Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку тематического мероприятия, посвященного Великому празднику Победы 9 мая. Данная методическая разработка может быть использована для проведения тематических классных часов, а также для организации самостоятельного внеклассного мероприятия. Материал может быть использован для обучающихся второй и третьей ступени школьного обучения.
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:
«ВЕЧЕР ИНСЦЕНИРОВАННОЙ ВОЕННОЙ ПЕСНИ
«Бухенвальдский набат»
(Стихи А. Соболева, музыка В. Мурадели.)
На сцене полумрак. На переднем плане на небольшом постаменте лежащая
пятиконечная звезда, в центре которой – пламя Вечного огня. За звездой,
сзади, – венок.
Справа на авансцене стоят с цветами ветеран, мужчина средних лет,
школьница – посетители памятника.
На втором плане (середина сцены) мрачный забор из колючей проволоки,
справа на стойках чуть выше забора «бухенвальдский набат» – колокол.
Нижняя часть забора закрыта простынями на высоту 120 см (как
олицетворение небытия), за забором в полосатой тюремной робе и таких же
шапочках узники концлагеря. Лица слабо освещены и белы на фоне мрака.
Хоровой речитатив (глухо, на одной низкой ноте, при этом постоянно
бьет колокол: удар – три секунды пауза и т. д.)
Слушайте!
Это мы говорим.
Мертвые.
Мы.
Слушайте.
Это говорим мы.
Оттуда. Из тьмы.
Слушайте! Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы говорим, мертвые.
Стучимся в ваши сердца.
На последней строчке очень тихо вступает музыка В. Мурадели
«Бухенвальдский набат».
На фоне музыки первый голос читает:
Люди мира, на минуту встаньте!
Начинает петь:
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в БухенвальдеКолокольный звон, колокольный звон.
Включается второй голос, поют дуэтом, в унисон, не громко:
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Слышно пение хора с закрытым ртом, вначале тихо, постепенно усиливая
звучание; дуэт поет на два голоса:
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!
По сцене медленно движется луч фонарика, выхватывая забор, колокол,
лица и фигуры узников в полосатых робах, размахивающих медленно руками.
Поют все вместе:
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренгу к ряду ряд!
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан!
Включается второй лучик фонарика, теперь они бегают по сцене тревожно:
перекрещиваясь, останавливаясь на отдельных лицах узников.
Хор «включается» на полный голос:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Хор (фортиссимо):
Звон плывет, плывет над всей землею,
И звучит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Хор умокает, чтец на фоне музыки:
Берегите,
Берегите,
Хор (фортиссимо):Берегите мир!
Хор умолк, прозвенел дважды колокол.
В землянке
(Стихи А. Суркова, музыка К. Листова.)
На сцене – внутренняя часть фронтовой землянки на условном срезе
которой видны торцы бревен стен и потолка землянки. В дальней стене дверь,
прикрытая плащпалаткой. В левом углу кирпичная печь без дверки, в печи
«пламя», перед печкой кучка дров, труба от печки в потолок. Перед печью
сидит боец на полу, пишет письмо на коленях на полевой сумке. Рядом два
бойца едят из котелка, пристроившись на обрезке бревна. В центре скамейка.
Сидит гармонист, вокруг бойцы. На полу, почти на переднем плане, спящий
боец. Под головой вещмешок. Справа от центральной группы медсестра
делает перевязку на голове бойца. Справа у стены стол, сколоченный из
досок, на столе накинута плащпалатка, стоит светильник из снарядной
гильзы, вокруг стола командиры, склоненные над картой. В правом углу
связист с телефоном. Тихо звучит музыка. Каждый занимается своим делом.
Бойцы на лавочке курят.
Гармонист тихонько запевает:
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Голос певца крепнет:
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Потихоньку начинают подпевать другие бойцы:
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Распевно, задумчиво поют уже все:
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти – четыре шага.
Веселее, с задором.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
С последней фразой в землянку вбегает боец: «Рота! В ружье!»