Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"
Оценка 4.8

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
28.10.2018
Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"
В предложенном занятии дается вариант проведения урока по знакомству с Дымковскими игрушками. Рассказывается история возникновения данных игрушек и история о том, как взрослые вместе с детьми смогли победить врагов с помощью этих игрушек. В данном материале широко используется художественное слово.
Методическая разработка Дымковская игрушка.doc
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»  городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Дымковская игрушка  Методическая разработка открытого занятия                                                                                 Шлендиной Галины Ивановны        педагога дополнительного       образования МАОУ ДО      «Центр детского творчества»       ГО г.Кумертау РБ Кумертау, 2018 Дымковская игрушка «Конь». Цель:  Знакомство   с   древней   русской   игрушкой;   создание   дымковской игрушки из глины по мотивам народных образов. Задачи:  1. Обучать   новым   приемам   лепки   (скатыванию,   сплющиванию, оттягиванию, заглаживанию); 2. Углублять   знания   воспитанников   о   пластической   выразительности формы,   приемах   стилизации,   особенностях   образа   в   декоративном искусстве; 3. Развивать   творческое   воображение   детей   на   основе   решения художественных задач разного типа: повтор, вариация и импровизация по мотивам дымковской игрушки. 4. Воспитывать   любовь   к   народному   искусству,   эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки. Оборудование. Для учителя: глина, домашние заготовки, наглядные пособия, стеки, запись народной музыки. Для воспитанников: глина, стеки, клеенка, бумага, карандаши. Ход занятия. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что­то есть от радуги, От капелек росы, В ней что­то есть от радости, Гремящей, как басы. И злость, и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымкова Растают навсегда!                                                                        К.Фофанов. П.: Ребята, сегодня  мы знакомиться Дымковскими глиняными  игрушками. И одну из них мы будем лепить, сохраняя традиции промысла. П.:  Ребята, посмотрите какие красивые и нарядные эти глиняные игрушки? Это игрушка называется индюк. (Показ игрушки) Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный У большого индюка Все расписаны бока. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив. Смотрит свысока вокруг, Птица важная индюк. П.: Это Дымковская игрушка – Барыня. (Показ игрушки) Посмотри,  как хороша Эта девица – душа. Щечки алые горят, Удивительный наряд. П.: Это игрушка называется – баран. (Показ игрушки) Барашек – свисток Левый рог – завиток, Правый рог – завиток На груди – цветок. П.: Ребята, а почему игрушки называют Дымковскими? Д.:   Дымковская   игрушка,   поэтому   так   и   называется,   что   родилась   она   в слободе Дымково П.:   Верно.   Самыми   знаменитыми   среди   глиняных   игрушек   являются дымковские   игрушки,   появившиеся   в   стародавние   времена   в   Дымковской слободе близ города Вятка. С высокого берега Вятки, на котором стоит город Вятка, видна заречная слобода   Дымково.   Зимой,   когда   топятся   печи,   летом,   когда   туман,   вся слобода – будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.  Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки.   Из   небольшого   глиняного   шарика   с   отверстиями   свистулька превращалась  то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках   многолюдной   ярмарки   торгуют   веселым   товаром.   Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа, начинается весенний праздник «Свистунья», раньше он назывался Свистопляской. Когда же праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили в окна, между рамами. Я расскажу легенду о празднике «Свистунья». Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они   подняли  отчаянный   свист.  Так,  наверное,  свистел   сказочный  Соловей­ Разбойник,   от   свиста   которого   отлетали   маковки   на   теремах,   шатались деревья   и   замертво   падали   кони.   Кочевники   решили,   что   их   окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек. Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много – много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек. И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой игрушки, где лепят барынь в пестрых юбках, бравых кавалеров, важных петухов и индюков, водоносок, кормилиц, женихов и невест, баранов, коней, птичек… П.: Ребята, сегодня у нас в гостях много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки?  Д.:  Весёлое, радостное. П.: Почему весёлое, радостное? Д.: Игрушки светлые, яркие, нарядные. П.:  Давайте присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше? Д.: В дымковских игрушках преобладает белый цвет. П.: Как вы думаете, а почему? Д.: (Предлагают свои варианты ответа) П.: Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, замешенными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверное, это цвет настоящего снега. П.: А какими цветами мастера расписывали по белому? Д.:   Цвета   использовали   самые   разнообразные:   красные,   синие,   жёлтые   и другие. П.: Сейчас мы  поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки на экране, и примечать, чем их расписывали, какими узорами.   Кто больше приметит, тот самый внимательный. По окончании просмотра вы все должны будете нарисовать на ваших листах как можно больше узоров с дымковских игрушек. П.: Посмотрите на разнообразие узоров. По   форме   узоры   просты   и   незамысловаты.   Кружочки,   клеточки, полоски,   точки,   волнистые   полоски   и   т.д.   Украшали   этими   узорами   не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:  круги означали солнце; волнистые линии – воду; маленькие кружочки – семена; также представленные узоры означали росточки, засеянное поле и др. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.  П.: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, какую дымковскую игрушку мы будем лепить на занятии. Я копытами стучу, стучу Я скачу, скачу, скачу, Грива вьется на ветру. Кто это? Д.: Это конь.  П.: Верно.   И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками». Физ. минутка. П.: Сейчас мы все встанем. Скажите, какой конь? Д.: Красивый, гордый, весёлый. П.: Представьте, что вы кони, распрямите плечи, улыбнитесь друг другу. А как кони скачут? Поскакали на месте. А как они цокают? Это упражнение и для нашего горлышка. Садитесь.  П.: Сейчас мы с вами будем лепить из глины красивого, стройного, нарядного дымковского коня. Нам нужно сначала подружиться с глиной, чтобы в наших руках он был мягкий, податливый и превращался в интересные фигурки. Включаю музыку. Медитация. П.:  Закройте глаза. Посидите минутку, положив руку на ваш кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха. Теперь выполняйте следующие указания. Заставьте себя ощутить кусок глины таким, какой он есть сейчас, — подружитесь   с   ним.   Возьмите   его   и   подержите.   Теперь   отложите   его   и отщипните   кусочек.   Пользуйтесь   двумя   руками.   Отщипывайте   кусочки медленно...  Теперь   быстрее...  Отщипывайте   большие   и   маленькие   кусочки. Сожмите   вашу   глину.   Теперь   разгладьте   её.   Используйте   большие   пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили... Соедините все вместе, чтобы получился шар... Пошлепайте по нему... Пощупайте гладкие места, которые образовались после похлопывания... Откройте глаза. Глина в ваших добрых руках стала мягкой и послушной. П.: Сейчас мы попробуем вылепить коня.  1. Разделим кусок глины на два: 1 большой, второй – поменьше. 2. Выполним две исходные формы в виде толстых  цилиндров. 3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами.   Для   этого   надо   согнуть   цилиндр   дугой,   стекой   сделать   надрезы впереди   и   сзади,   раздвинуть   их   слегка   и   пальцами   оформить   передние   и задние ноги животного. 4.  Голову  с шеей нужно вылепить  из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую   часть   для   головы.   Место   скрепления   шеи   с   туловищем   надо тщательно примазать и разгладить. 5. Ушки делаем защипыванием. 6. Изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост. Дети начинают лепить «Коня». (Звучит народная музыка.) П.: Конь бежит, Вся земля дрожит, В поле травушка­муравушка Ничком лежит. Чей это такой конек, Для какого молодца? Это конь­богатырь Для Алеши­удальца. П.:   Дымковская   игрушка   побывала   на   выставках   во   всех   уголках   мира: Италии, Германии, Японии, Франции, Англии, США и  т.д. Мы организуем выставку дымковских коней здесь. П.: Посмотрите,  каких красивых коней вы слепили. Какой из коней вам больше понравился? Почему? Д.: Кони красивые, гордые, правильно слепленные. П.: Молодцы, ребята! Все слепили очень аккуратно, правильно.  П.: Что больше всего понравилось на нашем занятии? (ответы детей). П.: Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши работы. Ваше  домашнее   задание:   «Нарисовать   свои   впечатления   о   дымковской игрушке и придумать узор, которым будите расписывать своего коня.»

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"

Методическая разработка занятия "Дымковская игрушка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018