Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"
Оценка 4.9

Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
окружающий мир
4 кл
01.09.2017
Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"
Обострение экологических проблем обуславливает сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического образования. Однако современное состояние экологического образования и воспитания общества позволяет выявить явное противоречие между позитивными экокультурными установками и реальным уровнем экологической воспитанности личности. Необходимо переосмысление накопленного опыта по данной проблеме и поиск новых подходов для реализации конечной цели экологического образования – становления экологической культуры личности.
Статья. Окружающий мир. Напечатать 1..docx
Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников   экологическое   сознание,                   Обострение   экологических   проблем   обуславливает   сегодня   всевозрастающее внимание к вопросам экологического образования. Однако современное состояние экологического образования и воспитания общества позволяет выявить явное противоречие между позитивными экокультурными установками   и   реальным   уровнем   экологической   воспитанности   личности. Необходимо   переосмысление   накопленного   опыта   по   данной   проблеме   и поиск   новых   подходов   для   реализации   конечной   цели   экологического образования – становления экологической культуры личности.             В настоящее время экологическая культура рассматривается как система   духовных   ценностей,   этических   императивов,   экономических механизмов, правовых норм, которая формирует у общества потребности и способы их реализации, не создающие угрозу жизни на Земле.                     В   качестве   основных   структурных   компонентов   экологической культуры   называются:   экологическая   образованность   и   система экологических   знаний   (естественно   –   научных,   ценностно   –   нормативных, практических),   мировоззрение, экологические   отношения,   система   ценностей,   культура   чувств,   культура экологически оправданного поведения, природоохранительная деятельность.                      Мы   видим,   что   становление   экологической   культуры   личности находится в прямой зависимости от развития экологического образования на всех уровнях обучения, в том числе, его начального звена.  Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,   направленный   на   формирование   системы   знаний   и   умений, ценностных   ориентаций,   нравственно   –   этических   и   эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социо–природной сферы.           В последнее время всё более ясна необходимость усиления воздействия  на духовную сферу личности, формирование экологического мировоззрения,  мышления и сознания. Формирование   экологического   мышления   в   современном   понимании предполагает   становление   экологической   картины   мира.   Так,   мы воспринимаем   мир   как   его   регистрируют   наши   глаза   и   уши.   Затем   все ощущения   от   органов   чувств   обрабатываются,   оцениваются,   фильтруются нашим мозгом и направляются на создание целостного восприятия – единой   мышление, картины   мира.   Сначала   в   юном   возрасте   в   построении   картины   мира преобладают   элементы   мироощущения   и   мировосприятия,   приходят эмпирические   знания   и   опыт   повседневной   жизни,   затем   появляются теоретические знания, составляющие основу мировоззрения и практической деятельности человека. Различия в чертах, относящихся к индивидуальности людей, не могут не влиять на особенности картины мира каждого человека. Но, именно благодаря становлению экологической картины мира возникают идеи   ответственности   человека   за   мир,   в   который   он   включён   как   его неотъемлемая часть, а также происходит осознание возможности реализовать свой   потенциал   только   в   системе   позитивных   отношений   с   другими элементами единой системы.                    Ядром экологической культуры предстаёт экологическое сознание. Экосознание не тождественно экологическому мышлению, так как включает в себя,   помимо   рациональных   компонентов,   так   же   сферу   чувств,   воли, субъективных   ощущений   и   переживаний.   Экологическое   сознание,   как   и способности, изначально присущи каждому человеку, но оно часто находится в свёрнутом, нереализованном состоянии. Задача преподавателей состоит в том, чтобы различными средствами педагогического воздействия, влияя как на мышление учащихся, так и на его подсознательное отношение к природным объектам,   способствовать   пробуждению   и   раскрытию   экологического сознания,  его   значительного   креативного   потенциала.   Физиологи   обращают внимание   на   тот   факт,   что   именно   принятые   на   уровне   подсознания экстериоризованные по отношению к субъекту социальные нормы становятся интериоризованными   регуляторами   поведения,   приобретают   императивный характер. В экологическом образовании важно не упустить соединение таких начал,   как   «понятие»   и   «образ»,   нейтрально   –   рассудочный   и   образно   – ассоциативный способы постижения мира. Такой подход не ограничивается гносеологическим аспектом, в нём наряду со строго научным, рациональным и диструктивным   способом   познания   мира,   значительную   роль   играют внерациональные,   ценностные   и   иные   компоненты познавательной деятельности.           Однако вопрос о том, какие именно ценности и в какой мере должны транслироваться в учебно – воспитательном процессе, до сих пор не имеет решения. Чтобы выявить содержательное наполнение картины мира у разных людей   и   назвать   причины   несоответствия   экологической   картине   мира необходимо   привлечение   большого   числа   психолого   –   педагогических исследований, отражающих все аспекты этой проблемы.   интуитивные, Во многих психолого – педагогических исследованиях отмечено, что основной чертой познавательной деятельности ребёнка является эгоцентризм, в младенчестве ребёнок отождествляет себя с миром «Я ­ мир»; дошкольник выделяет себя «Я и мир»; младший школьник осознаёт способность освоения мира «Я могу познать мир»; подросток осознаёт способность воздействовать на мир «Я могу изменить мир»; в юношеском возрасте формируется позиция взрослого «Я могу познать мир, я могу изменить мир, я ответственен за него». Формирование отмеченной позиции произойдёт в том случае, если вопросами экологического образования заниматься целенаправленно с детского возраста, поскольку: возрастание потребности младших школьников в общении с живой природой,   повышение   интереса   к   познанию   её   законов   способствует восприятию установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной   ценности   природы.   Усвоение   данных   установок   и   мотивов позволит формировать убеждение в необходимости сбережения природы и своего здоровья. Данные убеждения найдут своё выражение в потребности детей реально участвовать в деятельности по изучению и охране природного окружения.           Исследованиями установлено, что новым типом отношения к природе должно   стать   субъектно   –   этическое   отношение,   которое   характеризуется личностной   установкой   на   партнёрское   (с   позиции   этических   норм) взаимодействие   с   живыми   существами.   Проблема   формирования   такого отношения может быть решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую   среду),   а   субъективный   –   как   на   ценность,   как   на одухотворённый личностью «мир природы». Важнейшим компонентом такого отношения   является   поступок.   Формирование   субъектно   –   этического отношения обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают   воздействие   на   перцептивно   –   эмоциональную,   когнитивную   и практическую сферу личности.                      Определением   воспитанности   младшего   школьника   выступает нравственно – экологическая позиция, представляющая собой совокупность экологически значимых ценностно – нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребёнка с окружающим миром.   Формирование   нравственно   –   экологической   позиции   личности находится в зависимости от характера приобретаемого ребёнком опыта во взаимодействии с окружающей средой, его экологический опыт (совокупность состоявшихся   экологически   значимых   эмоционально   насыщенных взаимодействий ребёнка с окружающим миром, запечатлевшихся в его памяти и  трансформирующихся   в   мотивационную   сферу).  Реализация   отмеченного подхода   предполагает   наличие   в   педагогическом   процессе   трёх   главных компонентов «знания – отношения ­ поведения».

Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"

Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"

Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"

Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"

Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"

Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"

Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"

Методическая статья: "Психолого – педагогические аспекты экологического образования младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2017