Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
10 кл—11 кл
04.06.2017
Комплексный анализ художественного и публицистического текстов, а также система работы с научно-учебным текстом в форме исследования на уроках русского языка позволяет повторять изученный материал и усваивать новый на творческом уровне. Необходимо владеть разнообразными приёмами включения текста в обучение русскому языку.
Методическая система работы Синиковой В.И..docx
Методическая система учителя русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа №6» г. Луга Ленинградской области.
Синиковой В.И.
Работа с текстом на уроках языка.
Начиная с 90ых гг. ХХв. русский язык в школьном обучении из курса грамматико
орфографической направленности превратился в курс с ярко выраженной речевой
направленностью. Это нашло отражение в школьных программах и учебниках по предмету, в
КИМах экзаменов в 9 и 11 классах, когда проверяется умение учащихся работать с текстом.
Комплексный анализ текста.
I.
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность,
языковая и речевая компетенция учащихся.
Комплексная работа с текстом – главный способ интеграции и совершенствования ведущих
компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой. При
подготовке к ЕГЭ КАТ позволяет повторять, углублять полученные ранее знания и на их
основе совершенствовать практические умения.
В течение нескольких лет эту возможность реализую через тематическое поурочное
планирование, обеспечивающее целевую подготовку школьников к ЕГЭ (на основе
учебника для 1011 кл. общеобразовательных учреждений «Русский язык. Грамматика.
Текст. Стили речи» авторов А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, составители
Н.А.Нефедова, Ю.А.Чадина), и через специальный курс « Комплексный анализ текста»,
планирование курса составлено с учетом Программы по русскому языку для 10 – 11 классов
общеобразовательных учреждений (сост. Власенков А. И.), программ для 10 – 11 классов «Основы
русской словесности (От слова к словесности)» (сост. А. И. Горшков) и «Основы редактирования»
(сост. Пахнова Т. М.).
Система работы включает в себя практические занятия по комплексному анализу текста.
Каждая тема сопровождается дидактическими материалами – текстами и заданиями к ним.
Принципы подбора и использования текстов.
При становлении
лингвистической компетенции текст используется как контекст для иллюстрации,
наблюдения, осмысления и анализа языковых единиц;
языковой компетенции текст является источником обогащения словаря и грамматического
строя речи учащихся;
коммуникативной компетенции главную роль играют задания, направленные на анализ
свойств и структуры текста, его типа и стиля, на создание сочинений и изложений; культуроведческой компетенции важно осознание национальнокультурной специфики
русского языка и русской речи.
Для полноценного развития всех компетенций надо использовать тексты разной
стилевой принадлежности, но отдавать предпочтение художественным (из
произведений русской классики 1920 вв.) и публицистическим текстам.
Тексты должны быть образцовыми с точки зрения языка и реализации авторского
замысла.
Текстовой материал структурируется вокруг понятий, с которыми связано много
текстов, предлагаемых выпускникам на ЕГЭ (нравственность, духовность, личность,
ценности…)
Сначала тексты подбирает учитель, затем подключаются и учащиеся.
Работа с деформированным текстом (слово писателя в художественном тексте
должно оставаться неприкосновенным!) *
К небольшим текстам – на каждом уроке (тексты малого объёма дают возможность
каждому ученику констатировать собственные пробелы и оперативно реагировать
на них).
К большим текстам – при повторении и обобщении на урокахпрактикумах.
Самостоятельная работа с текстом дома – при обязательном доступе к ответам на
задания для самопроверки и самооценивания.
Выстраивать систему заданий можно
с учётом лингвистического, художественного и стилистического своеобразия (что
позволяет интегрировать лингвистику и литературоведение);
с учётом проблем, интересов и возможностей учеников;
блоками, ориентируясь на разделы школьного курса русского языка (фонетика,
лексика, орфография и пунктуация, морфемика и словообразование, морфология,
синтаксис, культура речи);
по аналогии с заданиями КИМов ЕГЭ;
с учётом подготовки учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам в системе
работы с одарёнными детьми.
Ход работы на уроке:
Осуществление целеполагания (в чём заключается задачи сегодняшней работы, что
будет предметом особого внимания на уроке и дома, какими умениями и навыками
пополнится субъектный опыт ученика).
Общее знакомство с текстом – его проблематикой.
Для самостоятельного исследования – задания из разных блоков (количество и их
выбор зависит от целей работы, от уровня подготовки учащихся и наличия
времени). Особое внимание – заданиям, направленным на осознание логики текста,
которые способствуют формированию у старшеклассников умения рассуждать.
Предварительное обсуждение действий, необходимых для решения конкретной
задачи.
Выполнение заданий требует работы со словарями, справочной и дополнительной
литературой.
Обязательно обсуждение результатов исследований. Контроль осуществляется не только учителем, но и самими учащимися по
оговорённым заранее критериям (учитывается правильность решения задачи, форма
презентации ответа, умение ответить на возникшие при обсуждении вопросы).
(Итог творческой работы подводится в доброжелательной обстановке.)
Открываются ключи к заданиям.
Ожидаемый результат:
пробуждение интереса к родному языку;
желание делиться своими открытиями с другими;
умение излагать результаты своего исследования в доступной и стилистически
правильной форме.
*Работа со связным текстом необходима учащимся в процессе овладения
орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами, поскольку текст
является эталоном использования той или иной нормы. Коррекция правописных умений и
навыков – одно из направлений работы над ошибками. В рамках занятий по коррекции
художественный текст может быть использован как материал для организации
самостоятельной работы учащихся:
исследование текста, предполагающее самостоятельную поисковую деятельность;
решение разных орфографических и пунктуационных задач.
Задания такого типа служат формированию навыка поиска ошибочных написаний,
развитию орфографической зоркости,
а также воспитанию познавательной
самостоятельности.
Коррекционные упражнения должны быть разнообразны в стилевом отношении, т.к.
задача словесника – научить пользоваться языковыми средствами разных стилей и жанров.
Работа с деформированным текстом, например, может осуществляться через анализ
сочинения ученика (слово писателя в художественном тексте должно оставаться
неприкосновенным!).
* В системе работы над комплексным анализом текста особый акцент делаю на
упражнениях на основе текста школьного сочинения. Уже на одном из первых уроков в 10
классе довожу до учащихся, что главную трудность для выпускников при сдаче ЕГЭ
представляет задание 25 – написание сочинения по предложенному тексту.
По определению членов экзаменационной комиссии, основные недостатки значительного
количества работ это
непонимание исходного текста и поставленных автором проблем;
неумение сформулировать и выразить собственные мысли по поводу прочитанного,
чрезмерная шаблонизация работ.
Сразу актуализирую один из аспектов: для понимания исходного и продуцирования
собственного текста важна роль лексики (уяснив для себя значение всех ключевых слов текста, ученик сможет понять позицию автора и сформулировать своё собственное
отношение к проблеме), особенно важно работать над лексикой, включающей оценочный
компонент значения. Не «чувствуя» оценочной составляющей слова, невозможно понять
авторскую позицию в тех случаях, когда она выражена неявно. Очень сложно, например,
старшеклассникам понять авторскую иронию, при которой значение слов нельзя принимать
буквально. В этой связи важно обратить особое внимание на ироническое использование
тех слов, которые в языке употребляются обычно с положительной оценкой: усердствовать
(работать с большим старанием), осчастливить, украшать. В авторском тексте ирония
выявляется в сочетании этих глаголов с существительными: осчастливить курильщиков,
украшать мусорные баки.
Таким образом, сочинение ученика в формате ЕГЭ – важный текстовой материал для
решения методических проблем.
Один из последних уроковпрактикумов в 11 классе – корректирование и редактирование
на основе текста школьного сочинения в формате ЕГЭ, которые носят самостоятельный
характер: исправление ошибок в работах товарищей при осуществлении взаимопроверки
или саморецензирования выполненного задания 25 после проверки учителя.
Вывод: работа с текстом в форме исследования позволяет повторять необходимый
материал и усваивать новый на творческом уровне.
Работа с учебнонаучным текстом.
II
Переосмысление приоритетов школьного образования, связанное с выдвижением на первый план
языковой личности учащихся, требует особого внимания к познанию лингвистической теории.
Познание, как известно, связано с овладением текстовой деятельностью. Поскольку важнейшим
средством познания является язык, само познание надо рассматривать как процесс непрерывного
чередования восприятия, переработки и создания текстов.
Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания учебно
научных текстов. Учебнонаучный текст составляет основу школьного учебника. На мой взгляд,
недооценка важности работы с учебнонаучным текстом, отсутствие строгой системы в
использовании его потенциала при развитии интеллектуальноречевых способностей учащихся –
это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель в 1011 классах при
подготовке школьников к ЕГЭ, в частности, при выполнения задания 25. С 1998г. я преподаю в
классах 3 уровня обучения, каждый год выпускаю одиннадцатиклассников. В поисках резервов не
только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для обеспечения качественного прироста знаний и умений
учащихся в целом я и пришла к пониманию необходимости систематизировать методику работы с
учебнонаучным текстом на уроке русского языка.
1.Типы учебнонаучного текста в школьных учебниках.
По способу предъявлений
По дидактическому назначению вербальные
Словесный текст
невербальные
таблица
схема
график
рисунок
информирующие
теоретические
иллюстрирующие
инструктирующие
тренировочные
обучающие
конролирующие
Для того чтобы научиться читать и понимать информацию, представленную в разных кодах, а при
создании собственного высказывания их использовать, необходимы интеллектуальноречевые
умения:
Аналитические
Реконструктивные
Продуктивные
Ожидаемый результат обучения надо рассматривать не только с точки зрения приобретения знаний,
но и с точки зрения развития интеллектуальноречевых способностей.
2. Аналитическая текстовая деятельность.
Основной метод – лингвосмысловой анализ.
Цель: обеспечение полного и точного понимания содержания учебнонаучного текста.
Методика: анализ проводится в три этапа:
Дотекстовой
Послетекстовой.
Текстовой
Дотекстовой этап.
Задача – настрой на адекватное восприятие текста.
Задания:
выделить в заглавии знакомые и незнакомые термины
определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового
предположить, о чём пойдёт речь в тексте
Приёмы:
приём анализа заглавия текста
приём предвосхищения
приём выдвижения гипотезы
Текстовой этап.
Задача организация аналитического чтения нового текста.
Задания:
найти неясные слова и определить их значение по словарю выделить новые термины и определения
отделить теоретическую информацию от иллюстративной
определить микротемы текста
сформулировать общую тему текста
Приёмы:
постановка вопроса к тексту
поиск ответа на этот вопрос
Основная текстовая категория – информативность, в учебнонаучном тексте информация
теоретическая и иллюстративная. Освоение теоретической части учебного текста предполагает
выделение уже известных и новых понятий. Понятие основа научного стиля, поэтому работа над
освоением содержания понятия и структуры его определения очень важна.
Определение термина (специального слова, обозначающего научное понятие) строится по плану:
1) термин
2) родовая принадлежность
3) видовые отличия
4) пример
О полноте понимания учеником сущности термина можно говорить лишь при условии , что он
приводит собственные примеры и способен прокомментировать их.
Послетекстовой этап.
Задача рефлексия собственной аналитической деятельности ученика.
Задания:
поставить вопросы к тексту и ответить на них
привести свои примеры и прокомментировать их
составить план текста и пересказать его по плану реконструкция текста)
представить текст в другой форме (реконструкция текста)
Важно, чтобы ученики учились
называть использованные приёмы
определять их роль
обосновывать их место в процессе познания.
Таким образом, лингвосмысловой анализ текста знакомит учащихся с закономерностями его
построения и языковыми средствами передачи научной информации (сам учебнонаучный текст –
образец их использования), поэтому он является ведущим методом организации аналитической
текстовой деятельности.
3. Реконструкция учебнонаучного текста.
Реконструкция – изменение формы предъявления информации при сохранении содержания.
Приемы:
Составление плана. Задания:
Дополнить данный учителем план
Реконструировать готовый план
Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.
Составить план прочитанного параграфа ( используя памятку)
Составить сложный план нескольких параграфов
Воссоздание учебнонаучного текста по предложенному плану.
Составление таблицы.
Начинается с определения:
1) какие явления сравниваются в тексте
2) по каким признакам они сравниваются
Задания:
Сопоставление таблицы и текста
Дополнение таблицы с опорой на текст
Составление таблицы по одному тексту
Составление таблицы по двум и более текстам
Обоснование количества столбцов, строк и их названий
Воссоздание учебнонаучного текста по предложенной таблице.
Составление инструкции (при освоении содержания правил и формировании умения
их применения).
Виды: инструкциясхема, инструкцияпоследовательность действий.
Задания:
Сопоставление инструкции и текста
Дополнение инструкции с опорой на текст
Составление инструкции по одному тексту
Составление инструкции по двум и более текстам
Воссоздание учебнонаучного текста по предложенной инструкции.
Составление алгоритма
Алгоритм представляет собой пошаговую инструкцию, включающую вопросы, которые требуют
однозначного ответа: «Да» или «Нет». Правильные ответы подводят к верному выполнению
задания.
Задания:
Сопоставление алгоритма и текста
Дополнение алгоритма с опорой на текст
Составление алгоритма по одному тексту
Составление алгоритма по двум и более текстам
Воссоздание учебнонаучного текста по предложенному алгоритму. Составление схемы (отражение взаимосвязи и взаимозависимости содержащихся в
тексте понятий).
Задания:
Сопоставление схемы и текста
Дополнение схемы с опорой на текст
Составление схемы по одному тексту
Составление схемы по двум и более текстам
Воссоздание учебнонаучного текста по предложенной схеме.
4. Продуктивная текстовая деятельность.
( Создание собственного речевого произведения на учебнонаучную тему.)
Основной метод – метод конструирования.
Жанры учебнонаучного стиля.
Первичные жанры
ответ на вопрос
беседа
определение понятия
правило
инструкция
описание явления
учебное рассуждение
Методические приёмы:
Вторичные жанры
учебная статья
характеристика явления
рассуждениедоказательство
учебная классификация
тезисы
реферат
рецензия, саморецензия
исследовательская работа
Использование речевой опоры высказывания, облегчающей построение текста, наиболее
эффективный приём.( Чтобы определить…Рассуждайте так…)
(можно использовать при обращении к новому жанру, при изучении нового материала, в работе со
слабоуспевающими учениками через организацию работы с памяткой)
Приём конструирования учебнонаучного текста по нескольким источникам.
( н., текст учебника и таблица)
Приём сопоставления близких по теме учебнонаучных текстов
(н., инструкция, схема, речевая опора)
5. Создание аргументативных текстов.
Аргументативные тексты имеют определённую коммуникативную установку: Объяснить
Доказать
Установить истину
Приёмы создания:
формулировка проблемы и демонстрация пути её решения (рассуждение),
пояснение примеров,
ознакомление с приёмами решения учебной задачи.
Базовые элементы аргументации
Тезис (положение, которое требует доказательства)
Доводы (факты, явления, теоретические положения, которые подтверждают или
опровергают тезис)
Вывод (связь тезисов и доводов)
К аргументативным текстам относят:
Рассуждение (структура: аргументаргументаргументтезис(вывод)
Задача: показать, как выводится то или иное утверждение
Ключевые слова в заданиях по созданию рассуждений:
Как следует рассуждать при ответе на вопрос…?
Условия успешности создания рассуждения:
Точность формулировки тезиса
Умение подбирать аргументы (примеры, факты, теоретические положения)
Умение использовать языковые средства
для введения аргументов (Рассмотрим пример…; Обратите внимание на…)
для характеристики действий, связанных с анализом примеров (сравним; составим
схему…)
для оформления выводов (итак, таким образом, из этого следует…)
для передачи эмоциональной оценки содержания текста (Вот и оказывается…; Неужели
это интерфикс?..)
Речь учителя, тексты учебников и научнопопулярной литературы должны являться образцом для
самостоятельных высказываний школьников.
Задания:
Перед речью учителя
Внимательно следите за тем, с чего я начинаю, как анализирую примеры, как делаю
выводы; Сколько аргументов я привела?..
К письменному тексту из учебника
Составить схему текста; найти часть, в которой содержатся доказательства,
примеры и их пояснение; определить языковые средства связи между частями
текста… Умение строить логическое рассуждение – метапредметный результат освоения школьной
программы, поэтому его формирование имеет большое значение для учебной деятельности
школьников.
Доказательство (структура: тезис (вывод) – аргумент, аргумент)
Задача: обоснование правильности того или иного утверждения
Задания:
объяснить написание букв
объяснить постановку знаков препинания
квалифицировать языковое явление
Объяснение (структура: тезисаргументаргументвывод)
( сходно с доказательством, отличается большим количеством аргументов, причём
разнохарактерных)
Задача: подтверждение мысли, всесторонняя итерпретация.
Средства языка, поддерживающие логику объяснения:
порядок действий (проанализируем, возьмём другой пример, рассмотрим…)
характер действий (сделаем вывод, из этого следует…)
активизация внимания слушателей (Возникает вопрос…; В чём причина…)
Вывод: умение создавать аргументативные высказывания – базовое общеучебное умение,
необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебнонаучным текстом
важнейшее в данном направлении звено.
Практический выход проделанной работы: создание копилки дидактических материалов, таблиц,
схем, инструкций, открытых для пользования учителями школы, города и района.
Общий вывод: приёмы включения текста в процесс обучения русскому языку
разнообразны. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках русского
языка в старших классах даёт серьёзный качественный прирост в освоении
учащимися литературных норм.
Использованная литература:
1.Дейкина А.Д., Малявина Т.П. Реализация текстоориентированного подхода на занятиях
по коррекции правописных умений и навыков в 1011 классах. // Русский язык в школе.
2011. №5. с.11.
2. Малявина Т.П. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и
навыков. // Русский язык в школе. 2010. №11. с.10.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Методическая система работы с текстом на уроке русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.