Серебряный век русской культуры
Оценка 4.7

Серебряный век русской культуры

Оценка 4.7
Лекции +1
doc
история +2
Взрослым
05.04.2018
Серебряный век русской культуры
Сере́бряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века. В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de siècle («конец века»). Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи
9. Серебряный век русской культуры.doc
Серебряный век русской культуры Серебряный век — период в истории русской культуры, хронологически  связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма.  Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после ее  завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно  оценивавшей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после  «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую  треть XIX века.  Развитие образования. Модернизация страны требовала грамотных  специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось  около 6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились  коммерческие училища и другие профессиональные заведения. Новые  технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В  Саратове открылся университет. В столицах открылись педагогические  институты. Необходимо отметить, что 60% всех студентов не являлись  дворянами. Развитие науки. Во второй половине XIX – начале ХХ в. углубился процесс  дифференциации наук, их разделение на фундаментальные и прикладные.  Потребности индустриального развития России и новые попытки  философского осмысления соотношения природы и общества накладывали  особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук. В  естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И.  Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую  теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. П.Н.  Лебедев подтвердил электромагнитную природу света. Н.Е. Жуковский  создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного  винта и др. К.Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики  обосновал возможность космических полетов. Энциклопедические труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии,  биохимии, радиологии. Крупными успехами было отмечено развитие  биологии и медицины. И.М. Павлов разработал учение о высшей нервной  деятельности и физиологии пищеварения. К.А. Тимирязев основал русскую  школу физиологии растений. Русские географы и этнографы продолжили  исследование малоизвестных стран. С.О. Макаров совершил 2 кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного  морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного  морского пути. Чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. В.О.  Ключевский оказал огромное влияние на развитие отечественной  исторической науки. Русская литература продолжала играть исключительно  важную роль в культурной жизни страны. Литература. Реалистическое направление в русской литературе на рубеже  ХХ в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин и А.И. Куприн .  Одновременно в реализме появились новые художественные качества. С этим  связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические  произведения «Макар Чудра», «Челкаш» и др. принесли известность А.М.  Горькому.  Символизм, акмеизм, футуризм. В литературе, в основном это касалось  поэзии, появляются модернистские направления: символизм, акмеизм,  футуризм. Русский символизм как литературное направление сложился на  рубеже XIX и ХХ вв. Творчество в понимании символистов – подсознательно­ интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику –  творцу. Художественным и публицистическим органом символистов был  журнал «Весы». Принято различать «старших» и «младших» символистов.   «Старшие» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский),  пришедшие в литературу в 90­е годы, проповедовали культ красоты  и  свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А.  Белый, В. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и  теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о  мире, созданном по законам вечной Красоты. В 1910 году на смену символизму пришел акмеизм (от греч. «акме» ­ высшая  степень чего­либо). Основоположниками акмеизма считаются Н.С. Гумилев и  С.М. Городецкий. Акмеисты, в отличие от символической туманности,  провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и  ясный взгляд на жизнь». Но вместе с ним они пытались утвердить, прежде  всего, эстетико­гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от  социальных проблем в своей поэзии. Однако среди акмеистов были поэты,  которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и  обрести новые идейно­художественные качества (А.А. Ахматова, С.М.  Городецкий, М.А. Зенкевич). Творчество А.А. Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Первые сборники А. Ахматовой «Вечер» и «Четки»  принесли ей огромную известность. Футуризм. Одновременно с акмеизмом в 1910­1912 гг. возник футуризм, (И.  Северянин, Б. Лавренев, Р. Ивлев, Н. Асеев, Б. Пастернак, Д. Бурлюк, В.  Маяковский, В. Хлебников). Футуризм провозглашал революцию формы,  независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова.  Футуристы отказывались от литературных традиций. Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно  отнести к определенному течению – М. Волошин и М. Цветаева. Важнейшим событием общественно­культурной жизни России в конце XIX  века было открытие в Москве художественного театра (1898 г.), основанного  К.С. Станиславским и В.И. Немировичем­Данченко. В первое время новому  театру было нелегко. Доходы от спектаклей не покрывали расходов. На  помощь пришел Савва Морозов, за пять лет вложивший в театр полмиллиона  рублей. За короткий срок в Художественном театре сложился ансамбль  замечательных актеров (В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книпер­Чехова и  др.). Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б. Вахтангова  отмечено поисками новых форм, его постановки 1911­1912 гг. носят  радостный, зрелищный характер.  В 1915 году Вахтанговым создана 3­я  студия МХАТ.  На оперных подмостках появилась плеяда замечательных «поющих актеров» ­ Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Одаренные блестящими  вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои  оперные партии, но и играли, как первоклассные актеры. Особое значение для  популяризации театрально­музыкального искусства России имела  деятельность С.П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны»,  ставшие триумфом русской культуры. На газетных полосах замелькали имена  русских танцовщиц и танцовщиков – Анны Павловой, Тамары Карсавиной,  Вацлава Нижинского.  Живопись. На рубеже XIX­ХХ веков в русской живописи происходили  значительные перемены. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко­бытового жанра.  Художники этого направления: А.П. Рябушкин, А.В. Васнецов, М.В.  Нестеров. Импрессионизм как направление представлен в работах таких  художников, как И.И. Левитан («Березовая роща», «Март»); К.А. Коровин –  самый яркий представитель русского импрессионизма («Париж»). Центральная фигура искусства рубежа веков В.А. Серов («Девушка с  персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Представителями  живописного символизма являлись М. Врубель и В. Борисов­Мусатов. М.А.  Врубель был разносторонним мастером. Он с успехом работал над  монументальными росписями, картинами, декорациями, рисунками для  витражей. Центральный образ творчества Врубеля – Демон («Демон  сидящий», «Демон поверженный»).  На рубеже веков появляется художественное объединение «Мир искусства».  Художники этого направления: К.А. Сомов, Н.А. Бенуа, Е.Е. Лансере, М.В.  Нестеров, Н.К. Рерих, С.П. Дягилев и др. «Мироискусников» тревожило  наступление промышленной эры, когда разрастались огромные города,  застроенные безликими фабричными зданиями. Их беспокоило, что искусство  вытеснялось и становилось достоянием небольшого круга «избранных». С  творчеством «мироискусников» связано возрождение книжной графики,  искусства книги.                                                                                                     В 1907 г. в Москве возникло другое художественное объединение «Голубая  роза», в которое вошли художники­символисты, последователи Борисова­ Мусатова (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян). «Голуборозовцы» испытывали  влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи –  плоскостно­декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых  решений. Значение культуры серебряного века. Таким образом, необычайное  разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные  группировки со своими программными установками отражали напряженную  общественно­политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.  В целом достижения русской культуры «серебряного века» получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами  европейских академий и научных учреждений. Отечественная наука  обогатилась рядом достижений. Имена русских путешественников остались  на географической карте мира. Развивается творчество художников,  создаются их объединения. Идут поиски новых решений и форм в  архитектуре и скульптуре. Обогащается музыкальное искусство.  Драматический театр переживает период расцвета. В  отечественной  литературе зародились новые художественные формы.

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018