Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"
Оценка 4.9
Научные работы
docx
окружающий мир
4 кл
01.09.2017
Обострение экологических проблем обуславливает сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического образования. Однако современное состояние экологического образования и воспитания общества позволяет выявить явное противоречие между позитивными экокультурными установками и реальным уровнем экологической воспитанности личности. Необходимо переосмысление накопленного опыта по данной проблеме и поиск новых подходов для реализации конечной цели экологического образования – становления экологической культуры личности.
Статья. Окружающий мир. Напечатать 1..docx
Психолого – педагогические аспекты экологического
образования младших школьников
экологическое сознание,
Обострение экологических проблем обуславливает сегодня
всевозрастающее внимание к вопросам экологического образования. Однако
современное состояние экологического образования и воспитания общества
позволяет выявить явное противоречие между позитивными экокультурными
установками и реальным уровнем экологической воспитанности личности.
Необходимо переосмысление накопленного опыта по данной проблеме и
поиск новых подходов для реализации конечной цели экологического
образования – становления экологической культуры личности.
В настоящее время экологическая культура рассматривается как
система духовных ценностей, этических императивов, экономических
механизмов, правовых норм, которая формирует у общества потребности
и способы их реализации, не создающие угрозу жизни на Земле.
В качестве основных структурных компонентов экологической
культуры называются:
экологическая образованность и система
экологических знаний (естественно – научных, ценностно – нормативных,
практических),
мировоззрение,
экологические отношения, система ценностей, культура чувств, культура
экологически оправданного поведения, природоохранительная деятельность.
Мы видим, что становление экологической культуры личности
находится в прямой зависимости от развития экологического образования на
всех уровнях обучения, в том числе, его начального звена. Экологическое
образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития
личности, направленный на формирование системы знаний и умений,
ценностных ориентаций, нравственно – этических и эстетических
отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за
состояние и улучшение социо–природной сферы.
В последнее время всё более ясна необходимость усиления воздействия
на духовную сферу личности, формирование экологического мировоззрения,
мышления и сознания.
Формирование экологического мышления в современном понимании
предполагает становление экологической картины мира. Так, мы
воспринимаем мир как его регистрируют наши глаза и уши. Затем все
ощущения от органов чувств обрабатываются, оцениваются, фильтруются
нашим мозгом и направляются на создание целостного восприятия – единой
мышление, картины мира. Сначала в юном возрасте в построении картины мира
преобладают элементы мироощущения и мировосприятия, приходят
эмпирические знания и опыт повседневной жизни, затем появляются
теоретические знания, составляющие основу мировоззрения и практической
деятельности человека. Различия в чертах, относящихся к индивидуальности
людей, не могут не влиять на особенности картины мира каждого человека.
Но, именно благодаря становлению экологической картины мира возникают
идеи ответственности человека за мир, в который он включён как его
неотъемлемая часть, а также происходит осознание возможности реализовать
свой потенциал только в системе позитивных отношений с другими
элементами единой системы.
Ядром экологической культуры предстаёт экологическое сознание.
Экосознание не тождественно экологическому мышлению, так как включает в
себя, помимо рациональных компонентов, так же сферу чувств, воли,
субъективных ощущений и переживаний. Экологическое сознание, как и
способности, изначально присущи каждому человеку, но оно часто находится
в свёрнутом, нереализованном состоянии. Задача преподавателей состоит в
том, чтобы различными средствами педагогического воздействия, влияя как
на мышление учащихся, так и на его подсознательное отношение к природным
объектам, способствовать пробуждению и раскрытию экологического
сознания, его значительного креативного потенциала. Физиологи обращают
внимание на тот факт, что именно принятые на уровне подсознания
экстериоризованные по отношению к субъекту социальные нормы становятся
интериоризованными регуляторами поведения, приобретают императивный
характер. В экологическом образовании важно не упустить соединение таких
начал, как «понятие» и «образ», нейтрально – рассудочный и образно –
ассоциативный способы постижения мира. Такой подход не ограничивается
гносеологическим аспектом, в нём наряду со строго научным, рациональным и
диструктивным способом познания мира, значительную роль играют
внерациональные,
ценностные и иные компоненты
познавательной деятельности.
Однако вопрос о том, какие именно ценности и в какой мере должны
транслироваться в учебно – воспитательном процессе, до сих пор не имеет
решения. Чтобы выявить содержательное наполнение картины мира у разных
людей и назвать причины несоответствия экологической картине мира
необходимо привлечение большого числа психолого – педагогических
исследований, отражающих все аспекты этой проблемы.
интуитивные, Во многих психолого – педагогических исследованиях отмечено, что
основной чертой познавательной деятельности ребёнка является эгоцентризм,
в младенчестве ребёнок отождествляет себя с миром «Я мир»; дошкольник
выделяет себя «Я и мир»; младший школьник осознаёт способность освоения
мира «Я могу познать мир»; подросток осознаёт способность воздействовать
на мир «Я могу изменить мир»; в юношеском возрасте формируется позиция
взрослого «Я могу познать мир, я могу изменить мир, я ответственен за него».
Формирование отмеченной позиции произойдёт в том случае, если вопросами
экологического образования заниматься целенаправленно с детского возраста,
поскольку: возрастание потребности младших школьников в общении с живой
природой, повышение интереса к познанию её законов способствует
восприятию установок и мотивов деятельности, направленной на осознание
универсальной ценности природы. Усвоение данных установок и мотивов
позволит формировать убеждение в необходимости сбережения природы и
своего здоровья. Данные убеждения найдут своё выражение в потребности
детей реально участвовать в деятельности по изучению и охране природного
окружения.
Исследованиями установлено, что новым типом отношения к природе
должно стать субъектно – этическое отношение, которое характеризуется
личностной установкой на партнёрское (с позиции этических норм)
взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого
отношения может быть решена в процессе экологического образования, если
его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на
окружающую среду), а субъективный – как на ценность, как на
одухотворённый личностью «мир природы». Важнейшим компонентом такого
отношения является поступок. Формирование субъектно – этического
отношения обеспечивается системой психологических механизмов, которые
оказывают воздействие на перцептивно – эмоциональную, когнитивную и
практическую сферу личности.
Определением воспитанности младшего школьника выступает
нравственно – экологическая позиция, представляющая собой совокупность
экологически значимых ценностно – нормативных установок, эмоциональных,
поведенческих реакций и характера взаимодействия ребёнка с окружающим
миром. Формирование нравственно – экологической позиции личности
находится в зависимости от характера приобретаемого ребёнком опыта во
взаимодействии с окружающей средой, его экологический опыт (совокупность
состоявшихся экологически значимых эмоционально насыщенных взаимодействий ребёнка с окружающим миром, запечатлевшихся в его памяти
и трансформирующихся в мотивационную сферу). Реализация отмеченного
подхода предполагает наличие в педагогическом процессе трёх главных
компонентов «знания – отношения поведения».
Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"
Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"
Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"
Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.