В течение XIX – начала XX вв. численность духовных учебных заведений и обучавшихся в них не претерпела существенных изменений (см. Таблицу 6). Усиление реакционного правительственного курса, главным образом в сфере просвещения и цензуры, в последнее пятилетие царствования Александра I почти не коснулось духовного образования. ... Несмотря на неблагоприятные явления в жизни православной духовной школы, обусловленные изменениями в политическом курсе российского самодержавия, заслуги ее в развитии культуры и вообще в духовной жизни страны были несомненно.
реферат.doc
Введение
В XIX и в начале XX века Россия входила в период воин , реформ и
общественного вольнодумия и религиозного нигилизма не только среди
интелегенции но и среди простого народа. И для решения этих проблем
стране были нужны образованные и крепкие в вере пастыри .
В данной работе мы поставили следующие задачи
Как развивались духовные школы в означенный период .
какие проводились реформы в богословском образовании.
какова была пастырская подготовка в духовных учебных заведениях в
России.
В данной работе мы рассмотрим жизнь русского богословского образования и
богословской науки в XIX —начале XX века. Богословское образование и
наука в обозначенный период была многосложна и многообразна, поэтому на
этом периоде мы остановимся более подробно.
Духовная школа в XIX — начале XX в.
Данная работа будет посвящена духовной школе в России XIX —
начала XX в. Следует пояснить само понятие «духовная школа» это школа,
в которой проходит подготовка кадров для духовного служения, т.е.
пастырей Церкви. В XVIII — начале XX в. понятие «духовная школа» имело
следующую смысловую нагрузку — школа для образования детей
священнослужителей и церковнослужителей, т.е. юношества духовного
сословия.
Духовная школа всегда была чрезвычайно важна для Церкви. В ней
формировался епископат, духовенство, решались научнобогословские и
церковнопрактические проблемы. В XIX — начале XX в. в России духовная
1 школа занимала важное место не только в жизни Церкви, но и в жизни
государства. Духовная школа, хотя и составляла самостоятельную систему,
являлась частью российского научнообразовательного пространства. И
только в духовных академиях можно было получить православное высшее
богословское образование.
Духовноучебная реформа 1808–1814 г. Создание в России духовно
учебной системы.
К началу XIX в. практически в каждой епархии Русской Православной
Церкви существовали духовные школы, однако с их деятельностью было
связано немало проблем. Прежде всего, серьезные проблемы были связаны с
духовноучебным процессом. Богословие к этому времени понималось как
профильный предмет духовной школы, но уровень его преподавания в
большинстве духовных школ был недостаточно высок. Духовные школы
находились в епархиальном подчинении, и учебный процесс в них
определялся местонахождением и духовноучебными взглядами
епархиального архиерея, его умением найти талантливых учителей. Поэтому
школы преимущественно были в центральных епархиях и имели достаточно
высокий богословский уровень, а другие — в удаленных епархиях — низкий.
Одной из специфических черт русского богословия было его особое
положение в системе отечественной науки. Академия наук и Московский
университет не занимались научным развитием богословия, эта задача
возлагалась исключительно на духовные школы. Их разрозненность и
нечеткость стоящих перед ними задач препятствовали развитию науки.
К началу XIX в. стало понятно , что произошли существенные
изменения в развитии богословской возможны лишь при условии
централизации духовных школ, которая и была проведена реформой 1808–
1814 гг. В результате реформы духовная школа была разделена на четыре
2 ступени, перед каждой из которых были поставлены свои конкретные задачи.
Две первые ступени (приходские и уездные училища) должны были готовить
церковнослужителей, псаломщиков и дьячконов. Средняя школа (семинария)
готовила священнослужителей, четыре академии — кадры для научно
богословской и духовноучебной деятельности[1].
Таким образом, в начале XIX в. в России сформировалась целостная
духовноучебная система, которая имела несколько образовательных уровней.
Одной из основных задач этой системы была подготовка духовенства, другой
— развитие богословской науки.
Развитие духовных академий в XIX — начале XX в.
Особая роль в духовноучебной системе принадлежала ее высшей
ступени – духовным академиям. Они должны были стать богословскими
университетами и центрами разработки богословской науки, экспертно
научными, учебнометодическими и административными центрами[2]. Так как
в задачи академий включалась и подготовка к высшим церковным
должностям, академии должны были стать и высшими пастырскими школами.
XIX — начало XX в. можно назвать эпохой реформ для духовной
школы в целом и ее высшей ступени, в частности: после первой реформы
1808–1814 гг., академии претерпели преобразования в 1869, 1884, и 1910–
1911 гг. Каждая из этих реформ вводила чтото новое в деятельность
духовных академий. В результате реформы 1869 г. в академиях была
проведена внутренняя специализация, введены отделения (богословское,
церковноисторическое, церковнопрактическое), что на время решило
проблему многопредметности и обеспечило студентам возможность
углубленных занятий в определенной области богословия. Следует отметить,
что в период разработки реформы 1869 г. русскими богословами и
3 церковными деятелями учитывался опыт немецких университетов, прежде
всего, Берлинского[3].
Реформа 1884 г. усилила связь академий с церковной жизнью,
способствовала активизации проповеднической, миссионерской, церковно
просветительской деятельности преподавателей и выпускников духовных
школ. К началу XX в. высшая духовная школа достигла определенной
зрелости, как в учебном, так и в научном отношении.
Пастырская подготовка в православных духовных академиях в России в
XIX — начале XX в.
Хотя академии не являлись пастырскими школами в непосредственном
смысле, задача пастырской подготовки не была им чужда. Академии готовили
к высшим церковным должностям и к преподаванию в духовных семинариях
— пастырских школах. Сочетание в академиях пастырской подготовки и
развития богословской науки составляло немалую проблему.
Структура пастырской подготовки в духовных академиях
Пастырскую подготовку в духовных академиях можно условно
разделить на две составляющих. «Официальную», проводимую в рамках
учебного процесса, и «неофициальную» — самостоятельную студенческую
инициативу. «Официальная» пастырская подготовка состояла из лекций по
пастырскому богословию и связанным с ним предметам (гомилетике,
педагогике, литургике, каноническому праву); составление студентами
проповедей; участии в богослужении; подготовки некоторыми студентами
выпускных работ на пастырские темы.
Стержнем пастырской подготовки являлось пастырское богословие. На
протяжении многих лет велся поиск наиболее удачной его реализации,
4 отвечающей задачам высшей духовной школы. Определялся круг его
источников, методов и перспектив научного развития. Дополнительной
сложностью было то, что Пастырское богословие соединялось в одну кафедру
либо с гомилетикой (по Уставу 1869 г.), либо с педагогикой (по Уставу 1884
г.) Наконец, Устав 1910–1911 г. соединил Пастырское богословие с
аскетикой, что отвечало общей тенденции тех лет[4].
Составление проповедей всегда было обязательным для студентов
духовных академий — менялось только их количество. Студенты
академий, увлеченные научными занятиями, не всегда ревностно
относились к составлению проповедей.
Многое зависело от
преподавателей пастырского богословия и гомилетики, а также от ректора
академии. Так, будущий митрополит Антоний (Храповицкий), будучи
инспектором СПбДА, затем ректором МДА (1890–1895) и КАзДА (1895–
1900), всегда способствовал активизации пастырской подготовки в этих
академиях.
Инициатива студентов по подготовке к дальнейшему служению
выражалась в организации проповеднических и пастырских кружков. Так
при Московской Духовной Академии было создано Пастырско
просветительское братство, члены которого проводили народные чтения,
внебогослужебные беседы, преподавали в воскресной академической
школе.
Дискуссии по вопросам пастырской подготовки в духовных академиях
Проблемы, связанные с пастырской подготовкой в высшей духовной
школе, ее сочетание с научной задачей академий вызывали неоднократные
дискуссии и в самих академиях, и на общецерковном уровне. Так в 1909
г. при подготовке нового Устава духовных академий был поставлен
вопрос: что является их главной задачей — приготовление к пастырскому
5 служению или к научной деятельности? Хотя большинство участников
дискуссии считали, непосредственная задача академий — подготовка
учителей для будущих пастырей и ученых богословов[5], окончательный
вариант Устава 1910 г. все же указывал, что церковнопастырское
служение является преимущественным для выпускников академий.
Таким образом, вопрос о пастырском предназначении духовных
академий и его сочетании с научной деятельностью был актуален на
протяжении XIX — начала XX в. Эта проблема достаточно актуальна и
для современной высшей духовной школы.
Заключение
Российское богословское образование в период XIX – начала XX в.
вышло на новый уровень . С помощью проведенных реформ, духовные школы
начали давать нужный результат , но в начале двадцатого столетия в
общество попадает под влияние социалистических идей, которые так же
затрагивают
Митрополит Евлогий
духовные учебные заведения.
(Георгиевский) говорит о последствиях влияния социалистических идей на
учеников семинарий и академий. «Что в начале XX века духовные
семинарии не давали достаточно числа кандидатов священников. Во многих
епархиях отмечался их недостаток, а многие семинаристы, особенно в
Сибири, не хотели принимать священнического сана. Благовещенская
семинария, например, за 10 лет не выпустила ни одного священника.
Религиозный энтузиазм в семинарии потух, молодежь устремилась на
гражданскую службу, на прииски, в промышленные предприятия. В
результате, на одного священника в начале XX века приходилось более двух
тысяч православных мирян»[6].
6 Библиография:
1) См.: Сухова Н. Ю.
Духовноучебная реформа 1808–1814 гг. и
становление высшей духовной школы в России // Сухова Н. Ю.
Вертоград наук духовный. Сборник статей по истории высшего
духовного образования в России. М., 2007. С. 25–26.
2) См. там же. С. 29–31.
3) См.: Сухова Н. Ю. К 200летию первой реформы высшей духовной
школы в России: Путь науки и служения // XX Ежегодная Богословская
конференция
ПСТГУ.http://pstgu.ru/scientific/conference/xx/autumn/chronicle/plenary_r
eport/.См.:Сухова Н.Ю. Пастырское богословие.
4) См.: Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной
школе (XVIII — начало XX в.) // Вестник Православного Свято
Тихоновского гуманитарного университета. I: Богословие. Философия.
2009. Вып. 1 (25). С. 25–43.
5) См.: Сухова Н. Ю. Дискуссия 1909 г. о проблемах высшего духовного
образования и богословской науки // Вестник Православного Свято
Тихоновского гуманитарного университета.
Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 32–57.
II: История. История
7 6) История России .XX век : 1894 1939 . М., 2009 под редакцией
доктора исторических наук Андрея Борисовича Зубова . стр. 103.
8
Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Православные духовные школы в XIX-начале XXв.в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.