Заповеди Иисуса Христа - основа духовности человечества.
Описание: вашему вниманию предлагается разработка урока (внеклассного мероприятия), посвященного заповедям Христа. Она может быть использована учителями истории, ОРКСЭ, обществознания, МХК, искусства. Основной целью данной разработки служит формирование основ духовно-нравственной культуры, поиск путей соприкосновения между разными религиями, в конечном итоге, чувства толерантности у учащихся.
Цель: дать понятие о заповедях, как основе жизни человечества.
Задачи:
1.Возрождение национального и духовного самосознания.
2.Ознакомить учащихся с русской православной церковью и мусульманской мечетью.
3.Ориентировать учащихся на доброту, любовь, уважение к людям, сострадание, сочувствие.
4.Развивать творческие способности школьников, способствовать умственному и физическому самосовершенствованию, воспитанию у них волевых качеств.Методическая разработка "Заповеди Иисуса Христа - основа духовности человечества"
Методическая разработка внеурочного занятия по теме:
Заповеди Иисуса Христа основа духовности человечества
Заповеди Иисуса Христа основа духовности человечества.
Описание: вашему вниманию предлагается разработка урока (внеклассного
мероприятия), посвященного заповедям Христа. Она может быть
использована учителями истории, ОРКСЭ, обществознания, МХК, искусства.
Основной целью данной разработки служит формирование основ духовно
нравственной культуры, поиск путей соприкосновения между разными
религиями, в конечном итоге, чувства толерантности у учащихся.
Цель: дать понятие о заповедях, как основе жизни человечества.
1Задачи:
1.Возрождение национального и духовного самосознания.
2.Ознакомить учащихся с русской православной церковью и мусульманской
мечетью.
3.Ориентировать учащихся на доброту, любовь, уважение к людям,
сострадание, сочувствие.
4.Развивать творческие способности школьников, способствовать
умственному и физическому самосовершенствованию, воспитанию у них
волевых качеств.
234Ход урока:
Показ мультимедийной презентации с видами православных храмов и
мусульманских мечетей, внешнего и внутреннего их оформления.
567 Какие архитектурные объекты вы просмотрели?
Для чего они предназначены?
Какие чувства они у вас вызывают?
Храмы каких религий вы увидели?
В чем их сходство и различие?
На заре эволюции человечества стали складываться понятия добра и зла,
которые переросли в заповеди Иисуса Христа, изложенные в Библии. В
Евангелии говорится о том, родители Иисуса Христа по приказу наместника
Римской империи должны были прийти в Назарет. В этот город пришли более
10и тысяч человек, все гостиницы были заняты и после долгих поисков
ночлега, они остановились в хлеве, где родился мальчик, впоследствии
названный Иисусом. Он изложил заповеди, которые стали основой духовной
жизни для миллионов людей на Земле.
Давайте их рассмотрим.
1 заповедь: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Как вы понимаете смысл данной заповеди? (Человек должен о Господе Боге в
молитвах, прошениях и тогда он будет защищен Богом.) Правильно,
молодцы!.
Как это звучит в Исламе: 1.Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.
( Ислам трактует, что Аллах велик и не сравним ни с кем и ни с чем, он
недосягаем. Как и в христианской заповеди ислам говорит о том, что нужно
8помнить об Аллахе, не сопоставлять себя с ним и тогда Аллах вознаградит его
своей милостью и защитит .)
2 заповедь: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и
долголетен.
Как вы понимаете суть этой заповеди? ( Люби и уважай своих родителей,
слушайся их, помогай им, не оскорбляй, тогда господь Бог поможет тебе в
жизни.)
Как эта заповедь звучит в Коране, священной Книге мусульман: «Почитайте
отца и мать.»
Чему призывает Коран? ( Любить и уважать родителей, помогать им, тогда
тебе поможет Аллах)
Ребята, скажите, что вы заметили? ( И Библия и Коран призывает одному и
тому же почитанию своих родителей, уважения, помощи, тогда эти люди
будут вознаграждены любовью Бога (Аллаха).
3 заповедь: Не убий.
Как вы понимаете суть данной заповеди? ( бог просит не убивать, потому что
жизнь человека ничем и ни с чем не сравнима.
Как трактует Коран данную заповедь: Не убивайте ни одного существа, жизнь
которого Аллах объявил священною.
Что вы можете сказать по поводу этой трактовки? ( Ислам и христианство
жизнь человека считают бесценной и требуют уважать жизнь, не убивать друг
друга).
4 заповедь: Не лжесвидетельствуй. ( Будь справедлив на суде, не давай
лживых показаний на суде, тем самым призывает быть справедливым по
отношению к самому себе и человеку, попавшему в беду.)
Коран дает такую трактовку: «Будьте справедливы на суде.»
Какой вывод мы можем делать? (заповеди и в Христианстве и Исламе в
Библии и Коране во многом совпадают. ) Они призывают быть честными,
справедливыми, любить своих родных и близких, почитать своих родителей:
отца и мать, тогда Бог (Аллах) вознаградит их своим покровительством и
удачей.
Образ Иисуса Христа вдохновил многих художников. Они изображали их в
своих полотнах.
Кого из художников, обратившихся к образу Иисуса Христа вы можете
назвать?( Александр Иванов, Иван Крамской). Молодцы!
9Посмотрите, пожалуйста, на полотно Александра Иванова «Явление Христа
народу».
Каким он изображен, какова композиция, цветовая палитра картины?
Какие чувства она у вас вызывает?
Рассказ о картине : « Явление Христа народу» Александра Иванова
Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое
время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего
Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837, художник приступил к
созданию «Явления Христа народу».
Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—
1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины
Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры.
Александр Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года. Через несколько часов
после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за
15 тысяч рублей. Император принёс его в дар Румянцевскому музею, который
вскоре переехал из СанктПетербурга в Москву (в дом Пашкова). Для
картины был построен специальный павильон.
На ее первом, ближнем к зрителю плане изображена толпа иудеев,
Пришедших на берег Иордана вслед за пророком Иоанном Крестителем с тем,
чтобы креститься. Хотя и крестились иудеи от Иоанна, но крещение Иоанна
10не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел
к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого
отпущение грехов .
Иоанн Креститель — один из центральных образов этого произведения. Его
значение здесь вырастающее еще и потому, что Христос согласно самому
сюжету — изображению момента появления — отодвинут далеко в глубь
картины и поэтому воспринимается зрителем в общих контурах его фигуры,
спокойной и величественной, кажущейся особенно значительной благодаря
строгим линиям горных отрогов, служащих фоном. Фигура же Иоанна
выдвинута на передний план картины и здесь главенствует. Его благородный,
вдохновенный облик, исполненный суровой красоты, героический характер,
который отчетливо выступает в контрасте со стоящим рядом женственным и
изящным Иоанном Богословом, воплощают представление Иванова о пророке
— вожде народа, глашатае истины.
Иоанна окружает толпа народа, очень пестрая по своему социальному
характеру и поразному реагирующая на слова пророка.
Рядом с ним — замечательная группа, состоящая из двух обнаженных фигур
— мальчика и его отца, так называемые «дрожащие». Они только что
совершили сакраментальное омовение и теперь взволнованно слушают
Иоанна. Их жадное и трепетное внимание в соединении с наготой омытых,
«очистившихся» тел как бы символизирует собой готовность к принятию
новой истины, нового учения. Далее в толпе — кающийся грешник в темно
красном плаще, несколько женщин и, наконец, римские солдаты, присланные
римской администрацией для соблюдения порядка. Кругом расстилается
каменистая прибрежная равнина, оживленная деревьями и кустарником лишь
к самой воды. В глубине, в долине, — город, на горизонте — громады синих
гор и над ними чистое голубое южное небо.
Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»
11В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего
пространства, в котором нет и не может быть жизни. Могучая вертикаль
словно окаменевшей от дум фигуры Христа противостоит бесконечной шири
пустыни. В его лице, особенно во взгляде, полном напряженной мысли,
читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира. Он
изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать
восход.
Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало... Подобно тому, как
посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенного
человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. В
картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой
вере. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии
миру и самому себе.
Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Имея земной
облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ
Божий. Крамской ищет изображение по отношению к собственному
мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к
социальному или физическому типу. Он и не претендует на универсальность
обретенного им в живописи идеала. В этом случае "правда лица" зависит не от
эстетического канона, а от подлинности веры художника.
12А на вопросы зрителей: "Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?
я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не
узнали", писал Крамской. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет
Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину
"Христос в пустыне", пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь
верным юношеской идее независимости от Академии.
Ребята, духовное начало, нашедшее отражении в Библии нашло отражение не
только в живописи, но и в музыке. Послушайте пожалуйста, песню « Аве,
Мария !» и попробуйте ответить на вопрос Чему посвящаетcя данная музыка?
Какие чувства у вас она вызывает?
Чему научил вас наш урок?
Какой вывод можете делать?
Спасибо, молодцы. Мы надеемся, что проведенный с вами урок поможет вам
обрести духовный покой, уважение к старшим, почитание своих родных и
близких.
До свиданья!
13Работа учащегося, выполненная по итогам занятия.
Использованная литература:
1.Амиров Р.Б. и др. Основы духовнонравственной культуры России.
издательство Дрофа, 2014 г., 200 с.
2.Астахов Ю.А.100 великих русских художников.Тверь,2007 г.,520с.,1051
илллюстраций, ISSN 978779314480,, с.6469,176181.
3.Замечательные полотна. Сборник. Художник РСФСР, 1962 г.
4. Илья Маневич. Шедевры русской живописи., издательство Белый город ,
2005 год,560 страниц.
5. Нина Геташвили..500 шедевров русских художников. издательство Эксмо,
2008 год.
14http://s005.radikal.ru/i212/1309/02/08700cddfb21.jpg
http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?
key=6aadc0fe6659d5fe&mb=imgdb_previe1396
http://allphoto.in.ua/photo/37/es2385091.jpg
http://2.bp.blogspot.com/sAFHq
vL3RI/Uu4J6wQGMuI/AAAAAAAAB4U/gtk2cTxsSSw/s1600/P7260041.JPG
http://boombob.ru/img/picture/Jul/08/e63232b85b6ba9fe5572cd91dd975c53/mini_
8.jpg
http://venividi.ru/sites/default/files/styles/large/public/images/20311/vnutri_meche
ti.jpg
http://guidekzn.ru/wpcontent/uploads/2012/07/mechet_KulSharif.jpg
h ttp://img15.nnm.ru/imagez/gallery/4/c/8/8/7/4c8871cd6b3eb1899dad1fa2334d8d
0b_full.jpg
http://islamdag.ru/sites/default/files/quran0011.JPG
http://kasdom.ru/wpcontent/uploads/2015/12/Ivanov1024x819.jpg
http://velikayakultura.ru/wpcontent/uploads/2012/06/hristos.jpg
15