Методическая разработка "Заповеди Иисуса Христа - основа духовности человечества"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Заповеди Иисуса Христа - основа духовности человечества. Описание: вашему вниманию предлагается разработка урока (внеклассного мероприятия), посвященного заповедям Христа. Она может быть использована учителями истории, ОРКСЭ, обществознания, МХК, искусства. Основной целью данной разработки служит формирование основ духовно-нравственной культуры, поиск путей соприкосновения между разными религиями, в конечном итоге, чувства толерантности у учащихся. Цель: дать понятие о заповедях, как основе жизни человечества. Задачи: 1.Возрождение национального и духовного самосознания. 2.Ознакомить учащихся с русской православной церковью и мусульманской мечетью. 3.Ориентировать учащихся на доброту, любовь, уважение к людям, сострадание, сочувствие. 4.Развивать творческие способности школьников, способствовать умственному и физическому самосовершенствованию, воспитанию у них волевых качеств.Методическая разработка "Заповеди Иисуса Христа - основа духовности человечества"
Иконка файла материала конспект.docx
Методическая разработка внеурочного занятия по теме: Заповеди Иисуса Христа­ основа духовности человечества Заповеди Иисуса Христа ­ основа духовности человечества. Описание: вашему вниманию предлагается разработка урока (внеклассного  мероприятия), посвященного заповедям Христа. Она может быть  использована учителями истории, ОРКСЭ, обществознания, МХК, искусства.  Основной целью данной разработки служит формирование основ духовно­ нравственной культуры, поиск путей соприкосновения между разными  религиями, в конечном итоге, чувства толерантности у учащихся. Цель: дать понятие о заповедях, как основе жизни человечества. 1Задачи:  1.Возрождение национального и духовного самосознания. 2.Ознакомить учащихся с русской православной церковью и мусульманской  мечетью. 3.Ориентировать учащихся на доброту, любовь, уважение к людям,  сострадание, сочувствие. 4.Развивать творческие способности школьников, способствовать  умственному и физическому самосовершенствованию, воспитанию у них  волевых качеств. 234Ход урока: Показ мультимедийной презентации с видами православных храмов и  мусульманских мечетей, внешнего и внутреннего их оформления. 567­ Какие архитектурные объекты вы просмотрели? ­Для чего они предназначены? ­Какие чувства они у вас вызывают?  ­Храмы каких религий вы увидели? ­ В чем их сходство и различие? На заре эволюции человечества стали складываться понятия добра и зла,  которые переросли в заповеди Иисуса Христа, изложенные в Библии. В  Евангелии говорится о том, родители Иисуса Христа по приказу наместника  Римской империи должны были прийти в Назарет. В этот город пришли более  10­и тысяч человек, все гостиницы были заняты и после долгих поисков  ночлега, они остановились в хлеве, где родился мальчик, впоследствии  названный Иисусом. Он изложил заповеди, которые стали основой духовной  жизни для миллионов людей на Земле. Давайте их рассмотрим. 1 заповедь: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.  Как вы понимаете смысл данной заповеди? (Человек должен о Господе Боге в  молитвах, прошениях и тогда он будет защищен Богом.) Правильно,  молодцы!. ­Как это звучит в Исламе: 1.Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого. ( Ислам трактует, что Аллах велик и не сравним ни с кем и ни с чем, он  недосягаем. Как и в христианской заповеди ислам говорит о том, что нужно  8помнить об Аллахе, не сопоставлять себя с ним и тогда Аллах вознаградит его своей милостью и защитит .) 2 заповедь: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и  долголетен. Как вы понимаете суть этой заповеди? ( Люби и уважай своих родителей,  слушайся их, помогай им, не оскорбляй, тогда господь Бог поможет тебе в  жизни.) Как эта заповедь звучит в Коране, священной Книге мусульман: «Почитайте  отца и мать.» Чему призывает Коран? ( Любить и уважать родителей, помогать им, тогда  тебе поможет Аллах) ­Ребята, скажите, что вы заметили? ( И Библия и Коран призывает одному и  тому же­ почитанию своих родителей, уважения, помощи, тогда эти люди  будут вознаграждены любовью Бога (Аллаха). 3 заповедь: Не убий.  Как вы понимаете суть данной заповеди? ( бог просит не убивать, потому что  жизнь человека ничем и ни с чем не сравнима. Как трактует Коран данную заповедь: Не убивайте ни одного существа, жизнь  которого Аллах объявил священною.  Что вы можете сказать по поводу этой трактовки? ( Ислам и христианство  жизнь человека считают бесценной и требуют уважать жизнь, не убивать друг  друга). 4 заповедь: Не лжесвидетельствуй. ( Будь справедлив на суде, не давай  лживых показаний на суде, тем самым призывает быть справедливым по  отношению к самому себе и человеку, попавшему в беду.) Коран дает такую трактовку: «Будьте справедливы на суде.» ­Какой вывод мы можем делать? (заповеди и в Христианстве и Исламе в  Библии и Коране во многом совпадают. ) Они призывают быть честными,  справедливыми, любить своих родных и близких, почитать своих родителей:  отца и мать, тогда Бог (Аллах) вознаградит их своим покровительством и  удачей. Образ Иисуса Христа вдохновил многих художников. Они изображали их в  своих полотнах. ­Кого из художников, обратившихся к образу Иисуса Христа вы можете  назвать?( Александр Иванов, Иван Крамской). Молодцы! 9Посмотрите, пожалуйста, на полотно Александра Иванова «Явление Христа  народу».  ­Каким он изображен, какова композиция, цветовая палитра картины? ­Какие чувства она у вас вызывает? Рассказ о картине : « Явление Христа народу» Александра Иванова  Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое  время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего  Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837, художник приступил к  созданию «Явления Христа народу». Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837— 1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины  Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры.  Александр Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года. Через несколько часов  после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за  15 тысяч рублей. Император принёс его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт­Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для  картины был построен специальный павильон. На ее первом, ближнем к зрителю плане изображена толпа иудеев,  Пришедших на берег Иордана вслед за пророком Иоанном Крестителем с тем, чтобы креститься. Хотя и крестились иудеи от Иоанна, но крещение Иоанна  10не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел  к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого ­  отпущение грехов . Иоанн Креститель — один из центральных образов этого произведения. Его  значение здесь вырастающее еще и потому, что Христос согласно самому  сюжету — изображению момента появления — отодвинут далеко в глубь  картины и поэтому воспринимается зрителем в общих контурах его фигуры,  спокойной и величественной, кажущейся особенно значительной благодаря  строгим линиям горных отрогов, служащих фоном. Фигура же Иоанна  выдвинута на передний план картины и здесь главенствует. Его благородный,  вдохновенный облик, исполненный суровой красоты, героический характер,  который отчетливо выступает в контрасте со стоящим рядом женственным и  изящным Иоанном Богословом, воплощают представление Иванова о пророке  — вожде народа, глашатае истины. Иоанна окружает толпа народа, очень пестрая по своему социальному  характеру и по­разному реагирующая на слова пророка. Рядом с ним — замечательная группа, состоящая из двух обнаженных фигур  — мальчика и его отца, так называемые «дрожащие». Они только что  совершили сакраментальное омовение и теперь взволнованно слушают  Иоанна. Их жадное и трепетное внимание в соединении с наготой омытых,  «очистившихся» тел как бы символизирует собой готовность к принятию  новой истины, нового учения. Далее в толпе — кающийся грешник в темно­ красном плаще, несколько женщин и, наконец, римские солдаты, присланные  римской администрацией для соблюдения порядка. Кругом расстилается  каменистая прибрежная равнина, оживленная деревьями и кустарником лишь  к самой воды. В глубине, в долине, — город, на горизонте — громады синих  гор и над ними чистое голубое южное небо. Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»  11В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства, в котором нет и не может быть жизни. Могучая вертикаль  словно окаменевшей от дум фигуры Христа противостоит бесконечной шири  пустыни. В его лице, особенно во взгляде, полном напряженной мысли,  читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира. Он  изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать  восход.  Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало... Подобно тому, как  посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенного  человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. В  картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой  вере. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии  миру и самому себе.  Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ  Божий. Крамской ищет изображение по отношению к собственному  мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к  социальному или физическому типу. Он и не претендует на универсальность  обретенного им в живописи идеала. В этом случае "правда лица" зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника.  12А на вопросы зрителей: "Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? ­ я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не  узнали", ­ писал Крамской. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет  Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину  "Христос в пустыне", пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь  верным юношеской идее независимости от Академии. Ребята, духовное начало, нашедшее отражении в Библии нашло отражение не  только в живописи, но и в музыке. Послушайте пожалуйста, песню « Аве,  Мария !» и попробуйте ответить на вопрос Чему посвящаетcя данная музыка? ­Какие чувства у вас она вызывает? ­ Чему научил вас наш урок? ­Какой вывод можете делать? Спасибо, молодцы. Мы надеемся, что проведенный с вами урок поможет вам  обрести духовный покой, уважение к старшим, почитание своих родных и  близких. До свиданья! 13Работа учащегося, выполненная по итогам занятия.  Использованная литература: 1.Амиров Р.Б. и др. Основы духовно­нравственной культуры России.  издательство Дрофа, 2014 г., 200 с. 2.Астахов Ю.А.100 великих русских художников.Тверь,2007 г.,520с.,1051  илллюстраций, ISSN ­978­7793­1448­0,, с.64­69,176­181. 3.Замечательные полотна. Сборник. Художник РСФСР, 1962 г. 4. Илья Маневич. Шедевры русской живописи., издательство Белый город ,  2005 год,560 страниц. 5. Нина Геташвили..500 шедевров русских художников. издательство Эксмо,  2008 год.  14http://s005.radikal.ru/i212/1309/02/08700cddfb21.jpg   http://go1.imgsmail.ru/imgpreview? key=6aadc0fe6659d5fe&mb=imgdb_previe1396  http://allphoto.in.ua/photo/37/es2385091.jpg http://2.bp.blogspot.com/­sAFHq­ vL3RI/Uu4J6wQGMuI/AAAAAAAAB4U/gtk2cTxsSSw/s1600/P7260041.JPG  http://boombob.ru/img/picture/Jul/08/e63232b85b6ba9fe5572cd91dd975c53/mini_ 8.jpg  http://venividi.ru/sites/default/files/styles/large/public/images/20311/vnutri_meche ti.jpg  http://guide­kzn.ru/wp­content/uploads/2012/07/mechet_KulSharif.jpg  h  ttp://img15.nnm.ru/imagez/gallery/4/c/8/8/7/4c8871cd6b3eb1899dad1fa2334d8d 0b_full.jpg  http://islamdag.ru/sites/default/files/quran0011.JPG  http://kasdom.ru/wp­content/uploads/2015/12/Ivanov­1024x819.jpg  http://velikayakultura.ru/wp­content/uploads/2012/06/hristos.jpg  15