Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.8

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
17.02.2019
Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"
В статье приведены примеры использования элементов исследования на разных этапах уроков русского языка и литературы: на этапе проверки домашнего задания, повторения, изучения нового материала, первичном закреплении новых знаний. Статья содержит фрагменты уроков, подробное описание творческих заданий и тематику учебных проектов.
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.docx
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ План 1. Цель исследовательской работы. 2. Элементы исследования на разных этапах уроков русского языка: а) проверка домашнего задания; б) повторение изученного; в) изучение нового материала; г) первичное закрепление материала; д) изучение нового материала: фрагмент урока «Дефисное и слитное  написание сложных прилагательных»; е) опережающие задания. I.    Развитие исследовательского творчества на уроках  литературы. 1. Трактовка исследовательского метода в современной дидактике И.И.  Лернером и М.Г. Качуриным. 2. Включение в исследовательскую деятельность обучающихся 5­х  классов. Читательский дневник  «Эврика». 3. Виды ученических работ по литературе. 4. Структура исследовательской работы. Результативность реализации опыта.  II. III. Использованная литература. IV. Приложение. 1.  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка             Организация     исследовательской   деятельности   учащихся   на   уроках русского языка и литературы позволяет активизировать интерес к родному языку   и   повысить   познавательную   активность   учащихся   в   рамках   данного предмета   за   счет   подходов,   отдающих   приоритеты   самостоятельному «добыванию» знаний учащимися,   оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы, взаимо­ и самообучения учащихся, что   придает   школьникам   уверенность   в   своих   силах,   дает   возможность почувствовать радость победы.            При такой системе работы у учащихся развивается интерес к родному языку,   к   работе   с   дополнительными   источниками   информации,   умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый   и   творческий   тип   деятельности,   что   выражается   в   качестве   и количестве вопросов, которые школьники задают учителю и друг другу на уроке,   высказываниях   собственной   точки   зрения,   собственной   позиции,   в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений. Цель исследовательской работы  состоит в приобретении учащимися функционального   навыка   исследования   как   универсального   способа самостоятельного   получения   знаний,   являющихся   новыми   и   личностно значимыми   для   конкретного   учащегося.   Исследовательской   работе   может быть посвящён весь урок, часть урока, а также она может являться домашним заданием. Элементы исследования  использую на разных этапах уроков. 1. Проверка   домашнего   задания.  Предварительно   двум­трём ученикам   даётся   одно   из   заданий:   1)   подобрать   слова   (из   изучаемого литературного   произведения)   для   словарного   диктанта   на   какое­то орфографическое правило; 2) или примеры на определённые синтаксические правила   для   частичного   комплексного   разбора   предложения.   Учащиеся   с удовольствием откликаются на задания такого рода, но обязательно перед уроком консультируются с учителем. 2. Повторение изученного на предыдущих уроках. На этом этапе урока   проводится   частичный   комплексный   анализ   одного   или   нескольких предложений   с   выполнением   заданий   исследовательского   характера. Например, надо найти в предложенном  тексте указанные орфограммы или пунктограммы и, представив себя в роли учёных, объяснить свой выбор. Или другой   пример:   каждой   группе   предлагается   сформулировать   названное правило и найти примеры в тексте. Текст в данном случае состоит из 2­3 предложений,   насыщенных   примерами   на   необходимые   для   повторения правила. 3. Изучение   нового   материала.  На   данном   этапе   урока   я   очень часто   применяю   исследовательский   метод   на   всех   ступенях   обучения.  Во­ первых, сразу не сообщаю учащимся тему и цель урока: это они мне скажут сами, когда выведут правило. Сначала демонстрирую перед детьми материал для наблюдения   и предлагаю им роль исследователей. Играя в «учёных», ученики   преобразуют   информацию   в   знание:   сначала   наблюдают   над определённым   материалом,   выделяют   проблему   (или противоречие),   обнаруживают   общее   и   различное   у   языковых   единиц,   сравнивают, выявляют существенные признаки понятия, обобщают и делают вывод, т.е. формулируют самостоятельно определение. Сравнение выведенного понятия с   формулировкой,   данной   в   учебнике,   показывает,   что   ученики   могут самостоятельно делать выводы. Такая работа имеет сильный мотивационный эффект: дети убеждаются, что они способны к серьёзной «взрослой» работе. В   качестве   иллюстрации   приведу  фрагмент   урока  «Дефисное   и   слитное написание сложных прилагательных» (6 класс). Цель:   подвести   учеников   к   самостоятельному   выводу закономерностей написания сложных прилагательных.  Учитель. Прочитайте запись на доске. Проанализируйте, однороден ли материал для наблюдений? Железная дорога (билет). Русский, английский (словарь). Древняя Русь (литература). Яркий, красный (цвет). Синие глаза (девушка). Тёмный, русый (коса). Учащиеся. Этот исходный материал можно записать в две группы.     На экране интерактивной доски появляется незаполненная таблица, в которую учащиеся вписывают слова, группируя таким образом: Железная дорога (билет) Русь Древняя (литература) Синие глаза (девушка) (словарь) английский Русский, Яркий, красный (цвет) Тёмный, русый (коса) Учитель. Обоснуйте своё мнение. Учащиеся.  В   1­й   колонке   прилагательное   и   существительное   (без слова в скобках) – это словосочетание, во 2­й – прилагательные являются равноправными словами: русский и английский и т.д. Учитель.  Попробуйте   устно   составить   словосочетание   по   схеме: «прилагательное + слово в скобках». ­ С какой целью мы их группировали? ­   Почему   работу   по   образованию   сложных   прилагательных   мы проводим сначала в устной форме? (Не знаем, как пишутся.) ­   Какова   же   наша   цель   на   уроке?  (Научиться   писать   сложные прилагательные.) Далее   по   аналогии   с   правилом   правописания   сложных существительных   выводится   правило   правописания   сложных прилагательных,   на   доске   (ниже   таблицы)   и   в   тетрадях   записываются образованные словосочетания, а затем учащиеся называют тему урока. 4. Первичное закрепление полученных знаний.  На данном этапе урока я использую творческий диктант с различными заданиями. Например:  Творческий диктант с вставкой слов.  Детям во время записи диктанта необходимо вставить слова на изучаемое правило. Например, при изучении   темы   «Правописание   падежных   окончаний   прилагательных»   (5 класс) во время выполнения такой творческой работы учащиеся подбирают к существительным   подходящие   по   смыслу   прилагательные   в   нужном   роде, числе и падеже.  Творческий   диктант   с   заменами.  При   написании   такого диктанта учащиеся должны произвести замену одной грамматической формы или   категории   другой.   Например,   при   изучении   орфограммы   «Гласные   в приставках   пре­   и   при­»   (6   класс)   в   записываемом   тексте   необходимо заменить слова или словосочетания без приставок пре­ и при­ однокоренными словами или синонимами с данными приставками ( нагнулись – пригнулись, наступает – приходит и т.д.). Удачно использование такого диктанта и на уроках   по   лексике:   учитель   даёт   определение   какого­то   слова   или лексического понятия, а учащиеся находят ответ в предложенном для анализа тексте. 5. Задание   на   дом.  Домашнее   задание   тоже   может   носить исследовательский характер. Некоторым учащимся можно предлагать такие индивидуальные   и   групповые   задания:   1)   нахождение   в   предлагаемом художественном произведении примеров на изученное правило (на следующем уроке это будет использоваться как материал для закрепления); 2) работа со словарями,   энциклопедиями   (например,   значение,   история   происхождения новых   словарных  слов,  которые   будут   изучаться   на  следующем  уроке);  3) подбор текстов нужного стиля и типа речи. Опережающее задание. В качестве такого задания выступает учебный проект. Учебный проект для школьников – это возможность делать что­то интересное   самостоятельно,   в   группе   или   самому,   максимально   используя свои   возможности;   это   деятельность,   позволяющая   проявить   себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной   проблемы,  сформулированной   самими   учащимися   в  виде   цели. Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет учить проблематизации, целеполаганию   и   планированию   деятельности,   самоанализу   и   рефлексии, поиску   нужной   информации,   проведению   исследования,   использованию презентации хода своей деятельности.               Процесс   выполнения   заданий   поискового   и исследовательского   характера,   безусловно,   творческий   –   это своеобразное   лингвистическое   исследование,   рассуждение   на лингвистическую   тему.   Учащийся   создаёт   текст­рассуждение,   что способствует   не   только   выработке   навыков   анализа,   исследования языковых   явлений,  но   и   развитию   связной   речи.  А   это   всё   является хорошим подспорьем при подготовке к ГИА и  ЕГЭ. 2. Развитие   исследовательского   творчества   учащихся   на   уроках литературы         “О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, ­ эти пушкинские слова вполне   подходят   в   качестве   девиза   творческой   (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня.             В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он   призван   обеспечить,   во­первых,   творческое   применение   знаний,   во­ вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В­третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в­четвертых, является условием формирования интереса, потребности     такого   рода   деятельности,   ибо   вне   деятельности   мотивы, проявляющиеся   в   интересе,   и   потребности   не   возникают.   Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В   результате   исследовательский   метод   даёт   полноценные,   хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности" (И.И. Лернер).           Безусловно,  ученическое   исследование   через   уроки   литературы   не может   быть   приравнено   к   исследованию   учёного,   которое   имеет   своим результатом   научное   открытие   качественно   новых   закономерностей   и явлений. "Учащиеся решают проблемы, уже решённые обществом, наукой, и   новые   только   для   школьников...   Учитель   предъявляет   ту   или   иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать   деятельность   учащихся,   постепенно   приводящую   к формированию необходимых черт творческой деятельности", ­ писал И.И. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог   своих   собственных   наблюдений   и   решений.   Учитель   же   помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.           Петербургский методист профессор М.Г. Качурин посвятил данной теме книгу  “Организация исследовательской деятельности учащихся на   уроках   литературы”.   В   школьной   исследовательской   деятельности собственно   открытия   не   происходит.   Но   это   не   значит,   что   ученик   и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат ­ собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на   художественные   произведения.   Трудно   не   согласиться   с   М.Г. Качуриным:   "Если   книги   живут   и   меняются   в   сознании   читательских поколений,   то   и   школьники,   взгляд   которых   в   условиях   хорошего преподавания   будет   внимателен   и   пытлив,   способны   увидеть   в   давно известном тексте что­то не замеченное прежде". Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать “своё слово”, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во   многом   определяется   темой.   Обращение   к   темам,   исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном   отношении   полезно   и   интересно   для   увлечённого литературой школьника.         Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения   ребят   в   исследовательскую   деятельность.   Например,   в   период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и других возникает вопрос: "Какова история рождения литературных и авторских сказок?”  Подросткам­ читателям   интересно   и   важно   выдвинуть   свои   предположения,   версии, гипотезы,   обсудить   их   в   классе.   А   как   же   доказать   свою   точку   зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. В   течение   календарного   года   школьники   ведут  читательский   дневник "Эврика”. В них они записывают свои открытия:   открытое   для   себя   (вновь   или   только   что)   произведение   из   области   театрального   искусства,   живописи, литературы, кинематографии, мультипликации и т.д.;    музыки,  научные, критические, исследовательские статьи на самые разные темы, найденные   в   библиотеках   печатных   и   электронных   изданий,   в   сети Интернет;   посещения музеев, театров, выставок, тематических экскурсий. Читательский дневник "ЭВРИКА” Я читаю и наблюдаю Я смотрю и наблюдаю 1. Автор. Название.  1. Название культурного  2. Род литературы. Жанр  мероприятия.  литературы.  2. Указание места посещения  3. Стиль речи (художественный,  научный, публицистический и  (город).  3. Указание объекта культуры. другие).  4. Краткое содержание.  4. Краткое содержание.  5. Краткий отзыв с указанием на  5. Краткий отзыв с указанием на  эмоциональное состояние  учащегося.  6. Источник. эмоциональное состояние  учащегося.  6. Источник.          Основываясь  на принципе добровольности, такая работа позволяет школьнику познать себя, свои возможности, творческий потенциал, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. У старшеклассников этот выбор, как правило, связан и с профессиональным самоопределением.  Рассмотрим   специфику   ученического   исследования   по   литературе, методику организации исследовательской деятельности школьников.       Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои   особенности   и   помогает   решать   специфические   задачи.  Такой   вид деятельности   в   области   литературы   приучает   старшеклассника   к самостоятельной   работе   с   текстом,   обогащает   читательский   опыт, помогает   формировать   оценочные   позиции, профессиональный выбор.    сделать   свой В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды: 1.   Работы,   в   которых   проводится   анализ   текста   художественного произведения   с   целью   выявления   его   художественного   своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: “Судьба женщины­матери в произведениях В.Г. Распутина”, “Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"”. 2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер ­ теоретико­литературный, мировоззренческий,   “Традиции   Ф.М. эстетический,   культурологический.   Например, Достоевского в произведениях В.Г. Распутина”, “Пиковая Дама: временное и   вечное”   (на   основе   произведений   А.С.     и   Л.Е.   Улицкой),   “Образ "маленького   человека"   в   русской   литературе”,   “Традиции   сказок   М.Е. ­Щедрина   в   философской   сказке   Ф.А.   Искандера   "Кролики   и   удавы"”, “Мотив сна в русской литературе ХІХ века”. 3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики,   приучающие   учащихся   видеть   общность   гуманитарных знаний, осваивать  разные  методологические  подходы  к  анализу  явлений искусства   и   жизни.   Например:   “Конфликт   поколений   в   произведениях русских   писателей   ХІХ­ХХ   веков”,   “"Говорящие   фамилии"   героев комедии   А.С.   Грибоедова   “Горе   от   ума”,   “Особенности   моды   в литературном быте пушкинской поры”, “Сленг в молодёжных журналах”, “Юмор в школе и дома”. 4.   Работы,   посвящённые   изучению   жизни   и   творчества   писателей,   чьи судьбы связаны с историей города, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной  и мемуарной литературы, критических   статей   создать   нравственно­психологический   портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно­ публицистического очерка. Например: “В.М. Шукшин – писатель, актёр, режиссёр”, “Феномен Виктора Цоя”.        Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать   текст.   Приобретённый   мной   за   годы   опыт   руководства исследовательской   деятельностью   учащихся   в   области   литературы позволил выработать её алгоритм.             Прежде всего после определения проблемы и объекта исследования необходимо   организовать   работу   учащихся   непосредственно   с   текстом. Подготовка   к   исследовательской   деятельности   обеспечивается избирательными   курсами   (например,   “Анализ   художественного   текста”, “Культура речи”) и спецкурсом “Методы исследовательской работы”. На занятиях  необходимо актуализировать знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать   результаты   наблюдений   и   т.п.,   а   затем   организовать индивидуальные   консультации   по   каждой   теме.   Только   после   того,  как будет   накоплен   и   проанализирован   необходимый   материал,   можно   предложить сформулированы   самостоятельные   выводы, старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи,   монографии   по   изучаемой   проблеме,   вместе   с   руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать   выписки.   Поскольку   непременной   частью   работы   должен   стать   руководителю   нужно   научить обзор     прочитанного, (анализ) старшеклассников это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование   критических   статей,   составление   конспектов,   тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.         Следующий   этап   —   повторное   обращение   к   анализу   текста   и переосмысление   его   результатов   с   учетом   новых   знаний,   полученных   в процессе   освоения   научной   литературы   по   проблеме.   Именно   такая последовательность   работы   над   темой   способствует   появлению мотивированного   интереса   к   истории   вопроса,   к   суждениям   других исследователей,   позволяет   учащимся   определить   собственную   позицию, избежать   зависимости   от   готовых   выводов.   Будущие   студенты   таким образом не только учатся быть самостоятельными, но усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего   исследования,   приобретают   опыт   уважительного   отношения   к работам ученых.           Исследовательская   работа   имеет   свою   структуру.   Начинается исследование с выбора темы, которая должна быть интересна ученику, и хорошо,   если   инициатива   исходит   от   него.   Учитель   может   быть советчиком, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку.      Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и   конспектирует.   На   этом   этапе   определяется   проблема,   которую предстоит   сформулировать,   аргументированно   доказать   её   решение. Обращение   к   литературоведению,   основным   трактовкам   произведений, обязательно, как это принято для научно­исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа.        Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.         Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).   III. Результативность реализации опыта Подводя определённые итоги  своей работы, хочу обратить внимание на следующее:   вся   моя   деятельность   как   учителя   направлена   на   развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать   на   своих   занятиях   нужные   условия   для   самовыражения   учащихся,   а   именно использую   различные   педагогические   технологии, исследовательскую   деятельность, интеллектуального потенциала учащихся.    для   развития   творческого   и Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии являются следующие индикативные показатели: 1) развитие и удовлетворение познавательных потребностей; 2) развитие самостоятельности   мышления   и   деятельности,   и,   как   следствие, формирование творческой личности: участие учащихся в разнообразных олимпиадах:    ∙ школьных (60%),     ∙ муниципальных (60%),    ∙ региональных (6%),      ∙ общероссийских конкурсах и олимпиадах (30%);  написание творческих и  научно­исследовательских работ (36%); 3) повышение качества знаний: 60 – 70 % качества при общей успеваемости 100%     В   Приложении   к   данному   материалу   приведены   примеры   исследовательских работ  моих обучающихся.  IV. Использованная литература: 1. М.Г. Качурин.  Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. ­ М.: Просвещение, 1988.  2.   Бершадский   М.Е.,   Гузеев   В.В.   Дидактические   и   психологические основания образовательной технологии. – М.:2003 г. 3. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: 2001 г. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1998 г.  5. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – Луганск, Учебная книга: 2003 г.  6. М.Н.Арцев. Учебно­исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно­практический журнал «Завуч», № 6, 2005.   Громова   Т.В. 7.   Индивидуальный   план   подготовки   научно­ исследовательской работы. / Практика административной работы в школе, № 6, 2006. 8.   Абрамова   С.В.   Организация   учебно­исследовательской   работы   по русскому   языку.   //   Методическая   газета   для   учителей­словесников «Русский язык», №17 – 24, 2006. 9.   Сиденко   А.С.   Метод   проектов:   история   и   практика   применения.   // Научно­практический журнал «Завуч», № 6, 2003 10. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных   интересов   школьников.   //   Научно­практический   журнал «Завуч», № 8, 2003 11.   Лукьянова   М.И.   Теоретико­методологические   основы   организации личностно   ориентированного   урока.   //   Завуч.   Управление   современной школой. №2, 2006.  12. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. ­ М.: Флинта: Московский психолого­социальный институт, 1998.

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему " Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"

Методическая статья на тему "  Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019