Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Оценка 4.7

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Оценка 4.7
Книги +2
doc
история +1
Взрослым
25.04.2018
Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
В течение XIX – начала XX вв. численность духовных учебных заведений и обучавшихся в них не претерпела существенных изменений (см. Таблицу 6). Усиление реакционного правительственного курса, главным образом в сфере просвещения и цензуры, в последнее пятилетие царствования Александра I почти не коснулось духовного образования. ... Несмотря на неблагоприятные явления в жизни православной духовной школы, обусловленные изменениями в политическом курсе российского самодержавия, заслуги ее в развитии культуры и вообще в духовной жизни страны были несомненно.
реферат.doc
Введение     В XIX и в начале XX   века   Россия  входила  в период  воин , реформ  и общественного     вольнодумия   и   религиозного   нигилизма     не   только   среди интелегенции но и среди   простого народа. И   для решения этих   проблем стране были нужны  образованные  и крепкие в вере пастыри .   В данной работе мы поставили следующие  задачи ­ Как  развивались духовные школы в означенный период . ­ какие проводились реформы  в богословском образовании.  ­какова  была пастырская   подготовка   в духовных учебных заведениях   в России.  В данной работе мы рассмотрим  жизнь русского богословского образования и богословской науки в  XIX  —начале  XX  века. Богословское образование и наука  в обозначенный период  была многосложна и многообразна, поэтому на этом периоде мы остановимся более подробно.         Духовная школа в XIX — начале XX в.  Данная работа будет посвящена     духовной школе в России  XIX  — начала XX в.  Следует пояснить само понятие «духовная школа» ­это школа, в   которой   проходит   подготовка   кадров   для   духовного   служения,   т.е. пастырей Церкви. В XVIII — начале XX в. понятие «духовная школа» имело следующую   смысловую   нагрузку   —   школа   для   образования   детей священнослужителей   и   церковнослужителей,   т.е.   юношества   духовного сословия.  Духовная   школа   всегда   была   чрезвычайно   важна   для   Церкви.   В   ней формировался   епископат,   духовенство,   решались   научно­богословские   и церковно­практические проблемы. В XIX — начале XX в. в России духовная 1 школа   занимала   важное   место   не   только   в   жизни   Церкви,   но   и   в   жизни государства. Духовная школа, хотя и составляла самостоятельную систему, являлась   частью   российского   научно­образовательного   пространства.   И только в духовных  академиях  можно было  получить православное   высшее богословское образование.     Духовно­учебная   реформа   1808–1814   г.   Создание   в   России   духовно­ учебной системы. К началу XIX в. практически в каждой епархии Русской Православной Церкви   существовали   духовные   школы,   однако   с   их   деятельностью   было связано немало проблем. Прежде всего, серьезные проблемы были связаны с духовно­учебным процессом. Богословие  к этому времени понималось  как профильный   предмет   духовной   школы,   но   уровень   его   преподавания   в большинстве   духовных   школ   был   недостаточно   высок.   Духовные   школы находились   в   епархиальном   подчинении,   и   учебный   процесс   в   них определялся   местонахождением   и   духовно­учебными   взглядами епархиального архиерея, его умением найти талантливых учителей. Поэтому школы преимущественно были  в центральных епархиях и имели достаточно высокий богословский уровень, а другие — в удаленных епархиях — низкий.  Одной  из  специфических  черт  русского  богословия   было  его  особое положение   в   системе   отечественной   науки.   Академия   наук   и   Московский университет   не   занимались   научным   развитием   богословия,   эта   задача возлагалась   исключительно   на   духовные   школы.   Их   разрозненность   и нечеткость стоящих перед ними  задач препятствовали развитию науки.  К   началу  XIX  в.   стало   понятно   ,   что   произошли   существенные изменения   в   развитии   богословской   возможны   лишь   при   условии централизации духовных школ, которая и была проведена реформой 1808– 1814 гг. В результате   реформы духовная школа была разделена на четыре 2 ступени, перед каждой из которых были поставлены свои конкретные задачи. Две первые ступени (приходские и уездные училища) должны были готовить церковнослужителей, псаломщиков и дьячконов. Средняя школа (семинария) готовила   священнослужителей,   четыре   академии   —   кадры   для   научно­ богословской и духовно­учебной деятельности[1]. Таким образом, в начале  XIX  в. в России сформировалась целостная духовно­учебная система, которая имела несколько образовательных уровней. Одной из основных задач этой системы была подготовка духовенства, другой — развитие богословской науки.  Развитие духовных академий в XIX — начале XX в. Особая   роль   в   духовно­учебной   системе   принадлежала   ее   высшей ступени   –   духовным   академиям.   Они   должны   были   стать   богословскими университетами   и   центрами   разработки   богословской   науки,   экспертно­ научными, учебно­методическими и административными центрами[2]. Так как в   задачи   академий   включалась   и   подготовка   к   высшим   церковным должностям, академии должны были стать и высшими пастырскими школами.  XIX  —   начало  XX  в.   можно   назвать   эпохой   реформ   для   духовной школы в целом и ее высшей ступени, в частности: после первой реформы 1808–1814 гг., академии претерпели преобразования в 1869, 1884, и 1910– 1911   гг.   Каждая   из   этих   реформ   вводила   что­то   новое   в   деятельность духовных   академий.   В   результате   реформы   1869   г.   в   академиях   была проведена   внутренняя   специализация,   введены   отделения   (богословское, церковно­историческое,   церковно­практическое),   что   на   время   решило проблему   многопредметности   и   обеспечило   студентам   возможность углубленных занятий в определенной области богословия. Следует отметить, что   в   период   разработки   реформы   1869   г.   русскими   богословами   и 3 церковными   деятелями   учитывался   опыт   немецких   университетов,   прежде всего, Берлинского[3].  Реформа   1884   г.   усилила   связь   академий   с   церковной   жизнью, способствовала   активизации   проповеднической,   миссионерской,   церковно­ просветительской   деятельности   преподавателей   и   выпускников   духовных школ.   К   началу  XX  в.   высшая   духовная   школа   достигла   определенной зрелости, как в учебном, так и в научном отношении. Пастырская подготовка в православных духовных академиях в России в XIX — начале XX в. Хотя академии не являлись пастырскими школами в непосредственном смысле, задача пастырской подготовки не была им чужда. Академии готовили к высшим церковным должностям и к преподаванию в духовных семинариях —   пастырских   школах.   Сочетание   в   академиях   пастырской   подготовки   и развития богословской науки составляло немалую проблему.   Структура пастырской подготовки в духовных академиях Пастырскую   подготовку   в   духовных   академиях   можно   условно разделить   на   две   составляющих.   «Официальную»,   проводимую   в   рамках учебного   процесса,   и   «неофициальную»   —  самостоятельную   студенческую инициативу. «Официальная» пастырская подготовка состояла из  лекций  по пастырскому   богословию   и   связанным   с   ним   предметам   (гомилетике, педагогике,   литургике,   каноническому   праву);   составление   студентами проповедей; участии в богослужении; подготовки некоторыми студентами выпускных работ на пастырские темы.  Стержнем пастырской подготовки являлось пастырское богословие. На протяжении   многих   лет   велся   поиск   наиболее   удачной   его   реализации, 4 отвечающей   задачам  высшей  духовной   школы.   Определялся   круг   его источников,   методов   и   перспектив   научного   развития.   Дополнительной сложностью было то, что Пастырское богословие соединялось в одну кафедру либо с гомилетикой (по Уставу 1869 г.), либо с педагогикой (по Уставу 1884 г.)   Наконец,   Устав   1910–1911   г.   соединил   Пастырское   богословие   с аскетикой, что отвечало общей тенденции тех лет[4].  Составление   проповедей   всегда   было   обязательным   для   студентов духовных   академий   —   менялось   только   их   количество.   Студенты академий,   увлеченные   научными   занятиями,   не   всегда   ревностно относились   к   составлению   проповедей.   Многое   зависело   от преподавателей пастырского богословия и гомилетики, а также от ректора академии.   Так,   будущий   митрополит   Антоний   (Храповицкий),   будучи инспектором СПбДА, затем ректором МДА (1890–1895) и КАзДА (1895– 1900),  всегда   способствовал   активизации   пастырской   подготовки   в этих академиях.  Инициатива   студентов   по   подготовке   к   дальнейшему   служению выражалась в организации проповеднических и пастырских кружков.  Так при   Московской   Духовной   Академии   было   создано   Пастырско­ просветительское братство, члены которого проводили народные чтения, внебогослужебные   беседы,   преподавали   в   воскресной   академической школе.  Дискуссии по вопросам пастырской подготовки в духовных академиях  Проблемы, связанные с пастырской подготовкой в высшей духовной школе, ее сочетание с научной задачей академий вызывали неоднократные дискуссии и в самих академиях, и на обще­церковном уровне. Так в 1909 г.   при   подготовке   нового   Устава   духовных   академий   был   поставлен вопрос: что является их главной задачей — приготовление к пастырскому 5 служению   или   к   научной   деятельности?   Хотя   большинство   участников дискуссии   считали,   непосредственная   задача  академий   —   подготовка учителей для будущих пастырей и ученых богословов[5], окончательный вариант   Устава     1910   г.   все   же   указывал,   что   церковно­пастырское служение является преимущественным для выпускников академий.  Таким   образом,   вопрос   о   пастырском   предназначении   духовных академий   и   его   сочетании   с   научной   деятельностью   был   актуален   на протяжении  XIX  — начала  XX  в. Эта проблема достаточно актуальна и для современной высшей духовной школы. Заключение Российское   богословское  образование   в  период  XIX  –  начала  XX  в. вышло на новый уровень . С помощью  проведенных реформ, духовные школы начали    давать  нужный   результат   ,  но  в  начале    двадцатого   столетия     в общество попадает под влияние     социалистических идей, которые   так же затрагивают     Митрополит   Евлогий   духовные   учебные   заведения.       (Георгиевский) говорит   о последствиях влияния социалистических идей на учеников     семинарий   и   академий.       «Что   в   начале  XX  века   духовные семинарии не давали достаточно числа кандидатов ­ священников. Во многих епархиях   отмечался   их   недостаток,   а   многие   семинаристы,   особенно   в Сибири,   не   хотели   принимать       священнического   сана.   Благовещенская семинария,   например,   за   10   лет     не   выпустила   ни   одного     священника. Религиозный   энтузиазм   в   семинарии   потух,   молодежь   устремилась   на гражданскую   службу,   на   прииски,   в   промышленные   предприятия.   В результате, на одного священника в начале XX века приходилось  более двух тысяч  православных мирян»[6].         6 Библиография: 1) См.:  Сухова   Н.   Ю.    Духовно­учебная   реформа   1808–1814   гг.   и становление   высшей   духовной   школы   в   России   //  Сухова   Н.   Ю. Вертоград   наук   духовный.   Сборник   статей   по   истории   высшего духовного образования в России. М., 2007. С. 25–26. 2) См. там же. С. 29–31. 3) См.:  Сухова   Н.   Ю.  К  200­летию   первой   реформы   высшей   духовной школы в России: Путь науки и служения // XX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ.http://pstgu.ru/scientific/conference/xx/autumn/chronicle/plenary_r eport/.См.:Сухова Н.Ю. Пастырское богословие.   4) См.:  Сухова   Н.   Ю.  Пастырское   богословие   в   российской   духовной школе   (XVIII  —   начало  XX  в.)   //   Вестник   Православного   Свято­ Тихоновского гуманитарного университета. I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 25–43.     5)  См.: Сухова Н. Ю. Дискуссия 1909 г. о проблемах высшего духовного образования   и   богословской   науки   //   Вестник   Православного   Свято­ Тихоновского   гуманитарного   университета. Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 32–57.  II:   История.   История 7 6) История     России   .XX  век  :   1894    1939 .­   М.,  2009    под   редакцией доктора исторических наук Андрея Борисовича Зубова . стр. 103. 8

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в

Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018