В течение XIX – начала XX вв. численность духовных учебных заведений и обучавшихся в них не претерпела существенных изменений (см. Таблицу 6). Усиление реакционного правительственного курса, главным образом в сфере просвещения и цензуры, в последнее пятилетие царствования Александра I почти не коснулось духовного образования. ... Несмотря на неблагоприятные явления в жизни православной духовной школы, обусловленные изменениями в политическом курсе российского самодержавия, заслуги ее в развитии культуры и вообще в духовной жизни страны были несомненно.
Введение
В XIX и в начале XX века Россия входила в период воин , реформ и
общественного вольнодумия и религиозного нигилизма не только среди
интелегенции но и среди простого народа. И для решения этих проблем
стране были нужны образованные и крепкие в вере пастыри .
В данной работе мы поставили следующие задачи
Как развивались духовные школы в означенный период .
какие проводились реформы в богословском образовании.
какова была пастырская подготовка в духовных учебных заведениях в
России.
В данной работе мы рассмотрим жизнь русского богословского образования и
богословской науки в XIX —начале XX века. Богословское образование и
наука в обозначенный период была многосложна и многообразна, поэтому на
этом периоде мы остановимся более подробно.
Духовная школа в XIX — начале XX в.
Данная работа будет посвящена духовной школе в России XIX —
начала XX в. Следует пояснить само понятие «духовная школа» это школа,
в которой проходит подготовка кадров для духовного служения, т.е.
пастырей Церкви. В XVIII — начале XX в. понятие «духовная школа» имело
следующую смысловую нагрузку — школа для образования детей
священнослужителей и церковнослужителей, т.е. юношества духовного
сословия.
Духовная школа всегда была чрезвычайно важна для Церкви. В ней
формировался епископат, духовенство, решались научнобогословские и
церковнопрактические проблемы. В XIX — начале XX в. в России духовная
1школа занимала важное место не только в жизни Церкви, но и в жизни
государства. Духовная школа, хотя и составляла самостоятельную систему,
являлась частью российского научнообразовательного пространства. И
только в духовных академиях можно было получить православное высшее
богословское образование.
Духовноучебная реформа 1808–1814 г. Создание в России духовно
учебной системы.
К началу XIX в. практически в каждой епархии Русской Православной
Церкви существовали духовные школы, однако с их деятельностью было
связано немало проблем. Прежде всего, серьезные проблемы были связаны с
духовноучебным процессом. Богословие к этому времени понималось как
профильный предмет духовной школы, но уровень его преподавания в
большинстве духовных школ был недостаточно высок. Духовные школы
находились в епархиальном подчинении, и учебный процесс в них
определялся местонахождением и духовноучебными взглядами
епархиального архиерея, его умением найти талантливых учителей. Поэтому
школы преимущественно были в центральных епархиях и имели достаточно
высокий богословский уровень, а другие — в удаленных епархиях — низкий.
Одной из специфических черт русского богословия было его особое
положение в системе отечественной науки. Академия наук и Московский
университет не занимались научным развитием богословия, эта задача
возлагалась исключительно на духовные школы. Их разрозненность и
нечеткость стоящих перед ними задач препятствовали развитию науки.
К началу XIX в. стало понятно , что произошли существенные
изменения в развитии богословской возможны лишь при условии
централизации духовных школ, которая и была проведена реформой 1808–
1814 гг. В результате реформы духовная школа была разделена на четыре
2ступени, перед каждой из которых были поставлены свои конкретные задачи.
Две первые ступени (приходские и уездные училища) должны были готовить
церковнослужителей, псаломщиков и дьячконов. Средняя школа (семинария)
готовила священнослужителей, четыре академии — кадры для научно
богословской и духовноучебной деятельности[1].
Таким образом, в начале XIX в. в России сформировалась целостная
духовноучебная система, которая имела несколько образовательных уровней.
Одной из основных задач этой системы была подготовка духовенства, другой
— развитие богословской науки.
Развитие духовных академий в XIX — начале XX в.
Особая роль в духовноучебной системе принадлежала ее высшей
ступени – духовным академиям. Они должны были стать богословскими
университетами и центрами разработки богословской науки, экспертно
научными, учебнометодическими и административными центрами[2]. Так как
в задачи академий включалась и подготовка к высшим церковным
должностям, академии должны были стать и высшими пастырскими школами.
XIX — начало XX в. можно назвать эпохой реформ для духовной
школы в целом и ее высшей ступени, в частности: после первой реформы
1808–1814 гг., академии претерпели преобразования в 1869, 1884, и 1910–
1911 гг. Каждая из этих реформ вводила чтото новое в деятельность
духовных академий. В результате реформы 1869 г. в академиях была
проведена внутренняя специализация, введены отделения (богословское,
церковноисторическое, церковнопрактическое), что на время решило
проблему многопредметности и обеспечило студентам возможность
углубленных занятий в определенной области богословия. Следует отметить,
что в период разработки реформы 1869 г. русскими богословами и
3церковными деятелями учитывался опыт немецких университетов, прежде
всего, Берлинского[3].
Реформа 1884 г. усилила связь академий с церковной жизнью,
способствовала активизации проповеднической, миссионерской, церковно
просветительской деятельности преподавателей и выпускников духовных
школ. К началу XX в. высшая духовная школа достигла определенной
зрелости, как в учебном, так и в научном отношении.
Пастырская подготовка в православных духовных академиях в России в
XIX — начале XX в.
Хотя академии не являлись пастырскими школами в непосредственном
смысле, задача пастырской подготовки не была им чужда. Академии готовили
к высшим церковным должностям и к преподаванию в духовных семинариях
— пастырских школах. Сочетание в академиях пастырской подготовки и
развития богословской науки составляло немалую проблему.
Структура пастырской подготовки в духовных академиях
Пастырскую подготовку в духовных академиях можно условно
разделить на две составляющих. «Официальную», проводимую в рамках
учебного процесса, и «неофициальную» — самостоятельную студенческую
инициативу. «Официальная» пастырская подготовка состояла из лекций по
пастырскому богословию и связанным с ним предметам (гомилетике,
педагогике, литургике, каноническому праву); составление студентами
проповедей; участии в богослужении; подготовки некоторыми студентами
выпускных работ на пастырские темы.
Стержнем пастырской подготовки являлось пастырское богословие. На
протяжении многих лет велся поиск наиболее удачной его реализации,
4отвечающей задачам высшей духовной школы. Определялся круг его
источников, методов и перспектив научного развития. Дополнительной
сложностью было то, что Пастырское богословие соединялось в одну кафедру
либо с гомилетикой (по Уставу 1869 г.), либо с педагогикой (по Уставу 1884
г.) Наконец, Устав 1910–1911 г. соединил Пастырское богословие с
аскетикой, что отвечало общей тенденции тех лет[4].
Составление проповедей всегда было обязательным для студентов
духовных академий — менялось только их количество. Студенты
академий, увлеченные научными занятиями, не всегда ревностно
относились к составлению проповедей.
Многое зависело от
преподавателей пастырского богословия и гомилетики, а также от ректора
академии. Так, будущий митрополит Антоний (Храповицкий), будучи
инспектором СПбДА, затем ректором МДА (1890–1895) и КАзДА (1895–
1900), всегда способствовал активизации пастырской подготовки в этих
академиях.
Инициатива студентов по подготовке к дальнейшему служению
выражалась в организации проповеднических и пастырских кружков. Так
при Московской Духовной Академии было создано Пастырско
просветительское братство, члены которого проводили народные чтения,
внебогослужебные беседы, преподавали в воскресной академической
школе.
Дискуссии по вопросам пастырской подготовки в духовных академиях
Проблемы, связанные с пастырской подготовкой в высшей духовной
школе, ее сочетание с научной задачей академий вызывали неоднократные
дискуссии и в самих академиях, и на общецерковном уровне. Так в 1909
г. при подготовке нового Устава духовных академий был поставлен
вопрос: что является их главной задачей — приготовление к пастырскому
5служению или к научной деятельности? Хотя большинство участников
дискуссии считали, непосредственная задача академий — подготовка
учителей для будущих пастырей и ученых богословов[5], окончательный
вариант Устава 1910 г. все же указывал, что церковнопастырское
служение является преимущественным для выпускников академий.
Таким образом, вопрос о пастырском предназначении духовных
академий и его сочетании с научной деятельностью был актуален на
протяжении XIX — начала XX в. Эта проблема достаточно актуальна и
для современной высшей духовной школы.
Заключение
Российское богословское образование в период XIX – начала XX в.
вышло на новый уровень . С помощью проведенных реформ, духовные школы
начали давать нужный результат , но в начале двадцатого столетия в
общество попадает под влияние социалистических идей, которые так же
затрагивают
Митрополит Евлогий
духовные учебные заведения.
(Георгиевский) говорит о последствиях влияния социалистических идей на
учеников семинарий и академий. «Что в начале XX века духовные
семинарии не давали достаточно числа кандидатов священников. Во многих
епархиях отмечался их недостаток, а многие семинаристы, особенно в
Сибири, не хотели принимать священнического сана. Благовещенская
семинария, например, за 10 лет не выпустила ни одного священника.
Религиозный энтузиазм в семинарии потух, молодежь устремилась на
гражданскую службу, на прииски, в промышленные предприятия. В
результате, на одного священника в начале XX века приходилось более двух
тысяч православных мирян»[6].
6Библиография:
1) См.: Сухова Н. Ю.
Духовноучебная реформа 1808–1814 гг. и
становление высшей духовной школы в России // Сухова Н. Ю.
Вертоград наук духовный. Сборник статей по истории высшего
духовного образования в России. М., 2007. С. 25–26.
2) См. там же. С. 29–31.
3) См.: Сухова Н. Ю. К 200летию первой реформы высшей духовной
школы в России: Путь науки и служения // XX Ежегодная Богословская
конференция
ПСТГУ.http://pstgu.ru/scientific/conference/xx/autumn/chronicle/plenary_r
eport/.См.:Сухова Н.Ю. Пастырское богословие.
4) См.: Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной
школе (XVIII — начало XX в.) // Вестник Православного Свято
Тихоновского гуманитарного университета. I: Богословие. Философия.
2009. Вып. 1 (25). С. 25–43.
5) См.: Сухова Н. Ю. Дискуссия 1909 г. о проблемах высшего духовного
образования и богословской науки // Вестник Православного Свято
Тихоновского гуманитарного университета.
Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 32–57.
II: История. История
76) История России .XX век : 1894 1939 . М., 2009 под редакцией
доктора исторических наук Андрея Борисовича Зубова . стр. 103.
8