
3
2
±15
±9
Решений нет
0
±
1
6
X2=49
X2=100
X2=144
a2=25
4X2=9
X2=225
y2=81
X2= 25
X2= 0
X2=
1
36
22 ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Решить уравнения по вариантам
Вариант 1
x2=4
3x23=0
X211x=0
Вариант 2
25x24=0
3x25x=0
8x225=3x2
Вариант 3
3x2=
5
1
3
3x25x=0
5x(x4)=3x(x+4)
23 Карточки инструкции
Примеры решение неполных квадратных уравнений
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
5х2=0
x2=0:5
х2=0
х=0
Ответ: 0.
Реши по образцу:
3х2=0;6х2=0.
Примеры решение неполных квадратных уравнений
3х2−12=0
3х2=12
х2=12:3
х2=4
х=±√4
х=±2
Ответ:2, 2.
24 Реши по образцу:
7х2−14=0 ; 2х2−18=0 .
25
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Методическая разработка урока с детьми ОВЗ по математике 8 класс "Неполные квадратные уравнения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.