Неделя русского языка и литературы
Оценка 5

Неделя русского языка и литературы

Оценка 5
Мероприятия
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
05.05.2019
Неделя русского языка и литературы
Цель проведения предметной недели русского языка и литературы: • развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся; • развитие коммуникативных навыков между обучающимися разных возрастов; • привитие любви к русскому языку и литературе; • повышение общей языковой культуры; • развития творческих возможностей детей; • воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, родного края. Предметная неделя русского языка и литературы призвана решить следующие задачи: • создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей; • повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации; • оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам; • выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины. • помощь учителям и обучающимся в раскрытии своего творческого потенциала; • выявить одаренных детей и разработать перспективный план работы с ними. • повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература; • формирование познавательной активности; • расширение кругозора.
Неделя русского языка и литературы.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М.А. Заргалаева»                                    МО «Унцукульский район»                                                Класс: 5­11 Провела: Карагишева Айшат Ахмедовна  Стаж работы: 36 лет Категория: высшая квалификационная категория                                                                                     с.Ирганай, 2017 г. 1 ПРОГРАММА Недели русского языка и литературы День 1. Открытие Недели русского языка и литературы. День 2.  Инсценировка. «Моё любимое произведение». День 3. «Выдающиеся лингвисты России» День 4. «Занимательный русский язык». День 5. «Знатоки русского языка». День 6. День Творчества Конкурс творческих работ, написанных учащимися Презентация. Подведение итогов недели. Награждение победителей В течение недели Конкурс «Самый активный класс» и «Самый активный участник» Недели русского языка и  литературы «Самый активный класс» и «Самый активный участник». 2 Цель проведения предметной недели русского языка и литературы: развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся; развитие коммуникативных навыков между обучающимися разных возрастов; привитие любви к русскому языку и литературе; повышение общей языковой культуры; развития творческих возможностей детей; воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, родного края. Предметная неделя русского языка и литературы призвана решить следующие задачи: создание условий максимально благоприятствующих получению качественного  образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей,  наклонностей, культурно – образовательных потребностей; повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию  действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации; оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым  предметам; выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся  к углубленному изучению определенной учебной дисциплины.  помощь учителям и обучающимся в раскрытии своего творческого потенциала; выявить одаренных детей и разработать перспективный план работы с ними. повышение интереса учеников к учебным предметам ­ русский язык и литература; формирование познавательной активности; расширение  кругозора.                3 1.Открытие Недели. Абдулаева Азима.                         Р. Гамзатов «Родной язык».    Родился я  горах, где по ущелью    Летит река в стремительном браке,    Где песни над моею колыбелью     Мать пела на аварском языке. Она тот день запомнила, наверно, Когда с глазами, мокрыми от слез, Я слово «мама», первое из первых,  На языке аварском произнес.    Порой отец рассказывал мне сказки,     Ни от кого не слышал я таких     Красивых и волшебных… по – аварски    Герои разговаривали в них. Люблю язык тех песе6н колыбельных И сказок тех, что в детстве слышал я. Но рассказал о далях беспредельных И всех сограждан отдал мне в друзья.    Другой язык. С ним шел я через горы,    Чтоб родины величие постичь.    И сердцем всем, сын горца, я привык    Считать родным великий тот язык. Учительница. Это замечательное стихотворение о русском языке написал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.  Действительно, стихи Расула Гамзатова мы читаем не только на аварском языке, но и на  прекрасном русском языке. Сам поэт очень любил русский народ, трепетно относился к  произведениям русских поэтов и писателей, переводил Пушкина, Лермонтова на родной  язык.  Мы живем в многонациональной республике, где почти все говорят друг с другом на  русском языке. Этот язык также является государственным языком России, языком  русского народа. Именно этот народ принес нам высокую культуру, научил жить свободно, красиво и справедливо.   4 На великом русском языке мы с большим удовольствием читаем стихи А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, романы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и Ф.М.  Достоевского. Читатели полюбили добрую бабушку Алексея Пешкова, няню Николеньки Иртеньева,  Наталью Савишну,  героиню Толстого Наташу Ростову, близкими стали герои  произведений советских и современных писателей А. Твардовского, К. Симонова, И.  Солженицына и других. Алиева Саидат. О русском языке есть много высказываний. Давайте, ребята, остановимся на них.           Л.Н. Толстой – Магомедалиев Ахмед. «Русский язык! Тысячелетия народ создавал это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».           Н.В. Гоголь – Макашарипов Н. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок; все зернисто крупно, как  сам жемчуг, и, право, иное, название еще драгоценней  самой вещи».          И.С. Тургенев – Шейхова С. «Берегите, наш язык, нам прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданный  нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять – таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием в руках умелых оно в  состоянии совершить чудеса».             М. Горький –  Мусалмагомедова М. «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».             В.Г. Белинский – Гарунова А. «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых,  естественных понятий».            А.С. Пушкин – Алиева С.  «Как материал словестности, язык славяно – русский имеет неоспоримое превосходство  перед всеми европейскими».           К.Д. Ушинский – Ахмедова С. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей  его духовной жизни»… Ахмедова С. По приблизительным подсчетам, на Земле около 3 тысяч языков. Есть языки,  обслуживающие узкий круг говорящих (языки племен Африки, индейцев Америки,  отдельных аулов Дагестана и др.). Есть языки, обслуживающие народности и нации; есть  языки международные, которые используются в качестве рабочих языков ООН –  Организации Объединенных Наций (английский, арабский, испанский, китайский, русский,  французский), в других международных организациях.  Лингвисты выделяют около двух десятков семей языков: 5 Индоевропейские, кавказские, тюркские, монгольские, китайско – тибетские,  австралийские и другие. Русский язык относится к славянской группе индоевропейских  языков.  Славянские языки делятся на: западные, южные и восточные. Восточная подгруппа  включает русский, украинский и белорусский  ­ близкородственные языки.  Древнейшие памятники письменности 11 – 13 вв. являются общими для всех  восточнославянских языков. На древнерусском языке написаны такие памятники, как  летопись «Повесть временных лет», древнейший свод законов «Русская правда», «Слово о  полку Игореве». В 14 – 15 вв. общий древнерусский (восточнославянский) язык разделился на три  самостоятельных восточнославянских языка: русский, украинский и белорусский.  Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и ее окрестностей.  Создателем современного литературного языка явился А.С. Пушкин. Который осуществил  синтез, соединение литературного языка предшествующих эпох с общенародным  разговорным языком. Ведущая – Алиева Саидат. О русском языке писали не только русские поэты, писатели и общественные деятели,  писали об этом языке поэты и писатели разных народов, многие из них считали этот язык  своим родным. Послушаем: Давайте, как пишут о русском языке С. Абдулла, Т. Зумакулова. Ахмедов Дж. С. Абдулла, узбекский поэт. Выучи русский язык. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, ­  Выучи русский язык!    Он твой наставник великий, могучий,    Он переводчик, он проводник.    Если штурмуешь познания кручи –    Выучи русский язык! Горького зорькость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики, чистый родник. Блещут зеркальностью русского слова Выучи русский язык! Сурхаева Н. Т. Зумакова, поэт ­ Два языка. Родной язык! Он с детства мне знаком,  6 На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я верности упрямой,   И каждый вздох понятен мне на нем.    Но, как родной,    Люблю язык я русский,     Он нужен мне, как небо,    Каждый миг… Я поняла на русском слово «счастье», Большое счастье жить в большой стране С ним не боюсь я, горя и ненастья,  С ним не сгорю я ни в каком огне…    Текут две речи в сердце, не лелея,    Становятся единою рекой…    Забыв родной язык – я не онемею.    Утратив русский – стану я глухой. Гарунова А. И. Ангелов – Междометия. Ах, как трудно жить на свете Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Ах! Ах, ведь спросят как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех. Эх!    Ох, беда уже близка!    Так и ждет меня доска    Если б кто–нибудь помог!    Ох! Ух, захватывает дух! Притворюсь – ка, что я глух! Хоть бы в классе свет потух    Ух!    Ах!    Эх!    Ох!    Ух… не вызвали. Алиева С. А. Петивкин – Восклицательный знак. Друзья мои, приятели,  Живу я много лет. 7 Примите восклицательный Мой пламенный привет!    Обычно в предложениях    Стою я для того,    Чтоб выражать волнение,    Тревогу, восхищение, Победу, торжество. Не зря – от рождения Противник тишины, Где я, то предложение    С особым выражением     Произносить должны! Халидов С. О. Высотская – Веселая грамматика. Существительное – школа, Просыпается глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел.    Встали мы – местоименье,    Бьет числительное семь.    За ученье, без сомненья,    Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим, Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.    Не и ни – у нас частицы.    Нам их надо повторять.    И при этом не лениться    И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях! Здесь особенно уместны, Междометья:  ох и ах!    А потом у теплой печи    Повторяем части речи.  Алиева Саидат. Б. Заходер – Песенка – азбука. Тридцать три родных сестрицы, Писанных красавицы, На одной живут странице, 8 А повсюду славятся.    К вам они сейчас спешат,     Славные сестрицы,    Очень просят всех ребят    С нами подружиться. А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, Прикатили на еже. Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О –  Дружно вылезли в окно.    Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Ф, Ха,    Оседлали петуха.    Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –     Все теперь мои друзья. Ахмедова С. В. Кондратов. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья, Все глаголы, что на – ить, Исключая только брить.    И еще: смотреть, обидеть,    Слышать, видеть, ненавидеть,    Гнать, держать, дышать, вертеть,    И зависеть, и терпеть. Шейхов Али. Ф. Кривлин. Частица «не» ­ упрямая частица, Все повернуть по – своему стремится. Ты хочешь счастья, А она, придет И выйдет все наоборот.    С такой частицей    Нет опасней дружбы:    Она убьет неверием своим,    И то, что нужно,    Станет вдруг ненужным,    А то, что плохо,­    Не таким плохим. Но если ты Ослаб и утомился И о порывах юности забыл, 9 Притих,    Осел, Ну, словом, примирился, Как говорят, с годами поостыл, Частица «не» ­ упрямая частица. На этот случай может  Пригодиться.    На помощь поскорей ее зови.    Она тебе придаст     Неутомимость     Непримиримость,    И неукротимость,    И силу нестареющей любви. Гарунова А. А.Т. Твардовский. «Слово о словах» Да есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь – до дна Но их подмена словесами Измене может быть равна.    Чтоб ограничить трату слов,    Чтоб сердце кровью их питало;    Чтоб разум их живой слыхал;    Чтоб не транжирить как попало… Алиева Саидат. С. Пивоваров, О. Высотская. Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало –  Оно меня и свергло с пьедестала.                                      (Восклицательный знак) Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу –  За то, что много знать хочу.                                   (Вопросительный знак) Известно миру с давних пор, Что знак я немаловажный И не окончен разговор… И начинает думать каждый.                                   (Многоточие) Он очень вежлив… 10 Не любит споров и драк. Он всем старается помочь, Он в слове «мать» и в слове «дочь» И в тихом лунном слове «ночь». Чтоб никого не огорчить, Он все старается смягчить.                                        (Мягкий знак) Шейхова С. С.Я Маршак «Словарь». Усердней с каждым днем гляжу в словарь, В его таблицах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной словарь.    На всех словах – события печать.    Они дались недаром человеку.    Читаю: ­ Век. От Века. Вековать.    А древняя рассыпанная повесть. Абдулаева Азима. Я. Козловский. Слова умеют плакать и смеяться,  Приказывать, молить и проклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.    Призывом стать, и отзывом, и зовом.    Способно слово, изменяя лад.    И проклинают, и клянутся словом,    Напутствуют, и славят, и чернят. Второй день. Инсценировки. Ахмедова С. Столько слово красивых, добрых Мы встречаем в книгах наших. Столько в них героев славных,  Столько в них людей нам близких! Действительно, очень много добрых дел совершают герои И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого,  В.Г. Короленко. Писатели своих любимых персонажей характеризуют самыми искренними  11 словами. Все эти произведения написаны на прекрасном русском языке. Сегодня мы  поговорим о добрых героях великих русских писателей и поэтов.  Мы просто покажем вам сценки, где участвуют самые лучшие наши друзья. Алиева С. Л.Н. Толстой «Детство».   Накануне погребения, после обеда, мне захотелось спать, и я пошел в комнату Натальи  Савишны, рассчитывая поместиться на ее постели, на мягком пуховике, под теплым  стеганым одеялом.  ­ Что? Верно, отдохнуть пришли, мой голубчик? Ложитесь. ­ Что вы, Наталья Савишна! – сказал я удерживая ее за руку, ­ я совсем е за этим… я так  пришел… да вы и сами устали: лучше ложитесь вы. ­ Нет, батюшка, я уж выспалась, ­ сказала она мне (я знал, что она не спала трое суток) – Да и не до сна теперь, ­ прибавила она с глубоким вздохом. ­ Наталья Савишна, ­ сказал я, помолчав немного и усаживаясь на постель, ­ ожидали ли вы  этого? Старушка посмотрела на меня с недоумением и любопытством, должно быть, не понимая,  для чего я спрашиваю у нее это. ­ Кто можно ожидать этого? – повторил я. ­ Ах, мой батюшка, ­ сказала она, кинув на меня взгляд нежного сострадания, ­ не то, чтобы ожидать, а я и теперь подумать – то не могу. Ну уж мне, старухе, давно бы пора сложить старые кости на покой, а то вот до чего  довелось дожить: старого барина – вашего дедушку, вечная память, князя Николая  Михайловича, двух братьев, сестру Аннушку, ­ всех схоронила, и  все моложе меня были,  мой батюшка, а вот теперь видно, за грехи мои, и ее пришлось пережить. Его святая воля! Он затем и взял ее, что она достойна была, а ему добрых и там нужно. –  Беседы с Натальей Савишной повторялись каждый день: ее тихие слезы и спокойные  набожные речи доставляли мне отраду и облегчение. Сурхаева Н. В.Г. Короленко «Дети подземелья». Наконец меня позвали к отцу, в его кабинет. Я вошел и робко остановился. В окно  заглядывало грустное осеннее солнце. Отец сидел в своем кресле перед портретом матери  и не поворачивался ко мне. Я слышал тревожный стук собственного сердца.    Наконец он повернулся.  Я поднял на него глаза и тотчас же отпустил их в землю. Лицо  отца  показалось мне страшным. Прошло около полминуты.  ­ Ты взял у сестры куклу? ­ Да, ­ ответил я тихо. ­ А ты знаешь, что это подарок матери, которым должен был дорожить, как святыней?... Ты украл ее?... ­ Нет, ­ сказал я, подымая голову. ­ Как нет? – вскрикнул вдруг отец, отталкивая кресло.­ Ты украл ее и снес!.. Кому ты снес  ее?... Говори! Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку.  Я с усилием поднял  голову и взглянул наверх.  Лицо отца было бледно, глаза горели гневом. Я весь съежился…  12 Отец тяжело перевел дух. Я съежился еще более, горькие слезы жгли мои щеки. Я ждал. Но в эту критическую минуту вдруг раздался резкий голос Тыбурция. ­  Эге – ге!... Я вижу молодого друга в очень затруднительном положе­  Эге – ге!... Я вижу  молодого друга в очень затруднительном положении. Отец встретил его мрачным удивленным взглядом, но Тыбурций выдержал этот взгляд  спокойно. Он был серьезен, глаза его глядели как – то особенно грустно. ­ Пан судь. – заговорил он мягко. – Вы человек справедливый… отпустите ребенка. Видит Бог, он не сделал дурного дела, и если его сердце лежит к моим оборванным  беднягам, то лучше велите меня повесить, но я не допущу, чтобы мальчик пострадал из – за этого. Вот твоя кукла, малый!.. Он развязал узелок и вынул оттуда куклу.  Рука отца, державшая мое плечо, разжалась. В лице виднелось изумление.  ­ Что это значит? – спросил он наконец. ­ Отпустите мальчика, ­ повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовью погладила  мою опущенную голову. – Вы ничего не добьетесь от него угрозами, а между тем я охотно  расскажу вам все, что вы желаете знать…  Выйдем, пан судья, в другую комнату… Я все еще стоял на том же месте, как дверь кабинета отворилась и оба собеседника вошли.  Я опять почувствовал на своей голове чью – то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы. Тыбурций взял меня на руки и посадил, в присутствии отца, к себе на колени. ­ Приходи к нам, ­ сказал он, ­ отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой. Она… она умерла. ­ Я ведь не украл…  Соня сама дала мне на время… ­ Да, да, ­ ответил он задумчиво,­ я знаю…  я виноват перед тобою, мальчик, и ты  постараешься когда­нибудь забыть это, не правда ли?.. А.П. Платонов «Неизвестный цветок». Даша пошла на пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Она никогда еще не  видела такого цветка – ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом  саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:  ­ Отчего ты такой?  ­ Не знаю, ­ ответил цветок. ­ А отчего ты на других не похожий? Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека,  впервые кто – то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.  ­ Оттого, что мне трудно, ­ ответил цветок. ­ А как тебя зовут? – спросила Даша. ­ Меня никто не зовет, сказал маленький цветок, ­ я один живу. Даша осмотрелась в пустыре. ­ Тут камень, тут глина! – сказала она. – Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос  и не умер, маленький такой?  ­ Не знаю, ­ ответил цветок. Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку. 13 М. Горький «В людях». Сухонький и легкий, дед встал с пола, сел рядом со мною, ловко вырвал папиросу у меня,  бросил ее за окно и сказал испуганным голосом:  ­ дикая, башка, понимаешь ли ты, что это тебе никогда богом не простится, во всю твою  жизнь? Мать, ­ обратился он к бабушке, ­ ты гляди – ка, он меня ударил ведь? Он! Ударил!  Спроси­ка его! Она не стала спрашивать, а просто подошла ко мне и схватила за волосы, начала трепать,  приговаривая: ­ А за это вот как его, вот так… Было не больно, но нестерпимо обидно, и особенно обижал ехидный смех деда, ­ хлопая  себя ладонями по коленям, и каркал сквозь смех:  ­ Та­ак, та­ак… Я вырвался, выскочил в сени, лег там в углу, подавленный, опустошенный, слушая, как  гудит самовар. Подошла бабушка, наклонилась надо мною и чуть слышно шепнула: ­ Ты меня прости, ведь я больно потрепала тебя, я ведь нарочно! Иначе нельзя  ­ дедушка –  то старик, его надо уважать, у него тоже косточки наломаны, ведь он тоже горя хлебнул  полным сердцем, ­ и обижать его не надо. Ты не маленький, ты поймешь это… Надо  понимать, Олеша! Он – тот же ребенок, не более того… Слова ее омывали меня, точно горячей водой, от этого дружеского шепота становилось и  стыдно, и легко, я крепко обнял ее, мы поцеловались.  ­ Иди к нему, иди, ничего! Только не кури при нем сразу – то, дай привыкнуть. А.С. Пушкин «Дубровский». ­ Вы свободны, выходите. ­ Что это значит, ­ закричал князь, ­ кто ты такой? ­ Это Дубровский, ­ сказала княгиня. ­ Не трогать его! – закричал Дубровский – и мрачные его сообщники отступили. ­ Вы свободны, ­ продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине. ­ Нет, ­ отвечала она. – Поздно: я обвенчана, я жена князя Верейского. ­ Что вы говорите, ­ закричал с отчаяния Дубровский, ­ нет, вы жена его, вы были  приневолены, вы никогда не могли согласиться… ­ Я согласилась, я дала клятву, ­ возразила она с твёрдостью. – Князь мой муж, прикажите   освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней  минуты…  Но теперь говорю вам, теперь поздно. Пустите нас. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». А счастье было так возможно, Так близко! … Но судьба моя  Уж решена. Саитова П. 14 Я плачу … если вашей Тани Вы не забыли до сих пор, То знайте: колкость вашей брани, Холодный, строгий разговор,   Когда б в моей лишь было власти,   Я предпочла б обидной страсти   И этим письмам и слезам.   К моим младенческим мечтам. Тогда имели вы хоть жалость, Хоть уважение к летам… А нынче! – что к моим ногам Вас привело? Какая малость!   Как вашим сердцем и умом   Быть чувства мелкого рабом? Шейхова С. А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера!    Что в них? Сейчас отдать я рада    Всю эту ветошь маскарада,    Весь этот блеск, и шум и чад   За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас,  Да за смиренное кладбище,    Где нынче крест и тень ветвей    Над бедной нянею моей. Абдулаева А. А счастье было так возможно, Так близко! … Но судьба моя Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я;   Меня с слезами заклинаний   Молила мать, для бедной Тани   Все были жребии равны…   Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. 15 Я вас люблю (к чему лукавить?),   Но я другому отдана;   И буду век ему верна. Третий день.  Заседание круглого стола «Выдающиеся лингвисты России»                                         Ход мероприятия. Мероприятие проводилось в творческой непринужденной обстановке, Столы составлены в  форме круга. Учитель: Наше сегодняшнее мероприятие «Выдающиеся лингвисты России»  посвящено  людям, которые отдали всю свою жизнь проблемам изучения языка. Они очень любили  свою Родину, родной язык, национальную культуру. В свой труд они вложили много  душевной теплоты, искренности, терпения. Даже спустя много лет их имена не забыты.  Работая с книгами этих ученых, со словарями, мы  начинаем понимать, насколько был  велик их труд. Сегодня прозвучат ваши сообщения, посвященные жизни и научному  наследию В.И. Даля, А.М. Пешковского, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова, Н.М.  Шанского и др. Мероприятие проводилось следующим образом: учащийся знакомил собравшихся с  содержанием подготовленного им сообщения по заданной теме. Сообщение  сопровождалось обсуждением. Выступающему задавались вопросы по теме. Даль Владимир Иванович (1801 ­ 1872) Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Владимир Иванович Даль  родился 22 ноября (по старому стилю ­ 10 ноября) 1801 в Луганске Екатеринославской  губернии. Отец ­ Иоганн Даль ­ датчанин, принявший русское подданство, был врачом,  лингвистом и богословом; мать ­ Мария Христофоровна Даль (урожденная Фрейтаг) ­  полунемка, полуфранцуженка из гугенотского рода. В 1814 поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив курс в 1819,  Владимир Даль более пяти лет служил во флоте в Николаеве. Получив повышение, был  переведен на Балтику. В 1826 вышел в отставку, поступил на медицинский факультет  Дерптского университета, окончив его в 1829 и став хирургом­окулистом. В 1831  Владимир Даль принимал участие в походе против поляков, отличившись при переправе  Ридигера через Вислу у Юзефова. Даль впервые применил электрический ток в  минновзрывном деле, заминировав переправу и подорвав ее после отступления русской  дивизии за реку. На рапорте начальству о решительных действиях девизионного лекаря  Даля командир корпуса генерал Ридигер наложил резолюцию: "За подвиг представить к  ордену. Объявить выговор за невыполнение и уклонение от своих прямых обязанностей".  Император Николай I наградил Владимира Даля орденом ­ Владимирским крестом в  петлице. По окончании войны Даль поступил ординатором в Санкт­Петербургский военно­ хирургический госпиталь, где работал хирургом­окулистом. 16 Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819. В 1832 были  опубликованы "Русские сказки. Пяток первый", обработанные Владимиром Далем. По  доносу Булгарина, книга была запрещена, автора отправили в III отделение. Благодаря  заступничеству Жуковского Владимир Даль в тот же день был выпущен, но печататься под  своим именем не смог: в 30­40­х годах печатался под псевдонимом Казак Луганский. Семь  лет Даль прослужил в Оренбурге. В 1836 Владимир Даль приезжал в Санкт­Петербург, где  присутствовал при кончине А.С. Пушкина, от которого Даль получил его перстень­ талисман. В 1838, за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края,  Владимир Даль был избран член­корреспондентом Петербургской Академии наук по  классу естественных наук. В 1841­1849 жил в Петербурге, служил чиновником особых  поручений при Министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 Владимир Даль занимал пост управляющего нижегородской удельной конторой. После выхода в отставку поселился в  Москве, в собственном доме на Большой Грузинской улице. С 1859 являлся дйствительным членом Московского Общества любителей российской словесности. В 1861, за первые  выпуски "Толкового словаря живого великорусского языка", Владимир Даль получил  константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1863 был  награжден Ломоносовской премией АН и удостоен звания почетного академика. Первый  том "Словаря..." был напечатан за счет ссуды в 3 тысячи рублей, выданной Далю  Московским Обществом любителей российской словесности. В последние годы жизни  лютеранин Даль принял православие. Умер Владимир Даль 4 октября (по старому стилю ­  22 сентября) 1872 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Среди произведений Владимира Даля ­ очерки, статьи по медицине, лингвистике,  этнографии, стихи, одноактные комедии, сказки, повести: "Цыганка" (1830; повесть),  "Русские сказки. Пяток первый" (1832), "Были и небылицы" "Пословицы русского народа"  (1853, 1861­1862, сборник, включавший более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток,  загадок), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (1862), "Толковый словарь живого  великорусского языка" (в 4 томах; составлялся более 50 лет; опубликован в 1863­1866;  содержал около 200 000 слов; Даль был награжден Ломоносовской премией АН и в 1863  удостоен звания почетного академика), учебники ботаники и зоологии. Печатался в  журналах "Современник", "Отечественные записки", "Москвитянин", "Библиотека для  "Чтения". Алексей Александрович Шахматов (1864­1920) В истории отечественной лингвистики видное место принадлежит Алексею  Александровичу Шахматову. Служению науке о языке была отдана вся его кипучая жизнь.  Немало спорят о трудах академика Шахматова. Но все признают большую роль этого  учёного в решении многих важных и сложных вопросов языкознания. Алексей Александрович Шахматов занимался историей русского языка. Он рассматривал  её в связи с историей создателя и носителя этого языка — русского народа. Та же связь  прослеживалась им в исследованиях по диалектологии*, по истории древнерусской  литературы и древнерусского летописания. Крупнейший труд академика Шахматова — «Синтаксис русского языка», созданный в  последние годы жизни. В нём Шахматову удалось собрать и тонко проанализировать  огромный по объёму материал. В поразительном разнообразии синтаксических  17 конструкций русского языка учёный стремился найти систему. Он подверг глубокому  анализу разные типы предложений, и в частности односоставные предложения. Чтобы самое общее представление об Алексее Александровиче Шахматове получилось  полным, надо ещё добавить, что это был живой, общительный человек, хороший  организатор. Он участвовал в составлении и редактировании словаря русского языка,  руководил комиссией по вопросам русского правописания. Шахматов проявлял заботу и о  том, чтобы в школе хорошо было поставлено изучение русского языка. Александр Матвеевич Пешковский (1878­1933). Отечественная синтаксическая традиция, начало торой, как и многому другому в нашей  науке, было положено М. В. Ломоносовым, представлена великими именами и насчитывает в своём развитии уже более 200 лет. Синтаксисом занимались такие выдающиеся учёные,  как А. X. Востоков, Ф. И. Буслаев, X Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов и др. К их числу  принадлежит и Александр Матвеевич Пешковский. Судьба Пешковского сходна с судьбами многих отечественных языковедов, чей путь в  науку начался с преподавания языков и словесности в гимназиях. А. М. Пешковский  долгое время служил в различных московских гимназиях. Он считал своим долгом обучать  учеников таким образом, чтобы они понимали грамматику родного языка, умели судить о  ней не по­школярски, имели представление о языковедении как науке. Прежде чем изучать  язык во всех его проявлениях, ученики должны составить представление о его структуре,  увидеть родной язык как единое целое. Гимназический опыт повлиял и на характер научной деятельности _ М. Пешковского.  Самый известный его труд «Русский синтаксис в научном освещении» — книга, в которой  проявился талант Пешковского как педагога. Вместе с читателями он проводит  эксперименты и размышляет над их результатами. Именно А. М. Пешковский ввёл в  синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола, дав им собственно  языковое обоснование. Нулевые связки и бытийные глаголы выявляются на основе  сопоставления таких предложений, как Он инженер.— Он был инженер.— Он будет  инженер. Тем самым было предложено сыгравшее большую роль в развитии  синтаксической теории решение вопроса о выражении категорий времени и наклонения в  предложениях. Алекс ндр Алекс ндрович Реформ тский (1900 ­ 1978) — российский лингвист, доктор  филологических наук (1962, без защиты диссертации), профессор (с 1962), один из  представителей Московской фонологической школы. Труды по фонологии, транскрипции,  графике и орфографии, морфологии, семиотике, терминоведению, истории лингвистики.  Автор классического учебника «Введение в языковедение». Ввёл во всеобщее  употребление термин «практическая транскрипция». Родился в семье профессора химии. Окончил историко­филологический факультет  Московского университета (1923), учился у Д. Н. Ушакова. Работал корректором и  редактором в издательствах; преподавал в ряде вузов Москвы, в том числе в Московском  городском пединституте, в Литературном институте и в МГУ, где создал Лабораторию  экспериментальной фонетики. С 1950 г. — в Институте языкознания АН СССР,  заведующий сектором структурной и прикладной лингвистики (1958—1970), где под его  аа аа аа 18 руководством работали И. А. Мельчук, Р. М. Фрумкина, В. А. Виноградов и другие  известные лингвисты. Ранние работы по теории литературы отмечены влиянием взглядов ОПОЯЗа, к  представителям которого А. А. Реформатский был близок. В монографии «Техническая  редакция книги» (1933), содержание которой гораздо шире названия, высказаны во многом  новаторские взгляды на семиотику печатного текста. С середины 1930­х гг. много  занимается фонологией; один из основателей Московской фонологической школы и  активный пропагандист её концепции. Наиболее полно фонологические взгляды А. А.  Реформатского изложены в изданной им хрестоматии «Из истории отечественной  фонологии» (1970) и в сборнике с характерным для его научного стиля названием  «Фонологические этюды» (1975). Научное наследие А. А. Реформатского разнообразно, но сравнительно невелико, он  принадлежал к тому типу исследователей, которым высказать идею было интереснее, чем  подробно разрабатывать её. В истории российской лингвистики он остался прежде всего  как автор живо написанного и многократно переиздававшегося учебника и как яркая  личность, темпераментный полемист, создатель особой творческой атмосферы, в которой  сформировалось множество прямых и косвенных учеников А. А. Реформатского.  Основные статьи А. А. Реформатского собраны в посмертном сборнике: А. А.  Реформатский. Лингвистика и поэтика. М., 1987. Виктор Владимирович Виноградов (1894­1969). Виктор Владимирович Виноградов — крупнейший учёный, организатор отечественной  филологической науки, академик Академии наук, ученик академика А. А. Шахматова. В.  В. Виноградов был директором Института языкознания, затем — директором Института  русского языка АН. В. В. Виноградова отличала громадная эрудиция, глубокое знание  истории русской литературы и русского языка, русской общественной жизни,  исключительная осведомлённость в области истории русской лингвистической науки. В  теории Виноградова в центре изучения языка стоят слово как центральная единица  языковой системы и текст во всей его сложности. При его участии были созданы  «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка в 17 томах». Он был одним из инициаторов создания и  редактором «Словаря языка А. С. Пушкина». Учение Виноградова о происхождении  русского литературного языка и его отношении к языку церковно­славянскому отражает  состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства  русской стилистической системы, многообразия её функциональных разновидностей.  Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологических  исследований, В. В. Виноградов изучал языковое творчество Н. М. Карамзина, И. А.  Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя,  М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М.  Достоевского,   М. Е. Салтыкова­Щедрина,   А. А. Ахматовой   и др. В воспоминаниях  современников В. В. Виноградов сохранился таким: «В нём, во всей его фигуре, элегантно  и строго одетой, в его скупых жестах было природное достоинство. Он смотрел  отдаляющим взглядом холодных серых глаз. Его голос, глуховатый и грассирующий,  звучал отстранение, без пафоса и эмоций. И взгляд, и голос делали его неуязвимым... Он не разговаривал на языке окружающих его «фигур», не смешивался с ними, не сводил с ними  19 счётов, но умел отвечать остро и веско и не чуждался полемики. Он был не борец, а творец. Его творчество, рано начавшееся исследованием о старообрядцах, продолжалось до  последних лет жизни. Знаток и любитель русской словесности, Виктор Владимирович был учёным европейской  культуры и европейской образованности». Сергей Иванович Ожегов ­ выдающийся русский языковед, лексикограф и лексиколог,  историк литературного языка, профессор, автор всемирно известного «Словаря русского  языка». (1900 ­ 1964) Первое издание «Словаря русского языка» С.И. Ожегова вышло в 1949 году. С того  времени по 1991 год ожеговский словарь выдержал 23 издания, общим тиражом свыше 7  миллионов экземпляров. Он стал поистине настольной книгой «правильной русской речи»  для всех, кому дорог и кому настоятельно нужен русский язык. История создания «Словаря русского языка» С.И. Ожегова началась задолго до выхода в  свет первого издания. Ей предшествовала работа Ожегова в составе редакционной  коллегии знаменитого четырехтомного «Толкового словаря русского языка». Словарь под  редакцией профессора Дмитрия Николаевича Ушакова («Ушаковский словарь») вышел в  свет в 1935­1940 годах.   В процессе работы над Ушаковским словарем у Ожегова возникла идея создания краткого  толкового словаря для самого широкого использования. В самом конце 30­х годов  возникла инициативная группа по созданию «Малого толкового словаря русского языка», а в июне 1940 года была образована редакция, в которую вошли Д. Н. Ушаков (главный  редактор), С. И. Ожегов (зам. главного редактора), Г. О. Винокур и Н. Л. Мещеряков.   Время активной работы над «Словарем русского языка» пришлось на зразгар Великой  Отечественной войны. В 1942 году в эвакуации в Ташкенте умер Д.Н. Ушаков, в этом же  году ушел из жизни Н.Л. Мещеряков. Сергей Иванович Ожегов, оставшись в Москве,  работал над словарем: «В комнате чисто и холодно. Курева нет, отвыкаю». Однако все эти  тяготы быта отходили на второй план, главным была работа, упоенное «погружение в  словарь». Первое издание «Словаря русского языка», составленного С. И. Ожеговым (при участии Г.  О. Винокура и В. А. Петросяна), под общей редакцией акад. С. П. Обнорского вышло  спустя четыре года после окончания войны. Популярность словаря Ожегова начала быстро  расти сразу же после выхода в свет. «Словарь русского языка» выдержал шесть  прижизненных изданий. Первое и последнее прижизненное издания ­ это, в сущности,  совершенно разные книги. За ними стоят не только достижения лингвистической науки и  лексикографической практики, но и годы поистине титанического труда составителя. От  издания к изданию Ожегов перерабатывал свой словарь, стремясь усовершенствовать его  как универсальное пособие по культуре речи. «Словарь русского языка» неоднократно  переиздавался в зарубежных странах.  До последних дней жизни ученый неустанно работал над совершенствованием своего  детища. В марте 1964 года, будучи уже тяжело больным, он подготовил официальное  обращение в издательство «Советская энциклопедия", в котором писал: «В 1964 году  вышло новое, стереотипное издание моего однотомного «Словаря русского языка»... Я  считаю необходимым подготовить новое, переработанное издание, включить новую  20 аа аа иа лексику, вошедшую за последние годы в русский язык, расширить фразеологию,  пересмотреть определения слов, получивших новые оттенки значения, усилить  нормативную сторону Словаря». Осуществить этот замысел Сергей Иванович не успел: 15  декабря 1964 года его не стало. В 1990 году словарь был удостоен престижной академической премии имени А. С.  Пушкина.  В 1992 году на специальном заседании ученого совета Института русского языка РАН было решено вновь поместить на титул словаря гриф Академии наук. Этот  академический "знак качества" подчеркивал научную ценность издания.  Никол й Макс мович Ш нский (1922 — 2005) — доктор филологических наук,  профессор, действительный член Российской академии образования. Научный редактор  серии учебников по русскому языку для средней школы. Родился в Москве 22 ноября 1922 года. В 1940 году поступил в московский Институт  философии, литературы и истории (ИФЛИ), после слияния института с МГУ был  студентом филологического факультета последнего. С 1948 года — кандидат  филологических наук (тема диссертации — «Из истории имён существительных на –ость в  русском литературном языке»[2]). Тогда же Н. М. Шанский начал преподавательскую  деятельность в Рязанском педагогическом институте. В 1951 году перешёл на работу в  московский «Учпедгиз». С 1953 по 1987 год преподавал на кафедре русского языка МГУ,  куда был приглашён В. В. Виноградовым (с 1961 года также руководил Этимологическим  кабинетом МГУ, где велась работа над «Этимологическим словарём русского языка»). С 1963 года — главный редактор журнала «Русский язык в школе». С 1966 года — доктор  филологических наук (с диссертацией «Очерки по русскому словообразованию»). В 1970  году возглавил НИИ Преподавания русского языка в национальной школе при Академии  педагогических наук СССР. В 1996 году в Курске состоялась первая всероссийская олимпиада школьников по  русскому языку, одним из инициаторов проведения которой выступил Н. М. Шанский. Он  же являлся членом жюри ряда олимпиад. С 1999 г. — член президиума Федерального экспертного совета Министерства образования РФ. В 2001 г. удостоен звания почётного профессора РГГУ. День четвертый «Занимательный русский язык».                                                                                                    Эпиграф:                                 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык ­                                  это клад, это достояние, переданное нам нашими                                  предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим                                 могущественным орудием: в руках умелых оно в                                 состоянии совершать чудеса.                                                                                   И.С. Тургенев Ход мероприятия Вступительное слово ведущего. 21 Сегодняшний вечер посвящён самому дорогому, что есть у народа – языку. В нашей  многонациональной стране государственным языком является русский. Послушайте, с  какой любовью говорит о нём Г.Зумакулова, кабардино­балкарская поэтесса. Чтец 1.  Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут,  На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою порой. Но, как родной, Люблю язык я русский, Он нужен мне, как небо, Каждый миг. На нем живые, трепетные чувства Открылись мне. И мир открылся в них. Чтец 2. Я поняла на русском слово «счастье», Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой… Забыв родной язык – я онемею. Утратив русский, – стану я глухой. Ведущий.  Писатели­классики от Пушкина до наших современников очень любили, хорошо знали и берегли русский язык. Послушайте, с какой любовью говорили они о нём. (Чтение высказываний сопровождается показом слайда с портретом писателя) 1­ый ученик: «Велик, могуч и прекрасен русский язык. Он сочетает в себе великолепие  испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков».  ( М. Ю. Лермонтов). 2­ой ученик: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам предками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием, в  руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». ( И. В. Тургенев). 3­ий ученик: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».  (К.Г. Паустовский). 22 4­ый ученик: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч,  выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И. Куприн). Ведущий. В игре «Грамотеи», которую мы проводим среди лучших знатоков русского  языка, примут участие две команды: «Языковеды» (7а класс) и «Лингвисты» (7б класс). 1 тур. Викторина       Какую часть слова можно в земле найти? (корень)  Сколько существует степеней сравнения? (две)  Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото) [ж] звонкий или глухой? (звонкий)   В начале слова буква ё обозначает… (два звука)   Назовите первую букву алфавита (а)  Чем кончается день и ночь? (ь) Гласных букв 10, а гласных звуков … (6) Второй тур. «Загадочный» 1. Русской речи государь По прозванию…                    (СЛОВАРЬ) 2. Всему название дано­ И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным­полно, А безымянных нету! И все, что может видеть глаз,­ Над нами и под нами,­ И все, что в памяти у нас,­ Означено…                                                                                 (СЛОВАМИ) 3. На снежном склоне Черные кони. Стоят в ряд,  С нами говорят.                                                                       (БУКВЫ) 4. В речи очень много нас! ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС! И другие тоже есть, Всех нас трудно перечесть! Твердо помните, друзья,­ В языке без нас нельзя!                                                          (ПРИСТАВКИ) 5. Все, что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. 23 У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.                                                    (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) 6. НА дороге пес сидит, ЗА дорогой столб стоит. ДО дороги добегу, ПОД дорогой пробегу. Там подземный переход. ОТ дороги ­ кот идет, У дороги – поворот. НАД  дорогой – облака. Шел К дороге пешеход Полчаса издалека. Едем С классом НА попутке, Мы В дороге будем сутки. Нам С дорогой повезло, В дождь ее не развезло. Нам В рассказе О дороге Очень помогли…                                                                  (ПРЕДЛОГИ) 7. О КОМ все думают, О ЧЕМ мечтают,­ Свои секреты мне лишь открывают. Мне без предлогов белый свет не мил, Без них, родных, и дня б я не прожил. Мое вам имя отгадать не сложно, Коль я с предлогами,  то я ­  падеж…                                                         (ПРЕДЛОЖНЫЙ) Третий тур.  «Анаграммы» Ведущий. Поиграем в анаграммы, но с одним условием: слова должны включать как можно большее количество букв из слов, которые вы видите перед собой. 1. ЦВЕТОНОЖКА  2. ПОДОРОЖНИК Игра со зрителями. Ведущий. Я буду называть слова, а вы постарайтесь сформулировать его лексическое  значение. Тот, кто ответит правильно, сможет  отдать свой балл команде, за которую  болеет! Амбиции – чрезмерное самомнение, самолюбие Аномалия – отклонение от нормы, закономерности Бартер – обмен товарами или услугами Деградация – постепенное ухудшение, упадок 24 Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны Дисплей­ экран, монитор Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными  людьми. Лаконичный – краткий Ноутбук – портативный компьютер в форме кейса Презентация –  торжественное публичное представление чего­либо или прием,  устраиваемый фирмой с целью рекламы Принтер – устройство для печати информации из компьютера Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего­либо Тинэйджер – подросток 13 до 19 лет Подведение итогов третьего тура. Четвёртый тур. «Скороговорки» Ведущий: Теперь прошу выйти капитанов каждой команды. Им предстоит выполнить  очень трудное, но очень веселое задание!   Попробуйте произнести скороговорку: «На  дворе трава, на траве дрова». Игроки по очереди произносят эту фразу. Ведущий: Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет  выполнить более трудное задание. Вы получите карточки со скороговорками. Через 30  секунд вы должны быстро произнести вслух скороговорку 2 раза и постараться сделать это без ошибок.  1. 2. мели ели. 3. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон! 4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Пятый тур.  «Редакторы»  Ведущий. Сейчас вы увидите сочинение школьника, который очень редко посещает уроки  русского языка, не учит правил, обращается с языком небрежно. Прочитайте текст. Отредактируйте его: исправьте речевые ошибки, орфографические;  расставьте правильно знаки препинания. Перепишите текст без ошибок. Житье тиграф. Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу  доставать и приказал детям не кого не  баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и  тигрица начяли бисица кусать царапать друк друга. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали. Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на Шестой тур.  Ведущий: Последний  конкурс для команд называется  «Что написано пером, того не  вырубишь топором». Задание: каждый участник должен написать небольшой диктант. Оценивется диктант по 5­ балльной системе. 25 Диктант Родной язык Я люблю уроки русского языка. На них  мы учимся понимать силу и красоту  родной речи. Подведение итогов тура, всей игры. Объявление и награждение победителей. Чтец 1: С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружен, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком. Чтец 2: Воздушно легок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык. День пятый.    «Знатоки русского языка» Цель: формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую  ценность  Задачи:  1) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,  учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности  2) расширение и систематизация научных знаний о русском языке; осознание  взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,  основных единиц и грамматических категорий русского языка 3) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира  и себя в этом мире Команды: “Энциклопедисты”, “Грамотеи”, “Исследователи”. У каждой команды эмблемы, девиз, флажки. Жюри: королева Грамматика, барон Синт, принц Морф, учитель русского языка и  литературы. Туры:  1. Орфоэпический.  2. Лексический.  3. Фразеологический.  26 4. Морфемный.  5. Морфологический.  6. Редакторский.  На экране туры, отведено место для прикрепления флажков.  У каждой команды флажки своего цвета: синий, зеленый, красный. Ход игры. Вступительное слово учителя: ­ Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на конкурс «Знатоки русского языка». Представление команд, жюри. ­ Наш турнир будет состоять из шести туров. За каждый правильный ответ вы будете  получать флажок определенного цвета (звучат фанфары). I  тур Орфоэпический. Задание на карточках. Первой отвечает команда, выполнившая быстрее  других задание. Жюри собирают и проверяют работы. Поставьте ударение в словах алфавит, звонит, досуг, упрочить, бытие, магазин,  торты, цемент. I I  тур Лексический. Задание на карточках для каждой команды индивидуальное. Оценивается  каждая команда. Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов. 1 а) Авторалли­спорт. Соревнование (гл.образом междунар.) на специально  подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на  скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.) б) Мумия (от араб. мум ­ воск)  1. труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;  2. (пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.  2. а) Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания. б) Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке (“поле”)  соперника за лицевой линией или забить в ворота. 3. а) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм,  преимущественно для показа по телевидению. б) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого­либо  сообщения, события, а также само такое событие. I I I  тур Фразеологический. Отвечает команда, быстрее других поднявшая флажок. 1.Определите род занятий людей по следующим выражениям:  войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;  разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;     шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;   через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;  27  стричь под одну гребенку;   сбоку припеку;   мертвая хватка.  (актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник) 2. Закончить пословицу или поговорку. Нет друга, так ищи, (а нашел – береги). Умный любит учиться, а (дурак – учить). Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня). Дружба дружбой – (а служба службой). Без терпенья – (нет ученья). Чтение – лучшее (учение). IV  тур Морфемный. Задание на карточках для команды индивидуальное. Оценивается каждая  команда. Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы. Копатка, колоток, лизика, мазелин, кусарики,  откнопкались, дочкастая мама, зубовный  врач. V  тур Морфологический. Блиц – опрос. Оценивается каждая команда. Задания на карточках  индивидуальное для каждой команды. 1.1. Какие части речи изменяются по лицам? а) имя прилагательное; б) местоимение; в) глагол. 2. Что называется спряжением глагола? а) изменение глагола по падежам; б) изменение глагола по родам и числам; в) изменение глагола по лицам и числам. 3.У глагола есть спряжения. Сколько их? а) одно: б) три; в) два. 2.1. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени? 2. Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица? 3. Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при  определенных условиях? 3.1. На какие вопросы отвечает прилагательное? а) Что делать? Что сделал? б) Какой? Чей? в) Когда? Где? 2. Что обозначает прилагательное? 28 а) Предмет; б) признак предмета; в) действие предмета. 3. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения? а) Притяжательные; б) качественные; в) качественные, относительные, притяжательные. VI  тур Редакторский. Задания на карточках индивидуальные для каждой команды. Оценивается каждая команда. Пока уч­ся редактируют тексты, звучит тихая  инструментальная музыка. Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические;  расставьте правильно знаки препинания. Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания. Житье тиграф. Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не  кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.  Подведение итогов. Заключительное слово учителя. 29

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2019