Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»
Оценка 4.7

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
31.01.2017
Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»
Карточки для работы в группах.
Дерево держится корнями, а человек - друзьями..docx
Методическая разработка внеклассного мероприятия  духовно­нравственной направленности «Дерево держится корнями, а человек друзьями» Разработала: Васильева Ольга Леонидовна,  учитель начальных классов "Чебоксарская НОШ  для обучающихся с ОВЗ № 2" Минобразования Чувашии Цель: создать  условия  для формирования у обучающихся основ духовно­ нравственного  воспитания через формирование понятий «дружба» и «настоящий друг». Задачи: Обучающие задачи: расширять   представления   детей   о  важности   истинных   друзей   в   жизни   человека посредством использования  литературных и музыкальных произведений. Развивающие задачи:  обогащать словарный запас;   развивать коммуникативные навыки общения,  умение аргументировать свою точку зрения, умение составлять синквейн и кластер; развивать внимание, память, эстетический вкус, чувство ритма. Воспитательные задачи:     воспитывать   чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры. Оборудование:  компьютер,   мультимедиа   проектор,   мультимедийная   презентация   в программе  PowerPoint, костюмы муравья, светлячка и кузнечика,   конверт «Что важно для дружбы»,   картинки   для   разделения   на   группы   (солнышко,   радуга,   тюльпаны),   картинки сказочных героев, колоски (12 шт.), магниты, выставка книг «Витаминки доброты», обручи, натянутые тканью. Используемые педагогические технологии: ­ личностно – ориентированного обучения; ­ объяснительно – иллюстративного обучения; ­ словесной продуктивной и творческой деятельности; ­ педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); ­развитие критического мышления (приёмы синквейн и кластер) Возрастная категория: 1­4 классы Формируемые в рамках мероприятия УУД: Личностные:  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.  Приобретать опыт внимательного отношения к окружающим людям.  Формировать  понимание необходимости соблюдения «правил дружбы». Познавательные:  Соотносить  новую информацию с имеющимися знаниями о том,  что такое «дружба» и что значит «верный друг».  Добывать   новые   знания:   извлекать   информацию,   представленную   в   разных   формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.  Рассуждать на тему: «Что важно для дружбы?)».  Составлять синквейн и кластера. Регулятивные:  Развивать       умения   выбора   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и возможность соотносить  способ действия и его результат с заданным эталоном.   Развивать  умение анализировать  и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. Коммуникативные:  Проявлять активность во взаимодействии обучающихся во время выполнения заданий  для решения коммуникативных и познавательных задач.  Развивать   умения   формулировать   и   задавать   вопросы   с   целью   получения   нужной информации.  Формировать     умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению.  Инсценировать  сказку «Светлячок ищет друзей». Технологическая карта занятия Этап занятия Действия учителя Деятельность обучающихся УУД Организаци­ онный  момент. Круг  радости. Раз, два, три, четыре, пять… Встаньте в круг, друзья, пошире. Громко   скажем:   «Здравствуй, друг, Приходи в наш общий круг!» Необходимо хлопнуть в ладоши, если   относишь   себя   к   следующей категории: • Хлопают все присутствующие; • Только девочки; • Только   те,   кто   любит   вкусно поесть; • Только   те,   кто   опаздывает   на (Обучающиеся   становятся   в   круг. Круг радости сопровождается спокойной, жизнерадостной музыкой). Хлопают   в   ладоши, если   относят   себя   к данной категории. Регулятивные  УУД: ­  самостоятельно  организовывать  свое рабочее  место; ­   эмоционально­ мотивационная установка занятие позитивное общение.   на и   уроки; каникулы; • Только те, кто хорошо учится; • Только   те,   кто   не   любит Актуализа­ ция знаний идет речь. • Только те, кто любит сладкое; • Только   те,   кому   нравится играть в футбол; • Только   те,   у   кого   прекрасное настроение. Послушайте и догадайтесь, о чём  Она бесплатна, но стоит многого.  Она обогащает тех, кому   но   не она   предназначена, обедняет тех, кто её дарит.  Она   появляется   на мгновение, но иногда остаётся в памяти навсегда.  Никто   не   богат   так, чтобы прожить без неё, но даже самый   бедный   человек   с   ней становится богаче.  Её   нельзя   купить, вымолить,   одолжить,   украсть, потому   что   она   сама   по   себе ничего   не   стоит,   пока   её   не подарят другому!  С   неё   начинается дружба.         Так что же это? ­ А теперь возьмёмся за руки, посмотрим   соседу   в   глаза   и подарим ему самую добрую, какая есть улыбку по очереди. ­   Что   вы   почувствовали, улыбаясь другому человеку?  ­А   что   ощутили, улыбались вам?   когда ­   Запомните   эти   ощущения. Вам   было   несомненно   приятно, ведь   улыбка   –     это   лучшее противоядие,   созданное   природой от неприятностей.   А теперь послушайте фразу и постарайтесь   запомнить   «Если увидишь   лицо   без   улыбки, улыбнись сам». В   любом   деле,   весёлая   песня   – надёжный   помощник.  Пусть   зазвучит сейчас песня «Здравствуй, друг!» Личностн ые УУД: приобретать опыт внимательного отношения   к окружающим людям. Отгадывают   загадку. Улыбка. Дарят добрую улыбку друг другу. Высказывают ощущения.   свои Запоминают фразу. Поют   песню   Лоры Квинт   и   Владимира Кострова   "Здравствуй мир, здравствуй друг!" Определение темы   и   цели занятия. Обсуждение основных вопросов занятия. Театрализо­ ванное представле­ ние Игровое упражнение «Найди себе подобного» Шаг   1.Каждый   из   вас     получит рисунок   с   изображением   (солнышко, цветок,   радуга   и   один   рисунок грозовой тучки). Шаг   2.   Не   разговаривая   между собой,   найдите   себе   подобного   и займите  место за нужным столом. Ищут     себе подобного и   занимают место за нужным столом. Шаг   3.   Один   обучающийся остался   и   обсуждает   с   ним   вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».  Шаг 4. Какой рисунок ты хочешь себе выбрать и в какую группу войти? ­   Как   вы   думаете,   какая   тема этого занятия?  ­   Верно.   Тема   занятия   «А   без друзей на свете трудно жить…» ­ Какие поставим цели?   один, Оставшийся делится   со   своими чувствами   и   занимает место   за   тем   столом, где   ему   нравится больше всего. Формулируют   тему занятия.  (   Дружба, вместе хорошо) Высказывают   предположения. свои Театрализованное   представление   «Светлячок   ищет друзей»  (Звучит музыка, шум леса, голоса птиц, журчание ручья.) Вед.   Ребята,   здравствуйте,   куда   это   мы   попали?   Как красиво  кругом. Ой. Кто это шуршит  в траве? Осторожно… (Появляется Светлячок с фонариком) Вед. Ребенок1: Летним вечером Светлячок зажигает свой голубой фонарик и летает, летает над травой. Что он делает? Чем занят? Оказывается, ищет друга. Вед. Ребенок 2: Да, у каждого из  вас есть друг, иногда даже много друзей. А у Светлячка не было ни одного. Но он знал, что с друзьями хорошо и весело, можно поиграть. Вот ему и захотелось иметь друга. Зажег он фонарик и полетел Вед. Ребенок 1: Летел Светлячок, летел и вдруг услышал в траве какие­то звуки. Посветил фонариком и видит: Кузнечик прыгает, куда­то торопится. Светлячок окликнул его. Светлячок: ­ Кузнечик, а Кузнечик! Кузнечик: ­ Чего тебе? Светлячок: ­ Ты хочешь стать моим другом?   урока Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему   после предварительног о обсуждения. Коммуникативн ые УУД:  участвовать в диалоге,  высказывать свою точку  зрения, оформлять свои мысли в устной  речи. Коммуникатив­ ные УУД:   инсценировать   сказку  «Светлячок  ищет друзей». Кузнечик: ­ Да, хочу. Светлячок: ­ Тогда пойдем со мной поиграем. Кузнечик: ­   Хорошо,   но   только   чуть   позже.   Сейчас   я должен   найти   своего   младшего   брата.   Он   только   что   шалил здесь   и   куда­то   пропал.   Я   его   жду,   а   его   все   нет.   Мама волнуется,   велела   мне   разыскать   его.   Ты   появился   как   раз вовремя. Помоги мне, посвети, пожалуйста, на дорогу! Светлячок: ­ не могу я этим заниматься, я должен искать друга! Вед. Ребенок 2: Летел он, летел и вдруг опять слышит в траве какой­то звук. Посветил он опять фонариком и увидел Муравья.   Бежит   Муравьишка,   а   за   спиной   у   него   большой мешок. Светлячок и кричит ему: Светлячок: ­ Эй, Муравей, Муравей! Муравей: ­ Что тебе? Светлячок: ­ Не хочешь ли ты стать моим другом? Муравей: ­ Хочу! Светлячок:­ Ну,  давай поиграем! Муравей: ­ Ладно, поиграем, но немного погодя, я должен отнести   домой   мешочек,   только   вот   я   немного   заблудился. Посвети мне, покажи дорогу. Светлячок: ­ Не могу я этим заниматься. Я должен друга искать! (летит дальше) Вед. Ребенок 1: Вот уже, который вечер Светлячок, держа свой фонарик, все летает и летает над травой. Чем он занят? Чего он хочет? Все друга ищет. Вед. Ребенок 2: Так и не нашёл? Вед. Ребенок 1: Нет, не нашёл.  Работа в группах. Упражнение “Что   важно для дружбы?” А вы, ребята, как думаете, почему же Светлячок   так   и   не   нашел   друга.   Ты садись, Светлячок, послушай. ­   Выберите   5   самых   главных высказываний   в   порядке   значимости. Что будет на 1, 2, 3, 4, 5­м месте?  Давать   друг   другу списывать   контрольные   работы и домашние задания.  Защищать друг  друга  от обидчиков.  Угощать   друг   друга сладостями.  Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.  Уметь   уступать   друг другу.  Часто   ходить   друг   к   в Участвуют диалоге,высказывают свою точку зрения,   Совещаются в группе, нужные выбирают   высказывания и располагают   их   в порядке   значимости «Что   важно   для дружбы?»   Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм   ценностей. и Коммуникат   УУД: ивные слушать   других, пытаться принимать другую   точку зрения, быть готовым другу в гости.  Помогать друг другу.  Не   ссориться   друг   с изменить   свою точку зрения. другом по пустякам.  Искренне   радоваться успехам друг друга. Составл ение   кластера «Дружба» Посередине   классной   доски   пишет ключевое   слово   «Дружба»,   вокруг проводит прямые линии.  ­ Как вы думаете, какое задание сейчас мы будем выполнять?  ­ Что такое кластер?   Составим кластер на тему «Дружба» свои Высказывают   предположения. (Будем   составлять кластер) Отвечают   на   вопрос. (Кластер – это пучок, созвездие.) Составляют кластер. Познаватель ные УУД: Преобразовы вать информацию   из одной   формы   в другую: представлять информацию   в виде текста, таблицы, схемы.   Светлячок: Спасибо,   ребята,   теперь   я   знаю,   как   нужно искать друзей. Друзьям следует помогать. Друзей беречь. Быть внимательнее, отзывчивее, добрее.  Поиграем   в   игру   «Скажи наоборот» ­ Вы грустные ребята?  ­ Вы ленивые ребята?  ­ Вы недружные ребята?  ­   Вы   злые   ребята?   (Мы   добрые ребята). ­ Вы грубые ребята?  ­ Вы жадные ребята?  ­Помогите   мне   найти   друзей   и соединить   их.   (На   доске   картинки   с портретами   героев   из   разных   сказок. Необходимо найти друзей и соединить их. (На доске волк, Белоснежка и гном, Чебурашка   и   крокодил   Гена,   Дядя Фёдор   и   кот   Матроскин,   Малыш   и Карлсон, Буратино и Мальвина.) ­ Кому друга вы не нашли?  Называют антонимы (Мы   весёлые   ребята). (Мы   трудолюбивые ребята). (Мы дружные ребята). (Мы вежливые ребята). (Мы щедрые ребята).   Находят   друзей. Коммуникативные УУД:  Участвовать  в диалоге,  высказывать свою точку  зрения, оформлять свои мысли в устной  речи. Игра "Скажи наоборот". Игра   «Найди пару». ­Почему волк остался без друзей? ­ Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья? ­ Составим синквейн по схеме с «Друг». словом     основным Работа по   группам. Сочинение синквейна «Друг». Участвуют в диалоге.   Составляют   синквейн, распределяют   роли   и озвучивают свой синквейн(   1   строчка первый   обучающийся, 2 строчка – второй, 3 строчка – третий, 4 строчка – четвёртый, 5 строчка – хором) Регулятивны е УУД: работая   по   сверять плану, свои   действия   с целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки помощью учителя. с   Коммуникат ивные УУД: договаривать ся   с   людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать   в совместном решении проблемы (задачи). Коммуника тивные УУД: проявлять активность   во взаимодействии обучающихся   во время выполнения заданий   решения коммуникативны х и познавательных задач. для       Танцевальные движения   под   песню «У   друзей   нет выходных»   (автор   ­ Любаша Т.Залужная) Отвечают   на   вопросы викторины. Динамич А теперь музыкальная разминка. еская пауза Виктори на   ­Вспомним сказки, в которых  дружба помогает творить чудеса.  1. В какой сказке дружба помогла  собрать урожай? («Репка»)  2. Как называется сказка, в которой  есть персонаж Гурд? Подсказка: Гурд  – это друг наоборот. («Королевство  кривых зеркал»)  3. «Я не волшебник, я только учусь. Но дружба помогает нам делать  настоящие чудеса…». Кто это сказал?  (Паж из «Золушки»)  4. В какой сказке построили Дом  дружбы? Кто ее написал? («Чебурашка», Эдуард Успенский)  5. Как звали кота, который говорил:  «Ребята, давайте жить дружно!»  (Леопольд)  6. В какой сказке, благодаря дружбе  сформировался музыкальный  коллектив? («Бременские  музыканты»)  ­ Настоящие друзья всё делят  пополам. А сейчас послушайте  стихотворение и скажите, можно ли  таких друзей назвать настоящими. Обсуждение вопроса   «Что такое компро­ мисс»? Эти дети не могли пойти на  компромисс. ­ А вы знаете, что такое  компромисс? Компромисс ­ это  согласие на основе взаимных уступок. ­   Тот,   кто   не   боится   идти   на   чаще   выходит   из компромисс, конфликта победителем.  ­ Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков? Познавател ьные УУД: соотносить новую информацию   с имеющимися знаниями   о   том,  что такое «дружба»   и   что значит   «верный друг».   Подготовленный ученик читает  стихотворение С. Я.  Маршака Есть у меня  товарищ Федя, Он очень жаден  и упрям. Мы стали с ним  делить медведя – И разделили  пополам. С тех пор никто  на свете снова Обоих мишек  сшить не смог: У Феди мишка  безголовый,  А   у   меня   без   задних ног. Высказывают   предположения. свои Рассматривают рисунки, вывод.   делают Познаватель ные УУД:   добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.   Коммуникат ивные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою   зрения пытаться обосновать, приводя аргументы. точку   и её   Личностные УУД: приобретать опыт внимательного отношения окружающим людям.   к в   Обсуждение группах. Высказывание предположений детей ­ Послушайте притчу. ­В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что­то. ­Как вы думаете, что написал старец? ­Правитель посмотрел и удивился: на листе 100 раз было написано одно и то же слово ПОНИМАНИЕ. (слайд 11) ­ Только тот, кто понимает другого, может идти на компромисс и выходить из затруднительных положений без конфликтов. Такой человек в жизни будет настоящим другом. Упраж­ нение «Бутон». Закройте   глаза,   представьте себе   весенний   день,   светит солнышко, дует тёплый ветерок, вы сидите   на   полянке,   вокруг   вас много­много   цветов.   Найдите самый   красивый   цветок,   который близок   вашему   сердцу.   Назовите его   своим   именем,   рассмотрите своё   имя.   Каждый   из   вас неповторим.   Сделайте   глубокий вдох,   возьмитесь   за   руки,   вместе поднимите   руки   вверх.   Вот   какой получился у нас сад имён! Вместе мы целая поляна на нашей планете!    А теперь крепче возьмитесь за   руки.   Постарайтесь   вместе одновременно   встать,   не   отпуская рук.   –   Вот   какой   расцветающий Делятся   со   своими чувствами Раскрашивают колоски. (Жёлтые) (Зелёные) к из и     Личностные УУД: способность самооценке исходя социальных личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор   Рефлексия   бутон   получился   у   нас.   Бутон нашей дружбы!  – Откройте глаза.   – Молодцы!   –   Что   вы   чувствовали   при выполнении этого упражнения? – Давайте всегда дарить тепло друг другу.      какие? ­   Дети,   у   вас   на   партах   лежат колоски,   мы   сейчас   составим   из   них пшеничные букеты. ­   Когда   пшеница   созревает,   каким цветом   становятся   колоски?   ­   А   когда   она   еще   не   созрела,   то колоски   ­   Подумайте,   вы   уже   научились дружить,   ваши   колоски   созрели   для настоящей дружбы? ­   Если   “да”,   то   раскрасьте   колоски желтым   цветом,   если   кто­то   еще   не созрел,   а   только   учится   быть   раскрасьте настоящим   другом, зеленым цветом. ­   Судя   по   вашим   ответам   и высказываниям, вы будете настоящими друзьями   и   перенесете   школьную дружбу взрослую жизнь. Исследованиями   и   опросами установлено,  что лучшие друзья – это друзья школы. ­ А еще, если вы хотите больше узнать про настоящую дружбу, предлагаю вам взять   в     библиотеке   имени   М. Трубиной книги о друзьях и дружбе. детства, во и               ­На части не делится солнце лучистое  И вечную землю нельзя разделить,  Но искорку счастья – луча серебристого, ­  Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. Подарим друг другу песню Константина Костина  «Лети, лети, лепесток». ­ Желание сегодня будет одно у нас,  Пусть будет друг настоящий рядом. Использованная литература 1. Стандарты   второго   поколения.   Концепция   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России./   А.   Я.   Данилюк   А.   М.   Кондаков,   В.   А. Тишков.­ Москва «Просвещение», 2009. 2. Настольная   книга   учителя   начальных   классов./   Авторы­составители   Л.   С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. Изд. 3­е – Ростов н/Д: изд­во «Феникс», 2004. – 352с. 3. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе. – СПб.: СПб АППО, 2007. – 135 4. Сухин,   И.   Г.   Развивающие   кроссворды   для   детей   7   ­12   лет   в   стране   сказок   и приключений. – М.: АРКТИ, 2004. 5. Учебно­воспитательные   занятия   в   группе   продлённого   дня:   конспекты   занятий, занимательные   материалы,   рекомендации.   Вып.   1/авт.­сост.   Н.   А.   Касаткина.   – Волгоград: Учитель, 2005. – 253 с. 6. Учебно­воспитательные   занятия   в   группе   продлённого   дня:   конспекты   занятий, занимательные   материалы,   рекомендации.   Вып.2/авт.­сост.   Н.   А.   Касаткина.   – Волгоград: Учитель, 2005. –382 с. 7. Козловская, Л. И. Организация досуговой деятельности учащихся. – Режим доступа: http//festival. 1september.ru

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Дерево держится корнями, а человек друзьями»