Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах
Оценка 4.8

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Оценка 4.8
Исследовательские работы +5
docx
Междисциплинарный 5
5 кл—10 кл
11.05.2017
Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах
Кадетские классы- специальные формирования. В нашей школе накоплен большой опыт, связанный с работой в кадетских классах.Задача нашего педагогического коллектива - воспитание достойной смены, настоящих, достойных граждан нашего Отечества.Военно-патриотическое воспитание является приоритетным в наши дни. Созданы разнообразные программы, продуманы специальные приемы, способствующие усвоению различных тем, формированию УУД.Мною представлена статья, связанная с обобщением опыта учителя русского языка и литературы
Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах.docx
Специфика работы в кадетских классах: преподавание русского языка и военно­патриотическое воспитание в классах раздельно­ параллельного обучения с учетом гендерных особенностей обучающихся Номинация ­ «Вариативная школа» Автор   комплекта   материалов   –   Хлынцова   Галина   Александровна, учитель   русского   языка   и   литературы,   классный   руководитель   9   «Б» класса. Место   работы  –   Муниципальное   бюджетное   общеобразовательное учреждение   «Средняя   школа   №7»   Петропавловск   ­   Камчатского городского округа.  Актуальность темы.  В России есть немало кадетских корпусов, классов. Они  своеобразны. По  данным  нейрофизиологов  и  нейропсихологов,  мозг мальчиков и девочек устроен и работает по­разному. Это положение лежит в   основе   различия   познавательных   интересов,   темпов,   способов переработки   и   усвоения   информации,   организации   внимания,   эмоций, формирования положительных и отрицательных оценок своих действий.   Цель   гендерного   обучения:   создание   условий   для  максимальной   самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.   Гипотеза: учет в процессе воспитания и обучения психофизиологических особенностей   мальчиков   и   девочек   (подробнее   ­   кадетов)   может способствовать проявлению их индивидуального своеобразия, связанного с гендерной идентификацией и поможет создать оптимальные условия для активизации и успешного познавательного развития   и   повышения   качества психического здоровья. Объект исследования: педагогическое  пространство, в рамках которого  происходит гендерное обучение и  воспитание. Предмет: условия самореализации и  раскрытия способностей мальчиков и девочек. 1.Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании (научное обоснование.) В   настоящее   время   особо   актуальным   становится   образование, рассматриваемое   с   позиций   здоровьесберегающего   фактора   и природосообразности   учащихся.   Активно   разрабатывается   направление, связывающее   особенности   развития   познавательной   и   личностной   сфер мальчиков и девочек со специализацией полушарий головного мозга. По данным   нейрофизиологов   и   нейропсихологов   мозг   мальчиков   и   мозг девочек  устроен и работает  по­разному.  Это  положение лежит в основе многих различий:   познавательных интересов,  темпов,  способов переработки   способов усвоения информации,  организации внимания,  эмоций,  формирования   положительной   и   отрицательной   оценки   своих действий их результатов,   качества и типов реакций организма. Целью гендерного подхода в образовании является создание условий для максимальной   самореализации   и   раскрытия   способностей   мальчиков   и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов обучения.  В основу проводимого эксперимента положена гипотеза о том, что учет в процессе   воспитания   и   обучения   психофизиологических   особенностей мальчиков   и   девочек   может   способствовать   проявлению   их индивидуальности и поможет создать оптимальные условия для успешного развития и повышения качества здоровья в целом.  Во­первых, потому, что календарный и реальный возраст мальчиков и девочек   не   совпадает:   девочки   опережают   мальчиков   в   физическом, психическом  и  даже  интеллектуальном   развитии  на 1,5­2 года.  В итоге­ девочки   навязывают   свой   стиль   поведения   более   младшим   по   зрелости мальчикам,   что   создаёт   реальную   опасность   развития   мальчиков   по женскому типу.  Во­вторых, мальчики и девочки по­разному воспринимают окружающий мир, по­разному перерабатывают информацию. У них всё разное:  интересы,  эмоции,  реакции на одни и те же ситуации,  образный строй мышления,  у них попросту разный мозг.   Поэтому их нельзя воспитывать и обучать одинаково, т.е. по одним и тем же программам, методикам и учебникам. Цель   эксперимента   по   раздельно­параллельному   обучению   ­   создание   отвечающих   гендерным   психофизиологическим новых   условий, особенностям детей, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся.  Попыткой   реализации   целей   гендерного   образования   по   предложению Базарного   является  экспериментальный   опыт   раздельного   обучения мальчиков   и   девочек   в   разных   классах.  При   этом   сохраняется   их совместное пребывание и общение друг с другом во внеклассной работе.  В   нашей   школе   также   введено    раздельно­параллельное   обучение мальчиков   и   девочек.   В   1­3­х   классах   нашей   школы   образованы   классы мальчиков и девочек; в 5­6­х классах организованы кадетские и офис – классы,   где   мальчики   и   девочки   учатся   отдельно,   а   внеклассные мероприятия проводят вместе.  «Разный   пол   –   разный   мозг»,   ­   так   утверждают   некоторые  ученые, изучавшие   работу   мозга   мальчиков   и   девочек   (Т.   Хризман,   проф.   В. Базарный). Поэтому и информацию разный пол воспринимает по­разному. Мальчики,   прежде   всего,   ищут   смысл   и,   ухватив   его,   сразу   готовы действовать. А девочки смысл считывают хуже, им требуется для этого больше времени. Зато они более эмоциональны, тоньше чувствуют. Основной   формой   преподавания   остается   классно   ­   урочная. Специфичными стали приемы и методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей развития и формирования личности.  Раздельно­   параллельное   преподавание  –основа   нашей   работы.  В соответствии   с   задачей   максимально   учесть  в   обучении   особенностей мальчиков  и  девочек были  выработаны  и  апробированы  специфические приемы и методы работы на уроках. Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого   содержания   учебного   материала   и   применение   таких   методов   и форм   обучения,   которые   соответствовали   бы   разному   типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе.   При   построении   процесса   обучения   на   основе   учета   идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах   обучения,   при   одном   и   том   же   учителе   мальчики   и   девочки приходят   к   знаниям   и   умениям   разными   путями,   используя   разные стратегии мышления. Специфика   приемов   и   методов   работы   на   уроках   в   классах мальчиков.     В   классах   мальчиков   предлагается   высокий   темп   подачи   материала   с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации, что позволяет   расширить   собственные   информативные   блоки   мальчиков,   и таким   образом,   удовлетворять   их   потребность   в   расширении   кругозора. Обязательным   является   разнообразие   и   постоянное   обновление предлагаемых   для   решения   задач   с   большим   количеством   логических заданий  и  минимальным   повторением  пройденного  материала.  Работа  на уроке   строится   в   режиме  поисковой   активности  с   акцентом   на самостоятельность   принимаемых   решений.   При   работе   с   мальчиками важно   удерживать  их   подвижное   и   неустойчивое   внимание   в   течение всего урока. Это достигается путем абсолютной интенсификации учебного процесса.   Необходимо   создать  мотивацию  путем   предоставления возможности использования их индивидуальных задатков и способностей к логическому   мышлению.  Формулирование   правил,   выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проводится после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками целесообразно   умерить   эмоциональность   в   подаче   учебного   материала, «включение»   положительной   эмоциональной   окраски   материала   должно быть   после   его   логического   осмысления.   Мальчикам   полезны   элементы соревновательности  при   работе   в   группе.   Кроме   того,   широко используются   групповые   формы   работы   с   обязательной   сменой   лидера. Постоянное   перемещение   дежурным   образом   роли   лидера   по   группе позволяет им многое:  усвоить социальные нормы и правила поведения в группе;  снизить личное тревожное напряжение;  научиться   принимать   компромиссное,   оптимальное   решение проблемы;  принимать на себя ответственность за решение проблемы и за других   что   способствует   самоактуализации   и людей   в   группе, самореализации мужской личности. Оценка   полученных   результатов   в   дискуссиях,   то   есть   вербальных результатов, может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной.  Специфика   приемов   и   методов   работы   на   уроках   в   классах девочек.  В   классах   девочек   предлагается   размеренный   темп   урока   и предъявления   нового   материала   с  достаточным   количеством   повторений для   лучшего   его   усвоения.   При   этом   объем,   и   разнообразие   нового материала   дозируется,   используются   и   типовые   задания,   облегчающие манипулирование   ранее   полученными   знаниями.  Рекомендуется   активное развитие   речевых   навыков,   связанных   с   объяснением,   повторением, запоминанием   и   формулировкой   правил   и   с   последующим   обучением применению их на практике. Это наиболее приемлемые методы и приемы.  Положительная   эмоциональная   окрашенность   подачи   нового материала необходима как в классах девочек, так и в классах мальчиков, но в другой последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению. Обязательным на уроках в классах девочек является   использование   большого   количества   наглядного   материала, продуктивным   ­   обучение   с   опорой   на   зрительную   память.   Групповые формы  работы  также   эффективными,  но  акцент  должен   быть   сделан  на взаимопомощь.   Любая   выполненная   работа   девочек   требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы. Воспитательная программа в классах раздельно­параллельного обучения предусматривает большое количество мероприятий, проводимых совместно с   девочками:   туристические   поездки,   походы,   экскурсии,   прогулки, праздники, участие в общешкольных мероприятиях. Целью   моей   воспитательной   работы   в   классе   мальчиков   на протяжении   нескольких   лет   является   создание   благоприятной образовательной   среды   для   реализации   возможности   получения культурного, физического, патриотического, нравственного воспитания. Работа строится также в тесной связи с силовыми структурами: экскурсии, беседы, совместные мероприятия. Приоритетом в воспитательной работе нашей школы стало  военно­ патриотическое  воспитание граждан России, формирование устойчивого развития личности кадетов к антисоциальным проявлениям в обществе.   В   проводимом   эксперименте     участвуют   педагоги­   инноваторы   и родители,   которые   участвуют   в   совещаниях   по   вопросам   раздельного­ параллельного обучения. Для них проводятся заседания клуба «Вместе мы –   сила»,   семинары   по   соответствующей   тематике,   «круглые   столы»   и тренинги   детско­родительских   отношений,   помогающие   формированию гендерных ролей в семье.  Многие кадеты по окончании школы поступают в военные училища РФ,   академии   МЧС   и   ФСБ.   Подростки   обучаются   в   классах   оборонно­ спортивного профиля с 3класса. Во   время   эксперимента   осуществляется  психологическое сопровождение   учебно­воспитательного   процесса,   мониторинг динамики   познавательного   развития,   исследование   структуры взаимоотношений  как   внутри   раздельных   классов,   так   и   между   ними, эмоциональное   благополучие,   уровень   тревожности,   структура мотивации учебной деятельности, некоторые личностные особенности. Уровень  эмоциональной напряженности и тревожности  в 10 «Б» классе определен как относительно благополучный у 79% детей, в то время как в смешанном классе этот показатель значительно ниже – только у 57%.  Исследование  структуры   мотивации  к   школьной   деятельности   и обучению показало следующие результаты в 10 «Б» (класс кадетов) и 10 «А» (смешанный класс). Получить интеллектуальное удовлетворение. Избежать осуждения и наказания за плохую учёбу. Добиться одобрения окружающих и родителей Быть примером одноклассникам 0 Достичь уважения учителей. Выполнять педагогические требования. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Не отставать от одноклассников. Не запускать учебные предметы Приобрести глубокие и прочные знания Общаться с одноклассниками Успешно продолжить дальнейшее обучение. Получить аттестат. Стать высококвалифицированным специалистом. 0.26 0.49 0.46 0.42 0.29 0.1 0.06 0.16 0.15 0.1 0.19 0.05 0.05 0.45 0.89 0.79 0.31 0.37 0.5 0.21 0.44 0.69 0.63 0.84 0.75 0.74 0.74 10 «А» Столбец1 0% 20% 40% 60% 80% 100% Проанализировав данные проведённого исследования, можно сделать вывод,   что  доминируют   мотивы,   связанные   с   профессиональным   и жизненным   самоопределением   школьников.   Поэтому   они   склонны рассматривать   знания   как   инструмент,   с   помощью   которого   они   смогут получить хорошую профессию, обеспечить хороший уровень жизни. Приоритетное место занимают следующие мотивы:  обеспечить   успешность   будущей   профессиональной деятельности,   стать высококвалифицированным специалистом,   получить хороший аттестат,  успешно продолжить дальнейшее обучение.   Достаточно часто выбирается  мотив общения с одноклассниками. Это говорит о том, что школа ценна и потому, что она является местом общения со сверстниками.   Работая в классах раздельно­параллельного обучения с учетом гендерных  особенностей, я пришла к убеждению, что обучать и воспитывать одинаково мальчиков и девочек без учета их природных физиологических  потребностей и различий нельзя, поскольку равноправие в образовании  предполагает не отрицание и стирание этих различий, а возможность для  более полной реализации личности. 2.  Преподавание русского языка в классах раздельно­параллельного обучения с учетом гендерных особенностей учащихся.     Преподавание   русского   языка   на   современном   этапе   ­   сложный творческий процесс, направленный  на реализацию основных идей ФГОС. Как научить добывать знания и применять их в практической деятельности? Я не раз задумывалась над этим вопросом. Язык ­ основное, доступное всем средство самопознания, самовыражения и показатель развития. Овладение языком,   навыками   речевой   деятельности   помогает   лучше   понять   себя   и других,   помогает   овладеть   системой   нравственных   и   эстетических ценностей. Это один из основных путей к межличностному и социальному взаимодействию.     Школа   должна   научить   «ребенка   жить», учиться», «научить   «научиться жить вместе», «научиться зарабатывать». работать и     (   ЮНЕСКО   о   задачах   школы   «В новое   тысячелетие»).  Эти   задачи   и    решаются   в  процессе   преподавания русского языка в классах раздельно – параллельного обучения с учетом гендерных особенностей обучающихся.     С   введением   ФГОС   перед   школой   стоит   вопрос   о   гарантированном достижении   каждым   из   учеников   определенного   уровня   базовой подготовки,   а   раздельно   –   параллельное   обучение   с   учетом   гендерных особенностей обучающихся способствует осуществлению индивидуального подхода   к   каждому   обучающемуся,   максимальному   уровню   усвоения знаний и формирует положительное отношение к учебе.    Наша школа ­ МБОУ «Средняя школа №7» ­ под руководством  талантливого педагога  Гилязовой И.А. с 2004 года является краевой  инновационной площадкой «Школа – центр содействия охране и  укреплению здоровья обучающихся ». Особенностью нашей школы  является гендерный подход в преподавании и в воспитательной работе. В  своей практической деятельности мы стремимся внедрять  здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного, которые способствуют  воплощению основных направлений ФГОС. Гендерно – ориентированная  система обучения учитывает возрастные особенности развития учащихся,  способствует гармоничному личностному развитию в зависимости от пола,  создает условия для максимальной самореализации и раскрытия  способностей учащихся. В связи с этим у нас созданы классы 3 типов:  офис – классы (в них учатся девочки),  кадетские (классы мальчиков),  смешанные (в них учатся мальчики и девочки).   В основе инновационной деятельности нашей школы ­ гендерный подход в  обучении и воспитании. Он был взят за основу как одна из форм  дифференциации в образовании, а использование гендерных особенностей  применяется для достижения максимального результата в обучении, для  получения высокого качества образования и сохранения здоровья детей.   Девочки и мальчики…Они такие разные! Девочкам свойственны нежность,   терпимость, грациозность, нерешительность.   Мальчики   порой   проявляют   резкость,   решительность,   уступчивость,   мягкость,   ранимость, азартность, соревновательность, бесшабашность, удаль. Современные   исследователи   подчеркивают   необходимость   учета специфики   гендера,   поэтому   каждому   педагогу   необходимо   очень тщательно   продумывать   каждый   этап   работы,   внося   разнообразие   в содержание, формы и методы обучения. Мальчики хуже адаптируются к школе. У них хуже по сравнению с девочками развита тонкая моторика руки.   Почерк   у   мальчиков   неровный,   некрасивый,   размашистый, оригинальный. В речевых навыках мальчики тоже уступают девочкам, но если   нужно   проявить   новаторство,   например,   решить   кроссворд,   найти словесные ассоциации, то мальчики справляются с этим лучше. Мальчики при   получении   информации   мало   реагируют   на   эмоциональную   окраску голоса (модуляцию, интонацию), зато быстрее воспринимают и осмысляют любую   информацию   о   действиях   (глагольные   формы).   У   девочек   же, наоборот,   при   эмоционально   окрашенной   информации   усиливается внимание и осмысление. Если мальчики задают вопрос, то только затем, в отличие от девочек, чтобы получить конкретный ответ. А девочки легко схватывают   информацию,   но   затрудняются   в   соотнесении   ее   с   ранее имеющейся.  Для   мальчиков   эффективны   ситуации   соревнования.   Для девочек же соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить.  И действительно, обычно девочки, как более успешные, исполнительные и ответственные, занимают «руководящие» посты в школе и в классе. Но воспитатели и учителя должны понимать, что это может плохо отразиться на семейной жизни девочек в будущем.   От того, насколько требования, предъявляемые школой, будут адекватны возможностям мальчиков и девочек, во многом зависят не только школьные успехи,   но   и   становление   личности   в   целом.  Таким   образом,   гендерный подход   в   образовании   способствует   внедрению   здоровьесберегающего, личностно   ­   ориентированного   и   системно   –   деятельностного   подход   к обучению и воспитанию мальчиков и девочек,  Опыт реализации модели раздельно­параллельного обучения в МБОУ СОШ № 7 показал ее достаточную эффективность. Более десяти лет родители выбирают раздельно ­ параллельное образование, записывая своих детей в классы   мальчиков   или   классы   девочек,   тем   самым  подтверждая востребованность раздельно ­ параллельного обучения.    Работая в классах раздельно ­ параллельного обучения, я перестраиваю формы, методы, содержание своей работы с учетом гендерного подхода. Для эффективной организации учебного процесса использую личностно ­ ориентированные педагогические технологии. Кадетам учебный материал желательно   давать  в   высоком   темпе,   сочетая   с   широким   спектром разнообразной нестандартно поданной информации, для девочек объём и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя типовые задачи,  облегчающие   манипулирование   ранее   полученными   знаниями.  На мой   взгляд,   активное   использование   речевых   навыков   с   объяснением, повторением,   запоминанием   и   формулированием   правил   в   на   практике оказывается высокопроизводительным.   Кадеты в соответствии со своими гендерными особенностями лучше всего выполняют задания по образцу, шаблону, алгоритму. Очень важно, реализуя задачи   ФГОС   по   формированию   ключевых   компетенций,   организовать работу, направленную на развитие творческого мышления. Одним из самых удачных   способов   усвоения   учащимися   регулятивных   и   познавательных учебных   действий   считаю   работу   по   включению   их   в   проектную деятельность.   С   помощью   метода   проектов   при   выполнении   поисковой, исследовательской   деятельности   происходит   активизация   творческих способностей, способностей.   стимулирование   воображения,   пространственных     Для   формирования   коммуникативных   навыков   обучающихся   считаю целесообразным   довольно   частое   использование   на   уроках   парной   и групповой   работы   в   связи   со   склонностью   девочек   к   опеке,   поучению, поддержке   в   отличие   от   мальчиков,   для   которых   важны   элементы соперничества   и   смена   лидера   в   группах.   Важным   моментом   является организация   и   развитие   групповой   рефлексии,   что   помогает   закреплять навыки коммуникативного общения, формировать умение делать выводы.   При развитии личностного компонента для мальчиков очень важно, кто и как   их   оценивает.   Поэтому   формируя   персональную   идентичность, адекватную   самооценку,   а   также   мотивацию   к   обучению   и целенаправленной   познавательной   деятельности,   стараюсь   любую выполненную   работу   эмоционально   отметить.   Однако   если   мальчиков положительная оценка побуждает к дальнейшей деятельности, то девочка, получив   похвалу,   успокаивается   и   может   перестать   стараться.   Поэтому выражая   одобрение,   необходимо   обозначать   перспективу   и   побуждать девочку к последующим действиям.   Для эффективной организации учебного процесса в соответствии с  требованиями ФГОС при разработке рабочих программ по предметам были  внесены коррективы с учетом гендерных особенностей учащихся. В  программе по русскому языку были заменены тексты для диктантов и для  анализа и тестирования, темы для сочинений и изложений. Материалы к  урокам подбираются также с учетом гендерного подхода к преподаванию. Девочки и мальчики в условиях раздельно ­ параллельного обучения чувствуют   себя   достаточно   комфортно.   Ученики   отличаются   наличием высоких   познавательных   мотивов,   стремлением   успешно   выполнять

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017