Методическая система работы учителя
Оценка 4.6

Методическая система работы учителя

Оценка 4.6
Научные работы
docx
администрации
1 кл—4 кл
07.12.2017
Методическая система работы учителя
В работе указаны цели и задачи системы работы учителя, технологии, приёмы и методы, виды контроля, которые используют учитель на различных уроках начальной школы; так же описаны виды уроков, применяемые учителем на практике для воспитания ребёнка как личности, готовой к самостоятельной деятельности
Eryukova_metod_sistema.docx
Описание методической системы Ерюковой Е.В., учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 38 г. Шахты Ростовской области» Задача современной образовательной системы –  не напичкать ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки успешной социальной адаптации,  способности к самообразованию... М.А. Кондаков Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир.           Многие годы, работая в школе, старалась учить детей так, чтобы они овладевали  прочными знаниями. Анализируя свою работу, видела, что этого недостаточно при выполнении заданий в необычной, нестандартной форме.  И сразу   возникал   вопрос:   «Почему?»     Как   работать,   чтобы   ребёнок   смог научиться   применять   свои   знания   в   жизни?   Знакомясь   с   методической литературой,   искала   технологии,   методы,   приёмы,   которые   помогли   бы ответить на эти вопросы.           Сегодня на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.           Важнейшими задачами современного образования становится развитие универсальных умений, позволяющих ученикам самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы. Для начального   образования   приоритетным   является   формирование   навыков учебной деятельности: желания и умения учиться, развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся. Я учитель, а это значит, что моя главная цель помочь каждому ученику быть успешным.  Задачи: ­   создание   разных   форм   мотивации   через   систему   учебной   и   внеурочной деятельности,   в   процессе   которой   происходит   формирование   умений, понятий, представлений;  ­ развитие личности каждого учащегося через использование разнообразных продуктивных,   творческих,   проектных   заданий,   ориентированных   на деятельностный режим в учебной коммуникации; ­     обучение     построению   собственной   картины   мира   на   основе   своего понимания и культурных образцов. Основополагающие принципы моей работы: 1.    Создание антистрессовой педагогической тактики. 2.     Интенсификация учебного процесса. 3.     Рациональная организация учебной деятельности. 4.       Повышение грамотности педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья человека. Для   меня   очень   важно,  прежде   всего,   научить   ребят   самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Для   пополнения   знаний   и   педагогического   мастерства   работаю   со специальной   литературой   и   периодическими   изданиями   по   вопросам педагогики, психологии обучения и воспитания. Моя методическая система основывается   на   многолетнем   личном   педагогическом   опыте,   передовом опыте   педагогов­новаторов   и   требованиях   современного   образовательного стандарта.   Я   работаю   по   УМК   «Перспектива»,   которая   помогает   мне   решать  следующие задачи:    развитие познавательного интерес к процессу обучения;  развитие мышления, памяти, внимания;  формировать умения приобретать знания, то есть учить учиться;  создавать ситуации успеха для каждого ребенка;  развивать   интеллектуальные   способности   учащихся   в   процессе  обучения. развивать интеллектуальные способности учащихся в процессе обучения. В   своей   работе     применяю   личностно   ориентированные   технологии: технологию   деятельностного   обучения,   технологию   игрового   обучения, технологию интегрированного обучения, технологию проблемного обучения в форме   исследовательской   деятельности,   которые   ставят   в   центр   всей школьной   образовательной   системы   личность   ребёнка,   обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала, здоровьесберегающие технологии и методические приёмы,   а   также   технологии,   рекомендованные   образовательной   системой «Перспектива».  Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения,   в   первую   очередь   системно­деятельностный   и   личностно­ ориентированный,  позволяющий успешно внедрять ФГОС второго поколения. Исходя из этих технологий, использую следующие методы обучения:   частично­ словесные, поисковые, репродуктивные, объяснительно­иллюстративные.    наглядные,   практические,   исследовательские, Уделяю   большое   внимание   дифференцированной   работе   учащихся   на уроке,   ведь   успех   в   развитии   ребенка,   формирование   его   мышления, внимания,   памяти,   речи   зависит   в   первую   очередь   от   организации познавательной деятельности на уроке. Работа   по   группам   всегда   вызывает   у   детей   повышенный   интерес   к предмету. Когда вместе работают  ученики с разным уровнем знаний, общаясь они   находят   общее   решение,   то   осуществляется   дифференцированный   и индивидуальный подходы. Ведущей   формой   организации   учебной   деятельности   по­прежнему остаётся урок. Для меня урок – это не только основная форма организации учебного   процесса,   но   и   место   встречи   с   личностью   ученика,   поэтому стараюсь   использовать   разные   типы.   Нетрадиционные   уроки   занимают значительное   место:   «Урок­размышление»,   «Урок­исследование»,   «Урок­ путешествие» и  другие. Они  требуют  предварительной  подготовки, как   со стороны   учителя,   так   и   со   стороны   учащихся,   поэтому   их   проведение возможно нечасто На   уроках   учащиеся   выполняют   разноуровневые     задания,   задания повышенной   трудности.   Задания   повышенного   уровня   предназначены   для более развитых детей.  Разноуровневые задания на начальной стадии обучения имеют следующие преимущества: школьники изучают материал в посильном для них темпе; при усвоении учебной программы создаются равные стартовые возможности   для   всех   учащихся;   не   замедляется   искусственный   темп развития сильных учеников; обучающее и воспитывающее влияние учителя адекватно   концентрируется   на   группах   учащихся   с   одинаковыми возможностями.   Разноуровневое   домашнее   задание   помогает   учащимся поверить в свои силы, задания творческого характера развивают интерес к предмету. Хочу   отметить,     что   вообще   структура   современных   учебников,   сам учебный   материал,   разнообразные   творческие   задания   обеспечивают дифференциацию обучения, разноуровневый подход, обеспечивая тем самым реализацию   права   каждого   ребёнка   на   получение   равного   с   другими начального   образования   (в   соответствии   с   ФГОС)   и   индивидуальный   темп развития.   Совершенно   искренне   считаю,   что   обучение   может   быть развивающим вне зависимости  от того, по какому УМК работает учитель, приверженцем какой концепции он является.  На   уроках   математики   развиваю   творческую   активность   учащихся способом включения в учебный процесс нестандартных задач. Такие задачи вызывают у школьников интерес, активизирует мыслительную деятельность и формирует   интеллектуальные   умения.   Дидактическую   значимость вычислительных   упражнений   по   математике   связываю   с   формированием   у учащихся   основных   математических   знаний,   умений   и   навыков, совершенствованием вычислительных навыков. При рассуждении над задачей развивается   интеллектуальная   сфера.   А   для   создания   положительного эмоционального   фона   использую   наглядную   интерпретацию     задач,   схемы, памятки,   а   также   ИКТ   –   технологии.   Проводя   устный   счет,   стремлюсь оживить этот процесс, активизировать мыслительную деятельность учащихся. В   работе   использую   игровые   моменты,   элементы   занимательности, геометрический материал.  В   моей   работе   на   уроках   математики   большую   помощь   оказывает учебник «Математика» Петерсон Л.Г.. Учебник насыщен задачами для всех групп   учащихся   (сильных,   средних,   слабых).   Много   заданий   на   смекалку, ребусов, игр.  Для повышения интереса в обучении математике использую следующие виды заданий: выполнение графических заданий; отыскивание не одного, а нескольких   верных   путей   с   последующим   выбором   самого   короткого   и рационального; лабиринты в которых необходимо выполнить промежуточные задания: сравнить числа, решить примеры, составить геометрические фигуры. Математические задания располагаю в порядке возрастания сложности, форма   их   записи   самая   разнообразная:   цепочки   примеров,   простые   и   с разветвлением,  таблицы,  магические  квадраты,  блок –  схемы, перфокарты. Использую задачи в стихах, задачи – шутки, задачи, которые составляют сами дети. На уроках чтения ввожу различные упражнения для совершенствования техники   выразительного   чтения   и   развития   речи   (артикуляционные физминутки – скороговорки; словарная работа – толкование слов, работа со словарями;   пятиминутки   –   чтение   книг   из   библиотечки   и   пр.).   Учу   детей рассуждать над произведениями, составлять вопросы к тексту, размышлять над   поведением   героев,   их   поступками;   подбирать   к   тексту   пословицы, поговорки. Большую роль уделяю пересказу, при этом слежу за точность и последовательностью   изложения   фактов   и   правильной   речью.   Также   на уроках   устраиваем   с   ребятами   миниспектакли,   ролевое   чтение   –   ведь   это позволяет переживать за судьбу своего героя, подражать голосом, мимикой, движениями. Уроки позволяют выявить некоторые взгляды детей на основные ценности жизни, нравственные аспекты. Стараюсь, чтобы уроки чтения давали детям   радость,   веру,   развивали   юмор,   убежденность   в   своих   знаниях.   На уроках чтения происходит знакомство с литературой русских, зарубежных, донских  авторов.   Обобщающие   уроки   провожу   в   виде   КВН,   викторин   по творчеству писателей. Для развития письменной речи учу составлять и записывать сочинения – миниатюры, изложения, книжки – малышки. В работах творческого характера принимают участие и родители. С   целью   повышения   эффективности   и   интереса   к   русскому   языку применяю занимательные упражнения, раздаточный материал. Для выработки грамотного письма использую разные упражнения, перфокарты, кроссворды и пр. На каждом уроке русского языка   ввожу мобилизующий этап, который включает   каждого   ребёнка   в   работу,   совершенствует   один   из   видов мышления.   Специальные   упражнения   этого   этапа   несут   в   себе   заряд занимательности, воспитывает у детей интерес к урокам. Систематически веду словарную работу (5 – 10 минут урока), чтобы повысить процесс запоминания «трудных» слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся. Словарная работа повышает орфографическую зоркость, обогащает и активизирует   запас   слов,   развивает   наблюдательность   и   любознательность, интерес к родному языку, мотивацию учения. При изучении нового материала поисковый и проблемный методы ведут учащихся к нужным обобщениям, выводам. Я никогда не требую от детей заучивания правила назубок, т.к. есть такие ученики, которые прекрасно рассказывают правило, но не могут назвать его фрагмент, затрудняются в его применении. Я убедилась на опыте, что гораздо полезнее любое объёмное правило разбить на смысловые части, найти подтверждение ему в процессе выполнения упражнений, составить алгоритм его применения и применять по мере возникновения необходимости. Очень помогают в применении правил вопросы, которые возникают у самих учащихся в процессе происхождения темы. Эти вопросы дети задают мне,   но   я   не   тороплюсь   на   них   отвечать,   даю   возможность   другим   детям ответить на них. Одно   из   направлений   моей   работы   –   формирование   творческой личности.   Поэтому   большое   внимание   уделяю   развитию   речи,   мышления, воображения как в учебной, так и во внеурочной деятельности. На уроках ИЗО   и   технологии   особое   внимание   уделяю   развитию   эстетического восприятия окружающего мира. Особый педагогический интерес для меня представляет использование современных технологий, так как они направлены на развитие и реализацию способностей.   На   разных   этапах   уроков   и   внеклассных   мероприятий использую информационно­коммуникационные технологии. На уроках применяю разные виды контроля как неотъемлемую часть учебно­воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, умений   и   навыков   учащихся   и   формирование   на   этой   основе   оценки   за определенный   раздел   программы   или   периода   обучения.   В   своей   работе особое   место   отвожу   оценке   как   мотивирующей   функции   в   обучении. Основными   принципами   контроля   оценивания   знаний   учащихся   считаю следующие:   объяснять   оценки,   замечать   успех   ученика,   а   не   недостатки, считать оценку не целью, а средством развития ученика, создавать ситуацию успеха на уроке.  Постоянно отслеживаю динамику роста учащихся по всем предметам начального курса, прогнозирую результаты дальнейшего обучения учащихся. Результаты работы учащихся собираю в портфолио.  В учебном процессе задействованы не только ученики, но и родители. От их внимания к школьной жизнь ребенка во многом зависит успешность учебных   достижений   ученика.   Работаю   в   тесном   сотрудничество   с родителями.  Для   этого  я   не  только  провожу    родительские   собрания,  где довожу до сведения родителей ту или иную информацию,  веду разговор по главным   темам   обучения   и   воспитания,   но   и   организую   тематические консультации   по   заявкам   родителей,   привлекаю   родителей   ко   всем мероприятиям, проводимым в классе. Обязательным   этапом   проведения   занятий   в   любой   форме   является рефлексия, способствующая формированию адекватной самооценки ребёнка и регулятивных УУД. Часто использую для этого этапа систему сигнальных карточек, интервью и др. Успешность   обучения   в   начальной   школе   во   многом   зависит   от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия,   их   свойства   и   качества   определяют   эффективность образовательного   процесса,   в   частности   усвоения   знаний,   формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.  Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь   определяют   условия   высокой   успешности   учебной   деятельности   и освоения учебных дисциплин.

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя

Методическая система работы учителя
Скачать файл