Филиал НВМУ
«Севастопольское ПКУ»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по математике
игра «Брейн ринг»
«Решение занимательных задач»
для учащихся 67 классов
Авторы разработки:
Шахова Ирина Дмитриевна,
учителя математики высшей категории
Непорожняя Наталия Михайловна,
Якутина Нина Петровна.2016 год
г.Севастополь,Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими
все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать , мечтать. Все в этом.
В. Гюго –
французский писатель
Аннотация
Игра «Брейн ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в
данной методической разработке, предназначена для воспитанников 67 классов. Эту игру
можно провести как в ходе предметной недели естественно математических наук, так и
на последнем уроке учебной четверти.
Основная цель этой игры: повышение у учащихся интереса к предмету математики
через решение задач на сообразительность, смекалку, логику, находчивость; повышение
мотивации к изучению предмета; изменение отношения к учебному предмету, снятие
психо эмоционального напряжения.
Пояснительная записка
Для того чтобы повысить интерес учащихся к учебному предмету учителя часто
проводят различные виды игр, на которых предлагают учащимся занимательные задачи.
Именно такой урок представлен в данной разработке.
В игре могут принимать как учащиеся одного класса, так и несколько команд из
одной параллели. В каждой команде участвуют 5 (4 ) человек.
К игре учитель с помощниками готовит порядка 15 задач, направленных на
развитие математического мышления, эрудицию, логику, смекалку. Это могут быть задачи
на систематизацию и классификацию, задачи на разрезание, переливание и взвешивание без
гирь, головоломки со спичками, на внимание и проверку вычислительных навыков, на
комбинаторику, применение принципа Дерихле
и из разряда правдоподобных
рассуждений и т.п. Все команды одновременно выполняют одинаковое задание. В игре
побеждает команда, первой набравшая наибольшее количество баллов. Они получают
приз и грамоту за победу в игре. Остальные команды получают грамоты «За активное
участие в игре». Также члены жюри награждают отдельных учащихся по следующим
номинациям: «Самый быстрый Ум», «Самый активный игрок», «Лучший математик»,
«Мистер эрудиция», «Самый внимательный», «Мистер находчивость» и т.д.
За ходом игры следит жюри, в состав которого входят учащиеся, учителя
математики. В их обязанности входит следить за временем, отпущенным на обсуждение
вопроса, решение задачи, за очередностью подготовки ответов каждой командой, а самое
главное за правильностью ответов на поставленный вопрос. Продолжительность игры один
урок 45 минут.
Цели:
Учебная:
1. повышение у учащихся интереса к предмету математики через решение задач на
сообразительность, смекалку, логику, находчивость;2. выявление нестандартного мышления учащихся;
Психологическая:
1. обучение квалифицированным коммуникативным навыкам через групповую форму
работы;
2. снятие психо эмоционального напряжения учащихся и учителя;
3. повышение мотивации к изучению предмета;
4. изменение отношения к учебному предмету и учебному материалу;
5. модификация поведения и самооценки некоторых учащихся в классе.
Развивающие:
1. развивать навыки самоконтроля;
2. развивать познавательную активность;
3. развивать культуру учебной
4. развивать осмысленное отношение к своей деятельности;
5. развивать самостоятельность мышления, видеть общую закономерность и делать
деятельности;
обобщенные выводы.
Воспитательные:
1
2
3
воспитывать ответственное отношение к учению;
воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов;
воспитывать культуру общения.
Сценарий учебного занятия:
1. Организационный момент, приветствие, проверка присутствующих участников
команд 1мин.
2. Объявление плана, объяснение условий игры 2мин.
3. Проведение игры33мин.
4. Подведение итогов игры, награждение победителей среди учащихся и команды
набравшей наибольшее число баллов 2мин.
5. Цветовая рефлексия эмоционального состояния, комментарии учащихся в выборе
цвета 2мин.
Организация учебного занятия:
В игре участвуют по 5 человек от каждого класса. За ходом игры следит жюри игру
проводят 2 ученика из другой параллели.
На экране расположены задания с вопросами задачами, которые подготовлены
учащимися других классов, учителями. С помощью жеребьевки определяется
последовательность, в которой команды будут занимать место за игровым столом. Время
на обдумывание вопроса одна минута, но игроки могут дать и досрочный ответ, получив
дополнительное время на обсуждение другого вопроса. Если команда дала правильный
ответ на поставленный вопрос, она получает один балл в свою копилку и получает правоостаться за центральным игровым столом. Если же команда дала ошибочный ответ на
поставленный вопрос, то право на ответ, переходит к команде, участники которой быстрее
подготовили ответ и подняли руку. Если их ответ верен, то они занимают место за
центральным столом и продолжают игру. Если ни одна команда не смогла дать правильный
ответ, то за центральный стол садится команда со следующим номером, согласно
жеребьевки. Члены жюри демонстрируют классу решение задачи, если ни одна из команд
не предложила верного решения.
Продолжительность игры 40 минут. В игре побеждает команда, ответившая
правильно на наибольшее число вопросов и набравшая тем самым наибольшее количество
баллов. Они получают приз и грамоту за победу в игре. Остальные команды получают
грамоты «За активное участие в игре». Также члены жюри награждают отдельных
учащихся по следующим номинациям: «Самый быстрый Ум», «Самый активный игрок»,
«Лучший математик», «Мистер
эрудиция», «Самый внимательный», «Мистер
находчивость» и т.д.
К игре учитель с помощниками готовит порядка тридцати задач, направленных на
развитие математического мышления, эрудицию, логику, смекалку, это могут быть задачи
на систематизацию и классификацию, задачи на разрезание, переливание и взвешивание без
гирь, головоломки со спичками, на внимание и проверку вычислительных навыков, на
комбинаторику, применение принципа Дерихле
и из разряда правдоподобных
рассуждений.
Литература
1. А.Д.Блинков, А.В. Семенов, Т.А. Баранова. Математика. Интеллектуальные
марафоны, турниры, бои. 511класс. Москва, «Первое сентября», 2003
2. Т.Г. Власова. Предметная неделя математики в школе. Ростовна Дону,
«Феникс», 2006
3. Л.В. Гончарова. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград, «Учитель».
2004
4. М.А. Иченская. Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа по математике в 5
11 классе. Волгоград, «Учитель», 2006
5. Е.А. Ким. Нестандартные уроки математики 56класс. Волгоград, «Учитель
АСТ», 2005
6. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. Москва, «ОниксАльянсВ», 2000
7. Ф.А. Пчелинцева, П.В. Чулков. Математика 56 класс. Уроки математического
мышления. Москва, «Издат школа», 1998
8. И.Б. Ремчукова. Математика 58 класс: игровые технологии на уроках. Волгоград,
«Учитель», 2006
9. Ю.В. Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных
мероприятиях 58 класс. Москва, «Глобус», 2008