Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)
Оценка 4.6

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
история +1
Взрослым
23.01.2018
Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)
В методической статье рассматриваются технологии системно-деятельностного подхода, помогающие развитию самостоятельной познавательной деятельности студентов среднего профессионального образования: метод проектов; технология коллективного обучения; проблемное обучение; технология группового обучения. Данные технологии способствуют эффективному обучению, общекультурному и личностному развитию гражданина 21 века. Приведён список использованных источников.
Развитие познавательной деятельности студентов.doc
Табакова Людмила Валентиновна, преподаватель общественных дисциплин,    ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж –  Межрегиональный центр компетенций» Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно­деятельностного обучения Современный   социальный   заказ   общества   на   образование   отражается   в новых   ФГОС,   методологической   основой   которых   является   системно­ деятельностный подход. Данный подход утверждает, что реализация социально значимой деятельности является базовой для личностного развития человека.  Системно ­ деятельностный подход ­ это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. В этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития   гармоничной,   нравственно   совершенной,   социально   активной, профессионально   компетентной   и   саморазвивающейся   личности   через активизацию внутренних резервов. Следовательно, на первый план выдвигаются такие   педагогические   технологии,   которые   обеспечивают   саморазвитие человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Наибольшими возможностями для реализации выделенных задач обладают технологии: ­ развивающее обучение                    ­ коллективная система обучения ­ проблемное обучение                      ­ модульная технология ­ разноуровневое обучение                ­ игровые методы ­ метод проекта                                   ­ метод « Портфолио» ­ обучение в сотрудничестве             ­ технология развития «критического ­ ИКТ                                                       мышления» и др. Остановимся на некоторых технологиях более подробно. Метод проектов Теоретическая   основа   внедрения   метода   проектов   в   современной России   разработана   в   трудах   Е.   С.   Полат.  Основной  целью  использования метода   проектов   в   обучении   является   развитие   творческой   активности обучающихся, формирование общих компетенций на основе самостоятельного приобретения   знаний   и   использования   их   для   решения   познавательных   и практических   задач.   Кроме   того,   проектное   обучение   способствует   решению следующих  задач:         повышает   личную уверенность обучающихся; развивает “командный   дух”,   развивает   коммуникабельность   и   умение   сотрудничать, исполнять   разные   социальные   роли;  обеспечивает   механизм   критического мышления; способствует формированию активной гражданской позиции.  Благодаря  использованию   метода   проектов  развиваются   умения:   анализа ситуации; поиска и отбора необходимой информации; моделирования ситуации; рассмотрения   стратегий   и   вариантов   действий;   принятия   решений;   выбора стратегии поведения; коммуникативных навыков; проведения социологических исследований;   умения   работать   с   источниками.  Если   выпускник   приобретет указанные выше навыки и умения, он окажется более приспособленным к жизни, умеющим работать в различных коллективах.  Самое широкое применение метод проектов должен найти в преподавании общественных дисциплин, так как   он позволяет органично сочетать знания из разных дисциплин при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, способствует воспитанию активных граждан.  Технология коллективного способа обучения К технологиям системно­деятельностного обучения относится технология коллективного   взаимообучения   А.Г.Ривина.   Дидактические   основы   КСО разработал профессор В. К. Дьяченко.  КСО – такая форма обучения, при которой все участники работают друг с другом   в   парах   и   состав   пар   периодически   меняется.   Чтобы   работа   была успешной, необходимо соблюдать правила парной работы:  ­ выработать памятку «Как работать  в парах»;  ­ обязателен разбор ошибок, анализируется ход взаимодействия; ­ обучающихся соединяют в пары с учётом выполняемого задания;   ­ при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость; ­ не принуждать, не высказывать, если кто­то не хочет работать в паре;  ­   чтобы   не   снижалась   эффективность   работы,   следует   ограничить   время совместной работы ­ 10­15 минут;   ­ не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием. Виды   работ   в   отдельно   взятой   паре:   обсуждение   чего­либо,   совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. Например,   при   изучении   темы   «Великая   Отечественная   война»,   каждый студент получает задание в рамках внеаудиторной самостоятельной работы – подготовить   сообщение   об   одном   из   Героев   войны.   Во   время   занятия обучающиеся объединяются в группы по 4 человека, где каждый рассказывает об одном Герое и выслушивает ещё три сообщения. Затем студенты переходят в другие группы. Таким образом, каждый несколько раз повторяет историю своего Героя и одновременно узнаёт о других подвигах. Положительные результаты КСО: ­   данная   технология   позволяет   плодотворно   развивать   самостоятельность   и коммуникативные умения, обеспечивает успешность каждому, развивает навыки самоорганизации,  самоконтроля, самооценки и взаимооценки; ­ в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; ­ каждый чувствует себя раскованно,  что создает ситуацию успеха; ­ обеспечивает более прочное усвоение. Проблемное обучение при изучении общественных дисциплин Вопросы   проблемного   обучения   освещаются   в   трудах   таких   известных отечественных дидактов и психологов, как М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.  Проблемное обучение – это система  проблемных ситуаций, в ходе решения которых   обучающийся   овладевает   содержанием   предмета.   Формами   решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция,   работа   с историческими документами, текстами с проблемной направленностью.   задачи   исследовательского   характера,   дискуссии, Проблемное обучение реализует следующие задачи: ­ формирует у студентов необходимую систему знаний, умений и навыков; ­ помогает достигать высокого уровня развития, способствует самообучению; ­ формирует особый стиль умственной деятельности.  К достоинствам проблемного обучения можем отнести: ­ высокую самостоятельность обучающихся; ­ формирование познавательного интереса или личностной мотивации; ­   использование   творческой   деятельности   обучающихся   посредством постановки проблемно ­ сформулированных заданий.  Условия для успешного применения проблемного обучения:  ­ проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; ­ быть доступными для студентов; ­ должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность; ­   задания   должны   быть   таковыми,   чтобы   обучаемый   не   мог   выполнить   их, опираясь   на  уже  имеющиеся   знания,  но  достаточными   для  самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. В работе с проблемными ситуациями оптимальны следующие этапы: 1. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.  При   постановке   проблемного   вопроса   учитывать   следующие   требования: сложность,   сопряжение   с   противоречиями;   увлекательность,   не   лишенная научного подхода; емкость, способность охватить широкий круг вопросов.  2. Выдвижение гипотез и выбор плана решения на основе известных способов или поиск нового решения. 3. Реализация плана решения. Разработка вопросов и заданий с учётом уровня развития студентов, характера исторического материала. 4.Проверка правильности решения с систематизацией полученной информации. Рассмотрим   на   примерах,   как   проблемные   задания   позволяют активизировать познавательный интерес обучающихся.  1.   Норманнская   теория   происхождения   Руси   утверждает,   что государственность   на   Русь   была   привнесена   извне,   варягами   (норманнами). Согласны ли вы с этой теорией? Свой ответ аргументируйте. Каковы главные причины возникновения государства? 2.   Некоторые   западные   историки   утверждают,   что   гитлеровский   план «Барбаросса»   провалился   по   трем   причинам:   из­за   военных   и   политических ошибок   А.   Гитлера,   неблагоприятных   климатических   условий   и   обширной территории СССР, а также помощи Советскому Союзу со стороны западных держав. Считаете ли вы этот перечень полным и объективным? Почему?  3. Период правления Л.И.Брежнева принято называть эпохой «застоя». Но, согласно социологическим опросам, около 60% респондентов считают, что это лучший период послевоенной истории нашего государства и многие хотели бы вернуться в ту эпоху. Так возникла   проблема «А был ли застой? Можно ли утверждать,   что   при   Брежневе   люди   жили   хорошо?».   Проведя   опрос   среди родителей и знакомых, живших в тот период, обучающиеся выделили две точки зрения.   Одна   из   них   доказывала,   что   это   годы   благополучия,   стабильности, доступности   высшего   образования   и   т.д.,   другая,   что   это   годы   дефицита, процветания   теневой   экономики,   воровства   и   т.д.   После   дискуссии   можно прийти к выводу, что по сравнению с сегодняшним днем в том периоде есть много   преимуществ,   но   если   сравнивать   с   тем,   как   должны   жить   люди   в правовом государстве, то идеализировать этот период тоже не следует.  Таким   образом,   проблемное   обучение   ­   это   особый   тип   организации учебной   работы,   позволяющий   активизировать   познавательную   деятельность обучающихся и добиваться от них более осмысленного  овладения знаниями. Достоинства технологии группового обучения  Высокой   эффективностью   с   нашей   точки   зрения   обладает   групповая технология. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин, и др. Групповая  технология ­ это технология обучения, при которой ведущей формой учебно­познавательной деятельности обучающихся является групповая. Цель   технологии   группового   обучения   –   создать   условия   для   развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений посредством выполнения группового задания.  группы   и   Групповая   форма   обучения   решает   три   основные   задачи:  ­   конкретно­познавательную,   которая   связана   с   данной   учебной   ситуацией;  ­ коммуникативно­развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки   общения   внутри     приделами;  ­   социально­ориентационную,   воспитывающую   гражданские   качества, необходимые   для   адекватной   социализации   индивида   в   сообществе.  Достоинства групповой работы: ­     в   условиях   классно­урочной   системы   этот   тип   занятий   наиболее   легко вписывается в учебный процесс;  ­  групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми обучающимися, но и их коммуникабельность, желание помочь другим;  ­ технология позволяет организовать активную самостоятельную работу.  за   её При групповой форме деятельности обучающиеся делятся на группы для решения   конкретных   учебных   задач,   каждая   группа   получает   определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под  непосредственным  руководством  лидера группы   или  преподавателя.  Как показывает практика, целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех   уровней   подготовки.   При   этом   не   менее   половины   должны   составлять обучающиеся, способные успешно заниматься самостоятельной работой.  В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.   Алгоритм организации групповой работы:       группового             работа.     задания.     к     выполнению 1.   Подготовка а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). б) Инструктаж о последовательности работы. в) Раздача дидактического материала по группам. 2.        Групповая г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе. д) Распределение заданий внутри группы. е) Индивидуальное выполнение задания. ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения).  и) Подведение итогов группового задания. 3.        Заключительная к) Сообщение о результатах работы в группах. л) Анализ познавательной задачи, рефлексия. м) Общий вывод о  работе и достижении поставленной задачи. Групповая   форма   работы   может   применяться   для   решения   почти   всех основных   дидактических   задач.   При   повторении   изученного   материала групповая работа позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом каждый   может   побывать   в   роли   преподавателя   и   в   роли   отвечающего. Взаимопроверка и самопроверка после выполнения самостоятельной работы так же дают хороший результат. В нашей практике технология группового обучения наиболее оправдала себя при   проведении работ­практикумов,   практических работ (Приложение 1).     часть. Таким   образом,   опыт   практической   апробации   технологий   системно­ деятельностного   подхода   показал,   что   данные   технологии   дают   реальную основу   не   только   для   эффективного   обучения   базовым   навыкам   учебных предметов,   но   и   для   комплексного   развития   гражданина  XXI    века, обеспечивают условия для общекультурного и личностного развития.  Литература: 1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов­на­Дону: Витраж,  2006. 2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. АПК и ППРО, М., 2007. 3.   Проектирование   уроков   на   основе   системно­деятельностного   подхода   в образовательном   процессе.   Сборник   материалов./Сост.   О.В.   Петрова,   Т.П. Савушкина; под. ред. М.И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд­во ИИУМЦ «Образование», 2011. Электронные ресурсы: ://   prostatitusnet      .  ru (дата обращения 30.07.2015). 1.   Коллективные   способы   обучения.   [Электронный   ресурс].   Режим   доступа: http  2.   Ложкина   Л.А.   Построение   процесса   обучения   на   основе   инновационных технологий:   технология   проблемного   обучения.   [Электронный   ресурс]/Л.А. Ложкина. Режим доступа: http://www.  nsportal   3.  Полат   Е.С.   Метод   проектов.   [Электронный   ресурс]   /   Е.С.   Полат.   Режим доступа: http  4.  Шубина   Т.   И.   Деятельностный   метод   в   школе   [Электронный   ресурс]/Т.И. Шубина.   Режим   доступа: (дата обращения 01.08.2015). 5. Воронцова И.А. Актуальность проблемного обучения на уроках истории в рамках   ФГОС   третьего   поколения.   [Электронный   ресурс]/И.А.   Воронцова. Режим доступа: http   http://festival.1september.ru/articles/527236/   .  ru (дата обращения 30.07.2015).   .  ru (дата обращения 01.08.2015).  ://   www   /  ioso   .  ru (дата обращения 02.08.2015).  ://   www   .  uchportal

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)

Методическая статья "Развитие познавательной деятельности студентов с применением технологий системно-деятельностного обучения" (Среднее профессиональное образование, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018