Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Оценка 4.7

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Оценка 4.7
Исследовательские работы +3
doc
история
Взрослым
24.01.2018
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Статья посвящена анализу проблем церковной жизни во Владимирской епархии на рубеже XIX – ХХ веков. Тема остается практически неизученной в нашей историографии. Автор приводит важные статистические данные, обращает внимание на решение проблемы религиозно-нравственного воспитания общества на материалах Владимирской губернии. В статье рассматриваются причины падения авторитета приходского священства среди разных слоев населения. В целом статья достаточно интересна, может быть предметом для дискуссий.Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Православная церковь в конце XIX.doc
Православная церковь в конце XIX­начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий) В   конце  XIX­   начале  XXвеков     Российская   империя   переживала экономический   подъем,   но   в     духовной   сфере     ее   ждали     кардинальные религиозные реформы и перемены   в церковной жизни . В данный период Русская   Православная   Церковь   сталкивается     с   разными   трудностями. Церковь   активно борется с   сектантством, с распространением марксиско­ ленинской   идеологией среди российского народа , с пьянством и другими пороками общества.        К началу XX православных христиан в империи насчитывало 88мил человек .В 1895­1900 годах  на 1000 человек православного населения страны  рождался 51  ребенок .1   Статистические данные показывают что людей   православного вероисповедания   с каждым  годом росло . Это можно   объяснить тем  что росла численность населения исповедующая православие. В революцию , Гражданскую войну и началу советского периода  в   своей  истории Православная Русская  Церковь как она  тогда себя именовалась,   встретила , считая своими чадами ( т.е. крещенными) 117 млн.2 человек или  свыше 70 % всего населения  империи . Роль Русской  Православной Церкви  в империи была  чрезвычайно велика.  Православная Церковь через своих пастырей на местах  занималась  просветительской деятельностью т.е  обучала  грамоте в церковных школах   преподавала   школьникам, проповедовала и просвещала  взрослое население  страны и  зачитывала не грамотным крестьянам царские  указы.   Начале XX века  в условиях начавшееся модернизации  в российском  обществе  произошли существенные  социально –экономические ,  политические , культурные  сдвиги , но положение церкви в государстве , и  1 Олег Платонов Терновый Венец России . История Русского народа в XX веке томI. М.1997. стр 9. 2Розанов В.В Апокалипсис  нашего времени // Уединение М.,1990. стр.393. внутрицерковная структура и статус духовенства  практически не изменились . Синодальная церковная система , превращавшая церковь и клир в часть  государственного аппарата  ущемляла права  епархиального епископата  и  приходского духовенства. Духовенство  , сдавленное  государственной  и  духовной властью , застывшие  в традиционализме и косности ,  не   удовлетворяло  запросы   наиболее  социально активной  части крестьянства   и особенно молодежи. История   православной  церкви  в  региональном аспекте,  особенно в  такой сложный период ,  как период поздней империи  лишь  недавно  стала   предметом исследования, и до сих пор остается    малоизученной.      Положение православной церкви на региональном  уровне  не являлась  до  недавнего  времени  предметом специального исследования .Это объясняется  тем, что в подцензурной  советской исторической науке  положение Русской  православной церкви на региональном уровне  могло быть показано  с  атеистической позиции и со многими преувеличениями .    Эти   проблемы     лишь   с   недавнего   времени   стали     освещаться   в исторической науке.   Ю.   И   Белоногова   в   своей   работе     «Приходское     духовенство Московской епархии   и   крестьянский мир   в начале  XX  века»3  обосновала значение     сельского   прихода     и   приходского   духовенства,   исследовала отношения   священнослужителей     и   прихожан,     гражданского   и   духовного начальства, гражданские права   духовенства,     правовое     и   материальное положение  приходского духовенства  в начале  XX  века.          В работе о.Аркадия Гоглова «Православная Церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты»  представлена попытка   осмысления    причин   произошедшей  революционной трагедии , ее исторических  и социальных   3 Белоногова Ю. И.   Приходское  духовенство  Московской епархии  и  крестьянский мир  в начале 20 века  М.: Изд­ во ПСТГУ,  2010. истоков. Основная мысль  автора состоит в том,  что трагедии  XX  века в  России произошли  от потери русским народом   своих исконных  православных веры и традиций  . Автор  рассмотрел причины  упадка   авторитета православного священства во  Владимирской губернии начала XX  века.              В диссертационной работе Понарина Павла Валентиновича «Русская  Православная Церковь, общество и государство: проблема духовного  инакомыслия в период поздней империи и революционную эпоху. Рубеж XIX­  XX вв. ­ 1920 г.  (на материалах Тульской губернии)». Автором глубоко   проанализированы взаимоотношения церкви, общества и государства в период поздней империи. В свой работе автор  анализирует бедственное социально­ экономическое положение православного духовенства в провинции в период  поздней империи, дает развернутую характеристику системы церковного  образования , пишет о снижении образовательного уровня православного  духовенства. Основная мысль  автора состоит в том, Признание факта  превращения Русской Православной Церкви из опоры самодержавия в  наиболее слабое звено системы в период поздней империи, а также  исследование развития оппозиционных настроений среди православного  духовенства в первые десятилетия XX в.     Представленное исследование основано на изучении и анализе различных,  ранее не вводимых в научный оборот  источников, почерпнутых из двух  архивохранилищ: Центрального исторического архива Москвы и  Государственного архива Владимирской области4. Особенно богатые  материалы хранятся в фондах Московской Духовной Консистории5 и  4 ГАВО ф.556,. 5 ЦИАМ. ф.203. Владимирской духовной Консистории; важнее сведения содержатся также во  «Владимирских Епархиальных Ведомостях» за 1917 год.     Изучение   проблемы   взаимоотношения   Русской   Православной   Церкви   и общества  было  бы  невозможно  без  обращения  к  мемуарам  современников. Интересна характеристика Церкви  изучаемой эпохи, оставленная церковным иерархом ­ митрополитом Евлогием (Георгиевским) [2] . Мемуары митрополита рассказывают   о разных проблемах, с которыми он сталкивался  будучи инспектором Владимирской семинарии .  Таким образом   основные группы источников   позволяют   с разных сторон раскрыть   тему   исследования     положения     православного     духовенства     и взаимоотношения с паствой ,клиром  в  Московской епархии и Владимирской епархиях ,материальное положение  духовенства и понять в чем современники видели  причины упадка, приходской жизни начала XXвека. .        В своем исследовании мы ставим следующие задачи:  ­  выяснить, каково было   материальное положение приходского священства в   означенный период; ­ дать краткий статистический анализ двух наиболее крупных на   то время религиозных центров Российской империи.    В целом  процент  лиц духовного звания  невелик, в Московской епархии на   православного 1129   протоиереев   вероисповедания обоего пола,  тое есть  в среднем  на каждые  1163 человека   1312878   жителей     приходилось   один священник. С 1901­ до 1903 гг.   духовенство в Московской епархии составляло 114   протоиереев, 1512 священников   закончивших семинарии и богословские курсы.6  6 ЦИАМ. ф .203 оп.748. д.77Отчет  Московский Духовной Консистории  по Московской  епархии. Статистический обзор по Владимирской  епархии  по состоянию  на 1900­ й­ 1910 года говорит нам   о том, что на   1242 священника   приходилось 1400000 жителей   православного вероисповедания   обоего пола , то есть в среднем   на   1240 человек был один священник . С 1900­го­ по 1910 год духовенство      состояло  из     67 ­  протоиереев,   1173 иереев закончивших семинарии и  богословские курсы.7         Согласно   статистическим   данным   по   Российской   империи   в   1900   г. представителей   белого духовенства     и священнослужителей   было почти, 36014 тыс. человек (2230 протоиереев ,  34784  священника).Получается, что во   Владимирской   и   Московской   епархиях   находилось   8%   всех священнослужителей в империи.    На основе статистических данных можно  придти к единому мнению о том ,  что   положение православной церкви в Московской епархии было на порядок выше  чем  во Владимирской епархии. Об этом  свидетельствуют   архивные  данные  о материальном  обеспечении сельского  православного священства .  Так, например, в Московской епархии жалованье священнослужителя  1200  рублей в год   ,для дьякона 600рублей, для псаломщика 300 рублей с 1913  года , а если говорить о Владимирской епархии  ее духовенство  в основном    доход имела  от  сдачи в аренду церковной земли и требоисполнений   насчитывала от 400р­2200 рублей в год на один приход. Средний «казенный»  оклад  приходского священника в империи  равнялся  300 рублям, дьякона ­  150 и псаломщика 100 рублям  в год8.Почти 26тысят  священно­ и церковно  служителей  в России окладов не получали.9  Во Владимирской губернии  многие священно ­ и церковнослужители не получали окладов вовсе  и им  приходилось искать другие источники дохода.        7 О.Аркадий Гоглов Православная Церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты .М.:2008.стр50­51 8 Розанов, В. В. Бегство  из духовного сословия //НП .1904.№8.  9 История  России .XX век : 1894  1939 .­ М.: Астрель: АСТ, 2009  под редакцией   доктора исторических  наук Андрея Борисовича Зубова . стр 102 Из этого можно сделать вывод,   что в Московской епархии  было  централизованно  организованно  обеспечение   священно – церковнослужителей  жалованием, что нельзя сказать о Владимирской  епархии тут священник должен обеспечивать себя сам.  В Московской епархии  существовало  семи духовных училищ:   Волоколамское,  Дмитровское , Донское , Заиконоспасское , Звенигородское,  Коломенское, Перервинское,­  по  окончании которых  выпускники могли   поступить  в Свято Троицкую Московскую или Вифанскую  духовною  семинарии. Во Владимирской епархии  существовало пять духовный училищ:  Владимирское, Муромское, Переяславское, Шуйское ,­ по окончании которых выпускники могли поступить во Владимирскую  духовною  семинарию.           В   делах   консистории     за  XIX  столетие     неоднократно     встречаются документы   ,   свидетельствующие     о   том   ,   что   священство     на   приходах способствует   обращаясь к пастве с проповедью  против крепостничества.   распространению   вольнолюбивых     идей   и   настроений,      Митрополит Евлогий ( Георгиевский ), бывший инспектор  Владимирской семинарии  в конце XIX века , так описывает  положение  дел во вверенном ему  учебном  заведении:  « Семинария была огромная ( 500 семинаристов ).Дух в ней был «бурсацкий» и   в   тоже   время     крайне   либеральный   .   Дисциплину   начальство   держало строжайшую     ,   но   это   не     мешало   распутности   семинарских       нравов     и распространению  среди учащихся революционных идей. У семинаристов была не   легальная   библиотека   …   Писарев,   Чернышевский,   Заболоцкий, Решетников,   Ключевский   (   лекции   его   были   запрещены),   социал   революционная « Земля и Воля»…ходили по рукам…   ­ Я отнимал водку у семинаристов  и  строго им  выговаривал…  Бывало, вечером обходишь дортуары и вдруг слышишь … семинаристы   потихоньку играют в карты …       Случалось , в семинарии  поступали неиспорченные , хорошие мальчики , но как быстро они  попадали под влияние  старших товарищей , усваивали их вкусы  и нравы , заражались революционными идеями… Придешь,   бывало   на   молитву     ­   в   огромном   зале   стоят   человек   триста   – четыреста , и знаешь , что половина или треть  ничего общего с семинарией не имеют :   не   интереса, ни симпатии   к духовному призванию. Поют хором молитвы ,   а мне слышится ,  что поют не с религиозным  настроением , а со злым чувством ; если бы могли , разнесли бы всю семинарию» [14]       Однажды во Владимирской Духовной Семинарии произошел даже бунт         среди семинаристов. Обратимся к воспоминаниям  владыки Евлогия :               «Весной 1895 года   ( за полгода до моего приезда ) произошел взрыв клокотавшего уже негодования .            В Николин день , 9мая ,  великовозрастной ученик  второго класса, семнадцатилетний   С.   выждал   когда,     о.   Никон   (   Софийский   ,   Будущий архиепископ   Владимирский и Суздальский   , а затем экзарх Грузии.) после обедни   ушел   в   свой   цветник   ,     воспользовавшись   мгновением,     когда   тот нагнулся над клумбой ,  подбежал  и с размаху ударил его топором   по голове ... схватили преступника . Прибыл доктор , нагрянула полиция , собралась большая толпа народу , поднялся  крик … Одни ругали начальство . другие – семинаристов   .Кто   –то   кричал   «бей!».   Возбуждение   росло,   …   пришлось пригнать солдат  , жандармов… приехала прокуратура . Вид   крови   и   зловещие     признаки     предстоящей   расправы     ожесточили семинаристов:   они   озверели   на   следующую   ночь     чуть   было   не   закололи вилами     помощника     инспектора…   Семинарию   спешно   закрыли   …   75 семинаристов исключили» [15] Вот к таким печальным последствиям   приводили ,к сожалению , увлечения революционными идеями во Владимирской губернии   . При Московской епархии  под председательством епископа Дмитровского  Трифона  было создано Кирило­Мифодиевское  братство .В епархии    действовали его 15 отделений , в которых  было 30 пожизненных членов,203  действующих и 550 соревнователей .Братство издавало массовым тиражом  брошюры  и листовки , распространяло их среди верующих  более 362 тысячи  книг религиозно ­ нравственно содержания . Под патронажем братства   действовали  538  церковноприходских школ  , в том числе  70  школ грамоты  и 14  воскресных школ , в которых обучалось 26 060 учащихся . Кроме   общеобразовательных предметов  учащиеся занимались вышиванием ,  столярным и переплетным делом ,изучали основы агрономии  и пчеловодства , при  приходских церквах  имелось 57 библиотек  в основном с книгами   духовно ­нравственного содержания только по русской и церковной истории10 . Некоторые   отделения братства  имели бесплатные библиотеки11.   Братство   во   имя       святого   благоверного     князя   Александра   Невского­ занимается : Церковными  школами .Содержит  школу    иконописания. Устраивает  курсы церковного пения .    Борется с расколом   и сектантством, причем   миссионерская деятельность в   этом     направлении   осуществляется   не     только   духовенством  ­   есть   три миссионера  из крестьянского сословия .   Борется с различными пороками  общества , в частности, в1914 году  введена миссионерская   должность     для   борьбы   в   епархии   с   пьянством   и алкоголизмом. Занимается миссионерской деятельностью .   10 ЦИАМ. ф .203 оп.748. д.88 Л.25 ­26. 11 ЦИАМ. ф .203 оп.748. д.88.Л.19.39­41,46­48. Братство   имеет     30   отделений   с   библиотеками.   При   Братстве   учреждено церковно   –   историческое     древнехранилище   (   250   древних   рукописей     и старопечатных     книг.   Проводит   душеспасительные   чтения.   В   1891   году открыта  школа попечительства с учебной пасекой .    В конце XIX – начале XX  Русская Православная Церковь   переживала   самый  трудный период в своей истории в которой были и революции ,  и  религиозные реформы ,  и непрестанная  борьба  с сектантством ,а также  бесконечное налаживание отношений между  священством и  теряющим Бога   народом.

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)

Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков  (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018