Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Оценка 4.7
Исследовательские работы +3
doc
история
Взрослым
24.01.2018
Статья посвящена анализу проблем церковной жизни во Владимирской епархии на рубеже XIX – ХХ веков. Тема остается практически неизученной в нашей историографии. Автор приводит важные статистические данные, обращает внимание на решение проблемы религиозно-нравственного воспитания общества на материалах Владимирской губернии. В статье рассматриваются причины падения авторитета приходского священства среди разных слоев населения. В целом статья достаточно интересна, может быть предметом для дискуссий.Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Православная церковь в конце XIX.doc
Православная церковь в конце XIXначале XX веков
(на материалах Московской и Владимирской епархий)
В конце XIX начале XXвеков
Российская империя переживала
экономический подъем, но в духовной сфере ее ждали кардинальные
религиозные реформы и перемены в церковной жизни . В данный период
Русская Православная Церковь сталкивается с разными трудностями.
Церковь активно борется с сектантством, с распространением марксиско
ленинской идеологией среди российского народа , с пьянством и другими
пороками общества.
К началу XX православных христиан в империи насчитывало 88мил человек
.В 18951900 годах на 1000 человек православного населения страны
рождался 51 ребенок .1 Статистические данные показывают что людей
православного вероисповедания с каждым годом росло . Это можно
объяснить тем что росла численность населения исповедующая православие.
В революцию , Гражданскую войну и началу советского периода в своей
истории Православная Русская Церковь как она тогда себя именовалась,
встретила , считая своими чадами ( т.е. крещенными) 117 млн.2 человек или
свыше 70 % всего населения империи .
Роль Русской Православной Церкви в империи была чрезвычайно велика.
Православная Церковь через своих пастырей на местах занималась
просветительской деятельностью т.е обучала грамоте в церковных школах
преподавала школьникам, проповедовала и просвещала взрослое население
страны и зачитывала не грамотным крестьянам царские указы.
Начале XX века в условиях начавшееся модернизации в российском
обществе произошли существенные социально –экономические ,
политические , культурные сдвиги , но положение церкви в государстве , и
1 Олег Платонов Терновый Венец России . История Русского народа в XX веке томI. М.1997. стр 9.
2Розанов В.В Апокалипсис нашего времени // Уединение М.,1990. стр.393. внутрицерковная структура и статус духовенства практически не изменились
. Синодальная церковная система , превращавшая церковь и клир в часть
государственного аппарата ущемляла права епархиального епископата и
приходского духовенства. Духовенство , сдавленное государственной и
духовной властью , застывшие в традиционализме и косности , не
удовлетворяло запросы наиболее социально активной части крестьянства
и особенно молодежи.
История православной церкви в региональном аспекте, особенно в
такой сложный период , как период поздней империи лишь недавно стала
предметом исследования, и до сих пор остается малоизученной.
Положение православной церкви на региональном уровне не являлась до
недавнего времени предметом специального исследования .Это объясняется
тем, что в подцензурной советской исторической науке положение Русской
православной церкви на региональном уровне могло быть показано с
атеистической позиции и со многими преувеличениями .
Эти проблемы лишь с недавнего времени стали освещаться в
исторической науке.
Ю. И Белоногова в своей работе
«Приходское
духовенство
Московской епархии и крестьянский мир в начале XX века»3 обосновала
значение сельского прихода и приходского духовенства, исследовала
отношения священнослужителей и прихожан, гражданского и духовного
начальства, гражданские права духовенства, правовое и материальное
положение приходского духовенства в начале XX века.
В работе о.Аркадия Гоглова «Православная Церковь на Владимирщине в
годы безбожной смуты» представлена попытка осмысления причин
произошедшей революционной трагедии , ее исторических и социальных
3 Белоногова Ю. И. Приходское духовенство Московской епархии и крестьянский мир в начале 20 века
М.: Изд во ПСТГУ, 2010. истоков. Основная мысль автора состоит в том, что трагедии XX века в
России произошли от потери русским народом своих исконных
православных веры и традиций . Автор рассмотрел причины упадка
авторитета православного священства во Владимирской губернии начала XX
века.
В диссертационной работе Понарина Павла Валентиновича «Русская
Православная Церковь, общество и государство: проблема духовного
инакомыслия в период поздней империи и революционную эпоху. Рубеж XIX
XX вв. 1920 г. (на материалах Тульской губернии)». Автором глубоко
проанализированы взаимоотношения церкви, общества и государства в период
поздней империи. В свой работе автор анализирует бедственное социально
экономическое положение православного духовенства в провинции в период
поздней империи, дает развернутую характеристику системы церковного
образования , пишет о снижении образовательного уровня православного
духовенства. Основная мысль автора состоит в том, Признание факта
превращения Русской Православной Церкви из опоры самодержавия в
наиболее слабое звено системы в период поздней империи, а также
исследование развития оппозиционных настроений среди православного
духовенства в первые десятилетия XX в.
Представленное исследование основано на изучении и анализе различных,
ранее не вводимых в научный оборот источников, почерпнутых из двух
архивохранилищ: Центрального исторического архива Москвы и
Государственного архива Владимирской области4. Особенно богатые
материалы хранятся в фондах Московской Духовной Консистории5 и
4 ГАВО ф.556,.
5 ЦИАМ. ф.203. Владимирской духовной Консистории; важнее сведения содержатся также во
«Владимирских Епархиальных Ведомостях» за 1917 год.
Изучение проблемы взаимоотношения Русской Православной Церкви и
общества было бы невозможно без обращения к мемуарам современников.
Интересна характеристика Церкви изучаемой эпохи, оставленная церковным
иерархом митрополитом Евлогием (Георгиевским) [2]
. Мемуары митрополита рассказывают о разных проблемах, с которыми он
сталкивался будучи инспектором Владимирской семинарии .
Таким образом основные группы источников позволяют с разных сторон
раскрыть тему исследования положения православного духовенства и
взаимоотношения с паствой ,клиром в Московской епархии и Владимирской
епархиях ,материальное положение духовенства и понять в чем современники
видели причины упадка, приходской жизни начала XXвека. .
В своем исследовании мы ставим следующие задачи:
выяснить, каково было материальное положение приходского священства
в означенный период;
дать краткий статистический анализ двух наиболее крупных на то время
религиозных центров Российской империи.
В целом процент лиц духовного звания невелик, в Московской епархии на
православного
1129 протоиереев
вероисповедания обоего пола, тое есть в среднем на каждые 1163 человека
1312878 жителей
приходилось
один священник. С 1901 до 1903 гг. духовенство в Московской епархии
составляло 114 протоиереев, 1512 священников закончивших семинарии и
богословские курсы.6
6 ЦИАМ. ф .203 оп.748. д.77Отчет Московский Духовной Консистории по Московской епархии. Статистический обзор по Владимирской епархии по состоянию на 1900
й 1910 года говорит нам о том, что на 1242 священника приходилось
1400000 жителей православного вероисповедания обоего пола , то есть в
среднем на 1240 человек был один священник . С 1900го по 1910 год
духовенство состояло из 67 протоиереев, 1173 иереев закончивших
семинарии и богословские курсы.7
Согласно статистическим данным по Российской империи в 1900 г.
представителей белого духовенства и священнослужителей было почти,
36014 тыс. человек (2230 протоиереев , 34784 священника).Получается, что
во Владимирской и Московской епархиях находилось 8% всех
священнослужителей в империи.
На основе статистических данных можно придти к единому мнению о том ,
что положение православной церкви в Московской епархии было на порядок
выше чем во Владимирской епархии. Об этом свидетельствуют архивные
данные о материальном обеспечении сельского православного священства .
Так, например, в Московской епархии жалованье священнослужителя 1200
рублей в год ,для дьякона 600рублей, для псаломщика 300 рублей с 1913
года , а если говорить о Владимирской епархии ее духовенство в основном
доход имела от сдачи в аренду церковной земли и требоисполнений
насчитывала от 400р2200 рублей в год на один приход. Средний «казенный»
оклад приходского священника в империи равнялся 300 рублям, дьякона
150 и псаломщика 100 рублям в год8.Почти 26тысят священно и церковно
служителей в России окладов не получали.9 Во Владимирской губернии
многие священно и церковнослужители не получали окладов вовсе и им
приходилось искать другие источники дохода.
7 О.Аркадий Гоглов Православная Церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты .М.:2008.стр5051
8 Розанов, В. В. Бегство из духовного сословия //НП .1904.№8.
9 История России .XX век : 1894 1939 . М.: Астрель: АСТ, 2009 под редакцией доктора исторических
наук Андрея Борисовича Зубова . стр 102 Из этого можно сделать вывод, что в Московской епархии было
централизованно организованно обеспечение священно –
церковнослужителей жалованием, что нельзя сказать о Владимирской
епархии тут священник должен обеспечивать себя сам.
В Московской епархии существовало семи духовных училищ:
Волоколамское, Дмитровское , Донское , Заиконоспасское , Звенигородское,
Коломенское, Перервинское, по окончании которых выпускники могли
поступить в Свято Троицкую Московскую или Вифанскую духовною
семинарии.
Во Владимирской епархии существовало пять духовный училищ:
Владимирское, Муромское, Переяславское, Шуйское , по окончании которых
выпускники могли поступить во Владимирскую духовною семинарию.
В делах консистории за XIX столетие неоднократно встречаются
документы , свидетельствующие о том , что священство на приходах
способствует
обращаясь к пастве с проповедью против крепостничества.
распространению вольнолюбивых
идей и настроений,
Митрополит Евлогий ( Георгиевский ), бывший инспектор Владимирской
семинарии в конце XIX века , так описывает положение дел во вверенном
ему учебном заведении:
« Семинария была огромная ( 500 семинаристов ).Дух в ней был «бурсацкий»
и в тоже время крайне либеральный . Дисциплину начальство держало
строжайшую , но это не мешало распутности семинарских нравов и
распространению среди учащихся революционных идей. У семинаристов была
не легальная библиотека … Писарев, Чернышевский, Заболоцкий,
Решетников, Ключевский ( лекции его были запрещены), социал
революционная « Земля и Воля»…ходили по рукам…
Я отнимал водку у семинаристов и строго им выговаривал… Бывало,
вечером обходишь дортуары и вдруг слышишь … семинаристы потихоньку
играют в карты …
Случалось , в семинарии поступали неиспорченные , хорошие мальчики ,
но как быстро они попадали под влияние старших товарищей , усваивали их
вкусы и нравы , заражались революционными идеями…
Придешь, бывало на молитву в огромном зале стоят человек триста –
четыреста , и знаешь , что половина или треть ничего общего с семинарией не
имеют : не интереса, ни симпатии к духовному призванию. Поют хором
молитвы , а мне слышится , что поют не с религиозным настроением , а со
злым чувством ; если бы могли , разнесли бы всю семинарию» [14]
Однажды во Владимирской Духовной Семинарии произошел даже бунт
среди семинаристов. Обратимся к воспоминаниям владыки Евлогия :
«Весной 1895 года ( за полгода до моего приезда ) произошел взрыв
клокотавшего уже негодования .
В Николин день , 9мая , великовозрастной ученик второго класса,
семнадцатилетний С. выждал когда, о. Никон ( Софийский , Будущий
архиепископ Владимирский и Суздальский , а затем экзарх Грузии.) после
обедни ушел в свой цветник , воспользовавшись мгновением, когда тот
нагнулся над клумбой , подбежал и с размаху ударил его топором по голове
... схватили преступника . Прибыл доктор , нагрянула полиция , собралась
большая толпа народу , поднялся крик … Одни ругали начальство . другие –
семинаристов .Кто –то кричал «бей!». Возбуждение росло, … пришлось
пригнать солдат , жандармов… приехала прокуратура .
Вид крови и зловещие признаки предстоящей расправы ожесточили
семинаристов: они озверели на следующую ночь чуть было не закололи
вилами помощника инспектора… Семинарию спешно закрыли … 75 семинаристов исключили» [15]
Вот к таким печальным последствиям приводили ,к сожалению , увлечения
революционными идеями во Владимирской губернии .
При Московской епархии под председательством епископа Дмитровского
Трифона было создано КирилоМифодиевское братство .В епархии
действовали его 15 отделений , в которых было 30 пожизненных членов,203
действующих и 550 соревнователей .Братство издавало массовым тиражом
брошюры и листовки , распространяло их среди верующих более 362 тысячи
книг религиозно нравственно содержания . Под патронажем братства
действовали 538 церковноприходских школ , в том числе 70 школ грамоты
и 14 воскресных школ , в которых обучалось 26 060 учащихся . Кроме
общеобразовательных предметов учащиеся занимались вышиванием ,
столярным и переплетным делом ,изучали основы агрономии и пчеловодства ,
при приходских церквах имелось 57 библиотек в основном с книгами
духовно нравственного содержания только по русской и церковной истории10
. Некоторые отделения братства имели бесплатные библиотеки11.
Братство во имя святого благоверного князя Александра Невского
занимается :
Церковными школами .Содержит школу иконописания. Устраивает курсы
церковного пения .
Борется с расколом и сектантством, причем миссионерская деятельность
в этом направлении осуществляется не только духовенством есть три
миссионера из крестьянского сословия .
Борется с различными пороками общества , в частности, в1914 году введена
миссионерская должность
для борьбы в епархии с пьянством и
алкоголизмом. Занимается миссионерской деятельностью .
10 ЦИАМ. ф .203 оп.748. д.88 Л.25 26.
11 ЦИАМ. ф .203 оп.748. д.88.Л.19.3941,4648. Братство имеет 30 отделений с библиотеками. При Братстве учреждено
церковно – историческое древнехранилище ( 250 древних рукописей и
старопечатных книг. Проводит душеспасительные чтения. В 1891 году
открыта школа попечительства с учебной пасекой .
В конце XIX – начале XX Русская Православная Церковь переживала
самый трудный период в своей истории в которой были и революции , и
религиозные реформы , и непрестанная борьба с сектантством ,а также
бесконечное налаживание отношений между священством и теряющим Бога
народом.
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Статья на тему : Православная церковь в конце XIX-начале XX веков (на материалах Московской и Владимирской епархий)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.