Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку тематического мероприятия, посвященного Великому празднику Победы 9 мая. Данная методическая разработка может быть использована для проведения тематических классных часов, а также для организации самостоятельного внеклассного мероприятия. Материал может быть использован для обучающихся второй и третьей ступени школьного обучения.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
НА ТЕМУ: «ДАВНЫМДАВНО ПРОШЛА ВОЙНА»
(устный журнал)
Цели и задачи: воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и
свободы народов; вызывать у детей стремление быть достойными
преемниками лучших традиций своего народа; способствовать стремлению к
пополнению знаний об истории нашей Родины.
Ход устного журнала
Ученица. Давнымдавно прошла война,
Но боль взывает к людям…
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Ведущий. Страница первая. «Москва… как много в этом звуке!».
1й ученик (читает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений
Онегин», гл. 7).
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
2й ученик.
Быстро летит время. Стареют ветераны Великой
Отечественной войны. И чем дальше уходят в историю события того грозного
времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится
их историческое значение.
3й ученик. Немецкофашистская армия после триумфального марша по
Европе понесла первое крупное поражение. Под Москвой произошел полный
и окончательный крах «блицкрига», перед всем миром была развеяна легенда
о «непобедимости» гитлеровской армии.
4й ученик. В боях за родную столицу советские воины проявили
величайшую стойкость и массовый героизм. Яркой страницей тех дней явился
подвиг 28 воинов из дивизии генерала Панфилова, которых возглавил
политрук Клочков. Слова коммуниста Клочкова: «Велика Россия, а отступать
некуда – позади Москва» – воодушевили отважных воинов. Почти все они
погибли, но гитлеровцы не прорвались через их рубеж.
5й ученик.
Имя отважной партизанской разведчицы Зои
Космодемьянской, отдавшей жизнь за Родину, стало символом мужества и
патриотизма советских людей.Звучит записанное на пластинке выступление Героя Советского Союза
В. Талалихина. Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, война…».
Ведущий. Страница вторая «Он, она и война…».
Ученица читает стихотворение К. Симонова «Жди меня».
1я ученица. Письма с фронта. Как много они значили для тех, кто был на
передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Мы слушаем письма
Зои Николаевны и Милия Николаевича Селюковых. (В зале полумрак, на
столе керосиновая лампа; она – в шали, он – в плащпалатке, перед ним
горит каганец.)
Ученик. 1.11.1942 г.
«Здравствуй, моя дорогая Зока!
Как вас с мамой проводил, через три дня столкнулся с немцами. 27го был
ранен, 29го – вторично. Впереди еще много испытаний, страданий и
неожиданностей. Как удастся пройти этот сложный путь? Удастся ли выйти
живыми?
Прощай, моя милая Зока!»
Ученица. 8.08.1944 г.
«Милочка, любимый!
Ты знаешь, что я сейчас читаю? Горького, «Детство». И снова, и снова
восхищаюсь его отточенным языком, его знаниями всего. Господи, как хорошо
пишут наши русские писатели! Вот подожди, родной, ты тоже будешь все
перечитывать, ведь классиков наших можно читать без конца, и поймешь еще
лучше всю красоту их произведений.
Пиши хоть почаще, ведь беспокоюсь. Зоя».
Ученик. 30.05.1944 г.
«Родная моя!
Получил горестное для нас известие, оно как гром свалилось на нас.
Неужели у нас нет нашего Сережки?
Береги себя, тогда и сын у нас будет, которого мы сможем сберечь и
вырастить.
Целую крепко. Твой М.».
Ученица. 26.08.1944 г.
«Милый мой, здравствуй!
«Будем вместе, милый, вместе! Знают все, что мы родные» – это Ахматова.
Я еще больше люблю ее за стихи, так правильно выразившие мое состояние.
Обнимаю и целую. Всегда твоя Зоя».
Ученик. 8.09.1944 г.
«Родная моя, славная Зока!Годы тяжелой разлуки, тяжелые годы испытаний не только отдалили нас,
но, наоборот, еще больше сблизили, сроднили. В боях за город БрестЛитовск
я имею благодарность Верховного Главнокомандующего».
Ученица. 11.05.1945 г.
«Ну вот, наконецто дождалась радостного, светлого дня – праздника
Победы. Горячо, горячо поздравляю, мой любимый. Твоя мама сидит
напротив меня и просит, чтобы ты поскорее ехал домой.
Твоя Зоя».
Ученик. 11.05.1945 г.
«Любимая моя, здравствуй!
Итак, война закончилась и я остался жив. До сих пор не верю, что не
стреляют, неужели не надо пригибаться от пуль и снарядов? Жди меня, до
скорой встречи, твой М.».
Ведущий. Сколько семей задела своим черным крылом война! Не обошла
она и семью Селюковых. Но крепкая любовь, преданность и вера в победу и
встречу помогла им пройти через все невзгоды и выстоять. После войны Зоя
Николаевна и Милий Николаевич воспитали двух сыновей и трех внуков.
Ученица читает вторую часть стихотворения К. Симонова «Жди
меня».
Звучит песня М. Ножкина «Последний бой».
Ведущий. Страница третья. «Нам мир завещано беречь».
Звучит I и II куплеты песни «Бухенвальдский набат» (музыка В.
Мурадели, слова А. Соболева).
Выступает приглашенный на мероприятие ветеран, бывший узник
концлагеря в Германии. Его рассказ сопровождается показом через
эпидиаскоп документальных фотографий о зверствах фашистов в
концлагерях. По окончании рассказа повторяется I куплет песни
«Бухенвальдский набат», который заканчивается словами: «Берегите
мир!».
1й ученик. Мир – это счастье для всех детей, для всех людей. Без мира
нет детства, нет будущего.
2й ученик. Мир – это утро, полное надежд и света. Это день, заполненный
трудовыми заботами и свершениями.
3й ученик. Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы. Мир – это
школа, в окнах которой солнце.
4й ученик. Мир – это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков.
Мир – это жизнь, а не смерть.
5й ученик. Нам нужен мир – тебе и мне,
И всем на свете детям.И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
6й ученик. Нам нужен мир – трава в росе,
Улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
7й ученик. Кому мешает этот мир с цветами на опушке?
Кто в этот мир, чудесный мир
прицелился из пушки?
1й ученик. Зачем же вновь пугают нас
Со злобой затаенной
То страшной атомной войной,
То бомбою нейтронной?
2й ученик. «НЕТ» – заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам…
3й ученик. Должна трава зеленой быть,
А небо – синимсиним!
4й ученик. Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле
Нам повезло родиться.
5й ученик. Так пусть она цветет всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее
Влюбленными глазами!
Заканчивается устный журнал песней «Мы за мир».