Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"
Оценка 4.9

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Оценка 4.9
Работа в классе +2
docx
география
7 кл
12.02.2019
Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"
Документ Microsoft Office Word (11).docx
Урок 39. Тема: Антарктида и Антарктика. Своеобразие географического положения материка. Открытие Антарктиды и современные научные исследования материка. Международное сотрудничество Антарктики и охране её природы. Цели: - Образовательная: Сформировать представления об особенностях географического положения материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды; Развивающая: Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным материалом, различными видами карт), умениям работать в группах. Умение оценивать ГП материка с использованием алгоритма –плана описания - Воспитательная: На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы. Оборудование: Карты: физическая карта Антарктиды, физическая карта мира, презентация. мультимедийный проектор, экран, учебники, атласы, опорные конспекты. Методы: логические, практические, частично – поисковые, эмпирические, методы оценки ЗУН, словесные (беседа, рассказ,..), наглядно – демонстративные… Тип урока: урок изучения нового материала Ход урока 1. Скажите сколько всего материков на нашей планете , как они называются Некоторые из этих материков вы уже подробно изучили и узнали о них что то самое самое… Попробуйте определить о каком материке пойдет речь, и если ответ правильным будет надо поставить флажок на этот материк найдя его на карте мира. Самый маленький материк Земли. (Австралия) Самый большой по площади из южных материков. (Африка) Самый высокий материк Земли. (Антарктида) Материк с самым влажным климатом. (Южная Америка) Материк, где нет действующих вулканов и ледников. (Австралия) Материк с самой большой в мире пустыней. (Африка) Материк с самой полноводной рекой. (Южная Америка)) Материк с самым высоким в мире водопадом. (Южная Америка) Материк, на котором находится полюс холода Земли. (Антарктида) Материк, не имеющий постоянного населения. (Антарктида) Материк с наименьшим количеством государств. (Австралия) Материк с самой длинной в мире рекой. (Африка) 2.Что объединяет все названные материки?(Все материки лежат в южном полушарии, произошли от единого древнего материка Гондвана). III. Мотивация учебной и познавательной деятельности Сегодня мы с вами приступаем к подробному изучению еще одного материка. А что же это за материк, попытайтесь установить по данному описанию « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она I II . Организационный момент Актуализация опорных знаний и умений учашихся спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…» Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с которым мы познакомимся на уроке. А что же это за материк? IV.Изучение нового материала Рассказ учителя: Антарктии́да (греч. ἀνταρκτική — противоположность Арктике) —континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Антарктиду омывают воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов, иногда неофициально выделяемые в отдельный Южный океан. Площадь континента составляет около 14 107 000 км² (из них шельфовые ледники — 930 000 км², острова — 75 500 км²). При этом средняя высота поверхности Антарктиды самая большая из всех континентов. Помимо полюса холода, в Антарктиде располагаются точки самой низкой относительной влажности воздуха, самого сильного и продолжительного ветра и самой интенсивной солнечной радиации[1]. Антарктидой называют также часть света, состоящую из материка Антарктиды и прилегающих островов. Название «Антарктида» является романизированной версией греческого слова ἀνταρκτική, женский род от словаἀνταρκτικός[2], которое означает «напротив Арктики», «напротив севера»[3]. Это название упоминал ещё Аристотель в своей книге «Метеорология» (ок. 350 г. до нашей эры)[4]. Русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев, открывшие в 1820 году Антарктиду в ходе кругосветной антарктической экспедиции, назвали обнаруженную землю «льдинный материк». «Антарктическим материком» её окрестил в 1840 году американский морской офицер и исследователь Чарльз Уилкс, руководивший в 1830-х годах картографическим департаментом ВМС США. Впервые весь материк был изображен на карте английского океанографа Джона Мэррея в 1886 году с надписью «Предполагаемый Антарктический континент»[5]. Первое официальное использование названия «Антарктида» в качестве названия континента в 1890-х приписывается шотландскому картографу Джону Джорджу Бартоломью Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые нашлюпах «Восток» и «Мирный» подошли к ней в точке 69°21′ ю. ш. 2°14′ з. д.HGЯO (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена). Ранее существование южного материка (лат. Terra Australis) утверждалось гипотетически, нередко его объединяли с Южной Америкой (например, на карте, составленной Пириреисом в 1513 году) и Австралией. Однако именно экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева в южнополярных морях, обогнув вокруг света антарктические льды, подтвердила факт существования шестого материка[7]. Первыми вступила на континент, вероятно, команда американского корабля «Сесилия» 7 февраля 1821 года[8]. Точное место высадки неизвестно, но предполагается, что она произошла в заливе Хьюз (64°13′ ю. ш. 61°20′ з. д.HGЯO). Это заявление о высадке на континент относится к самым ранним[8]. К наиболее точным относится заявление о высадке на материк (Берег Дейвиса) от норвежского предпринимателя Хенрика Иоганна Булля, датируемое 1895 годом[8]. Ла  Сообщение ученика История изучения Первое судно, пересёкшее Южный полярный круг, принадлежало голландцам; им командовал Дирк Герритц, плававший в эскадре Якова Магю. В 1599 году в Магеллановом проливе судно Герритца после шторма потеряло из виду эскадру и пошло на юг. Когда оно спустилось до 64° ю. ш., там была обнаружена высокая земля. В 1675 году Рошее открыл Южную Георгию; в 1739 году был открыт остров Буве; в 1772 году в Индийском океане Ив-Жозеф Керглен, французский морской офицер, открыл остров, названный его именем. Составленная Джеймсом Куком карта Южного полушария (1776) с пометками о непроходимых полях и горах льда на месте Антарктиды Почти одновременно с плаванием Керглена из Англии отправился в первое своё путешествие в Южное полушарие Джеймс Кук, и уже в январе 1773 годаего суда «Adventure» и «Resolution» пересекли Южный полярный круг на меридиане 37°33′ в. д. После тяжёлой борьбы со льдами он достиг 67°15′ ю. ш., где был вынужден повернуть к северу. В декабре 1773 Кук снова отправился в южный океан, 8 декабря пересёк его и на параллели 67°5′ ю. ш. был затёрт льдами. Высвободившись, Кук пошёл далее на юг и в конце января1774 года достиг 71°15′ ю. ш., к ЮЗ от Огненной Земли. Здесь непроницаемая стена льдов помешала ему идти далее. Кук одним из первых достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, объявил, что далее его проникнуть нельзя. Ему поверили и в течение 45 лет полярных экспедиций не предпринимали. Первое географическое открытие земли южнее 60° ю. ш. (современная «политическая Антарктика», управляемая системой Антарктического договора) совершил английский купец Вильям Смит, наткнувшийся на островЛивингстон, Южные Шетландские острова, 19 февраля 1819 года. В 1819 году русские моряки Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на военных шлюпах «Восток» и «Мирный», посетили Южную Георгию и попытались проникнуть в глубь Южного Ледовитого океана. В первый раз, 28 января1820 года, почти на меридиане Гринвича, они достигли 69°21′ ю. ш. и открыли, собственно, современную Антарктиду; затем, выйдя за пределы полярного круга, Беллинсгаузен прошёл вдоль него на восток до 19° в. д., где снова его пересёк и достиг в феврале 1820 года опять почти той же широты (69°6′). Далее на восток он поднялся только до 62° параллели и продолжил свой путь вдоль окраины плавучих льдов. Затем, на меридиане островов Баллени, Беллинсгаузен дошёл до 64°55′, в декабре 1820 достиг 161° з. д., прошёл Южный полярный круг и достиг 67°15′ ю. ш., а в январе 1821 года достиг 69°53′ ю. ш. Почти на меридиане 81° он открыл высокий берег острова Петра I, а пройдя ещё на восток, внутри Южного полярного круга — берег Земли Александра I. Таким образом, Беллинсгаузен первый совершил полное плавание вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70°. В 1840 году американец Чарльз Уилкс прошёл вдоль побережья Антарктиды в секторе 97°-158° восточной долготы, нанеся на карту примерные очертания береговой линии[7], названной позже в его честь Землёй Уилкса. В 1839—1840 годах француз Жюль Дюмон-Дюрвиль открыл Землю Адели, а в 1841— 1842 англичанин Джеймс Росс открылморе Росса и Землю Виктории. Первую высадку на берег Антарктиды и первую зимовку совершила норвежская экспедиция Карстена Борхгревинка в 1895 году. После этого началось изучение побережья континента и его внутренней части. Многочисленные исследования были проведены английскими антарктическими экспедициями под руководством Роберта Скотта (1901- 1904, 1910-1913) и Эрнеста Шеклтона (1907-1909, 1914-1917), Норвежской антарктической экспедицией (1910—1912) Руаля Амундсена, Австралийской антарктической экспедицией (1911—1914) Дугласа Моусона и другими. В 1911 —1912 годах между экспедициями Амундсена и Скотта развернулась настоящая гонка за покорение Южного полюса. Первым его достигли Амундсен, Олаф Бьяланд, Оскар Вистинг, Хелмер Хансен и Сверре Хассель; через месяц после него в заветную точку прибыла партия Скотта, которая погибла на обратном пути. С середины XX века началось изучение Антарктиды на промышленной основе. На континенте разными странами создаются многочисленные постоянные базы, круглый год ведущие метеорологические, гляциологические игеологические исследования . Только в рамках проведения международного геофизического года представители 11 государств построили более 60 баз и станций. Третья советская антарктическая экспедиция, возглавляемая Евгением Толстиковым, 14 декабря 1958 года достигла Южного полюса недоступности и основала там временную станцию «Полюс недоступности». За год до этого был осуществлён санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу, а год спустя советские учёные добрались и до Южного полюса. Впервые пересекли Антарктиду (через Южный полюс от моря Уэделла к морю Росса) на тягачах в 1957—1958 гг. новозеландец Э. Хиллари и англичанин В. Э. Фукс. В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса южной широты запрещены. В 1980-е годы Антарктиду объявили ещё и безъядерной зоной, что исключило появление в её водах судов-атомоходов, а на материке — атомных энергоблоков. Сейчас участниками договора являются 50 государств (с правом голоса) и десятки стран-наблюдателей.  Сообщение ученика Территориальные претензии МаркаАргентины с включённой в её состав частью Антарктиды Однако наличие договора не означает, что присоединившиеся к нему государства отказались от своих территориальных претензий на континент и прилегающее пространство. Напротив, территориальные притязания некоторых стран огромны. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую её собственную в десять раз (в том числе на остров Петра I, открытый экспедициейБеллинсгаузена — Лазарева). Огромные территории объявила своимиВеликобритания. Британцы намереваются добывать рудные и углеводородные ресурсы на Антарктическом шельфе. Австралия считает своей почти половину Антарктиды, в которую, впрочем, вклинивается «французская» Земля Адели[29]. Предъявила территориальные претензии и Новая Зеландия[30]. Великобритания, Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту же территорию, включающую Антарктический полуостров и Южные Шетландские острова. На землю Мэри Бэрд ни одна из стран официально не выдвинула территориальные претензии[29]. Однако, намёки на права США на эту территорию содержатся в неофициальных американских источниках[31]. Китайпока не выдвигал территориальных претензий, однако так же как и Россия проводит разведку ресурсов, используя свои полярные станции[29]. Особую позицию заняли США и Россия, заявившие, что в принципе могут выдвинуть свои территориальные претензии в Антарктике, хотя пока этого и не делают. Притом оба государства не признают претензии других стран.[29]  Сообщение ученика Освоение Континент Антарктида на сегодняшний день является единственным незаселённым и неосвоенным континентом Земли. Антарктида давно привлекала европейские державы и США, однако мировой интерес начала представлять в конце XX века[1]. Антарктида является последним ресурсным резервом для человечества на Земле. После исчерпания сырья на пяти обжитых континентах люди будут осваивать его ресурсы. Однако так как Антарктика останется единственным источником ресурсов для стран, борьба за её ресурсы уже началась (см. Территориальные претензии[⇦]), что может вылиться в ожесточённый военный конфликт[1]. Геологи установили, что недра Антарктиды содержат значительное количество полезных ископаемых — железной руды, каменного угля; найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка, молибдена, горного хрусталя, слюды, графита[32]. Кроме того, в Антарктиде расположено около 80 % мирового запаса пресной воды, недостаток которой уже ощущается во многих странах. В настоящее время ведутся наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами на континенте, который, подобно Гольфстриму в Северном полушарии, является климатообразующим фактором для всей Земли. В Антарктиде также изучаются воздействия космоса и процессы, происходящие в земной коре. Изучение ледникового покрова приносит серьёзные научные результаты, информируя нас о климате Земли сотни, тысячи, сотни тысяч лет назад. В ледниковом покрове Антарктиды оказались «записаны» данные о климате и составе атмосферы за последние сто тысяч лет. По химическому составу различных слоёв льда определяется уровень солнечной активности на протяжении последних нескольких столетий. В Антарктиде обнаружены микроорганизмы, которые могут представлять ценность для науки и позволят лучше изучить эти формы жизни. Многие антарктические базы, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживания сейсмологической активности по всей планете. На антарктических базах также проходят тестирование технологии и оборудование, которые в будущем планируется использовать для исследования, освоения и колонизации других планет Солнечной системы. Население  Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению, но в будущем, при потеплении, её освоение возможно. В Антарктиде и на прилегающих островах существует много заброшенных поселений[33]. В XIX веке на Антарктическом полуострове и прилегающих островах существовало несколько китобойных баз. Впоследствии все они были заброшены. В годы Второй Мировой войны в Антарктиде появились военные базы Аргентины и Чили[34]. В настоящее время в Антарктиде нет постоянного населения, здесь расположены несколько десятков научных станций, на которых в зависимости от сезона живёт от 4000 человек (граждане России — 150) летом и до 1000 человек зимой (граждане России — ок. 100)[33][35][36]. Российское присутствие в Антарктиде Освоение Антарктиды Россией началось в советский период. В 1955 году к берегам Антарктиды отправилась советская экспедиция на корабле «Обь» (капитан Иван Ман). В 1956 году были основаны первые советские антарктические станции Мирный (названная так в честь парусника, на котором Михаил Лазарев открыл Антарктиду) и Пионерская. Эти станции расположены на Земле королевы Мэри, которая также имеет название Берег Правды. Всего в Антарктиде действует около 45 круглогодичных научных станций. В настоящее время у России в Антарктиде имеется семь действующих станций и одна полевая база. V.Закрепление новых знаний и умений учащихся  Объясните понятия «Арктика» и «Антарктика».  На карте покажите приблизительные границы Антарктики.  Почему Антарктида покрыта толстым слоем льда?  Кто и когда открыл Антарктиду? VI.Итог урока - заключительное слово учителя Экспедиция в Антарктиду - это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний и даже собственной жизни. Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось главным образом во второй половине XX в. Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января 1820 г. С той поры прошло 188 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе или приветливее. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил. VII.Домашнее задание; проработать соответствующий текст в учебнике; подготовить сообщения: 1.Антарктида – самый холодный материк на Земле. 2.Причины возникновения покровного оледенения в Антарктиде. 3.Тайны антарктических оазисов.

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"

Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2019