Текст как средство формирования коммуникативной компетенции.
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—11 кл
30.01.2019
Речевая компетентность – это своеобразный синтез знаний, умений и навыков, обеспечивающий коммуникативные потребности человека. Необходимость коммуникативного подхода в обучении назрела давно, её формирование и развитие является одной из главнейших задач в обучении русскому языку. Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.
Текст как средство формирования коммуникативной компетенции.docx
Текст как средство формирования коммуникативной компетенции.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком,
умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом
чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить
мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение
цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и
убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии
речемыслительной деятельности учащихся.
Под речевой компетентностью подразумевается способность грамотно, то есть с учётом
существующих в современном русском языке норм, пользоваться языком для достижения
поставленных конкретной речевой ситуацией целей. Речевая компетентность – это
своеобразный синтез знаний, умений и навыков, обеспечивающий коммуникативные
потребности человека. Необходимость именно такого подхода в обучении назрела давно,
её формирование и развитие является одной из главнейших задач в обучении русскому
языку.
В условиях модернизации школьного образования, интенсивного внедрения стандартов
второго поколения существенной является ориентированность на формирование,
развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов
образования, которые тесно связаны с понятием коммуникативных универсальных учебных
действий.
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности,
построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и
выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в
процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского
речевого этикета.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Формирование и развитие
умения работать с текстом как основным источником информации для всех учебных
предметов способствует формированию коммуникативных УУД. Особенность определения
текста заключается в том, что текст – «это любая знаковая система, наполненная
содержанием и обладающая законченной структурой». Это и доказательство теоремы в
геометрии, и вывод закона в физике, и решение конкретного примера в алгебре, и текст
любого стиля на уроках русского языка и литературы.
Опыт работы последних лет и результаты ЕГЭ показывают, что уровень развития
коммуникативной компетенции значительной части выпускников не отвечает современным
требованиям. Особенно много трудностей возникает при выполнении заданий ЕГЭ,
связанных с информационной обработкой текстов, и творческого заданиясоздания
собственного текста.
Такая ситуация вполне объяснима: развитие коммуникативной компетенции, особенно
культуры письменной речи, традиционно базировалось на чтении.В связи с потерей этой
исконной основы общий уровень владения всеми видами речевой деятельности значительно
снизился.
В этих условиях особую актуальность приобретает работа учащихся с текстами разных
стилей и создание собственных текстов, поскольку именно в тексте все возможности языка
реализуются в полной мере. Очень важно, чтобы такая работа не только обеспечила
развитие необходимых умений и навыков, но и стала реализацией естественной
потребности самовыражения ребенка в слове. Тогда она будет интересна ему по своим
глубинным основаниям и результаты, конечно, будут выше. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является
неотъемлемой частью языкового образования в школе.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и
функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и
навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия
речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении,
говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь,” – без этих условий нет
урока.
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует
большое количество видов анализа текста: культурологический, литературоведческий,
лингвистический, контекстуальный,структурный, комплексный и др. Но чаще всего на
уроках я применяю метод лингвистического анализа.
По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа,
целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых
передается идейнотематическое и эстетическое содержание литературно
художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых
средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В.
Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки
зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов:
помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства,
использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка
конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по
достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут,
употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические,
словообразовательные и грамматические).
Об этом я говорю на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе
над словом. Лингвистический анализ текста провожу на лучших образцах литературы и
связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление.
Необычайно важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного
понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно
зафиксировать, чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием
первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки,
«разгадывания тайн» текста. Тайны, раскрытые в тексте, заставляют работать мышление и
выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка:
единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Если ученики начнут
понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их
тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей
собственной речью.
Следующий этап – процесс понимания текста «по шагам»:
эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен
этап организации мотивации .
интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь
необходим этап целеполагания.
формулируется цель. Методически целесообразна регулярно организуемая
вопросноответная беседа.
Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления.
Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и
отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.
Текст как средство формирования коммуникативной компетенции.
Текст как средство формирования коммуникативной компетенции.
Текст как средство формирования коммуникативной компетенции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.